Почему поступление ребенка в школу может быть вовсе не таким радостным и легким событием, как вы ожидали? Вы верили, что будете счастливы, когда наконец‑то получите возможность отдохнуть. Действительно, поступление в школу – важная веха в жизни ребенка и большое облегчение для родителей. Вы не в силах сдержать слезы, когда ваш «малыш», отпустив вашу руку, впервые переступает порог школьного класса или поднимается по ступеням школьного автобуса – совершенно один. Теперь ему предстоит самому взаимодействовать с миром. Вы незаметно вытираете слезы, надеясь, что люди, которые встретятся ему на пути, будут ценить его, а не судить, как чудака или озорника. Но вы не можете знать об этом заранее, поэтому вы стоите и молитесь, чтобы он был успешным, чтобы ему понравилась школа, чтобы он нашел хороших друзей и видел на лице своей учительницы улыбку, а не нахмуренные брови.
Дети с характером могут процветать в школе. Они солируют на концертах, исполняют главные роли в школьных спектаклях, побеждают в спортивных соревнованиях и занимаются по учебным программам повышенной сложности. Они способны блистать в школах Монтессори, обычных государственных, частных или церковно‑приходских школах – при условии, что там будет дружеская, позитивная атмосфера, уважительное отношение к детям, дифференцированное обучение и проактивный подход к управлению поведением.
Непростые дети составляют всего от 15 до 20 % всех детей, поэтому найти для них правильную школу не всегда просто. Им нужно разнообразие методов обучения и индивидуальный подход – или же они будут вынуждены подстраиваться под чуждый им стиль обучения. Дети, которым приходится постоянно приспосабливаться, никогда не чувствуют себя в полной мере комфортно. Они быстро исчерпывают запасы энергии и теряют душевное равновесие, так что в конечном итоге могут сорваться или вообще сдаться. Иногда эмоциональные срывы случаются в школе, но чаще всего они происходят дома, где ребенок чувствует себя в большей безопасности. К счастью, детям с характером не требуется, чтобы условия обучения постоянно соответствовали их темпераменту, – достаточно, чтобы так было на протяжении большей части проведенного в школе времени. В этом случае они будут вполне способны функционировать и в редких «неидеальных» обстоятельствах.
Итак, как помочь своему непростому ребенку добиться успеха в школе? Есть три ключевых фактора: 1) найти подходящую школу/класс; 2) сотрудничать со школой; и 3) поддерживать ребенка дома.
Оцените качество школы/класса
Однажды на семинаре я сказала своей группе родителей:
– Если вы живете в городе, у вас имеется большой выбор школ, где может учиться ваш ребенок. Даже если вам доступна всего одна школа, в ней, скорее всего, имеется несколько классов в каждой параллели. И даже если нет выбора, все равно очень важно оценить качество класса и школы, где ваш ребенок будет учиться несколько лет.
В ответ на мои слова в комнате раздался неодобрительный ропот.
– И что я должна искать? – спросила Николь, мать‑одиночка. – Я ничего не понимаю в педагогике. Откуда я могу знать, хороший там учебный план или плохой? У меня даже нет ни одного знакомого учителя!
– Это не так сложно, как вы думаете, – ответила я. – Вы же хорошо знаете своего ребенка. Вам не нужно быть экспертом в области педагогики, чтобы выбрать хорошую школу. Все, что вам нужно сделать, – зайти в класс, найти ребенка, который похож на вашего, и понаблюдать, как он себя чувствует. Вам нужно обратить внимание на три ключевых аспекта: эмоциональный фон, подход к учебному процессу и атмосферу в классе. Я дам вам список, чтобы объяснить, что я имею в виду.
Эмоциональный фон:
• Радость. Преподаватели, дети, сотрудники школы и родители улыбаются и выглядят счастливыми.
• Спокойствие. Вы спокойны и расслаблены, когда переступаете порог класса. У вас не напрягаются мышцы лица, не сжимается желудок, вам не хочется вжать голову в плечи. Вам хочется зайти в этот класс и стать его частью. Ваша внутренняя система тревожной сигнализации не вопит: «Беги отсюда, как только сможешь!»
• Радушие. На стенах висят фотографии детей, рассказывающие об их домашней жизни, традициях и интересах. Снимки делают помещение ярким и однозначно сообщают: здесь рады всем. Детей называют по именам. Вопросы о новом щенке, младшем брате или болезни бабушки свидетельствуют о том, что взрослые хорошо знают детей.
• Уважение. Вы видите, что дети и взрослые конструктивно общаются. К мнениям и идеям детей относятся уважительно. Когда ребенок неуместно отвечает на вопрос учителя, тот не обрывает его презрительной репликой: «Мы сейчас говорим не об этом». Он уважительно выслушивает ребенка и мягко замечает: «О, отличная идея! Мы обязательно обсудим ее чуть позже, а теперь…»
Подход к учебному процессу:
• Интерес к учебе. Вы слышите, как дети увлеченно зовут учителя, желая поделиться своими открытиями. У них блестят глаза. Они с воодушевлением рассказывают вам о том, что они изучают, почему они учатся и почему важно учиться.
