Общие девиантогенные факторы в целом присущи и подростково‑молодежной девиантности. Это, прежде всего, социальное и экономическое неравенство, низкая социальная мобильность, отсутствие или существенная ограниченность возможностей удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации[1]. Особенно остро эти факторы действуют в отношении подростков и молодежи, чья потребность в самоутверждении и самореализации максимальна, а возможности ее удовлетворения – минимальные. Как заметил Павел Лунгин, говоря о подростках: «они идут в кроссовках по улице, смотрят на проезжающие автомобили, ненавидя их владельцев: старых, богатых, отвратительно успешных. Эти юноши жаждут успеха, денег, славы. Не в будущем, не после изнурительных трудов, а здесь и сейчас. Любой ценой»[2].
Эти факторы играют существенную роль в обусловленности различных проявлений девиантности: пьянства, наркотизма, проституции, самоубийств. Интересно, что это нередко понимают вполне «простые люди». Так, рабочий Р. в предсмертной записке, оставленной сыну перед самоубийством, завещал: «Сашенька!..Шагни дальше отца насколько можешь выше отца по социальной лестнице» (сохранена орфография подлинника).
А современная ситуация в России крайне неблагоприятна в этом отношении. Показатели экономического неравенства (децильный или фондовый коэффициент, индекс Джини) свидетельствуют о его катастрофическом уровне. Если, по данным швейцарского банка Credit Suisse, в 2015 г. впервые в истории человечества 1 % населения Земли стал владеть 50 % всех богатств, а в 2016 г. 1 % населения будет владеть 52 % богатств, то в России 1 % населения владеет 71 % национальных богатств (на втором месте Индия, на третьем – Индонезия). А 10 % населения России владеет 84,8 % всех богатств страны (на втором месте – Индонезия с показателем 77,2 %). Подросткам и молодежи – членам бедных семей, жителям сельской местности и малых городов крайне трудно, практически невозможно получить качественное высшее образование, престижную, интересную высокооплачиваемую работу,
интересно и с пользой использовать досуг (творческие кружки, секции, студии, объединения отсутствуют или недоступны по финансовым соображениям). Не удивительно объединение подростков на основе нежелательного поведения: пьянство, потребление наркотических средств или психотропных веществ, насилие над «иными», «чужими».
Явно недооценивается роль «исключенности» в генезисе такого опаснейшего явления, как терроризм. Классическим примером крайне негативного поведения «исключенного» служит страшный террористический акт 14 июля 2016 года в Ницце: «Террористом в Ницце оказался неудачник‑разведенка с целым букетом проблем и комплексов. Ницца, кстати…. это солидное тихое место для солидных господ, в котором понятие «бюджетное жилье» начинается с уровня, который в любом другом месте будет считаться респектабельным и элитным. Так что если нужно, чтобы объект ненависти оказался тем, кем надо – можно ехать сквозь толпу напролом, не ошибешься… Фактически перед нами классический свихнувшийся неудачник, реализовавший свои комплексы и ненависть к окружающему богатому и равнодушному миру… К теракту в Ницце можно пристегивать кого угодно – и националистов, и ИГИЛ, и каких‑нибудь леваков‑марксистов. Они все про это – про несправедливость и равнодушие к маленькому человеку. Рецепты у всех свои, но среда, в которой их идеи востребованы – она одна на всех. И не бомбить далекие пески нужно, а лечить страну и общество. И это не только к Франции относится, скажем откровенно»[3]. И еще, это уже о США: «появляется множество одиноких, отчужденных молодых людей, стремящихся к самоутверждению через насилие»[4].
«Что делать?»
Как известно, различают три уровня профилактики антиобщественных проявлений.
