Внимание законодателя к юридическим лицам в целом, и хозяйственным обществам, в частности, вполне оправдано. В настоящее время одной из распространенных организационно-правовых форм юридического лица является общество с ограниченной ответственностью, что объяснимо - участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. К тому же, только общество является собственником принадлежащего ему имущества, включая вклады учредителей (участников) в уставный каптал общества[53.С.138].
Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учрежденное одним либо несколькими лицами общество, уставный капитал которого подразделяется на доли, определенные учредительными документами. Юридическая форма общества с ограниченной ответственностью создана в Германии в 1892 г. и после Первой мировой войны стала использоваться в континентальном европейском праве. Англо-американское право не восприняло данную форму. Вместо неё была принята конструкция «закрытой компании» - ЗАО, которая была перенесена в законодательство Российской Федерации (где ООО и ЗАО выполняют одну и ту же экономическую функцию).
Участники рассматриваемого общества не отвечают по его долгам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники, которые не внесли свои вклады полностью, отвечают по обязательствам общества частью своего личного имущества, которая соответствует стоимости неоплаченной части вклада.
Общество с ограниченной ответственностью обладает следующими отличительными признаками:
- уставной капитал разделен на доли участников;
- отсутствие личной (имущественной) ответственности участников по долгам такого общества, так как они несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей[39.С.69].
Полное фирменное наименование общества должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Государственная регистрация общества проводится по его местонахождению. Общество может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица.
Число участников не должно превышать 50 человек. Если же оно превысит установленный предел, то общество в течение года должно быть преобразовано в открытое акционерное общество либо в производственный кооператив. Уставный капитал общества состоит из номинальной стоимости долей его участников, его минимальный размер должен составлять 10 тыс. рублей.
Управление обществом базируется на следующих принципах. Высший орган – общее собрание, исключительной компетенцией которого является решение наиболее важных вопросов (изменение устава, утверждение годовых отчётов, распределение прибыли и убытков, утверждение годовых отчётов, распределение прибыли и убытков, реорганизация или ликвидация общества). Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы им для решения исполнительному органу общества.
Уставом общества может быть предусмотрено формирование совета директоров (наблюдательного совета) общества. Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более ¼ состава советов директоров общества[34.С.61].
В соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [9], для создания общества нужно сформировать уставный капитал в размере от 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 14), ответственность по его обязательствам на участников не возлагается (п. 1 ст. 2) и, наконец, общество может заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества (п. 2 ст. 2).
Однако анализ судебной практики позволяет прийти к выводу, что в последнее время при государственной регистрации юридических лиц (как на стадии создания организаций, так и при внесении изменений в учредительные документы ранее зарегистрированных юридических лиц) недобросовестными плательщиками в целях последующего уклонения от налогообложения используются всевозможные приемы, такие как регистрация по несуществующему или недостоверному юридическому адресу, регистрация с использованием утерянных либо «позаимствованных» паспортов «учредителей», привлечение в качестве «учредителей» недобросовестных граждан за вознаграждение.
Так, например, Инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС) по г. Хабаровску обратилась в Арбитражный суд с иском к ООО «Рубикон» о признании недействительным устава и ликвидации организации. Истец на заявленных требованиях настаивал, так как, согласно уставу, единственным учредителем-руководителем общества является А.С.Ю. От А.С.Ю. поступило заявление, в соответствии с которым он не является директором общества, никаких фирм не регистрировал, никогда никому свои данные не давал, о том, что на его имя зарегистрировано общество, узнал из письма Пенсионного фонда РФ[64].
Таким образом, в регистрирующий орган было представлено заявление, которое содержало недостоверные сведения об учредителе и о месте нахождения юридического лица, в связи с чем общество подлежит ликвидации, устав, соответственно, подлежит признанию недействительным.
Обширная судебная практика по такого рода делам идет по пути признания недействительными учредительных документов и ликвидации организации[64]. В частности, ИФНС по г. Хабаровску обратилась в Арбитражный суд с иском к ООО «Стройкомплект» о признании недействительным устава и ликвидации организации. В ходе проверки ИФНС установила, что общество по адресу, который указан в уставе, не находится, что также подтверждалось объяснением Г.Д.П., в соответствии с которым своей воли на осуществление финансово-хозяйственной деятельности от имени общества им не выражалось, ни учредителем, ни директором общества никогда не являлся. При создании ООО было допущено грубое нарушение Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Закон о государственной регистрации юридических лиц), которое выразилось в указании недостоверных сведений об ООО, в связи с чем, в соответствии с п. 2 ст. 25 вышеназванного закона, общество подлежит ликвидации.
До недавнего времени отсутствовала правовая экспертиза документов, которые предоставлялись в регистрирующий орган, но Федеральный закон от 28 июня 2013 г. №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» [13] предусматривает несколько нововведений, которые имеют антирейдерский характер. Эффективность введения таких норм в законодательство объясняется сочетанием правовых инструментов, которые позволят снизить количество «фирм-однодневок», корпоративных захватов, а также случаев регистрации организаций по украденным или потерянным документам. В частности, в связи с принятием вышеназванного закона у регистрирующего органа появилась обязанность проверять достоверность сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 3 ст. 51 ГК РФ) [2].
Стоит отметить об изменениях, которые были внесены в ФЗ от 06.04.2015 г. №82-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» были внесены изменения в п.5 ст. 2. До 2015 г. этот тип коммерческих организаций был обязан заверять свои документы круглой печатью. Изменения, внесенные в ФЗ «Об ООО» не обязывают, а дают право обществу иметь в своем распоряжении и пользоваться круглой печатью на свое личное усмотрение. Тем не менее, закон в полной мере может предусмотреть обязанность общества иметь печать. Также, данные, информирующие о наличии печати, должны быть прописаны в уставе ООО[9].
Проделанная работа по изменению статей ФЗ, которая затрагивает деятельность обществ с ограниченной ответственностью, оказалась актуальной не только для квалифицированных юристов или профессионалов по регистрации, но и для участников общества, которых насчитывается в России порядка полутора миллионов [58.С.274].
Таким образом, поправки и нововведения, которые касаются деятельности обществ с ограниченной ответственностью, заключаются в следующем:
1. За невыполнение пункта Федерального закона о недостоверности представляемых сведений, для физического лица предусмотрено усиление административной ответственности. За однократное нарушение увеличился денежный штраф, и теперь он равен от 5 до 10 тыс. руб. Что касается, повторяющихся правонарушений, то здесь закон более суров и подвергает наказанию в виде дисквалификации сроком от одного года до трех лет.
2. Запрещена государственная регистрация, при ликвидации юридического лица исходя из определенных условий.
3.Проводимая деятельность, касающаяся увеличение доли уставного капитала, должна быть заверена нотариально.
4. Произведены изменения, касающиеся приобретения и продажи доли участников общества. Появилась возможность защищать общества от рейдерских захватов, так как все процессы по купле-продаже доли заверяются нотариально.
5. Уголовная ответственность за махинации, связанные с включением в деятельность юридических лиц подставного лица изменена в сторону ужесточения.
|