ВВЕДЕНИЕ
Международный коммерческий арбитраж выделяется как отдельный институт в системе международного частного права. Он представляет собой механизм негосударственного рассмотрения споров частноправового характера, осложненных иностранным элементом, возникающих при осуществлении международной коммерческой деятельности.
В процессе интернационализации хозяйственного оборота юридические лица различных государств в случаях возникновения споров стали часто обращаться к международным коммерческим арбитражным судам, а не к государственным судам страны ответчика. В большинстве контрактов, заключаемых российскими юридическими лицами с фирмами других стран, предусматривается, что споры будут рассматриваться в порядке арбитража (в третейских судах). Более того, по сравнению с судебным разбирательством международных коммерческих споров арбитраж имеет целый ряд преимуществ, которые неоднократно подчеркивались как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе.
Международное предпринимательство развивается в обширном и неустойчивом пространстве – в современной практике не существует ни особого международного суда, ни иной международной процедуры, ни общепризнанных правил по рассмотрению международных коммерческих споров. В связи с этим, интересы сторон международного предпринимательства, определены и учтены в институте международного коммерческого арбитража.
Целью работы является изучение основных положений о международном коммерческом арбитраже.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
изучить понятие международного коммерческого арбитража;
определить его юридическую природу;
выделить виды международного коммерческого арбитража.
1. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКЯ ПРИРОДА МЕЖУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА
Под арбитражным разбирательством в международном частном праве понимается рассмотрение споров в третейских судах, избираемых или специально создаваемых сторонами внешнеэкономических контрактов для рассмотрения возникающих между ними споров. Из этого следует, что международный коммерческий арбитражный суд - это орган, предназначенный для разрешения споров с участием иностранных фирм и организаций. По своей юридической природе это третейский суд, т. е. суд, избираемый или создаваемый самими сторонами и исключительно по их усмотрению. Возникают определенные вопросы при применении термина «арбитраж», которые требуют разъяснения.
Следует отметить, что здесь речь идет не о государственных арбитражных судах России, которые образуют судебную систему РФ и рассматривают споры в сфере предпринимательской и экономической деятельности. Так как в России термином «арбитраж» обозначается и государственный суд, а также и само третейское разбирательство[1], то во избежание смешения понятий в отношении третейских (арбитражных) судов, специально предназначенных для рассмотрения споров с иностранными фирмами, обычно применяется понятие «международный коммерческий арбитраж», а также его аналогичное понятие «международный торговый арбитраж».
Термин «международный коммерческий арбитраж» используется как для обозначения в целом этого специфического механизма рассмотрения споров, так и для обозначения конкретного органа, созданного для рассмотрения таких споров (например, такой орган при Торгово-промышленной палате РФ именуется «Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ»). Он может означать состав арбитров или единоличного арбитра, рассматривающих конкретный спор.
Согласно российскому законодательству о международном коммерческом арбитраже, термин «арбитраж» означает процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (третейское разбирательство) независимо от того, администрируется ли он постоянно действующим арбитражным учреждением, включая без ограничения Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации или нет.[2]
Также стоит указать, что в России, как и некоторых других странах существуют третейские суды, представляющие собой альтернативную форму судебного разбирательства споров. В случаях такого рода спорящие стороны готовы без государственного принуждения признать решение авторитетного лица, рассматривающего спор. Международные коммерческие арбитражные суды отличаются от обычных третейских судов не только тем, что они не могут рассматриваться в качестве альтернативной формы разрешения споров в досудебной стадии, но и тем, что при обращении к таким судам исключается возможность обращения в принципе к государственному правосудию.
Ранее в российском законодательстве проводится различие между третейскими судами общего характера и международными коммерческими арбитражными судами. В ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» было прямо предусмотрено, что он «не распространяется на международный коммерческий арбитраж». Теперь же Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" предусматривает свое распространение и на международный коммерческий арбитраж, местом которого является Российская Федерация.
