Ваш ребенок расстроен. Может, что‑то случилось в школе – поссорился с другим ребенком или со взрослым. Вы не знаете, как помочь. Вам хочется, чтобы ребенок сам научился справляться с неприятностями и стал менее уязвимым. Эта глава подскажет вам, что делать в такой ситуации.
Мир полон несправедливости и трудностей, особенно для маленьких детей, и, как бы нам того ни хотелось, мы не в силах сгладить все острые углы. И не нужно – ведь именно научившись справляться со сложными ситуациями и решать конфликты с другими людьми ваш ребенок вырастет зрелой, независимой личностью.
Сначала посмотрим, что нельзя говорить детям, когда они сталкиваются с неприятностями. Эти фразы способны возвести стену между вами и вашими детьми. Затем вы научитесь полезному навыку «активного участия» – большинство родителей считают, что это лучший способ помочь ребенку преодолеть трудности.
Для детей мы – что‑то вроде «тихой гавани», поэтому они часто приходят к нам со своими проблемами и надеются на помощь. То, как мы реагируем на их призывы о помощи, может стать основой еще более доверительных отношений или же возвести барьер, который позже будет тяжело преодолеть. Вот три типичные – и неправильные – реакции родителей:
Излишняя опека
«Бедняжка. Давай я все за тебя сделаю».
«Ценные» советы
«Ты вел себя как полный идиот, поэтому и влип в переделку. Я скажу тебе, как надо поступить. Слушай внимательно…»
Отвлекающий маневр
«Ладно, ничего страшного, пойдем поиграем в крикет».
Узнаете себя в одном из трех примеров? Что вы обычно делаете – бросаетесь на помощь, даете ценные советы или быстро меняете тему?
Давайте приглядимся повнимательнее.
Излишняя опека
– Как прошел день?
– Ужасно!
– О, бедняжка. Иди, расскажи все мамочке.
– Все этот новый учитель по математике. Я не успеваю за всеми.
– О, какой кошмар. Хочешь, помогу тебе сделать домашнее задание? Только чайку попей.
– Я забыл задание в классе.
– Тогда хочешь, я завтра позвоню в школу и поговорю с директором?
– Ну, не знаю…
– Думаю, лучше сразу все обсудить, а то потом будет еще хуже, как ты считаешь?
– Хмм… ммм.
– Я хочу, чтобы ты получил хорошее образование.
– Угу.
«Ценные» советы
– Как прошел день?
– Ужасно!
– Он еще жалуется! Если бы я могла целый день сидеть в школе и весело проводить время!
– Нам было совсем не весело. Все этот идиотский новый учитель по математике…
– Не смей так говорить об учителях. Меньше считай ворон, мой мальчик, тогда и плакаться не придется. Думаешь, тебе все принесут на тарелочке?
– Хммм.
Отвлекающий маневр
– Как прошел день?
– Ужасно!
– Да ладно, неужели все так плохо? Хочешь сэндвич?
– Спасибо. Немного волнуюсь из‑за математики…
– Ну, ты же не Эйнштейн. Мама и папа тоже в математике особо не смыслят. Иди, посмотри телевизор и не думай о плохом…
– Угу.
Вы, наверное, заметили, что во всех трех случаях происходит одно и то же – в основном говорит взрослый; разговор быстро сходит на нет; ребенку так и не удается обсудить свою проблему. О чувствах ребенка никто не заботится, родители просто «решают» проблему – или думают, что решили, ребенок говорит все меньше и меньше.
А как вам такая реакция…
Активное слушание
– Как прошел день?
– Ужасно!
– У тебя расстроенный вид. Что случилось?
– У нас новый учитель по математике. Он слишком быстро все объясняет.
– И ты боишься, что не будешь успевать за ним?
– Да. Я попросил его, чтобы он повторил еще раз, но он сказал – будь повнимательнее.
– Хмм… Представляю, как тебе было обидно.
– Ужасно… Другие стали меня поторапливать… но я‑то знаю, они тоже ничего не поняли!
– Так ты злишься, что у тебя одного хватило смелости вслух сказать, что ты не понимаешь задание, и поэтому учитель тебя отругал?
– Да… Терпеть не могу, когда меня при всех ругают.
– Как думаешь, что можно сделать?
– Не знаю… Может, попросить его объяснить мне задание еще раз, после урока?
– Думаешь, так будет лучше?
– Да, тогда я не буду стесняться. Мне кажется, он тоже нервничает. Может, поэтому он так спешит?
– Представь себя на его месте!
– Да, наверное, он просто волнуется.
– Еще бы, ведь ему приходится учить таких смышленых детей!
– Да!