Первичный или общесоциальный уровень предполагает воздействие на основные девиантогенные факторы с целью их сокращения, нейтрализации. Поскольку социально‑экономическое неравенство – один из главных таких факторов, важнейшим средством профилак‑
тики явилось бы сокращение степени этого неравенства, обеспечение максимальной вертикальной социальной мобильности, доступность «социального лифта» для всех, включая подростков и молодежь. К сожалению, это сложнейшая социальная и экономическая проблема, не решаемая на уровне правоохранительных органов, общественных организаций, семьи. Частично может идти речь о социальной помощи бедным, многодетным семьям, бесплатное предоставление некоторых досуговых услуг и т. п. К первичному уровню профилактики относятся также повышение образовательного уровня населения, родителей, правовое образование. Еще раз следует подчеркнуть, что один из важнейших превентивных, антидевиантогенных факторов – обеспечение максимальных возможностей самовыражения подростков в полезной, творческой деятельности.
Вторичный уровень или специальная профилактика направлена на предупреждение отдельных видов преступлений, правонарушений, пьянства, наркопотребления отдельных групп населения. Так, металлические решетки на окнах первых и последних этажей жилых домов, видеонаблюдение, освещение подъездов, садов и парков в темное время, и т. п. направлены на предупреждение «уличных преступлений».
Специальная профилактика предполагает разъяснительную работу среди родителей, формирование категорического отказа от физических наказаний детей, тесную связь родителей с воспитательными учреждениями (детские сады, школы) по своевременному выявлению таких девиантных проявлений, как алко– и наркопотребление. Молодые родители должны усвоить, что жесткие «воспитательные» меры, физические наказания приводят к насильственным преступлениям выросших в таких условиях детей. В Японии, стране с минимальным уровнем преступности, минимальным уровнем убийств (0,3 на 100 тыс. жителей, тогда как в России, например, сейчас этот уровень 8,2, а в Колумбии – 30,8), детям дошкольного возраста разрешено все. Аналогичное либеральное воспитание с уголовно‑наказуемым запретом физических наказаний существует и в наиболее благополучных европейских государствах.
Важным направлением является воспитание толерантности, терпимости по отношению к «другим», «не таким» – по цвету кожи, разрезу глаз, сексуальной ориентации, религиозным или же атеистическим взглядам.
Наконец, третичный уровень или индивидуальная профилактика предполагает психолого‑педагогическое и правовое воздействие на конкретных несовершеннолетних – «трудных» подростков, потребителей наркотических средств, подростков с агрессивным поведением, несовершеннолетних, отбывающих и отбывших уголовное наказание. Разработка конкретных мер воздействия – профессиональный долг психологов, педагогов, сотрудников соответствующих подразделений полиции и пенитенциарных учреждений[5].
И, пожалуй, самое главное: «привычное», «стандартное» перестает работать в обществе постмодерна. Нужны осознание новой ситуации, ее закономерностей и поиски современных, нетрадиционных способов и методов решения проблем.
[1] Подробнее см.: Гилинский Я. И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 3‑е изд. СПб: Алеф‑Пресс, 2014. С. 186–208; Гилинский Я. Очерки по криминологии. СПб: Але‑Пресс, 2015. С. 5–27.
[2] Лунгин П. «Не лгать хотя бы самому себе» // Новая газета, 26 марта 2012.
[3] Маленький человек // URL: http://el‑murid.livejournal.com/2883448.html (дата обращения: 16.07.2016).
[4] Брукс Д. На пути к национальной катастрофе?» // The New York Times, 13.07.2016.
[5] См.: Ениколопов С. Н., Забрянский Г. И., Цымбал Е. И., Якутова М. А. Правонаруша‑ющее поведение несовершеннолетних: описание, объяснение, противодействие. М.: Юрикс, 2005; Ильяшенко А. Н. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних женского пола. Воронеж: Воронежский институт МВД, 2000; Фролов B.C., Рубина Л. П., Овечкина И. В. Профилактика кризиса у детей. Мониторинг состояния и своевременное решение проблем несовершеннолетних. СПБ, 2012 и др.
|