Итак, темой нашего занятия была еда. В прошлый раз я попросила свою группу родителей принести на сегодняшнее занятие упакованные завтраки. Когда они расселись по местам, я попросила их достать ланчи, распаковать их и положить перед собой на стол. После того как они это сделали, я попросила каждого встать и пересесть на соседний стул, оставив свой завтрак на месте. «Сегодня мы меняемся ланчами, – сказала я, – поэтому каждый из вас будет есть то, что принес сосед». Они посмотрели на меня так, словно сомневались, все ли у меня в порядке с головой. Зоуи была близка к панике. Она страдала пищевой аллергией и понятия не имела, из чего был сделан стоящий перед ней салат. Райан был голоден и несчастен, потому что Лисса, чье место он занял, забыла принести ланч. Сама Лисса редко ела в полдень, поэтому теперь в ужасе взирала на огромный бутерброд, пакет чипсов, банан и мандарины, которые достались ей от соседа.
Сделав небольшую паузу для пущего эффекта, я продолжила:
– Я хочу, чтобы вы в первую очередь съели фрукты или овощи. На это у вас есть десять минут, а после вас ждет другое задание. И еще одно предупреждение: вам запрещается вставать из‑за стола, пока вы не съедите все до последней крошки. – Затем я села в кресло, сложила руки и улыбнулась.
Во взглядах родителей явно читалось, что, по их мнению, я выжила из ума.
Первым не выдержал Джейсон.
– Я не собираюсь есть этот йогурт! Я ненавижу йогурты! Даже если б я был на необитаемом острове и умирал от голода, я бы не прикоснулся к этой гадости! – раздраженно выпалил он.
Кристина, хозяйка йогурта, недовольно посмотрела в его сторону и прокомментировала:
– Но я же не знала, что собираю завтрак для вас.
– Не обижайтесь, – попросил Джейсон.
Краешком глаза я заметила, как по лицу Мелиссы расползается довольная улыбка: перед ней лежал кусочек шоколадного торта с карамельным кремом и орешками, спелое красное яблоко и бутерброд с индейкой, ветчиной и сыром. Сэм, приготовивший все это для себя, мрачно смотрел на лежавшую перед ним пару тоненьких бутербродов с арахисовым маслом и желе.
Вопреки подозрениям родителей, я вовсе не сошла с ума. Я всего лишь предложила упражнение на эмпатию и, прежде чем родители прикоснулись к еде, позволила им вернуться к своим завтракам. Смысл упражнения был прост: именно такую эмоциональную смесь из удивления, опасения, волнения, разочарования, растерянности, отвращения и радости может испытывать непростой ребенок каждый раз, когда садится за стол, – если вы не действуете с ним сообща, как одна команда.
Большинство таких детей очень чувствительны к вкусу, текстуре и запахам. Они способны различать разные марки кетчупа или яблочного пюре, а текстура мяса может вызывать у них тошноту. У них есть собственные строгие правила по поводу того, какие продукты можно смешивать друг с другом или класть на одну тарелку. Одна только мысль о том, что фасоль касается картофельного пюре, может полностью отбить у них аппетит.
Необходимость несколько раз в день усадить ребенка за стол и заставить его что‑нибудь съесть, чтобы снабдить его организм хотя бы минимумом необходимых питательных веществ, зачастую становится настоящим кошмаром для родителей непростых детей. Между тем, опираясь на знания о темпераменте своего ребенка, вы вполне можете превратить прием пищи в гораздо более спокойный и приятный процесс, дарующий всем радость общения и возможность расслабиться и отдохнуть.
Предугадывайте реакции
Что делает прием пищи таким сложным делом для непростого ребенка? Одна из главных причин – высокая чувствительность девочки или мальчика, обусловливающая ярко выраженные предпочтения и привередливость в еде. Врожденная гиперэмоциональность добавляет силы реакциям ребенка. Настойчивость вызывает упрямое желание делать все «самому». Восприимчивость приводит к тому, что ребенок постоянно отвлекается во время еды на разговоры, красивый вид за окном, посторонние дела, игры и т. д. – и ест урывками. Низкая адаптивность мешает ему оторваться от своего занятия и переключить внимание на еду. «Бонусные» черты темперамента также могут вносить свой вклад. Непредсказуемость приводит к тому, что ребенок голоден всегда в разное время. Высокий уровень активности способствует привычке есть на бегу, а склонность к негативной первой реакции делает ребенка крайне консервативным в еде.
Хотите – верьте, хотите – нет, но ваш непростой ребенок мало чем отличается от других детей младшего возраста. В литературе по детскому развитию говорится, что все ребята склонны к пищевому «зацикливанию» (готовность есть только один конкретный продукт или блюдо) или пищевым забастовкам (отказ есть вообще). Другие дети так же копаются в тарелках, выплевывают еду, раскачиваются на стульях, проливают молоко, негативно реагируют на новую еду и вообще едят как бог на душу положит. Так ведет себя среднестатистический ребенок. Добавьте к этому более ярко выраженные черты темперамента, и вы представите себе всю картину.