Из этого исходит и АПК РФ. Следует также иметь в виду, что в российском законодательстве, в частности в АПК РФ, под понятием «иностранные арбитражные решения» понимаются не решения судов иностранных государств, а решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 32, ч. 9 ст. 38, ч. 5 ст. 230, ст. 241—246 АПК РФ). [3]
В-третьих, международные коммерческие арбитражные суды, к которым прибегают юридические лица различных государств для рассмотрения их споров, отличаются от третейских судов, рассматривающих споры, сторонами в которых являются государства и международные организации. К разряду таких судов относятся Постоянная палата третейского суда в Гааге, различные арбитражи, создаваемые для рассмотрения конкретных споров между государствами, специальные арбитражи, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., Договором о Всемирной торговой организации (ВТО), в рамках Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.
Обращение сторон не к государственному, а к третейскому суду в области международных экономических связей объясняется тем, что одна из сторон не верит в объективность судопроизводства в другой стране. Это может быть связано и с языковым барьером, и с трудностью ознакомления с чуждыми ей правовыми, в том числе и процессуальными, традициями и правилами.
Делая выбор в пользу третейского суда, стороны исходят из следующих соображений:
• срок рассмотрения дел в третейском суде, как правило, короче, чем в обычном суде;
• профессиональная компетентность арбитров, которые должны рассматривать спор, обычно выше, чем судей в государственных судах, поскольку последние не обладают специальными знаниями и опытом ведения операций в области международной торговли, валютного регулирования, торгового мореплавания и в других аналогичных сферах;
• решение арбитража, как правило, не подлежит обжалованию;
• предусматривается возможность согласования между сторонами языка, на котором будет вестись разбирательство дела в арбитраже;
• для фирм, ведущих споры, важно соблюдение конфиденциальности, а третейский суд обычно заседает негласно, его решения обычно не публикуются, а если и публикуются, то без указания наименований спорящих сторон и уж во всяком случае без приведения сведений о суммах исковых требований. Эти преимущества третейского разбирательства представляются бесспорными.
Хотя, как свидетельствует практика, эти ожидания сторон не всегда оправдываются, тем не менее в большинстве случаев при заключении контрактов стороны предусматривают обращение все-таки не к государственному суду, а к арбитражу, в формировании состава которого они участвуют и которому больше доверяют. [4]
Необходимо также учитывать, что судебное производство в каждой зарубежной стране ведется в соответствии с ее весьма сложным процессуальным законодательством, которое надо специально изучать, а производство дел в международном коммерческом арбитраже осуществляется на основе процедурных правил, заранее известных сторонам и не отличающихся большой сложностью.
Главным же преимуществом арбитражного способа рассмотрения споров перед судебным для российских организаций и их партнеров состоит в том, что решение иностранного суда, как правило, в отличие от решения иностранного арбитража нельзя будет реализовать, исполнить в другой стране. Придется заново начинать все рассмотрение по существу дела в суде страны исполнения решения.
Если иностранная фирма предъявляет иск к российской организации только в случае арбитражного разбирательства, имеется возможность при удовлетворении исковых требований осуществить признание и исполнение решений. В отношении судебных решений это возможно только в тех странах, с которыми Россия заключила соответствующие соглашения.
