Как я уже говорила, исследователи Чесс, Томас и Берч выделили девять ключевых психологических характеристик, определяющих темперамент человека. Каждая из девяти представляет собой континуум от высокой до низкой степени выраженности. Каждый человек имеет свой уникальный темперамент, свой уникальный стиль поведения. И если обычные дети занимают на таком континууме скорее среднее положение, то непростые дети, как правило, отклоняются в сторону той или другой крайности по всем или большинству параметров. Это общая картина, которая помогает нам понять сущность непростого ребенка.
Помните, что идеального темперамента не существует. У каждого типа темперамента есть свои положительные и отрицательные аспекты. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться управлять своим темпераментом и извлекать из него максимальные преимущества.
Итак, оцените своего ребенка по перечисленным ниже девяти ключевым параметрам. Какое поведение является наиболее типичным и естественным для вашего ребенка?
Вот что написал в своей статье в New York Times известный психолог Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект»[1] (Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ): «Некоторые люди испытывают эмоциональную бурю даже в ответ на простые, вполне обыденные события, в то время как другие остаются невозмутимыми в самых напряженных ситуациях. Эти уровни чувствительности характеризуют всю эмоциональную жизнь человека: как показывают исследования, те, кто испытывает сильнейшие негативные эмоции, также способны испытывать и сильнейшие эмоциональные взлеты. Эти различия между людьми появляются уже в раннем детстве, если не с рождения, и остаются одной из ключевых черт характера на протяжении всей жизни».
Интенсивность эмоциональных реакций ребенка становится очевидной уже в роддоме. Одни дети тихо «попискивают», когда голодны. Другие орут что есть мочи, так что их крики слышны на другом конце коридора. Непростые дети рождаются с высокой интенсивностью эмоциональных реакций, запрограммированной самой природой. Их внутренний двигатель работает на полных оборотах. По прихоти судьбы у родителей непростых детей всегда находятся родственники со спокойными детьми, которые на семейных праздниках вызывают всеобщее умиление своим очаровательным попискиванием, в то время как ваше чадо оглушает всех воплями!
В таком крикуне нет ничего плохого. Он просто более темпераментный по своей натуре. Со временем из этой маленькой «сирены» вырастет страстная, кипучая и яркая личность.
Непростые дети реагируют на все очень глубоко и мощно. Более интенсивная эмоциональная реакция сопровождается и более сильной физиологической реакцией, происходящей в их организме. Сердце начинается ускоренно биться, происходит выброс адреналина, учащается дыхание. Такие дети громко выражают свои эмоции вовсе не потому, что хотят досадить другим. Просто они действительно так сильно чувствуют – и обиду, и гнев, и радость. Эта гиперэмоциональность – совершенно реальная вещь: такова их первая и самая естественная реакция. Скорее всего, если у вас непростой ребенок, вы оценили его на четыре или пять баллов по шкале интенсивности реакции. Но теперь, когда вы знаете об этой врожденной характеристике его темперамента, вы будете готовы к бурным реакциям и можете подумать над тем, как научить своего ребенка смягчать свои эмоции или выражать их более приемлемым образом.
В своих исследованиях Чесс и Томас заметили, что некоторые дети без проблем останавливаются и переключаются на другие занятия, тогда как другие продолжают начатое, несмотря на все препятствия. Непростые дети склонны зацикливаться. Если они хотят что‑то сделать, то прямо сейчас, во что бы то ни стало, и им сложно отказаться от этой идеи. Однажды я была в гостях у своих друзей в Колорадо. Мы поужинали в ресторане и возвращались домой уже в темноте. Стоял холодный ноябрьский вечер, порывы ледяного ветра подгоняли нас. Не думая, я взяла их двухлетнюю дочку на руки и занесла в дом, прочь от холодного ветра. Но, оказавшись в доме, она развернулась и ударила меня! Я нарушила ее планы. Она хотела самостоятельно дойти пешком до самого дома. Я попробовала уговорить ее снять пальто, но она не позволила. Другой ребенок смирился бы с произошедшим, но не Клэр. Она стояла перед дверью и орала, стуча по ней кулачками. Было очевидно, что единственный способ утихомирить девочку – открыть дверь и позволить выйти. Я уступила и выпустила ее наружу. Ветер чуть не сбил малышку с ног, но она упрямо дошла до того места, где я взяла ее на руки, повернула назад и самостоятельно дошагала до дома. Только после этого она позволила закрыть за собой дверь и снять с себя пальто. Она не уклонилась от поставленной цели!
