На моем столе лежал церковный бюллетень. «Наверное, кто‑то из коллег хочет, чтобы я его прочитала», – подумала я и принялась читать статью на первой странице:
«Это утро выдалось недобрым. „Бен, надень носки“, – скомандовал я сыну пару минут назад. Видите ли, в нашей семье надевание Беном носков – это целый ритуал, не терпящий небрежности и бездумности. Носки должны быть тщательно проверены и перепроверены на предмет отсутствия грубых швов, противных ослабших резинок и всего остального, что потенциально может причинить неудобство. Момент истины наставал, когда носки надевались на ноги. Хорошо ли они сидят, или их следует немного поправить? Или их нужно переодеть с ноги на ногу? Или вообще снять и надеть другие?»
Я начала посмеиваться. Я не знакома с пастором Дейвом, но у нас с ним есть нечто общее – а именно дети с трепетным отношением к носкам. Я продолжила чтение.
«Как я уже сказал, надевание носков – ритуал, а этим утром все шло далеко не лучшим образом. Я сердился. Я не хотел сердиться, но ничего не мог с собой поделать. "Какие вообще могут быть трудности с надеванием носков?" – спросил я. В ответ Бен лишь неопределенно пожал плечами. "Надень носки немедленно!" – крикнул я.
Я ожидал, что сейчас мой своенравный отпрыск завопит и даст мне отпор, но я ошибался.
"Мне просто нужно, чтобы ты мне помог", – спокойно сказал мальчик. Этими простыми словами мой сын задал мне вопрос огромной важности. Можешь ли ты любить меня без условий? Можешь ли ты любить меня таким, какой я есть, или же носки разлучат нас?»
Я перестала читать, пораженная силой слов пастора Дейва. «Можешь ли ты любить меня таким, какой я есть, или же носки разлучат нас?» Носки – хлопковые, капроновые, старые, новые, белые и черные – надеванием и сниманием их так или иначе начинаются и заканчиваются большинство дней в нашей жизни. Для кого‑то это может показаться пустяком, но в семье, где есть мальчик или девочка с характером, носки могут стать причиной раскола между родителями и детьми, поводом для каждодневных неприглядных сцен с погонями по дому и отчаянными попытками обладателей маленьких ножек не позволить натянуть на себя эти грубые штуковины с давящими резинками и трущими швами.
Одевание является серьезной проблемой для детей с непростым характером вовсе не из‑за их капризности, несговорчивости или духа противоречия, а из‑за врожденных особенностей их темперамента.
Предугадывайте реакции
– Рассмотрите психологический портрет своего ребенка, – сказала я группе родителей, – и подумайте, какие черты его темперамента делают одевание таким трудным делом?
– Разумеется, чувствительность, – ответил Роб. – Наша Анна соглашается носить только брюки и отказывается от платьев, потому что ей не нравится ощущение колготок на ногах.
– Смешно, но Сара из‑за своей чувствительности отказывается носить брюки, потому что они давят на живот, и носит только платья, – заметила Кэти.
– А у нас проблема в высоком уровне активности, – сказала Джесс. – Джонатан не может посидеть на месте и минуты, чтобы нормально одеться.
Список рос: медленно адаптирующийся ребенок, который продолжает носить кофту в июле. Гиперэмоциональные дети, которые в раздражении срывают с себя одежду, потому что не могут просунуть голову в узкий ворот или справиться с пуговицами.
Итак, подумайте о своем ребенке. Его беспокоит текстура одежды из‑за его высокой чувствительности? Он не любит менять стили или типы одежды из‑за низкой адаптивности? Ему трудно сосредоточиться на ваших указаниях из‑за восприимчивости? Он легко раздражается из‑за своей гиперэмоциональности? Какая бы черта темперамента ни была тут задействована, вы можете предсказать, как он будет реагировать на одевание. Затем вы можете применить формулу успеха. Никто не должен начинать каждый божий день со сражения.
Создайте условия для успеха
Наша цель – научить детей одеваться самостоятельно, правильно и достаточно быстро. Для этого нужно создать обстановку, которая помогает им услышать наши указания и сосредоточиться на одевании. Кроме того, нам необходимо обеспечить их правильным «реквизитом» – одеждой, которую легко надевать и которая соответствует погоде и случаю.
Следите за тем, чтобы ничего не отвлекало ребенка от одевания
Подумайте, что может мешать вашему ребенку одеваться? Что конкурирует с одеждой за его внимание?
Кэти сразу назвала телевизор и была права. Телевизор нарушает коммуникацию с ребенком, поскольку посылает свои интенсивные сигналы «Слушай меня!» и часто приводит к перевозбуждению. В большинстве случаев введение правила «никакого телевизора по утрам» позволяет сделать процесс одевания и утренних сборов гораздо более гладким и быстрым.
Отвлекать внимание ребенка может все что угодно. Вы должны выяснить, что мешает процессу одевания конкретно у вас дома, но вот какой список главных виновников проблем составили родители на моих курсах:
• Окна. «Мика любит подбегать к окну, чтобы посмотреть на проезжающие мимо машины. Он приходит в такой восторг, что и мне становится интересно. Я тоже подхожу к окну, и мы смотрим вместе. Если мне нужно его одеть, то приходится задергивать шторы».
