Вторник, 26.11.2024, 05:31
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Электронная библиотека здоровья

Разница между сыном и дочерью

Мы знаем, что в течение дня мальчики обходятся меньшим количеством слов, чем девочки. Вместо того чтобы сказать, что у них на уме, мальчики держат свои мысли при себе. Они могут поделиться только с доверенным другом. Если вашего сына что‑то беспокоит или интересует, он может какое‑то время это обдумывать и ждать, пока не появится друг, с которым можно поделиться своими соображениями, без опасности быть осмеянным.

С другой стороны, девочки выражают мысли более открыто. Если им что‑то пришло на ум, окружающие быстрее об этом узнают. Девочки по природе своей лучшие собеседники, отчасти потому, что слова являются их связующей нитью с окружающими, тогда как мальчики общаются посредством действий. Неважно, сопровождают они свои действия словами или нет, совместная активность – игра, катание на велосипеде, плавание – сближает мальчиков с друзьями.

Мама должна понимать это важное различие. Если у нее сначала рождается дочь, а потом сын, она только дивится реакциям детей на одну и ту же ситуацию. Сын может начать говорить позже и использовать меньше слов, чем дочь, и, став старше, мальчик не рассказывает о своих чувствах с такой же готовностью, как его сестра. Поэтому маме начинает казаться, что сын не так близок ей, как дочь, – просто потому, что он меньше разговаривает. Это не верно. У мальчиков такие же эмоции, и они чувствуют так же глубоко, как и девочки, просто не выражают чувства открыто.

Маме следует внимательно наблюдать за сыном, чтобы уловить знаки, которые свидетельствуют о неблагополучии. Необходимо следить за настроением сына, его жестами и позами, изменениями школьных оценок и привязанностей.

* * *

Мама Броуди, Элейн, была потрясающим слушателем. Она говорила, что это умение пришло к ней само; многочисленные друзья считали ее немного замкнутой и тихой. Даже в детстве Элейн предпочитала слушать, нежели вступать в разговоры.

Первой у Элейн родилась дочь, обожаемая Саванна. Когда девочке исполнилось три года, мама была ошеломлена тем, как много разговаривала ее дочь. Элейн рассказывала, что не могла вести машину, так отвлекали ее болтовня и бесконечные вопросы дочери. До рождения Саванны Элейн не представляла, что дети могут столько разговаривать.

Однако, когда родился Броуди, все стало иначе. Хотя Элейн и не говорила это вслух, я думаю, в глубине души она радовалась молчаливому ребенку. С самого начала ей было комфортно с сыном. Когда мальчик подрос, Элейн поняла, что сын ей ближе, чем дочь, она видела свое сходство с Броуди. Мальчик был веселым, хорошо учился в школе – по крайней мере, до шестого класса. Именно в этот переломный момент Элейн обратилась ко мне. Ее очень волновало то, что происходит с сыном.

Элейн поведала, что до шестого класса Броуди был спокойным мальчиком и всегда казался довольным жизнью. Он без принуждения занимался на виолончели, потому что ему нравилось играть. Он всегда с видимым удовольствием ходил в школу, и у него не было неприятностей. В шестом классе учительница вызвала Элейн в школу. Выяснилось, что Броуди списывал на экзамене по математике и был пойман. Учительница сказала Броуди, что видела, как он списывает, но мальчик все отрицал.

«Когда учительница рассказала мне о списывании, я совершенно растерялась. Он раньше никогда не делал ничего подобного. Я была очень взволнована и попыталась расспросить Броуди, но он отрицал это. Спустя месяцы расспросов и обсуждений сын все же признался, что списал. Он такой упрямый».

Я не была близко знакома с ее сыном, поэтому задала Элейн несколько вопросов о его характере и жизни. Выяснилось, что после того случая со списыванием Броуди скатился на двойки. Отец Броуди работал в таком режиме, что два месяца проводил за границей и два – дома, и это продолжалось уже несколько лет. Я спросила Элейн, есть ли у Броуди друзья. Она сказала, что у него несколько близких друзей и отношения с ними не изменились. У мальчика не было травм и заболеваний, он учился в той же школе, и мама не могла сказать, что у сына какие‑то проблемы. Элейн была в замешательстве и ощущала свою беспомощность.

