Изучение вопроса концептуальных и методологических подходов к исследованию административно-правового регулирования экономики требует, в первую очередь, обратить внимание на значительные изменения, произошедшие в изучении проблем административно-правого регулирования экономики в последние годы. Так, А. Ф. Ноздрачев определяет содержание и механизмы административно-правового регулирования экономических отношений с учетом содержания экономической функции государства. В связи с чем в содержание этого института он включает три относительно самостоятельных вида административно-правового регулирования, а именно: прямое, косвенное и региональное. Все обозначенные виды широко используются как в государственном, так и в частном секторе экономики[1].
С таким подходом вполне можно согласиться, но в то же время необходимо добавить, что с учетом глобализации экономики, включения нашей страны в целый ряд международных экономических организаций, административноправовое регулирование экономики должно учитывать соответствующие международно-правовые стандарты осуществления финансовой и экономической деятельности. Нужно также сказать, что мы, по сути, учимся рыночной экономике, находимся практически на начальной стадии развития
экономического саморегулирования и государственно-частного партнерства. В этой связи при формировании концепции административно-правового
регулирования экономики должны быть учтены зарубежный опыт, а также нормы международного права.
Действительно, методологический подход к изучению данных вопросов кардинально изменился на рубеже 80-90-х годов ХХ века. Необходимо отметить, что к концу ХХ века административно-правовое регулирование экономики претерпело кардинальные изменения в связи с переходом от командных методов регулирования экономики к административно-правовому регулированию, свойственному экономикам свободного рынка, то есть административноправовому регулированию с минимально необходимым влиянием
аппарата на хозяйственные отношения автономных субъектов экономики. Таким кардинальным изменениям отношений государства и
хозяйствующих субъектов посвящен ряд трудов исследователей административного права, которые заостряют внимание именно на кардинальности преобразований методов и концепций административного регулирования экономики, произошедших на рубеже 80-90-х годов прошлого века[2].Если изучение проблем административно-правового регулирования экономики в советский период характеризовалось автономией и изолированностью, так как примеров административно-командного регулирования экономики в мире насчитывалось немного, а опыт советской плановой экономики в этом отношении можно считать передовым, то в современный период развития науки административного права опыт зарубежных государств в сфере административно-правового регулирования экономики применяется довольно широко. Это связано с тем, что рыночные принципы устройства экономики и институты ее администрирования были заимствованы за рубежом, ведь самые «свежие» российские примеры административно-правового регулирования рыночной экономики датировались лишь концом XIX - началом XX века[3]. Как следствие, на современном этапе развития административной науки обращение к зарубежному опыту правового регулирования экономики стало необходимостью, поскольку институциональная структура органов государственной власти и методы администрирования видоизменились под воздействием развития новых экономических отношений[4]. Очевидно, что такие изменения внесли свои коррективы в концептуальные и методологические подходы к изучению проблем административно-правового регулирования экономики, а сравнительно-правовой метод изучения данных вопросов стал особо популярен именно сегодня.
Усиленное использование сравнительно-правового подхода к изучению административно-правового регулирования экономики объясняется не только заимствованием принципов функционирования и институтов экономики зарубежных государств — их переносом на отечественную почву, но также и глобализационными процессами. Интеграция российской экономики в глобальные хозяйственные отношения проходит посредством имплементации норм международного права, которые направлены на либерализацию экономических отношений входе снятия тарифных и нетарифных барьеров на движение капитала, услуг и товаров[5]. Анализ имплементации административных норм и институтов в других правопорядках позволяет в сравнительно-правовом ключе определить достоинства и недостатки отдельных решений и более эффективно имплементировать в российский правопорядок нормы международного права, касающиеся экономических отношений. В случае с российской экономикой данный опыт имеет особый интерес в связи с продвижением евроазиатских интеграционных процессов в рамках Таможенного союза. Стоит отметить, что особый интерес здесь представляет именно опыт по имплементации норм европейского законодательства в сфере экономики в административное право государств — членов ЕС, так как по сущности своей интеграционные процессы в рамках Таможенного союза аналогичны интеграционным процессам, происходящим в рамках Европейского союза[6].
