Согласно данным статистических опросов, две трети женщин впадают в депрессию, когда пытаются сравнить себя с моделью из рекламы. Идеал физически недостижим. Женщины теряют уверенность в собственной привлекательности, а это одна из причин, мешающих создать семью, ведь негативные мысли порождают страхи: партнер разлюбит, изменит, бросит. Всё это разрушает психику, мешает наслаждаться счастьем… Такова она – «изнанка красоты».
Сегодня уже никого не удивляют специальные «женские» сигареты или автомобили «для женщин». Более ста марок парфюмерии, косметики, нижнего белья и высоких каблуков создают образ «независимой и сексуальной». Рекламные бюджеты транснациональных компаний позволяют промыть мозги всем женщинам без исключения: жажда быть красивой столь же нескончаема, как и необходимость покупки нового стирального порошка.
Самое любопытное, что никакой разницы между качеством обычного стирального порошка и брендового нет. Более того, в настоящее время фосфаты запрещено добавлять в порошки, а без них никакой бренд не отстирывает белье до белизны.
По результатам исследования 40 процентов рекламы составляют средства ухода за собой, а 60 процентов – средства ухода за домом, детьми, животными и… мужем. Ровно половина всех рекламных роликов показывает женщин в домашней обстановке рядом с любимыми мужчинами, которым отведена либо роль потребителей пищевых продуктов, либо роль пассивных наблюдателей за эффектом моющих средств. Когда в рекламном ролике дают слово женщинам, их благодарными слушателями почти всегда являются дети, кошки и собаки. И всё это делается неспроста. Женский мир с его потребностями и страстями намного сложнее мужского. У мужчин и женщин разные мотивы потребления. Стать богом для мужчины – значит управлять миром. Стать богиней для женщины – значит божественно выглядеть и управлять мужчиной. В женском обществе символом успеха является внешний вид. Самые массовые глянцевые журналы – для женщин. Все успешные принципы сетевого маркетинга связаны с женщинами. А известные бренды – уже не просто косметика. Это – особый женский клуб!
У мужчин и женщин разные мотивы потребления: стать богом для мужчины – значит управлять миром, стать богиней для женщины – значит божественно выглядеть и управлять мужчиной.
* * *
Россия пока еще держится в середине списка стран, где отмечен рост населения с лишним весом. Нас существенно опережают США и Великобритания. Видите, как все просто? Сделайте основой своего рациона сладкие напитки и бутерброды с начинкой из трансжиров, и половое бессилие вам обеспечено!
Основная проблема возникает тогда, когда жир появляется в области живота – это ожирение по типу «яблоко». Показателем проблемы являются не столько лишние килограммы, сколько объем живота и объем талии, потому что жир, который накапливается в области живота, является причиной так называемого метаболического синдрома, который современные ученые считают болезнью всей цивилизации.
Есть мнение, что сейчас по‑другому и быть не может: чтобы прокормить огромное население Земли, промышленности приходится вырабатывать именно такую пищу – искусственную, жирную, очень сладкую либо очень соленую. Производителям она обходится недорого, а для людей является сытной. Но кто обратил внимание на то, что год назад Всемирная организация здравоохранения выступила с предупреждением о катастрофическом вреде колбасных изделий? А ведь медики давно бьют по этому поводу тревогу!
Если мы посмотрим на состав колбасы, то там тоже будет сахар. Если мы возьмем завтраки быстрого приготовления, там обязательно будет сочетание трех ингредиентов – углеводов, жиров и соли. Мы получаем очень дешевый и очень вкусный продукт. На этом и строится производство подобных пищевых наркотиков – человек получает пустые калории, но не получает витаминов и микроэлементов, у него не возникает чувства насыщения, и ему хочется снова съесть ту же вкусную пищу, причем в большем количестве. Растет вес, вместе с весом растет и голод. Это одна из главных проблем современного человека.
Жертвы фастфуда, жертвы медицинской халатности, жертвы неврозов, жертвы обстоятельств… Эти люди ежедневно поглощают килограммы гамбургеров и выпивают литры газировки… Они, конечно, борются со своим весом и даже пытаются жить полноценной жизнью, но… Большинство самых известных толстяков планеты ушло из жизни в возрасте до пятидесяти лет.
За всю историю человечества самым тяжелым мужчиной на земле был Джон Броуэр Миннок с острова Бенбридж, штат Вашингтон. Он был ростом 183 см и весил 630 кг, когда поступил в госпиталь в возрасте 37 лет с сердечной недостаточностью. Мексиканец Мануэль Урибе тоже весил около шестисот килограммов и даже сбросил почти двести кило. Однако всё равно без подъемного крана в кузов грузовика он сесть не мог. Девочка из Чикаго в свои семь лет весит 200 килограммов. Ежедневно мать Джессики кормит её фастфудом и пятью литрами газировки, а иначе ребенок плачет.
Регулярное употребление фастфуда – самый быстрый путь к ожирению.
Каждый новый телевизионный сезон в Америке сопровождается громкими шоу. Названия самые разнообразные: здесь и «Последний толстяк», и просто «Помоги мне похудеть». Страдающие ожирением пытаются сбросить лишний вес и выиграть заветный денежный приз. С каждым из них работают и личный тренер, и личный диетолог, но даже те, кто доходит до финала, теряют лишь ничтожные килограммы.
Диеты преследуют нас повсюду, ими полны глянцевые журналы, телеэкраны, Интернет. В Сети за умеренную плату вам предложат диету, «специально разработанную лично для вас» с учетом возраста, привычек, вкусов, профессии и даже группы крови. И рано или поздно вы сдадитесь, а в мире станет одной здоровой женщиной меньше. А сколько их садится на диету ежедневно?