• Открытые двери. «Джаспер убегает, потому что он любит бегать. Если у меня и получается его спокойно одеть, то только в ванной комнате с закрытой дверью. Он говорит, что открытая дверь словно приглашает его убежать».
• Игрушки и другие вещи. «В нашей семье мы шутим, что единственное место, где Келин может одеться, – космос. Нам приходится убирать все игрушки и предметы, иначе она забывает про одевание и начинает возиться с ними».
• Слишком большой выбор. Как правило, у детей с характером есть любимая одежда, в которой они чувствуют себя хорошо и комфортно. Больший выбор только усложняет процесс. Проверьте шкаф ребенка и уберите из него все лишнее. Оставьте только его любимую одежду. Уменьшите количество аксессуаров. Каждое решение отнимает у ребенка время и силы.
Внимательно посмотрите на обстановку у себя дома. Устраните все, что мешает вашему непростому чаду сосредоточиться на таком важном деле, как одевание. Помогите ему стать успешным, немного изменив окружающее его пространство.
После того как вы устраните факторы, препятствующие успеху, постарайтесь создать способствующие ему условия. Вот что может помочь в этом:
• Подходящая одежда. Ребенок должен иметь доступ только к той одежде, которую, по вашему мнению, он должен носить. Если вы не хотите, чтобы осенью он ходил в шортах, уберите шорты из его шкафа.
• Правильно организованное пространство гардероба. Разделите шкаф ребенка на три секции – «парадная» одежда, одежда для школы или детского сада и одежда для отдыха. Ребенок поможет вам распределить одежду по соответствующим полкам. Таким образом, каждый раз его выбор одежды будет ограничен определенной секцией.
• Уличный и домашний термометр. Чтобы научить ребенка выбирать одежду в соответствии с погодой, используйте термометр. Повесьте в комнате ребенка термометр. Термометр должен быть достаточно большим, чтобы на уровне 0° можно было приклеить картинку с теплой курткой, на уровне 15 °C – с теплым свитером, на уровне 20 °C – с шортами, а на уровне 27 °C – с плавками. Благодаря таким подсказкам даже трехлетний малыш может, глядя на термометр, сказать, какой тип одежды нужно надевать сегодня. Он не будет спорить с прибором так, как может препираться с родителями. Устраните повод для споров, переложив часть своих забот на термометр.
• Зеркало. Повесьте в детской комнате зеркало, чтобы ребенок мог наблюдать за собой и концентрироваться на процессе одевания.
• Простые застежки. Покупайте одежду с большими пуговицами, липучками и молниями, которые легко застегиваются. Избегайте одежды, которую трудно надевать и снимать.
Таким образом вы можете создать условия, поощряющие вашего ребенка одеваться самостоятельно, правильно и быстро. Посмотрите на обстановку его глазами и внесите необходимые изменения, чтобы помочь ему быть успешным. Если ваше чадо старше трех лет, обязательно привлеките его к процессу организации пространства.
Действуйте как одна команда
Часто причиной конфликтов становятся расхождения в представлениях родителей и детей о том, как нужно одеваться. Мы хотим, чтобы наш ребенок одевался самостоятельно, но при этом в соответствии с нашими стандартами. Однако у него могут быть совсем другие стандарты. Мальчики и девочки с непростым характером склонны уже в очень раннем возрасте придерживаться своего индивидуального стиля в одежде.
«Джейден относится к тому разряду детей, которые хотят носить шорты в январе и теплую куртку в июне, – рассказала на занятиях Челси. – Я долго боролась, но в конце концов позволила сыну решать самому – в пределах разумного, конечно. Теперь я разрешаю ему выходить на улицу в шортах зимой и в теплой куртке летом, если он так хочет. Не проходит и пары минут, как он сам бежит домой переодеваться».
«Я мечтала, что у меня будет маленькая дочка, которую я смогу наряжать, как куклу, – сказала Эмили. – Когда же Бог наградил меня дочкой, которую вообще не интересуют наряды, я поняла, что мне придется искать какие‑то компромиссы между тем, как, по моему мнению, должен выглядеть мой ребенок, и тем, как он позволяет себя одевать».
Чтобы не превращать одежду в повод для конфликтов, вы должны проанализировать собственные ожидания. Насколько они реалистичны с учетом особенностей темперамента вашего ребенка? Насколько они соответствуют его индивидуальным предпочтениям? Скорректируйте свои ожидания в соответствии с «тем, что есть».
Если у вас гиперэмоциональный ребенок
НАУЧИТЕ СЫНА ИЛИ ДОЧЬ ПРАВИЛЬНЫМ СЛОВАМ. Всех детей с характером можно, кажется, разделить на две группы. Настрой первой группы – «Я хочу все делать сам»; настрой второй – «Я ничего не могу сделать без посторонней помощи». Дети из второй группы осознают всю сложность процесса одевания и, чтобы избежать разочарований, просят родительской помощи. Безусловно, ваша помощь делает для них этот процесс куда более легким и приятным, однако ваша задача – поощрять их одеваться самостоятельно. Дети из первой группы не боятся разочарований, но реагируют на них очень интенсивно!
