Как следует из п. 1 ст. 26.14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» расходы бюджета субъекта РФ осуществляются в формах, предусмотренных БК РФ.
Понятие формы в философии многозначно. Античный философ Аристотель считал, что форма (морфе) - это структура, определяющая качественную определенность вещи[1].
Платон понятие «форма» употреблял в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос», для обозначения всеобщего, неизменного и подлинного сущего, являющегося прообразом изменчивых и индивидуальных явлений[2].
Марксистская диалектика исходила из того, что содержание, развитие содержания предмета всегда предшествует возникновению и развитию формы. Форма активно воздействует на содержание, содействуя или тормозя его развитие[3].
В современной философии, как правило, под формой понимается способ внешнего выражения содержания. Форма есть внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его внешние пространственные и временные границы[4]. В отдельных случаях под формой понимают внутреннюю организацию, способ связи элементов внутри системы (в данном случае понятие формы совпадает с понятием структуры)[5]. Причем категория формы выражает не только внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, но и связь с внешними условиями[6].
Таким образом, можно заключить, что форма расходов представляет собой внешнее выражение выплат денежных средств, за исключением тех, что относятся к выплатам по источникам финансирования дефицита бюджета.
До принятия Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»[7] существовало легальное закрепление форм расходов бюджета. В частности, ст. 69 БК РФ имела наименование «Формы расходов бюджетов» и устанавливала, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме бюджетных ассигнований на определенные данной статьей направления. Учитывая, что согласно ст. 6 БК РФ бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, а расходы бюджета, в буквальном толковании ст. 6 БК РФ, представляют собой реально выплачиваемые из бюджета денежные средства, приведенное выше легальное формулирование форм расходов представляется некорректным.
Видимо, учитывая ошибочность приведенной формулировки в ст. 69 БК РФ были внесены изменения в указанную статью. Однако вместо того, чтобы исправить формулировку абзаца первого ст. 69 БК РФ законодатель изменил наименование данной статьи на «Бюджетные ассигнования», исключив тем самым из БК РФ понятие «формы расходов». При этом разработчики указанных изменений содержание ст. 69 БК РФ именовали формами бюджетных ассигнова- ний[8]. Однако следует учитывать, что выплаты из бюджета (бюджетные расходы) осуществляются только в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, формы бюджетных ассигнований будут совпадать с формами бюджетных расходов. Данный вывод находит подтверждение и в правоприменительной практике[9].
[1] Философия: учебник / отв. ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. М., 2001. С. 64.
[2] Философский словарь: основан Г. Шмидтом: пер. с нем. / под ред. Г. Шишкоффа; общ. ред. В. А. Малинина. М., 2003. С. 475.
[3] Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя, П. Юдина. М., 1954. С. 644-645; Ищенко Т. Краткий философский словарь. М.; Л., 1931. С. 183-184.
[4] Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. М., 2004. С. 421.
[5] Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. М., 2007. С. 471.
[6] Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. М., 1968. С. 382.
[7] О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ (с послед. изм. от 29 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 18, ст. 2117.
[8] Пояснительная записка к проекту федерального закона № 390549-4 «О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.m/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=390549-4&02 (дата
обращения: 22 октября 2016 г.).
[9] См., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2012 г. № Ф09-9357/12 по делу № А60-24851/2012 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
|