Школьный автобус с ревом проехал по улице и остановился на углу, выпустив детей. Я открыла дверь и стала ждать, когда в нее влетят двое моих отпрысков с непростыми характерами. Джош – старший и более быстрый – появился на пороге первым. Оставив за собой распахнутую дверь, он бросил школьный рюкзак на пол, проигнорировав (как всегда) крючок на стене, крикнул мне: «А я сегодня узнал, что такое генетика!» – и исчез в гостиной, где по телевизору началось его любимое шоу.
Вслед за ним появилась Кристина. Она долго копалась в своей школьной сумке, наконец вытащила оттуда какие‑то бумаги и радостно помахала мне ими. «А я сегодня залезала на крышу!» – торжественно объявила она, следуя за мной на кухню.
«Сегодня у нас в школе был день открытий, – продолжала тараторить Кристина. – Я сначала записалась в театральную мастерскую, но потом передумала, и мы с подружками, втроем, пошли на занятия к Дагу, нашему технику. Мы поднялись на крышу и увидели в котельной огромный котел, который Даг должен проверять каждый день. И по субботам и по воскресеньям тоже, и даже если он болен, иначе вся школа может взорваться – бу‑у‑ум!»
Не переводя дыхание, она сунула мне под нос свои бумаги. «Вот, нам тут задали кучу задач по математике, и еще мне нужно почитать тебе вслух мою книжку. Слушай, мам, я хочу почитать тебе книжку прямо сейчас. И еще я хочу пойти поиграть с Келлен. Я скажу Келлен, что вечером приду к ней в гости, хорошо? Мам, а чем можно перекусить?»
Уже через 15 минут я знала обо всем, что произошло у нее в школе за день, в том числе о том, какое настроение сегодня было у их учительницы, о чем они говорили с подружками и каковы были ее планы на завтра.
Я на минутку оставила Кристину, чтобы узнать, как дела у Джоша.
– И что же ты узнал о генетике?
– Пока немного, – пробормотал он, не отрываясь от экрана.
– Ты мне расскажешь об этом сейчас или потом?
– Потом, мам, – ответил он, позволив поцеловать себя в щеку, чтобы удовлетворить мои родительские потребности, и вновь сосредоточился на телешоу. И все. Больше ни слова о том, что произошло за день. Такие вот у меня непохожие дети. С разными характерами и способами восстановления энергии в конце напряженного дня.
Кристина – экстраверт. Она не просто болтает. Она впитывает в себя мою энергию. Дочь предпочитает взаимодействовать с миром вокруг себя, разговаривая с людьми, делясь с ними своими впечатлениями, мыслями и эмоциями. Если у меня нет времени поговорить с ней, она становится капризной и требовательной, потому что у нее садится батарейка. Если я позволяю девочке подзарядиться от меня, она снова становится активной и довольной.
Джошуа – интроверт. Он вовсе не замкнутый и не стеснительный. Просто он предпочитает взаимодействовать с миром внутри себя, тщательно обдумывать свои мысли и переживания, прежде чем делиться ими с людьми во «внешнем» мире. Он восстанавливает силы, проводя время в одиночестве. Если у него есть возможность побыть наедине с самим собой, он нормально играет с другими детьми и мил со мной. Если же он не получает такого тайм‑аута, то становится мрачным и раздражительным.
В чем источник нашей энергии
Экстраверсия и интроверсия, являясь важным аспектом личностного развития, связаны с тем, откуда мы получаем энергию. Мы не можем сами выбирать, какими нам быть. Как и в случае темперамента, матушка‑природа наделяет нас предрасположенностью к тому или другому типу, кодируя его в наших генах.
Дети с непростым характером могут быть интровертами или экстравертами – но на самом деле это не важно, поскольку нет правильного или неправильного типа. Представители и того и другого имеют свои сильные и слабые стороны. Но родителям важно знать, к какой группе относится их ребенок, поскольку интроверты и экстраверты по‑разному восстанавливают свою энергию.
Экстравертам нужно взаимодействие с внешним миром, чтобы чувствовать себя хорошо. Чем больше мест они посещают и чем больше людей видят, тем лучше они себя ощущают. Если у них есть проблема, они предпочитают поделиться ею с другими людьми. Интенсивная деятельность и общение дают экстравертам новую порцию энергии.
Интроверты же возвращают себе энергию тогда, когда могут провести время в одиночестве и тишине. Прежде чем делиться проблемой с другими людьми, они предпочитают тщательно ее обдумать.
Знание того, к какому типу личности относится ваш ребенок, позволит вам понять, каким образом у него происходит подзарядка, и научить сына или дочь восстанавливать энергию, прежде чем их батарейка иссякнет. Детям с непростым характером требуется много сил и большое напряжение, чтобы овладеть умением регулировать силу своего напора так, чтобы он выглядел как настойчивость, а не агрессивность. Им сложно адаптироваться к новым ситуациям и плавно переключаться с одного вида деятельности на другой. Им тяжело оставаться спокойными в шумной многолюдной обстановке. Когда их энергетический уровень падает, такие дети «срываются». Им попросту не хватает сил, чтобы контролировать свое поведение. Если же они полны энергии, то способны продемонстрировать свои лучшие стороны. Чем больше ваш непростой ребенок имеет возможностей подпитаться от своего предпочтительного источника энергии в течение дня, тем спокойнее и счастливее он будет.
Когда мы обсуждали эту тему на моих занятиях для родителей, Келси воскликнула: «А я никогда не могла понять, почему Лия удаляется в свою комнату после того, как мы провели день в компании других людей! Теперь я знаю причину: моя девочка – интроверт, и ей просто необходимо побыть одной, чтобы подзарядиться энергией. Вчера мои знакомые попросили меня посидеть с их маленькой дочкой того же возраста, что и Лия. Но дочь только что проснулась и не была готова общаться и играть. Раньше я бы сказала ей: "К нам пришли, веди себя неприлично. Иди и поиграй с подружкой". Но теперь я понимаю потребности дочери, поэтому я сказала нашей маленькой гостье, что Лия только что проснулась и будет готова поиграть с ней чуть позже, а мы пока можем пойти и приготовить завтрак. Через полчаса Лия сама пришла к нам на кухню, и они замечательно играли весь день».
Интроверты
Маленькие интроверты быстро утомляются на семейных посиделках. Когда в гости приходят бабушка и дедушка, они готовы поиграть с ними какое‑то время, после чего стараются выставить их за дверь. В собственный день рождения они могут «исчезнуть» в своей комнате, оставив школьных друзей праздновать без виновника торжества. После целого дня в школе с его высокими уровнями активности и стимуляции они могут чувствовать себя выжатыми как лимон. Им нужен перерыв, возможность побыть в уединении и покое, чтобы восстановить энергию. Дети‑интроверты прекрасно чувствуют себя в собственной компании и могут играть в одиночку, игнорируя своих братьев и сестер.
