Мы много раз на страницах этой книги повторяем слова о взаимоуважении и демократии в отношениях с детьми. Вопрос о домашних обязанностях очень логично вписывается в эти представления. Уже у совсем маленьких детей могут появляться те или иные обязанности, возможно, пока в игровой форме. Убрать игрушки, положить свои вещи в шкаф, помочь маме донести пакет молока до корзинки с продуктами. И сначала все дети это делают с удовольствием. Но время идет, и вот уже от ребенка помощи по дому не дождешься. Где же происходит сбой?
• Обязанности должны соответствовать возрасту ребенка.
• На стадии, когда вы приучаете ребенка помогать вам, обязанность должна быть ему приятна. Например, большая ошибка – поручить ребенку выкидывать грязный подгузник младшего брата или сестры.
• Помните, что ваш личный пример – залог успеха. Если мама готовит ужин на кухне или моет посуду, вашему чаду тоже захочется повторить эти действия!
• Обязательно дайте попробовать и не ругайте за результат. И уж убить любую мотивацию можно, если взять и начать переделывать что‑то на глазах у ребенка!
• Критика должна быть объективной и даже иногда заниженной! А главное – обязательно следовать после похвалы.
• Не подгоняйте. Дайте сделать в комфортном для ребенка ритме. Не все сразу, сначала надо научиться!
• Хвалите! Сделал хорошо, получает сам удовольствие и радует вас? Хвалите! Но помните о важном правиле – мы хвалим за результат! Важно достижение, а не просто так твердим «молодец».
• Учите ребенка пользоваться техникой! Например, вы загружаете все в посудомоечную машину? Какой тогда смысл заставлять ребенка мыть тарелки руками?
• Вводите дежурства! Дайте ребенку право быть старшим по уборке и, например, отследить, как что‑то сделала мама или папа, при этом оценив ваш труд! Так он учится объективности и возможности принимать критику в своей адрес.
• При планировании и выполнении домашних обязанностей хорошо помогает доска мотивации (о ней речь пойдет дальше).
|