«Бегство капиталов за границу - явление для России не новое. Даже беглый взгляд на последний 300-летний отрезок нашей истории позволяет утверждать, что всякий раз смута на Руси оборачивалась для Запада невиданными барышами; капитал бежал на запад во времена петровских реформ (особенностью внешней торговли России этого периода было то, что вывоз, составлявший 4,2 млн. руб., вдвое превышал ввоз), в период отмены крепостничества, на рубеже XIX и XX веков, в преддверии социалистической
4
революции, и т.д.»
Таким образом, меры по ужесточению валютного контроля государства за участниками внешнеэкономической деятельности, в том числе путем введения уголовно-правового запрета, являются необходимыми, правомерными и используемыми в мировой практике.[1] [2]
В 1917 году особо остро встала задача по защите экономических интересов страны на границе. В постановлении СНК от 29 декабря 1917 г. было сказано, что ввоз и вывоз товаров без разрешения отдела внешней торговли Комиссариата торговли и промышленности признается контрабандой и будет преследоваться по всей строгости закона Российской Республики[3]. Идея монополии внешней торговли была выдвинута уже в первые месяцы после прихода к власти ВКП(б) и нашла свое законодательное закрепление. Декретом СНК РСФСР «О национализации внешней торговле» от 22 апреля 1918 г. в стране введена монополия внешней торговли. В его содержании имелись положения о том, что «вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продукции (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза запрещаются. Органом, ведающим национализированной внешней торговлей, является Народный комиссариат
о
и промышленности». Административная экономика при
государственной монополии на экспорт и импорт и тотальный контроль за ними не требовали создания дополнительной системы экспортного контроля, рассчитанной на работу с большим количеством субъектов
внешнеэкономической деятельности.
В 1917-1920 гг. были заложены основы валютной монополии государства: конфискация и изъятие из оборота золота и драгоценных металлов (кроме изделий из них в пределах потребительских норм), обязательная сдача частными лицами и учреждениями иностранной валюты, установление правительственного контроля над всеми сделками, связанными с валютными переводами за границу. Поскольку сделки по экспорту-импорту заключались с платежом в определенной валюте, государственная валютная монополия являлись необходимым дополнением и одним из важных средств осуществления внешнеторговой монополии. [4] [5] [6]
В связи с этим вслед за Декретом СНК РСФСР «О национализации внешней торговле» от 22 апреля 1918 г, «был принят Декрет СНК РСФСР от 4 апреля 1922 года «Об обращении золота, серебра, платины, драгоценных камней и иностранной валюты», в соответствии с которым вывоз монет из благородных металлов, а также иностранной валюты был разрешен с учетом их стоимости, которая составляла в эквиваленте не свыше пятидесяти рублей золотых по курсу Г осударственного Банка на одно лицо. При вывозе указанных ценностей свыше пятидесяти рублей требовалось специальное разрешение Народного Комиссариата Финансов. Что касается ввоза из-за границы иностранной валюты, то в соответствии с Постановлением СНК СССР от 23 октября 1923 года «О ввозе из-за границы иностранной валюты» данные действия, в случае отсутствия ограничений, установленных Народным Комиссариатом Финансов, были разрешены».[7]
Тогда, впервые в истории внешнеэкономических деятельности, вместо покупателей и продавцов, конкурирующих между собой, государство стало выступать на внешних рынках единым продавцом и покупателем товаров; государству «важно иметь в своих руках всю реализацию вывозимых товаров в виде иностранных денег для того, чтобы управлять движением этих денег и их курсами в интересах денежного обращения». Государственная монополия рассматривалась как единственная форма организации социалистической внешней торговли и способ защиты социалистической экономики России и ее внутреннего рынка от проникновения иностранного капитала.[8]
Уголовный кодекс 1922 года[9], был первым советским уголовным кодексом. В нем содержались такие нормы как ст. 136. Нарушение положений, регулирующих проведение в жизнь государственных монополий, свободы на срок не ниже шести месяцев; ст. 138. Спекуляция с иностранной валютой в обмен на советские денежные знаки или наоборот. Указанные действия карались лишением свободы на срок не ниже шести месяцев. Данные преступления были отнесены в Уголовном кодексе 1922 года к хозяйственным преступлениям.
