Административно-правовое регулирование экономики в настоящее время имеет важнейшее значение. Обусловлено это особой ролью и значением административного права в вопросах регулирования и охраны общественных отношений, складывающихся в сфере экономики. Сущность административноправового регулирования экономики раскрывается именно в соответствующих функциях, которые определяют перспективные направления государственного воздействия на экономические отношения. В этой связи существует объективная необходимость рассмотрения функций административно-правового регулирования экономики. Рассматриваемые нами функции диалектически связаны с функциями государства, в этой связи именно государство предопределяет приоритетные направления своей экономической политики, усиливая и ослабляя свое регулирующее воздействие на экономику. Именно данный постулат будет качественно раскрыт по ходу нашего исследования.
Нужно также сказать, что экономическая функция государства исследуется достаточно давно. Этому вопросу на определенных этапах развития нашего государства придавался идеологический подтекст, но, несмотря на это, суть вопроса все равно раскрывалась верно. Подтверждение этому мы можем найти, в частности, в работе С. А. Сосны. Приведем несколько его тезисов, которые будут весьма полезны применительно к предмету нашего исследования, а также практики административно-правового воздействия на экономику. Так, в свое время автор отмечал, что «государство — главное орудие экономического строительства. Появление экономической функции государства — непосредственное выражение реализации внутреннего суверенитета в экономической сфере. Место экономической функции в системе других функций государства определяется возможностями государства оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на формирование экономического базиса общества»[1].
Именно с этих позиций преимущественно исследуются функции государства в сфере экономики. Функции административно-правового регулирования экономики, то есть функции или цели вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов с целью «упорядочения отношений в рыночной экономике»[2] многочисленны в современном мире. Как отмечает, А. Ф. Ноздрачев, «содержание института административно-правового регулирования экономики непосредственно зависит от содержания экономической функции государства. В связи с чем в сфере экономики перед государством стоят три глобальные задачи: организация социально ориентированной экономики, координация всех видов экономической деятельности на основе контрольных, лицензионных, уведомительных, регистрационных, стимулирующих и иных мер, а также обеспечение с помощью экономики социальных потребностей»[3].
В свою очередь Э. В. Талапина выделяет следующие экономические функции государства: 1) фиксация правового статуса собственности; 2) определение видов субъектов хозяйственной деятельности, а также их государственная регистрация; 3) лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности; 4) контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов; 5) установление основ налоговой системы: 6) обеспечение общего режима хозяйствования[4].
В зарубежной литературе проблема функций государства в экономики тоже обсуждается. Так, В. Фридман выделил четыре основные функции государственного участия в экономике: 1) государство выступает в качестве поставщика общественных услуг, направляемых на обеспечение минимального прожиточного уровня в условиях свободной экономики; 2) государство в экономике играет роль регулятора, использующего различные виды контроля (лицензирование, инвестиции, экспорт, импорт и др.); 3) государство выполняет функции работодателя; 4) государство является арбитром в экономике[5].
В целом это универсальная система функций государства в экономике, которая проводится в жизнь через самые различные формы административноправового регулирования, используемые в сфере экономической деятельности.
Приведенный перечень экономических функций в целом верен, но в то же время можно отметить, что он отражает далеко не все аспекты воздействия государства на экономику и социальную политику. Тем не менее его можно взять за основу.
Далее необходимо отметить, что, по мнению отдельных авторов, феномен административно-правового регулирования настолько сложен, что требует разработки специального законопроекта о государственном регулировании экономики[6], где, в частности, могли бы быть указаны цели или функции административно-правового регулирования экономики. На сложность и многоликость функций административно-правового регулирования в сфере экономики обратил внимание и Конституционный Суд Российской Федерации. В частности, Конституционный Суд определил, что «государство вправе и обязано осуществлять в сфере экономических отношений контрольную функцию, которая по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения и присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции. Для проведения государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции федеральным законодателем в целях защиты прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью (хозяйствующих субъектов), приняты соответствующие федеральные законы»[7].
