Массивный мужчина, косая сажень в плечах, с темной густой бородой и бейсболкой на голове, откидывается на спинку стула с недовольным лицом.
– Я не понимаю. Какое все это имеет отношение к дисциплине?
Я вскакиваю со стула, хватаю красный маркер и рисую на доске пламя. К счастью, несмотря на мои сомнительные художественные способности, рисунок получается узнаваемым.
– Как вы будете тушить огонь? – спрашиваю я.
– Водой! – хмыкает Кевин.
– А если горит керосин? – продолжаю я.
Он ненадолго задумывается.
– Выключу горелку. И засыплю пищевой содой.
– А если это лесной пожар?
Раздраженный Кевин всплескивает руками.
Остальные вскакивают со стульев и начинают предлагать свои ответы. Мы составляем список:
• использовать встречный пал;
• произвести сплошную вырубку по периметру пожара;
• применить антипирены.
Когда в комнате наступает тишина, я спрашиваю:
– А что произойдет, если вылить воду на горящий керосин?
– Огонь только усилится, – авторитетно заявляет Джейсон, пожарный по профессии.
– А если это обычный костер, будем ли мы использовать встречный пал? – продолжаю я.
– Нет! – в унисон отвечает группа.
– Правильно! – подтверждаю я. – Чтобы выбрать наиболее эффективную стратегию тушения огня, нам нужно знать, что горит. Знание темперамента вашего ребенка позволяет вам определить источник огня – какие эмоции и потребности скрываются за тем или иным его поведением.
Когда вы родитель непростого ребенка, вы каждый день словно шагаете по минному полю. Время от времени ваше дитя «взрывается», а вы понятия не имеете почему. Вы можете чувствовать себя абсолютно бессильным и неспособным что‑либо изменить, так что вам остается только поднять руки в знак капитуляции и воскликнуть: «Почему я? Почему именно мне достался такой ребенок?!»
Понимание того, что в поведении сына или дочери есть определенные закономерности, позволяющие вам предсказать потенциальные «точки воспламенения», склоняет шансы в вашу пользу. Теперь вы можете установить «источник горения», отключить его (по крайней мере в некоторых случаях), принять соответствующие меры предосторожности, чтобы предотвратить возгорание, или же выбрать наиболее эффективный подход, дабы помешать пламени неадекватного поведения перерасти в полноценный пожар.
Исследования показывают, что, когда действия ребенка воспринимаются как признак избалованности или простой каприз, родители склонны реагировать более негативно и жестко. Они не верят, что за этим поведением стоят реальные эмоции или потребности. Знание темперамента ребенка позволяет определить истинную причину и реагировать с пониманием. Вы получаете возможность понимать, с какими трудностями сталкивается ваш ребенок, вместо того чтобы думать, что он просто старается досадить вам.
Дисциплина и наказание не есть синонимы. Дисциплинировать ребенка – значит направлять его по правильному пути. И знание его темперамента позволит вам быть опытным гидом.
В последующих главах я помогу вам установить взаимосвязи между повседневными проблемами, связанными с поведением ребенка, и его темпераментом. После того как вы увидите эти взаимосвязи, вы сможете разработать стратегии, которые позволят вам воздействовать на конкретные негативные особенности его темперамента.
Например, раньше, когда вы звали своего ребенка обедать, а он не приходил к столу, вы могли думать, что он не слушается. Но теперь вы знаете, что причина кроется вовсе не в непослушании, а в таких врожденных особенностях его темперамента, как настойчивость или низкая адаптивность. Ваш ребенок не откликается немедленно на ваш зов вовсе не из вредности.
Ребенку, который медленно приспосабливается, нужно время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. Вы можете использовать приемы, которые учитывают эту его черту и позволяют добиться сотрудничества. Например, вы можете заранее предупреждать ребенка о том, что обед будет подан через десять минут, чтобы он успел перестроиться. Или можете завести определенный порядок, например собирать игрушки или читать книгу, а потом сразу же идти обедать. Такие нехитрые приемы дают вашему ребенку необходимые время и ощущение постоянства, и он будет легко переключаться с одного действия на другое, несмотря на свою невысокую адаптивность.
Кроме того, вы должны объяснить эту особенность его темперамента самому ребенку и научить его словам, которые вы бы хотели, чтобы он использовал, например: «Мне нужно еще пару минут», «Я быстро закончу и приду!» или «Давай составим план на сегодняшний день». Результатом будут более близкие и здоровые отношения между вами, потому что вы вместе работаете над его темпераментом, а не пытаетесь его переделать. Благодаря такому подходу вы сможете научить ребенка навыкам, которые помогут ему стать успешным в жизни.
|