Редакция всех статей, ранее имевшихся в Уголовном кодексе 1922 года, была существенно изменена в Уголовном кодексе 1926 года
Необходимостью защиты социалистической экономики обусловлено введение в УК РСФСР 1926 г . уголовной ответственности за нарушение правил о валютных операциях (ст. 59.12 УК). Указанная статья имела бланкетный характер, конкретные виды уголовно - наказуемых деяний определялись правилами, регулирующими порядок осуществления валютных операций и предусматривала следующие виды наказания: для должностных лиц - лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже одного года, а при отсутствии признаков, указанных в статье 109 настоящего Кодекса (Злоупотребление властью или служебным положением) - дисциплинарное взыскание: для частных лиц -штраф до трех тысяч рублей; в случае же, когда будет установлено занятие лица указанными операциями в виде промысла - лишение свободы на срок не ниже одного года с конфискацией всего или части
14
имущества.
Кроме того, ст. 59.11. была усилена ответственность за нарушение Положения о монополии внешней торговли и каралась лишение свободы на срок до десяти лет, с конфискацией всего или части имущества.
Данные преступления были отнесены к числу особо опасных преступлений против порядка управления. Определение особо опасных преступлений против порядка управления содержалось в общесоюзном законе - в ст. 15 Положения о преступлениях государственных (1927 г.), согласно которому «особо опасными для Союза ССР преступлениями против порядка управления признаются те, совершенные без контрреволюционных целей, преступления против порядка управления, которые колеблют основы государственного управления и хозяйственной мощи Союза ССР и союзных республик»[10] [11] [12].
Из наименования данной группы преступлений, следует, что законодатель учитывал, что нарушения правил о валютных операциях имеют большую степень общественной опасности, «так как они причиняют или могут причинить значительный ущерб основам государственного управления и народного хозяйства».
Постановлением ЦИК СССР от 25 февраля 1927 года было принято Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза СССР опасных преступлениях против порядка управления). Положение было включено в УК 1926 года, в виде главы о государственных преступлениях с двумя разделами. В результате ряд преступлений из числа совершаемых в сфере экономики, ранее относящихся к преступлениям против порядка управления, был перенесен в 1 раздел государственных преступлений. Такими преступлениями стали подделка или сбыт в виде промысла поддельных денежных знаков и ценных бумаг, а равно такие же действия с иностранной валютой (ст. 59.8), квалифицированная контрабанда (ст. 59.9), нарушение Положения о монополии внешней торговли (ст. 59.11), нарушение правил о валютных операциях (ст. 59.12). Указанные нормы были бланкетными и требовали обращения к иным нормативно-правовым актам. Наказываться эти преступления стали строже, а некоторые из них вплоть до высшей меры наказания, с конфискацией имущества.
Появление в УК 1926 г. норм о валютных преступлениях связано с тем, что уже в первые месяцы существования Советская власть провозгласила валютную монополию. Законодатель учитывал, что «валютная монополия, помимо ее значения для внешней торговли и внешних сношений, имеет важное значение в качестве условия, способствующего устойчивости внутреннего валютного обращения»[13].
В дальнейшем Законом «об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958 г. название «Особо для Союза СССР опасные преступления против порядка управления» было изменено на «Иные государственные преступления», ответственность за которые определена во втором разделе Закона, ст. ст. 11 -26, в которых свое место нашли нормы о контрабанде и о нарушениях порядка валютных операций. Ответственность могла наступать одновременно за названные преступления, если скажем, валюта контрабандным путем перемещалась через государственную границу СССР. Кроме того, статья 25 Закона предусматривала состав нарушения правил о валютных операциях, а также новый, состав спекуляции валютными ценностями или ценными бумагами . Наказывалось нарушение правил о валютных операциях лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1961 г. «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил о валютных операциях» и Закон РСФСР от 25 июля 1962 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР»[14] [15] [16] [17] ужесточили ответственность за спекуляцию валютными ценностями или ценными бумагами в виде промысла или в крупных размерах, а равно нарушение правил о валютных операциях лицом, ранее осужденным за такие же преступления, вплоть до введения исключительной меры наказания - смертной казни с конфискацией имущества. Кроме того устанавливалась уголовная ответственность в ст. 27 Закона за укрывательство этого преступления. Объектом этих преступлений советское уголовное право считало основы социалистического народного хозяйства.
