Итак, научиться распознавать сигналы и сообщать словами о собственных эмоциях – два критически важных шага на пути к тому, чтобы ваш непростой ребенок умел управлять собой. Но нельзя забывать и о превентивных мерах. Сын или дочь может заразить вас своей гиперэмоциональностью. Подхваченные вихрем его бешеной энергии, вы можете неосознанно провоцировать интенсивные реакции вместо того, чтобы всячески сглаживать и смягчать их. Видя, что ребенок находится в состоянии возбуждения, вы можете думать, что ему нужно еще больше стимуляции, – и включаете громкую музыку, предлагаете побегать по дому или поиграть в активные игры, не понимая, что в этот момент малышу нужно как раз обратное – снизить обороты и успокоиться.
Спокойные виды деятельности, которыми ребенок будет заниматься время от времени в течение всего дня, помогут ему оставаться в зеленой зоне. Это поспособствует выработке успокаивающих веществ в его организме – естественных транквилизаторов. Присоединившись к сыну или дочери, вы сами успокоитесь. Кроме того, совместное времяпровождение, когда вы получаете удовольствие от общения друг с другом, способствует созданию крепких, здоровых отношений. Чем больше у вас приятных воспоминаний, тем проще вам пережить «не очень хорошие» моменты.
1. НОЧНОЙ СОН И ТИХИЙ ЧАС. Был дождливый летний день, стрелки часов приближались к четырем, когда я попросила у своей коллеги Линн разрешить мне посетить группу дневного пребывания для детей школьного возраста в ее Центре развития ребенка. «Они готовятся к сиесте», – сказала она. Я удивленно подняла брови. «Вечером у них начинаются различные кружки и секции, – объяснила Линн. – А после обеда, с четырех до пяти часов дня, у нас сиеста. Час тишины и покоя, когда они могут побыть наедине с собой в своем „пузыре пространства“».
Когда я вошла в помещение группы, свет там был притушен и играла тихая музыка. На полках я увидела множество самых разных предметов для спокойных занятий – книги, бейсбольные карточки, конструкторы «Лего», наборы бусин со шнурками, пазлы, аудиокниги, бумага и фломастеры, раскраски и мозаика. У стены даже было устроено несколько уютных мест для сна. И никаких электронных гаджетов…
Один ребенок прилег на кровать и мгновенно уснул. Роуэн уселся в кресло‑качалку и погрузился в чтение. Бен высыпал на пол пазлы и принялся их собирать. Нора начала мастерить себе бусы. Брукс, Кай и Коннор разобрали бейсбольные карточки и стали строить карточные домики. Шеван выбрал бумагу и фломастеры. Никто не жаловался и не протестовал; дети спокойно и увлеченно занимались каждый своим делом. Не осознавая этого, они учились чувствовать себя комфортно в условиях низкой внешней стимуляции. А также получали важный урок отдыха, необходимого для поддержания психического равновесия и восстановления запасов энергии. К пяти часам вечера, когда за ними заехали родители, чтобы отвезти их на бейсбол или футбол, дети были спокойными и отдохнувшими, готовыми физически и психически к активной деятельности.
Психолог Джон Бейтс из Университета Индианы установил, что недостаток сна оказывает негативное влияние на всех детей, но мальчики и девочки с характером страдают от недосыпания больше других. Вот почему вы должны убедиться в том, что ваш ребенок достаточно спит ночью и имеет возможность вздремнуть или просто отдохнуть днем. Полноценный сон должен быть приоритетом для ребенка с непростым характером и для его родителей. Чем лучше вы все отдохнули, тем спокойнее и радостнее пройдет ваш день.
2. ВОДА. Когда Сайлес взбудоражен и начинает терять над собой контроль, нас спасает теплая ванна, – говорит Лора. – Иногда он принимает ванну по три раза за день, так что вся его кожа покрывается морщинами. Но теплая вода мгновенно снимает напряжение и успокаивает сына. У Сайлеса двое братьев, и иногда они забираются в ванну вместе с ним. Для Сайлеса вода – это необходимость, а для братьев – просто приятное развлечение.
– Я начала класть Эльзу в теплую ванну, чтобы успокоить ее, когда она была совсем маленькой, – рассказывает Мэгги. – Теперь ей 13 лет, и когда она приходит домой из школы после напряженного дня, то прямиком направляется в ванную. Она может лежать в воде целый час, читать книжку или петь песни. И выходит из нее новым человеком!