• Стимулирующий стиль обучения. Интересные учебные материалы, разнообразные виды деятельности. Применяются визуальные, вербальные и физические средства обучения. Двигательная активность интегрирована в образовательный процесс. Широко используются модели и демонстрации. Приветствуется творчество. Дети работают в небольших группах или индивидуально. И экстраверты, и интроверты чувствуют себя комфортно.
Атмосфера в классе:
• Безопасность. Требования четкие, понятные, простые и последовательные. Приближающийся взрослый воспринимается как помощник, а не угроза. Дети знают, какое поведение является надлежащим, и проактивно обучаются эффективным стратегиям разрешения конфликтов. Вы можете услышать, как один ребенок говорит другому: «Ты должен поделиться!», а другой ему отвечает: «Хорошо, это твоя идея. Моя идея – давай совершим обмен?»
• Организация. Существует четкий распорядок, известный каждому ребенку.
• Теплота. Реакция на слезы и даже гневные крики – ободряющие объятия, мягкие прикосновения и внимательное выслушивание, а не жесткие выговоры и крики.
• Комфортность. Обстановка в классе способствует здоровью и благополучию. Дети не морщат носы, не щурят глаза и не демонстрируют других признаков дискомфорта или раздражения. Видно, что физически им хорошо. Если вы остановитесь и сосредоточитесь на своих ощущениях, температура в помещении, освещение и воздух также покажутся вам подходящими.
Если вы нашли класс, который соответствует этим требованиям, значит, вы обнаружили то, что нужно.
– Пожалуй, я схожу в одну школу, – сказала Николь. – Попробую.
На следующей неделе я, как и все родители, с нетерпением ожидала рассказ Николь.
– Это было фантастически, – выпалила она, не дав нам даже рассесться по местам. – Я побывала в двух классах в одной и той же школе. Какая разница! В каждом я увидела детей, которые напоминали мне моего Марка. Один был даже похож на него внешне, и оба – непоседы, как он. В одном классе учительница воспринимала как само собой разумеющееся, что дети ходят от стола к столу, подходят к доске и полкам. Все дети занимались делом, разговаривали друг с другом – и при этом были очень сосредоточенны. Учительница сама постоянно вставала из‑за стола, ходила по классу, шутила и смеялась. Казалось, ей нравятся все ученики. Я слышала, как она спросила у одного мальчика, как растет его младший братишка, а у другого – вернулся ли его отец из Японии. Я почувствовала, что она искренне интересуется каждым ребенком. Ник – мальчик, за которым я наблюдала, – подбежал к ней через всю комнату, чтобы показать несколько букв «А», которые он написал. «Посмотрите! – воскликнул он. – Я написал „арбузы“!» Несмотря на то что он выполнил только часть задания, учительница не стала говорить ему об этом. «Ух ты, здорово! – похвалила она. – Ты написал букву „А“. Слово „арбуз“ действительно начинается с этой буквы. Давай откроем нашу таблицу с буквами и посмотрим, правильно ли ты ее написал». Ник серьезно посмотрел на таблицу и радостно подпрыгнул, увидев, что не ошибся. Они с учительницей ударили друг друга по ладоням, и он отправился писать букву «А» дальше. На перемене я спросила у нее о Нике. Она улыбнулась и сказала: «Он мой лучший курьер. И еще у него отличное чувство юмора».
Во время группового чтения все дети собрались вокруг учительницы, за исключением двоих, один из которых лежал на полу чуть поодаль, не мешая занятию, а другой играл с гаджетом. Последний все время посматривал, как учительница переворачивает страницы книги, и было очевидно, что он слушает. Поскольку он также не мешал группе, учительница его не трогала.
Но потом этот мальчик перешел черту. Он начал рычать, изображая звук мотора. Все головы повернулись к нему. Учительница подозвала ребенка. Она обняла его за плечи, приблизила к себе и прошептала на ухо, что он может присоединиться к группе или сделать перерыв. Он выбрал первый вариант – отложил гаджет и сел рядом с ней. Педагог продолжила читать. Я не слышала никаких криков, угроз, нотаций и ругани. Границы дозволенного были четкими и понятными, и их соблюдение обеспечивалось уверенно и уважительно.
Во втором классе я выбрала Алекса, который также напоминал мне Марка. В этом классе дети гораздо меньше двигались и долго сидели за партами. Алекс непрерывно ерзал на стуле и грыз карандаш. Учительница сказала, что тех, кто не напишет строчку красивых букв «А», она отправит назад в детский сад. Взглянув на лицо Алекса, я поняла, что он воспринял эти слова абсолютно серьезно и расстроился.
Как и Николь, вы должны найти класс, подходящий вашему сыну или дочери. Вы все поймете и почувствуете, просто понаблюдав за тем, как ведет и чувствует себя здесь ребенок, похожий на вашего. Что вы должны искать? Теплое, дружеское общение учителя и детей. Оживленные и миролюбивые разговоры между самими учениками. Применение стратегии скаффолдинга педагогами, мягко подталкивающими детей к выходу на новый уровень понимания и мышления. Улыбки на лицах, расслабленные тела, гордость за хорошо выполненную работу и успехи. Особенно обратите внимание на ситуации, когда ребенок делает что‑то не так. Его стыдят и ругают? Или мягко перенацеливают и помогают, чтобы в следующий раз он сделал правильный выбор?