Проблемы часто начинаются тогда, когда ребенок перестает быть младенцем и у него происходит естественное снижение аппетита. Подумайте сами. В среднем в течение первого года жизни маленький человек утраивает свой вес. Но если он продолжит расти с той же скоростью, то к двум годам будет весить под 30 кг! Поэтому в течение следующих полутора лет его рост замедляется и за следующий год малыш обычно набирает всего 3–4 кг. Понятно, что вместе с замедлением роста снижается и его аппетит.
Многие родители не знают об этом естественном снижении аппетита. Внезапный отказ малыша от еды дает начало беспощадным войнам, когда обеспокоенные родители пытаются во что бы то ни стало накормить свое «голодное» чадо. Однако прием пищи вовсе не должен быть причиной раздоров. Принимая во внимание обусловленные темпераментом реакции вашего непростого ребенка и естественные процессы в его организме, такие как снижение аппетита, вы сможете разработать куда более успешные и эффективные стратегии.
Создайте условия для успеха
Диетолог Эллин Саттер предлагает разделение ответственности как ключевой принцип конструктивного подхода к питанию: «Взрослые решают, что, когда и где предложить ребенку. Ребенок решает, что именно и сколько он съест».
«Этот принцип, – продолжает она, – возлагает на обе стороны ответственность за правильное питание. Зона ответственности родителей – обеспечить, чтобы в доме всегда имелась здоровая еда, чтобы все блюда были полезными и вкусными и подавались в установленное время. Ответственность за все остальное – что именно съесть и сколько – лежит на ребенке. Позвольте ему решать самому».
Много лет назад американский педиатр Клара Дэвис провела уникальный эксперимент, который показал, что маленькие дети, если дать им возможность самим выбирать еду, инстинктивно обеспечивают себе правильное и здоровое питание. Детям в возрасте от восьми до десяти месяцев предлагался широкий выбор простых и здоровых продуктов и блюд. Пищевые предпочтения детей и количество потребленных калорий значительно менялись изо дня в день, однако их питание за определенный период времени было полноценным и сбалансированным, словно они питались в точном соответствии с научными предписаниями.
ОБЕСПЕЧЬТЕ РЕБЕНКА «РЕКВИЗИТОМ». Как утверждает Эллин Саттер, вы, родители, отвечаете за то, чтобы дома всегда была полезная, здоровая еда. Если ребенку предлагается только правильная еда, вы можете положиться на его выбор, даже если малыш еще совсем кроха. Запомните: ваш ребенок не будет наедаться калорийным печеньем, если его нет в шкафу. Он не будет пить сладкую газировку, если ее нет в холодильнике. Вы следите за тем, какая пища имеется в доме. Если вы хотите, чтобы ребенок ел фрукты, держите фрукты в доступном месте, предлагайте их ребенку во время перекусов или подавайте вместе с его любимыми макаронами с сыром. Если вы хотите, чтобы в рацион сына или дочери входило молоко, подавайте молоко – теплое или холодное в зависимости от вкусов ребенка. Или даже пейте молоко вместе с ним. Таким образом вы создаете правильную обстановку и обеспечиваете правильный «реквизит», которые способствуют успешному пищевому поведению.
СДЕЛАЙТЕ ПЕРЕКУСЫ ПРЕДСКАЗУЕМЫМИ. Перекусы, играющие важную роль в удовлетворении потребностей детей в питании, тем не менее могут стать серьезным источником раздоров с ребенком, который постоянно хочет есть или любит «кусочничать». В перекусах нет ничего плохого, если вы предлагаете сыну или дочери полезные продукты и делаете это между приемами пищи (за два‑три часа до еды). Главное – сделать их предсказуемыми, чтобы ребенок знал, когда он может удовлетворить чувство голода.
Эллин Саттер рекомендует, чтобы перекусы были «мини‑версией» полноценного приема пищи, обеспечивая на некоторое время чувство сытости. Они должны включать белок, углеводы, немного жиров, а также фрукты или овощи. Мальчик или девочка насытится, но проголодается к следующему приему пищи. Меню может быть таким: цельнозерновые крекеры с сыром, ломтики яблока и вода; или тост с арахисовым маслом и бананом; или овсяное печенье с арахисовым маслом и молоко. Время от времени можно предлагать сладкое печенье, чтобы оно не стало «запретным плодом».