Научные исследования президента Британского общества гастроэнтерологии Криса Хоки показали, что большинство диет научно не обоснованы и опасны. Например, один из обманов – диета из ананасов. Без этих чудесных фруктов женщине якобы не похудеть, но на самом деле всё наоборот: ферменты ананаса расщепляют не жиры, а лишь белки. Более того, ананасная диета ухудшает усвоение пищи и приводит к изжогам, гастритам и язве. Миллионам женщин предлагаются исключительно вредные диеты.
А чего стоит миф о пользе нежирной, или низкокалорийной пищи? Подсчет калорий – один из величайших обманов человечества хотя бы потому, что наука не в состоянии объяснить, как могут существовать хрупкие балерины, которые ежедневно тратят по 8000 килокалорий на тренировки и выступления, но при этом с пищей принимают не более 1000 килокалорий в день? Это же противоречит закону сохранения энергии!
В эпоху фастфуда и синтетических продуктов всё больше людей страдает ожирением, и выход из ситуации им подсказывают с помощью низкокалорийных диет. С середины XX века в США наладили производство низкокалорийных продуктов питания. Парадокс в том, что за это время количество людей с лишним весом не уменьшилось, а, наоборот, выросло в десятки раз. Однако до сих пор в моде подсчет калорийности продуктов. За калорийностью следят и те, кто хочет сбросить вес, и те, кто хочет его набрать. Сейчас во многих кафе и ресторанах в меню указана калорийность всех блюд. У многих людей комплекс неполноценности развивается настолько, что подсчёт калорий превращается в образ жизни, но при этом лишь немногие из худеющих понимают, что же такое калории на самом деле.
Давайте разберемся, что такое калории, которые теперь указывают даже в меню фастфудов. Калория – это количество тепловой энергии, которой требуется для нагревания одного грамма воды на один градус по шкале Цельсия. Калории продукта определяют, сжигая его при температуре 900 градусов. Однако в организме человека никакого сжигания пищи не происходит. Желудок – это не топка паровой машины: все пищеварительные процессы в организме происходят при температуре около сорока градусов по Цельсию.
Но нам упорно говорят, что существует дневная норма потребления калорий, которую не надо превышать. Если придерживаться этого правила, получается, что человек может съесть сразу два гамбургера и картошку фри, а можно такой обед заменить шоколадом или яблоками. Если дело только в количестве калорий, значит, можно есть всё, что угодно?
Можно 200 калорий набрать за счет пирожного, а можно и за счет мяса – цифра будет одна и та же, но усваиваться пища будет совершенно по‑разному. И в одном случае калории пойдут на энергетические затраты, а в другом – на увеличение количественного и качественного состава жировой ткани.
Многие врачи считают, что причиной набора веса является количество съеденных углеводов. Их, как и калории, тоже указывают на этикетках продуктов. Нашему мозгу для нормальной работы надо не более 150 граммов углеводов в сутки – значит, можно похудеть не только без голодовок, но и объедаясь, правда, только теми продуктами, в которых количество углеводов меньше 10 процентов. Почему же теория калорийности продуктов существует до сих пор? Да потому что именно на ней строится огромный бизнес, позволяющий ежегодно тоннами продавать низкокалорийные продукты, диетическое питание, «легкие» печенья. Весь бизнес на похудении построен на вере в чудо‑продукты.
А вот еще один миф: «Жир – ваш враг! Худейте с нашими обезжиренными творожками и йогуртами!». И бесполезно кричать на весь мир, что содержание жира в продуктах питания не влияет на вес человека – люди верят не ученым, а рекламе.
Мало кто знает, что, когда стали обезжиривать первые продукты, возникла проблема: жирность снижалась, но то, что получалось в итоге, есть было невозможно. Тогда производители решили доделать продукт: добавили крахмал, чтобы придать форму, сахар и сахарозаменители, чтобы было вкусно. А сахар является причиной неконтролируемого набора веса.
Сахар является причиной неконтролируемого увеличения веса.
Кто придумал аферу с производством обезжиренных продуктов питания? Обезжиренная пища может вызывать различные заболевания, в том числе и рак, поскольку жир является одним из материалов для построения клетки. И это принципиально важный момент: жиры мы должны получать ежедневно!
Наши прапрадеды знали и использовали в пищу десятки видов масел: льняное, конопляное, рыжиковое, горчичное, маковое, кедровое… А ведь всё это – полиненасыщенные жиры! Каждое масло предназначалось для омолаживающих процедур и даже для исцеления. Масла получали с помощью специальных прессов, которые выдавливали из семян густую, ароматную и вкусную жидкость с огромной питательной ценностью.
Сегодня уже известно, что ценность любого растительного масла заключается именно в полиненасыщенных жирных кислотах: человеческий организм испытывает в них нужду, однако самостоятельно синтезировать их не может. Кроме того, растительные масла являются прекрасным источником витамина Е – витамина молодости и красоты кожи. Витамин Е задерживает старение, поскольку улучшает питание кожи и слизистых оболочек. Врачи часто назначают витамин Е беременным женщинам, чтобы защитить растущий плод от негативного воздействия окружающей среды. В опытах на крысах доказано, что если этот витамин перестает поступать в организм, то зародыш погибает. Однако несмотря на любые доводы афера с глобальным производством и продажей обезжиренных продуктов питания процветает: они стоят дороже обычных, спрос на них с каждым годом только растет, а корпорации по‑прежнему соблазняют потребителей потрясающе вкусными диетическими или низкокалорийными шоколадками, сухариками, чипсами и легкими газировками. Уже появились даже капуста и картофель лайт, вот только армия толстяков по‑прежнему растёт…
Низкокалорийные и обезжиренные продукты содержат крахмал, сахар и сахарозаменители, поэтому могут способствовать появлению лишнего веса и вызывать различные заболевания, потому что жир является одним из материалов для построения клетки. Важно знать, что наш организм должен получать жиры ежедневно.
