В конце успешного представления актеры вознаграждаются бурными аплодисментами и возгласами «Браво!» из зала. Если усилия вашей небольшой команды дали результаты, вы оба заслуживаете похвалы. Радуйтесь своим успехам, даже самым незначительным!
НЕ СКУПИТЕСЬ НА ПОХВАЛУ. С непростым ребенком очень легко впасть в крайность и обращать внимание только на то, что он сделал не так, игнорируя все то, что он сделал правильно. Дайте знать своему непростому чаду, что вы гордитесь его хорошим поведением. Скажите об этом с улыбкой и теплыми объятиями. Разумеется, если вас самого в детстве родители никогда не хвалили за успехи, вы можете обнаружить, что вам трудно делать это с вашим ребенком.
Джон боялся вырастить самовлюбленного эгоиста: «Раньше я никогда не говорил Пейтону, что горжусь его хорошим поведением. Я боялся, что если начну хвалить его, то он возомнит о себе невесть что и будет все время ожидать одобрения. Но однажды жена напомнила мне, как мне было приятно, когда босс высоко отозвался о моей работе. "Ты не думаешь, что Пейтону иногда тоже хочется услышать, что отлично справляется со своими задачами?" – спросила она. Я не мог не согласиться. Пейтон – адекватный ребенок. На днях он подошел ко мне и сказал: "Пап, я удивляюсь, как тебе удалось сохранять спокойствие с тем противным продавцом. Ты крутой!" Я подумал: "Как же так? Мой ребенок хвалит меня, а я его нет?"»
«Обычно я благодарю его, – сказала Эрика, мать семилетнего Джаспера. – Но всегда уточняю за что, например: "Спасибо за то, что ты спокойно вел себя в ресторане. Это было замечательно! Мы обязательно пойдем туда снова"».
Не скупитесь на похвалу! Если ваше непростое чадо услышит, как вы хвалите его сестру за отличную уборку комнаты или брата за то, что он делает успехи в плавании, для него самого это может стать отличным стимулом, чтобы постараться повторить такой «подвиг».
ОТМЕЧАЙТЕ СОБСТВЕННЫЕ УСПЕХИ. Как родитель непростого ребенка вы должны гладить себя по голове за любые даже самые незначительные достижения. Если вам удалось предотвратить детский скандал или помочь своему чаду успешно справиться со сложной для него ситуацией, расскажите об этом друзьям, напишите в своем дневнике или блоге или встаньте перед зеркалом, гордо поднимите голову и скажите: «Я молодчина!» Цените проявления своего родительского мастерства – не лишайте себя тех аплодисментов и криков «Браво!», которых вы заслуживаете. Помните, что режиссеры и сценографы тоже получают награды за успешные постановки.
Формула успеха эффективна в любой ситуации
Применение формулы успеха: предугадать реакцию – создать условия для успеха – действовать как одна команда – отметить достижения – может магическим образом преобразить вашу жизнь с непростым ребенком.
Недавно мы встретились за обедом с моей подругой Дженной. Она работает с трехлетними детьми и говорит, что ей очень интересно разбираться в особенностях их мышления. В их детском центре есть малыш по имени Джейк, который известен среди сотрудников своими громкими протестами и решительным «нет». «Помочь ему быть успешным очень трудно», – сказала Дженна. Однажды она предложила детям научиться рисовать индеек при помощи отпечатков рук, для чего нужно было намазать ладошку и пальцы краской. Как и следовало ожидать, Джейк отреагировал на эту идею оглушительным «нет». С одной стороны, в его отказе не было ничего страшного: далеко не все дети способны изобразить индейку отпечатком руки, и это никак не влияет на их успехи в школе. Но с другой стороны, Дженна понимала, что в школе подобное поведение Джейка обязательно вызовет проблемы и что умение учиться чему‑то новому и сотрудничать является важнейшим жизненным навыком. Педагог также предвидела, насколько Джейк будет расстроен тем, что остальные дети подарят родителям своих нарисованных индеек, а он – нет.
Когда я рассказала подруге о формуле успеха, ее глаза загорелись. «Я думаю, это сработает!» – воскликнула она. Она решила попробовать на следующий день.
«Поначалу я не могла понять причину его категоричного отказа рисовать индейку, – рассказала она мне позже. – Но потом я решила копнуть глубже и попыталась найти источник проблемы в его темпераменте. Безусловно, Джейк гиперэмоционален, однако в данном случае не эта черта была главным триггером. Ему также присущи такие качества, как высокая чувствительность, низкая адаптивность и склонность к негативной первой реакции. Я поняла, что Джейк попросту не любит новшеств. Кроме того, он чрезвычайно чувствителен. Например, его беспокоит пух внутри варежек, а если во время мытья рук он случайно намочит рукава рубашки, то обязательно требует ее сменить. Яростно сопротивляться моей идее его заставили именно эти три свойства темперамента. Во‑первых, из‑за высокой чувствительности он не хотел мазать руки краской, во‑вторых, из‑за низкой адаптивности ему было трудно переключиться на новый вид деятельности, и, в‑третьих, из‑за склонности к негативной первой реакции одна только мысль о необходимости пробовать что‑то непривычное бесила его. Я могла бы поработать с этим!»