Советы не замечать истерику непростого ребенка, который хочет добиться своего, не приводят ни к чему, кроме разочарования. Если другие дети могут заснуть за несколько минут, стоит уложить их в кровать, то ребята с характером могут вопить в течение пары часов, пока родители не найдут способ успокоить их. Игнорирование не работает. Если не обращать внимания на их крики, непростые дети будут плакать только громче и дольше.
Настойчивость непростого ребенка проявляется и в его стремлении довести до конца начатое дело. Например, если он строит дом, он никогда не пойдет обедать, пока в коробке не закончатся детали.
Настойчивые дети упрямо добиваются своей цели. Если они хотят печенье, они будут просить его до тех пор, пока не получат. Они чрезвычайно целеустремленны и не желают легко сдаваться.
Многих родителей непростых детей сбивает с толку тот факт, что их чада могут быть столь настойчивы и одновременно легко отвлекаться. Например, они могут забывать любые советы родителей, но при этом помнить о своем любимом ресторане, находящемся в полутора десятках километров от дома, и упрямо требовать поездки именно туда. Все объясняется очень просто. Непростые дети оказываются «упертыми» только тогда, когда они мотивированы и лично заинтересованы. Если это их идея, они от нее не отступят. Если это ваша идея, их гораздо больше интересует то, что происходит в мире вокруг них.
Миру нужны настойчивые люди, но вам, их родителям, придется приложить гораздо больше сил, чтобы научить их сотрудничеству. Помните: если дополнить упорство таких детей гибким мышлением и умением творчески подходить к решению проблем, просто невероятно, чего они могут добиться!
Исследователи обнаружили значительную разницу в том, как дети реагируют на зрительные раздражители, звуки и запахи. Одних детей, кажется, совершенно не беспокоит колючая одежда, громкие звуки и непривычные запахи, тогда как другие невероятно восприимчивы к ним.
Дети с непростым характером рождаются со сверхчувствительными датчиками. Если другие мальчики и девочки могут заснуть даже в комнате, полной людей, непростые дети чутко реагируют на каждый звук и раздражитель. Для них заснуть в отеле или дома у бабушки – целая проблема. Их отвлекает все: и непривычный запах простыни, и другая форма подушки. Кроме того, непростые дети чувствуют чужие эмоции и служат в семье своего рода стрессовым датчиком. Когда у вас плохое настроение, они ведут себя хуже всего.
Для чувствительного ребенка каждое новое событие или переживание – бомбардировка его органов чувств. Он видит, слышит и ощущает то, что другие, в том числе и его родители, попросту не замечают. Чтобы наглядно проиллюстрировать вам эту особенность, позвольте мне привести рассказ Майка, отца очень непростой девчушки.
«В нашем местном кинотеатре показывали детскую классику – „Спящую красавицу“. Это будет отличный опыт, подумал я: отец ведет дочку в кино на чудесный фильм. Я позволил девочке пропустить ужин и купил ей попкорн и конфеты. Что еще нужно ребенку? Но как только погас свет, она начала кричать.
"Папа, – вскрикнула она, – здесь слишком темно! Я ничего не вижу! Я боюсь!"
Она перебралась ко мне на колени, и фильм начался.
"Ой, как громко, – пожаловалась она, зажимая уши ладонями. – У меня болят уши!"
Я видел, что еще немного, и у нее может начаться истерика, поэтому я вывел ее в коридор.
"Элли, – спокойным голосом сказал я, – если хочешь, мы можем пойти домой. И посмотреть этот фильм в Интернете".