Помимо заимствования зарубежных концепций и методов
административно-правового регулирования экономики, последняя характеризуется своей многоплановостью, так как касается различных отраслей и сфер жизнедеятельности. Несмотря на тот факт, что в любом государстве экономика является отдельным объектом правового (и политического) регулирования, доказательством чему служит создание в рамках органов исполнительной власти сети специализированных институтов (министерств экономики, министерств развития промышленности и т. п.), различные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов подвергаются административноправовому регулированию и непрофильными министерствами и ведомствами. Как следствие, административно-правовое регулирование экономики является многоплановым феноменом, а его изучение возможно только в рамках межотраслевого подхода. Действительно, административно-правовое регулирование экономики является междисциплинарной проблемой, корни которой мы можем обнаружить и в конституционном, и в административном, и в финансовом, и в гражданском праве, а также в ряде других отраслей права и даже смежных общественных науках. Как следствие, концептуальные и методологические подходы к исследованию вопросов административноправового регулирования экономики все чаще стали заимствовать отдельные аспекты других отраслей права и даже других наук.
Экономика, будучи объектом правового регулирования различных отраслей права[7], требует от административно-правового исследования учета отдельных аспектов и методов правового регулирования других отраслей права. Наиболее ярким в изучении проблем административно-правого регулирования экономики в последние годы стало использование концептуальных и методологических подходов, используемых юридическими науками, объектом и предметом которых являются более диспозитивные, автономные отношения субъектов права. Речь в первую очередь идет об использовании в изучении проблем административноправого регулирования экономики концептуальных и методологических подходов гражданского права. Мы можем заметить по данному вопросу, что в последнее время произошло «заметное изменение роли административного права Российской Федерации в правовой системе Российской Федерации и его влияния на систему организации государственного и муниципального управления в целом. Которое заключается в следующем: изменился субъектный состав
административно-правовых отношений; отмечается широкое использование дозволений, рекомендаций, стимулов; произошло перенесение тяжести государственного воздействия с прямого администрирования на координацию деятельности субъектами управления, а также применение договорных методов регулирования в ряде важнейших сфер конституционных и административных правоотношений (ч. 3 ст. 11, ч. 4 и 5 ст. 66, ч. 2 и 3 ст. 78, 4.1 ст. 85 Конституции Российской Федерации)»[8].
Очевидным следствием такой трансформации административно-правовых институтов стало все большее использование концептуальных и методологических подходов гражданского права, а исследования административно-правового регулирования стали действительно межотраслевыми в связи с использованием методов и принципов гражданского права.
Изучение административно-правового регулирования экономики не ограничивается использованием методов, институтов и концепций гражданского права. При проведении административно-правовых исследований проблем административно-правового регулирования экономики используются и наработки науки финансового права, что свидетельствует о понимании того, что данные науки обладают определенной общностью методов, институтов, концептов в рассматриваемой нами сфере и т. п.
Помимо этого, использование концептуальных и методологических подходов финансового права при изучении административно-правового регулирования в сфере экономики является бесспорным. Очевидно, что административно-правовое управление экономическим развитием государства заключается в разработке мер, направленных на развитие экономики, реализация которых находится в прямой зависимости от бюджетной обеспеченности таких мер. Как следствие, разработка мер административно-правового регулирования экономики предполагает активное участие в разработке бюджета с целью финансового обеспечения данных мер. В свою очередь, изучение путей усиления фискального потенциала какого-либо налога, достижение сбалансированности бюджетной системы являются неотъемлемыми элементами экономической политики и административного воздействия на экономику. Таким образом, финансовое и бюджетное право, их концептуальные и методологические подходы напрямую используются при административно-правовом регулировании экономики.
Налоговое право, как и финансовое, непосредственно связано с административно-правовым регулированием экономики.