Не позволяйте репутации или слухам сбить вас с толку. Доверяйте собственным глазам и интуиции. Класс или школа, подходящие одному ребенку, могут быть катастрофой для другого из‑за разницы в темпераментах обоих. Вот почему нельзя полагаться на мнение соседей, особенно если их ребенок по характеру несхож с вашим. Родителям нужно самим пойти в класс и выяснить, подходит ли он их сыну или дочери.
Выбирая детский сад, обязательно останьтесь на тихий час и посмотрите, спят ли там дети. Способность детей погрузиться в сон является хорошим показателем эмоциональной атмосферы. Чтобы заснуть, малыши должны чувствовать эмоциональный комфорт и безопасность.
Если ваш ребенок – экстраверт, обратите внимание на реакцию учителя, когда дети слишком часто поднимают руку или задают слишком много вопросов: он выражает недовольство или же хвалит таких детей за сообразительность и уверенность в своих знаниях?
Если у вас медленно адаптирующийся ребенок, последите за переключениями. Вывешено ли в классе расписание занятий на день, чтобы дети знали, что их ожидает? Существует ли режим дня? Учитель предупреждает о предстоящей смене видов деятельности? Как часто происходят такие переключения и насколько комфортно с ними справляется ребенок, похожий на вашего?
Если у вас гиперэмоциональный ребенок, обратите пристальное внимание на эмоциональный климат. Посмотрите, как учитель реагирует на проявление эмоций и каким образом дети могут снять напряжение. У мальчиков и девочек, находящихся в красной зоне, резко снижаются способности к обучению. Доктор Меган Гуннар из Университета Миннесоты утверждает, что «эмоциональное состояние детей напрямую влияет на их умственные способности».
Если у вас восприимчивый ребенок, послушайте, как педагог направляет действия учащихся. Он использует и вербальные и визуальные средства?
Если у вас активный ребенок, посмотрите, интегрирована ли двигательная активность в учебный процесс. Исследователи обнаружили, что, немного подвигавшись, человек может повысить концентрацию внимания. Пять лет назад начальная школа «Уорд Элементари» в Ричмонде, США, запустила программу «Читаем и крутим педали». Они оборудовали велотренажерами отдельную комнату, куда приходили заниматься учителя со своими классами. Дети, которые учились по этой программе большую часть времени, овладевали навыками чтения на уровне 83 %. Те, кто не занимался по этой программе, показали очень низкий уровень – 41 %. Движение имеет значение!
Для чувствительного ребенка может быть важен вопрос питания. Если в школе нет столовой и дети завтракают за своими партами, такому ребенку может быть трудно выжить во второй половине дня, когда помещение наполнено «ароматами» бананов и бутербродов с тунцом.
И не забудьте про потребности своего маленького интроверта – посмотрите, есть ли в классной комнате такое место, где сын или дочь сможет недолго побыть в покое и одиночестве. Короче говоря, каковы бы ни были потребности вашего чада, посмотрите, как они будут удовлетворяться в этом конкретном месте.
– Но что делать после того, как вы нашли подходящую школу и класс? – спросила Николь. – Я хочу, чтобы мой Марк учился в классе у миссис Дженсен, но по правилам школы родители не могут выбирать учителя.
– На самом деле, – ответила я, – директора школ и учителя готовы пойти вам навстречу. Им тоже хочется, чтобы ваш ребенок был успешным. Поэтому совершенно уместно и даже необходимо написать директору письмо, в котором следует описать особенности темперамента вашего ребенка и тип учителя, который, как вы думаете, может найти с ним общий язык. Например, Николь может написать следующее письмо:
«Уважаемый директор ____________________,
мой сын Марк в следующем году начнет учиться в Вашей школе. Я бы хотела немного рассказать Вам о нем. Он очень активный и спортивный ребенок. Любит играть в футбол и баскетбол. Мне кажется, ему нужен учитель, который позволяет детям двигаться во время занятий. Марк также очень чувствителен, поэтому лучше реагирует на спокойную, дружескую речь. Громкие голоса пугают его.
Недавно я посетила Вашу школу и, в частности, класс миссис Дженсен. Мне показалось, что ее стиль преподавания и общения с детьми хорошо подходит Марку. Я надеюсь, что Вы учтете это при принятии решения о том, в какой класс определить моего сына. Если не получится сделать так, чтобы мой сын учился у миссис Дженсен, я буду Вам очень признательна, если Вы запишете его к учителю с похожим стилем преподавания.
Заранее благодарю. Если у Вас есть ко мне вопросы, Вы можете связаться со мной по телефону ____________ или по электронной почте ____________».