В Уголовном кодексе 1960 г . ответственность за нарушение правил о валютных операциях была закреплена в статье 88 УК РСФСР, которая предусматривала ответственность в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества. Статья 78 УК РСФСР карала за контрабанду. Обе они входили в раздел II УК РСФСР «Иные государственные преступления».
Социально-политическая система ССР при жесткой монополии со стороны государства на внешнеэкономическую деятельность вплоть до начала 90-х годов истекшего столетия лишь с определенной долей условности позволяют считать, что указанные преступления посягают в тот период времени на интересы внешнеэкономической деятельности государства. До середины 80-х годов контрабандисты большой конкуренции государству не составляли и посягали скорее не на экономические интересы государства, а на исключительное право государство на торговые операции . То же самое следует сказать и о преступлении, предусмотренном ст. 88 УК РСФСР с учетом особенностей предмета преступления. Анализ Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 января 1937 г., Устава Госбанка СССР и постановления Совета Министров СССР от 25.10.48 г. позволяет сказать, что к числу сделок, нарушение порядка осуществления которых влекло за собой ответственность по ст. 88 УК РСФСР, можно отнести, помимо иных, перевод иностранной валюты или пересылку валютных ценностей за границу или из-за границы. Это обстоятельство еще более сближало непосредственные объекты преступлений предусмотренных ст. 78 УК РСФСР и ст. 88 УК РСФСР. Кроме того статья 154.2 УК РСФСР, предусматривала уголовную ответственность за повторные незаконные операции в небольших размерах с иностранной валютой или ценными бумагами.
Наличие указанных статей в УК РСФСР должно было обеспечивать стабильность товарной и валютной системы государства, которые не мыслимы друг без друга даже в условиях развитых рыночных отношений. Однако применение даже самых суровых мер наказания не остановило прогрессирующий рост нарушений валютного законодательства, что в определенной степени подтвердило назревшую необходимость смягчения действовавших в данной области ограничений.
Возможность совершения гражданами сделок с валютными ценностями была законодательно закреплена Указом Президиума Верховного Совета СССР [18]
от 30 ноября 1976 г. «О сделках с валютными ценностями на территории
22
СССР» , установившим случаи, в которых разрешалось участие физических лиц в валютных операциях: дарение валютных ценностей близким родственникам, завещание и приобретение по праву наследования валютных ценностей, сделки купли - продажи, обмена и дарения в целях коллекционирования единичных экземпляров монет, а также расчеты в иностранной валюте и иными валютными ценностями при оплате товаров и услуг в уполномоченных магазинах и организациях.
Тем же Указом сделки с валютными ценностями, не соответствующие его требованиям, признавались недействительными, и особо оговаривалось, что скупка, продажа и обмен валютных ценностей либо использование их в качестве средства платежа, совершенные в нарушение установленных правил обращения валютных ценностей, влекут за собой административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством СССР.
Административная ответственность в виде денежных штрафов с конфискацией валюты и платежных документов была установлена за незаконные валютные операции в небольших размерах - до 25 рублей (и постановление о порядке его применения от той же даты . Кроме того, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1977 г. из УК РСФСР была исключена статья 154.2, предусматривавшая уголовную ответственность за повторные незаконные операции в небольших размерах с иностранной валютой или ценными бумагами.
В то же время согласно Постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1980 г. № 3 , посвященному обзору судебной практики по уголовным делам о нарушении правил о валютных операциях, такие нарушения, а также спекуляция валютными ценностями продолжали рассматриваться как посягательство на валютную монополию Советского [19] [20] [21] [22]
государства и относились к категории тяжких преступлений. Содержащиеся в указанном Постановлении толкования действовавшего валютного законодательства могут быть полезны и при анализе современной правоприменительной практики в данной области.
Пленум, в частности, разграничил основания признания сделок в одних случаях недействительными, в других - незаконными, отметив, что недействительными являлись разрешенные законодательством валютные сделки, которые совершались гражданами в нарушение порядка их осуществления, установленного уполномоченными на то государственными органами, включая Минфин СССР. Нарушением же правил о валютных операциях, вследствие которого наступала административная или уголовная ответственность, т.е. незаконными сделками признавались лишь незаконная скупка, продажа и обмен валютных ценностей либо использование их в качестве средства платежа, если они совершены на территории СССР. Все иные сделки с валютными ценностями не образовывали состава преступления, предусмотренного статьей 88 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.