Возможность признания и исполнения иностранных арбитражных решений была создана благодаря участию широкого круга государств в Нью-Йоркской конвенции 1958 г. Поскольку среди некоторой части практических работников в России было распространено ошибочное понимание сферы применения этой Конвенции как охватывающей признание и исполнение не только решений третейских судов, но и решений арбитражных судов, входящих в государственную судебную систему, Высший Арбитражный Суд РФ в своем информационном письме от 1 марта 1996 г. разъяснил, что эта Конвенция регулирует вопросы взаимного признания и исполнения на территории государств - участников Конвенции не судебных, а арбитражных решений, т. е. решений, принятых на территории другого государства арбитражами, избираемыми сторонами в международном коммерческом споре или назначенными органами коммерческого арбитража. Эти органы, отмечается далее в информационном письме, именуются по терминологии, принятой в нашей стране, третейскими судами. [5]
По вопросу о природе международного коммерческого арбитражного суда существуют три концепции: договорная, процессуальная и смешанная:
1) договорная концепция означает, что арбитражное соглашение о передаче спора на разрешение в арбитраж представляет собой обычный гражданско-правовой договор. Договорный характер соглашения определяет и договорную природу самого международного коммерческого арбитража;
2) процессуальная концепция предполагает признание арбитража в качестве особой формы правосудия, осуществляемого от имени государства. Но это процессуальное соглашение исключает юрисдикцию государственного суда и постановку коллизионной проблемы;
3) смешанная концепция сочетает в себе основные положения двух предыдущих концепций и означает, что арбитраж - самостоятельный институт, включающий в себя материально - правовые и процессуально-правовые элементы, т. е. имеет смешанную (материально-процессуальную) природу. Такая конструкция арбитража предусматривает применение не только национального права (закон страны арбитража), но и соответствующего иностранного права. Важно знать, что МКА компетентен рассматривать экономический спор только в случае наличия арбитражного соглашения месту спорящими сторонами, т. е. в случае явно выраженного согласия сторон, в то время как суд общей юрисдикции - это орган судебной власти, т. е. наделяемый компетенцией в силу прямого указания закона.[6]
2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА
В международной практике известны два вида коммерческого арбитража: так называемый изолированный и постоянно действующий (институционный).
Изолированный третейский суд создается сторонами специально для рассмотрения, определенного (конкретного) спора. Стороны могут сами определить порядок создания третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Он получил также название третейского суда ad hoc (буквально - «для этого», т. е. для рассмотрения данного дела). В таких арбитражах обычно применяются типовые регламенты, в которые стороны по договоренности могут вносить любые изменения.
В отличие от третейских судов ad hoc институционные (постоянно действующие) арбитражи создаются, как правило, при торговых или торгово- промышленных палатах, биржах, других объединениях коммерческих организаций. Юридическую основу функционирования таких арбитражей составляют национальный закон и регламент. Данные арбитражные суды разбирают наиболее сложные споры.
Существует более 100 постоянно действующих арбитражей. В Европе наибольшим авторитетом пользуются арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме, арбитражные суды в Лондоне и Цюрихе.
Необходимо обратить внимание на наличие тесной связи между конкретными постоянно действующими арбитражными центрами и арбитражами ad hoc. Одним из проявлений взаимодействия этих двух различных видов арбитража является получившая довольно широкое распространение практика содействия арбитражам ad hoc со стороны постоянно действующих арбитражных центров. Суть данной практики состоит в том, что при намерении сторон передать свои разногласия на рассмотрение арбитража ad hoc соответствующие арбитражные центры нередко оказывают помощь в назначении арбитров, принятии решений по вопросу об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям, организации слушания дела, включая предоставление для этой цели помещений, услуг переводчиков, современных технических средств связи и размножения материалов. [7]
В отличие от государственной судебной системы создание третейских судов в области международной торговли не может быть связано с существующим в каждой стране административным делением и с наличием определенных ведомственных структур. Не нужно в каждой стране или в каждом регионе создавать свой постоянно действующий международный третейский суд. Учредить формально такой суд можно, но в литературе обращалось внимание на то, что необходимы определенные предпосылки и длительное время, для того чтобы такой третейский суд смог реально осуществлять свои функции.
Известные арбитражные центры обладают определенными преимуществами для сторон. Организация процесса и выбор состава арбитражного суда в каждом случае зависят лишь от желания самих сторон, которые могут в рамках механизма какого-либо международного арбитража, например, при МТП в Париже, свободно назначить место и язык разбирательства, а также определить процедуру разбирательства. Хотя штаб-квартира суда находится во Франции, более 80% всех заседаний по рассмотрению конкретных споров проводится в других странах.
В дальнейшем прогнозируется расширение предметной компетенции третейских судов, прежде всего постоянно действующих так называемых институционных.