Как свидетельствует Е. П. Губин, «благодаря достижениям экономической теории удалось найти способы, обеспечивающие выравнивание экономического развития путем использования государством рычагов фискальной (политики налогообложения и государственных расходов) и кредитно-денежной политики (влияние на процентные ставки и условия кредитования)»[9].
Иными словами, одним из основных методов реализации экономической политики является налогообложение, а административно-правовое регулирование в налоговой сфере относится к одному их рычагов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов которая может стимулировать ее (посредством, например, так называемых налоговых амнистий), либо, напротив, тормозя ее развитие (посредством отягощения налогового бремени хозяйствующих субъектов). Как следствие, административно-правовое регулирование использует методы и концепты налогового права и управления системами налогообложения.
Конституция, как основной для любой отрасли права акт, также оказывает непосредственное влияние на административно-правовое регулирование экономики. Более того, устанавливая основы конституционного строя, а также закрепляя ряд основных прав и свобод человека и гражданина, она в принципе не может не оказывать влияния на такое многогранное явление, как экономика. Как следствие, отдельные методы и концепты конституционного права также используются в административно-правовом регулировании экономики. Основным концептом конституционного права, который не может не оказывать влияния на административно-правовое регулирование, являются конституционные права и свободы человека и гражданина. Более того, такие базовые аспекты хозяйственной деятельности, как частная собственность и предпринимательская (хозяйственная) деятельность, возведены Конституцией РФ в ранг основных прав и свобод человека и гражданина, а свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержка конкуренции возведены в основы конституционного строя (ст.ст. 8, 34 и 35 Конституции РФ). Как следствие, административно-правовое регулирование экономики должно осуществляется с непосредственной оглядкой на то, что объект такого регулирования — отношения хозяйствующих субъектов — обладает повышенной защитой, а его регулирование — как и регулирование других конституционных прав и свобод — должно подчиняться требованиям пропорциональности, необходимости и наименьшего вмешательства (ограничения) и т. п.[10].
Несмотря на сугубо юридическое выражение мер административноправового регулирования экономики, деятельность органов власти в сфере экономики не ограничивается сугубо юридическими аспектами и требует от субъектов администрирования знаний в сфере менеджмента, маркетинга, экономической теории и т.п. Подтверждения этому обнаружим в новых методах органов государственной власти по администрированию экономики, управлению казенными и унитарными предприятиями, а также в сотрудничестве государственных органов с частными предприятиями. Действительно, сегодня перед государственными служащими стоят не просто задачи «сухого» администрирования, от них все чаще требуется учитывать приоритеты экономической рентабельности и выгоды[11]; как следствие, административноправовое регулирование сегодня пронизано принципами менеджмента и управления[12].
Следствием изменения парадигмы административно-правового регулирования стало и изменение концептуальных и методологических подходов к его изучению. Так, например, в науке административного права все чаще обращается внимание на необходимость использования при разработке мер административно-правового регулирования статистических экономических данных. Необходимо сказать, что все активнее делаются социальноэкономические прогнозы развития экономики, которые, в свою очередь, ложатся в основу правотворческих рекомендаций; осуществляется планирование административно-правовых мер в сфере экономики наподобие бизнес-планов, используемых в частном секторе экономики, и т. п. Иначе говоря, использование в административно-правовом регулировании экономики новых методов администрирования отразилось и на концептуальных и методологических подходах к изучению административно-правового регулирования.