Тара – самостоятельный ребенок. Порой родителям с ней бывает очень трудно. «Это всегда происходит, когда я опаздываю на работу, – пожаловался мне ее отец. – Младший ребенок начинает вопить на своем стульчике, требуя, чтобы его вытащили оттуда. Семилетнего сына нужно срочно накормить завтраком перед выходом в школу. А Тара настаивает на том, что она будет одеваться сама. Это было бы прекрасно, если бы она выбирала такую одежду, которую можно надеть без помощи взрослых. Но в такие дни девочка неизменно выбирает свой любимый трикотажный сарафан, в который вдобавок вшита футболка. У этого платья два отверстия для головы и четыре для рук, так что надеть его самой ей никогда не удается. Поскольку мне категорически запрещается вмешиваться, я стою в стороне и слушаю, как она пыхтит и ворчит. Она засовывает одну руку, платье перекручивается, так что другой рукав оказывается у нее на спине. Если я попытаюсь ей помочь, она вопит и бьет меня по рукам. Тара старается, пока у нее не кончается терпение. Тогда она в отчаянии стаскивает с себя платье, швыряет его на пол и пинает ногами по комнате».
На самом деле Тара делает как раз то, чему мы хотим научить детей: она пытается самостоятельно одеваться. Она очень целеустремленная и независимая девочка. Проблема возникает из‑за того, что ее двигательные навыки пока не соответствуют ее желаниям. Ее необходимо научить трем следующим вещам: 1) как правильно выражать свое разочарование словами; 2) как справляться со своими эмоциями; и 3) как разбить задачу на небольшие, более простые шаги.
Если ваш ребенок похож на Тару, поговорите с ним о силе его эмоций. Научите сына или дочь словам, при помощи которых можно выразить разочарование и гнев. Дайте ему знать, что он всегда может попросить вас о помощи. Наконец, научите его разбивать задачу на небольшие части, с которыми легче справиться по отдельности. Если вы не знаете, как это сделать, прочитайте раздел о том, как наладить процесс одевания восприимчивых детей.
Действуйте с юмором
Юмор помогает снизить напряжение, справиться с негативными эмоциями и расположить ребенка к сотрудничеству. После посещения моих курсов Кристина прислала мне следующее письмо: «Сегодня утром Уайетт не дал мне вытереть ему попу после туалета. На часах не было еще и восьми, и я с ужасом представила, каким будет предстоящий день, если он так начинается. Обычно в таких случаях я принималась настаивать, он сопротивлялся, и мы оба кричали друг на друга. Вообще наша совместная жизнь с Уайеттом казалась одной непрерывной битвой с момента его рождения. Но на этот раз я решила не вступать с ним в спор, а, как мы говорили на занятиях, попробовать использовать юмор. Поэтому я принялась нюхать воздух. „Фу, где‑то прячется вонючая попка!“ – воскликнула я и сделала вид, что ищу „вонючую попку“ за занавеской, потом под раковиной. Он начал смеяться и сам заглянул под мыльницу. Наконец мы заглянули ему за спину, нашли то, что „искали“, вытерли ее и, довольные, вышли из ванной. Если бы не ваш совет, все, как всегда, закончилось бы скандалом. Юмор – настоящий спасательный круг, когда у вас непростой ребенок».
Одевание не должно быть серьезным событием. Если вы и ребенок по этому поводу часто ссоритесь и выходите из себя, вместе посмейтесь над своими сильными реакциями. Используйте развитое чувство юмора вашего ребенка, чтобы разрядить напряженную ситуацию. Например, натяните нижнее белье на голову или носок на руку – и от души посмейтесь. С улыбкой напомните сыну или дочери о том, что вам приходилось переживать трудности и похуже, так что вы справитесь и с этой проблемой.
Если у вас настойчивый ребенок
Покупка одежды – ключевой шаг в решении проблемы с одеванием. Когда речь идет об одежде, настойчивые дети хотят как можно больше слышать «да». Такие мальчики и девочки любят сами выбирать себе одежду и зачастую имеют четкие представления о своем индивидуальном стиле. Они знают, что им нравится, и не приемлют никаких возражений. Это означает, что вы и ребенок должны заранее договориться о том, какая одежда будет висеть у него в шкафу.
Покупайте ребенку одежду, которую легко надевать, которая подходит к другим вещам в его гардеробе, а также очень комфортна. Чтобы избежать конфликтов из‑за не сочетающихся друг с другом полосочек, клеточек и цветочков, не покупайте «разношерстные» вещи или же покупайте, например, только одноцветные брюки и футболки/рубашки с рисунком.
Если ваш ребенок еще младенец или малыш, ваша задача упрощается. Вам просто нужно выбирать одежду из мягких, неколючих тканей, которая нигде не жмет и не давит. Есть сайты, которые специализируются на продаже такой одежды. Другой вариант – использовать одежду, которая стиралась много раз. Такая одежда, как правило, мягче, чем новые вещи.