Интроверты могут быть довольно коммуникабельными, но взаимодействие с людьми, особенно с малознакомыми, серьезно истощает их запасы энергии. После интенсивного общения они хотят только одного – прийти домой и остаться наедине с собой. Окружающие люди должны понимать эту потребность и оставлять их в покое. (К сожалению, такие современные способы отдыха, как компьютерные игры, социальные медиа или просмотр телевизора, зачастую не возвращают, а, наоборот, забирают энергию, о чем мы поговорим чуть дальше.)
Вам повезло, если ваше чадо готово рассказать вам о важных событиях дня уже к вечеру или назавтра. Некоторым, чтобы «созреть», требуются дни и даже недели. Вам придется задавать вопросы, чтобы разговорить ребенка и вытянуть из него информацию. Он будет сдержанно делиться своими заботами и проблемами – да и то не всеми. Вы должны внимательно слушать – или же ничего не узнаете. Иногда родители узнают о новостях и проблемах в жизни сына или дочери от их более разговорчивых друзей, как правило экстравертов.
Соотношение числа интровертов и экстравертов в мире составляет примерно один к трем, то есть первые встречаются реже, чем вторые, – поэтому они гораздо чаще и страдают от непонимания со стороны окружающих, и становятся жертвами попыток перестроить их психику. Маленьким интровертам с характером приходится очень непросто.
Экстраверты
Все младенчество маленькие экстраверты проводят на руках у родителей, потому что они хотят все видеть и со всеми «общаться». Они постоянно что‑то лепечут. Вернувшись из школы, такие дети за 15 минут выложат вам все, что произошло у них за день, а также свои планы на завтра и послезавтра. Им нужно немедленно делиться с вами своими идеями и переживаниями, хотя сами еще едва успели их «переварить». Они ходят за вами по дому, требуют вашего внимания и подзаряжаются от вас энергией. Иногда вы не можете даже сходить в туалет без того, чтобы они не стояли под дверью и не продолжали свой эмоциональный монолог, а если вы попросите их сделать небольшую паузу, они очень удивятся вашему желанию и лишь отойдут подальше от уборной, не прерывая своего рассказа. Кажется, они могут болтать бесконечно. К счастью для вас, у них много друзей, с которыми они всегда готовы пообщаться и поиграть. Если же по каким‑то причинам ни один из их товарищей не доступен, вам придется принять весь удар на себя.
Как только маленькие экстраверты с непростым характером просыпаются, они готовы к активным действиям и разговорам и с легкостью превращают мать и отца в «выжатые лимоны». И поскольку они забирают у родителей все время и силы, их братья и сестры могут чувствовать себя нелюбимыми и покинутыми.
Теоретический фундамент
Концепции интроверсии и экстраверсии взяты из теории психологических типов личности и впервые были описаны более 70 лет назад знаменитым швейцарским психиатром Карлом Юнгом. Юнг предположил, что человеческое поведение можно классифицировать в соответствии с двумя доминирующими психологическими функциями. Его классификация не связана со структурой темперамента, разработанной Чесс и Томасом, и описывает другие аспекты личности. Однако Юнг, как и другие исследователи темперамента, считал, что мы с рождения склонны к определенным личностным предпочтениям, которые формируются под влиянием генетики и раннего жизненного опыта.
Как пишут в своей книге «Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим»[1] (Type Talk: The 16 Personality Types that Determine How We Live, Love, and Work) Отто Крегер и Дженет Тьюсен: «Юнг был уверен, что для сохранения душевного здоровья человек должен на протяжении всей своей жизни развивать природные предпочтения, а не пытаться их изменить». Вдохновленные работой Юнга, Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс Майерс потратили более 20 лет на разработку системы психологического тестирования Майерс–Бриггс (Myers‑Briggs Type Indicator), включающей 16 типов личности. Их целью было помочь людям понять свои индивидуальные предпочтения и учитывать их в своей жизни.
Сегодня в дополнение к этим психологическим теориям у нас имеется такой точный научный инструмент, как магнитно‑резонансная томография, который позволяет увидеть различия между интровертами и экстравертами на физиологическом уровне. Как показывают долгосрочные исследования, интроверсия или экстраверсия – наиболее стабильные психологические характеристики человека на протяжении всей его жизни.
В каждой семье имеются свои интроверты и экстраверты. Выявление индивидуальных предпочтений и особенностей поможет вам организовать семейную жизнь таким образом, чтобы гармонично совместить социальную активность, необходимую для экстравертов, с возможностями для уединения и покоя, в которых так нуждаются интроверты. Когда ваше чадо с непростым характером сможет восстанавливать энергию так, как ему необходимо, многие поведенческие проблемы исчезнут сами собой.
К какому психологическому типу относится ваш ребенок
Для наших целей нам не нужно прибегать к формальному исследованию психологического типа личности. Чтобы получить необходимую информацию, достаточно внимательно понаблюдать за своим ребенком и послушать его. Изучите приведенные ниже утверждения и отметьте те из них, с которыми вы согласны. Помните, что отношение между экстраверсией и интроверсией представляет собой континуум и крайние типы встречаются очень редко.
Ваш ребенок может обладать отдельными чертами экстраверта и интроверта, но вам следует определить, к какому полюсу он склоняется (другими словами, какой тип поведения является для него наиболее типичным).
Если ваш ребенок экстраверт, то он:
• Любит находиться среди людей. Общение заряжает его энергией, а не истощает, поэтому он любит шумные, многолюдные компании.
• Стремится как можно быстрее рассказать вам обо всем, что случилось с ним за день.
• Любит думать вслух. Например, в поисках своего портфеля может ходить по дому и говорить: «Интересно, где мой портфель? Надо вспомнить, куда я положил свой портфель».
• Больше говорит, чем слушает.
• Часто прерывает собеседника.
• Ненавидит, когда его отправляют в свою комнату «посидеть и подумать».
• Не понимает, почему вы бы хотели побыть в одиночестве, и всегда присоединяется к вам, чтобы вы «не скучали».
• Открыто рассказывает вам о том, что он думает и чувствует.
• Очень нуждается в одобрении. Все время спрашивает у вас, правильно ли он сделал то или это, что иногда может восприниматься как отсутствие уверенности в себе.
Если ваш ребенок интроверт, то он:
• Предпочитает смотреть или слушать, прежде чем действовать самому.
• Любит заниматься чем‑то в одиночку или же с одним‑двумя близкими друзьями или членами семьи.
• Когда долго находится в компании малознакомых людей или в шумной многолюдной обстановке, становится вялым и раздражительным.
• Никогда не рассказывает о событиях дня немедленно. Чтобы «созреть», ему нужно несколько часов, а то и дней.
• Трепетно относится к личному пространству. Не любит, когда люди садятся к нему слишком близко или заходят в его комнату. Часто стоит чуть в стороне от группы.
• Чувствует себя комфортно, когда находится один в своей комнате.
• Не сразу отвечает на заданные вопросы.
• Недоволен, когда приходят гости.