Когда ребенок знает, что в установленное время ему предложат вкусный и питательный перекус, он перестанет выпрашивать что‑нибудь «вкусненькое» через полчаса после еды. А если попросит, вы будете чувствовать себя более комфортно, предлагая вместо еды какое‑нибудь интересное занятие. Таким образом ваши сын или дочь будут учиться регулировать свое чувство голода и есть в установленное время. Они поймут, что интересная деятельность или общение эффективно способны заменить еду как способ избавиться от скуки или как эмоциональную подзарядку. Если ребенок быстро растет и действительно голоден, вы всегда можете предложить ему свежие фрукты и овощи.
ЕШЬТЕ ВМЕСТЕ. В сумасшедшем ритме современной жизни мы часто привыкаем есть на бегу. Однако доктор Лесли Литл, специалист по вопросам питания из Университета Миннесоты, утверждает, что «семейные трапезы чрезвычайно важны». Исследования показывают, что в семьях, где приняты регулярные совместные трапезы, дети получают более полноценное питание, чем в семьях, где это не заведено. Если члены вашей семьи очень заняты и не могут часто собираться за одним столом, делайте это хотя бы раз в неделю в определенный день. Это может быть обед в воскресенье, ужин в среду или завтрак в субботу. Не принимаются никакие отговорки – ни срочная работа, ни приглашение в гости, ни тренировка по футболу. Выключите всю электронику и пообщайтесь. Если для вашей семьи совместные трапезы в новинку, дайте время укорениться новой традиции. Вы будете удивлены, как быстро вся семья привыкнет и будет с нетерпением ожидать этого ритуала.
Если вы не умеете или не любите готовить, подпишитесь на рассылку Эллин Саттер на сайте http://www.ellynsatterinstitute.org. Даже если вы заказали готовую пиццу, выньте ее из коробки, накройте на стол, приготовьте свежий салат или просто подайте свежие овощи и фрукты – и все вместе садитесь за стол.
Действуйте как одна команда
ЕДА – ЭТО НЕ ПРОСТО ЕДА. Кажется, что может быть проще? Еда – это просто продукты: вы можете увидеть их, потрогать, понюхать и съесть! Однако продукты питания несут с собой множество сообщений и смыслов для каждого из нас. Например, в моей семье отец и дед всегда хватали кусок пирога и съедали его в первую очередь, заявляя, что десерт нужно есть тогда, когда в животе еще есть место, чтобы насладиться им в полной мере. В своей жизни я встречала еще несколько таких людей, однако большинство из нас знают, что десерт нужно есть в конце трапезы.
Прежде чем поработать со своим ребенком, вы должны понять, какие установки в отношении еды вы получили от своих родителей, родственников или друзей. Например, вот что сказали мамы и папы на моих курсах:
– В нашей семье строго контролировалось все, что касалось еды. Мы должны были попробовать понемногу всего, что стояло на столе, съесть строго определенное количество еды и не вставать из‑за стола, пока нам не разрешали.
– Когда мама была маленькая, ее тетка твердила, что девочка очень худая и неплохо бы ей потолстеть. По‑видимому, нашу маму так это достало, что сама она никогда не делала нам замечаний по поводу еды. Если мы чувствовали себя сытыми, а на тарелке оставалась еда, нас не заставляли доедать. На нас никогда не давили.
– В нашей семье завтрак был главной семейной трапезой. Ровно в 7:30 все должны были собраться за столом – и неважно, во сколько вчера ты лег спать. Проблема в том, что мне по утрам кусок не лезет в горло, и так было всегда. До сих пор запах блинов утром вызывает у меня отвращение.
– Половина родственников нашей мамы страдали ожирением, а половина нет. Мама очень беспокоилась, что мы тоже склонны к ожирению, поэтому она запрещала нам есть сладкое и никогда не давала добавки.
– Мы никогда не говорили о еде. Мы просто ели, что нам дают. Если мы чувствовали себя голодными, то сами шли на кухню и находили чем перекусить. Еде никогда не придавалось большого значения в нашей семье.
Подумайте, каких установок в отношении еды придерживаетесь вы. Не мешают ли они вам чутко реагировать на потребности вашего ребенка, обусловленные его чертами темперамента? Не мешают ли они использовать конструктивный принцип «разделения ответственности» – то есть взять на себя ответственность за то, чтобы обеспечить наличие вкусной и полезной еды и позволить ему самому решать, что и сколько он будет есть? Когда вы четко знаете свои собственные ожидания и обязанности, вам гораздо проще работать с темпераментом вашего ребенка.
Если у вас гиперэмоциональный ребенок
Что может быть хуже, чем потратить массу времени и сил на приготовление обеда только лишь для того, чтобы ваше чадо село за стол, бросило на еду беглый взгляд и заявило: «Фу! Я не буду есть эту гадость!»? Если у вас гиперэмоциональный ребенок, объясните ему, что отказываться от еды – нормально, но нужно сказать: «Нет, спасибо. Я не голоден». Даже малыш может сказать: «Нет, спасибо».