* * *
Угрозу нашему организму несет буквально каждый компонент фастфуда, и прежде всего булочки. Вспомните вкус современных булочек, их пористость, мягкость и сдобу, которая сохраняется в них очень долго! Этот специфический и любимый многими вкус обеспечивается специальными термофильными дрожжами, искусственно выведенными с помощью генной модификации. Это не те дрожжи, которые традиционно были на Руси – это дрожжи, которые не боятся высоких температур, это дрожжи, которые живут и составляют конкуренцию в продукции даже кокковой и стрептококковой флоре бактериям. Попадая в желудок человека, термофильные дрожжевые грибы устанавливают там свои правила: они становятся конкурентами флоры желудка и сбивают процессы пищеварения. По словам экспертов‑химиков, термофильные дрожжевые грибы вытесняют в кишечнике присутствующие там витамины группы В, что ведет к аллергии, дисбактериозу, дерматиту, дерматозу, псориазу и другим аутоиммунным заболеваниям, связанным с нарушением иммунитета.
Многие любители фастфуда замечают, что после сытного обеда, состоящего из гамбургера, порции картошки и напитка, в скором времени снова хочется есть. Казалось бы, почему? Ведь и порция немаленькая, и продукты калорийные. Желудок заполнен едой, но у организма нет ощущения сытости. Все дело в том, что всевозможные добавки делают еду похожей на ком слизи, и главной причиной этого является глютен – злаковый белок, который добавляют в фастфудовые булочки. Образовавшаяся слизь застилает ворсинки, затрудняет усвоение витаминов и микроэлементов и вызывает парадокс: человек вроде бы ест много, но остается голодным. Кроме того, эта слизь накапливается в организме, поскольку он не в состоянии ее переработать и вывести. Слизь не только мешает организму всасывать полезные вещества, но и мешает нормальному течению других метаболических процессов. Врачи утверждают, что затяжной насморк и трудный кашель без причин – это не что иное, как образование слизи в легких и гайморовых пазухах. И часто виной этому становится питание.
Настоящей жертвой сети быстрого питания стала Мария Тарханова. Все началось с того, что после рождения ребенка она оставалась очень худой в отличие от других женщин, которые после родов набирают вес. Поддавшись постоянным сетованиям знакомых о том, что из‑за излишней худобы у нее может не быть молока, Тарханова решила ради здоровья ребенка набрать вес и стала налегать на фастфуд. Каждый день, гуляя с коляской, она заходила в кафе быстрого питания, съедала гамбургер и запивала молочным коктейлем. В результате она быстро набрала вес и поправилась в общей сложности на 32 килограмма. Вместо 40‑го размера одежды она вынуждена была перейти на 50‑й, и при ее росте 160 см лишний вес стал огромной обузой.
Мария поняла, что надо худеть, но это оказалось не так просто, потому что фастфуд вошел у нее в привычку. Она понимала, что пора остановиться и взять себя в руки, но вес продолжал расти, девушку постоянно тянуло в кафе, а картошка фри с соусом и чизбургеры стали ее навязчивыми идеями. При одной только мысли о посещении кафе быстрого питания у Марии буквально текли слюнки, а к другой еде у нее просто пропал интерес. Если она пробовала пообедать какой‑либо нормальной едой, то ее терпение все равно через час‑полтора заканчивалось, и она снова съедала какой‑то бутерброд или сэндвич. Мария начала понимать, что в этих продуктах есть нечто, вызывающее зависимость. По мнению врачей, это действительно так: если человек, который все время питается гамбургерами, возьмет свежее яблоко или огурец с грядки, то они не покажутся ему такими же вкусными, как синтетическая еда, и причина заключается в том, что в натуральных продуктах содержание вкусов и запахов гораздо меньше, чем в гамбургере.
Самочувствие девушки резко ухудшилось, у нее начали болеть ноги, спина и шея. Она обратилась к врачу, и выяснилось, что у нее развились аритмия и тахикардия. И в один прекрасный момент организм дал сбой. Однажды на работе Мария съела сэндвич, запила его кофе и вскоре почувствовала острую боль в области желудка и пищевода, а также рези в животе. Она отпросилась с работы и на такси поехала к врачу. Оказалось, что поджелудочная железа перестала вырабатывать достаточное количество ферментов для расщепления углеводов. Все закончилось тем, что Мария долгое время вообще не могла ничего есть и переводила себя на другое питание медикаментозно, буквально по ложечке.
Для выздоровления девушке понадобилось почти два года. Было время, когда врачи ставили Марии диагноз «анорексия» – с такой проблемой чаще всего сталкиваются любительницы диет, но и фастфуд, оказывается, тоже может ее спровоцировать. В организме Марии были нарушены метаболические процессы, и после двух лет обжорства наступил момент, когда организм больше не мог принимать еду. После выздоровления Мария Тарханова обходит стороной точки быстрого питания и питается строго по системе, составленной врачом, и теперь ее рацион включает мясо, птицу и овощи.
Булочки фастфуда содержат дрожжи и глютен, которые разрушают кишечную микрофлору и могут стать причиной различных аллергий и других аутоиммунных заболеваний.
* * *
Литературный персонаж Остап Бендер из романов Ильфа и Петрова придумал предприятие с говорящим названием «Рога и копыта». Сегодня так можно назвать фарш, из которого готовят котлеты для бургеров. Владельцы сетей быстрого питания утверждают, что их котлеты сделаны из говядины. Возможно, это и так, только из какой части животного? Ведь рога и копыта – тоже часть коровы!
Профессиональные рестораторы знают все секреты приготовления бургеров, как дорогих, так и дешевых. Оказывается, настоящую мясную котлету можно найти и в бургере, но только стоить она будет 400–600 рублей. Котлета в гамбургере стоимостью 70–80 рублей – это, скорее всего, перемолотые рога и копыта.