В современных реалиях концептуальные и методологические подходы к изучению проблем административно-правового регулирования экономики претерпевают серьезные изменения, так как современные стремительно меняющиеся социально-экономические условия оказывают на них воздействие и все говорит о том, что в науке административного права в ближайшее время произойдут серьезные перемены в плане подходов к изучению административноправого регулирования экономики. Действительно, именно сегодня, когда под воздействием внешних факторов российская экономика впала в серьезный кризис, подходы к изучению административно-правового регулирования должны измениться кардинально. До настоящего дня российская экономика характеризовалась, и продолжает характеризоваться, чрезмерной зависимостью от доходов с экспорта сырьевых продуктов (в первую очередь углеводородов); как следствие, российская экономика характеризуется слабостью производственного сектора экономики, а также сектора услуг. Это отразилось в научном плане на чрезмерном росте исследований в области административного права, посвященных административно-правовому регулированию топливноэнергетического комплекса[13] (ТЭК), связанному с соответствующим вопросом государственного регулирования естественных монополий[14], а также с вопросом правового регулирования тарифов естественных монополий[15], и т. п.
Конечно же, не стоит делать выводов о том, что российская наука административного права шла в изучении административно-правового регулирования экономики узконаправленно, исключительно в направлении исследования административно-правового регулирования различных аспектов
ТЭК. Другие аспекты административно-правового регулирования экономики также подверглись пристальному вниманию. Среди них: исследование вопросов государственного заказа и закупок[16], вызванное обеспокоенностью высоким уровнем коррупции; исследование контрольно-надзорных аспектов деятельности исполнительной власти в сфере экономики[17], вызванное высоким уровнем противоправных посягательств в сфере экономики; исследование
административно-правового регулирования предпринимательства[18], в связи с объективным ростом предпринимательской деятельности; исследования контрольно-надзорной деятельности финансовых учреждений[19], связанное с тем, что глобальный финансовый кризис 2008 года был вызван именно действиями данных учреждений и т. п.
Таким образом, современная наука административного права
характеризуется многогранностью направлений в исследовании механизма правового регулирования современных экономических отношений. В то же время, если взглянуть на секторальное изучение административно-правового регулирования экономики, то есть изучение административно-правового регулирования по отраслям хозяйственной деятельности, то можно отметить преобладание работ, посвященных именно административно-правовому регулированию ТЭК. На наш взгляд, очевидно, что такой направленности науки административного права суждено измениться под давлением актуальных внешнеполитических и экономических факторов. Если мы могли обнаружить ряд свидетельств о необходимости или предстоящей диверсификации российской экономики еще в нормативных актах эпохи, предвещающей глобальный финансовый кризис 2008 года[20], то сегодня такая диверсификация стала уже не просто целью, озвученной представителями российских органов государственной власти, а насущной и даже критической необходимостью. Как следствие, вопрос о выборе методологических и концептуальных подходов в изучении административно-правового регулирования российской экономики перед наукой административного права уже не ставится, так как состояние российской экономики требует кардинальных изменений в подходе и методах ее административно-правового регулирования.
Основные факторы, вызвавшие необходимость реформирования современной российской экономики, — это внешнеполитический кризис и наложение на Россию санкций странами Западной Европы и Северной Америки. Ответные санкции Российской Федерации, которые привели к запрету на ввоз сельскохозяйственной продукции, стали «лакмусовой бумажкой» недоразвитости как промышленного сектора экономики, так и сельского хозяйства, уровень развития которого настолько низок, что не позволяет не только экспортировать значительную часть производимых в России сельскохозяйственных продуктов, но и обеспечить внутренний рынок собственной сельскохозяйственной продукцией. Слабо развит и сектор перерабатывающей промышленности в сфере сельского хозяйства. Ограничение западными странами на ввоз так называемой промышленной продукции двойного назначения также продемонстрировал слабость реализации отечественных научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок. Как следствие, на современном этапе развития хозяйственных отношений обнажились совершенно новые угрозы безопасности Российской Федерации, которые заключаются не столько в продвижении НАТО на Восток, так называемой «арабской весне» и других внешнеполитических конфликтах и угрозах, сколько в угрозах экономического характера. Таким образом, вполне логично ожидать, что научные ресурсы в изучении проблем административно-правового регулирования экономики будут переброшены именно на изучение вопросов административно-правового регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности[21].