На следующий день у Джейка было хорошее настроение, поэтому Дженна решила воспользоваться моментом. Как режиссер, она рассказала мальчику о том, что будет происходить.
– Помнишь, – напомнила она Джейку, – я говорила тебе о том, что в школе не всегда можно делать только то, что тебе нравится? И иногда нужно делать то, что нужно?
Он кивнул, вспоминая их прошлый разговор.
– Так вот, – продолжила Дженна, – это один из тех случаев, когда тебе нужно сделать то, что нужно. Ты должен нарисовать индейку и подарить ее маме. И еще тебе важно научиться этому новому навыку.
– Я не буду! Не буду, и все! – крикнул он.
Но Дженна не восприняла это как вызов своему авторитету учителя. Она поняла, что сообщение ребенка всего лишь говорит о силе его эмоций. Поэтому она продолжила спокойным и тихим голосом:
– Я знаю, что для тебя это трудно. Мы можем подождать до тех пор, когда ты будешь готов.
Он посмотрел на нее и снова крикнул:
– Ты меня не заставишь!
– Я не собираюсь тебя заставлять, – ответила она. – Мы просто подождем, когда ты будешь готов это сделать.
В ее голове роилось множество мыслей. Что может ощущать малыш? Что она может сделать, чтобы он почувствовал себя в безопасности и согласился попробовать новый вид деятельности? «Ты знаешь, что краска легко смывается с рук?» – спросила она, предположив, что он может бояться того, что его ладошка навсегда останется раскрашенной в цвета радуги.
Он отвернулся, отказываясь смотреть ей в глаза, и внезапно рванул к полке с игрушками. Дженна спокойно вернула его за стол и напомнила:
– Не забыл наше правило? Играть можно только после того, как закончились занятия. – И вдруг она догадалась: – Ты боишься, что тебе будет щекотно?
Она взяла кисточку и начала водить ею по своей руке. Джейк молча наблюдал.
– Если хочешь, давай попробуем поводить кисточкой по твоей руке, без краски, чтобы ты почувствовал, что это за ощущения.
Он протянул руку, и она слегка погладила кисточкой его ладошку.
– А теперь давай подумаем, какими цветами мы можем раскрасить твои пальцы. Большой палец может быть коричневым. Это будет голова индейки. А каким цветом ты хотел бы накрасить мизинец?
Он слушал, все глубже засовывая руки в карманы. Наконец мальчик пробормотал:
– Красным.
– Отлично! Итак, мизинец у нас будет красным. А что насчет указательного пальца? Какой цвет тебе больше понравится на этом пальце? – спросила Дженна, подняв вверх свой указательный палец.
– Желтый, – ответил он, на этот раз намного быстрее.
– Замечательный цвет! – похвалила Дженна.
Он буркнул:
– Не буду я вытаскивать руки из карманов! Ты меня не заставишь!
– Я знаю, ты еще не готов.
Он вздохнул, будто смиряясь с неизбежным.
Дженна заметила это и сделала паузу. «Возможно, еще несколько вопросов помогут перебороть его сопротивление», – подумала она.
– А как насчет твоего безымянного пальца? Мы еще не решили, какого цвета он будет.
Он задумался.
– Зеленым.
– Итак, теперь у нас есть красный, желтый и зеленый. Остается решить, каким будет средний палец.
– Голубым, – ответил он, и его плечи заметно расслабились.
Дженна подняла руку и поводила по пальцам кисточкой.
– Знаешь, это очень приятные ощущения. Хочешь попробовать? Мы можем сделать один маленький мазок на самом кончике пальца.
Он вытащил руку из кармана. Дженна осторожно нанесла капельку краски на его палец.
– Это совсем не щекотно! – удивленно воскликнул он.
– Давай попробуем другой палец. Теперь я нанесу краску на весь палец. Если ты захочешь, чтобы я остановилась, просто скажи: «Стоп!» – и я тут же остановлюсь.
Она показала на собственном пальце, что собирается сделать.
Он серьезно кивнул. Когда Дженна закончила, он глубоко вздохнул и сообщил:
– Это было не так уж плохо.
Они продолжали медленно продвигаться дальше, пока на столе перед Джейком не оказался его собственный рисунок индейки, который он мог забрать домой. На его лице сияла блаженная улыбка.
– Маме и папе это понравится! – крикнул он, вскочив со стула и помахав рисунком индейки над своей головой. – Это было не так уж страшно! Совсем не страшно! Вот увидите, как они будут меня хвалить!
Дженна рассмеялась вместе с ним.