"Нет! Нет! – запротестовала она. – Я выдержу. Я хочу остаться!"
Мы вернулись на свои места, протиснувшись мимо сидевшей рядом с нами семьи настоящих гигантов. Элли натянула на уши свой свитер, чтобы немного заглушить звук. Все шло хорошо до тех пор, пока наши соседи не начали активно хрустеть попкорном и соленым арахисом.
"Папа, они слишком громко жуют, – пожаловалась она. – Скажи им закрыть рты!"
Я бросил взгляд на своего соседа. В нем было больше центнера весу и косая сажень в плечах. Во мне – от силы килограммов семьдесят. Я не мог сказать ему закрыть рот, поэтому решил сделать вид, что ничего не слышал.
На этот раз она смирилась с моим отказом и еще глубже зарылась лицом в свитер. Вдруг она схватилась за живот.
"Ой, папа, я чувствую запах попкорна и еще чей‑то вонючий запах изо рта. От этого меня тошнит!"
Я схватил стакан из‑под попкорна и сунул ей к лицу, но она нашла собственное решение, натянув свитер на нос. Теперь над розовым воротом были видны только глаза. Я повернулся к экрану, надеясь, что теперь‑то смогу насладиться фильмом.
Элли сидела, сгорбившись в кресле, с натянутым на голову свитером и по‑прежнему зажимая ладонями уши. Тут она громко вздохнула. "Интересно, что на этот раз?" – подумал я.
"Пап, а что будет дальше? – сквозь свитер громко спросила она. – Куда уйдет ведьма? А если медсестра уколет мне палец иголкой, я тоже надолго засну?"
Сидевший рядом со мной большой парень раздраженно посмотрел в нашу сторону. Я еще больше сжался в своем кресле.
"Тссс", – прошептал я Элли.
Она снизила голос, но вопросы не прекратились.
"А разве ей не больно? А ты будешь грустить, если я засну очень‑очень надолго?" (Я уже начинал думать, что, пожалуй, это было бы не так уж и плохо.)
Сидевшая рядом с нами семья передвинулась подальше. Пока они усаживались в других креслах, весь ряд сотрясался. Я удивился, почему Элли никак на это не отреагировала. Мне казалось, что фильм длится бесконечно долго. Наконец начались титры. Я был ужасно измотан. Элли, радостная, вылетела на улицу.
"Папочка, мне понравилось это кино! – воскликнула она. – Давай сходим еще раз!"
"Никогда в жизни! – подумал я. – Никогда! Никогда! Никогда!"»
Элли не пыталась намеренно испортить их совместный поход в кино. Просто она обладает очень чувствительной сенсорной системой. Она чутко воспринимает все зрительные раздражители, звуки и запахи. Как говорит Майк, «уровень стимуляции, на который она реагирует, практически неразличим для других людей». Добавьте к этой черте врожденную интенсивность реакций и эмоций, и вы получите легковоспламенимую горючую смесь.
Если ваш ребенок очень чувствителен в силу своего темперамента, вы должны быть готовы к тому, что незнакомая пища, непривычная одежда, скопления людей, шумные праздники и другая изобилующая сенсорными ощущениями деятельность будет легко возбуждать и перегружать его нервную систему. Но теперь, когда это происходит, вы будете знать, что он делает это не нарочно: это его первая и самая естественная реакция, которой – при вашей помощи – он вполне может научиться управлять.
У некоторых родителей очень чувствительных детей возникает вопрос, как отличить просто высокую чувствительность от такой медицинской проблемы, как нарушение сенсорной интеграции. Все зависит от степени проявления. Даже такие дети, как Элли, которые чутко откликаются на малейшие раздражители во внешней среде, вполне способны при вашей помощи научиться справляться со своими ощущениями и реакциями. В результате они могут оставаться весьма избирательными в отношении одежды, еды и посещаемых ими мероприятий, но, если придется столкнуться с чем‑то, выходящим за привычные рамки, они не позволят, чтобы ощущения захлестывали их, лишая способности к нормальному, адекватному поведению.