Это и есть активное слушание. В этом случае родитель не молчит: он показывает, что заинтересован, разделяя мысли и чувства ребенка и помогая ребенку проанализировать ситуацию. Используя этот способ, родители:
• не предлагают готовое лекарство или выход из положения («я позвоню в школу») – лишь в случае крайней необходимости;
• не дают советов («нужно попросить о помощи») – только если ребенку нужна информация;
• не отвлекают ребенка от проблем («о, ну ладно, съешь сэндвич») – только если ребенок не хнычет постоянно!
Чтобы научиться навыкам активного слушания, необходима практика. Активному слушанию посвящен тренинг «Эффективное воспитание детей», который проводится во всех частях Австралии, и книга доктора Томаса Гордона с тем же названием (Thomas Gordon «Parent Effectiveness Training», см. список рекомендуемой литературы, с. 227).
Активное слушание облегчило жизнь многих родителей. Вам не нужно постоянно пытаться сделать своих детей счастливыми; не нужно решать их проблемы. Вы помогаете ребенку, но вместе с тем передаете ему ответственность и удовольствие принятия решения. Самое главное – задать себе вопрос: «Если мой ребенок самостоятельно решит проблему, в конечном итоге пойдет ли это ему на пользу?» Вы же предлагаете ребенку лишь свое время, помогаете ему разобраться и с пониманием относитесь к его трудностям – так что проблема превращается в поучительный опыт.
Но иногда родители все же должны вмешаться – как показывает следующая история.
Девятилетний сын моего друга сломал ногу и несколько недель ходил в гипсе. Когда гипс сняли, мальчик, естественно, немного неустойчиво держался на ногах. Учитель физкультуры в начальной школе заставил детей бегать по кругу. Сын моего друга прибежал последним и был очень расстроен, так как до травмы был прекрасным бегуном. Учитель, даже не выслушав объяснения, заставил мальчика пробежать круг еще раз, в одних трусах, перед всем классом.
Мальчик вернулся домой в слезах. Когда его родители узнали, что случилось, они были в таком бешенстве, что тем же вечером пошли к директору и потребовали, чтобы учителя уволили.
Учителя перевели в другую школу, и, будем надеяться, на новом месте ситуация не повторится.
В этом случае родители обязательно должны вмешаться и защитить права своих детей, поскольку дети не в силах постоять за себя. Но иногда детям нужна только наша поддержка, а не помощь – и вмешаться значило бы допустить ошибку…
Просто выслушав вашего ребенка, вы окажете неоценимую помощь. Не пытайтесь наложить повязки на все психологические травмы, и вы глубже проникнете во внутренний мир ваших детей.
Шестилетняя Мэнди была в плохом настроении. Уже несколько недель она места себе не находила. Постоянно ссорилась с младшим братом, по утрам отказывалась идти в садик. Мама Мэнди решила применить метод «активного участия» и попытаться понять, в чем проблема. Она спросила Мэнди: «У тебя расстроенный вид. Может, расскажешь, что случилось?» Мэнди подошла, села к ней на коленки, но почти ничего не сказала.
На следующий день она подралась с младшим братом. Родители на несколько минут заперли ее в комнате, чтобы она успокоилась. Вечером отец спросил: «Почему ты так злишься?»
Мэнди уничтожающе посмотрела на мать, но тут же разревелась. «Меня называют страшилищем!» Мэнди плакала и билась в истерике десять минут, и ее мама боролась с желанием применить тактику отвлекающего маневра и не пыталась развеселить ребенка. У Мэнди на лице был шрам, от которого со временем можно было бы избавиться при помощи пластической операции, но пока ей нужно было научиться жить с этим недостатком.
Выпустив злобу и отрицательные эмоции, спровоцированные детьми из садика, Мэнди успокоилась. «Я же не страшилище, да, мам?» – «Нет! Ты – красавица!»
Иногда дети хотят, чтобы вы что‑то сделали – но боятся спросить об этом напрямую.
Четырнадцатилетний Джонатан часами болтался по кухне со смущенным видом. Наконец он признался маме, что девушка из старших классов пригласила его провести с ней ночь в мотеле! Маме пришлось призвать на помощь все свое самообладание, чтобы не начать рвать и метать. Вместо этого она сказала: «Хмм, и что ты сделаешь? Ты вроде бы не уверен». – «Не знаю. Мам, ты же не разрешишь мне пойти? Пожалуйста!'»
Естественно, мама Джонатана ему не разрешила. Джонатан почувствовал облегчение: он спас свою репутацию в школе и не осрамился перед девушкой. Позднее его мама призналась мне, что она все равно бы ему запретила, но хотела, чтобы он самостоятельно принял решение. Отважная женщина!
|