Воскресенье, 24.11.2024, 19:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 56
Гостей: 56
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ФИНАНСИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Судебный эксперт судебной финансово-экономической экспертизы и его профессиональная компетенция

Определяющим фактором для назначения лица экспертом в целях судопроизводства является наличие у него специальных знаний и степень владения ими. Несмотря на то, что термины «компетенция» и «компетентность» указаны ст. 57

УПК РФ и ст. 70 УПК РФ, определение им не дается. В традиционном понимании компетенция эксперта - это том объем знаний, которыми должен владеть эксперт; компетентность - степень владения субъекта[1].

В Уставе уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. указывалось, что «для точного уразумения встречающегося в деле обстоятельства необходимы специальные сведения или опытность в науке ... промысле или каком-либо занятии»[2]; «приглашаемы:...профессора, учителя, техники, ... казначеи и лица, продолжительными занятиями по какой-либо службе или части приобретшие особенную опытность»[3]. Необходимость понимания пределов своей компетенции и правильного использования инициативы экспертом объяснялась потребностью следственной и судебной практики: «не должны упускать из виду и таких признаков, на которые следователь не обратил внимание, но исследование коих может привести к открытию истины»[4].

Ранее подготовка эксперта в области СЭЭ происходила на основе наличия у лица высшего экономического образования. Специальное обучение проходило у более опытного эксперта-наставника, организовывались краткосрочные курсы и стажировки, разрабатывались планы программ[5].

Традиционно при первичном получении квалификации на право самостоятельного производства по экспертной специальности СФЭЭ № 18.1 претендующему лицу необходимо было иметь квалификацию по экспертной специальности СБЭ № 17.1 как базовой. Несмотря на отсутствие правовой регламентации этой проблемы, первоочередность получения СБЭ перед СФЭЭ существовала.

Проблемы определения компетенции негосударственных экспертов обуславливают иногда завышенные, зачастую спорные и избыточные, требования[6]. Например, некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация (СРО) судебных экспертов»[7] выделяло:

- обязательное наличие высшего образования, в полной мере соответствующего тем видам экспертиз, которые выполняются экспертом;

- плановое прохождение повышения квалификации;

- прохождение процедуры сертификации по конкретной экспертной специализации;

- страхование профессиональной ответственности эксперта;

- выполнение установленных саморегулируемой организацией правил организации производства судебных экспертиз.

Здесь требования страхования профессиональной ответственности эксперта представляется избыточным.

Судебно-экспертное сообщество уделяет повышенное внимание на формальную компетенцию эксперта: наличие высшего судебно-экспертного образования, прохождение добровольной сертификации[8], внесение в интерактивные реестры судебных финансово-экономических экспертов[9].

Система СЭУ МВД РФ выдвигает требования:

- «знать законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие порядок производства судебных экспертиз (п. 23.1);

- обладать специальными знаниями и практическими навыками, необходимыми для производства конкретного вида судебных экспертиз в соответствии с действующими экспертными методиками (п. 23.2.)[10].

Современные требования к знаниям эксперта возросли. Рассматриваются современные подходы к обучению[11], поднимаются вопросы о содержании и организации профессиональной переподготовки судебных экспертов-экономистов[12]. Следовательно, эксперт должен ориентироваться в существующих научнометодических подходах производства СФЭЭ и обладать практическими навыками при исследовании объектов экспертизы для решения конкретных экспертных задач.

С изменениями от 08 марта 2016 г. Федерального закона «О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ согласно ст. 13 ГСЭД РФ, необходимым представляется получение дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. С 02 июля 2013 г. Положением о дополнительном профессиональном образовании закреплена процедура такого получения компетенции, по окончании которой выдается диплом о профессиональной переподготовке[13]. Эти требования для государственных судебных экспертов являются обязательными.