Насколько это будет возможно, большинство директоров школ удовлетворят вашу просьбу. Они хотят, чтобы вы и ваш ребенок были счастливы. И они оценят вашу заинтересованность и заботу. Пишите коротко и по существу вопроса. Укажите одно самое главное условие, необходимое для успеха вашего сына или дочери. Однако оставьте директору возможность выбора. Он хорошо знает своих сотрудников. Не исключено, что, прочитав ваше письмо или встретившись с вашим ребенком, он найдет для него еще более подходящего учителя. И он может знать о миссис Дженсен то, что вы не заметили во время визита в школу. Благодаря сотрудничеству с директором вы сможете подобрать для своего ребенка класс, в котором он действительно будет процветать.
Потратив время и силы на заблаговременный поиск школы и класса, вы сможете предотвратить множество потенциальных проблем. Вы будете доверять учителю и знать, что он поможет вашему чаду стать успешным. И сын или дочь тоже будет доверять ему. Доверие помещает детей в зеленую зону спокойствия, делая их готовыми к обучению.
Участвуйте в школьной жизни
Многочисленные исследования неизменно показывают, что дети, чьи родители активно интересуются школьными делами, более успешны, чем дети, родители которых этого не делают. Старайтесь использовать любую возможность принять участие в школьной жизни. Разумеется, такое участие может быть ограничено вашей занятостью, но постарайтесь посещать собрания, дни открытых дверей, школьные спектакли и концерты. Предлагайте оказать добровольную помощь при уборке класса или в загородных поездках. Чем больше вы участвуете в школьных делах, тем больше у вас шансов наладить контакты с теми, кто играет важную роль в жизни вашего ребенка. Несколько часов, проведенных на школьном пикнике или другом неофициальном мероприятии, когда вы можете поговорить с директором школы, одноклассниками вашего ребенка или их родителями, позволят вам предотвратить многие неприятности. А если проблемы все же возникли, дружеские беседы на школьном пикнике помогут вам быстрее найти оптимальное решение.
Поделитесь информацией
– Я должен предостеречь учителя? – спросил Бен. – Если серьезно, я должен сообщить учителю Кэссиди о том, как она ведет себя дома? Или, может быть, мне лучше помолчать и пусть преподаватель все узнает сам? Я не хочу влиять на него, хотя был бы рад помочь, чем могу.
Не нужно предостерегать учителей, но проинформировать их стоит. В первый школьный день педагог знакомится со своим классом – с целой группой детей. Ему нужно быстро оценить особенности каждого ученика. Сообщив учителю эту информацию, вы можете помочь ему. При этом помните наш разговор о ярлыках в главе 2. Используйте слова, которые подчеркивают достоинства ребенка, а не его слабые стороны.
– Значит, я правильно сделала, – вмешалась Кэти. – В первый учебный день, когда я привела Итана в школу, я поговорила с его учительницей. Я просто сказала ей пару слов о его характере. Предупредила, что ему может быть трудно привыкнуть к школе, и попросила сообщать мне о проблемах. Я также узнала, что на следующей неделе к ним придет клоун, чтобы сделать фотографии класса. Я предупредила учительницу, что сын боится клоунов, поэтому ему может понадобиться небольшая поддержка. На следующей неделе я позвонила в школу, чтобы узнать, как дела. Преподаватель сказала, что я была права и Итану действительно не понравился клоун, но, будучи предупреждена заранее, она поставила моего мальчика рядом с собой. Итан успешно справился с трудной ситуацией и гордился этим.
– А я сообщила учительнице Либби, что моя дочь – ярко выраженный интроверт, – добавила Линдси. – Мне показалось, что педагог была рада узнать, что девочка лучше всего работает, когда сидит немного в стороне от остальной группы. Либби любит все хорошенько обдумать, прежде чем принять участие в общем деле. Иногда может показаться, что она не слушает, но она слышит все!
Рассказывая о темпераменте своего ребенка и наиболее эффективных подходах к нему, вы даете учителю информацию, которая необходима ему, чтобы эффективно работать с вашим сыном или дочерью. Выигрывают все, а преподаватель непременно оценит вашу поддержку и готовность помочь.
Когда возникают проблемы
– Я так устала, – тяжело вздохнула Тара. – Устала оттого, что учитель постоянно жалуется на Кару. Что делать, если я испробовала все, о чем мы тут говорили, и ничего не помогло? Кара пропускает школу чаще, чем ходит туда. Дочка заболела, и мы сначала считали, что у нее грипп. Но, судя по всему, проблема гораздо глубже. Мы подозреваем, что девочка просто боится своего учителя. Раньше у нее никогда не было учителя‑мужчины, а этот любит рявкать на детей. Нет, он не кричит на Кару, но она настолько чувствительна, что приходит в панику от одной только мысли о том, что кто‑то может на нее рассердиться. Мы разговаривали с преподавателем и посылали ему электронные письма, но он считает, что мы просто ищем оправдания своей дочери. Когда я с ним говорю, создается впечатление, будто он меня не слушает, а думает только о том, как бы мне возразить. Мы обращались даже к директору, но тот сказал: «В жизни Каре придется иметь дело с разными людьми, и девочке нужно научиться ладить с ними». Безусловно, он во многом прав, но дочка боится – и это плохо. Разве я могу изменить систему?