Чтобы узнать стоимость бутерброда с котлетой, достаточно провести нехитрый эксперимент: купить в магазине кусок мяса, самолично сделать из него фарш и котлету, добавить хлеб и листик салата, а потом посчитать себестоимость домашнего бургера. Она составит примерно 180 рублей. Заметьте, что эта сумма у вас получилась дома, а кафе быстрого питания в стоимость гамбургера заложит не только цену продуктов, но и десятки других расходов: зарплату работников, аренду площади, покупку одноразовой посуды и налоги. При имеющейся цене бутерброда в 60–70 рублей стоимость использованных продуктов будет около 20 рублей или даже меньше. Понятно, что за такую цену вряд ли можно купить что‑то качественное.
Московский ресторатор Андрей Грязнов по заказу иностранных инвесторов должен был открыть сеть кафе‑бургерных с хорошими бутербродами. Для этого ему требовалось провести исследование – попробовать разные бургеры, и дешевые, и дорогие, затем составить отчет. В течение полугода Грязнов посещал рынки, рестораны и фудкорты и ел бургеры, пытаясь понять сбалансированный вкус. В его организме это исследование оставило определенный резонанс: за шесть месяцев эксперимента он набрал 8 килограммов лишнего веса. У мужчины появились одышка, вялость, ему стало тяжело подниматься по лестнице. После исследования Андрею пришлось сесть на диету и в течение трех месяцев каждый день, кроме воскресенья, посещать спортзал.
Жареная картошка‑фри с вкусным соусом – любимое лакомство детей, однако, как утверждают врачи, пользы в ней нет абсолютно никакой. Калории, которые содержатся в картошке‑фри, врачи называют пустыми, потому что они не приносит организму ничего, кроме насыщения – то есть это всего лишь подпитка для жировых отложений. Почему же мы так любим это неполезное калорийное блюдо, почему нам так сложно устоять перед ним? У диетологов есть очень интересное объяснение: по их мнению, в картофеле‑фри с сырным соусом выдержаны те пропорции жиров, белков и углеводов, которые существуют в грудном молоке. Таким образом происходит рестимуляция вкусовой памяти, которая есть у каждого человека с рождения, и воспроизведение рефлекса наслаждения после грудного кормления. Поэтому выражение «подсесть на фастфуд» – отнюдь не шутка: еда в кафе быстрого питания, как утверждают врачи, действительно вызывает зависимость.
Популярность фастфуда связана также с тем, что в нем есть вкусовые имитационные добавки, разработкой которых занимается целая индустрия. По сути, они являются фантомными, поскольку лишь имитируют вкус продукта, которого на самом деле нет в данной еде, однако человеческий мозг воспринимает их как поступление в организм полезных веществ и насыщение и, соответственно, запускает процесс пищеварения. Но это обман: на самом деле при такой еде нужные компоненты в организм не поступили, и химические добавки, обманывая мозг, по сути, выводят из строя все функции организма – они расстраивают метаболизм так же, как вирусы сбивают работу компьютера.
Для современных «волшебников» не составит труда создать нужный запах, будь то аромат бифштекса, исходящий от моркови, или запах ананаса, которым пахнет кочан капусты. Современные технологии таковы, что человек уже не в состоянии отличить натуральный запах от искусственного. Но самая главная опасность заключается в том, что искусственные добавки вызывают фатальное привыкание к такой еде. Это означает, что самый дешёвый и вредный для здоровья хот‑дог или растворимый суп со временем неизбежно превращается в любимое блюдо, от которого невозможно отказаться.
Для детей питание продуктами фастфуда намного опаснее, чем для взрослых, поскольку для неокрепшей формирующейся психики ребёнка химические добавки – это удар и потрясение. Дети становятся зависимыми от фастфуда быстрее, чем взрослые. Мамины котлеты и борщи становятся безвкусными и даже противными на фоне той гаммы вкусов, которую дают химические пищевые добавки. Как утверждают медики, все это объясняется тем, что центры, которые отвечают за развитие стратегического мышления, находятся в лобной доле головного мозга, которая начинает развиваться только после 14–15 лет. По этой причине у детей чрезвычайно узкий горизонт стратегического планирования, именно поэтому они отказываются учиться и хулиганят, не понимая, что это в дальнейшем негативно скажется в их жизни.
Но владельцы ресторанного бизнеса, работающего на основе быстрого питания, делают огромную ставку именно на привлечение детей, потому что, приучая детей к особому типу питания, они готовят для себя новое поколение потребителей. На маркетинг в этой области тратятся миллионы с тем, чтобы потом заработать миллиарды. В частности, в США отрасль быстрого питания тратит на рекламу ежегодно 33 миллиарда долларов. В России же врачи приходят к неутешительным выводам: за годы существования в нашей стране системы быстрого питания значительно вырос уровень серьезных детских заболеваний, в том числе таких страшных, как рак. В России строятся огромные онкологические центры для детей, и никто уже не сомневается в причине резкого роста таких заболеваний в детском возрасте.
Медики утверждают, что очень часто страдающие от обжорства и ожирения люди сами остановиться от переедания не могут, так как зависимость от фастфуда подавляет силу воли. Желудок этих людей на рентгене выглядит настолько растянутым, что его можно принять за второй кишечник. Это происходит потому, что желудку сложно переваривать ком еды из жирных продуктов, залитый газировкой: чтобы еда продвигалась по пищеварительной системе, организму нужна клетчатка, которой в фастфуде просто нет – она есть только в овощах и фруктах.
Выражение «подсесть на фастфуд» – не шутка: фастфуд действительно вызывает зависимость.