• Разговорчив с членами семьи и близкими друзьями, но в незнакомой компании обычно молчалив.
Посчитайте, с каким количеством утверждений в каждой категории вы согласны:
____ экстраверт
____ интроверт
Если вы не уверены в своих ответах, отложите это задание и в течение следующих нескольких недель внимательно понаблюдайте за своим ребенком. Вспомните, как он вел себя в прошлом: можно ли выделить какие‑то типичные модели поведения?
Оценивая сына или дочь с точки зрения приведенных выше утверждений, вы можете обнаружить, что ваш ребенок является ярко выраженным экстравертом или интровертом или же демонстрирует лишь небольшую склонность к тому или иному типу. Это нормально. Каждый из нас способен вести себя как экстраверт или интроверт, просто мы сознательно или бессознательно предпочитаем одно поведение другому. Например, вот что рассказала мне мама непростой девочки‑интроверта: «Сегодня Маккензи предупредила меня, что она пригласила в гости свою подругу. Мы обсуждали с ней интроверсию и экстраверсию, поэтому она знает, что это такое. Дочь сказала мне следующее: "Мой внутренний экстраверт говорит, что хочет пообщаться с подружкой. А мой внутренний интроверт предупреждает, что это должно быть не слишком долго!"»
Если ваш ребенок – интроверт, он, как и Маккензи, может научиться получать удовольствие от экстравертивной части своей личности, хотя по‑прежнему будет заряжаться энергией как интроверт. То же самое можно сказать и об экстравертах, которые могут пользоваться своими интровертивными качествами, но по‑прежнему подзаряжаться энергией от взаимодействий с внешним миром.
Очень часто интровертами ошибочно называют стеснительных и замкнутых людей, испытывающих проблемы с общением. Однако термины «экстраверсия» и «интроверсия» описывают психологические типы личности и не имеют никакого отношения к социальным навыкам. Они объясняют, как мы получаем энергию для подзарядки. И интроверты, и экстраверты могут обладать превосходными коммуникативными навыками и с удовольствием общаться с людьми. Разница между ними состоит лишь в том, что интроверт периодически устает от общения и с таким же удовольствием предается спокойным, уединенным занятиям, тогда как экстраверт только заряжается энергией и стремится к еще более активным действиям.
Миру нужны и экстраверты, и интроверты. Различия между ними создают гармоничный баланс и делают нашу жизнь более интересной. Нам нужно лишь помнить о том, что интроверты получают психическую энергию благодаря внутренним ресурсам, а экстраверты черпают ее вовне.
Используйте правильные слова
Родители Деррика в шутку называли свое полуторагодовалое чадо «будущим врачом». Деррик любил кусаться, собирая «анализы крови» у всех, кто смел подойти к нему слишком близко. Поскольку малыш не умел хорошо говорить и не мог объяснить другим людям свою потребность в личном пространстве, он просто использовал свои зубы, чтобы отогнать «нарушителей границ». Безусловно, это была весьма эффективная, но отнюдь не приемлемая стратегия. Родители и воспитатели в детском саду решили научить Деррика, чтобы он говорил фразу: «Мне нужно место», когда кто‑то подходил к нему слишком близко.
Однажды воспитательница заметила, что Деррик начал злиться, а это обычно предшествовало очередному «кусательному» приступу. «Что с тобой, Деррик?» – спросила она.
«Мне нужно место», – тонким, но твердым голоском заявил он, схватил свое одеяло и любимый грузовик и скрылся в каморке под лестницей. Вскоре Деррик научился самостоятельно определять моменты, когда ему нужно побыть в одиночестве, и удаляться в уединенное место. Укусы прекратились.
Очень важно научить маленьких интровертов и экстравертов, особенно обладающих непростым характером, распознавать свои личностные потребности и удовлетворять их, не прибегая к крикам, слезам, укусам или дракам. Для этого, общаясь с ребенком, родители должны использовать правильные фразы.
Когда дети регулярно слышат такие фразы, они начинают осознавать свою склонность к интроверсии или экстраверсии и принимать ее во внимание. Они узнают, как правильно пополнять свои запасы энергии, когда те подходят к концу. В конце концов они учатся правильно сообщать о своих потребностях другим людям, чтобы получать то, что им нужно.
Иногда родителям бывает достаточно узнать психологический тип своего ребенка и начать учитывать его потребности, чтобы все проблемы с поведением остались в прошлом. Именно это произошло в жизни Эрики, мамы‑экстраверта, и ее сына Джейка, шестилетнего интроверта с характером.
«Как прошел твой день?» – весело спрашивала Эрика, забирая Джейка после школы. Но в ответ чаще всего получала грубый окрик «Заткнись!» и мрачное молчание. Эрика ругалась, лишала мальчика любимых видеоигр, наказывала, но все эти «воспитательные меры» не давали результата. Но потом она узнала об интроверсии и экстраверсии и поняла, что ее сын – ярко выраженный интроверт, который отчаянно нуждается в тишине и покое после долгого школьного дня. Тогда она поговорила с Джейком. «Мне кажется, что ты – интроверт, который любит людей, но просто устает от общения, особенно после школы, – сказала она. – Давай разработаем план. Приветствовать друг друга – это важно. А еще тебе важно побыть в тишине. Поэтому тебе достаточно просто сказать: "Привет, мам! Я буду готов поговорить попозже". После чего ты можешь надеть наушники, включить любимую музыку и расслабиться».
Теперь Эрика и Джейк любят это время, когда они вместе возвращаются из школы домой. Благодаря тому, что Эрика поняла потребности своего ребенка и научила его вежливо сообщать о них, повода для конфликтов не стало, а отношения между мамой и сыном значительно улучшились.
Источники энергии для интровертов
Вы должны научить своего ребенка не только тому, как правильно сообщать людям о своих потребностях, но и эффективному пополнению запасов энергии. Вот что пишет Марти Лэйни в своей книге «Мой ребенок – интроверт»[2] (The Hidden Gifts of the Introverted Child: Helping Your Child Thrive in an Extroverted World): «Интроверту необходимо взаимодействовать со своими мыслями, чувствами и впечатлениями, чтобы поддерживать жизненные силы и душевное равновесие. Чрезмерная внешняя стимуляция – активная деятельность, шум, общение – истощают его». Хотя каждый человек восстанавливается по‑разному, существует ряд общих источников энергии для интровертов с характером.
1. ОДИНОЧЕСТВО. Общение с людьми заставляет интроверта действовать за пределами своего внутреннего мира, что может быть для него утомительным. Внешний мир высасывает из него энергию. Если ваш ребенок после проведенного в школе дня превращается в сварливого брюзгу, возможно, он просто интроверт, которому нужно побыть в одиночестве.
«Я работаю дневной няней, – говорит Кристин. – Когда моя дочь приходит из школы домой, она тут же начинает набрасываться на других детей. Она буквально напрашивается на то, чтобы я отправила ее в ее комнату "посидеть и подумать над своим поведением"!»