А вот ребенок с дисфункцией сенсорной интеграции будет либо категорически избегать некоторых ощущений, либо, наоборот, активно искать определенного вида стимуляции. Его реакции являются более сильными, интенсивными и всеобъемлющими – ребенок буквально впадает в панику и готов «бить или бежать». Эти эмоции могут быть настолько сильными, что делают невозможным участие ребенка в определенных видах деятельности и препятствуют его нормальному развитию.
Дети с нарушением сенсорной интеграции не могут справиться со своими ощущениями и реакциями самостоятельно или даже при поддержке родителей. Им требуется помощь специалиста по так называемой эрготерапии.
Исследователи обнаружили значительные различия в том, насколько разные люди осведомлены об окружающем их мире. Непростые дети не только более чувствительны, но и гораздо более наблюдательны. Они замечают все. Когда вы едете с ними в машине, они видят и ястреба, сидящего на фонарном столбе, и прошмыгнувшую на обочине мышь. На прогулке от их взгляда не укроется ни одна блестящая монетка, затерявшаяся в траве.
Но у такой восприимчивости есть и обратная сторона. Иногда вам кажется, что ваш ребенок вас не слушает и не слышит. Отправьте его в комнату одеваться, и он исчезнет. Полчаса спустя вы обнаружите его все в той же пижаме, стоящим перед окном и любующимся необычными облаками либо играющим в мяч, который попался ему на пути в комнату. Десятисекундное путешествие из соседнего двора домой может занять целых 20 минут, потому что ребенок увидит сверкающие в траве росинки, новое птичье гнездо на яблоне и паутину на цветах или же остановится полюбоваться радужными переливами в лужице бензина у гаража.
Острая наблюдательность непростых детей дополняется их богатым воображением. Они замечают королевскую корону, нарисованную на ковре щеткой от пылесоса, и букву В, спрятанную в завитках соуса для спагетти на своей тарелке. Они разыгрывают целые истории и придумывают сумасшедшие костюмы.
Покормить грудью такого ребенка в комнате, где есть люди, практически невозможно. Среди кормящих женщин на моих курсах для родителей ходит шутка, что матерей непростых детей можно узнать по вытянутой груди, потому что любопытный ребенок оборачивается на каждый звук, пытаясь посмотреть, что происходит, при этом не выпуская изо рта сосок. Не очень‑то приятные ощущения для женщин.
Кроме того, у чересчур восприимчивых детей могут возникать трудности с принятием решений. Поскольку они видят множество альтернатив, это превращает даже простой выбор в мучительную задачу. Вот что рассказывает об этом Лия, взрослый человек с восприимчивой психикой.
«Недавно я зашла в свою любимую кофейню, думая: „Это займет у меня максимум пять минут. Я закажу свой любимый кофе американо со сливками, и все!“ Но тем утром в кофейне предлагалось сразу три новых вкуса „пряного тыквенного кофе“. Не один, а целых три! Это было не простое утро. Это было осеннее утро!
Мое сердце билось, как сумасшедшее, пока в голове разыгрывались кофейные баталии. "Может быть, вместо американо сегодня лучше взять пряный тыквенный латте? Нет, не делай этого! Он слишком сладкий! И у тебя аллергия на молоко! Тебе будет плохо. Может быть, заменить молоко соей? Нет, я ненавижу сою!" Пока я стояла в очереди, сумятица в моих мыслях только усиливалась, воздвигая непреодолимую стену между мной и долгожданной чашечкой кофе.
Вопрос кассира "Что вы желаете?" прогремел, как гром средь ясного неба. Я застыла, как олень под светом автомобильных фар. Мое лицо исказилось гримасой отчаяния, а мысли отчаянно боролись за мой язык. Если бы мне было не 30 лет, а три года, я бы бросилась на пол, начала стучать ногами и кричать: "Мама, я хочу американо и тыквенный латте!" Когда я вышла из кофейни, я была совершенно выжата и опустошена, словно совершила пятикилометровую пробежку, а не провела пять минут в кофейне».