– Люку тоже всегда помогает вода, – добавляет Кэролайн. – Даже если мы находимся не дома, достаточно намочить носовой платок прохладной водой и приложить ему ко лбу – и он тут же успокаивается.
– А наша Либби не любит принимать ванну, – говорит Виктория. – Но если я позволяю ей повозиться в раковине, пока готовлю обед, она сбавляет обороты. Особенно она любит, когда я разрешаю ей почистить картофель или морковь.
Теплая или холодная вода может действовать очень успокаивающе на детей с непростым характером. Когда они погружаются в теплую ванну, переливают воду из одной емкости в другую или просто подставляют ладошку под струю, они снимают напряжение, рассеивают нарастающую внутри них волну интенсивной реакции и возвращаются обратно в зеленую зону.
Вода замечательно действует на всех людей независимо от возраста. Моя подруга Рэйчел обычно использует «веселую ванну» как способ утихомирить свою гиперэмоциональную трехлетнюю малышку. Но до недавнего времени Рэйчел не осознавала, насколько важны эти ванны для дочери. В День матери та подошла к Рэйчел, сжимая в руках банку соли для ванны, и попросила наполнить ванну. Когда ванна была готова, девочка принесла свои любимые книги, заставила Рэйчел забраться в ванну и начала ей «читать». Потом она вскочила и вскоре вернулась с печеньем и стаканом молока. «Мамочка, поздравляю тебя с Днем матери!» – воскликнула Джейми, радуясь тому, что сумела доставить маме такое удовольствие.
3. ВООБРАЖЕНИЕ. У большинства детей с характером очень богатое воображение. Вы можете воспользоваться этим качеством, чтобы они могли снизить интенсивность своих эмоций.
Игра «Праздничный наряд» стимулирует работу воображения и помогает ребенку успокоиться в любом месте и в любое время. Предложите ребенку представить, что он собирается на торжественный бал или маскарад. И помогите ему «нарядиться». Попросите встать перед вами или забраться к вам на колени. Начните с «мытья» волос: мягко помассируйте ему голову, проводя пальцами от макушки вниз, имитируя текущие струи воды. Затем пощекочите ему уши, делая вид, что вставляете воображаемые серьги с алмазами или пиратское кольцо. Если он хочет «наложить макияж», пробегитесь кончиками пальцев по его щекам, носу, вдоль бровей и по контуру губ. Нежные, легкие прикосновения успокоят его и снимут напряжение. Мальчика можно «побрить» – мягко постучите кончиками пальцев по его щекам, словно вы наносите пену для бритья, а потом погладьте так, будто бреете его бритвой.
Проведите пальцами вокруг его шеи, надев воображаемую золотую цепь, колье или шелковый галстук. Затем застегните на нем пуговицы или молнию, завяжите на талии волшебный пояс. Не забудьте про носки, чулки или штаны – помассируйте каждый пальчик, пробегитесь руками вдоль его ног снизу вверх.
Закончите процесс одевания кольцами и браслетами. Наденьте кольцо на каждый пальчик – с рубином, с алмазом, с изумрудом – и золотое колечко на мизинец. Наконец застегните на запястье часы или золотой браслет. Теперь он готов к балу или маскараду – и у вас тоже наступит праздник, потому что ваше чадо успокоилось и засияло от счастья!
Можно использовать и театральную игру. Однажды я наблюдала за тем, как учительница музыки занимается с группой детей. Она пыталась объяснить им понятия «форте» (громко) и «пиано» (тихо). Для этого она попросила детей вообразить себя листьями. При громкой музыке «листья» должны были танцевать под порывами ветра. Когда звучала тихая мелодия, «листьям» следовало медленно и спокойно падать на землю.
В конце урока один из детей никак не мог остановиться, продолжая активно прыгать и носиться по классу. «Мне кажется, у тебя внутри дует сильный ветер, – обратилась к нему учительница. – Сделай глубокий вдох и затем выдох, чтобы выдуть ветер из своего тела». Ребенок надул щеки и выдул струю воздуха.
«Теперь ты чувствуешь, как листья внутри тебя спокойно парят в воздухе, падают на землю и засыпают?» – спросила учительница. Ребенок кивнул и тихо пошел к двери. Его богатое воображение помогло ему позитивным образом выпустить энергию во время урока и затем вернуться в спокойное состояние.