Интровертам нужно личное время. Дети‑интроверты зачастую не знают, как тактично покинуть компанию и уединиться, потому что в нашем обществе их учат только тому, что нужно быть общительными и играть «вместе со всеми». Они не понимают своей потребности в одиночестве и в результате становятся раздражительными, считают, что остальные специально их достают. И пока вы не отправите их в свою комнату «посидеть и подумать», они будут задирать других детей. Иногда они могут внезапно прекратить игру с друзьями и выпалить: «Вы мне надоели! Идите домой!» Непризнанная потребность в личном времени – одна из главных причин психологических срывов у детей с непростым характером, стычек с братьями и сестрами и плохого поведения.
Если ваш ребенок – интроверт, вы должны помочь ему понять, что он нуждается в периодах уединения, чтобы перезарядиться энергией. Когда сын или дочь, играя с товарищами, начинает раздражаться, скажите: «Мне кажется, твой организм говорит тебе, что тебе нужно немного побыть в одиночестве». Научите его тактично говорить: «Мы отлично поиграли. Поиграйте пока без меня, а я присоединюсь к вам чуть позже». Научите его находить приемлемый предлог – например, сходить на кухню выпить воды или пойти в туалет. Там можно задержаться на несколько минут, чтобы получить необходимый перерыв. Таким образом вы поможете ребенку распознавать моменты, когда его энергия находится на исходе, и, никого не обижая, уединяться, чтобы восстановить свои силы.
Не позволяйте своему чаду превращаться в сварливого брюзгу. Для этого включите в распорядок дня «восстановительную передышку» после школы: накормите ребенка обедом, после чего позвольте ему побыть одному в своей комнате, чтобы он мог спокойно почитать книгу, подремать, послушать музыку или поиграть, прежде чем переходить к другим видам деятельности. Время наедине с собой позволит ему пополнить запасы энергии и с удовольствием общаться с людьми во второй половине дня.
После Дня благодарения одна мама на моих курсах рассказала такую историю: «Тара ушла к себе в комнату поиграть. Моя мать посмотрела ей вслед и сказала: "Какая хорошая идея! А давайте‑ка мы все разойдемся по комнатам и немного отдохнем друг от друга!"»
Маленькие дети‑интроверты не любят находиться «одни», а предпочитают найти тихое местечко вдали от толпы и посидеть вместе с мамой, папой или другим взрослым, который им нравится. Им нужен перерыв, но они предпочитают взять с собой «надежную защиту».
Не нужно давить на интровертов и заставлять их оставаться «в компании». Несколько минут уединения могут действовать на интроверта как глоток свежего воздуха, и, если лишить его такой возможности, он вполне может превратиться из позитивного и общительного весельчака в злобного монстра. Лучший друг для интроверта – это он сам. Он наслаждается собственным обществом и никогда не скучает наедине с собой. Экстравертам это трудно понять.
Точно так же, как вы учитываете потребности своего ребенка в питании, вы должны учитывать и его потребности в восстановлении энергии. В следующий раз, когда друзья приглашают вас пойти в зоопарк, а потом сразу же организовать пикник, остановитесь и подумайте о своем маленьком интроверте. Хватит ли ему энергии на целый день интенсивного общения? Возможно, стоит сделать перерыв между зоопарком и пикником и позволить ребенку немного отдохнуть? Или же во время визита в зоопарк удалиться вдвоем в тихий уголок и спокойно понаблюдать за снежными обезьянами?
Если сделать такой перерыв невозможно, может быть, вам стоит пойти в зоопарк, но отказаться от пикника. Лучше получить удовольствие от одного мероприятия, чем попытаться сделать все сразу и закончить день грандиозным скандалом. Помните, что ваш маленький интроверт любит общаться с людьми, просто коммуникация сильно истощает его энергетические запасы, которые он может восстановить только в одиночестве и покое. Составляя планы, учитывайте эту особенность психики вашего ребенка и не позволяйте опустеть его баку с горючим.
2. ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Личное пространство жизненно важно для интровертов. Недавно мне позвонила мать одного четырехлетнего мальчика с непростым характером. Она сказала, что у ее сына проблема: он постоянно дерется с детьми, когда их выстраивают в линейку. Я попросила ее поинтересоваться у него, почему он это делает.
– Он сказал, что ударил мальчика, который стоял рядом с ним, потому что тот не должен был стоять на этом месте, – сказала она.
– Я понимаю, почему он это сделал, – ответила я.
– Понимаете?! – огорошенно переспросила она.
– Интровертам нужно личное пространство. Необходимость делить пространство с другими людьми отнимает у них массу энергии. Когда они устают, они перестают себя контролировать. Объясните сынишке, что он нуждается в личном пространстве. Он может вставать в конец линейки, где он будет чувствовать себя лучше. Или научиться говорить: «Пожалуйста, отодвинься» или «Мне нужно чуть больше места». Когда он поймет, что ему трудно впускать в свое личное пространство других людей, и научится восстанавливать свои запасы энергии, проблемы исчезнут.
Потребность в личном физическом пространстве проявляется множеством разных способов. Например, ребенок может требовать отдельного места в машине, иначе он начинает брюзжать, что его задевают ногами, дышат ему в лицо или кричат на ухо. Двухлетний малыш может закатывать истерику, когда вы снимаете с него шапку или свитер, потому что вы бесцеремонно вторгаетесь в его личное пространство. Семилетнее чадо может протягивать скалку поперек дивана, чтобы обозначить свою территорию.
Одни дети не могут делить свою комнату с братьями или сестрами, другие вешают на дверь табличку «Посторонним вход воспрещен», третьи отказываются сидеть с кем‑либо за одной партой в школе. Даже если ребенок делает это несознательно, этими действиями и реакциями он наглядно показывает окружающим, насколько важно личное пространство для его хорошего психического самочувствия.
Экстравертам трудно понять эту потребность. Они любят находиться рядом с людьми и не задумываются о своем и чужом личном пространстве. Однако они должны понимать, что, когда они садятся или становятся слишком близко к интровертам, прикасаются к ним, если те этого не хотят, заходят без приглашения в их комнату, интроверты могут воспринимать это очень болезненно и выходить из себя. Интроверты требуют личного пространства вовсе не потому, что они эгоистичны, асоциальны или высокомерны. Просто отсутствие такого пространства истощает их энергию. Вы должны объяснить своему маленькому интроверту эту его особенность и уже в раннем возрасте научить его социально приемлемым способам обеспечивать себе пространство, которое жизненно необходимо ему для восстановления энергии.
Когда двухлетний Сет начал посещать детский сад, каждый день его первые минуты в группе всегда сопровождались скандалом. Другие дети с радостью бросались ему навстречу, но Сет замирал на месте и начинал вопить. Этот маленький интроверт впадал в панику от такого массового вторжения в его личное пространство, особенно после резкой смены обстановки. К счастью, воспитатели поняли, что с ним происходит. Они предложили всем детям обручи, чтобы с их помощью они могли обозначить «собственную территорию». Никто из детей не взял обруч, кроме Сета.