Прошла зима, наступила весна. Оценки Броуди за весь шестой класс оставляли желать лучшего. Элейн рассказывала, что раньше сын приходил из школы и сразу же отправлялся в кабинет – играть на виолончели или в видеоигру. Теперь и это изменилось. Он перестал играть в виртуальный футбол или гольф, а перешел на жестокие «стрелялки». Элейн была против, но мальчик как‑то проносил в дом диски с играми.

Мне захотелось убедиться, что все так, как рассказывает Элейн, и поговорить с мальчиком лично. Броуди был спокоен, разговаривал вежливо и показался мне глубоко опечаленным. Я попыталась осторожно расспросить его о травмах, наркотиках, девушках и т. д., но он сказал, что никаких проблем нет. Очевидных причин для депрессии вроде бы не было, но я очень серьезно отношусь к депрессии у детей. Я сказала Броуди, что существуют способы помочь ему и я рекомендую встретиться с психологом‑мужчиной. Но ни Элейн, ни Броуди не пришли на прием. Только через несколько месяцев Элейн позвонила мне.

«Нам немедленно нужно поговорить».

Голос Элейн выдавал ее отчаяние. Войдя в мой кабинет, женщина разрыдалась. Через много месяцев молчания сын рассказал ей нечто, изменившее его жизнь. Однажды, возвращаясь из школы (незадолго до того, как начались проблемы с учебой), Броуди был остановлен молодым человеком. Сначала тот разговаривал дружелюбно, и мальчик раньше встречал его поблизости, потому не испугался. Внезапно мужчина затолкал мальчика за гараж и снял брюки. Он хотел, чтобы Броуди ласкал его и занялся с ним оральным сексом. К счастью, у мужчины не было оружия, и Броуди смог убежать.

«Как вы об этом узнали?» – спросила я.

Элейн посмотрела на меня так, словно вопрос ее удивил. Ее ответ был столь простым, что просто потряс меня.

Она сказала: «Я ждала. Я подозревала, что произошло что‑то ужасное. Я знаю своего сына. Мои подруги, мама, даже муж – все считали, что у Броуди просто переходный возраст и такое поведение характерно для подростка. Все до одного советовали мне не волноваться, но я не соглашалась с ними. Я решила, что попытаюсь вызвать сына на откровенность».

И что же сделала эта взволнованная мама? Как она убедила двенадцатилетнего сына поделиться с ней столь ужасным переживанием?

«Я каждый вечер перед сном заходила к Броуди в комнату. Я делала вид, что только хочу собрать раскиданную одежду и тетрадки, – выдумывала любой предлог, оправдывающий мое присутствие. Затем я присаживалась на краешек кровати и спрашивала Броуди, как прошел день. Иногда он отвечал, иногда – нет. Сначала он довольно резко отказывался говорить: мальчик мог быть весьма «колючим». Но я каждый вечер продолжала делать одно и то же.

Собирала одежду, садилась рядом и ждала. Прошло несколько месяцев. В конце концов, он начал говорить о том, что не любит школу. Но не знает почему. Он также жаловался на друзей, сожалел, что отца все время нет дома… Его действительно беспокоили многие вещи.

Несколько месяцев я сидела с сыном каждый вечер. Однажды я пришла и увидела, что он будто бы спит. Я знала, что он притворяется, потому что не хочет разговаривать. Я подошла, чтобы поцеловать его, и он заплакал».

Рассказывая мне об этом, Элейн тоже плакала.

«Броуди всхлипывал, а я молчала. Просто обнимала его и давала выплакаться. Постепенно сын все рассказал. Он был в ужасе, чувствовал себя униженным. Мне казалось, что я качаю на руках трехлетнего малыша».

Я рада сообщить вам, что сейчас с Броуди все в порядке. И мне кажется, что все кончилось хорошо именно благодаря его маме. Элейн превосходно справилась с ситуацией. Давайте посмотрим, что именно она сделала.

Во‑первых, Элейн поняла, что с сыном что‑то случилось , и не стала слушать друзей и родственников, которые желали ей добра и считали, что она чрезмерно реагирует на возрастные проблемы. Элейн положилась на свои инстинкты. Во‑вторых, она решила выяснить, что происходит, и разработала великолепный план. Вместо того чтобы «пытать» Броуди (как поступили бы многие из нас), она поняла, что мальчик будет говорить только в том случае, если она убедит его в своей готовности выслушать в любой удобный для него момент.

Это заняло несколько месяцев, но Элейн достучалась до сына. Каждый вечер, присаживаясь на кровать Броуди, она четко и ясно «сообщала» ему: «Я здесь, и я выслушаю все, что ты захочешь сказать, и я хочу услышать тебя».