Когда ваш ребенок научится говорить, он начнет четко высказывать свое мнение по поводу того, что он будет и не будет носить. Это значит, что пришло время для того, что я называю консенсусной одеждой.
Консенсусная одежда позволяет ребенку свободно вертеть головой и двигать руками. Она не сдерживает движений и не натирает его чувствительную кожу. Однако таким однобоким подходом ограничиваться нельзя, если вы не хотите, чтобы ваше чадо везде и всюду ходило в широких спортивных штанах, огромных футболках, мешковатых платьях и тщательно обследованных (на предмет грубых швов, растянутых резинок и висящих ниточек) носках. Консенсусная одежда позволяет родителям непростого ребенка без смущения появляться с ним на людях и гордо демонстрировать всему миру, какой красавец или красавица у них растет. Она дает возможность существенно сократить количество утренних распрей по поводу одевания. Платой за спокойные утра может быть пять часов совместного шопинга раз в месяц. Поскольку поход по магазинам с непростым ребенком тоже не очень‑то приятное дело, вы можете выбирать, что для вас более ценно. Лично я выбираю консенсусную одежду, поскольку мне куда проще выдержать пять часов совместного шопинга раз в месяц, чем непримиримые баталии в начале каждого дня.
Вот ключевые правила эффективной покупки консенсусной одежды:
• «Я буду тебя слушать». Сообщите ребенку, что вам предстоит совершить подвиг. Слово «подвиг» поможет частично ослабить его негативную реакцию на то, что вы скажете дальше. Скажите, что вам нужно сходить в магазин за одеждой. Когда первоначальный взрыв недовольства ослабнет (большинство непростых детей ненавидят ходить по магазинам), попросите его внимательно выслушать вас и проговорите примерно следующее: «Я не буду покупать тебе то, что тебе не понравится. Я лишь хочу, чтобы ты был более гибким и согласился примерить вещи, которые я предложу». Далее договоритесь о том, что вы не будете покупать неудобные, колючие или некрасивые вещи и купите только то, что понравится обоим.
• Будьте готовы сходить в магазин несколько раз. Если вам нужно купить своему чаду наряд на завтрашнее мероприятие, вас ждут большие проблемы. Многие непростые дети склонны к негативной первой реакции. Это значит, что при первой примерке они отвергнут любую одежду. Если ребенку подошла какая‑то одежда, оставьте ее в магазине, помолитесь, чтобы никто ее быстро не купил, а затем обсудите свой выбор по дороге домой. Еще один хороший способ – искать одежду, похожую на старые любимые вещи ребенка, к которым он привык. Например, вы можете сказать: «Это синее платье смотрится на тебе замечательно. Оно напоминает мне твое любимое желтое платье. Помнишь, что тебе оно не понравилось, когда ты померила его первый раз? А теперь ты его очень любишь. К сожалению, оно становится тебе мало. Подумай, может быть, это синее платье будет отличной заменой желтому? Мы можем вернуться через несколько дней и померить его еще раз». И все, на этом остановитесь!
• Не забудьте сделать перерыв. Консенсусный шопинг требует невероятного терпения, самоконтроля и толстокожести, чтобы спокойно выносить буравящие вас взгляды продавцов. Никогда не занимайтесь шопингом на пустой желудок. Походите по магазинам примерно час, а потом остановитесь перекусить. Ребенок не будет возражать против перекуса, даже если в нем больше нуждаетесь вы, а не он.
• Знайте, когда уйти. У нас в семье энергичная дочка‑экстраверт намного упорнее отстаивает свое мнение по поводу одежды и стиля, нежели ее непростой брат‑интроверт… Это была наша четвертая попытка купить ей костюм на школьную вечеринку. Мы посетили семь магазинов и теперь находились в восьмом. Мы перемерили не меньше полутора десятков нарядов, большинство из которых выбрала я. Среди них было очень милое платье, которое она отринула из‑за «неправильного» цвета. Еще были брюки с красивой блузкой навыпуск, но они тоже были отвергнуты из‑за грубой ткани. Ей не понравились ощущения на коже! Черный брючный костюм ожидала та же участь. Я попыталась убедить ее выбрать какой‑нибудь наряд, чтобы взять домой и показать папе. Однако уловка не сработала; дочка разразилась слезами и начала кричать, что я обещала не заставлять ее покупать то, что ей не нравится. Я старалась держаться, чтобы не закричать в ответ. Продавщица посмотрела на меня «тем самым взглядом» и участливо спросила: «Боже, как вы это терпите?» Мило улыбнувшись, я ответила: «Я привыкла. Мы часто ходим по магазинам». Мы выждали момент, когда продавщица не смотрела в нашу сторону, и выскользнули из магазина. Разумеется, это было неприятно.
Я сердилась из‑за того, что мы потратили столько времени, но так и не смогли ничего купить. Но в то же время я понимала, что дочь не старается намеренно досадить мне, проверить, насколько далеко она может зайти. Она отвергала одежду, потому что та действительно была для нее некомфортной или она не чувствовала себя в ней привлекательной. Для девочки на самом деле было важно найти «свою» одежду. Тем не менее спустя два с половиной часа мое терпение было на исходе.