Каждое утро отец приводил Сета в детский сад, помогал ему раздеться, а затем они вместе находили место, где Сет спокойно сидел внутри своего обруча. Там он мог несколько минут поиграть с любимой игрушкой и настроиться на общение. Воспитатели объяснили детям, что Сету просто нужно дать немного времени и места, чтобы привыкнуть к новой группе, после чего он будет готов играть вместе с ними. Обруч был конкретным символом этой потребности. Другие малыши видели обруч и терпеливо ждали.
Воспитатели также сказали Сету, чтобы он предупреждал их о том, когда будет готов присоединиться к другим детям. Как правило, мальчику хватало десяти минут, после чего он позволял воспитателю помочь ему поставить обруч на место и проводить его в группу. Так продолжалось в течение трех недель. Сет понял, что у него всегда есть возможность обеспечить себе личное пространство, когда это необходимо, и стал чувствовать себя гораздо комфортнее. Теперь он входит в дверь, пару минут наблюдает за происходящим и начинает играть с детьми. Понимание и уважительное отношение к его потребности в личном пространстве позволило Сету успешно адаптироваться к новой обстановке.
3. ВРЕМЯ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ. Интроверты предпочитают сначала думать, а потом говорить. Как пишет Марти Лэйни, они «используют более длинные пути обработки информации в головном мозге, поэтому им требуется на это больше времени. Однако эта обработка может носить более сложный и глубокий характер и учитывать гораздо более широкий спектр релевантной информации».
Экстраверты предпочитают размышлять вслух и обсуждать все немедленно, что может становиться причиной раздоров между ними и интровертами. Например, экстраверт может настаивать на немедленном обсуждении проблемы, тогда как интроверт будет всячески избегать этого, стараясь получить время на размышление. Таковы уж они, интроверты: ни за что не готовы делиться своими мыслями, пока тщательно все не обдумают. Разочарованный экстраверт с удвоенной силой пытается убедить интроверта обсудить проблему, что только усиливает сопротивление со стороны последнего и истощает его запасы энергии. Выход один: нужно дать интроверту время все хорошенько обмозговать, после чего он будет готов к разговору. Разумеется, это непростая задача для экстравертов, которые думают вслух и хотят поговорить прямо сейчас!
Я столкнулась с прекрасным примером такого несовпадения, когда писала эту главу. Я пришла к мужу в комнату и попросила его назвать три самые важные вещи с точки зрения интроверта. Я стояла и ждала ответа. Он посмотрел на меня и рассмеялся. «Я понимаю, что ты хочешь получить ответ немедленно, как всегда, – сказал он. – Но знаешь, мне нужно подумать». (Кстати, ответа я жду до сих пор. Меня утешает лишь мысль о том, что этот ответ, когда я его получу, будет очень продуманным и мудрым.)
Экстраверты должны понимать, что интроверт медлит с ответом вовсе не потому, что у него нет никаких мыслей, что он не услышал ваш вопрос или же попросту его проигнорировал. Позвольте вашему маленькому интроверту поразмышлять над вопросом, обдумать свои соображения, и глубина его ответа поразит вас. Размышления питают его энергией.
Если вас раздражает, что ребенок не сразу отвечает на ваши вопросы, измените свой подход, как это сделала Меган. «Когда я поняла, что мой сын – интроверт и ему нужно время, чтобы подумать, я изменила тактику, – говорит она. – Теперь я задаю ему вопрос и добавляю "Подумай об этом. А я зайду через несколько минут, чтобы узнать, что ты решил". Затем я ухожу и занимаюсь своими делами, а когда возвращаюсь, у него уже есть готовый ответ». Итак, предоставление ребенку времени на размышление избавит вас от ненужных разногласий и существенно упростит жизнь вам обоим.
Время перед сном – любимое время для интровертов, чтобы начать разговор. Может казаться, что они специально тянут время, но это не так. Интровертам просто нужно переварить полученные за день впечатления, и к вечеру как раз наступает момент, когда они готовы ими поделиться. Начинайте подготовку ко сну чуть раньше, чтобы оставить хотя бы 10–15 минут на «разговоры». Тогда вам не придется прерывать беседу из‑за того, что уже слишком поздно, и вы получите возможность наконец‑то выслушать свое разоткровенничавшееся чадо.
4. ОТСУТСТВИЕ ОТВЛЕКАЮЩИХ ФАКТОРОВ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ. Если ваш ребенок не выходит из комнаты, чтобы поприветствовать вас, когда вы возвращаетесь домой, скорее всего, он просто интроверт, который экономит свои запасы энергии. Если интроверт чем‑то увлеченно занят, он не любит отрываться, потому что любые помехи и перерывы отнимают у него энергию. Если вы хотите научить своего маленького интроверта вежливому поведению, попросите его выходить, чтобы поздороваться с вами, а затем снова возвращаться к своему делу. Не отвлекайте его долгими разговорами. Поступая таким образом, вы будете уважительно относиться к его потребности в сбережении энергии.
Научить своего ребенка‑интроверта восстанавливать свои запасы энергии – значит сделать важный шаг на пути к его хорошему поведению. Ребенок, который знает, когда и как пополнить свои энергетические запасы, способен использовать свои сильные стороны и контролировать слабые. В следующий раз, когда ваш маленький интроверт начнет себя плохо вести, мысленно оцените его уровень энергии. Ему пришлось много общаться? Слишком долго делить пространство с другими людьми? Быстро отвечать на вопросы? Или ему приходилось постоянно отвлекаться, когда он играл? Если на любой из этих вопросов вы ответили «да», дайте возможность своему чаду уединиться и немного побыть в тишине и покое, чтобы из‑за мрачных туч вновь выглянуло солнце. В конце концов ваш ребенок сам научится распознавать свое состояние и заботиться о себе.
Я встретилась с Либби спустя четыре года после того, как она закончила мои курсы для родителей непростых детей. «Мэри! – воскликнула она. – Я собиралась вам позвонить! Вы помните моего Эрика, маленького интроверта, который всегда заканчивал свои игры с другими детьми дракой? Это было ужасно. У вас на занятиях я узнала, как помочь ему научиться управлять собой. Сейчас ему восемь лет. Вчера он целый день провел со своими двоюродными братьями. Они играли в мяч, потом в прятки, а потом в футбол. Я заметила, что Эрик время от времени покидает компанию. В первый раз он пришел на кухню, чтобы попить воды и посидеть со своим планшетом. Через десять минут он вернулся к друзьям. Часа через полтора он пошел в туалет и задержался, чтобы поиграть с собакой. Так он провел с братьями целый день и ни разу не сорвался. Он научился чувствовать себя и восстанавливать свою энергию, когда ему это необходимо».