Таким образом, Конституционный Суд нашей страны посредством перечисления данных функций регулирования экономики отмечает, насколько они сложны и многообразны. Рассмотрим сначала историю развития данных функций, а затем разнообразие их видов и форм в современном государстве.
Хронологию изменений функций регулирования экономики мы можем проследить на примере размышлений двух известных авторов различных эпох.
В эпоху становления капиталистических отношений, когда либеральные взгляды на правовое регулирование хозяйственных отношений были доминирующими, большинство авторов понимали функции административноправового регулирования экономики довольно ограниченно. Так, например, по мнению А. Смита, в XVIII веке основные функции государства в экономике сводились к обороне и поддержанию правопорядка; отправлению правосудия; общественным работам и общественным учреждениям, большая часть из которых, по мнению автора, была необходима для развития торговли[8] (строительство дорог и другой инфраструктуры, а также необходимость участия государства в предоставлении такой услуги, как предоставление профессионального образования, необходимость которого, в свою очередь, объяснялась требованиями совершенствования квалификации рабочей силы с целью повышения конкурентоспособности самой экономики)[9]. Таким образом, в эпоху становления капиталистических отношений функции административно-правового регулирования сводились к минимуму и ограничивались по большей части необходимостью обеспечения внешней и внутренней безопасности, а также созданием для негосударственного сектора экономики наиболее благоприятных условий для развития экономической деятельности.
современная экономика нашей страны весьма специфична, она носит смешанный характер. Как верно отметил в конце XX века И. И. Веремеенко, «характерной особенностью сегодняшней экономики России является ее неоднородность. Наряду с государственным сектором существует негосударственный сектор экономики. Воздействие органов исполнительной власти на экономическую жизнь приобретает другие качественные характеристики. Такие функции государства, как прогнозирование, разработка общей экономической политики, корректировка основных направлений развития, стимулирование и т. д., остаются. В то же время в рыночных условиях уходит в прошлое командный стиль воздействия, исчезает прямое администрирование. Рынок исключает право органов исполнительной власти вмешиваться в хозяйственную деятельность частных коммерческих предприятий. Г осударство не может давать им обязательные для исполнения указания относительно хозяйственной деятельности. Вместе с тем рыночная экономика предполагает контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами норм, правил, стандартов, обеспечивающих безопасность производства, качества продукции, установление порядка и норм финансовых отчислений»[10].
Исходя из этого, риторика же современных авторов в отношении функций административно-правового регулирования экономики кардинально изменилась.
Действительно, функции административно-правового регулирования экономики подверглись серьезным изменениям, которые выражаются в усилении функций государства, в том числе и в сфере экономики. Обратимся к мнению авторитетного экономиста Л. Абалкина, который писал: «Вместе с развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: ... резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов; .решение сложных социальных проблем; ... обеспечение стабильности в обществе. В последнее время возникли и качественно новые функции государства, которые ранее не были однозначно структурированы, что связано с постепенным становлением постиндустриального общества. К ним можно отнести принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий, проведение четко сформулированной промышленной политики, решение экологических вопросов»[11].
Иначе говоря, функции административно-правового регулирования экономики современного государства усилились как с количественной, так и с качественной точек зрения.
Приходится констатировать, что на самом деле за последние три-четыре века функции государства серьезно разрослись[12] под действием различных факторов, среди которых: социальные революции, классовая борьба, научнотехнологический прогресс и т. п. Основными целями увеличения количества функций административно-правового регулирования экономики стали: необходимость защиты основных прав и свобод граждан (в том числе и хозяйствующих субъектов); поддержание стабильного роста внутреннего валового продукта; стимулирование экономического развития; соблюдение баланса в различных секторах экономики (импорта/экспорта; рынка труда; производства и т. п.).
Рассмотрим подробнее различные цели (функции) административноправового регулирования экономики.
В том, что касается административно-правового регулирования экономики с целью защиты основных прав и свобод человека и гражданина, мы можем отметить, что речь идет как о защите прав хозяйствующих субъектов, так и о защите прав граждан в целом. Более того, речь идет как об основных правах и свободах человека и гражданина — так называемой первой категории, так и о так называемых правах и свободах второй категории — о социальных правах[13].