Еще одна жертва фастфуда – Артем Мандравин. У него обжорство развилось на фоне еще одного порока – игромании. В 16 лет Артем крепко «подсел» на компьютерные игры и пять лет практически не выходил из дома, сидя за компьютером сутками напролет. Он не выходил даже в магазин, посылая туда кого‑нибудь из домашних. Вслед за игроманией пришла зависимость от фастфуда – Артем предпочитал именно его, игнорируя то, что готовилось дома. При этом питался молодой человек чисто автоматически, не ощущая вкуса еды и будучи полностью поглощенным тем, что происходило на экране компьютера. Из‑за этого количество еды, которое он потреблял, неизменно увеличивалось. За несколько лет такого образа жизни и беспорядочного питания Артём безобразно растолстел до отметки в 220 килограммов. В день Мандравин мог съесть одну курицу гриль, шаурму, штук пять гамбургеров и пару картошек фри, и всю эту калорийную еду он запивал исключительно сладкой газировкой!
В 21 год Артем Мандравин уже чувствовал себя, как дряхлый старик. Его мучила одышка, жир давил на грудную клетку, молодой человек начал задыхаться по ночам. Но страх и желание жить в итоге привели его в кабинет врача, где ему было сказано, что в возрасте 23 лет у него могут треснуть коленные чашечки, а к 30 годам вполне может остановиться сердце. В результате обследования у пациента обнаружили повышенный сахар, который был близок к диабету. После получения этой отнюдь не обнадеживающей информации у молодого человека мгновенно пропал интерес к компьютерным играм, зато проснулся интерес к собственному здоровью. Сначала он питался только фруктами и овощами, но потом понял, что это тоже крайность, и решил полностью изменить свою жизнь. Он уехал в Таиланд, начал заниматься боевыми единоборствами и строго следить за своим питанием. Молодой человек похудел до 90 килограммов, и, когда он вернулся в Россию, его не узнала даже родная мать.
Однако таких примеров, когда человек берется за себя и волевым решением меняет свой образ жизни, очень мало. Большинство зависимых от фастфуда продолжают оставаться объектами миллиардных прибылей пищевых корпораций. При этом у бизнесменов есть железное оправдание: они же не заставляют потреблять выпускаемую ими еду, и вы сами виноваты в том, что на нее подсаживаетесь, и, в конце концов, вы сами выбираете, покупать вам это или нет.
Врачи утверждают, что если с детства питаться в кафе быстрого питания, то к 25 годам зубы начнут сыпаться. Удивительно, но мягкие гамбургеры, наггетсы и картошка‑фри так же вредны для зубов, как камни, только если грызть камни, то зубы сломаются быстро, а в случае с фастфудом зубы испортятся чуть позже. Дело в том, что если пища мягкая и клейкая, то выделяемой слюны недостаточно для очищения зубов. Остатки клейкой пищи неминуемо остаются на зубах, в этой питательной среде активно размножаются патогенные бактерии, что, в свою очередь, приводит к кариесу и заболеванию десен.
Наша пищеварительная система устроена так, что переваривание разных составляющих элементов пищи происходит в разных отделах. Расщепление и усвоение углеводов начинается уже в ротовой полости, поэтому избыток углеводов в пище – это крах для эмали зубов. Пожалуй, каждому человеку в детстве говорили: «Не ешь много конфет, а то зубов не будет!» Сегодня то же самое можно сказать и про фастфуд, потому что почти вся еда быстрого приготовления – это сплошные углеводы, даже булки в бутербродах и панировка в наггетсах пропитаны сахаром. В результате у детей и подростков, привыкших питаться фастфудом несколько раз в день, практически все зубы поражены кариесом, а обилие налета на зубах ведет к воспалению десен. Для западного человека это, кстати, практически катастрофа: кариес ведет к потере зубов и, соответственно, к отсутствию знаменитой белоснежной голливудской улыбки, которая в сознании западного человека превратилась в символ успеха и благополучия.
Мало кто знает, что многие американцы заменяют свои зубы на искусственные, как только достигают совершеннолетия, или ставят виниры – белоснежные пластины, которые крепятся на обточенную поверхность зуба, как керамическая плитка на стену. Именно такой ответ был придуман в условиях поголовной приверженности населения к фастфуду. Это особенно важно в том случае, если человек является медийным лицом.
Производителей продуктов быстрого питания интересует не наше здоровье, а наши деньги, которые мы потратим на их еду. У них нет цели предлагать нам полезное питание – с их точки зрения пища должна быть такой, которую надо быстро съесть, и она должна быть вкусной для потребителя, чтобы он вернулся в этот же ресторан быстрого питания. Для этого производители добавляют в пищу различные добавки, не совсем натуральные или совершенно не натуральные, содержащие сахар. Особенно много добавок в соусах, которые врачи относят к категории наиболее вредных продуктов, а ведь именно без них многие блюда не были бы такими вкусными. Соусы содержат массу добавок Е: красители, стабилизаторы, эмульгаторы. Следует особо отметить, что соусы длительного хранения перенасыщены различного рода консервантами, благодаря которым они очень хорошо хранятся даже без холодильника. Соус может долго простоять открытым, и с ним ничего не случится, но вопрос в другом – что будет с организмом, в который он попадет?
Фастфуд способствует развитию кариеса, а многочисленные химические добавки (красители, стабилизаторы, эмульгаторы, консерванты и т. п.), которые делают блюда фастфуда особенно вкусными, маскируют низкое качество сырья, из которого их производят, и разрушительно влияют на организм человека.
В последнее время многие люди также увлеклись поеданием треугольных бутербродов из автоматических аппаратов, считая их лучшей альтернативой бургерам из фастфуда. На самом деле они также неполезны, и в них даже больше вреда, потому что они могут лежать в готовом виде несколько дней. Съев такой бутерброд, вполне можно отравиться – соус для такой продукции, приготовленный на основе майонеза, является отличной средой для размножения бактерий.
Еще один популярный продукт – пакетик соленых сухариков со всевозможными вкусами. Сухарики едят взрослые и с удовольствием дают их детям, полагая, что это всего лишь сушеный хлеб. Однако если вы думаете, что сухарики делают из свежего хлеба, то глубоко заблуждаетесь. Более того, их делают даже не из чёрствого хлеба, а из специального теста, в котором химии больше, чем натуральных продуктов. В сухарики добавляются специальные вкусовые ароматизаторы, чтобы получить тот или иной вкус.