«Мам, ты сердишься?» – спросила она. «Да, сержусь, – призналась я. – Зайдем еще в один магазин?» Я решила во что бы то ни стало покончить с этим делом сегодня!
Дочка внимательно посмотрела на меня. «Я думаю, нам лучше пойти домой, – сказала она. – Судя по твоему лицу, тебе нужно сделать перерыв».
Она была права. Мне действительно требовался перерыв. Мы пошли домой, оставшись друзьями, и, к нашему счастью, до вечеринки оставалось еще целых шесть дней!
• Когда вы находите консенсусную одежду, покупайте ее! Только во время нашего шестого похода по магазинам мы нашли наряд, который устроил нас обеих. Это было рекордом. Обычно мы справляемся за два‑три раза. Кроме того, нам повезло – выбранные вещи были выставлены на распродажу. Зачастую бывает наоборот: мне приходится тратить на ее одежду больше денег, чем хотелось бы. Просто я знаю, что, если купить понравившуюся ей вещь, она будет с удовольствием носить ее каждый день, так что расходы себя окупят. Если мы выбираем одежду для отдыха, я могу купить несколько экземпляров одной и той же вещи разных цветов. Ну и что с того, что они в одном стиле, если ей комфортно, а мне нравится, как дочка выглядит?
Если вы содрогаетесь от одной только мысли о том, чтобы заставить свое чадо примерить одежду в общественной примерочной, берите одежду для примерки домой. Какой бы способ покупки вы ни выбрали, позвольте ребенку выбрать одежду самому, пусть и не самую красивую и модную, а не навязывайте ему то, что нравится вам. Консенсусная одежда помогает создать между вами доверительные, нацеленные на сотрудничество отношения, которые позволят безболезненно пережить подростковый возраст и сохранятся на всю жизнь. Долгосрочный выигрыш огромен. Краткосрочные дивиденды – мир по утрам.
РЕБЕНОК МОЖЕТ ПЕРЕДУМАТЬ. С детьми дошкольного возраста вы можете пройти все круги ада с покупкой консенсусной одежды, а потом узнать, что ребенок «передумал». Не позволяйте малышу с непростым характером надевать новую одежду сразу же в магазине. Оставьте на ней этикетки и попросите его примерить одежду еще раз дома. Только после окончательного «одобрения» вы можете взять ножницы и срезать этикетки. Если вы выполнили все эти рекомендации, а ваше чадо все равно отказалось от обновки, вы определенно заслужили право на один полноценный вопль разочарования.
После того как вы таким образом выпустили свои эмоции, сядьте вместе с ребенком и внимательно изучите отвергнутую одежду. Спросите, что не нравится. Слишком высокий воротник? Слишком тугая резинка на талии? Слишком короткие или тесные рукава? Примите это к сведению на следующий раз. Внимательно выслушайте ребенка и не игнорируйте его жалобы. Такое внимательное отношение к его потребностям и предпочтениям сократит количество неношеной одежды в гардеробе.
Поскольку дети с характером ко всему прочему невероятно упрямы, если ваше чадо признало одежду «непригодной», вам лучше кому‑нибудь ее отдать. Если наряд будет висеть в шкафу, время от времени у вас будет возникать соблазн уговорить ребенка надеть его. Эти попытки обычно заканчиваются разочарованием и конфликтами. Даже в семьях с ограниченным бюджетом родители находят такое решение полезным. Это расточительно? Если доведено до крайностей, то да. Но когда такой подход применяется в разумных пределах, он является признанием того, что все мы иногда совершаем ошибки. Мы можем извлечь урок из этих ошибок и в следующий раз сделать лучший выбор.
Иногда бывают ситуации, когда мы должны потребовать, чтобы ребенок оделся так, как мы считаем нужным. Как родители, мы вправе это делать, особенно в случаях, когда ребенок отказывается одеваться по погоде или в соответствии с общепринятыми нормами. Однако, выдвигая свои требования, будьте осторожны, чтобы не загнать себя в угол, как это сделала Кристал.
Кристал недавно прослушала курс под названием «Дети и решения», в ходе которого она узнала о методе естественных и логических последствий, а также о том, что дети могут страдать от последствий собственных решений. Разумеется, она решила применить эти знания на практике. В тот день они с ее трехлетним сынишкой собирались пойти на пикник в детский центр. На сборы у них оставалось всего 30 минут, но Кори никак не хотел одеваться. Чтобы задействовать силу естественных последствий, она сказала: «Кори, если ты не переоденешься, ты поедешь в пижаме».
Что Кристал не учла, так это то, что трехлетние дети понятия не имеют о дресс‑коде. Разумеется, он не переоделся, и ей пришлось вести его на пикник в пижаме. Малыш прекрасно провел время, а Кристал краснела от стыда перед воспитателями и другими родителями. Убедитесь, что ваш ультиматум не обернется против вас самих.
