В моей практике был случай: однажды ко мне пришла девочка‑подросток с мамой. Девочка выглядела грустной. Она сказала мне: «Доктор, моя мама поступила так нехорошо! Мы с подружками целую неделю планировали встречу; они должны были остаться у меня ночевать, мы собирались делать друг другу макияж, разные прически, маски для лица, а мама чуть было все не испортила!»
Как оказалось, родители девочки не знали о ее планах и не подозревали о том, что им придется приложить серьезные усилия, чтобы купить все необходимое для вечеринки, посетив несколько магазинов. В пятницу, за несколько часов до прихода подружек, девочка отправила маме сообщение, что ей нужно в магазин и мама должна ее подвезти. Мать не смогла прочесть сообщение, так как в тот момент была у врача. Чуть позже дочь накричала на нее за то, что та разрушила ее планы, потому что теперь ей не успеть купить все необходимое до тренировки по софтболу. Чтобы немедленно выполнить желание дочери, которая не потрудилась ничего спланировать, мама обошла несколько магазинов, отменив все собственные планы на день.
Доктор Дарлин Свитленд
Современные дети и подростки склонны воспринимать себя как индивидов, противостоящих семейному объединению. Когда ребенок хочет, чтобы его потребность удовлетворили, он не думает о том, как это может отразиться на других. В нашем примере девочка не стала принимать в расчет причину, по которой мама пропустила ее сообщение, или тот факт, что у семьи могут быть иные планы на вечер. Она думала лишь о том, что потребуется для организации ее вечеринки. Девочку волновали лишь собственные планы и желания.
Родители неумышленно способствуют формированию такого отношения, если делают все так, что ребенку никогда не приходится ждать. Если ребенок постоянно находится в фокусе их внимания и его желания выполняются в первую очередь, естественно, он привыкает к этому и будет рассчитывать на такое отношение в дальнейшем. Да и почему бы он стал думать иначе? И когда случится, что родители не смогут моментально выполнить запросы ребенка, тот разозлится и начнет требовать внимания. Он не станет задумываться о том, почему родители не смогли сделать то, что ему нужно, поскольку не привык воспринимать себя частью семьи. Таким образом, в моменты вынужденного ожидания он неизбежно будет испытывать беспокойство.
Приучать детей чувствовать себя комфортно в случае ожидания (иными словами, обучать терпению) необходимо, ибо они должны усвоить, что желаемое достигается не сразу. Такой подход эффективен даже по отношению к маленьким детям. Чтобы ребенок научился учитывать нужды других людей и быть терпеливым, родители должны сообща действовать так, чтобы ему регулярно приходилось проявлять терпение. Если пятилетний ребенок просит маму поиграть с ним, она может сказать: «Я поиграю с тобой чуть позже, когда сложу постиранное белье». Если девятилетний ребенок попросит папу приготовить ему обед, папа может ответить: «Я займусь этим через десять минут». Тогда дети научатся либо ждать, либо самостоятельно делать то, что им нужно. Оба варианта хороши. Дети не только станут терпеливыми, но и поймут, что они – часть семьи или сообщества и что необходимо учитывать интересы всех. К тому же, потратив время ожидания на созидательную деятельность, они обретут независимость и уверенность в себе. Этот урок, который просто организовать, может дать прекрасный результат.
Учите детей ждать
Если вы чем‑то заняты, а ребенок обращается с просьбой, у вас должен быть наготове ответ, из которого он может понять, что вы делаете и сколько ему нужно подождать, чтобы вы удовлетворили его просьбу. Например, можно сказать так: «Я с удовольствием тебе помогу. Но только после того, как освобожусь, через несколько минут».
И даже если вы свободны в момент, когда ребенок что‑то просит, регулярно просите его подождать. Чем младше ребенок, тем короче должен быть период ожидания. Сообщить причину, по которой вы не можете помочь сию минуту, тоже важно; например: «Сперва мне нужно позвонить», «Нужно погулять с собакой», «Я должна дочитать эту главу» и т. д. Это поможет детям осознать себя частью семьи и понять, что занятия родителей тоже важны.