«При этом, – продолжила она, улыбаясь, – в правой руке я держала высокий стакан с американо, а в левой – стаканчик с ароматным тыквенным латте!»
Эту черту, восприимчивость, часто путают с синдромом дефицита внимания (СДВ). Неуправляемая восприимчивость действительно может быть похожа на патологическую отвлекаемость. Разница между восприимчивым ребенком и ребенком с СДВ состоит в том, что первый замечает все вокруг, но сохраняет способность обработать всю информацию и в конечном счете выбрать наиболее важную. В результате он способен сосредоточиться на одной задаче и выполнить ее или принять необходимое решение. В отличие от него ребенок с синдромом дефицита внимания, несмотря на все свои старания, не в состоянии понять, какая информация является для него наиболее важной, и сконцентрировать внимание на конкретной задаче.
Если у вас непростой ребенок, скорее всего, вы оценили его на четыре или пять баллов по шкале восприимчивости, поскольку он «присутствует» в окружающем мире больше, чем кто‑либо другой. Но ему нужна ваша помощь, чтобы научиться сосредотачиваться на наиболее важных задачах. Использование визуальных подсказок, таких как фотографии, предметы, цвета, рисунки или стрелки, помогут ему «услышать» вас. Если ему нужно принять решение, дайте ему время на обработку информации, – и он примет лучшее решение из всех возможных.
Разные люди по‑разному адаптируются к изменениям и переходам от одной деятельности к другой. Одни дети почти их не замечают. Для других любое изменение – стресс. Непростые дети, как правило, очень медленно приспосабливаются к новому. Они ненавидят сюрпризы, а о смене деятельности их нужно предупреждать заранее, чтобы дать им возможность психологически подготовиться. Переход от бодрствования ко сну также может занимать немало времени, а любая спешка выводит их из себя.
Понятие адаптивности, возможно, вам незнакомо. Не исключено, прежде вы не обращали внимания на то, как ваш ребенок реагирует на изменения. Однако именно это качество может быть одной из главных причин ежедневных раздоров между вами и ребенком. Ваш медленно адаптирующийся ребенок не может смириться с тем, что вы порезали его тост на треугольные кусочки, тогда как он ожидал увидеть квадратные, или что вы остановились у Burger King, а не у Chipotle, как он хотел. Дневной сон, ночной сон, перерыв на обед, поход в детский сад или школу и обратно – все эти ежедневные переключения с трудом даются непростым мальчикам и девочкам. Если вместо привычного воспитателя, учителя или даже водителя школьного автобуса они видят другого человека, у них будет тяжелый день. Адаптация к летнему времени и наоборот может занять целых три недели, а новый сезон и неизбежная смена одежды часто становятся серьезным источником раздоров. Необходимость прервать игру, чтобы пообедать, может восприниматься как катастрофа. И даже неожиданная попытка другого ребенка присоединиться к игре вашего чада с его друзьями может привести к слезам и скандалу. Непростые дети ведут себя так не специально: они действительно очень медленно приспосабливаются к любым переменам. Они не понимают, что этим значительно осложняют вам жизнь. Им просто нужно время, чтобы адаптироваться.
Когда Саша узнала об адаптивности, она поняла, что именно эта психологическая особенность дочери превращала поездки по магазинам в настоящую пытку.
«Я не могла понять, почему Нора каждый раз кричит и плачет, когда я сажаю ее в машину или достаю ее оттуда, чтобы пойти в магазин. Моя старшая дочка обожала ездить со мной по магазинам. Это было особое время, которое мы могли провести вдвоем. Я хотела разделить такие особые часы и с Норой. Но ничего не вышло. Она ненавидит входить в магазины и выходить из них. Каждая попытка заставить ее войти внутрь магазина превращается в настоящую битву, как и последующие уговоры с целью убедить ее выйти наружу. Теперь я понимаю: слишком частая и быстрая смена мест выводит ее из равновесия. Она просто не может приспособиться к ним так быстро. Поездки по магазинам – это не для Норы!»