Я тоже мать, и я подумала о своем сыне. Были ли у нас с ним моменты, когда ему действительно нужно было что‑то сказать мне, но он не был уверен в моей готовности слушать? Или я демонстрировала свою занятость, отсутствие интереса? Я думаю о том, сколько времени проводила со своим ноутбуком, или перед телевизором, или в болтовне с друзьями. Я была так озабочена важными, по моему мнению, делами, что мой сын никогда не видел, что я готова его выслушать. Помните, мальчик не будет говорить, пока не убедится, что мама готова выслушать.

Как повезло Броуди, что мама столь серьезно решила разговорить его. Ее инстинкт подсказал, что не все в порядке и мальчик просто скрывает это. Терпеливо, но решительно она старалась помочь Броуди раскрыться, и у нее получилось. Она отложила все вечерние дела, все электронные письма, болтовню по телефону и работу. Если бы она этого не сделала, то могла бы потерять сына. Но мама ждала и слушала, и мальчик раскрылся.

Я часто ставлю себя на место Элейн. Мне нравится представлять, как я делаю то же самое, но сомневаюсь, что поступила бы так же. Думаю, что вместе со мной и вы можете совершить очень распространенную ошибку. Это ошибка многих мам, которые пытаются вызвать сыновей на разговор об их чувствах. С дочерями мы тоже разговариваем, но, по моему опыту, мамы расспрашивают сыновей гораздо чаще, потому что от них намного труднее добиться ответа.

1. Мы становимся нетерпеливыми и раздражительными

Многие мамы действуют из лучших побуждений, когда пытаются вызвать сына на разговор. Мама задает множество вопросов и ходит за мальчиком по пятам по всему дому. Ничего не получается, и она увеличивает количество вопросов, и тон ее становится настойчивым. Мама требует, потому что хочет показать сыну: она настроена серьезно и действительно хочет услышать все, что сын должен рассказать.

Но чем больше она говорит и чем строже тон, тем больше закрывается сын, словно раковина захлопывает створки.

Вам могут потребоваться месяцы, чтобы узнать, что у вашего сына в голове и на сердце. Не требуйте внимания сына. Единственный способ завоевать его – быть чрезвычайно терпеливой.

2. Мы перебиваем, когда хотим чему‑нибудь научить

По моему опыту, дочери меньше обращают внимание, что их перебивают, чем сыновья. Девочки похожи на мам: они общаются и используют много слов. Если мама прервала речь дочери, то, скорее всего, дочь сама перебьет маму. С сыновьями не так. Вы перебиваете его речь и раните его чувства, потому что он думает: то, что я говорю, не имеет значения. И замолкает.

Обычно мы перебиваем, когда хотим сделать какое‑то замечание к сказанному. Это «замечание», по сути, урок. Сколько раз вы задавали сыну вопрос и начинали формулировать за него ответ раньше, чем он открывал рот?

Все мамы считают, что должны постоянно воспитывать или учить мальчиков, как только они попадают в «пределы слышимости». Но нередко ребенок не готов выслушивать ваши «уроки», и он замолкает. Много раз вы пытались донести до сына свои чувства, но он не настроен на вашу волну. Он слышит только, что вы хотите что‑то сказать ему; он не слышит, что вы хотите его выслушать.

3. Мы не можем оторваться от телефона

Может быть, ваше внимание отвлекает не телефон, а компьютер, работа, другие дети, спортивные тренировки или даже вязание. У каждого из нас есть личный список вещей, которые навязчиво занимают наши руки и наши мысли.

Если вы не уверены в том, что входит в ваш список, спросите своего сына. Он точно знает, что отнимает ваше внимание от его нужд. И самое неприятное заключается в том, что он видит, как ваше внимание направлено на другие вещи, и считает себя ничего не значащим для вас.

Когда вы это поймете, начните работать над тем, чтобы это прекратить. Если вас отвлекает телефон, выключайте его с шести до восьми вечера. То же самое сделайте с компьютером. Отмените встречи, отложите работу; сделайте все, чтобы выделить время для своего сына.

Вы думаете, что преуспели в выполнении многих заданий одновременно, и не исключено, что это так. Но есть одна вещь, которую нельзя совместить ни с чем, – это способность слушать.