Если у вас чувствительный ребенок
ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ТЕКСТУРУ И УДОБСТВО. Либби распахнула дверцы шкафа и констатировала: «Мне совершенно нечего надеть». Она внимательно разглядывала вешалки и полки и действительно ничего не находила! «Это слишком колючее… – комментировала она. – Здесь щекотные ворсинки… А тут давит резинка».
С носками тоже все было непросто. Она любила короткие носки, которые пыталась натянуть как можно выше. К сожалению, это не помогало. Легинсы вылезали из‑под носков, обвисали на коленях и оставляли полоску голой кожи на щиколотках. А Либби терпеть не могла обвисшие легинсы.
Сегодня она внезапно решила надеть блузку с блестками, которую бабушка подарила ей на день рождения еще в июле. Блузка уже месяца четыре валялась где‑то на чердаке. Мать Либби была удивлена, что дочка вообще о ней вспомнила.
Чувствительные дети действительно способны чувствовать ниточки, ворсинки и катышки на одежде. Они замечают все: как их одежда шелестит, отражает свет и скользит по коже.
Вы должны доверять детским ощущениям и стараться выбирать одежду из натуральных тканей, особенно из хлопка, который очень комфортен. Избегайте синтетических тканей, которые могут электризоваться и раздражать чувствительную кожу.
Творчески подходите к проблеме одевания. Если ваша дочка не любит брюки, пусть носит легинсы и колготки, чтобы не замерзнуть зимой. Если ваш сын не может ходить в школу в жестких модельных ботинках, пусть носит мягкие мокасины. Хлопковые свитера выглядят ничуть не хуже шерстяных. Мягкие трикотажные шорты сегодня могут носить как мальчики, так и девочки. Капюшон может защищать от холода так же хорошо, как обтягивающая шапка. Если хорошенько подумать, решить можно любую проблему!
Покупая одежду, не забудьте тщательно осмотреть ее не только снаружи, но и изнутри. Поскольку именно изнанка прикасается к чувствительной коже ребенка, она должна быть мягкой и приятной на ощупь. Аккуратно срежьте этикетки так, чтобы не осталось царапающих краев. Аппликации зачастую красиво выглядят снаружи, но изнутри делают поверхность одежды жесткой и натирают кожу.
ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ О ТОМ, ЧТО ОН ЧУВСТВУЕТ. Мальчики и девочки с непростым характером должны понимать, почему у них возникают проблемы с одеждой и процессом одевания в целом. Они должны получать от вас следующие сообщения:
• «Ты чутко реагируешь на изменения температуры».
• «Ты очень чувствителен, поэтому в новой обуви тебе всегда некомфортно. Попробуй походить в ботинках несколько минут, чтобы дать привыкнуть ногам».
• «Ты очень восприимчив. Ты думаешь о многих вещах сразу, поэтому тебе трудно быстро одеваться».
• «Ты полон энергии. Тебе трудно долго оставаться на одном месте, чтобы надеть на себя всю одежду».
• «Ты очень упорен. Ты любишь одеваться самостоятельно. Это замечательно! Но если у тебя что‑то не получается, ты всегда можешь обратиться за помощью».
• «Я думаю, что тебя беспокоит этикетка. Давай ее отрежем, и рубашка перестанет натирать шею».
Чем богаче словарный запас у вашего ребенка, тем лучше он может объяснить вам, что чувствует и в чем нуждается. Хорошая вербальная коммуникация предотвращает непонимание.
ВЕРЬТЕ РЕБЕНКУ, КОГДА ОН ГОВОРИТ, ЧТО ЕМУ ЖАРКО. Дети с характером гиперэмоциональны и энергичны. У них горячая кровь. Вам может быть неловко перед людьми, когда вы выходите на прогулку в теплом шерстяном свитере, а ваше чадо шагает рядом в футболке с короткими рукавами, но ему действительно может быть жарко. Доверьтесь ему – он сообщит вам, если замерзнет. Хорошее решение проблемы – приучить сына или дочь носить с собой в рюкзаке свитер на тот случай, если вдруг станет холодно.
ВОВРЕМЯ РАЗРЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ РАЗДЕТЬСЯ. Если вы одеваете ребенка в одежду для особого случая, то должны вовремя разрешить ее снять. Не испытывайте его терпение. Хотите устроить фотосессию? Тогда оденьте свою малышку в прелестное кружевное платьице, сделайте несколько красивых снимков и быстро снимите с нее этот наряд, пока все довольны и улыбаются. Если вас пригласили на праздничный ужин, не забудьте взять с собой удобную одежду, чтобы переодеть ребенка спустя какое‑то время. Необходимость терпеть на себе раздражающую, неудобную одежду отнимает у непростого ребенка массу сил. Когда его запасы энергии иссякают, он перестает справляться с нарастающим напряжением, и эмоциональный срыв неизбежен.
ПОПРОБУЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛОСЬОН ДЛЯ ТЕЛА ИЛИ МАССАЖ. Иногда несколько минут, потраченные на то, чтобы смазать чувствительную кожу ребенка детским лосьоном, помассировать или просто растереть его ручки и ножки, помогут ему более комфортно чувствовать себя в носках, варежках и любой другой одежде.
