Почему подарки тоже могут являться скрытыми детонаторами для детей с характером? Все дело в свойственной таким мальчикам или девочкам интенсивности эмоций, будь то счастье или разочарование. Подарки либо соответствуют их ожиданиям, либо нет. Кроме того, подарки таят в себе элемент неожиданности. Медленно адаптирующиеся дети ненавидят сюрпризы. А серьезные и рассудительные – не щедры на выражения восторга и благодарности. Что может быть досаднее, чем потратить несколько часов на походы по магазинам и покупку подарка только лишь для того, чтобы ребенок равнодушно взглянул на него, даже забыв сказать «спасибо»? Неужели все дети с характером – избалованные и неблагодарные паршивцы? Нет, но они нуждаются в нашей помощи, чтобы научиться с благодарностью принимать подарки.
Помогите сыну или дочери успешно справляться с такими ситуациями. Покупайте подарки, на которые ребенок сможет отреагировать так, как бы вам хотелось. Если вы подарите ему самокат или велосипед на Рождество, ваш дом неизбежно превратится в гоночную трассу. Если вы не желаете, чтобы ваш ребенок гонял по дому, отложите такие подарки до весны или лета. Покупая книгу или музыкальный диск, убедитесь, что они нравятся и вам тоже. Упорные дети могут слушать любимую музыку или заставлять вас читать любимую книгу десятки и даже сотни раз. Готовы ли вы выносить это на протяжении следующих нескольких месяцев? Будьте осторожны с электронными игрушками, которые издают громкие звуки и мигают яркими лампочками, – они будут только увеличивать уровень стимуляции и перевозбуждать ребенка.
Многие дети с характером любят игрушки, позволяющие включить воображение и творческие способности. Маленькие фигурки людей, кубики, конструкторы «Лего», игрушечные кукольные домики или автомастерские, наборы инструментов, аудиокниги и маскарадный костюм – прекрасные подарки, которым всегда можно найти применение.
Непростые дети также любят получать в подарок различные предметы, стимулирующие их двигательную активность, такие как самокаты, велосипеды, батуты или спортивные уголки. Убедитесь, что у вас есть место для подобных вещей. Но помните, что они могут вызывать у ребенка перевозбуждение. Когда вы видите, что мальчик или девочка начинает терять над собой контроль, значит, пришло время сделать перерыв и успокоиться.
Замечательным подарком может быть фотоаппарат. Он дает подвижному ребенку социально приемлемый повод ходить туда‑сюда по гостиной или по всему дому, снимая «репортаж» о празднике, а не сидеть за столом. Наблюдательный восприимчивый ребенок может быть в восторге от роли «фотожурналиста», и его снимки могут оказаться настоящими шедеврами. Одно предостережение: если камера встроена в смартфон или имеет прямой выход в Интернет, объясните ребенку, что нельзя выкладывать фотографии в Сеть без разрешения изображенных на снимках людей.
Иногда подарки вызывают проблемы из‑за того, что ребенок хочет открыть их прямо сейчас! Все мальчики и девочки с волнением предвкушают получение подарков, но гиперэмоциональным детям ожидание дается с особым трудом. Возможно, вам стоит разрешить ребенку открыть несколько коробочек пораньше, чтобы уменьшить его возбуждение. Или вы можете начать праздник с распаковки подарков, а затем перейти к другим мероприятиям. Что бы вы ни решили, вы должны сообщить ребенку, когда он сможет открыть подарки. И помочь ему найти способ справиться с ожиданием.
Помните, что, хотя сюрприз является неотъемлемым элементом подарка, любая неожиданность сопряжена с переключением, а медленно адаптирующиеся дети не любят переключений. Чтобы ребенок получил удовольствие от подарка, помогите ему подготовиться. Намекните на то, что скрывается под упаковкой. Это поможет ему настроиться на новую вещь и лучше справиться со своими эмоциями.
Восьмилетняя Эшер, любившая петь, очень хотела получить в подарок на день рождения микрофон. Мать купила, но, чтобы сделать сюрприз, сказала дочке, что не сможет выполнить ее желание, потому что микрофоны слишком дорогие.
Эшер была очень расстроена и переживала несколько дней, скрывая от мамы свое разочарование. Но постепенно девочка смирилась с этой мыслью и была готова получить какой‑нибудь другой подарок. В день рождения мать торжественно вручила Эшер коробку с микрофоном. Она не сомневалась, что та будет счастлива.
Эшер открыла коробку, увидела микрофон, залилась слезами и выбежала из комнаты. Ее мать сначала удивилась, а потом рассердилась. Казалось, что бы она ни делала, не могла угодить дочке.
Женщина не поняла, что дело тут вовсе не в неблагодарности, а в резком переключении. Эшер была не в состоянии справиться со своими интенсивными эмоциями и убежала в другую комнату, чтобы скрыть их. Если вы знаете, что не сможете вручить ребенку подарок, которого тот ожидает, честно скажите об этом. Намекните, что он найдет под упаковкой. Не вынуждайте его испытывать сильные эмоции, будь то разочарование или даже радость, в присутствии других людей.
Конечно, иногда вы сами можете не знать, что находится в коробках. Полностью избежать сюрпризов невозможно, но вы можете помочь сыну или дочери, поиграв в игру «Что, если?». Спросите: «Что, если тебе захочется заплакать? Что бы ты сделал? Куда бы ты пошел? Ты бы пошел в ванную или в свою спальню? Или забрался бы ко мне на колени? Что, если тебе захочется кричать и топать ногами? Тебе будет достаточно побегать по беговой дорожке или потребуется выйти на улицу? Что, если твой брат получит подарок, который покажется тебе лучше, чем твой? Что, если гости подарят подарки только твоей сестренке? Что ты будешь чувствовать?» Это поможет ребенку заранее рассмотреть все возможные ситуации и подготовиться к разочарованию, и тогда ему будет проще справиться с эмоциями и контролировать свое поведение.
Наконец, маленьких обладателей критического склада ума следует обучить хорошим манерам – научить их правильно принимать подарки. Своим острым глазом дети подмечают все – качество, количество, стиль. Но то, что хорошо в совместном походе по магазинам, может поставить вас в весьма неловкое положение перед гостями на дне рождения. Не задумываясь, ваше чадо может отпускать комментарии наподобие: «Фу! Да эта машинка сломается в два счета!», «Какое ужасное платье!» или «У меня уже есть такая книга», от которых вы краснеете и желаете провалиться сквозь землю. Если ваша цель – добиться от ребенка вежливости и тактичности, научите его словам, которые вы хотите от него слышать, например: «Тетя Сью, какое интересное платье!» или «Бабушка, это одна из моих любимых книжек!». Объясните ребенку с аналитическим складом характера, почему люди должны благодарить друг друга за подарки, и потренируйтесь сообща.
Во время праздника или после него обязательно обратите внимание ребенка на те моменты, когда он был на высоте. Похвалите за то, что он с восторгом принимал все подарки, терпеливо дожидался своей очереди или обнял дедушку в знак благодарности. Отметьте его успехи.
|