Электронное наслаждение
Недавно ко мне на прием записалась семнадцатилетняя девушка. За две минуты до назначенного времени она прислала мне сообщение, в котором уведомляла, что уже в приемной. По прошествии двух минут она принялась стучать в дверь, потому что я ей не ответил. Такое происходит часто. Подобный случай дает мне, как терапевту, хорошую возможность обсудить такие темы, как ожидание и социальные нормы, а также свидетельствует о том, что эта девушка, вероятно, часто ведет себя так и с другими.
Доктор Рон Столберг
Ситуация усугубляется тем, что дети становятся крайне нетерпимыми к ожиданию из‑за современных технологий. С появлением новых устройств, таких, например, как планшеты, благодаря которым мы получаем всю необходимую информацию с помощью одного касания пальцем, необходимость ждать у детей и подростков возникает крайне редко. У них не только есть доступ к любому телешоу, огромному массиву фотографий (благодаря цифровым камерам теперь не приходится ждать, когда проявят пленку и напечатают снимки), они не только могут воспользоваться GPS‑навигацией (вместо бумажной карты), теперь у них, помимо всего прочего, благодаря интернету есть возможность получить ответ на любой вопрос за секунды. Это удобство, привнесенное в нашу жизнь смартфонами, способствует закреплению у детей привычки немедленно получать желаемое (мы вернемся к этому в главе 7). Большинство аспектов современной жизни дают основание для формирования у ребенка подобной привычки. Сегодня подростки нередко общаются с родителями и друзьями посредством текстовых сообщений. Эта форма общения стала основной для многих из них. Сейчас трудно встретить подростка, который не имел бы при себе мобильного телефона. И если подросток получает сообщение от друга, считается, что он тут же должен ответить – это социальная норма. Если ему захочется что‑нибудь узнать, например каковы планы на день или что произошло вчера на вечеринке, – он получает информацию за считаные секунды, для этого надо просто отправить другу сообщение с соответствующим вопросом. Информация будет получена без задержек. А теперь давайте обратимся к нескольким примерам, которыми поделились с нами родители. Каждый из них иллюстрирует нетерпимость детей к неудачам и неумение ждать.
• Если сын ждет, пока я подъеду и подвезу его, а я задерживаюсь, он тут же звонит или пишет мне, спрашивая, где я.
• Мои дети не ждут окончания рекламы, им даже не приходится ждать дня, когда по телевизору будут показаны нужные им передачи, – они смотрят все в Сети.
• Моя семья предпочитает делать покупки в интернет‑магазинах. Мы выбираем в основном варианты, предполагающие быструю доставку.
• Когда моему ребенку приходится ждать – например, в очереди, – он проводит время с электронным устройством в руках, чаще всего запускает игру на мобильном телефоне.
• Если у моего ребенка в школе возникают какие‑то проблемы, он тут же звонит мне, обращаясь за советом или помощью.
• В нашей семье никто не пользуется картой местности, потому что у нас есть GPS‑навигатор, и мои дети считают, что, если они потеряются, проще кому‑нибудь позвонить, а не применять логику и сообразительность, чтобы решить, что делать.
Технологии упрощают нашу жизнь, и эту тенденцию не остановить. Однако существует множество способов, с помощью которых можно научить детей терпимо относиться к ожиданию. Приведем несколько примеров.
• Обсудите с ребенком, что он должен делать, если вы не можете оперативно приехать за ним.
• Пусть дети участвуют в подготовке семейных мероприятий: в планировании, в процессе закупки всего необходимого. Так они поймут, что любое веселье прежде всего нужно тщательно организовать.
• Если ребенок чего‑то хочет, например новую игру для приставки, игрушку или дорогую вещь, попросите его помочь вам по дому. Это не должно рассматриваться как «плата» за игру, просьба должна донести до ребенка идею, что дети и взрослые помогают друг другу.
• Определите время, когда нельзя пользоваться электронными устройствами: например, во время ужина, в минуты, когда семья собирается вместе, после 20:00 и т. д.