Тара действительно страдала. Ее сгорбленная спина, опущенный взгляд и подрагивающий голос выдавали ее состояние. Что может быть хуже для родителя, чем осознание того, что он не может защитить собственного ребенка и не знает, как ему помочь?
– Да, иногда, несмотря на все усилия пап и мам, ребенок все равно сталкивается с проблемами в школе, – ответила я. – Чтобы найти решение, вам нужно прийти ему на помощь и стать его адвокатом. Вы должны помочь ему стать успешным. Быть защитником нелегко. Это требует времени, сил и выдержки. Порой вы можете чувствовать себя бессильным – и напрасно. Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. – Я повернулась к группе и спросила: – Подумайте, что вы можете совершить как адвокат своего ребенка?
– Не нужно опускать руки, – сказал Кэл. – В прошлом году я не сумел найти общий язык с директором школы, где учится мой сын. Пытался, но безрезультатно. Я начал разочаровываться во всей системе школьного образования, но мне посоветовали обратиться к вышестоящему начальнику. Тот был на высоте. Сначала мы обсудили вопрос вдвоем, а потом – втроем, с директором школы. Я по сей день благодарен этому человеку.
Мы остро переживаем, когда наши дети сталкиваются с проблемами в школе. Мы испытываем настоящие душевные страдания, которые могут усугубляться чувством неловкости за ребенка и воспоминаниями о собственном негативном опыте в школе. Эти эмоции возводят барьеры и заставляют каждого занимать оборонительную позицию. Учитель знает, что вас что‑то не устраивает, но он обычный человек. Он может испытывать стресс дома и на работе. Он отвечает за большую группу детей, которых должен обучать каждый день. Чтобы педагог не счел ваши требования чрезмерными и прислушался к вам, вы должны найти правильный подход. Не нужно быть чересчур напористым и требовательным. Больше, чем когда бы то ни было, вам понадобятся хорошие коммуникативные навыки.
Договоритесь о встрече с учителем своего сына или дочери. Личное общение гораздо более эффективно при решении проблем, чем электронная почта. Чтобы преподаватель начал вас слушать, согласитесь с каким‑либо из его утверждений, которое сочтете более или менее справедливым, – даже если для этого вам придется сменить минус на плюс. Например, если учитель Кары говорит, что она слишком эмоциональна, Тара может сказать: «Да, дома она тоже очень чуткая и заботливая». Найдя точку соприкосновения, вы настроите педагога на сотрудничество. Он перестанет обороняться и будет способен к откровенному разговору.
Внимательно слушайте, что говорит учитель, и постарайтесь понять его, на время забыв о своих интересах. Если что‑то не ясно, попросите объяснить. Следите за своей интонацией и речью! Учитель должен чувствовать, что вы стараетесь его понять, а не допрашиваете. Например, если преподаватель говорит, что ребенок не справляется с заданиями, спросите: «Не могли бы вы привести недавний пример?» Копайте глубже, чтобы узнать, когда именно возникает проблема. Это происходит в определенные дни, на всех предметах или же речь идет только о контрольных по математике? Если ребенок плохо себя повел, был ли повод для срыва? И не забудьте спросить учителя, что, на его взгляд, ваш ребенок чувствовал в той ситуации. Это поможет вам определить, какие эмоции могли обусловить неприемлемый поступок. Если учитель говорит, что ваш ребенок просто упрям или ленив, помните, что такое поведение может быть следствием стресса (см. об этом в главе 7).
Если вы не в состоянии определить, какие эмоции и потребности могут портить школьную жизнь вашего ребенка, попробуйте проанализировать его темперамент. Возможно, сын или дочь плачет в начале школьного дня, потому что не умеет быстро справляться с переключением? Может, ребенок толкает других детей, потому что он интроверт и нуждается в личном пространстве? Не потому ли он не слышит учителя, что очень восприимчив и его стол стоит рядом с аквариумом? Возможно, он медленно выполняет задания, потому что сначала обращает внимание на детали, а только потом до него доходит, с чего начать? Выявление подлинной причины проблемы позволит вам прийти к общему знаменателю с учителем. Подключите к этому и ребенка – спросите у него, о чем он думает, когда выполняет задания, или что чувствует в той или иной ситуации. Его ответ может вас удивить.
Разговаривая с преподавателем, не думайте, что он хорошо разбирается в вопросах темперамента. В педагогических вузах тема темперамента рассматривается очень поверхностно, поэтому вы можете оказаться более сведущим, чем учитель. Дайте ему прочитать эту книгу. Скажите, что вы нашли в ней много полезной информации. Возможно, ему даже не приходило в голову, что ненадлежащее поведение детей может быть обусловлено их темпераментом.
Ваше искреннее стремление выслушать учителя и разобраться в проблеме успокоит его и будет стимулировать в нем готовность в свою очередь выслушать вас. Убедитесь, что вы правильно поняли преподавателя. Используйте ту же самую стратегию решения проблем, о которой мы говорили в главе 9.
После того как вы выяснили приоритеты учителя, объясните, что важно для вас. Сконцентрируйтесь на своих интересах, а не на позиции. Например, Тара может сказать: «Я хочу, чтобы Кара чувствовала себя комфортно в школе», а не: «Я хочу, чтобы Кара перешла от вас в другой класс!» Сосредоточенность на интересах позволяет избежать обвинений, что помогает устранить оборонительные барьеры и перейти к поиску конструктивного решения.