Обострение отношений с внешнеполитическими субъектами также способствует увеличению инвестиций в военно-промышленный комплекс (ВПК), что мы можем наблюдать уже сегодня в связи с изменениями статей федерального бюджета, направленными на увеличение ассигнований на оборону. Как следствие, есть все основания полагать, что интерес представителей науки административного права в сфере регулирования экономики будет переброшен с указанных выше аспектов административно-правового регулирования на административно-правовое регулирование ВПК. На сегодняшний день количество работ представителей административного права, посвященных административноправовому регулированию в сфере ВПК, немного[22], но под влиянием современных внешнеполитических факторов развитие проектов в сфере обороны будет способствовать развитию науки административного права именно в этом направлении.
Таким образом, на сегодняшний момент вопросы административноправового регулирования сферы экономики приобретают в административном праве первостепенное значение. Более того, меняется сама парадигма изучения вопросов административно-правового регулирования, так как на первый план выходят вопросы административно-правового регулирования экономики, которые с политической точки зрения доселе имели лишь второстепенное значение. Как следствие, основной упор в изучении административно-правового регулирования будет перенесен на новые отрасли хозяйственной жизнедеятельности. Подтверждение этому мы можем обнаружить в «антикризисном плане» Правительства РФ о развитии российской экономики в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, где в качестве первостепенной цели развития экономики указывается «поддержка импортозамещения и экспорта по широкой
номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров»[23]. Отметим, что проблема импортозамещения достаточно непроста. Так, согласно данным Российского союза промышленников и предпринимателей на вопрос «существуют ли возможности импортозамещения в отрасли, где работают или планируют работать компании-участницы», 60 % опрошенных ответили
положительно, соответственно 40 % выбрали отрицательный ответ[24] (из опроса на предмет последствий введения санкций для российского бизнеса).
Стоит также отметить, что кризисные явления в российской экономике вызовут необходимость выбора более либеральных методов административноправового регулирования экономики. Действительно, в науке неоднократно обращалось внимание на «зарегулированность»[25] российской экономики, которая тормозит развитие хозяйственных и инвестиционных проектов, делает российскую экономику непривлекательной как для отечественных, так и зарубежных предпринимателей. Таким образом, методологический подход в сфере административно-правового регулирования нужно будет адаптировать в направлении либерализации или упрощения ведения хозяйственных отношений с целью стимулирования российской экономики и ее вывода из кризиса. Об этом, в частности, упоминалось в плане Правительства РФ по развитию российской экономики на 2015-2016 годы (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р).
Сокращение государственного сектора в российской экономике сегодня как никогда актуально, так как эффективность деятельности работы менеджеров казенных и унитарных предприятий, а также предприятий с государственным капиталом оставляет желать лучшего. Как следствие, в сложившейся кризисной ситуации, когда перед российскими властями поставлен вопрос о повышении эффективности субъектов хозяйственной деятельности, придется прибегнуть к сокращению государственного сектора в экономике (например, посредством приватизации) либо привлекать первоклассных менеджеров (возможно, даже из- за рубежа). Действительно, стимулирование российской экономики возможно посредством перевода в частный сектор ряда хозяйствующих субъектов (то есть приватизации) или создания конкурентной среды в рамках определенного рынка (то есть либерализации монопольных рынков, где оперируют предприятия с государственным капиталом), а также смены управленческого состава государственных предприятий (или предприятий с государственным капиталом).
Стоит обратить внимание на тот факт, что в современных условиях стагнации экономического роста и даже его падения, то есть в условиях, когда российская экономика стала непривлекательной для инверторов[26], роль основного инвестора придется играть государству. Как следствие, сегодня для стимулирования российской экономики государству предстоит возложить на себя роль основного инвестора, как с целью восполнения отсутствующих инвестиционных средств, так и с целью поддержки экономики. Об этом, в частности, говорится в упомянутом распоряжении Правительства РФ № 98-р, где однозначно указывается на необходимость «создания возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа».