– Ты сделал это! Ты нарисовал индейку своим отпечатком руки. Конечно, тебе было нелегко, потому что ты очень чувствительный. И любишь сначала как следует подготовиться, а потом делать. Но ты превосходно справился с этим! И в следующий раз тебе будет гораздо проще!
Применение формулы успеха позволяет вам воспринимать негативную реакцию ребенка не как угрозу родительскому авторитету, а как проявление сильных эмоций сына или дочери. Предвидя эти эмоции, вы сможете поработать с ними.
Непросто узнать, что чувствует ваш ребенок, но, когда вы принимаете во внимание свойства его темперамента и пытаетесь взглянуть на ситуацию с его точки зрения, вы тем самым сообщаете ребенку, что стараетесь его понять. Малыш почувствует это и будет ощущать себя в безопасности, что поможет снять напряжение и ослабить его реакции.
Дженна не давила на Джейка, а мягко подталкивала к тому, чтобы он сделал то, что нужно. Она не заставляла его, но и не позволяла мальчику поддаться его слабостям и отступить, повторяя: «Мы подождем». Никакого давления, никакого принуждения, только мягкое подталкивание и четкие ожидания – так вы помогаете ребенку сделать первый шаг. А последующие шаги даются гораздо легче. Попробуйте сами.
Ученые называют такой подход скаффолдингом: вы сообщаете ребенку, что он должен сделать, показываете ему, как это сделать, и помогаете ему это сделать. Это похоже на обучение альпинизму. Будучи новичком, вы не лезете в горы в одиночку. У вас есть инструктор, который объясняет вам, как действовать, и подсказывает, как нужно цепляться руками, куда лучше поставить ногу и т. д. Инструктор также контролирует вашу страховочную веревку – понемногу отпускает ее по мере того, как вы поднимаетесь все выше и выше, но в то же время держит ее натянутой, чтобы удержать вас, если вдруг сорветесь.
Я была так горда успехом Дженны и Джейка, что не могла не поделиться этой историей со своей группой родителей. Они слушали затаив дыхание. Потом я сказала: «Итак, применение этой формулы успеха позволит вам избегать ежедневных сражений, предотвращать эмоциональные срывы, помогать ребенку справиться с разочарованием, гневом и другими сильными эмоциями».
Заметив, что некоторые родители кивают в знак согласия, я с воодушевлением продолжила перечислять: «…организовывать отличные дни рождения и семейные торжества безо всяких эксцессов; комфортно путешествовать со своим непростым ребенком; улучшить отношения между братьями и сестрами, сократив количество конфликтов».
Я перечислила все эти радости жизни почти на одном дыхании и, закончив, посмотрела на лица сидевших передо мной родителей. Одни сидели спокойно и расслабленно, другие отводили глаза.
Сдерживая волнение, я спросила:
– Что вы сейчас чувствуете?
– Я чувствую себя удрученной, – призналась Саша. – Эта формула успеха… здесь столько всего нужно запомнить! И столько всего нужно сделать! Я сомневаюсь, что мне хватит на это времени и сил.
Остальные внимательно слушали. Кори заметил:
– А я чувствую раздражение. Почему я должен столько возиться с Брэндоном? Создавать для него условия, помогать ему быть успешным? Я же не делаю это для других детей! Так почему я должен делать это для него?
Кэти понуро опустила голову:
– А я не знаю, хватит ли мне уверенности, чтобы довести дело до конца…
В чувствах, испытываемых Кэти, Сашей и Кори, нет ничего необычного. Применение формулы успеха действительно требует усилий, особенно поначалу. Изменить свой родительский подход и манеру общения с ребенком не так‑то легко, но по мере приобретения опыта вы будете заботиться о будущем успехе ребенка почти автоматически. Вам не придется об этом даже задумываться. Вы будете машинально применять формулу успеха, а со временем ваш ребенок начнет делать это самостоятельно.
Даже если другие ваши дети не нуждаются в подобной поддержке, они тоже выиграют от применения этой тактики. Когда вы перестанете тратить все свое время и силы на борьбу со своим непростым чадом, когда вы прекратите постоянно кипеть от негодования, у вас будет оставаться гораздо больше времени и сил на другие дела – и на других детей. В семье воцарятся мир и спокойствие. Разумеется, ваш непростой ребенок все равно будет иногда преподносить вам сюрпризы, но в целом вы сумеете избавить ваш совместный путь с ним от множества ухабов и рытвин. С каждым годом вы сможете применять формулу успеха все лучше, и ваш ребенок будет становиться все успешнее. Наградой за эти усилия станут доверительные отношения между вами и вашим ребенком на всю оставшуюся жизнь.
Разумеется, в рамках этой книги я не могу рассмотреть все возможные повседневные трудности, с которыми сталкиваются родители непростых детей. Но я могу гарантировать, что применение формулы успеха поможет вам разрешить или предотвратить подавляющее большинство проблем. В следующих главах я покажу, как работает формула, на примере некоторых наиболее типичных повседневных ситуаций.
|