На необходимость административно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов с целью защиты прав других лиц обращал внимание и Конституционный Суд РФ, который отметил, что «в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, равно как и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам (прежде всего — к тем из них, кто занимает доминирующее положение в той или иной сфере) требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность»[14].
Приведем несколько примеров административно-правового регулирования экономики с целью защиты основных прав и свобод человека и гражданина и рассмотрим их влияние на эволюцию функций административно-правового регулирования экономики.
Примером административно-правового регулирования экономики с целью защиты основных прав и свобод может служить регулирование отношений производителей и продавцов товаров и услуг с покупателями, осуществляющееся, в частности на основе законодательства о защите прав потребителей.
Преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей» уточняет, что данное законодательство разработано с целью обеспечения безопасности для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получения информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственной и общественной защиты их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Иначе говоря, административно-правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в рамках данного закона направлено на обеспечение основных прав и свобод потребителей (в частности права на здоровье и благоприятную окружающую среду), обязанность по охране которых вменяется государству (см. например ст. 41 Конституции РФ). Таким образом, такое административно-правовое регулирование экономической деятельности демонстрирует реализацию государством функции по защите прав и свобод граждан.
Далее представляется целесообразным рассмотреть административноправовое регулирование экономической деятельности посредством возложения позитивных обязанностей на хозяйствующих субъектов с целью обеспечения прав других субъектов.
Наиболее ярким примером здесь может служить законодательство о труде. По словам Д. Акопова, «никто не сомневается, что социальное назначение трудового права состоит в согласовании интересов работника и работодателя»[15]. Административно-правовое регулирование в данной сфере направлено на согласование свободы экономической деятельности с защитой таких основных прав работника, как право на отдых; справедливые условия труда; свобода труда; право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на объединение для защиты своих прав и интересов и т.п. (ст. 3 ТК РФ[16]). Как следствие, в данном случае административно-правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов также организовано с целью обеспечения прав и свобод граждан (их отдельной категории), но реализуется здесь не посредством обязанности хозяйствующих субъектов воздержаться от их нарушения, а посредством возложения на хозяйствующие субъекты определенных обязанностей.
Административно-правовое регулирование выражается не только в ограничении отдельных видов деятельности или действий хозяйствующих субъектов экономики с целью защиты прав других субъектов или отдельных конституционно-правовых ценностей, но также и в возложении на таких субъектов позитивных обязанностей с целью соблюдения прав и свобод других субъектов, а также и в соблюдении отдельных конституционно-правовых ценностей. Такое регулирование направлено на защиту разного рода ценностей, количество которых росло по мере развития правового государства и появления в результате социальных конфликтов новых категорий основных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, с исторической точки зрения, как уже отмечалось ранее, административно-правовое регулирование экономики постоянно росло как с количественной, так и с качественной точек зрения.
Отметим, что в историческом смысле, первой функцией административноправового регулирования экономики стала фискальная функция. Действительно, хронологически «первоначальным вмешательством государства в деятельность хозяйствующих субъектов стало налогообложение их деятельности, которое производилось (и производится) с целью пополнения казны государства финансовыми средствами для обеспечения его аппарата»[17].
Запрет на ведение определенных видов деятельности посредством установления государственных монополий хронологически совпадает с развитием налогового права. Установление монополии государства на ведение хозяйственной деятельности осуществлялось с двумя целями. Помимо основной функции пополнения государственного бюджета, целью которой, в частности, была установлена монополия на торговлю табаком и алкоголем[18]. Нужно отметить, что установление различного рода запретов и ограничений в сфере экономики было продиктовано развитием фискальной функции государства, а также вопросами обеспечения его экономической безопасности.
Таким образом, на первоначальном этапе становления административноправового регулирования экономики сочетались две функции: фискальная функция обеспечения казны и функция поддержания обороноспособности государства.