• Если ребенок что‑то планирует, обсудите с ним этот план не в тот же день, а позднее.
Электронные устройства играют важную роль в повседневной жизни большинства из нас. Если использовать их рационально, они могут принести радость и сделать наш быт удобнее. Однако у некоторых благодаря этим устройствам формируется привычка получать моментальную обратную связь, которая попросту не всегда возможна. Мы поделились с вами некоторыми соображениями, которые, надеемся, помогут вам использовать современные технические средства с учетом их преимуществ и возможных последствий.
Учите детей смолоду
С какого возраста нужно начинать обучать детей самодисциплине с помощью отсрочки получения желаемого? Младенцы нуждаются в немедленной помощи. Если они голодны, их надо тут же покормить, если стала мокрой одежда, ее нужно срочно поменять, если у них скапливаются газы, то нужно вызвать отрыжку. Когда ребенок начинает ходить, его «потребности» превращаются в «желания», и тогда техника отвлечения становится главным средством выживания для родителя. Если малыш хочет поиграть с ключами от машины, а вам нужно куда‑то ехать, вы чем‑нибудь отвлекаете ребенка, например игрушкой, и незаметно забираете ключи.
Многим родителям трудно понять, пришло ли время приучать ребенка к тому, что не все его желания исполняются сию же секунду. Это и есть переход от немедленного получения желаемого к отсроченному. Если двухлетний малыш говорит «молоко», важно его похвалить, чтобы он продолжал общаться с помощью слов, поэтому родитель незамедлительно дает ему то, что он просит. Но если шестилетний или двенадцатилетний ребенок говорит: «Хочу молока», он вполне может и подождать. Точно так же в случае, если двухлетний малыш очень увлекся игрушкой сверстника из соседнего дома, можно на следующий день купить такую же. Однако если вы поступите аналогичным образом по отношению к четырех– или десятилетнему ребенку, нежелание ждать войдет у него в привычку.
Когда родители моментально выполняют запросы ребенка, он не получает возможности научиться самостоятельно удовлетворять свои потребности. У таких детей не может развиться навык заботы о себе. К тому же ожидание немедленного получения желаемого попросту нереалистично. Таким образом, закрепление у ребенка соответствующей привычки чревато возникновением чувства неудовлетворенности.
Даже малыши могут научиться ждать
Уже в возрасте девяти месяцев ребенка можно начинать учить ожиданию. Ожидание должно быть тем веселее, чем младше ребенок, но суть от этого не меняется. Мы предлагаем несколько игр, которые помогут малышу отвлечься и набраться терпения.
9–12 месяцев
Можно по очереди бросать кубики в игрушку, издавать звуки или перекатывать мяч вперед‑назад. Когда придет ваша очередь, скажите: «Раз, два, три…» и замрите на две‑три секунды с выжидающим выражением лица – это привлечет внимание малыша – а потом продолжайте игру.
12–18 месяцев
Играйте с малышом в такую же игру, но увеличьте время ожидания до пяти секунд.
18 месяцев – 2,5 года
Когда ребенок о чем‑то просит, вы можете просить его подождать, но время ожидания должно быть очень коротким. Например, если малыш поднимает ручки, чтобы его взяли, можно сказать ему: «Хорошо, но подожди две секунды», затем посчитать до двух и взять ребенка на руки.
3 года и старше
Чем старше ребенок, тем конкретнее можно формулировать просьбу подождать. Например, малышу в возрасте 3,5 года можно сказать так: «Давай подождем и посчитаем до десяти» или «Хорошо, сделаю, когда уберу эти продукты со стола». Ребенок может начать с опаской относиться к фразе «через минутку», поэтому лучше обозначать период ожидания как‑то иначе.
У вас не всегда будет возможность следовать этим рекомендациям. Если малыш капризничает, потому что не поспал днем, едва ли этот момент подойдет для тренировки ожидания. Ничего страшного. Учите его ждать в игровой форме, когда он будет в соответствующем настроении. В таком случае в момент, когда реальная ситуация потребует от ребенка ожидания, ему будет гораздо проще.
|