Однажды, зайдя в класс за дочерью, я услышала, как учительница Джулия Нельсон говорит одной ученице: «Сегодня утром, когда ты пришла в школу, ты была так напряжена. Это было видно даже по твоим плечам». Девочка кивнула: «Да, миссис Нельсон, у меня было ужасное настроение. Я с трудом сдерживала себя».
Как опытный педагог Джулия знает, что, описывая то, что она видит, она учит детей замечать и понимать собственные сигналы. В конце концов, наша цель – научить детей самостоятельно управлять своей эмоциональностью, полагаясь на внутренний контроль, а не на контроль извне. Если вы будете описывать словами их состояние, вы можете ожидать, что к трем с половиной или четырем годам вы будете слышать от них такие фразы, как: «Мама, я весь бурлю внутри», или «Папа, я на взводе», или «У меня было трудное утро».
Когда на моих занятиях для родителей мы говорили о том, что детей можно научить распознавать собственные «сигналы тревоги», Тиффани с сомнением покачала головой: «Мягко говоря, я не думаю, что моя девятилетняя дочь готова открыто обсуждать свой растущий уровень напряжения. Я не верю, что это сработает».
Тиффани права. Когда ребенок находится в красной зоне, бесполезно обращать его внимание на сигналы или учить описывать свое состояние. Это следует делать позже, когда он успокоится и вернется в зеленую зону, или, наоборот, чуть раньше, когда вы поймаете его в желтой зоне. В этот момент вы можете описать то, что видите, сказав что‑то вроде: «Дэймон, когда ты так рыщешь по дому, я знаю, что тебе нужно найти тихое местечко, посидеть и успокоиться» или «Оскар, когда ты начинаешь все ронять на пол, тебе нужно сесть и почитать книгу» или «Когда ты не можешь решить, что делать, остановись и сделай несколько глубоких вдохов». Разумеется, недостаточно сказать такие фразы всего один раз. Вы должны повторять их много раз, в разных ситуациях. Ваша задача состоит в том, чтобы понять своего ребенка, подсказать, что и как ему делать, и помочь овладеть этими важными навыками на практике.
Лора оборачивается к Тиффани.
«Ну, на это вам потребуется всего четыре года, – смеясь, говорит она. – В возрасте четырех лет мой Коннор был ужасным ребенком. Когда он сердился, он не сдерживался в выражениях и часто кидался в драку. Сейчас ему восемь. Как раз вчера я наблюдала за тем, как он играл со своим братом и кузенами. Я видела, что он начинает злиться. Но вместо того чтобы кричать и махать кулаками, он сам отошел от братьев и, проходя мимо меня, пробормотал: „Я киплю от злости. Мне нужно выпустить пар“. Затем он встал на беговую дорожку и бегал несколько минут. Это помогло ему успокоиться и вернуться в зеленую зону. Потом он продолжил мирно играть с братьями в прятки. Он научился распознавать свое состояние и управлять им!»
Когда дети учатся замечать свои сигналы, они, как и Коннор, могут научиться и самостоятельно предотвращать срывы, найдя собственные действенные способы выпустить пар.
|