Не прекращайте работать над собой

Чтобы познакомить сына с эмоциональным словарем, вам не понадобится ученая степень по психологии, а также особые свойства характера, например уравновешенность. Если вы не знаете, как начать разговор, не волнуйтесь – все мамы проходят через это. Нелегко обсуждать собственные чувства, тем более помогать в этом другому человеку. Не позволяйте страху помешать вам. Помните: ваш сын нуждается в эмоциональном словаре, и единственный человек, кто может его дать, – это вы.

Помните, что необходимо сохранять позитивный настрой и стараться не усложнять проблему. Если вы обескуражены и вам кажется, что ничего не получается, – не волнуйтесь. Отложите разговор и потом снова вернитесь к нему. Не нужно долбить одно и то же. Иногда нужно сделать паузу, но при этом не сбиться с курса.

Пусть вас воодушевляет терпение Элейн. Если она смогла уговорить сына рассказать о чудовищном инциденте, который вызвал у ребенка жгучий стыд и потрясение, то вы тем более сможете расспросить своего мальчика, что он думает о школьном поваре, о бывшей подруге и даже об отце, который чем‑то расстроил его.

Чтобы справиться с его чувствами, вы должны быть сильной

Когда мальчикам нужно поговорить, им требуются три вещи: чтобы слушатель не был шокирован, чтобы он уделил должное внимание, но и выказывал сочувствие.

Важно, чтобы вы донесли до сына, что он может с вами разговаривать (вежливо!) на любую тему, вы справитесь. Вы не будете причитать, поучать и перебивать его; вы будете спокойной и понимающей мамой.

Если у сына неприятности в школе, он с готовностью расскажет о них, но вы не должны кричать и обзываться. С другой стороны, совершив проступок, он обязан понимать, что вы не оставите это без последствий. Вы должны отреагировать на нежелательное поведение – на поступки, но не на слова.

Подросток может побояться рассказать что‑то, чтобы не лишиться уважения мамы. Стыд не способствует желанию говорить. Ваш сын должен знать, что вы не будете стыдить или стыдиться его – вне зависимости от проступка. Он должен знать, что вы можете разозлиться, но не будете вопить. Вы также не будете переводить его внимание на себя, спрашивая, как он думает, что вы после этого рассказа чувствуете.

Это потребует от вас сил, но вы должны показать, что открыты, лояльны и ваша реакция нейтральна (насколько это возможно). Это совершенно не значит, что вы не имеете права расстраиваться, разочаровываться или не соглашаться с ним. Речь идет только о том, как вы реагируете на слова сына, чтобы он и дальше мог быть откровенным с вами.

Многие мамы неумышленно вызывают у сыновей чувство стыда. Чаще всего это происходит, когда они критикуют ребенка, а не его поведение. Если сын обманывает маму, она обижается. Ее естественной реакцией будет наброситься на него в гневе, отругать за ошибку или раскритиковать его характер. Другой способ – сказать, что маме стыдно за поведение сына.

Например, шестнадцатилетний подросток выпил лишнего, попал в полицию и звонит матери. Что он слышит? «Как ты мог со мной так поступить?» Вместо того чтобы подумать о сыне, мама погружена в собственные чувства. Все мамы так поступают, потому что принимают близко к сердцу поведение ребенка. И чувствуют за это ответственность.

Стыд не способствует откровенности

Нередко мамы стыдят сыновей за сексуальные переживания – особенно если они застают их за рассматриванием порнографических изображений в Интернете. Опять‑таки, поскольку многие мамы считают неудобным обсуждать вопросы секса, они демонстрируют отвращение и критикуют мальчика.

Исследования показывают, что мальчики начинают интересоваться порнографией примерно в 11 лет. Пару десятилетий назад это происходило не раньше 14, но сейчас мальчики получают доступ к порнографии гораздо легче.

Я помню, как это было с моим сыном. Он сидел за компьютером в моем кабинете, рассматривая сайт какого‑то музыканта. Вдруг на экран выскочило порнографическое изображение, которое шокировало мальчика. Он издал какой‑то звук, между стоном и воплем. Я подбежала, закрыла картинку и спросила:

«Что случилось?»

По выражению его лица я поняла, что его смутила не только картинка, но и тот факт, что я видела, как он на нее смотрит. Он был расстроен, и я была расстроена и застигнута врасплох – из‑за «нападения» на моего сына. Поскольку я уже сталкивалась с подобными ситуациями (сын – четвертый ребенок, и я провела немало часов с его сестрами, обсуждая, что является нормальным и ненормальным в сексе), я присела рядом с ним.