Иногда такое решение уже может существовать. Если вы присутствовали на занятиях, отметьте, какие полезные для вашего ребенка приемы использовал учитель. Например, если вашему чаду трудно усидеть на месте, вы можете сказать: «Я заметил, что, когда вы позволяете Дилану лежать на полу, он более сосредоточен и меньше отвлекается». Лучшие методы – те, которые уже используются преподавателем, просто их нужно применять либо чаще, либо по‑другому. Например, вы можете сказать: «Я заметил, что, когда вы сделали с детьми зарядку в середине урока, Дилан спокойно сидел все оставшееся время. Нельзя ли начинать урок с зарядки?»
В самом крайнем случае вы можете сослаться на предшествующий позитивный опыт, например: «В прошлом году Дилан хорошо усваивал материал, кода миссис Ромеро использовала "обучающие центры". Не могли бы вы тоже использовать этот метод?» или «Не хотели бы вы поговорить с миссис Ромеро? Возможно, у нее есть идеи, которые могут оказаться для нас полезными». Еще один источник решений – методы, которые вы используете дома. Однако предварительно необходимо убедиться в том, что они будут работать в коллективе.
Помните, что у учителя тоже есть темперамент. Он может быть склонен к негативной первой реакции, медленно адаптироваться или же быть очень упрямым. Не давите на него. Предложите свои идеи и договоритесь встретиться и обсудить их еще раз.
Не забывайте и про собственный темперамент. Если вы гиперэмоциональны, учитывайте, что ваши эмоции могут выплеснуться наружу, несмотря на все старания сохранять хладнокровие. Возьмите с собой супруга или подругу, которые смогут продолжить беседу, если вам понадобится выйти из комнаты и успокоиться. Если вы интроверт и вам нужно время подумать, попросите об еще одной встрече.
Не найдя общего языка с преподавателем, попробуйте использовать другие возможности исправить положение. Попросите директора школы или школьного психолога встретиться с вами и учителем. Сотрудник социальной службы, бабушка или дедушка, воспитательница из детского сада и любой другой человек, который хорошо знает вашего ребенка, также могут оказаться полезными.
Когда ваш сын или дочь сталкивается с проблемой, ваша задача – найти выход. Большинство учителей очень преданы своей профессии. Они искренне хотят, чтобы ваш ребенок был успешным в их классе. Гибко и творчески подойдите к поиску решения и помните, что ребенку с непростым характером «идеальный» класс, соответствующий его темпераменту, нужен в школе не всегда, а только бо́льшую часть учебного времени.
…Тара пришла на занятия лишь спустя три недели. Я сразу обратила внимание на ее уверенную походку. «После того занятия я отправилась в школу. Я решила, что попытаюсь быть адвокатом, как вы нам советовали, а не обвинителем, – рассказала женщина (по ее голосу было понятно, что визит в школу дался ей с трудом). – Но я никак не могла придумать, как донести свои мысли до директора и учителя. И вот, когда я сидела на уроке плавания, меня вдруг озарило: мы же не учим детей плавать, бросая их в воду подальше от берега! Сначала мы учим их на мелководье, где у них может что‑то получаться. Я немедленно пошла к директору школы и сказала следующее: „Вы правы: моей дочери в жизни придется сталкиваться с разными людьми, и она должна научиться с ними ладить“. Директор согласно кивнул. Тогда я продолжила: „Но когда мы учим детей плавать, мы не бросаем их сразу в воду, а учим постепенно. Я думаю, что мы должны поступать так же, когда учим детей общаться. Все дети разные. Для Кары это слишком большая глубина, и она просто тонет“. Директор внимательно меня слушал! Затем он позвал учителя и мы вместе обсудили ситуацию. Мы решили перевести Кару в другой класс – но не потому, что ее учитель был плох, а потому, что он не подходил для Кары. Такое решение устроило всех, и результаты не заставили себя ждать. За последние две недели Кара не пропустила ни одного дня!»
Дети с характером могут добиваться больших успехов в школе. Когда родители, учителя и сами дети работают как одна команда, когда все они знают, что такое непростой характер и как правильно им управлять, школа превращается для ребенка в источник положительных эмоций и радости – место, где ценится индивидуальность и где каждый может процветать.
Как поспособствовать успеху ребенка в школе
ПЕРЕД НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА. Даже если у вас нет возможности выбрать школу и класс для своего ребенка, вы все равно можете способствовать его успешной школьной жизни. Поговорите о школе. Чего он ожидает? Что его беспокоит?
«Я совершенно случайно узнала, что Мика, наш старший, до смерти боится того, что ему придется ездить на школьном автобусе, – сказала Кристал. – Я никогда не думала, что это может быть проблемой, но мальчик переживал. К счастью, наша соседка как раз работает водителем школьного автобуса. Однажды она взяла Мику с собой и прокатила до школы и обратно. Он понял, как это весело, и перестал бояться».