Когда я порекомендовала такой подход родителям на моих курсах, одна мама скептично покачала головой. «Вы думаете, что это не сработает?» – спросила я. «Я очень надеюсь, что сработает, – ответила женщина. – На прошлой неделе мы обедали у родителей мужа. Наш Грэхем – очень гиперэмоциональный ребенок. Он не любит картофельное пюре, но моя свекровь все равно положила большую порцию ему в тарелку, не обращая внимания на протесты внука. Тогда мальчик зачерпнул пюре рукой и бросил его в стену. Я едва не сгорела от стыда!»
«Да, малыши такие, – кивнула я. – Ребенок четко показал, что хочет сам решать, что он будет есть. Ваша задача – объяснить ему, что кидаться едой нехорошо, а вместо этого следует говорить: "Нет, спасибо" – или просто не есть то, что ему положили».
Через несколько недель эта мама пришла на занятия с улыбкой на лице.
«Нас снова пригласили на ужин родители мужа, и я ужасно боялась туда идти после того, что случилось в прошлый раз, – рассказала она. – Но я постаралась научить Грэхема хорошим манерам, как вы посоветовали. Я научила его говорить: „Нет, спасибо, я не хочу“. Он разговорчивый ребенок, так что вполне мог сказать эту фразу, но я не знала, как он поступит в реальной ситуации. И вот, когда свекровь попыталась положить ему кабачки, он спокойно сказал: „Нет, спасибо, я не хочу“. Она остановилась и с удивлением посмотрела на него. Тогда он повторил еще раз, уже громче: „Нет, спасибо, я не хочу!“ Я подумала: „О нет, сейчас снова начнется!“ Но свекровь поставила тарелку Грэхема на место и со словами „Кажется, он и впрямь не хочет“ стала накладывать другим».
Бабушка выполнила свою часть обязанностей, предложив внуку кабачки. Теперь уже Грэхему осталось решить, будет ли он есть кабачки, и его решение надо было уважать.
Гиперэмоциональных детей можно и нужно научить хорошим манерам. Поскольку они сильно реагируют на все, в том числе на еду, они должны знать, как правильно выразить словами свои желания и потребности. Это особенно важно для серьезных и критичных мальчиков и девочек, склонных видеть недостатки. Если ребенок отказывается есть подвядший латук, это его право, но он должен уметь сообщить об этом тактично.
Если у вас настойчивый ребенок
Саттер пишет: «Как правило, сражения из‑за еды происходят по двум причинам: искренняя забота о ребенке и плохие советы родителям. Дело в том, что отцам и матерям рекомендуют игнорировать сообщения, поступающие от ребенка, и навязывать ему «правильные» блюда, количество еды и режимы питания. Но такие жесткие рамки только нарушают естественный механизм питания у ребенка».
Важно понимать, что необходимое количество пищи из каждой группы продуктов, которые должен потреблять ребенок, на самом деле очень мало. Рекомендуемая порция мяса, птицы или рыбы для малыша – всего одна‑две столовые ложки на один прием пищи. Для ребенка восьми лет и старше достаточно одного целого яйца, а для мальчика или девочки до восьми лет – часть яйца.
Мэри Дарлинг, специалист по вопросам питания из Университета Миннесоты, говорит: «Доверяйте аппетиту ребенка. Дайте ему четверть яблока. Если он хочет, дайте ему еще, но позвольте ему остановиться, когда он наелся». Дать ребенку возможность самому управлять своим процессом еды – очень важный фактор для развития у него правильного отношения к питанию. И это особенно верно в случае настойчивого ребенка.
ПРИВЛЕКАЙТЕ РЕБЕНКА К ПРИГОТОВЛЕНИЮ ПИЩИ. Вы не задумывались о том, что ваш малыш может вымыть для вас фрукты и овощи и почистить скребком картофель и морковь? Двух‑трехлетний ребенок может порвать листья салата, почистить фасоль, налить что‑нибудь из небольшой емкости, а также смешать ингредиенты. Дошкольник или младший школьник может раскатать тесто, взбить яйца, почистить овощи, нарезать что‑нибудь столовым ножом и полить готовые блюда соусом или кремом. Чем больше настойчивый ребенок участвует в приготовлении какого‑нибудь блюда, тем выше вероятность того, что оно ему понравится. Чтобы тост сына был порезан «правильно», доверьте это дело ему. Чтобы на блинчиках вашей дочки было «правильное» количество сиропа, дайте ей маленький кувшинчик и позвольте наливать сироп самостоятельно (количество сиропа в кувшинчике контролируете вы). А для получения «правильного» бутерброда дайте ребенку арахисовое масло и нож.