Источники энергии для экстравертов
Экстраверты черпают свою энергию совершенно из других источников, нежели интроверты. Столь необходимые последним одиночество и спокойная обстановка психически изнуряют их. Разумеется, каждый человек уникален, однако существуют общие источники энергии, которые наполняют силами всех экстравертов.
1. ОБЩЕНИЕ. Экстраверты получают энергию из внешнего мира. Они не просто любят людей, они нуждаются в них. Маленькие экстраверты с характером становятся почти ангелами, когда могут целый день играть с другими детьми. Но заставьте их остаться дома и играть в одиночку – и они превратятся в настоящих монстров. Если вы родитель ярко выраженного экстраверта, да еще и имеющего непростой характер, вам нужно задействовать все имеющиеся ресурсы. В одиночку вы попросту не сможете удовлетворить потребности своего чада в общении, особенно если сами относитесь к интровертивному типу.
В моей группе в Facebook родители делятся друг с другом советами, как обеспечить своему ребенку‑экстраверту доступ к такому необходимому ему источнику энергии, как общение. «Детский сад стал настоящим спасением и для него, и для нас, родителей», – написала одна мама. «Мы каждый день по три‑четыре часа гуляем в парке, потом заходим в магазин, на детскую площадку или в местный семейный центр, а еще часто ходим на пляж, в музей или детскую библиотеку. Когда мы приходим домой, я укладываю его спать и сама валюсь рядом без сил!» – написала другая.
Если ваш ребенок посещает детский сад или детский центр, его базовая потребность в общении может удовлетворяться там, но скорее всего он будет требовать дополнительной активности, чтобы восстанавливать свои запасы энергии. С такой маленькой динамо‑машиной важно избежать перегрузки. У него широкий круг интересов и желаний, но запасы энергии все же не безграничны. Он будет пытаться пробовать себя во всем, что попадает в его поле зрения, поэтому важно научить его расставлять приоритеты и поддерживать правильный баланс. Даже экстравертам нужен отдых.
Иногда родители беспокоятся, что их детям‑экстравертам не хватает самостоятельности из‑за потребности в обществе других людей. Беки тоже волновалась по этому поводу: «Оливия – единственный экстраверт в нашей семье. Мы не понимали, почему для нее так важно общение с друзьями. Я волновалась, что она слишком зависима от своих подруг. Я спрашивала себя, что мы делаем неправильно, раз она так нуждается в других людях. Мы даже пытались перевоспитать ее, настаивали на том, чтобы она проводила больше времени наедине с собой, но она только становилась недовольной и раздражительной. Теперь я понимаю потребность дочери в общении и не препятствую ей. В результате Оливия стала гораздо счастливее и спокойнее».
У экстравертов множество знакомых, им нужны друзья, и они могут расслабиться и отдохнуть только в компании с ними. Коммуникация наполняет их энергией. Обеспечьте своему маленькому экстраверту возможности для общения, чтобы он мог пополнить свои запасы энергии.
Если вы хотите научить ребенка‑экстраверта играть или заниматься чем‑то в одиночестве, начните вместе с ним, чтобы увлечь его, а потом оставьте ненадолго одного. Не уходите далеко, чтобы суметь поймать тот момент, когда его запасы энергии начнут иссякать, и придите к нему на помощь.
2. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Чтобы поддерживать свою энергию на высоком уровне, экстраверты нуждаются в позитивной обратной связи и любят, когда другие реагируют на их действия. Несколько теплых слов способны вознести их на небеса от счастья и придать им готовность свернуть горы. Интроверты не понимают такой потребности экстравертов и часто забывают ее удовлетворить.
Я – почти стопроцентный экстраверт, и мне нужно большое количество положительной обратной связи, особенно со стороны мужа‑интроверта. На День святого Валентина мы договорились с ним придумать что‑нибудь интересное, а не просто обменяться традиционными подарками. Мой муж хорошо меня знает. После его ухода на работу я нашла на кухонном столе валентинку. На ней было написано, что он меня любит. Через час я обнаружила вторую валентинку с признанием в любви на клавиатуре своего компьютера. Третья нашлась в холодильнике, когда пришло время готовить обед. Я была счастлива. Но самую потрясающую валентинку я увидела на нашей кровати. Она была разрисована сплошной радугой из слов: «Я люблю тебя! Я люблю тебя! Я люблю тебя! Я люблю тебя!» А внутри открытки Джо написал: «Ну, теперь ты довольна?» Четыре валентинки удовлетворили мою потребность в положительной обратной связи!
Ваш маленький экстраверт с непростым характером нуждается в обратной связи, чтобы подзаряжаться энергией. Он не просто так просит одобрения, поощрения или теплых слов. Это не говорит об отсутствии у него уверенности в себе. Просто обратная связь пополняет его запасы энергии.
Чтобы обеспечить достаточным количеством обратной связи экстраверта с непростым характером, нужно затратить очень много сил, что может быть весьма утомительно для родителей, особенно для интровертов. Научите свое чадо просить внимания и поощрения у родственников, друзей, учителей, соседей и т. д., а не только у вас. Защитите собственные энергетические запасы от истощения.
3. РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ. Экстраверты думают тогда, когда говорят. Чтобы найти решение проблемы или снять стресс, им нужно с кем‑то поговорить. Зачастую им даже не нужен ответ – достаточно того, чтобы их выслушали. Возможность высказать свои мысли подчас помогает им самим найти ответ на вопрос. Говорят, однажды Тони Буза, бывший глава полиции Миннеаполиса, сказал о себе: «Мой рот на несколько минут опережает мой мозг. Я всегда с удивлением слушаю, что я говорю».
Дайте возможность своему маленькому экстраверту с непростым характером рассказать вам о своих заботах и проблемах и поделиться своими идеями. Он не просто болтает, он думает и заряжается энергией.
Потребность думать вслух иногда становится причиной неприятностей в школе. Ребенок‑экстраверт любит говорить, когда его не спрашивают. Когда учитель задает вопрос классу, другие дети поднимают руки, но маленький экстраверт реагирует сразу же, как только слышит вопрос. Его мысли немедленно изливаются в словах.
Если объяснить ребенку его психологическую особенность, то во многих случаях можно помочь ему научиться контролировать свое поведение. Положительно отзовитесь о его умственных способностях, но скажите, что в классе он не должен озвучивать свои соображения, пока учитель его не спросит. Еще лучше найти учителя, который часто делит класс на небольшие группы, чтобы дать возможность высказаться каждому. Более подробно об этом мы поговорим в главе 21.
Также научите ребенка‑экстраверта объяснять другим людям, что он просто «говорит, чтобы ему лучше думалось», то есть осуществляет мозговой штурм вслух и еще не принял окончательного решения. Иначе впоследствии люди могут не понять, почему он поменял свое мнение, и такое непостоянство может вызвать у них раздражение.
Определите собственный психологический тип
Для того чтобы наладить здоровые отношения со своим непростым ребенком, вы должны хорошо понимать и самого себя. Откуда вы берете свою энергию? Каковы ваши индивидуальные предпочтения?