Напомним, что подход к монополии на ведение отдельных видов хозяйственной деятельности в России значительно отличался от подходов к таким вопросам в западных государствах. Если в российском государстве он строился на сословном основании — монополия на ведение торговой деятельности закреплялась за купцами, то в Европе ее ограничение осуществлялось через гильдии (ткачей, плотников и т. д.), вступление в которые обеспечивало право на ведение хозяйственной деятельности за определенную плату в виде пошлины, поступающей чаще всего в казну государства. Таким образом, административноправовые ограничения на ведение определенной деятельности (по крайней мере, в Европе) преследовали все ту же квазифискальную функцию, а именно — пополнение государственной казны. Сегодня, напротив, такие ограничительные виды административно-правового регулирования отдельных видов экономической деятельности как лицензирование, аккредитация и сертификация,
преследуют уже не фискальные функции, а функции обеспечения прав и свобод
2
человека и гражданина, а также других конституционно-правовых ценностей[19].
Среди других функций административно-правового регулирования экономики необходимо обратить внимание на конституционное требование обеспечения таких конституционных ценностей, как «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»[20] (ст. 8 Конституции РФ). Действительно, в Российской Федерации гарантии данных ценностей рассматриваются как основы конституционного строя, что объясняет, в частности, объем административно-правового регулирования хозяйственной деятельности, направленного на их обеспечение. Их появление совпало с такими процессами, как индустриализация и стремительное накопление капитала в XVIII-XIX веках в руках отдельных частных компаний и банков, а также первой волной глобализации, ассоциирующейся чаще всего с колониализмом[21].
Как следствие, именно в эту эпоху наряду с государственной властью появился еще один полюс политической власти — капитал, влияние которого на экономику и социально-политическое устройство государства стало настолько сильным, что государственной власти пришлось увеличивать свое давление на него посредством административно-правового регулирования хозяйственной деятельности субъектов негосударственного сектора экономики. Таким образом, в функции административно-правового регулирования экономики любого современного государства — в том числе и России — на современном этапе были включены такие функции, как поддержание единства экономического пространства; обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности. Заметим, что невыполнение государством таких функций приводит к кризисным явлениям в экономике, вызванным злоупотреблениями со стороны хозяйствующих субъектов негосударственного сектора экономики.
Функция поддержания единства экономического пространства обеспечивается в современном государстве единством административно-правовых норм разрабатываемых на национальном (федеральном) уровне. Как следствие, большая часть нормативных правовых актов, направленных на регулирование экономики, сконцентрирована также на национальном (федеральном) уровне (см. п. «е» ст. 71 Конституции РФ). Речь идет об актах, принимаемых в различных социально-экономических сферах, а именно: «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ), а также федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з» Конституции РФ); федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь (п. «и» Конституции РФ); внешнеэкономические отношения Российской Федерации (п. «л» Конституции РФ); оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п. «м» Конституции РФ); метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система ... официальный статистический и бухгалтерский учет» (п. «р» Конституции РФ). Очевидно, что правовое регулирование таких обширных сфер жизнедеятельности конкретизируется на федеральном уровне именно с целью обеспечения единства экономического пространства, которое обеспечивается посредством единых федеральных административно-правовых норм, а количество нормативных правовых актов, регулирующих такие разнообразные сферы и аспекты экономической деятельности, практически не поддается исчислению.
Приведем наиболее яркий пример такого нормативного регулирования — Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[22]. Действительно, в ст. 1 данного закона указывается, что его целью является «обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности». Более того, основные полномочия в области регулирования торговой деятельности закреплены за Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти (ст. 5), что позволяет обеспечить единство административно-правового регулировании торговой деятельности на всей территории России.
Антимонопольное законодательство, или административно-правовое регулирование, направленное на поддержание свободы экономической деятельности и конкуренции, имеет в качестве функции поддержание нормальных условий функционирования рыночной экономики[23]. Наиболее ярким примером такого регулирования может служить Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[24], где, в частности, указывается, что его целями является обеспечение таких конституционно-правовых принципов, лежащих в основе рыночной экономики, как «предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущение, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти; обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков» (ст. 1).