Сухарики из настоящего хлеба можно приготовить самостоятельно дома или заказать в ресторане, где их готовят с добавлением трав, чеснока и масла. Производство сухариков – дело очень прибыльное. Судите сами: себестоимость чесночных гренок в пивных ресторанах, которые делаются в основном из ржаного или бородинского хлеба, составляет около 45 рублей, а продается такая позиция примерно за 180 рублей. При этом добавляемая химия стоит очень дешево – в частности широко распространенный глутамат натрия. Одни специалисты говорят, что эта добавка не вреднее, чем соль, однако врачи настаивают, что эта добавка опасна, поскольку при постоянном употреблении она вызывает множество заболеваний. Некоторые исследователи также утверждают, что употребление глутамата натрия вредит будущему поколению, поскольку негативно воздействует на репродуктивную систему человека.
Многие эксперты и исследователи считают, что фастфуд опасен еще и потому, что он разрушает не только здоровье, но и культуру. Сам факт быстрого употребления бургера, то есть еда без использования столовых приборов, руками, над какой‑то бумагой – это деградационный стиль пищевого поведения. Формирование подобной стилистики, основанной на животных рефлексах, можно сравнить с поведением первобытного человека. Культура фастфуда убивает традиции семейного застолья, потому что еда всухомятку или на бегу не предполагает общения за столом с членами семьи или с друзьями. Некоторые эксперты полагают, что все это делается специально, имея в виду разрушение здоровья генофонда нации. Ожирение в странах преобладающего фастфуда растет с колоссальной быстротой – в частности, в США диагноз ожирение 4‑й степени имеют около 50 миллионов человек, а это практически терминальная фаза. Россия тоже может получить такой показатель, если будет следовать вышеописанной культуре питания.
Фастфуд разрушает не только здоровье человека, но и культуру питания.
Еще одна проблема – неправильный прикус. В последнее время все больше детишек нуждаются в выравнивании прикуса, и причина этого заключается в том, что дети едят совсем не ту пищу, для которой мы были созданы. Мы не должны есть мягкие булки, переработанную пищу, чипсы и сухарики – мы должны правильно питаться фруктами, овощами, мясом. Казалось бы, неправильный прикус – невеликая беда, однако это начало большой проблемы, причем не только для любителя фастфуда, но и для его детей, внуков и даже правнуков. Природа создала человека так, что он должен есть хрустящие корнеплоды и волокнистое мясо, грызть, кусать и жевать, а не питаться однородной мягкой субстанцией. Для нормального функционирования организма врачи советуют съедать в день 600 граммов плодов. В кафе быстрого питания тоже можно найти салаты, но их заказывают очень редко – в основном люди приходят туда за бутербродами. Отсутствие в рационе необходимого количества свежих овощей и фруктов может обернуться страшными последствиями, о которых человек вряд ли задумывается, жадно поедая бургер. Если люди из поколения в поколение будут есть фастфуд и неправильную пищу, в итоге ребенок уже генетически родится с неправильным прикусом.
О вреде сладкой газировки знает, пожалуй, каждый, но сахар – далеко не самый коварный компонент, который может содержаться в газированных напитках. Яркие цвета шипучих напитков – результат использования химических красителей. Они могут вызвать не только аллергию, но и более страшные последствия. Немногие знают, что химические красители разрушают даже психику человека, и в этом смысле особенно опасен компонент с маркировкой Е102 под названием тартразин, придающий напитку красивый зеленый оттенок. Тартразин – это синтетический краситель, который добывается из отходов производства каменноугольного дегтя. Эта добавка влияет на психику, поскольку дает временный прилив сил, за которым следует резкая усталость. Особенно опасен этот компонент для ребенка, потому что он снижает внимание и при этом повышает активность. Если ребенок на перемене перекусил пирожком со сладкой газировкой, то на уроке он ничего не поймет, поскольку все его внимание будет направлено на переваривание того, что он съел. Отсюда возникают такие проблемы, как низкая успеваемость, неадекватное поведение, утомляемость и капризы.
Как сохранить здоровье свое и своей семьи? Казалось бы, все просто: надо прекратить посещать кафе быстрого питания, отказаться от сладкой газировки, готовить еду дома и собираться всей семьей за столом. Вопрос заключается в другом: а где купить продукты для семейного обеда? Дело в том, что химические добавки добрались и до магазинов. Найти в городских магазинах сосиски или колбасу без глутамата натрия и ароматизаторов – нелегкая задача! Сырое мясо сейчас тоже сложно назвать натуральным, поскольку его аппетитные куски могут подолгу лежать и не портиться. Этому способствуют холодильные установки и антибиотики, которые добавляют не в мясо, а в корм скотине.
Самое страшное заключается в том, что коровье молоко, особенно промышленного производства, сегодня превратилось в продукт, от которого лучше отказаться. Причина в том, что коровы сейчас едят растения с гербицидами и пестицидами. Кроме того, животных кормят антибиотиками и гормонами роста, а также вводят пролактин для лучших показателей выработки молока. Полезным, по мнению специалистов, может быть только молоко с небольшим сроком годности. Нужные человеку бактерии и длительное хранение – вещи несовместимые, а молоко, срок годности которого 6 месяцев – полный нонсенс. Поэтому необходимо покупать молоко, у которого срок годности не превышает недели.
Красивые фрукты и овощи с глянцевым блеском, заполонившие прилавки российских магазинов, выглядят очень аппетитно и привлекательно, но эта красота является результатом применения химии и элементов генной инженерии. От насекомых такие плоды защищать не приходится – природа наделила мошек и фруктовых червячков инстинктом самосохранения. Но химические добавки, кроме всего прочего, устраняют из фруктов и овощей полезные вещества, способные предотвратить многие серьёзные заболевания. Например, помидоры богаты особым веществом ликопин – это мощный антиоксидант, защищающий организм от старения и рака и стимулирующий работу всех органов. Но когда мы покупаем в магазине особенно красивые помидоры, то рискуем получить из них не витамины, а канцерогены. Мощный удар по полезным веществам наносится также в процессе консервации овощей и рыбы, так как для этого используются фенолы и бензоаты.