Да, поначалу процесс приготовления пищи будет продолжаться дольше обычного, потому что вам придется учить ребенка новым навыкам и следить за ним – но, согласитесь, лучше потратить время на обучение, чем на препирательства и скандалы. Так будет лучше для всех. В долгосрочной перспективе дети, которые владеют навыками готовки, гордятся этим, являются более самодостаточными и больше склонны пробовать новые продукты.
Привлечение любого ребенка к приготовлению пищи – отличный способ снять напряжение в «трудный час», когда ребенку требуется ваше внимание, а вам нужно срочно приготовить еду для семьи. Когда он стоит на стуле у раковины и яростно трет картошку, вы знаете, что в этот момент он не колотит своего брата. Печеный картофель великолепен на вкус, если его не чистить, а тщательно мыть в воде от 5 до 15 минут. Если нужно, установите таймер, чтобы помочь своему упорному ребенку остановиться и наконец‑то загрузить картофель в духовку!
НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕДУ В КАЧЕСТВЕ НАКАЗАНИЯ ИЛИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ. Когда вы предлагаете мальчикам и девочкам разнообразную полезную и питательную пищу и при этом даете им простор для самостоятельности, дети учатся чутко прислушиваться к своему организму и определять, когда они голодны, а когда сыты. Уговаривая ребенка съесть побольше или, наоборот, ограничивая его в питании, вы нарушаете функционирование его естественных регуляторов, таких как пищевой центр и центр насыщения. Потеряв способность правильно интерпретировать сигналы своего организма, ребенок становится более подвержен расстройствам пищевого поведения. Исследования показали, что дети, которых поощряют есть больше, на самом деле едят меньше, а те ребята, которым ограничивают питание, наоборот, едят больше, потому что боятся остаться голодными. Вы должны задавать два ключевых вопроса: «Ты голоден?» и «Ты сыт? – и позволять ребенку отвечать на них самому.
Даже десерт может быть полезной едой, особенно если он содержит фрукты. В любом случае предложите ребенку одну порцию десерта и позвольте самому решить, будет ли он его есть. Ни в коем случае не делайте из сладкого вознаграждение, которое ребенок должен как‑то заслужить, и в качестве наказания не лишайте его десерта.
Если у вас чувствительный ребенок
ПРЕДЛАГАЙТЕ НА ВЫБОР СРАЗУ НЕСКОЛЬКО БЛЮД. Дети с характером привередливы в еде. У них лучше развито восприятие вкуса и запаха, чем у большинства других детей. В результате они гораздо сильнее реагируют на еду. Чтобы избежать их интенсивных протестов, которые могут быть вам неприятны, подавайте им сразу несколько разных блюд и продуктов, например белковое блюдо, овощи или фрукты, молоко, масло и хлеб. Если им не нравится запах вашего гамбургера, они могут быстро переключить свое внимание на хлеб, свежие овощи или фруктовый пирог. Вы должны понимать, что их реакция не является оценкой ваших кулинарных способностей. Просто они очень чувствительны к вкусам и запахам, и, кроме того, их негативная реакция вовсе не означает, что они никогда в жизни не притронутся к этой еде. Продолжайте предлагать своему ребенку блюдо, от которого он когда‑то отказался. Покажите, что оно вам нравится, используйте «мягкое подталкивание» – и в один прекрасный день сын или дочь вас удивят.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ПИЩЕВОЙ АЛЛЕРГИИ. Аллергия и характер никак между собой не связаны, но многие непростые дети страдают пищевой аллергией и пищевой непереносимостью. Вот что сказала по этому поводу на консультации Лора: «Брэд очень чувствителен к некоторым продуктам. Нам потребовалось много времени, чтобы это понять. Мы думали, что он просто привередливый и упрямый, и заставляли его есть. Теперь мы понимаем, что он не переносит гамбургеры и острую пищу. После них у него бывает запор и болит живот».
Применение принципа разделения ответственности в некоторых случаях помогает решить эту проблему: предлагайте ребенку на выбор несколько разных блюд и продуктов и полагайтесь на его интуитивное чутье, позволяя ему самому выбирать, что он будет есть. Возможно, у его разборчивости есть причины.
Если после приема пищи с ребенком что‑то не так, начните записывать, что он ест и как ведет себя после этого. Особенно отметьте те продукты, которые ваш сын или дочь ест охотнее всего. Зачастую именно они вызывают аллергию или непереносимость.
РАЗГОВАРИВАЙТЕ О ТОМ, ЧТО РЕБЕНОК ЧУВСТВУЕТ. Чувствительным мальчикам и девочкам нужно говорить следующее:
• «У тебя очень тонкий вкус. Ты избирателен в еде».
• «Из тебя может получиться отличный шеф‑повар».
• «Иногда тебе нужно привыкнуть к виду еды и ее запаху, чтобы тебе захотелось ее попробовать».
• «Ты можешь сказать: "Нет, спасибо"».