Если у вас восприимчивый ребенок
«Итану целых семь лет, а мне по‑прежнему приходится одевать его по утрам, – пожаловалась мне его мать. – Он либо просто валяется на кровати, либо медленно соскальзывает на пол и лежит там, как безжизненная кукла, не в состоянии пошевелить пальцем. Его трехлетний брат одевается самостоятельно, поэтому я могу помочь Итану. Но, откровенно говоря, меня это достало. Иногда я срываюсь и начинаю кричать».
Итан относится к разряду детей «Я ничего не могу сделать без посторонней помощи». К счастью, есть способы сделать так, чтобы он захотел одеваться самостоятельно.
ПРИВЛЕКАЙТЕ ФАНТАЗИЮ. У детей с характером богатое воображение. Вы можете использовать это качество своего ребенка, чтобы сделать процесс одевания быстрым и легким. Спросите у него, кем он хочет быть сегодня утром – например, космонавтом или пожарным. Затем скажите, что ему нужно срочно одеться для полета в космос или для тушения пожара. Надевая на него носки, объясните, что это специальные космические носки, а свитер и штаны – скафандр для выхода в открытый космос. Повеселитесь вместе со своим чадом. Облачаться в костюм космонавта гораздо интереснее, чем надевать обычные джинсы. Кроме того, ребенку проще контролировать свои эмоции и оставаться спокойным, когда его ум сосредоточен на чем‑то интересном и веселом.
ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС. Чтобы приучить ребенка из группы «Я ничего не могу сделать без посторонней помощи» самостоятельно одеваться, можно начать с того, чтобы приучить его самостоятельно раздеваться. Снимать одежду легче, чем надевать. После того как он в совершенстве овладеет навыком стягивания с себя одежды, вы можете переключить его внимание на одевание. Предложите ему поиграть в игру: один носок надеваете на него вы, второй надевает он сам; футболку надеваете вы, свитер – он сам. Поговорите о предстоящем дне, чтобы отвлечь внимание малыша от возможных неприятных ощущений. Постепенно устраняйтесь из этого процесса – пускай им управляет ваше чадо. Возможно, вам все равно придется сидеть в детской комнате и развлекать ребенка разговорами, но по крайней мере он будет одеваться сам.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ПОДСКАЗКИ. Давая указания ребенку, используйте короткие и четкие инструкции. Хорошим подспорьем может послужить визуальная подсказка. Нет ничего более разочаровывающего для ребенка, чем десять минут бороться с ботинками, а потом увидеть, что зимние штаны лежат рядом на скамейке. Маленькие дети не знают, в какой последовательности нужно одеваться. Сделайте для них визуальную инструкцию, включающую указания, например, на следующие «этапы»: зимние штаны, ботинки, куртка, шапка и варежки. Или нижнее белье, носки, брюки, рубашка. Когда ребенок видит, какие шаги ему предстоит выполнить, это помогает ему оставаться сосредоточенным и избежать досадных ошибок.
Если у вас медленно адаптирующийся ребенок
Процесс одевания изобилует переключениями. Чтобы одеться, ребенку нужно перестать заниматься тем, чем он занимается, возможно, перейти в другую комнату, снять с себя один костюм и надеть другой. Для медленно адаптирующегося ребенка это сложная процедура, чреватая эмоциональными срывами.
ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ. Там, где с другими детьми можно уложиться за десять минут, с медленно адаптирующимся ребенком требуются все 30. Выбор «правильной» одежды и переход от одной одежды к другой отнимает немало времени и сил у всех участников процесса. Выделите в своем распорядке дня время на одевание, чтобы дать ребенку возможность неспешно одеться.
СОБЛЮДАЙТЕ УТРЕННИЙ РАСПОРЯДОК. Важно установить четкий распорядок, которого вы будете придерживаться каждое утро. Ваше утро может быть следующим: подъем в 7:00 плюс десять минут на то, чтобы пообниматься в постели с мамой и папой. Не рассчитывайте на то, что ваш медленно адаптирующийся ребенок будет тотчас выпрыгивать из кровати и браться за дела. Он попросту не способен на это. Выделите ему 20 минут на одевание. По возможности все утренние процедуры, такие как умывание, чистка зубов, причесывание и одевание, должны выполняться сразу же. Не оставляйте их на потом – так вы устраните несколько ненужных переключений. Выделите ребенку еще 45 минут на то, чтобы позавтракать, собрать портфель, надеть верхнюю одежду и т. д. и быть готовым к выходу в 8:15.
ВЫБИРАЙТЕ ОДЕЖДУ ЗАРАНЕЕ. Детям с характером нужно время, чтобы привыкнуть к любой идее. Хорошее решение проблемы – выбирать одежду, которую ребенку предстоит надеть на следующий день, накануне вечером. Если погода неустойчивая, выберите один теплый и один легкий комплект одежды, и пусть утром термометр сделает выбор.