«Мне жаль, что тебе пришлось увидеть это, – начала я. – Должно быть, ты шокирован».

«Мама! Это отвратительно»!

Я видела, что ему хочется продолжать, но он стесняется. И решила говорить коротко, но по существу.

«В Интернете полно плохих вещей, – пояснила я. – К несчастью, тебе будут попадаться подобные картинки. Если это произойдет, часть тебя отвернется в ужасе, а другая часть захочет рассмотреть. Это совершенно нормально. Ты почувствуешь стыд. Я настоятельно рекомендую сразу же закрывать эти картинки. Очень вредно рассматривать их. Мне жаль, что мы живем в такое время, когда тебе постоянно попадаются такие вещи, но ты не должен сам их искать».

Подросток может побояться рассказать что‑то, чтобы не лишиться уважения мамы.

Интонация, с которой вы обращаетесь к сыну, слова, которые вы выбираете, – все это наглядно показывает ему, что вы о нем думаете. Я чувствовала, насколько это важно. Я должна была показать ему, что он не тот испорченный ребенок, который смотрит порно, просто окружающий мир слишком жесток. Легко сделать ошибку и обвинить мальчика в том, что он не совершал, поэтому нужно быть очень осторожными, выясняя, что произошло.

Иногда можно неосторожно обвинить сына, обзывая и обижая его. Вы можете говорить несерьезно, шутя, но мальчики очень чувствительны, и лучше не испытывать их чувство юмора.

Когда мама сердится, она не должна позволять гневу овладеть собой, не должна унижать сына, демонстрируя ему свое отвращение. Сын всегда испытывает стыд, когда мама его ругает, потому что в глубине души он хочет радовать маму. Он хочет знать, что вне зависимости от его поступков мама всегда будет любить его. Мама критикует его личность, а сын делает вывод, что она его не любит. Это чувство – основной компонент стыда.

Во всех случаях, когда сын вас расстраивает, очень важно отделять поведение от личности, и критиковать поведение, а не личность, даже если вы сильно разочарованы.

Мальчики стыдятся и в тех случаях, когда испытывают эмоциональное расстройство. Если мальчик страдает от повышенной тревожности, депрессии, вспышек гнева, то может посчитать себя психически ненормальным. Я встречала многих подростков, которые отказывались встречаться с психологом для лечения таких обратимых состояний, как депрессия. Эти мальчики говорили, что не хотят чувствовать себя «психами».

Если у вашего сына подобные мысли, вы должны быть любящей мамой и поддерживать ребенка, даже если сами расстроены, испытываете вину или стыдитесь его проблем. Все эти чувства вы можете передать своему сыну. Поэтому будьте очень осторожны и покажите мальчику, что во всех ситуациях ваша любовь останется неизменной. Иногда нужно произнести это вслух.

Я рекомендую родителям говорить о своей любви, даже если ребенок заявляет, что он будет жить на улице всю оставшуюся жизнь. Услышав слова любви, мальчик будет меньше стыдиться своих чувств и своих переживаний. Это критический момент: чем меньше мальчик стыдится, тем более открыто он говорит о своих эмоциях и проблемах.

Мамы очень переживают, когда сыновья страдают от депрессии. Больно видеть ребенка в таком состоянии и невыносимо ощущать свою беспомощность и безнадежность. Одна мама рассказывала, как ей казалось, что сын словно оказался запертым в искореженном автомобиле, а она не может помочь ему выбраться. Она не могла ничего сделать – только смотреть и молиться, чтобы он сам нашел выход из депрессии.

Страдающему мальчику нужна мама, которая справится с любыми его чувствами. Это непросто: слишком часто мама поддается жалости, говорит о том, как она беспокоится или боится, как бы сын не навредил себе. Другими словами, мама очень часто усугубляет ситуацию, взваливая на ребенка свои страхи . Совершенно естественно бояться за сына; но свои страхи нужно обсуждать со взрослыми – с супругом, со специалистом, – а не с ребенком. Ему нужно знать, что мама справится с его болью и скажет: «Все пройдет, ты не всегда будешь так себя чувствовать, я люблю тебя». Мама должна постоянно говорить это сыну, страдающему депрессией; до тех пор, пока он не начнет выходить из угнетенного состояния.