Понимание того, как сын или дочь реагирует на изменения, – ключ к налаживанию взаимного сотрудничества. Если ваш ребенок медленно адаптируется, вы должны научить его и себя предвидеть такие перемены, чтобы вы оба могли к ним подготовиться. Предсказуемый, неизменный распорядок дня позволит ребенку всегда знать, что будет происходить дальше, и значительно сократит число ежедневных «переходных» кризисов. Устранение ненужных переключений – например, если вы приучите ребенка одеваться перед завтраком, чтобы после завтрака ему не приходилось идти в свою комнату для смены одежды, – также может улучшить ситуацию.
Ученые обнаружили, что одним детям легко питаться и засыпать в одно и то же время, тогда как другие, кажется, вообще не знают, что такое режим дня: нынче они могут проспать днем целых три часа, а завтра не ложиться вообще. Они всегда голодны в разное время. Все это влияет на то, как такие дети приучаются к режиму питания и сна и к туалету в младенческом возрасте, и на то, как они привыкают к распорядку дня, когда станут старше.
Дети с непростым характером непостоянны по своей природе, поэтому нелегко приспосабливаются к расписанию или определенному ритму. Часто у них есть так называемое «окно в сон» продолжительностью всего 15 минут. Пропустите его – и вам придется ждать целых 45 минут, прежде чем представится шанс уложить свое чадо постель.
Стабильный режим дня в этом случае имеет решающее значение. Разрешите непредсказуемому ребенку позже лечь спать в выходные дни, и ему понадобится неделя, а то и больше, чтобы вернуться к привычному графику. Может показаться, что любой упорядоченный режим не для таких детей. Однако они больше, чем все остальные, нуждаются в помощи родителей и стабильном распорядке дня, чтобы отрегулировать свои биологические часы и получить необходимое время сна, столь важное для роста и развития.
График приема пищи – например, шесть раз в день через определенные промежутки времени – помогает «забывающим» поесть детям сохранять энергию и поддерживать нормальный уровень сахара в крови на протяжении всего дня. В итоге ваш ребенок не будет говорить за обедом, что не голоден, или требовать еды тогда, когда наступает время ложиться спать. Понимание темперамента вашего ребенка поможет вам справиться с подобными «техническими» проблемами.
Если вы оценили своего ребенка на четыре или пять баллов по шкале регулярности, это значит, что введение в вашей семье четкого режима сна и питания – очень непростая, но в то же время чрезвычайно важная задача.
Ученые также обнаружили индивидуальные различия в уровнях активности, присущих разным детям. Одни дети могут спокойно и долго сидеть на одном месте, а другим нужно постоянно двигаться.
Многие мальчики и девочки с непростым характером очень активны. Они не ходят – они бегают. Они не могут пройти через дверной проем, не подпрыгнув, чтобы коснуться притолоки рукой. Из‑за того что они постоянно ерзают и вертятся, они падают со стульев в школе и во время обеда. И дело тут вовсе не в непослушании или нежелании соблюдать правила: просто для таких детей движение – насущная и настоятельная необходимость. Долгая поездка в машине может превратиться в кошмар, если не делать регулярных остановок, чтобы дать ребенку возможность выплеснуть накопившуюся энергию.
Высокая активность также связана с синдромом дефицита внимания. Но проблема заключается не в количестве энергии или уровне активности как таковой, а в способности направлять эту энергию. Если шестилетний ребенок прыгает и ерзает на стуле, выполняя задание, – это нормальный ребенок с активным темпераментом. Но если он прыгает по комнате и не может выполнить задание, возможно, причина в синдроме дефицита внимания.
Даже опытные профессионалы не могут диагностировать СДВ, просто наблюдая за ребенком. Если вы беспокоитесь, что сын или дочь может страдать этим расстройством, не пытайтесь делать выводы самостоятельно – в данном случае требуется полное физическое и психологическое обследование.