• «Когда ты чувствуешь голод, ты должен сказать: "Я голоден"».
• «Когда ты наелся, нормально, если ты скажешь: "Я сыт"».
Чувствительного ребенка нужно научить словам, чтобы он мог правильно описывать свои ощущения. Чем лучше он умеет общаться при помощи слов, тем легче с ним взаимодействовать.
Если у вас восприимчивый ребенок
Что делать с ребенком, у которого на каждый прием пищи уходит по часу? Ответ зависит от того, на что он тратит этот час. Он неторопливо наслаждается едой или же постоянно отвлекается? Иногда ребенок может есть целый час, потому что он все время выскакивает из‑за стола, чтобы посмотреть на странную птицу за окном, подать младшему брату пустышку и сбегать посмотреть, где лежит мячик. Такой ребенок не ест. Он «пасется», находясь в постоянном движении и поглощая еду урывками. Такое поведение следует ограничить. Например, вы можете сказать: «Ты можешь выбирать: либо сидишь за столом и ешь, либо вылезаешь из‑за стола и тем самым показываешь, что не голоден. Тогда я сразу убираю твою тарелку. Решай сам».
Однако таких ограничений может быть недостаточно. Вы должны помочь своему восприимчивому ребенку сосредоточиться на еде, выключив всю электронику и устранив другие отвлекающие факторы, прежде чем он сядет за стол. Если же ваш ребенок любит неторопливо наслаждаться едой, просто учитывайте эту его особенность, выделяйте на еду достаточно времени – и используйте эти минуты, чтобы расслабиться и отдохнуть.
Иногда у такой медлительности может быть и другая причина. Если вы заметили, что ваш ребенок давится и делает рвотные движения чаще, чем другие дети, или испытывает трудности с глотанием или жеванием, запишитесь на прием к эрготерапевту. Специалист оценит состояние глотательных и жевательных мышц ребенка и, если необходимо, порекомендует упражнения для их развития.
Если у вас медленно адаптирующийся ребенок
УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ. Маленькие дети не только хотят, но и должны чаще есть. Они чувствуют себя наиболее комфортно, когда едят небольшими порциями каждые два‑три часа. Внимательно понаблюдайте за тем, как ест ваш ребенок. Когда он обычно голоден? Установите три основных приема пищи (завтрак, обед и ужин) и три перекуса в течение дня. Убедитесь, что этот график подходит вашему ребенку. Например, если вы назначили ужин на 18:30, а ребенок всегда голоден в 17:30, могут возникнуть проблемы. Вместо того чтобы пытаться подстроить биологические часы ребенка под ваш график, проще подстроить график под его биологические часы. Перенесите ужин на более раннее время, пока мальчик или девочка не повзрослеет и не научится управлять чувством голода. Кроме того, когда ребенок переутомляется, он может плохо есть. Он будет все проливать, падать со стула и хныкать. Если устроить ужин пораньше невозможно из‑за остальных членов семьи, подайте ребенку ужин в 17:30, а в 18:30 сделайте для него вечерний перекус. Помните, что после ужина или вечернего перекуса должно оставаться достаточно времени на подготовку и отход ко сну, чтобы не нарушать режим сна ребенка.
ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ВРЕМЯ, ЧТОБЫ ПЕРЕКЛЮЧИТЬСЯ. Медленно адаптирующемуся ребенку не так просто остановить игру и сконцентрировать внимание на питании. Вы должны дать ему достаточно времени на такой переход.
«Я зову Майло на несколько минут раньше, чем всех остальных, – сказала Брайана. – Я обнаружила, что, когда прошу его помочь мне накрыть на стол, это помогает ему настроиться на еду. Если посадить его за стол без такой подготовки, он будет ерзать на стуле, отказываться от еды и ворчать, как старый брюзга. Помогая мне, он успевает переключиться».
Вы должны, во‑первых, заранее предупредить ребенка о том, что скоро нужно садиться за стол, и, во‑вторых, помочь ему закончить или остановить предыдущее занятие. Таким образом вы помогаете ему «подготовиться» к приему пищи.
ЗАРАНЕЕ СООБЩИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО БУДЕТ В МЕНЮ. «Одна из самых грандиозных истерик, которую устроил мне мой ребенок, была связана именно с едой, – рассказала на занятиях Кейт. – Я сообщила ему, что на ужин будут буррито. Но, когда я начала их готовить, обнаружила, что у меня нет некоторых ингредиентов. Поэтому я решила сделать горячие сандвичи с тунцом и сыром. Сын играл на улице, и я наслаждалась тишиной. Поэтому я не известила его об изменении в меню. Как обычно, я предупредила мальчика за десять минут, а потом позвала ужинать. Он вымыл руки, сел за стол, посмотрел на еду и разразился слезами. Он рассчитывал на буррито, и вынести сюрприз в виде сандвича с тунцом и сыром, когда он был уставшим и голодным, было выше его сил. У него началась истерика».