Детям более старшего возраста и подросткам можно предложить записаться в театральную студию или просто привлечь их к участию в театральных постановках, чтобы задействовать их воображение. Благодаря своей наблюдательности они способны замечать и передавать тончайшие оттенки человеческих эмоций при помощи мимики, языка жестов и голосовых интонаций, что делает их поистине выдающимися артистами.
4. СЕНСОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Дети с характером очень чувствительны. Им нравится деятельность, во время которой они могут что‑то потрогать, понюхать, попробовать на вкус, послушать или посмотреть. Когда задействуются их органы чувств, они успокаиваются.
Более старшим детям могут помочь такие нехитрые занятия, как послушать любимую музыку, пожевать жевательную резинку, выпить через соломинку стакан любимого напитка, погладить ладонью любимое шелковое покрывало, потискать мягкую игрушку или использовать любимый лосьон или масло, особенно лавандовое. Поработать в саду или испечь пирог – также подходит для всех возрастов.
Типичная программа дошкольного воспитания включает один‑два вида сенсорной деятельности. Для ребенка с непростым характером их нужно как минимум пять. Я рекомендую воспитателям использовать как можно больше разнообразных занятий, задействующих органы чувств, поскольку они нравятся всем детям, а мальчикам и девочкам с характером так попросту необходимы. Вы должны обеспечить условия для таких сенсорных занятий и дома, поскольку это отличный способ помочь ребенку снять напряжение и вернуться в зеленую зону.
Пластилин и «жвачка для рук» – любимые тактильные игрушки. Двухлетний ребенок может просто разминать их, раскатывать и растягивать, тогда как восьмилетний – слепить домик, еду, человечка и т. д. Многие родители детей с непростым характером держат пластилин в кухонном шкафу, чтобы всегда иметь его под рукой.
В каждом хорошем детском саду и детском центре есть сенсорный столик. Как правило, это обычный столик со столешницей в виде рамы, куда вставлена большая кювета – она заполняется водой, песком, овсяными хлопьями, кукурузной мукой, снегом, измельченной бумагой или всем чем угодно на усмотрение воспитателя. Детей с непростым характером такой столик притягивает как магнит. Вы можете сделать нечто подобное у себя дома. Для этого вам потребуется всего лишь пластиковая кювета или тазик, под которые можно постелить полиэтиленовую скатерть, чтобы вода не попадала на пол. Заполните тазик теплой водой (можно добавить пену), положите рядом губки для мытья посуды и позвольте ребенку спокойно «поиграть». Когда ему надоедят губки, он вымоет игрушечную посуду, искупает любимую куклу. Вместо воды можно использовать песок, овсяные хлопья или кукурузную муку. Приложите к этому чашки, ложки, воронки и разнообразные емкости – и ребенок будет с удовольствием возиться с ними часами.
Еще одно хорошее успокаивающее занятие – рисование пальцами на стене ванной при помощи крема для бритья или зубной пасты. Впоследствии такие картины легко смываются душем.
Поглаживание спины и массаж шеи успокаивают в любом возрасте. Мы все нуждаемся в обычных несексуальных прикосновениях, даже подростки. Иногда, чтобы успокоиться, ребенку нужно почувствовать давление на свое тело. В этом случае может помочь крепкое «медвежье» объятие, сон под тяжелым, толстым одеялом или обтягивающая эластичная футболка. (Таким образом, если ваш подросток устраивает на своем одеяле «свалку» из одежды и книг, а затем залезает под него спать, это может свидетельствовать не о том, что он неряха, а о его подсознательном желании успокоиться под тяжелым одеялом.)
Если малыш слишком мал для того, чтобы играть с сенсорным столиком или рисовать на стене папиным кремом для бритья, его просто нужно держать на руках. Канадские исследователи обнаружили, что чем больше ребенок находится в телесном контакте с мамой или папой, тем он спокойнее. Ваше физическое присутствие помогает ему регулировать свои физиологические, а следовательно, и психические процессы. Поэтому, если вы не за рулем и ребенок не должен находиться в детском кресле, старайтесь не держать его все время в коляске, а носите как можно больше на руках или в рюкзаке‑кенгуру. Маленьких детей хорошо успокаивает массаж, тихая колыбельная или прогулка на свежем воздухе. Иногда бывает достаточно приглушить освещение в комнате.
Любые виды деятельности, воздействующие на органы чувств, как правило, очень привлекают детей с непростым характером и возвращают их в зеленую зону спокойствия.
5. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ДВИЖЕНИЯ. «Я пыталась заставить четырехлетнего Деррика одеться, чтобы мы поехали за дочкой в школу, – вспоминает Надин. – А он едва волочил ноги и ворчал. Я сказала ему, что нам на самом деле нужно торопиться, потому что иначе мы опоздаем. И тогда он мне выдал: „Но, мама, а что мне делать с пчелами в моем теле?“ Потрясенная, я переспросила: „Ты чувствуешь пчел в своем теле?“ „Да!“ – воскликнул он. „Ну тогда нам нужно от них избавиться! Давай попрыгаем?“ И мы пошли в его комнату, чтобы попрыгать на мини‑батуте. Через пять минут он спокойно сел в машину».
Физические упражнения, особенно повторяющиеся движения, способствуют выработке естественных успокаивающих веществ в организме ребенка и помогают ему оставаться в зеленой зоне. Включите в его распорядок дня физическую активность точно так же, как вы включаете в него обед и ужин. Если есть такая возможность, вставайте пораньше утром и выходите на улицу. Обеспечьте ребенку условия для того, чтобы он мог бегать, лазить, качаться на качелях, ездить на велосипеде, плавать, кататься на роликах и т. п. Поощряйте его делать «тяжелую работу», такую как тянуть, толкать или носить тяжелые, но не слишком, грузы, например корзину для белья.
Если выйти на прогулку невозможно, предложите ему посидеть в кресле‑качалке, повертеть педали на велотренажере или попрыгать на мини‑батуте. Если нет возможности задействовать большие мышцы, дайте ему предметы, заставляющие работать мелкие мышцы, такие как шагающая пружинка или головоломки. Физическая активность повышает уровень естественных транквилизаторов.
6. ЧТЕНИЕ. Когда вы в тупике – когда вашему чаду не хочется играть с водой, надоели все игрушки, ваше воображение исчерпалось, а на улице идет дождь, – попробуйте почитать. Многие родители детей с непростым характером обнаружили, что им достаточно взять книгу и пригласить ребенка сесть к ним на колени или рядом, особенно в кресло‑качалку или на диван‑качели, чтобы рассеять нарастающее возбуждение. При этом сын или дочь не только учится тому, что чтение – отличный способ справиться со своими сильными эмоциями, но и может прикоснуться к чуду литературы. Исследования показывают, что ребенок, ассоциирующий чтение с комфортной, приятной атмосферой, вырастает заядлым читателем. Вы можете записаться в местную библиотеку или приобрести книги на распродажах. Храните любимые книги ребенка в доступном для него месте – независимо от того, сколько ему лет.
7. ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ. Даже малыши могут научиться использовать глубокое дыхание, чтобы успокоить свою нервную систему. Просто скажите ребенку: «Вдохни поглубже» – и сами сделайте преувеличенно глубокий вдох, чтобы показать малышу, что вы имеете в виду. Можно попросить ребенка положить руку на живот, чтобы он лучше почувствовал вдох. Затем скажите: «А теперь выдохни». И снова продемонстрируйте, что он должен сделать. Можно попросить его представить, что ваш палец – это свечка в торте, которую нужно задуть. Это также поможет ребенку сделать хороший долгий выдох.
8. ЮМОР. Чтобы вы могли в полной мере оценить следующую историю, мне нужно немного рассказать вам о моем муже. Он небольшого роста – 1,75 м с натяжкой, небольшого веса – от силы 70 кг и относится к числу счастливых обладателей непростого характера. Он любит фильмы, где маленькие парни побеждают больших, и охотно общается со всеми подростками, которые стучатся к нам в дверь с предложением что‑нибудь купить. Но у него есть и другая сторона. Его отец вырос на доках Верхнего озера и любит потчевать нас рассказами о том, как он нырял с барж, перевозивших железную руду. Я верю ему на слово и подозреваю, что именно эти истории в духе мачо – хотя никто и не может подтвердить их правдивость – повлияли на то, как его сын, то есть мой муж, иногда проявляет себя.
Однажды наш сын пришел домой из школы вне себя от негодования. Он швырнул на пол школьный рюкзак, влетел на кухню и пнул ногой холодильник.
– Ну‑ка остынь! – скомандовала я. – Что у тебя случилось?
– Эта старая ведьма на спортплощадке обвинила меня в том, что я дерусь! А я вовсе не дрался! – прорычал он.
– Тебе было неловко? – спросила я.