Если ваш ребенок активен в силу своего темперамента, вы должны понимать и учитывать его потребность в движении. Используйте эту его особенность для того, чтобы помочь ему добиться успеха в жизни.
Исследователи установили, что разные люди по‑разному реагируют на новые ситуации. Одни без колебаний соглашаются участвовать в новых для них видах деятельности, стремясь учиться на практике. Другие предпочитают сначала понаблюдать со стороны, прежде чем пробовать что‑то новое.
Дети с непростым характером могут находиться на том или другом конце континуума. Одни из них, не задумываясь, с головой ныряют во все новое, что порой может привести к беде. Они сначала делают, потом думают. Другие на все новое реагируют крайне негативно и отвечают категорическим отказом на любое предложение такого рода. Иногда они могут выражать свое неприятие довольно бурно, бросаясь на пол, вопя и стуча ногами. Эти дети представляют собой ничуть не меньшую проблему для родителей, чем их противоположность, поскольку наша культура приветствует инициативность и готовность идти на риск.
Как ваш ребенок реагирует на новые стимулы, становится очевидным уже в раннем возрасте. Например, вот что рассказывает Лаура об истерике, которую закатила ее малышка при первом принятии ванны: «Если вы посмотрите видеозапись того, как моя Хейзел в первый раз принимает ванну, вы можете подумать, что тут какая‑то техническая проблема с передачей цвета, потому что кожа Хейзел кажется буквально багровой. Но цвета переданы верно. Просто она так сильно кричала, что стала действительно багрово‑красной».
Будь то первая ванна, первый день в школе, новая еда, вновь купленное автомобильное кресло или первый урок плавания, многие дети с непростым характером категорически не приемлют ничего нового и утверждают, что им эта вещь или вид деятельности не нравится. Родителям важно понимать, что первая реакция – отнюдь не окончательное решение. Очень часто дети со временем могут изменить свое отношение и начать получать удовольствие от нового опыта. Для этого надо разделить процесс знакомства с новым на небольшие простые шаги.
Рассказывает Лисса, которая поняла, что именно присущая ее сынишке первая реакция отторжения нового испортила их семейный праздник:
«Я решила, что в выходной день мы с Майло съездим в гости к Санта‑Клаусу. Я предвкушала наш визит и верила, что это будет замечательный день – Майло увидит красиво украшенную елку, поговорит с Сантой, получит традиционный имбирный пряник наподобие тех, что я сама всегда получала в детстве. Но я не предупредила Майло заранее о своих планах, поэтому, когда мы начали собираться, он принялся скандалить. Он отказывался надевать пальто и срывал с себя варежки. Пока я несла его до машины, он брыкался ногами и орал. Я не переставала твердить: „Тебе понравится! Ты увидишь Санту! Он подарит тебе вкусный пряник!“ Я была в ярости. Я приготовила для него праздник, а он хотел все испортить! Майло провопил все полчаса, пока мы ехали в автомобиле. Я просто включила музыку погромче и позволила ему кричать. Но оказалось, что ему просто нужно было время, чтобы привыкнуть к этой мысли. Когда мы приехали на место, он спокойно подошел к Санта‑Клаусу, забрался к нему на колени и рассказал все, что хотел. Такой вот милый и очаровательный ребенок. Позже я поняла, насколько у меня смелый мальчик, потому что некоторые дети боялись даже подойти к Санте, не то что залезть к нему на колени. Вернувшись домой, мы с Майло проспали два часа. Я была ужасно вымотана и поклялась, что это было в первый и последний раз.
В этом году Майло сам подошел ко мне и спросил: "Мама, а когда мы поедем к Санте? Это было так весело". Я едва не придушила его на месте».
Как ваш ребенок обычно реагирует на новые ситуации и людей? Скорее всего, если у вас чадо с непростым характером, вы оценили его на четыре или пять баллов. Но теперь, когда вы знаете об этой его особенности, вы можете избегать конфликтов, заранее подготавливая ребенка к новому опыту и помогая ему переломить свое первоначальное негативное отношение.
