Я пришла к выводу относительно мальчиков: они намного чувствительнее девочек. Мне доводилось выслушивать мальчиков‑подростков, буквально сломленных из‑за ссоры с подругой. Я видела, как семилетние мальчики совершенно теряли голову из‑за смерти домашнего любимца. И я наблюдала, как взрослые мужчины бывали эмоционально раздавлены потерей одного из родителей.
Думаю также, что причина, по которой сегодня столько безработных молодых мужчин или, еще хуже, столько мужчин в тюрьмах, связана отчасти не с преступлениями, а с эмоциональными проблемами, которые они не могут разрешить. Посмотрите, сколько сотен мальчиков бросают школу, становятся наркоманами или членами преступных группировок. Данные исследований показывают, что в тюрьмах мужчин в 14 раз больше, чем женщин, причем возраст большинства из них от двадцати до тридцати лет.
Молодые мужчины бросают своих детей; многие умирают раньше срока. Да, они совершают преступления, они плохие отцы, и они страдают от насилия, которое сами же делают частью этого мира. Но я считаю, что эти мужчины настолько обескуражены из‑за душевной боли и страха, что пытаются выжить почти инстинктивно: защитить себя любой ценой, ударить первым, не открывать душу для любви, чтобы не разочаровать и не разочароваться самим. Этих мужчин так часто отвергали и они теряли так много, что теперь их душа заполнена страданием, и страдание подавляет в них способность нормально жить (или любить).
Если с раннего детства мама учит сына определять свои чувства и обсуждать их, он будет гораздо более счастливым.
Большинству мальчиков и подростков жизнь кажется удручающей. Когда у маленького мальчика умирает бабушка, он страдает несколько месяцев. Если четвероклассника дразнят толстым и лентяем, то душевные раны остаются на всю жизнь. Когда подростка заставляют выбирать, с кем ему жить: с мамой или с папой, он никогда не избавится от чувств вины и подавленности, которые вызывает у него этот выбор. У многих мальчиков нет никого, кто помог бы им справиться с эмоциями. Чувствительность может служить защитой, это качество, которое приносит удовлетворение и вдохновение, но для многих мальчиков становится проклятием. Если только у них нет замечательной мамы…
Каждый мальчик нуждается в «эмоциональном словаре» , который дает ему мать и который помогает идентифицировать и формулировать свои чувства. Многие мальчики живут с тем, что доктор Уильям Поллак называет в своей книге «Настоящие мальчики» «мальчишеский код». Этот «код» предписывает мальчикам подавлять свои чувства, чтобы казаться мужественными. Естественно, это нездоровая тенденция.
Если с раннего детства мама учит сына определять свои чувства и обсуждать их, то он сможет противостоять «мальчишескому коду». Он будет более здоровым в психологическом смысле и гораздо более счастливым.
Именно матери первыми узнают о чувствах мальчика. Мама – главный свидетель печали, гнева или страданий сына. Она, в силу своей природы, настроена на эмоциональный мир сына. Мама первой реагирует на плач младенца. Что ему нужно? Он счастлив или расстроен? Мама видит, как он еле сдерживает слезы, когда неудачно сыграл на футбольном матче.
Отец может заметить чувства сына, но скорее всего, не обратит на них внимания, потому что «мальчишеский код» говорит отцу, что мальчик «должен вести себя, как мужчина», если он расстроен. А мама будет искать на лице сына отражение его чувств, когда он приходит в класс к новому учителю или собирается на первое свидание с девушкой. Поскольку мама изначально настроена на ребенка, то может распознать его чувства быстрее, чем папа.
Обладание эмоциональным словарем означает большее, нежели простое владение словами для выражения чувств. Для словаря необходимы три очень важных компонента. Первое: мальчик должен уметь определять свои эмоции . Второе: ему нужно суметь их выразить . И третье: он должен научиться обращаться с эмоциями . Если мальчик владеет этими необходимыми навыками, то он будет жить эмоционально полноценной жизнью.
Дети инстинктивно знают, как обращаться к маме; малыш ищет поддержки и покоя у мамы не просто потому, что знает – она поймет и пожалеет, но и потому, что она сможет разобраться в его чувствах. Сын может постесняться заплакать перед отцом, который способен осудить или высмеять. Здесь нужна мама, она объяснит, насколько опасно заглушать свои чувства.
По мере того как мальчик растет, он получает сигналы и намеки от сверстников, учителей, что нежелательно выражать печаль или огорчение. Без эмоционального словаря он будет все время подавлять свои чувства. Он никогда не научится понимать и обсуждать чувства, а это помешает ему строить отношения в будущем.
Почему мальчику так важно владеть языком эмоций
По своей природе мальчики реагируют на людей и ситуации более тонко, чем девочки. Но уже ко второму‑третьему классу школы они понимают, что не должны проявлять те же чувства, что и девочки. В соответствии с «мальчишеским кодом» мальчик учится не плакать на людях и даже не показывать свое расстройство, иначе его обзовут «девчонкой». Из всего этого он делает вывод, что должен не только скрывать чувства, но даже и не переживать их .
Взрослый скажет ребенку, просто чтобы подбодрить его: не устраивай сцены перед одноклассниками. Но мальчик воспримет эти слова иначе – что ему нельзя грустить (или плакать) не только перед классом, но и вообще. Он запомнит, что плакать – плохо и что не по‑мужски вообще переживать подобные эмоции.
Я знаю по собственному опыту, что к четвертому классу мальчики усваивают: они не должны сердиться, грустить, страдать от одиночества или горя. Для них такой вывод очень болезненный и сложный. Когда мальчик обнаруживает в себе эти чувства, он думает, что с ним что‑то не так. Получается порочный круг: мальчик испытывает те или иные чувства, избегает демонстрировать их и сердится на себя за то, что он эти чувства испытывает. Если чувства подавляются долгое время, развивается депрессия и тревожное расстройство.
Мама с самого раннего возраста может объяснить ребенку, что все чувства являются «нормальными», что переживать эмоции – это правильно и хорошо.
Такой ребенок вряд ли попадет в ловушку и начнет ненавидеть себя за слабость. Десятки (если не сотни) тысяч взрослых мужчин страдают из‑за того, что переживают боль и душевные муки, и в результате либо бесятся от злости, либо впадают в депрессию.
Алкоголизм, наркомания, сексуальные извращения, панические атаки и мысли о самоубийстве чаще всего возникают на фоне различных форм депрессии. В свою очередь, причина депрессии – подавление и игнорирование соответствующих чувств, возникающих в ответ на жизненные коллизии. Нормальные чувства замещаются деструктивными. Нельзя сказать, что отсутствие эмоционального словаря всегда вызывает душевную болезнь, депрессию, тревожное расстройство, алкоголизм и наркоманию, но часто происходит именно так.
По этой причине каждая мама должна с раннего возраста сына знакомить его с языком эмоций. Она должна приложить все усилия, чтобы дать мальчику эмоциональный словарь и помочь ему выразить соответствующие чувства так, как это естественно для человека. Мама, которая учит сына развивать свои чувства, направляет его жизнь. Я уверена, что второй по значимости подарок, который сын получает от матери (после собственно жизни), – именно эмоциональный словарь.
В этой главе мы еще вернемся к тому, как мать может помочь сыну определить свои чувства и затем правильно выразить их.
|