«У меня четверо детей, – заметила Николь, – и могу сказать вам, что подготовка одежды с вечера – единственный способ одеть их всех утром быстро и без скандалов. Мы выкладываем все, даже варежки и ботинки. Когда они видят одежду, которую им нужно надеть, они словно настраиваются заранее и становятся более сговорчивыми – это касается всех детей, а не только обладателей непростого характера».
ПОДГОТОВЬТЕ ЕГО К СМЕНЕ СЕЗОНОВ. Я помню, как однажды зашла в класс к своей группе родителей и поприветствовала их: «Поздравляю с первым теплым днем!» В ответ раздались возгласы негодования.
«Вы издеваетесь над нами?! – раздраженно воскликнула одна мама. – Сегодня утром я попыталась надеть на своего упрямца шорты и сандалии вместо теплой куртки и ботинок. Его вопли были слышны на соседней улице!»
Дети с характером не любят любых изменений, в том числе связанных с сезонной сменой одежды. Привыкнув к длинным зимним штанам, они будут оттягивать шорты вниз, чтобы сделать их длиннее. Или, наоборот, будут отшвыривать громоздкий пуховик, требуя выпустить их на улицу в легкой рубашке. Ребенка нужно подготовить к этому переходу заранее. Например, за несколько недель до ожидаемого наступления тепла или холода возьмите чемодан, положите туда несколько комплектов новой сезонной одежды и поиграйте с ребенком в игру «путешествуем и переодеваемся». Когда настанет момент сменить сезонный гардероб, он будет готов к этому, поскольку уже привыкнет к новым нарядам.
Если у вас активный ребенок
ПОЗВОЛЬТЕ РЕБЕНКУ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ДЕЛАТЬ САМОМУ. Даже пятимесячный малыш может стянуть с себя носок, если вы слегка приспустите его с ножки, поможете ему взяться за кончик и потянуть. Чем больше ваше непоседливое чадо будет застегивать, натягивать и стягивать с себя что угодно, чем меньше энергии у него будет оставаться на то, чтобы вертеться и убегать. Как только активный малыш научится стоять, начните одевать его перед зеркалом. Зеркало отвлечет его внимание и даст вам возможность более‑менее спокойно его одеть.
Наслаждайтесь успехами
После того как вы успешно одели свое непростое чадо, поздравьте себя. Похвалите себя за терпение и изобретательность и скажите себе, что со временем все будет становиться только лучше и лучше. Ваш ребенок растет и взрослеет. Недавно после моего семинара ко мне подошла одна женщина и рассказала:
«Моей дочери сейчас 12 лет. Когда она была дошкольницей, одевание занимало у нас по три часа. Она терпеть не могла катышки в носках. Поэтому в семь часов утра я уже сидела и очищала ее носки от всех катышков до единого! Я знала, что, если не сделаю этого, меня ждет часовой скандал со срыванием с ног носков и другими подобными прелестями. Сейчас девочка надевает носки без проблем. Когда отец спросил, помнит ли она, как выходила из себя из‑за катышков, она ответила: „Конечно, я помню. И эти катышки по‑прежнему жутко меня раздражают. Но я научилась терпеть“».
Повторение – залог успеха с непростыми детьми. Чем чаще они что‑то делают, тем более комфортно себя с этим чувствуют. Прежние поводы для сражений исчезают, и им на смену приходят новые, характерные для следующего этапа развития. Вместо носков баталии могут разыгрываться из‑за волос, которые никак не хотят укладываться в красивую прическу, или из‑за макияжа. Однако большой плюс состоит в том, что теперь дети знают, что в прошлом они успешно справлялись с подобными проблемами, поэтому смогут успешно справиться и с этой.
ОПИРАЙТЕСЬ НА ПОМОЩЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. Наши занятия с родителями непростых детей проходили очень успешно. Проблемы начинались перед их уходом, когда родители пытались натянуть одежду на своих уставших чад, неспособных справиться с еще одним переключением. Это было ужасно. Поэтому мы решили сделать одевание последним пунктом в занятиях детской группы и переложить эту обязанность на плечи воспитателей. Скандалы прекратились чудесным образом. Теперь дети одевались с удовольствием, и по окончании занятий родителям оставалось лишь быстренько накинуть на себя верхнюю одежду и выскочить с ребенком за дверь. Единственное, за чем надо было следить, – не позволять родителям задерживаться после занятий, чтобы дети не перегревались в теплых куртках.
Помните: дети с непростым характером приберегают свои крупнейшие сражения для родителей, поскольку с папами и мамами они чувствуют себя наиболее комфортно. Поэтому, когда есть такая возможность, обращайтесь за помощью. Ваш ребенок не будет возражать, а вы получите необходимый отдых.
Одевание, прием пищи, отход ко сну и другие типичные переходные моменты в течение дня не должны быть поводом для постоянных сражений. Применяя формулу успеха, вы можете предотвратить многие из этих сражений или по крайней мере существенно сократить их частоту. Для этого вы должны уважительно относиться к темпераменту своего ребенка, учитывая особенности собственного темперамента, и соответствующим образом приспосабливать свои реакции. Не бойтесь пробовать новые и нестандартные подходы. Не позволяйте носкам разлучить вас.
|