* * *

Велма неплохо справлялась с чувствами сына. Она двадцать лет была замужем за человеком с ужасным характером. У мужа случались вспышки неуправляемого гнева, он часто кричал и злился на нее, хотя и не поднимал на нее руку. Велма рассказывала:

«Муж тащил меня в спальню и захлопывал дверь – как будто это могло защитить окружающих от его воплей. Потом он выкрикивал мне обвинения, непристойности, несколько раз обвинял меня в любовных похождениях. Это была ложь, но он вел себя, как параноик. После вспышек гнева он разговаривал с детьми как ни в чем не бывало. Мне казалось, что они сходят с ума от этого».

Во всех случаях, когда сын вас расстраивает, очень важно отделять поведение от личности и критиковать поведение, а не личность

После того как ее сын Род уехал учиться в колледж, Велма решила, что с нее хватит. Она уехала от мужа и сняла квартиру. Когда Род приехал на каникулы, он пришел в ярость, узнав, что она сделала. Как она могла так поступить с папой? Он кричал так же, как его отец. Несколько месяцев сын с ней не разговаривал, полностью приняв сторону отца. Но в течение следующих двух лет он потеплел к матери и снова стал приезжать к ней на лето. Иногда по ночам Велма просыпалась и слышала, как мальчик плачет. Но когда она спрашивала, что случилось, он отговаривался приснившимися кошмарами.

Она подозревала, что это за кошмары; в конце концов, он вырос в доме, где отец издевался над матерью. Но Велма боялась обсуждать с сыном поведение отца, потому что не хотела настраивать мальчика против. Кроме того, Велма справедливо опасалась, что ребенок пойдет по стопам отца и переймет отцовскую манеру обращения с женщинами. Она уже видела в характере сына некоторые нежелательные черты. Велма знала, что начинать нужно с лечения ран, которые нанесло мальчику поведение отца. Но ей было очень трудно вызвать Рода на откровенный разговор.

Велма обратилась ко мне, когда Род пошел в десятый класс. Она просила у меня совета, но на самом деле он не был ей нужен. Она обладала потрясающей интуицией и мужеством. Все, что требовалось этой маме, – поддержка и одобрение того, что она делала.

«Я ужасно волновалась за Рода, – сказала она. – Он был возбужденным и раздражительным. Он больше не хотел общаться с отцом. Вы знаете, что я чувствую к отцу Рода, но мне хотелось помочь им построить собственные взаимоотношения. Я не хотела, чтобы на них влияли мои чувства».

Пока Велма рассказывала, я удивлялась, насколько грамотно мама ограждала сына от своих чувств к его отцу. Возможно, она не понимала, что использовала самое сильное средство, которое помогло Роду разобраться в его чувствах.

Когда мама изливает на сына гнев против его отца, мальчик немедленно переходит в оборону, потому что считает себя обязанным принять сторону папы. Мальчик автоматически закрывает свои истинные переживания от матери, потому что буквально разрывается от эмоций. Самое лучшее, что мама может сделать после развода для эмоционального здоровья сына, – никогда не оскорблять его отца.

«Я очень старалась не критиковать папу Рода. Я не хотела, чтобы сын знал, как ужасно мы жили. Я страстно желала освободить его от переживаний, помочь ему построить собственные отношения с отцом. Но произошло что‑то еще. У отца Рода появилась подруга, и сын намекал мне, что отец тоже кричит на нее. Это напугало его. Как, должно быть, ужасно для двадцатилетнего сына – бояться собственного отца».

Для меня ее слова сверкали, словно бриллиант. Велма была очень проницательной, поскольку смогла увидеть, насколько тяжело ее сыну переносить это чувство страха.

«Я знала, как Род не хотел идти к отцу, потому что все в его доме напоминало, как тот обращался со мной».

Она была совершенно права. Когда сын вырастает и видит, как отец издевается над матерью, а потом родители ведут себя, словно ничего не произошло, он испытывает сложные, противоречивые чувства. Особенно сложно подросткам: помните, что в переходный период сыновья (и дочери тоже) еще сохраняют детскую эгоцентричность. Им кажется, что они обладают силой изменять людей и ситуации в своем окружении.

Роду могло казаться, что он был способен остановить отца и не сделал этого. В глубине души он мог испытывать вину за это. Такая реакция характерна для подростков, которые видят издевательства над матерью. Мальчик хочет прекратить это, и не может, и переживает огромную вину, особенно потому, что боится пойти против отца.