Наконец, девятый параметр темперамента связан с доминирующим настроением. Многие дети, за которыми наблюдали Чесс и Томас, бо́льшую часть времени выглядели довольными, позитивными и улыбчивыми. Но нашлись и другие – серьезные, склонные размышлять и видеть в ситуациях и людях в основном недостатки.
Как показывает мой опыт работы, примерно половина всех детей относится к первой группе улыбчивых оптимистов, тогда как другая половина, безусловно, представляет собой куда более сложную проблему для родителей. Такие дети более задумчивы и серьезны, чаще плачут и в целом, кажется, имеют более негативный взгляд на жизнь, поскольку видят в первую очередь проблемы и недостатки. Мы привыкли к тому, что учить и наставлять – прерогатива взрослых, поэтому нам трудно смириться с обратной ситуацией, когда ребенок категорично заявляет, что мы тратим слишком много денег, добавили слишком много уксуса в заправку для салата или чересчур засиделись в гостях.
На вопрос «Как было сегодня в школе?» серьезный ребенок обычно отвечает «скучно», «тупо» или «нормально». Даже если они с классом были на экскурсии в его любимом парке, он скажет вам, что сегодня не было ничего интересного. Он не стремится продемонстрировать неблагодарность или равнодушие. Просто он ко всему относится слишком серьезно и рассудительно, если не сказать скептично, – но таков уж его взгляд на мир.
Если ваш ребенок обладает подобным складом ума, вы должны быть готовы к оценочным реакциям с его стороны – а то и вообще к отсутствию каких‑либо реакций. Такой ребенок никогда не будет выражать дикий восторг по поводу полученного подарка или устроенного в его честь праздника, а, скорее, скажет вам, что было сделано недостаточно хорошо и как сделать лучше в следующий раз. Когда вы поймете, что имеете дело не с целенаправленным поведением, не с духом противоречия или черной неблагодарностью, а просто с первой и наиболее естественной реакцией, вы сможете научить сына или дочь дипломатичности и уважению чувств других людей.
Резкая смена одного доминирующего настроения другим вовсе не означает, что у ребенка изменился темперамент. Скорее, это должно стать причиной для беспокойства, поскольку может указывать на глубоко скрытые психологические проблемы. Если вас беспокоит настроение вашего ребенка, проконсультируйтесь со специалистом.
Теперь давайте посчитаем сумму баллов, которые вы поставили своему ребенку по каждому аспекту темперамента. Отметьте ваш результат на нижеприведенной шкале.
Разумеется, это не научный анализ, а всего лишь примерный первоначальный набросок сложного личностного портрета вашего ребенка. Благодаря этому тесту вы сможете увидеть, что представляет собой ваше чадо, каковы его сильные и проблемные стороны. Вы получите в руки карту, которая покажет вам отправную точку, позволит проложить оптимальный маршрут к нужному пункту назначения, а также понять, какие трудности ожидают вас по пути. Например, теперь вы знаете, что интенсивность реакций и эмоций обусловлена врожденным темпераментом вашего ребенка. Значит, отныне вы будете знать, с чем имеете дело, и сможете научить ребенка уменьшать силу своих реакций или грамотно перенаправлять ее в другое русло. Если ваш ребенок от природы негативно воспринимает новые ситуации и незнакомых людей, теперь вы также будете знать об этом и сможете привить ему необходимые социальные навыки, которые помогут ему контролировать свои эмоции и чувствовать себя более комфортно.
Темперамент абсолютно реален: это двигатель, который находится внутри у каждого из нас. Он не меняется на протяжении всей жизни, оставаясь одинаковым и в два года, и в шесть, и в 13, и в 30 лет. Ни вы, ни ваш ребенок не в силах изменить данный ему от рождения темперамент. Но понимание его особенностей позволит вам прогнозировать первые и наиболее естественные реакции вашего ребенка, научить его грамотно управлять ими и использовать свои преимущества, чтобы добиться успеха в жизни.
[1] Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: Почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
|