Наше время – это чудесное время для рождения ребенка. Никогда раньше будущие родители не имели такого широкого выбора: как и где появится на свет их ребенок. Однако за возможность выбора приходится платить ответственностью, подчас растерянностью и серьезным напряжением из‑за желания обеспечить «идеальные» роды. Нам хотелось бы помочь вам найти то, что вам больше всего подходит. Однажды, когда мы с группой гинекологов, медицинских сестер и акушерок обсуждали степень подготовки женщин к родам, все пришли к единому мнению: чем лучше женщина информирована, тем легче проходят роды. В поисках различных вариантов вы будете читать книги и журналы, беседовать с друзьями и специалистами. Довольно быстро вы поймете, что сегодняшний выбор может существенно отличаться от того, что имела ваша мать, когда рожала вас.
Историческая справка . Чтобы лучше понять современное состояние акушерства, полезно узнать историю его развития. Тридцать лет назад роды приравнивались к хирургической операции, вроде удаления аппендикса. Роженица считалась пациентом: ее брили, готовили к операции, а затем укладывали на хирургический стол, привязывая ноги ремнями. Родив ребенка, мать восстанавливалась после «операции», а за младенцем ухаживали врачи, часто давая ему искусственные молочные смеси. Даже после того как мать забирала ребенка домой, она должна была следовать советам «специалистов», которые предупреждали ее об опасности испортить ребенка и позволить ему манипулировать мнением родителей. Советы: «Пусть накричится вдоволь» и «Кормите ребенка по расписанию», – превратились в стандарт воспитания детей.
В двадцатом столетии достижения техники и медицины сделали роды более безопасными как для матери, так и для ребенка. К концу 60‑х годов прогрессивно настроенные женщины хотели, чтобы этот процесс приносил бы больше радости. Возникла новая философия родов, и многие женщины стали посещать специальные занятия, чтобы понять ее. Самыми популярными словами стали «выбор» и «альтернатива». В последующее десятилетие роли в процессе родов стали перераспределяться: центральное место заняла роженица, и многие врачи пришли к пониманию того, что в интересах матери и ребенка позволить беременной женщине самой управлять своим телом и контролировать боль во время родов, вместо того чтобы заглушать ее сильнодействующими лекарствами. В этом случае мать становилась активной участницей принимаемых решений.
Бритье лобка теперь отошло в прошлое (исследования показали, что эта процедура повышает риск инфекции), а ремни и эпизиотомия перестали быть обычным явлением. Во время родов женщина может стоять или сидеть, находиться в наклоненном положении, на корточках. Вместе с новыми позами появились и новые участники процесса. На протяжении двух последних десятков лет отцы присутствуют при родах, чтобы поддержать роженицу и разделить с нею радость от появления на свет их малыша. Кроме того, в настоящее время развивается сеть акушерского патронажа.
По мере того как увеличивались затраты семьи на ребенка, а рождаемость падала, существенным экономическим фактором стало желание тех, кто вынашивает ребенка и платит налоги, чтобы к их голосу тоже прислушивались. Врачебные маркетологи, стремясь привлечь это новое поколение потребителей такой услуги, как роды, сменили свой девиз «Мы все сделаем за вас» на «Мы исполним все ваши желания». Родильные отделения были преобразованы в «Семейные центры по принятию родов». Столы для рожениц превратились в более удобные «родильные кровати». Во многих больницах во время родов имеется возможность принять не только душ, но и специальную ванну. Родильные отделения больниц теперь рекламируются в воскресных газетах. Врач уже не исполняет главную роль, а лишь «помогает при родах». (Марта сердится, когда доктор Билл говорит, что «рожал» их детей, даже несмотря на то, что он действительно принимал троих – двоих из‑за того, что акушерка не успела приехать вовремя, а одного потому, что ему этого хотелось. Она спорит с мужем, утверждая, что делала всю работу сама и что это именно она рожала детей. Билл присутствовал при родах в качестве «ассистента» – этот титул он считает выше, чем «ловец малышей».)
Наряду с изменениями в процессе родов в 90‑х годах двадцатого века произошли существенные перемены во взглядах на связь матери и ребенка, на ношение ребенка на руках и грудное вскармливание. Вместо того чтобы забирать «пьяных» от наркоза младенцев от такой же не пришедшей в себя матери и поручать их заботам медсестер, теперь здоровых малышей сразу же передают матери и оставляют с ней все время. Врачи и акушерки согласились с учеными, что лучший старт для налаживания отношений между матерью и ребенком выражается формулой: «Из утробы матери – на руки матери». Этот подход к связи матери и ребенка – всего лишь научная реконструкция того, что естественным образом сделала бы сама мать. Кормление грудью – не только как способ доставки питательных веществ, но и как общение и воспитание – почти повсеместно заменило искусственное вскармливание в первые месяцы жизни ребенка. Ношение ребенка в специальном рюкзачке вместо того, чтобы сажать его в коляску, стало нормой для современных пар, укрепляя связь матери и ребенка.
В настоящее время существует огромное количество вариантов выбора технологии родов, ассистентов и мест, которых не было раньше: акушерка или врач, без медикаментов или с эпидуральной анестезией, «рискованные», «высокотехнологичные» или полностью самостоятельные. Женщины теперь могут делать осознанный выбор, но они должны понимать, что за все приходится платить. Отказ от лекарств означает усиление боли. «Высокотехнологичные» роды и контроль над болью могут привести к усложнению процесса родов. Роды в домашних условиях очень удобны и позволяют самой женщине в большей степени контролировать ситуацию, но они несут с собой повышенный риск в случае чрезвычайных обстоятельств. Этот список компромиссов можно продолжить. С одной стороны, роды еще никогда не были такими простыми и безопасными, а с другой стороны, они никогда не были такими сложными.
Что дальше? Отношение к родам будет все время меняться по мере того, как женщины станут более информированными о процессе родов и станут брать на себя ответственность за этот процесс. Реформа законодательства, касающегося преступной небрежности врача – если она осуществится, – возродит искусство принятия решений на основе блага матери и ребенка, а не того, что представляет меньший риск для врача. Экономическая реформа заставит поставщиков услуг медицинского страхования задаться вопросом, сколько стоят самые лучшие роды и так ли уж необходимы для безопасных и доставляющих удовольствие родов услуги высокооплачиваемого персонала и новейшее медицинское оборудование.
Читая эту книгу месяц за месяцем, вы получите представление обо всех доступных вам вариантах выбора, включая новейшие возможности, и сможете сделать вывод, какой из них вам подходит больше. Новое не означает лучшее – по крайней мере для всех женщин без исключения.
Кроме того, мы попытаемся удержать вас от выбора рискованных вариантов, которые не прошли проверки временем, хотя в свое время получили большой резонанс в средствах массовой информации. Изучая бесчисленное количество вариантов родов, вы обнаружите множество вопросов, которые раньше вам не приходили в голову, а также множество процедур, о которых вы прежде не догадывались спросить. Кроме того, вы поймете, что выбор своих родов похож на изучение меню в ресторане и что нужно соотносить каждое «блюдо» со следующим, чтобы в результате получился удовлетворительный «ужин». В зависимости от того, где вы живете и какая у вас медицинская страховка, те или иные пункты «меню» могут оказаться вам недоступны. То, чему вы научитесь в процессе принятия решения, не менее важно, чем сам выбор. Подходите к выбору места, а также людей, которые будут вам помогать при родах, со знанием альтернатив и уверенностью, что роды должны быть такими, какими вы их хотите видеть. Вы не должны испытывать чувства вины за то, что желаете обеспечить себе и своему ребенку самое лучшее медицинское обслуживание.
|