Информируйте ребенка о планируемом меню. Когда он знает, чего ему ожидать, он садится за стол готовым к еде. Если вы вносите какие‑то изменения, как это сделала Кейт, обязательно предупредите сына или дочь заранее.
Время перед ужином полно переключений. Ребенок приходит из школы домой, и родители тоже возвращаются домой с работы. Ребенку нужно сменить одежду, начать делать домашние задания. В это время дня его уровень энергии, как правило, снижается, и эмоциональные срывы происходят чаще всего. Питательный перекус около трех часов дня помогает пополнить запасы энергии и продержаться до ужина.
Если у вас непредсказуемый ребенок
«Наша двухлетняя дочка никогда не ужинает вместе с нами, – пожаловалась мне Сара. – Она сидит за столом максимум пять минут и ничего не ест. А через два часа начинает просить хлопья с молоком. Мои родители говорят, что мы должны наказывать ее за это или не давать ей никакой еды после обеда, чтобы к ужину она была голодной. Мне не нравится ни то ни другое решение, но я не знаю, что еще можно сделать».
Один из самых частых вопросов, который задают мне родители непредсказуемых детей: «Что делать с ребенком, который не хочет есть в установленное время, а через час просит перекусить?» Люди часто рассматривают отказ малыша от еды как упрямство, но дело вовсе не в этом. Реальная причина кроется в особенности биологических ритмов, которые не так легко подстраиваются под строгий режим дня. Если ваш ребенок бывает голоден в разное время дня, значит, так функционирует его организм. Вот почему, как я уже говорила, запланированные перекусы являются важной частью режима питания.
Чтобы понять, не создает ли такая нерегулярность более серьезной проблемы, вы должны проанализировать не один прием пищи, а целый день и даже период из нескольких дней. Проверьте, получает ли ребенок достаточное количество калорий и питательных веществ в течение дня или определенного периода времени. Малыши, как правило, хорошо едят только один раз в день. Это нормально для данной возрастной группы. Старшие дети тоже могут хорошо есть один раз в день, но если вы внимательно посмотрите, то увидите, что в совокупности, вместе с регулярными перекусами, например, за двухдневный период их организм получает всю необходимую норму калорий и питательных веществ. Это значит, что вам не о чем беспокоиться.
Если вы все равно волнуетесь, обратитесь к таблицам для оценки роста и веса детей. Отвечает ли вес и рост вашего ребенка нормам, установленным для его возраста? Если показатели развития малыша в два года соответствовали средним показателям для его возраста, то наблюдалось ли такое соответствие в четыре года и шесть лет? Если да, причин для беспокойства нет. Если же есть значительные расхождения, вам стоит проконсультироваться с педиатром.
Вы также можете следить за уровнем активности дочери или сына. Если вы не замечаете резких изменений и ребенок ведет себя как обычно, значит, все в порядке. Вам не нужно волноваться из‑за того, что он отказывается от обеда или ужина. В любом случае через пару часов его ожидает питательный перекус и он сможет пополнить запасы энергии.
Даже если ребенок не хочет есть во время основного приема пищи, его все равно необходимо приглашать за стол. Совместные трапезы не только позволяют удовлетворить потребности в питании, но и дают прекрасную возможность пообщаться всем членам семьи, поделиться произошедшими за день событиями. Ребенку важно овладеть этими социальными навыками. Пусть малыш придет к столу и посидит с вами хотя бы пять минут. Как он станет постарше, вы можете увеличить это время. Это поможет ему научиться совместно молиться, поддерживать разговор и вести себя за столом. Кроме того, вид еды может пробудить у него аппетит, и он с удовольствием поест вместе с вами. В конце концов даже непредсказуемый ребенок может адаптироваться к четкому графику, если тот остается неизменным изо дня в день.
ВАМ НЕ НУЖНО БЫТЬ «ПОВАРОМ НА ПОБЕГУШКАХ». Если перекусы являются частью сбалансированной диеты и помогают удовлетворять пищевые потребности ребенка, вам не нужно препираться с ним, когда он отказывается есть во время основного приема пищи, а вскоре после этого просит перекусить. Чтобы не чувствовать себя «поваром на побегушках», постарайтесь включать в основной прием пищи по крайней мере одно блюдо, которое нравится ребенку, а также научите его самостоятельно устраивать перекусы. Научите его выбирать для перекусов полезные и питательные продукты и готовить из них простые блюда.
Если у вас активный ребенок
Малышам трудно долго усидеть на одном месте. Активным же малышам это в разы труднее. На самом деле активные люди в любом возрасте не могут долго находиться в сидячем положении. Понаблюдайте за ними на встречах: они шевелят ногами, постукивают пальцами по столу, встают, чтобы заказать очередную чашечку кофе или в очередной раз сходить в туалет, и используют массу других социально приемлемых способов подвигаться. Для них движение – физиологическая необходимость.