Согласно Положению о дополнительном профессиональном образовании работников ФБ СЭУ Минюста РФ[14], РФЦСЭ вправе проводить обучение (в том числе физических лиц, не являющихся работниками СЭУ на основании договора об оказании платных образовательных услуг) на базе диплома о высшем образовании в объеме не менее 540 часов (15 зачетных единиц), из которых не менее 180 часов (5 зачетных единиц) должно быть отведено практической работе. При обучении по программе может производиться перезачет учебных дисциплин, изученных слушателем ранее по основным образовательным программам высшего образования и (или) программам дополнительной профессиональной подготовки. Разработан ориентировочный план по освоению экспертной программы СФЭЭ[15]. Срок обучения по программе устанавливается от 6 месяцев до 1 года и зависит от уровня базовой подготовки слушателя, объема осваиваемой программы. Организация учебного процесса состоит в последовательном освоении учебных модулей: теория судебной экспертизы; основы криминалистики; специальность.

Вместе с тем в рамках добровольной сертификации лицам, претендующим на право производства СФЭЭ в качестве негосударственного эксперта, предлагается возможность после прохождения курса и получения диплома о профессиональной переподготовке сдать экзамены и получить сертификат.

Следует отметить, что существующая система добровольной сертификации представляет собой основной инструмент повышения мотивации обучения для негосударственных судебных экспертов. Однако считаем излишней «обязательную сертификацию компетентности негосударственных экспертов»[16]. Поскольку сертифицировать экспертов по всем видам исследований невозможно. Последствием обязательной сертификации может стать лицензирование этой деятельности, применение которой, по нашему глубокому убеждению, недопустимо.

Перечнем экспертных специальностей закреплено соотнесение базового высшего образования и конкретной экспертной специальности[17]. К СФЭЭ отнесены специальности:

- Экономическая теория,

- Экономика труда,

- Финансы и кредит,

- Бухгалтерский учет, анализ и аудит,

- Экономика и управление на предприятии (по отраслям),

- Менеджмент организации,

- Маркетинг,

- Статистика,

- Математические методы в экономике,

- Судебная экспертиза,

- Таможенное дело,

- Налоги и налогообложение,

- Коммерция (торговое дело).

Следует отметить, что в Перечне по экономическим специальностям отсутствует прямое указание на уровень высшего образования : бакалавриат, специали- тет, магистратура.

Ж. А. Кеворкова и И. В. Бахолдина указали, что, изучая соответствие перечня специальностей высшего профильного образования для заявителей на сертификацию по экспертным специальностям, необходимо иметь в виду, что с 1 сентября 2013 г. действует ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ним в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: высшее образование - бакалавриат, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр» (срок обучения не менее чем 4 года)[18].

В ходе практикуемой в настоящее время профессиональной переподготовкой лиц, имеющих высшее образование (бакалавр или специалист) в сфере экономики, обучаемый получает лишь фрагментарные знания некоторых разделов криминалистики и теории судебной экспертологии, а также выдержки из процессуальных кодексов. А. М. Зинин справедливо отметил, что программы подготовки и переподготовки экспертов нуждаются в корректировках[19].

Качество подготовки судебных экспертов путем стажировок либо краткосрочных курсов не может сравниться с высшим образованием. О дидактическом проектировании учебного процесса в юридических вузах писал Н. А. Давыдов[20].

Специальность «судебная экспертиза» характеризуется междисциплинарностью и наличием специализаций, в том числе судебных экономических экспертиз. Только на основе использования компетентностного подхода обучения возможна подготовка экспертов СФЭЭ как специалистов двойной компетенции.

В Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кута- фина действует Институт судебных экспертиз, где в рамках высшего образования происходит обучение по специальности «судебная экспертиза» с присвоением квалификации «судебный эксперт» и специализацией «судебно-экономические экспертизы». По этой специальности проводят обучение и другие вузы России[21].

С 2013 г. специальности «судебная экспертиза» присвоен новый код 40.05.03, что позволило говорить об этой специальности как о юридической (вошла в укрупненную группу специальностей 40.00.00 «юриспруденция»[22]). Федеральным стандартом разрабатываются общие, общекультурные и профессиональные компетенции; так, специалист по направлению подготовки (специальности) 40.05.03 «Судебная экспертиза» готов решать профессиональные задачи[23]. Следует отметить, что стандартом не предусмотрены очно-заочная (вечерняя) и сокращенная формы обучения.