Если ваш ребенок будет ездить на школьном автобусе, «познакомьте» его с автобусом заранее. А если он будет ходить в школу пешком, заранее изучите с ним маршрут и потренируйтесь правильно переходить дорогу.
«Сара очень переживала по поводу того, кто будет ее учителем, – добавил Брент в продолжение нашего разговора. – Она также хотела знать, как выглядит класс и где находится туалет».
Многие школы вывешивают списки учеников по классам до начала учебного года. Если ваша школа так не делает, примерно за неделю до первого учебного дня позвоните в школу и спросите, в какой класс распределен ваш ребенок и кто будет его учителем. Также можно спросить, когда учителя будут готовить классные комнаты к занятиям. Вы можете прийти в этот день в школу вместе с ребенком, посетить его класс, посмотреть, где находятся туалеты, питьевые фонтанчики, столовая, библиотека, спортивный зал, а также встретиться с учителем и директором. Такой спокойный, неформальный визит снимет у ребенка значительную часть стресса и избавит от многих страхов. Особенно это важно в том случае, если ваш ребенок медленно адаптируется или склонен к негативной первой реакции.
Дети должны чувствовать себя комфортно в свой первый день в школе. Чем менее напряжен ребенок, тем выше вероятность хорошего старта. Возможно, в сентябре стоит отменить остальные мероприятия, чтобы ваше медленно адаптирующееся чадо могло сосредоточить все свои силы на адаптации к школе.
ОТПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ В ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЕ. «Сегодня я позволила Брейдену поспать подольше, потому что вчера он поздно лег спать, – рассказала на занятиях Коди. – Я думала, что, выспавшись, утром он будет лучше себя чувствовать, однако мы все равно торопились. Я приготовила его одежду, но он недоделал домашнюю работу – он ненавидит домашнюю работу. Откровенно говоря, он ненавидит и школу! Закончилось тем, что мне пришлось буквально волочь его на автобусную остановку».
Физическая готовность – важный фактор успеха ребенка в школе. Психолог Гэхан Фаллоун из клиники Mercy Clinic Behavioral Health‑Lark в Спрингфилде, Миссури, говорит: «Чтобы дети преуспевали в школе, вовремя ложиться спать для них столь же важно, как и вовремя приходить в школу». Это верно для всех детей, но особенно для ребятишек с характером.
Большое значение имеют и семейные трапезы. Исследования показывают, что семейные трапезы больше способствуют успехам в учебе, чем занятия спортом или искусством. Возможно, причина в том, что время, проведенное вместе с родителями за столом, успокаивает непростого ребенка, повышает вероятность того, что он съест полезную и питательную пищу, и увеличивает его словарный запас благодаря участию в общей беседе. Поэтому разработайте семейный распорядок дня, включающий отход ко сну и приемы пищи в одно и то же четко определенное время, и придерживайтесь его!
Наконец, будьте эмоционально и физически доступны для ребенка по утрам. Это сложно, поскольку в это время суток все мы бываем очень заняты, но несколько минут, уделенных ребенку, могут существенно повлиять на весь уклад. Бренда убедилась в этом на собственном опыте. «Каждое утро Рикки закатывал истерику из‑за того, что не хотел идти в школу. Но как только он оказывался там, он чувствовал себя превосходно, – рассказала Бренда группе. – Так было и в детском саду, но туда он ходил всего три дня в неделю, поэтому я терпела его скандалы. Учительница предположила, что, возможно, Рикки просто требуется время, чтобы настроиться на изменение обстановки и справиться с этим переключением. И, пока он не привык к школе, ему нужна моя поддержка. Тогда я стала посвящать ему по утрам больше времени. Оказалось, что небольшая дополнительная поддержка – это все, что ему требовалось. Примерно через месяц скандалы прекратились».
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ. Часто дети с характером хорошо ведут себя в школе, но срываются, как только видят вас. Даже если школа подходит вашему ребенку, высокий уровень стимуляции, общение со сверстниками, необходимость соблюдать правила и сохранять концентрацию внимания отнимают у него массу сил. К тому моменту, когда вы встречаете свое чадо после занятий, его запасы энергии обычно бывают на нуле и при виде вас он срывается, поскольку вы являетесь для него эмоциональным убежищем. Надо понимать, насколько труден для ребенка этот переход, и попытаться облегчить его.
Поговорите с ребенком. Объясните ему, что после школы он очень устал и это нормально, но драться, пинаться, кричать и говорить грубости неприемлемо. Вместе подумайте, как можно решить проблему. Спросите сына или дочь, что нужно, чтобы лучше чувствовать себя после школы. Перекусить? С кем‑то поговорить или поиграть или же, наоборот, немного побыть в тишине и уединении? Требуется активность или покой? Громкие звуки или тишина? Необходимо личное пространство? После школы хочется ходить на дополнительные занятия в кружки или секции либо возвращаться домой? Когда лучше делать домашние задания – сразу же после школы или нужен перерыв? Проанализируйте ситуацию с точки зрения особенностей темперамента ребенка и подумайте, что может помочь ему вернуться в зеленую зону.