– Мне не было неловко! Я не дрался! – возразил он.
– Досадная ситуация…
– Да эта старая курица просто слепая!
Потеряв терпение, я попыталась прочитать ему мораль.
– В следующий раз будешь вести себя осмотрительнее, – заметила я, но мой комментарий только подлил масла в огонь.
Он продолжал бушевать, пока не вернулся домой отец.
– Что с ним? – спросил он, увидев насупленного Джоша.
Я быстро ввела его в курс дела в надежде на то, что он даст сыну мудрое отцовское наставление. Но в глазах у мужа заплясали озорные искорки.
– Никаких проблем, – заявил он.
Я открыла рот от изумления. Джош в шоке посмотрел на него.
– Что ты имеешь в виду? – запинаясь, спросил он.
– Ну, в следующий раз скажи этой даме: «Эй, леди, вы видите на земле кровь?» Потом ударь себя кулаком в грудь и скажи: «Когда я дерусь, вокруг все залито кровью!»
Джош вытаращил глаза. Я едва не рухнула в обморок. Все годы нравственного воспитания пошли насмарку! Я представила, как Джош повторяет слова отца воспитательнице – и его лишают права посещать школу до конца года!
– Ты сошел с ума! – воскликнула я.
Но в этот момент Джош и отец разразились диким хохотом. Мальчик понял, что это была шутка, и от его раздражения не осталось и следа. Во многих случаях смех – отличное лекарство, поскольку он снижает выработку гормонов стресса в нашем организме и повышает выработку гормонов радости и счастья. Позже, когда все успокоились, мы постарались придумать более конструктивные способы разрешать конфликты на спортивной площадке.
Юмор – частый гость в семье ребенка с характером, который учится управлять своей гиперэмоциональностью. Не сарказм и не насмешки, а именно здоровый, добрый смех от души. Не стесняйтесь призывать на помощь юмор, он поможет вам разрядить напряжение и сплотить вашу семью. Именно так поступает Тодд.
«Иногда я делаю что‑нибудь совершенно неожиданное, – говорит он, смеясь. – Вчера вечером я услышал, как Бен дерется с сестрой. У меня было хорошее настроение, поэтому я выскочил из‑за угла на четвереньках и начал рычать на них, как собака. Они с удивлением уставились на меня, а потом начали смеяться. Они залезли ко мне на спину, как на лошадь, и забыли про драку».
Аманда использует юмор, чтобы не развязывать борьбу за власть. «Вчера Маккензи помогла мне приготовить ужин. Она накрыла на стол, порезала салат и помыла часть посуды. После ужина я попросила ее отнести тарелку в раковину. Она начала упираться. "Ой, кажется, ты слишком долго была хорошей", – пошутила я. Маккензи не ожидала такой реакции. Она замерла на мгновение, а потом засмеялась: "Это точно!" Потом она взяла свою тарелку и отнесла ее на кухню».
Если вы чувствуете, что надвигается ураган, пошутите!
9. ПЕРЕРЫВЫ. Сделать перерыв – один из самых эффективных способов успокоиться. К сожалению, в воспитании детей мы часто используем перерыв в качестве наказания. Вместо того чтобы научить ребенка тому, что пауза – это отличная возможность восстановить силы и успокоиться, мы учим его ненавидеть их. «Марш в свою комнату и не выходи из нее, пока я не разрешу!» или «Сядь в кресло и не смей с него вставать!» – приказываем мы грозным голосом. «Без наказания нет воспитания», – думаем мы и воспринимаем детский плач и вопли как признак того, что эта воспитательная мера работает. Но при таком подходе мы лишаем перерыв его главного смысла, потому что, когда ребенок пинает ногами дверь и в ярости швыряет игрушки об стену, ни о каком сдерживании гиперэмоциональности не может идти и речи.
Я бы порекомендовала родителям детей с непростым характером использовать перерывы так же, как тренер баскетбольной команды использует тайм‑аут: как возможность отдохнуть от активной деятельности, восстановить силы и составить план дальнейших действий.
Вы можете подумать, что тайм‑аут в баскетбольном матче – не очень подходящее сравнение. Большинство трехлетних и даже восьмилетних детей, особенно с непростым характером, не так‑то легко увести с «игровой площадки» на боковую линию для тайм‑аута, а тем более убедить их пересмотреть дальнейший план действий. Услышав о тайм‑ауте, ваш маленький баскетболист может упасть на пол, начать вопить, стучать ногами и затыкать уши в ответ на ваши увещевания. Как этого избежать?