Если ваш ребенок очень активен, прежде чем сажать его за стол, дайте ему возможность подвигаться. Если вы путешествуете на машине, не рассчитывайте на то, что он будет три часа спокойно сидеть в детском кресле, а потом еще час в ресторане, пока вы едите. Применяйте нашу формулу успеха. Перед тем как заехать в ресторан, постарайтесь остановиться в парке, чтобы позволить ребенку побегать. Или вместо ресторана устройте пикник на природе. Если ни то ни другое невозможно, позвольте ему не ждать за столом, а походить по холлу ресторана, пока готовится ваш обед. Короче говоря, найдите любой приемлемый способ дать выход его энергии.
Сколько времени ребенок может просидеть за столом, во многом зависит от его возраста и ситуации. С точки зрения безопасности и соблюдения социальных норм важно научить ребенка правилу «Когда мы едим, мы сидим за столом».
В Европе мальчиков и девочек, как правило, заставляют сидеть за столом дольше, чем их американских сверстников. Однако при этом их пытаются чем‑нибудь занять – например, вовлекают в разговор, а в некоторых семьях детям даже позволяют читать за столом книгу.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок оставался за столом вместе с вами, дайте ему удобный стул, предоставьте возможность участвовать в общей беседе или разрешите взять бумагу, фломастеры или другие предметы для настольных занятий. Однако при этом вы должны помнить о том, что ребенок испытывает реальную потребность в движении и, если ему приходится долгое время сидеть на одном месте, у него внутри нарастает напряжение. Сделайте свои ожидания реалистичными. Как бы вы его ни развлекали, активный ребенок вряд ли сможет выдержать длинный официальный обед или ужин. Поэтому такие мероприятия лучше оставить только для взрослых компаний.
Ежедневная физическая активность – одно из важнейших условий для налаживания здорового питания. Детям необходим по крайней мере один час физической активности в день. Наряду с правильным режимом питания это поможет вам привить своему ребенку здоровые привычки на всю его жизнь.
Если у вас осторожный ребенок
Если ваше чадо склонно к негативной первой реакции, вы должны быть готовы к тому, что он отвергнет любую новую пищу, что вы бы ни предложили. Не попадайтесь в ловушку его первой реакции. Если вы не любите, когда на тарелке остается еда, прежде чем накладывать ему, спросите, хочет ли он ее попробовать. Если он откажется, уважительно отнеситесь к его желанию и оставьте его в покое. Но вы можете говорить, как вам нравится новое блюдо, и предложить его снова на следующий день. Негативная первая реакция вовсе не означает, что ребенку не нравится эта еда, – просто ему нужно время, чтобы привыкнуть к ней. Поэтому, когда вы готовите новое блюдо, приготовьте что‑нибудь еще, что уже знакомо и нравится сыну или дочери. Так вы не будете беспокоиться, что ребенок останется голодным.
Вы также должны знать, что брать еду в рот и выплевывать ее – одно из любимых занятий у малышей. Это вполне нормально, поскольку ребенок открывает для себя мир вкусов и текстур. Он вовсе не отвергает эту еду. Продолжайте предлагать ее вместе с другими блюдами на выбор. Иногда малыши могут брать еду в рот и выплевывать ее от 5 до 15 раз, прежде чем решат ее проглотить.
Отмечайте достижения
Самый эффективный способ научить ребенка правильному поведению за столом – использовать положительное подкрепление. Дайте знать своему непростому чаду, как он вас порадовал, сказав: «Нет, спасибо». Отметьте, как хорошо он пользуется вилкой или салфеткой. Похвалите его за то, что он согласился попробовать новое блюдо или спокойно сидел за столом. Оцените его кулинарные способности и самостоятельность, когда он научился что‑то готовить.
БУДЬТЕ РЕАЛИСТИЧНЫ. Если ребенок превосходно вел себя в течение пяти минут, а теперь хочет выйти из‑за стола, вам лучше его отпустить. Лучше закончить еду в гармонии, чем со слезами и криками.
Если вас беспокоит питание вашего ребенка, проконсультируйтесь с диетологом или поищите больше информации на сайте Эллин Саттер по адресу http://www.ellynsatterinstitute.org.
ПОЗАБОТЬТЕСЬ О СЕБЕ. Следуйте совету Эллин Саттер – предложите ребенку вкусную и здоровую пищу, а остальное предоставьте ему. Вы выполнили свою часть обязанностей. Когда вы перестанете контролировать, сколько ест ваш ребенок, вы сможете расслабиться и получить гораздо больше удовольствия от еды и застольной беседы.
|