Чтобы помочь вам определить ваш психологический тип, я включила в книгу небольшой тест. Изучите приведенные ниже утверждения и отметьте те из них, с которыми вы согласны. Вы можете обнаружить, что в одних ситуациях вы проявляете себя как экстраверт, а в других – как интроверт. Это свойственно многим взрослым людям. Прислушайтесь внимательно к себе: какое поведение является для вас более комфортным? Какова ваша первая реакция – не та, которой вас научили, а та, которая является наиболее естественной для вас? Многие интроверты не осознают своей интровертивной природы, поскольку им с детства твердили, что интроверт – это некоммуникабельный и стеснительный человек, и прививали экстравертивные наклонности. В результате некоторые научились подавлять своего внутреннего интроверта и лишать его доступа к таким необходимым ему источникам энергии, как одиночество и покой. Но для того чтобы воспитывать ребенка с непростым характером, вам потребуется очень много сил, поэтому вы должны получить доступ к своим настоящим источникам энергии.
Если вы экстраверт, то вы:
• Испытываете потребность поговорить с кем‑нибудь в конце напряженного дня.
• Всегда готовы немедленно ответить на вопрос.
• Предпочитаете проводить вечер пятницы с друзьями.
• Увлекаетесь то одним, то другим.
• Нуждаетесь в положительной обратной связи от других людей: вам нужно слышать, что вас любят, что вы хорошо что‑то сделали и т. д.
• Решаете пригласить на ужин нескольких друзей, но в конце концов обнаруживаете, что пригласили целый квартал.
• Говорите своему ребенку‑интроверту перестать сидеть в своей комнате и пойти поиграть с друзьями.
• Решаете проблему, разговаривая с другом или подругой.
• Часто начинаете разговор первым.
• Сами звоните няне.
• Любите откровенничать о себе.
• Часто после вечеринки корите себя за то, что слишком много говорили и не слушали других.
• Получаете удовольствие от общения и чувствуете себя психически вымотанным, когда вам приходится долго быть в одиночестве или сидеть дома с маленькими детьми.
• Стремитесь немедленно поделиться новой идеей или впечатлениями с другими людьми и заражаетесь от этого радостью и энергией.
Если вы интроверт, то вы:
• После напряженного дня предпочитаете спокойно посидеть с планшетом или перед телевизором.
• Готовы сделать что угодно, даже помыть туалет, если кто‑то другой согласится позвонить няне.
• Не можете представить, чтобы вам захотелось пригласить в гости друзей в пятницу вечером.
• Устаете, когда долго находитесь в компании других людей.
• Делитесь личной информацией только с очень близкими людьми.
• Предпочитаете подумать, прежде чем отвечать на вопрос.
• Часто сталкиваетесь с тем, что вам задают вопрос дважды, потому что люди думают, что вы не услышали вопрос, – тогда как на самом деле вы просто размышляете.
• Предпочитаете ужинать с семьей или парой близких друзей, а не с целым кварталом.
• Во время больших семейных праздников регулярно удаляетесь на кухню выпить воды или на улицу погулять с собакой.
• Решаете проблему, обдумывая ее в одиночестве, и предпочитаете сначала собрать информацию, например, в Интернете, прежде чем обсуждать свою идею с кем‑нибудь еще.
• Устаете все время говорить экстравертам, как сильно вы их любите и цените, как хорошо они сделали свою работу и т. д.
• Подкупаете своих детей конфетами в обмен на пять минут тишины и покоя.
• Поздно ложитесь спать, чтобы получить возможность побыть наедине с собой.
• Едете в спортклуб, оставляете детей в игровой комнате, а сами удаляетесь в укромное место и читаете книгу.
Подсчитайте количество утвердительных ответов в каждой категории. Если вы – экстраверт, значит, получаете энергию из внешних источников. Если интроверт, значит, черпаете энергию внутри себя.
____ экстраверт
____ интроверт
Научитесь пополнять свои запасы энергии
Знание того, к какому психологическому типу вы относитесь, поможет вам лучше понять собственные индивидуальные потребности и свои реакции на поведение ребенка.
После того как Лора выяснила, что она интроверт, она признала свою потребность в личном пространстве: «Раньше я не могла понять, почему чувствую себя не в своей тарелке, когда дочка забирается ко мне на колени, приближает свое лицо вплотную к моему и начинает что‑то рассказывать. Теперь я понимаю, что она экстраверт и любит тесный контакт. А я интроверт, и мне нужно личное пространство. Я чувствовала себя плохой матерью из‑за того, что отталкиваю дочь от себя. Но теперь я понимаю, что люблю ее, просто мне нужно немного пространства!»
Стива понимание своих психологических особенностей избавило от чувства вины: «Впервые в жизни я перестал чувствовать себя асоциальным типом. Оказалось, что я просто‑напросто интроверт, которому нужно проводить какое‑то время в одиночестве. Из‑за этого я всегда чувствовал себя виноватым, потому что со стороны казалось, что я чуждаюсь членов семьи. Но теперь все понимают, что мне нужно уединение. Моя жена перестала возмущаться. Она знает, что после такого отдыха в одиночестве я становлюсь более заботливым и счастливым».
Меган тоже поняла, почему в конце дня, проведенного дома с маленькими детьми, она чувствует себя выжатой как лимон.
«Я – настоящий экстраверт, – говорит она. – Мне нужны люди. Я не знала, что взаимодействие с детьми не удовлетворяет моих потребностей в общении. И в то же время мне нравится находиться дома и заботиться о детях, и я не хочу ничего менять. Поэтому я решила больше взаимодействовать с другими родителями, приглашать их в гости, общаться по телефону. Я стала более активной и счастливой. Мой муж заметил разницу и оценил ее».
Бегуны‑марафонцы знают, что, несмотря на хорошую спортивную форму, им нужно время от времени делать остановки, есть и пить, чтобы добраться до финиша. Если вы интроверт, выделите в своем ежедневном расписании время на то, чтобы побыть наедине с собой. Встаньте пораньше и спокойно примите ванну. Припаркуйтесь в квартале от детского сада и послушайте любимую песню, прежде чем забирать детей. Вместо того чтобы в субботу днем ехать в супермаркет за продуктами, подремлите или почитайте книгу, даже если за ужином вам придется обойтись без бутербродов с арахисовым маслом.
Если вы экстраверт, выделите себе время на общение. На работе используйте обеденный перерыв, чтобы пообщаться с друзьями. Если вы сидите дома с детьми, включите в свое расписание ежедневные прогулки – вы сможете пообщаться с другими родителями, пока дети играют. Хорошее время для разговоров по душам со своим партнером или близким человеком – вечером, когда дети лягут спать.
Все эти нехитрые меры позволят вам расслабиться и восстановить силы. Вы должны заботиться о себе, чтобы вам хватало сил позаботиться о своем ребенке, особенно если ваше чадо обладает непростым характером.