Специальные знания являются сложным и многогранным понятием в судебной экспертологии. Они рассматриваются в ряде диссертационных работ[24]. Специальные знания эксперта-экономиста также многогранны, представление о них формируют общую компетенцию рода СФЭЭ. Первоочередными являются знания «материнских наук» о финансах предприятия, которые лицо получает в рамках высшего образования.Ранее мы акцентировали внимание на многообразие финансов предприятия. Ко второй укрупненной группе можно отнести знания материального права о финансах предприятия и особенностях их обращения, которые могут быть также дифференцированы на основе предлагаемых нами видов. Следует отметить, что для лиц, получающих высшее образование в сфере экономики, предусмотрен ряд дисциплин материального права. Основой судебно-экспертной деятельности представляют знания процессуального права, криминалистики и судебной экспертологии. Вместе с тем знания судебной экспертологии охватывают представления об основах экономических и иных родов (видов) судебных экспертиз. Наличие теоретических знаний считаются недостаточными без практического умения их использования.

В каждом конкретном случае компетентность эксперта-экономиста СФЭЭ - это его опыт и умение в достаточном объеме владеть знаниями, навыки которого зависят от частоты их применения.

Система специальных знаний эксперта-экономиста СФЭЭ нами представлена в приложении № 11[25].

Полагаем, компетенцию СФЭЭ образуют теоретические знания в области экономики, направленные на изучение финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, законодательства, охраняющего общественные отношения, регулируемые нормами права в сфере экономики и финансов предприятий, а также в области теории и практики организации, производства судебной экспертизы и криминалистики. В основу подготовки экспертов СФЭЭ должен быть положен компетентностный подход, поскольку эксперт - специалист двойной компетенции

Нами проанализированы существующие системы подготовки экспертов СФЭЭ на основе наличия минимального базового образования[26]. Очевидно, что предпочтительным вариантом подготовки квалифицированных экспертов СФЭЭ является получение лицами первого высшего образования по специальности ФГОС ВО 40.05.03 «судебная экспертиза», специализация «судебные экономические экспертизы»[27]. Вместе с тем полагаем, что необходимо внесение изменений в Федеральный образовательный стандарт высшего образования 3+ 40.05.03 по специальности «судебная экспертиза», связанных с получением первого и второго высшего образования по очно-заочной форме (в настоящее время предусмотрена исключительно очная форма обучения). При этом будет возможно сокращать срок обучения для лиц, имеющих высшее экономическое образование.

Менее предпочтительным вариантом подготовки может быть обучение бака- лавров-экономистов в магистратуре по юридическому направлению (программа) «судебная финансово-экономическая экспертиза». Однако качество такой подготовки ниже, поскольку за краткий период обучения в магистратуре невозможно дать студентам в достаточном объеме требуемые юридические знания в области материального и процессуального права, судебной экспертологии, криминалистики и целого ряда общеэкспертных дисциплин.

В связи с приоритетом высшего образования по специальности «судебная экспертиза» при обучении судебных экспертов предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 13 федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», изложив ее в следующей редакции: «Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование по специальности «судебная экспертиза» либо иное высшее образование и дополнительное образование по конкретной экспертной специальности». Вместе с тем учесть данное предложение в новом законе «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Нами разработана программа по курсу «Судебная финансово-экономическая экспертиза», которая направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции у лиц, претендующих быть экспертами СФЭЭ. Целями освоения курса при подготовке высокопрофессиональных судебных экспертов- экономистов, готовым к профессиональной деятельности являются:

- формирование у обучающихся знаний научно-методических основ о судебной финансово-экономической экспертизе как самостоятельном роде судебных экспертиз, включающему предмет, объекты, задачи, методологию, технологию этого рода судебных экспертиз; компетенции экспертов судебной финансово-экономической экспертизы;

- формирование представлений об организационно-правовых аспектах СФЭЭ;

- формирование представлений о системе понятийного аппарата СФЭЭ;

- воспитание обучающихся в духе формирования постоянной индивидуальной потребности приращения знаний и внутренней мотивации к освоению специальных экономических знаний в области экономики и финансов предприятия;

- формирование установки на развитие когнитивных, коммуникативных и интеллектуальных способностей эксперта-экономиста.