Вы можете начать с обращения внимания ребенка на сигналы его организма, сообщающие: «Я устал» или «Я перевозбужден». Помогите ему осознать, что напряженные мышцы, громкий голос или ощущение пульсирующей в венах крови – это сигналы о том, что требуется пауза. Если ребенок научен тому, что перерыв – возможность получить удовольствие от небольшого отдыха и восстановить силы, а вовсе не наказание, он не будет сопротивляться. Сделать перерыв означает найти тихий, уютный уголок. Это может быть спальня или дальняя часть комнаты, в которой вы находитесь. Перерыв не означает изоляции. Первое время ребенку потребуется ваша помощь: помогите ему найти спокойное местечко, вдали от суеты и будоражащих стимулов. Посидите вместе с ним, спокойно побеседуйте, научите прислушиваться к себе, чувствуя, как замедляется сердцебиение и тело освобождается от напряжения.
Возможно, сейчас вы скептически качаете головой и спрашиваете: а что делать, если в этот момент ваш младший ребенок повис у вас на ноге, звонит телефон и на кухне готовится обед? Забудьте про телефон, выключите кухонную плиту, возьмите малыша с собой или поместите в безопасное место, пока вы помогаете своему непростому старшему чаду найти подходящий закуток и прийти в себя.
Хороший выход – создать в каждой комнате условия для возможных перерывов. Поставьте в комнате корзину и положите в нее мягкие игрушки, книги, конструкторы, фломастеры, бумагу и другие предметы для малоподвижных видов деятельности. Теперь ребенку не нужно никуда «идти», чтобы сделать паузу, – ему нужно просто подойти к корзине. Скажите, что можно выбрать любое спокойное занятие по душе. Если нужна ваша помощь, можете почитать сыну или дочери книгу. Тем самым вы не будете поощрять плохое поведение – вы поможете ребенку управлять своими эмоциями. Подходящее время для воспитания наступит позже, когда он вновь окажется в зеленой зоне. Если ребенок пытается «закончить тайм‑аут», прежде чем успокоится, верните его к корзине и помогите найти дело, которое его увлечет.
Разумеется, ребенку необходимо объяснить, что такое «спокойное» состояние. Скажите ему, что, когда он спокон и расслаблен, он смотрит вам в глаза, не отводя взгляда. Его руки и ноги не делают лихорадочных движений. Он внимательно слушает и разговаривает ровным, негромким голосом. Перерыв может быть закончен только тогда, когда все эти признаки будут налицо и он ощутит, как чувство покоя разливается по его телу.
Помните, что ваша цель – научить мальчика или девочку делать перерыв до того, как эмоции выйдут из‑под контроля и произойдет взрыв, поэтому перерыв не будет восприниматься ни как наказание, ни как поощрение недостойного поведения.
После того как ребенок научится распознавать сигналы, посылаемые его телом, и воспринимать перерыв как хорошую возможность справиться со стрессом, он будет сам прибегать к этому средству. Спустя какое‑то время вы сможете увидеть, как ваше чадо покидает компанию и удаляется в свою комнату, чтобы «прийти в себя». На самом деле бессознательно его тело и мозг будут стремиться избавиться от стресса и вернуться в зеленую зону.
Особенно важно научить непростых детей правильно использовать перерывы при вступлении в подростковый возраст. Когда в их теле начинают играть гормоны, справляться с интенсивностью эмоций становится гораздо сложнее. Эти ребята становятся слишком взрослыми для того, чтобы вы брали их за руку, отводили в комнату и читали им книжку. Они должны делать это сами. Если они с детства воспринимают перерывы как приятную возможность расслабиться и снять стресс, они будут успешно использовать их для управления своей гиперэмоциональностью в любом возрасте.
Когда дети понимают свои эмоции и знают, что могут их контролировать и направлять в правильное русло, добиваясь успехов в спорте, творчестве и любых других видах деятельности, у них формируется положительное самовосприятие. Это значительно сокращает количество эмоциональных срывов. Привитие дисциплины тайм‑аутов – замечательная профилактика проблемного поведения, поскольку она учит ребенка самостоятельно контролировать свое состояние и вовремя возвращаться в зеленую зону.
Ваша задача как родителей – стабилизировать полет вашей маленькой ракеты, поэтому важно иметь четкий план действий на тот случай, когда что‑то начинает идти не так.