Таким образом, актуальные кризисные явления в российской экономике приведут к изменению методов администрирования российской экономики. Соответственно, изменятся и концептуальные и методологические подходы к изучению проблем административно-правового регулирования экономики. Иначе говоря, под воздействием внешнеполитических и экономических факторов создалась ситуация, которая позволяет утверждать, что мы находимся на пороге серьезных изменений методов администрирования экономики, а значит, на пороге новых концептуальных и методологических подходов к изучению проблем административно-правового регулирования экономики.
[1] См.: НоздрачевА. Ф. Указ. соч. С. 94.
[2] См., например: Славин М. М. Административно-правовое регулирование экономических отношений. М., 2001. 224 с.
[3] См.: Виноградов А. С. Государственно-правовая деятельность в сфере развития и обеспечения экономических отношений в древнерусском и российском государстве : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. 172 с.
[4] Так, например, антимонопольные органы власти впервые появились в России именно в современный период развития российской экономики и по большей части были скопированы с существующих на западе аналогов. См. об этом: Артемьев И. Ю., Пузыревский С. А. Конкурентное право. М., 2014. 496 с.
[5] См. об этом: Kirshner O., Bernstein E. M. The Bretton Woods-GATT System: Retrospect and Prospect After Fifty Years. M.E. Sharpe, 1996. 321 р.
[6] Подробнее об этом см.: Rambaud Th. Institutions europeennes et principes generaux de droit europeen, Studyrama, 2005. 196 р.
[7] В качестве примера конституционно-правовых исследований конституционных основ экономики см.: Гаджиев Г. А. Предмет конституционной экономики // Очерки конституционной экономики. М., 2009.
[8] Синдеева И. Ю. Административный договор как институт административного права : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 3.
[9] Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 19.
[10] См.: Экштайн К. Основные права и свободы. М., 2004. С. 32.
[11] Так, например, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавший вплоть до 1 января 2014 г., однозначно указывает на необходимость учета в администрировании приоритетов экономической рентабельности и выгоды, так как в нем указывается, что он направлен на « эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования» (ст. 1).
[12] См.: Остапец О. Г. Правовая организация управления транспортным комплексом Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 224.
[13] См., например: Ерина Е. Н. Административно-правовое регулирование естественных монополий в сфере топливно-энергетического комплекса : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 191.
[14] См., например: Чукалова С. Н. Государственное регулирование естественных монополий : дис. ... канд. юрид наук. М., 2013. 239 с.
[15] См.: Зайкова С. Н. Правовая организация управления в сфере регулирования цен (тарифов) в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. 195 с.
[16] См.: Кикавец В. В. Административно-правовое регулирование государственного заказа в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 201 с.
[17] См.: Зейналов Ф. Н. Проблемы контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка : дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2007. 209 с.
[18] См.: Саакян С. А. Административно-правовое регулирование малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 181 с.
[19] См.: Пшеничников А. Г. Финансово-правовые аспекты государственной политики в сфере банковской деятельности в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2010. 197 с.
[20] См.: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» // Рос. газ. 2007. 24 мая.
[21] См. об этом: Сюсюкин А. В. Указ. соч.
[22] См., например: Лобанов М. А. Правовое регулирование административно-финансовых отношений в условиях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса: на примере ракетно-космической отрасли : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 209 с.
[23] См.: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 янв. 2015 г. № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» (с изм. и доп.)» // Рос. газ. 2015. 02 фев.
[24] URL: http://рспп.рф/librarv/view/104?s=7 (дата обращения: 20.03.2016).
[25] См., например: Дадашева О. Е. Заурегулированность инвестиционной банковской деятельности и торможение инновационного развития отечественной экономики // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2014. № 9. С. 27; Панеях Э. Зарегулированное государство // Pro et contra. 2013. Т. 17. № 1-2.
[26] Об этом, в частности, свидетельствует так называемый вывод капитала за рубеж. См. подробнее по данному вопросу, например: Кадырова Г. М. Инвестиционный процесс как фактор развития финансового рынка России : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012. 341 с.
|