Обучаемый в результате освоения программы по курсу «Судебная финансово-экономическая экспертиза» должен:

- знать: место СФЭЭ в общей системе судебной экспертизы и ее классификацию; теоретические основы СФЭЭ : предмет, объекты, типичные экспертные задачи и их классификации; методы и их классификации; иметь общее представление об объектах, направляемых для производства СФЭЭ; технологический алгоритм производства СФЭЭ;

- должен уметь: обеспечивать взаимодействие субъектов правоприменительной деятельности и экспертов (специалистов), имеющих специальные знания в области экономики и финансов предприятия; формулировать вопросы эксперту для производства СФЭЭ; выявлять при исследовании результатов заключений экспертов-экономистов СФЭЭ причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений;

- владеть: практическими навыками подготовки объектов и материалов дела для СФЭЭ; системой представлений о взаимосвязи законодательных и подзаконных нормативных актов, связанных с организационным, правовым и производственным обеспечением СФЭЭ в судопроизводстве.

Текст Программы приведен в Приложении 13 работы[28] [29].

Таким образом, на основе предъявляемых современных требований к компетентности эксперта-экономиста, полагаем, что компетенцию СФЭЭ образуют теоретические знания в области экономики, направленные на изучение финансовохозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, законодательства, охраняющего общественные отношения, регулируемые нормами права в сфере экономики и финансов, а также в области теории и практики организации, производства судебной экспертизы и криминалистики. Эксперт должен ориентироваться в существующих научно-методических подходах к производству СФЭЭ и обладать практическими умениями при исследовании объектов экспертизы для решения конкретных экспертных задач. В основу подготовки экспертов СФЭЭ должен быть положен компетентностный подход, поскольку эксперт - специалист двой-

^ I ”70

ной компетенции .

 

[1] Российская Е. Р. Теория судебной экспертизы (судебная экспертология). С. 75,231.

[2] Устав Уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. Ст. 112, 325 // СПС «Кон- сультантПлюс» (дата обращения 01.06.2017).

[3] Там же. Ст. 326.

[4] Там же. Ст. 333.

[5] Программа «Судебный экономический анализ и судебная планово-экономическая экспертиза» и методические рекомендации по подготовке курсовых работ : для слушателей заочных курсов повышения квалификации работников СЭУ системы МЮ СССР / авт.-сост. В. К. Степутенкова, С. А. Плишкин. - М. : ВНИИСЭ, 1987. - С. 30. ; Агаева Л. Н., М. Г. Нерсесян Программа подготовки экспертов по специальности 18.1 «Исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта» // Теория и практика судебной экспертизы. - 2007. - № 4 (8). - С. 34-40.

[6] См. подробнее : Сарыгина Э. С. Проблемы определения уровня компетенции частного эксперта при назначении судебной финансово-экономической экспертизы // Государственный суверенитет и верховенство права : международное и национальное измерения : II Московский юридический форум «Кутафинские чтения» (г. Москва, 2-4 апреля 2015 г.): материалы круглых столов : в 2 ч. - Часть 1. - М. : Проспект, 2015. - С. 643-648.

[7] URL:http://exprus.ru/sro/index.php (дата обращения: 29 сентября 2016 г.).

[8]

URL.: http://exprus.ru/sro/articles/7398 (дата обращения: 29 сентября 2016 г.); Положение о дополнительном профессиональном образовании работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ : приказ директора РФЦСЭ от 16 декабря 2014 г. № 239/1-1 // URL.: http://sudexpert.ru/norms/ .

URL. : http://www.finsudexpert.ru/default.aspx. (дата обращения: 29 сентября 2016 г.).

[10] Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России» (Приложение № 1. Положение об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Приложение № 1. Положение о Центральной экспертно-квалификационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации) : приказ МВД РФ от 09 янв. 2013 г. № 2 : зарегист. в Минюсте России 19 апр. 2013 г. № 28236 // Российская газета. № 97 от 08 мая 2013 г.

[11] См. подробнее : Смирнова С.А. Современные подходы к профессиональной подготовке судебных экспертов в системе СЭУ Минюста России // Теория и практика судебной экспертизы : международный опыт, проблемы, перспектива, Москва, 07-08 июня 2017 г.: сб. научн.тр. I Международного форума.2017. - М. : МосУ МВД им. В.Я. Кикотя, 2017. - С. 17-21. ; Ее же. Проблемы профессиональной подготовки судебных экспертов // Теория и практика судебной экспертизы. - 2013. - № 2 (30). - С. 24-27.