Вы – одна команда
Даже если вы внимательно отслеживаете сигналы, учите ребенка описывать словами свое состояние и наполняете день успокаивающими видами деятельности, все равно случаются моменты, когда ваше чадо оказывается «на грани». Ваши собственные эмоции начинают бить через край. Все может произойти так быстро, что у вас просто нет времени на размышления. Главное в такой ситуации – иметь четкий план. Точно знать, что вы будете говорить и делать. Ваша реакция должна быть адекватной и автоматической. Не требующей обдумывания. Позвольте мне проиллюстрировать, что я имею в виду.
– Это мое! Я взял его первым! – донеслись из соседней комнаты крики, когда мы с Кейт и Тоддом сидели за кухонным столом.
– Ну вот, снова начинается, – вздохнула Кейт.
Поскольку я пришла к ним в гости, чтобы провести частную консультацию, я направилась к мальчикам. Четырехлетний Уайетт прижимал к груди iPad и уворачивался от рук шестилетнего Кайла. Увидев меня, последний отпрянул.
– Давайте я вам помогу, – сказала я, подойдя ближе.
Кайл недоуменно посмотрел на меня, не зная, что делать – убежать или закричать. Но я наклонилась к нему и спокойно продолжила:
– Я видела, что ты его стукнул. Что ты тем самым хотел ему сказать?
После этих слов он повернулся ко мне, готовый общаться дальше.
Почему я не отругала его за драку? Я собиралась оставить без внимания его плохое поведение? Нет. Но прежде чем вы сможете преподать урок непростому ребенку, необходимо, чтобы он открылся для контакта с вами. Если вы будете действовать как бульдозер, вы только усугубите его негативную реакцию. Вопли могут превратиться в истерику, ребенок начнет пинаться, вырываться у вас из рук, кричать «Я тебя ненавижу» и другие мерзкие слова, которые больно ранят вас в сердце.
Ребенок с характером должен знать, что взрослый человек подходит к нему для того, чтобы помочь. Это не враг или противник, который начнет кричать, угрожать и наказывать, а человек, помогающий ему успокоиться и решить проблему, – человек, который говорит такие слова, как:
• «Я тебе помогу».
• «Я тебя понимаю».
• «Чего ты хочешь?»
• «Мне кажется, ты хочешь сообщить что‑то важное. Что ты хочешь ему сказать?»
Подумайте, какие слова вы можете использовать для того, чтобы сделать ребенка открытым для контакта. Попрактикуйтесь, пока эти фразы не станут вашей второй натурой. Потом, когда наступит критический момент, вы будете готовы адекватно отреагировать.
Такой подход вовсе не означает, что вы «идете на поводу» у своего чада. Чуткий, теплый отклик на негативные эмоции ребенка на самом деле открывает двери для «воспитательного момента». Исследователи утверждают, что, когда ребенок, находясь в расстроенных чувствах, получает понимание и поддержку, он учится лучше справляться со своими эмоциями. Ваша реакция может изменить вашего ребенка.
«Это работает, – признался Роб на моих занятиях неделю спустя. – Лео любит ополаскивать посуду из душа, и это здорово. Но если кто‑нибудь оставляет в раковине грязную тарелку, он начинает нервничать. Я хочу, чтобы он был гибче. Раньше я пытался внушить ему, что немытая посуда – пустяк, или предлагал использовать другую раковину. Но он только еще больше выходил из себя. Сегодня утром это случилось снова, но на этот раз я подошел к нему и сказал: „Ой, здесь грязная тарелка. Давай я тебе помогу. Что ты хочешь?“ Он немедленно успокоился и ответил: „Пап, я просто хочу попользоваться душем“». Покачивая головой, Роб добавил: «Оказалось, что капля сопереживания способна сделать очень многое».
Сопереживание и поддержка успокаивают детей.
Если вы родитель ребенка с непростым характером, вам необходим вдумчивый подход, а также понадобится много терпения и внимания. Вашей наградой станет значительное сокращение частоты нервных срывов ребенка. Но будем честны: время от времени, несмотря на все ваши усилия и старания его самого, срывы будут случаться. Вы должны понимать, что кризисы неизбежны, и не опускать руки после очередной безобразной истерики. Все эти стратегии работают, просто не в каждом случае. И вот почему так важно, чтобы вы знали, что делать, когда все вдруг летит в тартары.
|