Еще одной функцией административно-правового регулирования экономики, непосредственно связанной с антимонопольной деятельностью государства, является обеспечение свободы экономической деятельности. Будучи одной из основ конституционного строя России, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ) также является правом любого лица (п. 1 ст. 34 Конституции РФ) и принципом, оказывающим влияние на ряд положений основного закона[25], а ее соблюдение вменяется в обязанность как органам государственной власти, так и самим хозяйствующим субъектам. Таким образом, соблюдение свободы экономической деятельности является одной из функций административно-правового регулирования экономики, а наложение обязательств по ее соблюдению на хозяйствующих субъектов — обязанностью органов власти.
Данная функция административно-правового регулирования экономики была конкретизирована в многочисленных нормативных актах еще на заре становления рыночной экономики в современной России. Действительно, свобода предпринимательской деятельности сформировалась при переходе от государственной монополии на товарно-денежный обмен к рыночной экономике. Так, например, «в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной торговли и создания условий для быстрого развития торговой и посреднической сети в условиях либерализации цен» в свое время был принят Указ Президента России от 29 января 1992 года № 65 «О свободе торговли»[26].
В отдельных государствах ближнего зарубежья данная функция административно-правового регулирования была более однозначно оформлена, чем в российском правопорядке. В Узбекистане[27] и Казахстане[28] были приняты одноименные законы, где были сформулированы гарантии права, принципы, основы предпринимательской деятельности и средства защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и их поддержки. Таким образом, в отличие от российского правопорядка, узбекский и казахский законы позволили систематизировать различные аспекты свободы экономической деятельности. В то же время можно усомниться в целесообразности такого нормативного закрепления, так как свобода экономической деятельности является конституционным принципом, конкретизация которого логичным образом содержится в различных административно-правовых нормах.
Обеспечение социальной направленности экономики является немаловажной функцией административно-правового регулирования в сфере экономики любого государства[29]. Конституцией РФ провозглашено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7). Данная функция государства обеспечивается, в частности, охраной труда, социальной поддержкой семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (п. 2). Реализация данных целей в российском государстве обеспечивается за счет финансовых средств бюджетов различных уровней, немаловажная часть которых собирается в том числе за счет средств налогообложения хозяйствующих субъектов, а также посредством наложения на последних социальных обязательств[30].
Суд РФ, в частности, отмечал по данному поводу, что необходим «поиск оптимального баланса между несовпадающими ценностями рыночного хозяйства и социальной защиты населения, особенно в условиях ограниченных финансовых возможностей государства»[31]. Как видим,
административно-правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов преследует в качестве одной из целей социальную защиту населения. Таким образом, одной из функций административно-правового регулирования в сфере экономики является обеспечение социальной защиты, или социальной справедливости в государстве.
В ряде нормативных правовых актов мы можем встретить достаточно абстрактные формулировки, указывающие, что целями государственного регулирования в той или иной сфере экономики является «содействие экономическому развитию Российской Федерации»[32]. Если обратиться к теории политэкономии, то мы обнаружим, что за данной формулировкой кроется «долгосрочное увеличение производственной способности страны, основанное на техническом прогрессе, на инструментальной и идеологической
приспособленности, необходимой для обеспечения населения растущим многообразием материальных благ»[33]. То есть, в соответствии с указанным положением Федерального закона от 8 января 1998 года № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» (ст. 2) еще одной из функций государственного регулирования экономики является долгосрочное увеличение производственной способности страны и обеспечения населения растущим многообразием материальных благ.
В данном законе также указывается, что государственное регулирование авиации преследует и такие цели, как (и, соответственно, имеет в качестве функций): укрепление обороны; поддержка и развитие научно-технического потенциала. Кроме того, в законе определены перспективы развития и расширения международного сотрудничества; удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках; совершенствование и модернизация авиационной техники; создание рынка авиационных работ и услуг; создание новых рабочих мест и т. п. Из чего следует, что административно-правовое регулирование в различных секторах экономики преследует различные цели и выполняет различные функции, и некоторые из них связаны с развитием экономики лишь опосредованно. Действительно, такие функции, как развитие и расширение международного сотрудничества, удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, совершенствование и модернизация авиационной техники, не имеют, казалось бы, прямого отношения к развитию экономики.