Многие сыновья чувствуют, что им не следует критиковать папу или спорить с ним, чтобы не навлечь на себя его гнев. Добавьте к этому тот факт, что родители Рода всегда делали вид, что все нормально, – естественно, молодой человек совершенно запутался. Родители не признавали факт издевательств, и Роду казалось, что он сошел с ума – неужели люди могут считать издевательства ерундой? Он обоснованно пришел к выводу, что с ним что‑то не так. Конечно, Род не был сумасшедшим и подсознательно понимал это. Он знал правду и хотел разобраться в своих запутанных чувствах. Велма смогла проникнуть в его мысли. Она видела, что сын кипит от печали и гнева.

«Мне нужно было обсудить с Родом все, что произошло. Нужно было открыть все чувства, которые смущали его. Сначала Род не хотел говорить, пытался защищаться, но я оставалась спокойной и бесстрастной. Через какое‑то время я дала понять сыну: я знаю, что он слышал все те гадости, которые его отец говорил мне многие годы. Я сказала, что мне очень жаль, потому что я не смогла ничего с этим сделать. В тот момент мне нужно было вести себя иначе. Мне нужно было признать, что я позволяла отцу так себя вести. Я игнорировала чувства сына, потому что была слишком поглощена собой и попытками скрыть издевательства.

Я попросила сына вспомнить конкретные моменты, например, как его отец назвал меня шлюхой. Я сказала, что знала о его присутствии за дверью. Вместо того чтобы говорить, как было обидно мне, я спросила, что почувствовал он. Внезапно он вскочил с дивана и начал кричать на меня. Он обзывал меня, называл плохой матерью и говорил, что многие годы хотел умереть. Лучше бы я не родился на свет, сказал он».

Велма сдержала слезы и рассказывала дальше.

«Я позволила ему выговориться, это было необходимо. Он был зол на меня и на отца. Он сказал, что не знает, на кого злится больше. Я не виню его».

После этого разговора Род перестал злиться. Это заняло много месяцев, но Велма продолжала поощрять сына рассказывать о том, как сводило его с ума поведение родителей. Она сказала, что не пыталась оправдать свое поведение или поведение мужа. Самое главное, она никогда не говорила о своих чувствах и не отзывалась отрицательно о муже. Все это помогло мальчику залечить свои раны.

Со временем Род разобрался в своих чувствах и понял, что у его отца серьезные проблемы. Такая способность к объективной оценке необычна для мальчиков его возраста (большинство сыновей намного позже понимают, что у родителей проблемы). Я думаю, это произошло благодаря сильному характеру Велмы. Она позволила Роду чувствовать то, что он чувствовал. Она никогда не паниковала, не показывала свою вину (по крайней мере, перед ним) и никогда не смешивала его чувства со своими. У нее хватило мужества просто сидеть, слушать и помогать сыну разбираться со своими чувствами.

* * *

Вернемся немного назад, к началу истории Велмы. Что бы произошло, если бы она повела себя с сыном иначе? Когда он приехал на каникулы и разозлился на нее, она могла закричать на Рода в ответ. Она могла назвать его непочтительным, неблагодарным или испорченным. Другими словами, она могла выплеснуть на сына свою обиду, критикуя его личность. Многие матери поступили бы именно так.

Когда ребенок идет против вас, вы защищаетесь и нападаете, вместо того чтобы сделать глубокий вдох и попытаться найти причину гнева. Но помните, что такая ответная реакция вызывает у ребенка чувство стыда. Если бы Велма, обидевшись, начала кричать сыну, что он должен прекратить злиться, то вызвала бы у него чувство стыда и сделала бы любые дальнейшие переговоры невозможными. Но Велма поставила себя на место сына и посочувствовала ему. Она постаралась понять, что Род не был плохим человеком или плохим сыном; просто ему было больно, и он злился.

Каждая мать винит себя за ошибки, которые она совершает при воспитании детей. Что касается сыновей, то мы часто чувствуем ответственность за плохое поведение, депрессию, сопротивление детей, за то, что они употребляют наркотики, и т. д. Иногда действительно в этом есть наша вина. Тогда нужно «закатать рукава» и справляться с ситуацией. Но порой нашей вины нет, а мы продолжаем необоснованно винить себя во всех ошибках, которые совершает сын. Нам нужно научиться отделять настоящую вину от ложной и жить своей жизнью.

Категория: Электронная библиотека здоровья | Добавил: medline-rus (28.12.2017)
Просмотров: 239 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%