Пищевые химические добавки – это мощное оружие, которым пользуется современная пищевая промышленность. Вопрос в том, кому на благо служит это оружие и в чьих интересах его используют. Вряд ли искусственные добавки вреднее протухших натуральных продуктов, но и польза от их применения в современном виде и масштабе сомнительна. Врачи призывают покупать еду отечественного производства, причём предпочтение, по их мнению, следует отдавать частным производителям‑фермерам, а от импортного продовольствия лучше отказаться, потому что весь семенной фонд Европы фактически заполонили генномодифицированные продукты.
Российский рынок очень привлекателен для иностранных поставщиков. Одного иностранного шпиона под названием фастфуд мы в свою страну уже пустили, и он у нас прекрасно себя чувствует. Но есть и другие сомнительные перспективы – искусственная еда. Например, в Китае были изобретены искусственные яйца, которые полностью сделаны из химии. У них тонкая скорлупа и, как утверждают производители, отменный вкус. Может быть, для того, чтобы прокормить миллионы китайцев, и нужны синтетические яйца, но России такой продукт вряд ли необходим…
Лучший способ сохранить здоровье – употреблять в пищу только продукты отечественного производства, при этом отдавать предпочтение фермерской продукции.
* * *
Искусство маркетологов позволяет превратить в предмет страстного вожделения что угодно, даже простую воду. В США есть марка питьевой воды, бутылка которой стоит в переводе на российские деньги 5 тысяч рублей. Добывают эту воду не где‑нибудь в ледниках Антарктиды, как можно было бы подумать, а просто в штате Теннесси. Другой сорт воды покупают по примерно такой же цене просто потому, что в рекламе сказано: вода добывается в океанских глубинах неподалеку от Гавайев. При этом людей не заботит тот факт, что вода с океанских глубин ничем не отличается от самой обычной. Точно такое же магическое действие оказывает надпись «не содержит холестерина» на бутылках подсолнечного масла. Никому и в голову не приходит, что ЛЮБОЕ подсолнечное масло не содержит холестерина… Но дело было сделано, и продажи этого масла резко подскочили. Так, буквально из воздуха, создаются легенды, в которые мы верим, а главное – за которые платим.
В настоящее время производителям уже недостаточно продавать в супермаркетах обычные продукты. Для современного потребителя, попробовавшего, казалось бы, уже все на свете, им приходится постоянно придумывать различные новшества, создавать все более и более оригинальные изыски. Эксперты говорят, что если раньше нашим предкам необходима была еда, чтобы насытиться, то современный потребитель ест не ради утоления голода, а ради новых вкусовых ощущений. Поэтому в супермаркетах появляются все более изощренные товары, функция которых заключается уже не столько в том, чтобы накормить, а в том, чтобы удивить. В Японии, например, решили испечь необычный раскрашенный хлеб: в арсенале хлебных срезов у пекарей имеются персонажи аниме, пятна леопарда, полосы зебры, срез арбуза, апельсина или киви. Весь секрет заключается в том, что в выпекании такого хлеба активно используются красители. Например, для изготовления «арбузного» хлеба используются: зеленый чай – для корочки, клубника – для мякоти, шоколад или изюм – для имитации косточек. Не отстают от японских кулинарных новаторов и крымские сыроделы, которые изобрели черный сыр под названием «Блэкаут». Идея пришла во время отключения электроэнергии на полуострове из‑за повреждения электроопор в Херсоне по вине украинских радикалов. Секрет цвета черного сыра банален – в него добавляют активированный уголь.
В Японии появилось и еще одно новшество: специально для любителей французских сыров и вин кондитеры изобрели особые жевательные конфеты, которые отличаются соответствующими вкусовыми добавками. Этот необычный товар можно приобрести в японских супермаркетах, и цена конфет со вкусом дорогих сыров или вина весьма демократична – она составляет 150 йен, что эквивалентно 95 рублям.
Британцы решили удивить любителей шоколада остротой и создали продукт с красноречивым названием «Психо‑Шоколадка», которая в 400 раз острее традиционного экстраострого соуса табаско! Цена этой жгучей сладости тоже вполне доступна для среднего потребителя – всего 4 фунта, что в пересчете на российскую валюту составляет менее 350 рублей. В той же Великобритании специально для любителей острых ощущений изобрели леденцы с мертвыми скорпионами, которых можно погрызть – стоимость такой конфетки тоже около 350 рублей. Поскольку изобретение имело успех, британцы решили пойти дальше и приготовили еще одну экстравагантную закуску под названием «вареный тарантул»! Одна баночка консервов с приготовленным пауком обойдется покупателю в 1300 рублей. Этот продукт предназначен уже для гурманов, и таковые находятся. По словам блоггеров, попробовавших консервированного паука, на вкус он весьма приемлем – некая смесь соленого и сладкого с легким грибным оттенком. По мнению любителей кулинарной экзотики, самое сложное заключается в том, чтобы преодолеть психологический барьер перед употреблением насекомого внутрь.
Ставку на вкусовые ощущения делают и владельцы сетей фастфуда, и это вопреки тому, что в их заведения и без того идет нескончаемый поток поклонников гамбургеров. В Гонконге одна из популярных американских сетей быстрого питания, специализирующаяся на блюдах из курицы, запустила необычную рекламу для продвижения своего товара. Вы не поверите, но владельцы сети придумали лак для ногтей со вкусом жареного цыпленка в двух вариантах – оригинального и острого со специями! Облизывать пальчики, пробуя вкусный лак, могут как женщины, так и мужчины. Эта же сеть быстрого питания представила в США еще одну креативную новинку – крем для загара с запахом жареной курочки, сопроводив его рекламным слоганом: «С этим кремом вы почувствуете себя очень вкусным!»