Широкое привлечение в экономику различных государств иностранных инвестиций привело к созданию специальных международных третейских судов по инвестиционным спорам (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития) или включению в состав споров, подлежащих рассмотрению в третейском суде, споров предприятий с иностранными инвестициями, созданных в данной стране (например, в России).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, международный коммерческий арбитраж - это самостоятельная отрасль в системе международного частного права и представляет собой третейский суд, постоянно действующий (институционный) или специально созданный в каждом конкретном случае (ad hoc). Основной целью международного коммерческого арбитража является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для спорящих сторон решения. Рассматривается спор независимыми арбитрами с целью вынесения обязательного для сторон решения.
Также стоит выделить то, что особая актуальность применения международного коммерческого арбитражного суда в сфере регулирования МЧП обусловлена следующими обстоятельствами:
- открытость и многообразие частноправовой деятельности российских хозяйствующих субъектов в международном обороте существенно повышают коммерческие риски, возникновение экономических споров, которые должны разрешаться с целью защиты экономических прав потерпевшей стороны;
- рассматривая экономический спор, МКА изымает его из компетенции национальных судов общей и специальной юрисдикции, могущих повлиять на рассмотрение спора в пользу “своего” субъекта;
- обращаясь в третейский суд, стороны имеют реальную возможность принять участие в выборе или замене арбитров и языка разбирательства;
- международный коммерческий арбитраж не входит в систему государственной судебной системы;
- МКА специально создан для разбирательства споров из международных частноправовых экономических отношений и потому компетентен по данным вопросам.
Важно заметить, что МКА компетентен рассматривать экономический спор только в случае наличия арбитражного соглашения между спорящими сторонами, т. е. в случае явно выраженного согласия сторон.
Анализируя особенности разрешения экономических споров в МКА, можно выделить очевидные преимущества перед государственными арбитражными судами и судами общей юрисдикции:
- обращение в МКА обеспечивает сторонам спора особые возможности не подчинять этот спор какому-либо национальному правопорядку, а равно и процедуре его рассмотрения;
- для МКА характерны более краткие сроки рассмотрения дела и более простая, не урегулированная многочисленными процедурными нормами форма разбирательства;
- рассмотрение дел в МКА гораздо дешевле, нежели в государственных судах, в которых судебные расходы или институт судебного залога весьма велики;
- арбитражное разбирательство обычно происходит в закрытом режиме - конфиденциально, что гарантирует соблюдение коммерческой тайны;
- в МКА стороны имеют право на свободный выбор арбитров, места и языка арбитражного рассмотрения дела, а согласие сторон — обязательное условие обращения в арбитраж.
- обычно арбитры весьма квалифицированы и компетентны, так как избираются из состава опытных специалистов различных отраслей экономической деятельности;
- решение МКА носит обычно окончательный характер, не подлежит изменению, не может быть пересмотрено по существу и должно исполняться в принудительном порядке. Но арбитражное решение может быть оспорено в государственном суде путем подачи ходатайства о его отмене по процессуальным мотивам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 17.04.2017 N 76-ФЗ) // СЗ РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
2. Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 29.12.2015 N 409-ФЗ) "О международном коммерческом арбитраже" (вместе с "Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации", "Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации") // Российская газета, N 156, 14.08.1993.
3. Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" // СЗ РФ, 04.01.2016, N 1 (часть I), ст.2.
4. Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О третейских судах в Российской Федерации" // СЗ РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3019 (С 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).
Книги
1. Международное частное право: учебник / М. М. Богуславский. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. – 672 с.
2. Международное частное право: Учебник для бакалавров /А. И. Кривенький. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 288 с.
[1] Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" от 29.12.2015 N 382-ФЗ
[2] Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 29.12.2015) "О международном коммерческом арбитраже" (вместе с "Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации", "Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации")
[3] "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
[4] Международное частное право: учебник / М. М. Богуславский. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. – с. 621
[5] Международное частное право: учебник / М. М. Богуславский. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. - с. 623
[6] Международное частное право: Учебник для бака лавров /А. И. Кривенький. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - с. 271
[7] Международное частное право: учебник / М. М. Богуславский. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. - с. 626
|