Затем вместе создайте визуальный план того, что будет происходить после школы. Например, для экстраверта: перекус, время на общение, активные игры (я рекомендую использовать таймер), выполнение домашних заданий и ужин. Для интроверта это может быть перекус, отдых, игровое время, выполнение домашних заданий и ужин. Не существует правильного или неправильного плана. Главное, чтобы он подходил конкретно вашему ребенку, обеспечивал предсказуемость и помогал возвращаться в зеленую зону.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ. «Но как заставить его делать домашнюю работу? – спросила Кэти. – Моя Имоджен немедленно начинает хныкать: „Это так трудно. Я не справлюсь. Мне нужна твоя помощь“. Мне нужно игнорировать ее нытье? Или помочь ей? Я так устала от ежедневных сражений…»
Выполнение домашних заданий требует спокойствия. Когда ваш ребенок ноет и жалуется или же скандалит, катается по полу, бросает тетрадки или убегает, тем самым он показывает вам, что находится в красной зоне и не в состоянии ясно мыслить.
Вот почему так полезен план. Благодаря ему мальчик или девочка знает, когда надо садиться за уроки, и может вернуться в зеленую зону, прежде чем начать делать домашнюю работу. Вы можете научить ребенка останавливаться и проверять свое состояние: спокойны ли его руки, ноги и голос? Дыхание медленное и глубокое? Это признаки того, что он находится в зеленой зоне. Если ребенок не спокоен, он может глубоко подышать, выпить холодной воды или немного посидеть, вообразив какое‑нибудь приятное место.
Также важно создать правильную обстановку. Поэкспериментируйте, чтобы узнать, в каких условиях сыну или дочери лучше работается. Когда он сидит рядом с вами за кухонным столом или же в тихом, уединенном месте? Фоновая музыка помогает сосредоточиться или, наоборот, отвлекает? Удобнее сидеть на фитнесболе или на стуле? А может, вообще стоять?
После того как ребенок успокоится и устроится на своем рабочем месте, помогите ему разбить каждое задание на небольшие части. Выясните, за какое время он прочитывает одну страницу или заполняет буквами одну строку. Если ему нужно прочитать десять страниц и на каждую страницу уходит по три минуты, значит, на выполнение всего задания потребуется примерно 30 минут. Спросите ребенка, что он предпочитает – прочитать все сразу или же в три приема, по десять минут на каждую порцию с перерывами? Пусть сын или дочь определится и составит план. Вместе решите, что он будет делать во время перерывов: например, пойдет на кухню выпить стакан воды, позанимается на велотренажере или послушает музыку. Или же, если позволяют обстоятельства, можно делать более длинные перерывы: скажем, десять минут чтения после школы, еще десять минут – на следующее утро и последние десять минут – на следующий день.
Если ребенку нужно выполнить несколько заданий, предложите начать с самого легкого. Быстрый успех – хорошее начало. А если есть большое письменное задание, посоветуйте останавливаться на середине, чтобы потом было проще продолжить работу.
Выполнение домашних заданий не должно быть поводом для ежедневных сражений. Помогите ребенку успешно заниматься дома – и вы не только повысите его успеваемость в школе, но и поспособствуете развитию у него таких важных для жизни навыков, как умение эффективно работать и даже управлять проектами. В скором времени ваш сын или дочь научится делать уроки без вашей помощи – ну, или почти без нее.
КОПАЙТЕ ГЛУБЖЕ. Хотя темперамент – важнейший фактор успеха в школе, он не лежит в основе всех проблем. Если школьная жизнь вашего ребенка чем‑то омрачена, причина может крыться еще и в особых образовательных потребностях, плохом здоровье и т. д.
«У нашей Кортни начал болеть живот, – рассказал на занятиях Бен. – Сначала мы думали, что это стресс дает о себе знать. Но после того как школа пошла нам навстречу и внесла необходимые изменения, боли не исчезли. Оказалось, что у дочери больные почки и ей требуется операция».
Если, несмотря на все ваши старания, проблемы сохраняются, пройдите с ребенком полное медицинское и психологическое обследование. Только получив всю необходимую информацию, вы сможете принять правильное решение относительно того, что делать дальше.
Проверьте свой собственный уровень стресса. «Нам пришлось отправиться к семейному консультанту, – сказал Роб. – Оказалось, что Элизабет плохо вела себя в школе из‑за наших отношений с женой. Девочка впитывала наш стресс и выплескивала его на уроках и переменах. Это никак не было связано с тем, что происходило в классе».
Помните, что ребенок с характером – эмоциональный барометр вашей семьи. Если родители тяжело переживают конфликт друг с другом, им надо постараться уладить его до того, как проблемы начнутся у их сына или дочки.
Обратитесь за помощью к школьному психологу. Он может поработать с вашим ребенком, чтобы помочь ему пережить развод мамы и папы, смерть близкого человека или другой травмирующий опыт. В некоторых школах существуют даже специальные группы поддержки для детей, столкнувшихся с подобными ситуациями.
Дети с непростым характером могут быть успешными в школе. Если вам и вашему непростому чаду пока не удалось добиться этого, не сдавайтесь. Продолжайте бороться. Решения существуют, и вы сможете их найти. Поверьте мне.
|