Пленум особо обратил внимание судов на то, что в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. «О сделках с валютными ценностями на территории СССР», уголовная ответственность наступала лишь за незаконные операции с валютными ценностями, совершенные на территории СССР, поэтому, например, незаконные сделки граждан с советскими деньгами за границей не образовывали состава преступления, предусмотренного статьей 88 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик. В Постановлении Пленума подчеркивалась необходимость соблюдения судами требований закона о применении к осужденным за нарушение правил о валютных операциях и спекуляцию валютными ценностями дополнительной меры наказания в виде конфискации имущества и обязательной конфискации валютных ценностей. В тех случаях, когда по воле собственника валютные ценности стали объектом
преступной сделки, таковые подлежали обращению в доход государства, даже если собственник по каким-либо основаниям не был привлечен к уголовной ответственности.
После отмены уголовной ответственности за повторные незаконные сделки с валютными ценностями в небольших размерах они стали подпадать под признаки административного правонарушения[23].
В рамках государственной валютной монополии, введенной первыми декретами советской власти и действовавшей в течение почти 70 лет, право на совершение сделок с валютными ценностями на территории СССР предоставлялось ограниченному кругу государственных ведомств и организаций при фактически полном запрете на участие в них советских граждан. При этом вся организационно - правовая система управления валютными отношениями была построена таким образом, что возможность несанкционированного участия в них юридических лиц абсолютно исключалась. Соответственно, субъектами нарушений правил о валютных операциях являлись только физические лица (как должностные, так и частные), а сами нарушения рассматривались, в первую очередь, как уголовные преступления.
Следует отметить, что на протяжении всего рассмотренного периода за совершение валютных преступлений предусматривалась суровая уголовная ответственность.
[1] Булатов А.С. Вывоз капитала из России и концепции его регулирования. М., 2005. С. 31.
[2]Гармаев Ю.П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (уголовно-правовая, криминалистическая и оперативно-розыскная характеристика, основы методики расследования). М., 2001, С. 68.
[3] Постановление СНК от 29 декабря 1917 г // СПС «Консультант плюс».
[4] Струкова А.А., Уголовно-правовая характеристика невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте: дис. ... канд. юрид. наук: СПб., 2001. С. 28.
[5] Декрет СНК РСФСР «О национализации внешней торговле» от 22 апреля 1918 г// СПС «Консультант плюс».
[6] Макаров А. Н.. Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте: дис. ... канд. юрид. Наук. М., 2001. С. 27.
[7] Марковский М.С. Развитие и специфика советского законодательства, устанавливающего порядок перемещения валюты через государственную границу. URL: http://xn—7sbbai7auwnffhk,xn--p1ai/article/18523
[8] Коблева С.А. Уголовно-правовые последствия невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте: дис. ... канд. юрид. наук / Ростов-на-Дону, 2008. С.28.
[9] Уголовный кодекс РСФСР от 01.06.1922 года. // СПС «Консультант плюс».
[10] Уголовный кодекс РСФСР от 05.03.1926 года // СПС «Консультант плюс»
[11] Осипов С.К. Ответственность за нарушения валютного законодательства // Право и экономика. - 1999. - № 5. - С. 31.
[12] Постановление ЦИК СССР от 25.02.1927 «Положение о преступлениях государственных» // СПС «Консультант плюс».
[13] Струкова А.А.. Указ. соч. С. 32.
[14] Васильева О.Н. Уголовно-правовые средства защиты оборота валютных ценностей: дис ... канд. юрид. наук. М., 2007. С.118.
[15] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1961 г. «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил о валютных операциях» // СПС «Консультант плюс».
[16] Закон РСФСР от 25 июля 1962 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // СПС «Консультант плюс».
[17] Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 года // СПС «Консультант плюс».
[18] Кочубей М.А. Безопасность в сфере таможенной деятельности: уголовно-правовой и криминологический аспект. М., 2007. С. 74
[19] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. «О сделках с валютными ценностями на территории СССР» // СПС Консультант плюс».
[20] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. «Об ответственности за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами» // СПС «Консультант плюс».
[21] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1977 г. // СПС «Консультант плюс».
[22] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1980 г. № 3 // СПС «Консультант плюс».
15
Осипов С.К. Ответственность за нарушения валютного законодательства // Право и экономика. - 1999. - С.56
|