Сети популярных фастфудов отчаянно сражаются за клиентов. В Японии другая популярная американская сеть быстрого питания решила привлечь клиентов ценным призом и объявила розыгрыш 18‑каратного золотого наггетса, стоимость которого оценивается в 2 тысячи долларов. Для этого в рамках рекламной кампании сеть создала специального персонажа по имени КаитоНаггетс, что в переводе с японского значит «Загадочный Воришка Наггетсов». По условиям конкурса участникам нужно было при встрече с этим героем сфотографировать его и поместить фотографию в твиттер с соответствующим хештегом. Правда, о том, что при активном участии в подобных конкурсах можно набрать изрядное количество лишних килограммов, владельцы сетей не сообщают. Но участвовать в конкурсе или нет – это уже вопрос к интеллектуальному уровню человека, а у производителя свой интерес, и он заключается в прибыли. При этом у каждого потребителя есть право выбора: можно, конечно, выиграть 2–3 порции картошки по цене одной, но потом придется потратить в два раза больше денег на таблетки и врачей.
В погоне за скидками, рекламными акциями и кулинарными новинками нельзя забывать о том, что далеко не все из кулинарных изысков полезны или хотя бы безвредны для здоровья.
Интересным способом удивить западного потребителя решили на Украине, где придумали «хлеб для похудения» в расчете на западный рынок, где многие страдают от ожирения. По утверждениям производителей, они используют вместо дрожжей естественную закваску, снижающую количество потребляемых калорий. Реклама хлеба для похудения настоятельно советует заграничным покупателям приобретать именно полезный украинский продукт. Однако, по мнению многих экспертов, западный потребитель уже настолько отвык от обычной еды, что простым хлебушком, хоть и диетическим, его не удивишь – вот если из этого хлеба было бы сделано гастрономическое произведение искусства… Как, например, поступили в Англии, где кондитеры создали первое в мире свадебное платье, которое можно съесть! На создание съедобного наряда для невесты ростом около 170 сантиметров ушло порядка 300 часов кропотливой работы, а вес этого платья‑торта составляет 70 килограммов!
Удивлять потребителя стараются не только шеф‑повара, но и владельцы маленьких ресторанов. Чтобы привлечь посетителей, владельцам заведений приходится заманивать их не только красиво оформленной едой, но и весьма нетрадиционной подачей блюд. Так, например, в одном из ресторанчиков индонезийского города Семаранг блюда и напитки подают в маленьких модельках… унитазов, а в качестве стульев в заведении используются самые настоящие унитазы. В одном из ресторанов Таиланда еду подают в больничных «утках»! Больничная тематика господствует и в дизайне заведения: стены там украшены костылями, вместо столов установлены больничные кушетки, а напитки подают исключительно в капельницах. Но пожалуй, самое неординарное место общепита находится в Китае, где открыли тематический тюремный ресторан. В этом заведении посетителей встречают официанты в чёрно‑белой полосатой форме и проводят их к столикам в наручниках, а хлеб подают в форме гроба!
Последним писком гастрономической моды в Японии стал суши‑пончик, который готовится по классическому рецепту японских роллов, но подается в форме пончика. Еще один модный фуд‑тренд – суши‑сэндвич, а проще говоря, бутерброд, в котором ингредиенты суши сжаты между двумя «булочками», сделанными из липкого риса и посыпанными семечками кунжута. Что интересно, многие клиенты регулярно отслеживают новинки продуктовой моды и не только охотно платят за новшества в сфере питания, но и считают необходимым продемонстрировать эти блюда другим людям, выкладывая их фото в социальных сетях. Появилось даже новое направление с кричащим названием «фуд‑порно»! Нет, это совсем не кино для взрослых с поглощением еды – так назвали манию фотографировать блюда перед тем, как их съесть…
Огромной популярностью во всем мире пользуются фестивали еды, где поведение людей подчинено желанию обожраться и перепробовать как можно больше разных блюд и продуктов. На празднике еды в австралийском Мельбурне можно порадовать себя такими весьма необычными блюдами, как молочный коктейль с добавлением порошкового зеленого чая, молочный коктейль с бурбоном и беконом, чипсы из корня лотоса, коктейль «Кровавая Мэри» с добавлением креветки и бекона, и даже фрукты с мясным муссом!
Не отстает по обжорству и самый известный «праздник живота» в Европе Октоберфест, который проходит ежегодно в первой половине осени в Мюнхене. Этот фестиваль пива и еды входит в число самых красивых и массовых народных гуляний в мире, на него приезжают не только немцы, но и гости со всего Евросоюза. Одним из самых знаменитых и постоянных гостей этого праздника является экс‑губернатор Калифорнии и знаменитый актер Арнольд Шварценеггер. Он приезжает не только выпить любимого немецкого пива, но и повеселиться – например, в 2016 году 69‑летний актер‑культурист разыграл гостей фестиваля, подирижировав местным оркестром. Правда, за время этого безудержного веселья гости фестиваля не замечают, как позволяют себе выпить намного больше, чем выдерживает их организм! Последствия этого чревоугодия, как правило, не заставляют себя долго ждать – опившиеся и объевшиеся бюргеры попросту не успевают доползти до туалета и опорожняют свои желудки во время танцев и на прилегающих к территории праздника лужайках…
Миллионы людей во всем мире едят фастфуд каждый день и уверяют, что они живы и здоровы. Однако медицинские эксперименты показали, что фастфуд – это бомба замедленного действия, которая способна сработать через 10–15 лет, если питаться в стиле фастфуд хотя бы раз в неделю. Человек не лопнет и не взорвется в прямом смысле слова – он просто станет больным и одиноким.
|