[12] См. подробнее : Волынский А. Ф., Прорвич В. А. О содержании и организации профессиональной переподготовки судебных экспертов и специалистов-экономистов // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 5. - С. 25-29.

[13] Положение о дополнительном профессиональном образовании работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденное Приказом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 16 дек. 2014 г. № 239/1-1 : офиц. текст: по состоянию на 01 июля 2017 г. // СПС «Гарант».

[14]

Там же.

[15] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.03 судебная экспертиза (уровень специалитета) «специалист») : приказ Минобрнауки России от 28 окт. 2016 г. № 1342 : офиц. текст: по состоянию на 01 июля 2017 г. // СПС «Гарант».

[16] Смирнова С. А. Модернизация судебно-экспертной деятельности в связи с изменением правового положения государственных учреждений // КриминалистЪ. - 2011. - № 2(9). - С. 10.

[17] Перечень специальностей высшего профильного образования в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы, утвержденный Приказом Г о- сударственного учреждения Российского Федерального Центра Судебной Экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации от 28 января 2011 г. № 15/1-1 : офиц. текст: по состоянию на 22 апр. 2017 г. - URL: http://sudexpert.ru/files/special.pdf .

[18] Кеворкова Ж. А. Бахолдина И. В. Порядок сертификации экспертов-экономистов в Российской Федерации // Управление экономическими системами. - 2014. - № 4. - URL: http://uecs.ru/finansi-i-kredit/item/2887-2014-04-29-08-51-4?pop=1&print=1&tmpl=component (дата обращения 22.04.2017 г.).

[19] Зинин А. М. Значение экспертной дидактики для процесса обучения судебных экспертов / А. М. Зинин // Уголовное судопроизводство : проблемы теории и практики. - М. : Юнити- дана, 2016. - № 1. - С. 30-31.

[20] См .подробнее : Давыдов Н. А., Аминов И.И., Поляков С. П. Современная подготовка юристов : бакалавров, специалистов и магистров в вузах России (опыт проектирования и реализации) : монография ; под общ. ред. Н. А. Давыдова. - М. : Проспект, 2015. - 208 с.

[21]

Например, Российский государственный университет правосудия. http://www.rgup.ru

[22] Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: Приказ Минобрнауки России от 12 сент. 2013 г. № 1061: зарегистр. в Минюсте России 14 окт. 2013 г. № 30163 : офиц. текст: по состоянию на 01 июля 2017 г. // СПС «Гарант».

[23]

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.03 судебная экспертиза (уровень специалитета) «специалист») : приказ Минобрнауки России от 28 окт. 2016 г. № 1342 : офиц. текст: по состоянию на 01 июля 2017 г. // СПС «Гарант».

[24]

Петрикина А. А. Использование экономических познаний в процессе доказывания по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. - М. : Моск.акад.эконом.и.права, 2009. -178 с. ; Чипура Д. П. Использование специальных экономических знаний при расследовании преступлений : уголовно-процессуальные и организационные аспекты : дис .. канд. юрид. наук: 12.00.09. - Волгоград : Волгоград. акад. МВД РФ, 2005. - 260 с. Лазарева Л. В. Концептуальные основы использования специальных знаний в российском уголовном судопроизводстве : дис .. д-ра юрид. наук: 12.00.09. - Владимир: Владимирский юридический ин-тут ФСИН, 2011. - 470 с.; Шапиро Л. Г. Судебноэкономические экспертизы в борьбе с преступностью в сфере экономики : процессуальные и криминалистические проблемы // Вестник СГЮА. - 2016. - № 1(108). - С. 158-163. и другие.

[25]

Приложение № 11 Специальные знания эксперта-экономиста СФЭЭ.

[26]

Приложение № 12 Вариативность дополнительного обучения в области СФЭЭ на основе базового образования эксперта.

[27] См. подробнее : Сарыгина Э. С. Судебный эксперт в сфере экономических экспертиз: профессиональная ориентация // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2016. - № 8(24). - С. 120-127.

[28]

Приложение № 13 Программа по курсу «Судебная финансово-экономическая экспертиза».

[29] См. подробнее : Сарыгина Э. С. Пути повышения уровня готовности студентов к дидактическому планированию своей подготовки как специалиста // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 5. — С. 82-86.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.01.2018)
Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%