Мне кажется, что мы живем втроем. Я, ты, она. Образ той, другой, второй, а быть может, первой, постоянно рядом. Следует по городам и странам, не отступает ни на минуту, ни на шаг. Эта женщина прочно прописалась в моем сознании и, похоже, не собирается его покидать.
А как же иначе, ведь кусок моей жизни будто бы подчинен ей. Если бы не она, все было совсем по‑другому. Прояви она хоть немного уважения к себе, к тебе, отключи свой эгоизм и слепое желание любой ценой сохранить брак, раскрой уже глаза на все происходящее в ее жизни и семье – история пошла бы совсем по новому сценарию.
Я никак не могу разобраться, что же чувствую к ней. Это какая‑то очень странная гамма от жгучей, черной ненависти, презрения, отвращения до светлого, почти дружеского сострадания и сопереживания. Иногда мне хочется унизить ее, наговорить колких, болезненных гадостей, погрузить в подробности, показать уже, что творится на самом деле, а порою тянет просто поговорить по‑человечески и даже побыть немного вместе, как близкие люди.
Безусловно, она мне очень интересна. Мне надо знать все об этой женщине. Чем живет, как одевается, какой косметикой пользуется, какую музыку слушает, о чем говорит с друзьями. Моя воля, установила б круглосуточное наблюдение. Ведь так хочется понять – почему, ну что в ней такого, чего нет во мне? Хотя во время ее появлений в моей жизни я сталкиваюсь с такой беспощадной реальностью, что столь манящий меня образ рассыпается в пыль.
Иногда я часами рассматриваю ее фотографии в социальных сетях. Ищу изъяны. Цвет лака недостаточно красивый, вместо туфель странные шлепки, стиль в целом не очень, да и вид какой‑то несчастный. Никак не могу понять, ведь мы такие разные, как же оказались‑то в одном месте?
Зачем‑то я пытаю тебя расспросами о том, как у вас все начиналось, а как было потом, а когда ты понял, что больше не хочешь быть с ней. В каждом слове ищу указания на то, что у нас – больше, крепче, фееричнее. Что я – лучше. Но чем больше я узнаю, тем хуже мне становится, потому что все крепче она обосновывается в моей голове и жизни.
Я постоянно чувствую какую‑то непримиримую борьбу с ней. За тебя, за себя, за свою жизнь, которую, как мне кажется, она забрала и не отдает. Я стараюсь обогнать, победить. Во всем. Стать красивее, успешнее, услужливее. Лучше готовить, круче трахаться, быть интереснее, веселее, заботливее. Все что угодно. Лишь бы выиграть уже эту гонку…
Природа соперничества
Сколько отношений держатся исключительно на стремлении, чтобы вожделенный объект не достался второй участнице забега. Доходит до смешного: девочки иногда признаются, что если бы он ушел к третьей, вообще другой, новой, то им было бы уже все равно. Но отдать солнцеликого в цепкие лапки той, которая давно является противницей на этом ринге, – нет, никогда и ни за что.
Для мужчин, кстати, соперничество тоже иногда является мощнейшим топливом, способным запустить в небо даже самую потрепанную и потерявшую силу ракету с унылыми отношениям и оторвать чудо в трениках от игры в «Танчики». Правда, нужно понимать, что мера эта временная, ибо проблемы‑то никуда не денутся и будут спокойненько ждать на земле возвращения звездного десанта. А оно обязательно состоится.
Ну да ладно, не будем отдаляться от темы. Феномен соперничества имеет несколько корней, которые уходят глубоко‑глубоко в наши внутренние проблемы и переживания. И первый – это миф о справедливости мира и вселенной. Верят в него почти все. Кто‑то явно, кто‑то в глубине души, но даже самые «просветленные» в психологическом ключе нет‑нет да признаются в тайных мечтаниях о сознательности мироздания.
Как эта штука работает в плане отношений? Нам кажется, что если с нами плохо обошлись, то, значит, в нас что‑то не так – недостаточно красивая, недостаточно умная, борщ плохой варила и вообще любви недостойна. И для того, чтобы вернуть все обратно, стать вновь привлекательной, классной и вообще самой лучшей, нужно доказать миру, что ОНА – кошка драная, овца тупая, ничтожество полное, ни на что не способна и так далее. Нам кажется, что, если мы сделаем соперницу не ценной, то все станет, как было.
К сожалению, нет.