Как следствие, административно-правовое регулирование в сфере экономики в комплексе позволяет решить ряд вопросов, не связанных напрямую с экономикой (например, отдельные аспекты социальной политики), среди которых особо выделяются такие функции, как поддержание обороноспособности государства, жизненного уровня населения, сбалансированного развития той или иной отрасли экономики, и т. п. Таким образом, функции административноправового регулирования экономики в современном государстве многообразны и носят комплексный характер. Кроме того, они не всегда ограничиваются сугубо экономическими целями.
[1] Сосна С. А. Указ. соч. С. 136.
[2] См.: ГубинЕ. П. Указ. соч. С. 32.
[3] Ноздрачев А. Ф. Указ. соч. С. 94.
[4] См.: Талапина Э. В. Указ. соч. С. 73.
[5] См.: Friedmann W. The State and tne Rule of Law in Mixed Economy. London, 1974. Р. 3
[6] См.: Дойников И. В. Теоретические проблемы разработки концепции хозяйственного (предпринимательского) законодательства // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2010. № 3. С. 16.
[7] Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 29 янв. 2015 г. № 185-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Запрягаева Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и положениями статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[8] См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2007. С. 677
[9] Там же. С. 727.
[10] Веремеенко И. И. К вопросу о предмете административного права // Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел. М., 1999. С. 33.
[11] Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 5.
[12] См. по данному вопросу критику известного современного философа М. Фуко: Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1977-1978 учеб. году / пер. с фр. Ю. Ю. Быстрова, Н. В. Суслова, А. В. Шестакова. СПб., 2011. 544 с.
[13] См.: Пронин А. А. Права человека: аспекты проблемы. Екатеринбург, 2014. С. 90.
[14] По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22 и 23 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и статей 23, 37 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобами ОАО «Газэнергосеть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 24 июня 2009 г. № 11-П // Рос. газ. 2009. 14 июля.
[15] Акопов Д. Трудовой кодекс и социальное назначение трудового права // Хозяйство и право. 2013. № 6. С. 3.
[16] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ : [федер. закон : принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г. : по состоянию на 1 мая 2017 г.] // Рос. газ. 2001. 31 дек.
[17] См.: Толкушкин А. В. История налогов в России. М., 2001. 430 с.
[18] См.: Фон-Рутцен А. Винная монополия. Вопросы государственного хозяйства и бюджетного права. СПб.,
1907.
устанавливает, что «технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества» (ст. 6).
[20] См.: Билалова Ж. Ж. Концепция «экономической конституции» и ее практическая значимость // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8. С. 5.
[21] См.: J. de Vries J. de. The industrious revolution and the Industrious revolution // The Journal of Economic History. № 54 (June 1994). Р. 249.
[22] Рос. газ. 2009. 30 дек.
[23] Еременко В. И. Антимонопольное законодательство зарубежных стран. М., 1997. 251 с.
[24] Рос. газ. 2006. 27 июля.
[25] Подробнее см.: Белых С. В. Свобода экономической деятельности как один из основных конституционных принципов рыночной экономики // Бизнес, менеджмент и право. 2003. № 3.
[26] Ведомости СНД Рос. Федерации и ВС Рос. Федерации. 1992. № 6, ст. 290.
[27] Закон Республики Узбекистан от 25 мая 2000 г. № 69-II «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 2000. № 5, ст. 133.
[28] Указ Президента Республики Казахстан от 27 апр. 1998 г. № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» // САПП РК. 1998. № 12, ст. 90. Утратил силу Указом Президента РК от 18 июня 2009 г. № 829.
[29] См.: например, ст. 6 «Общие принципы хозяйствования» Хозяйственного кодекса Украины // Ведомости Верховной Рады. 2003. № 18, ст. 144.
[30] См. об этом: Вишняков В. Г. Конституционные основы социального государства // Журнал российского права. 2004. № 8. С. 18.
[31] Постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 4 июня 2015 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 31 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с жалобой граждан В.А. Князик и П.Н. Пузырина» // Рос. газ. 2015. 16 июня.
[32] См., например, ст. 2 Федерального закона от 8 янв. 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 2, ст. 226.
[33] Некозырева О. А. Соотношение понятий «экономическое развитие» и «экономический рост» в новой экономике // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. № 4. С. 21.
|