Наладьте гармоничное взаимодействие
Когда вы узнаете, что служит источником энергии для вас и ребенка, вы сможете определить ваши сходства и различия. Это позволит вам организовать отношения и совместную жизнь таким образом, чтобы поддерживать у каждого запасы энергии на высоком уровне. В противном случае вы можете столкнуться с таким же взаимонепониманием, с которым столкнулись Линдси и ее сын.
В 8:00 зазвонил телефон.
– Мэри, у вас есть свободная минутка? Мне нужно поговорить. – Судя по голосу на том конце провода, это был разговор не на одну минуту.
– Конечно, – ответила я.
– Я не знаю, как уделить Сойеру необходимое внимание, – выдала Линдси.
Линдси была очень ответственной и любящей матерью, поэтому я удивилась ее словам.
– Он всегда выбирает неподходящий момент. Когда сын приходит домой из школы, я хочу с ним поговорить, узнать, что нового в школе. Но в этот момент он не настроен разговаривать. Он хочет поболтать, когда я готовлю ужин, но я не могу все бросить и выслушать его. Я хочу есть! После ужина он заряжается энергией. Когда приходит время ложиться спать, я полностью вымотана, а он полон сил. «Мам, давай я расскажу тебе, какая идея пришла мне в голову!» – просит он. Единственное, что я могу ему сказать: «Иди спать, Сойер». «Ты никогда не хочешь меня выслушать!» – жалуется он. Тогда я начинаю кричать: «Хватит тянуть время! Ложись спать!» Так заканчивается день, а он так и не получает возможности поделиться своими историями. Наши жизненные ритмы не совпадают. Оба из нас готовы поговорить, но в разное время. В результате он считает, что я не уделяю ему внимания. А я не знаю, что делать.
Линдси и ее сын «не совпадали» друг с другом из‑за разных индивидуальных предпочтений. Как экстраверт, Линдси стремилась поговорить с мальчиком сразу же, как только тот появлялся на пороге дома. Но интроверту Сойеру требовалось время, чтобы побыть одному и перезарядиться энергией после интенсивного общения в школе, поэтому он не был готов вступать в беседу сразу. Линдси полагала, что Сойер, отказывавшийся делиться своими переживаниями, игнорирует ее. А Сойер считал, что, наоборот, мать отталкивает его, ведь она не могла выслушать мальчика, когда у него возникало желание поговорить. Линдси же к тому моменту попросту была уставшей и раздраженной.
Во время нашей беседы я объяснила Линдси различия между интровертами и экстравертами. Когда она узнала о разных способах восстановления энергии, она изменила свой распорядок дня. Вместо того чтобы требовать от Сойера немедленного разговора по приходе из школы, она решила в это время звонить подруге, чтобы поболтать. Таким образом она могла подзарядиться энергией. Позже, когда Сойер созревал для беседы, Линдси тоже была готова поговорить, поскольку ее запасы энергии не были истощены раздражением на сына и отсутствием общения.
Если бы мы жили в одиночку, наши типы личности не имели бы значения. Но мы должны выстраивать здоровые отношения – общаться, взаимодействовать, решать проблемы, восстанавливать свою энергию, – не истощая энергию друг друга. Вот почему так важно понимать и учитывать психологические особенности близких.
Зная об индивидуальных предпочтениях интровертов и экстравертов, вы сможете понять, что движет вами самими и что – вашим ребенком. Тогда вам удастся организовать жизнь таким образом, чтобы каждому обеспечить доступ к необходимым источникам энергии, устранить конфликтогенные моменты и наладить гармоничное взаимодействие. В результате, даже если ваше чадо обладает непростым характером, «хороших» дней у вас станет гораздо больше, чем «плохих».
Подводим итоги
Интроверты
Интроверты восстанавливают свои запасы энергии, когда проводят время в одиночестве или общаются с одним‑двумя близкими людьми. Они предпочитают взаимодействовать с собственным внутренним миром и размышлять, прежде чем делиться своими мыслями и переживаниями с другими людьми. Чтобы поддерживать свою энергию на высоком уровне, им нужно личное время и личное пространство. Дети‑интроверты с непростым характером находятся в хорошем настроении, готовы мирно играть с другими детьми и идти на сотрудничество тогда, когда у них есть эти личное время и личное пространство. В противном же случае они становятся раздражительными и неуправляемыми.
Что нужно говорить ребенку‑интроверту:
• «Ты можешь подумать, прежде чем отвечать».
• «Кажется, ты любишь проводить время наедине с собой».
• «Тебе нужно побыть одному, в тихой обстановке, чтобы восстановить силы».
• «Ты способен на крепкую и длительную дружбу».
Рекомендации для родителей:
• Убедитесь, что у вашего ребенка есть возможность побыть одному, чтобы восстановить свои запасы энергии.
• Помогите ребенку понять, что он нуждается в личном пространстве, и научите его добиваться такого пространства не скандалами и драками, а вежливой просьбой.
• Дайте ему время подумать и переварить свои мысли.
• Не прерывайте его, когда он чем‑то занят.
Если вы сами – интроверт:
• Признайте свою потребность в уединении и покое, чтобы восстанавливать собственные запасы энергии.
• Объясните другим людям, что вам нужно время подумать, прежде чем вы сможете ответить на их вопросы.
• Цените свои способности, в том числе наблюдательность.
Подводим итоги
Экстраверты
Экстраверты черпают энергию в коммуникации. Они предпочитают взаимодействовать с внешним миром и думать вслух, делясь с другими людьми своими мыслями, идеями и переживаниями. Если у них нет возможности пообщаться, они становятся капризными и раздражительными, потому что у них иссякает энергия.
Что нужно говорить ребенку‑экстраверту:
• «Ты любишь общение».
• «Тебе лучше думается вслух, когда ты делишься своими мыслями и переживаниями с другими людьми».
• «Ты легко находишь контакт с людьми».
Рекомендации для родителей:
• Предоставьте своему ребенку возможности для общения, чтобы он мог зарядиться энергией.
• Обеспечьте его большим количеством положительной обратной связи.
• Будьте готовы поговорить с ним, чтобы помочь ему решить проблемы и сформулировать идеи.
• Не рассматривайте его потребность в общении и обратной связи как отсутствие уверенности в себе или как неумение самостоятельно мыслить.
Если вы сами – экстраверт:
• Не изолируйте себя дома от мира.
• Включите в свой распорядок дня ежедневные прогулки, чтобы вы могли пообщаться с другими родителями, пока дети играют.
• Признайте свою потребность в общении, чтобы восстанавливать запасы энергии.
• Старайтесь с кем‑то обсуждать проблемы и вопросы, прежде чем принимать решение.
• Давайте знать окружающим, что вы нуждаетесь в положительной обратной связи.
[1] Крегер О., Тьюсен Дж. Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. – М.: Альпина Паблишер, 2015.
[2] Лэйни М. Мой ребенок – интроверт. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
|