Потому что, как мы с вами уже знаем, дело не в ней. И даже не в вас. Да и про вселенную все давно уже понятно: у нее туговато с адекватностью. Зато стоит только сознательно отказаться от грез о справедливости нашего мира, как выяснится, что перед вами совершенно чужая женщина, которая никоим образом не может влиять на ваше право быть счастливой.
Как дойти до этой светлой мысли? Разобраться, за что именно вы боретесь с этой дамой. Вы удивитесь, но сражаетесь вы не за мужика.
Возьмите листочек, поделите его на две части. В одной пишем ответы на вопрос: «Если я проиграю, то это значит, что я…» Во второй – размышления на тему: «Если я выиграю, и он останется со мной, то это значит, что я…» Продолжениями фраз должны быть характеристики. И именно по ним вы сможете понять, какие части вашей самооценки больше всего пострадали и где нужно латать дыры (вместо того чтобы бороться с такой же несчастной, как вы).
Второй корень соперничества расположился в поле снятия ответственности с героя романа. В отличие от той мерзкой бабы, он ведь вам не чужой человек. Более того, любимый, родной, нужный. Поэтому сердиться и злиться на него сложнее. Плюс это опасно. Можно ведь и отношения разрушить окончательно в припадке полноценного гнева. Поэтому наша изобретательная психика (та еще затейница, конечно) находит отличный сток для большей части негативных эмоций, и вся праведная ярость улетает туда. Таким образом, можно сколь угодно долго отворачиваться от явных фактов, не вписываться в решение проблем и вообще оставлять все как есть. Ибо фокус внимания и переживаний смещен. Как будто тебя предал не он, а она. И с этим тоже можно кое‑что сделать.
Доведем твое искажение реальности до абсурда.
Сначала пишем список обвинений в адрес этой ужасной женщины. Вангую: он будет длинным от стенаний про «Позарилась на чужое, разрушила семью, как можно быть такой шлюхой, тупая и своего найти не может» до «Захапала мужика и висит на нем, хотя он давно другую любит». В общем, пиши все, все, все, и не стесняясь. А затем напротив каждого из высказываний добавляем: «Я ожидала, что ты…» Например: «Я ожидала, что ты позаботишься о моих детях и не будешь брать деньги нашей семьи у моего мужа», или можно усилить конструкцию до: «Ты обещала мне, что не будешь отвечать на заигрывания моего мужа и спать с ним», «Ты обещала, что не будешь думать о себе, а возьмешь ответственность за меня и моих детей». Теперь внимательно посмотри на суть твоих претензий и осознай, на кого они реально направлены. Кто там такой плохой, не оправдал твоих ожиданий. Этот способ не подходит тем, у кого в соперницах ходит реальная знакомая или подруга, с которой были отношения до всего произошедшего.
Третий и, пожалуй, самый серьезный и сильный корень, не дающий нам выдернуть уже это проклятое дерево к чертям, – наложение ситуации с соперничеством на детские травмы. Во время превращения из маленького человечка в большого мы несколько раз проходим через ситуации жесткой конкуренции. Сначала соревнуемся с папой за маму, потом, наоборот, с мамой за отца. А если в семье были еще дети, то противоборства точно не избежать. Кто‑то из нас прошел эти этапы без сучка, без задоринки, спокойно оставив комплексы в светлой босоногой поре. А для кого‑то там могла случиться сильная эмоциональная травма, например, один из родителей отвергал, может быть, сам того не замечая, и с тех пор любая история с соперничеством заставляет снова и снова переживать эту сильную боль. Если это так, то нужно идти «лечить» первопричину, лучше у хорошего психолога. Они крутые и не кусаются, а берут на ручки.
И последний, четвертый пункт, про символизм. Иногда в нашем сознании фигура «соперницы» становится символом всей боли и страданий, которые на нас обрушиваются в ситуации треугольника. Ну, например, как старуха с косой символизирует смерть, так молодуха в чулках – переживания из‑за предательства. И сознание подменяет одно другим, в итоге подводя все к тому, что, желая побороть боль, вы сражаетесь с ее символом.
В этом случае поможет фантазия. Ваша задача – придумать своей боли новый символ. Пусть это будет зверушка, которая пробралась внутрь вас и там сидит . Представьте, какая она. Размер, цвет, шерстка, глаза. Она пришла к вам, потому что ранена или больна. Рассмотрите внимательно ее рану. Как вы ее будете лечить? Может быть, кормить зверька особенным лекарством или каждый день промывать болячку. Выбирайте план и начинайте помогать ей. Следите за тем, как она выздоравливает, разговаривайте с ней. Она уйдет, когда поправится.
|