Процесс рассуждения и принятия решений требует наличия у человека развитых исполнительных функций, так же как и способности учитывать интересы окружающих. Некоторые дети обладают этими способностями от природы и могут проявлять их уже в раннем возрасте. Однако большинству нужна практика, и довольно продолжительная, поскольку этот процесс протекает медленно и требует времени.
Например, когда первоклассник пристегивается, садясь в машину, или надевает шлем перед тем, как поехать на велосипеде, возникает впечатление, что он принимает верные решения, основанные на глубоких размышлениях. В реальности же ребенок подчиняется закрепившейся привычке. Маленькие дети не могут до конца осмыслить тот факт, что в случае аварии ремень или шлем может спасти им жизнь, даже если родители и пытаются им это объяснить. Действовать по привычке и по велению рассудка – совсем не одно и то же.
Маленькие дети в первую очередь усваивают поведение, основанное на привычке и повторении того, что велят им делать авторитетные фигуры и что они сами наблюдают. К концу начальной школы они уже начинают учиться на личном опыте и посредством собственной практики. Когда обычный порядок или традиции меняются, им приходится, полагаясь на связанные с исполнительными функциями навыки, находить альтернативные варианты, учитывать возможное влияние их действий на других людей, выбирать решение, способное дать наилучший результат, а затем продумывать, как воплотить это решение в жизнь. Представители нынешнего поколения, как правило, хватаются за первую идею, пришедшую им в голову, и не анализируют все потенциальные последствия. Эта компульсивная потребность в немедленном решении не позволяет им должным образом все обдумать. А вот если родитель попадает в ловушку помощи, детям вообще не приходится самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации.
Рассказывая о собственных промахах юности в надежде, что подрастающее поколение их не повторит, родители попадают в ловушку помощи. Взрослые обладают значительным опытом, сложившимся из совершенных ошибок и полученных уроков, который позволяет им избегать повторения прошлых промахов. Мы в своей психологической практике постоянно слышим от родителей: «Не хочу, чтобы дети повторяли мои ошибки». Так как же на самом деле учатся подростки?
• Некоторые необычайно зрелые и сознательные подростки учатся благодаря тому, что слушают родителей и усваивают все, что узнают от них.
• Другие учатся, наблюдая за опытом своих товарищей, в том числе за результатами и последствиями их действий (как положительными, так и отрицательными).
• Но бóльшую часть запоминающихся уроков дети получают из личного опыта. Многие подростки живут по принципу «со мной такого никогда не случится» и ведут себя соответственно. Им будет полезно, оказавшись в непривычной ситуации, испытать на себе ее последствия и сделать выводы (например: «О, оказывается, и я от такого не застрахован»).
Родители современных детей должны быть более сведущими в том, как поощрять их использовать в своих интересах возможности этого сензитивного периода. Это способствует активному развитию мозга ребенка (то есть образованию более устойчивых синаптических связей) в сфере исполнительного функционирования.
Как предупредить негативные последствия
Перспектива предоставления подростку свободы для экспериментирования может пугать родителя. Предварительное обсуждение последствий, максимально открытое и честное, может быть эффективным средством коммуникации, поскольку позволяет вам как родителям установить требования и прояснить потенциальный исход для подростка. Вот несколько примеров такого рода коммуникации.
• «Если вернешься позже назначенного времени, мы на две недели запретим тебе гулять с друзьями».
• «Если на вечеринке начнут распивать алкоголь, позвони нам, и мы тебя заберем. Если не позвонишь, а мы все равно все узнаем, в ближайшие две недели с друзьями ты не увидишься».
• «Если нам станет известно, что ты катал друзей на нашей машине, мы на месяц запретим тебе садиться за руль».
• «Если какое‑то из твоих решений поставит под угрозу твою или чью‑либо еще безопасность, последствия будут очень серьезными».
Наиболее важные уроки
Юные представители современного поколения – дети и подростки – упускают значительные возможности для тренировки навыков, которые родители, учителя, ученые и работодатели считают наиболее важными. Практика требует усилий и времени, она может доставлять неудобства и стать источником разочарования. И все‑таки необходимо создавать условия, чтобы дети и подростки усвоили, что преуспеть в чем‑либо можно только через практику. Эта идея содержится в статье Рэйчел Кин «Развитие навыков решения проблем у детей». В этом исследовании автор приходит к выводу, что родители и общество в целом обязаны предоставлять возможности и условия, которые с первых лет жизни ребенка будут поощрять развитие навыков решения разного рода задач и закреплять их{25}. Есть свидетельства в пользу того, что дети уже в год или два способны применять стратегии решения проблем, чем сильно удивляют окружающих.
Если родители осознают, насколько важно извлечь выгоду из сензитивного периода, каковым является подростковый возраст, чтобы заложить основу навыков решения проблем, их дети будут значительно лучше подготовлены к студенческой жизни и вхождению в мир взрослых. Воспитывая и обучая юных представителей современного поколения, важно понимать, что чрезвычайно плотное расписание, зависимость от технологий и фокусирование на результатах деятельности, а не на процессе работы осложняют и замедляют естественный процесс развития, который у прошлых поколений протекал совершенно естественно. Лучшее, что вы можете сделать для детей, – дать им возможность для разнообразной практики, чтобы они научились думать.
Обобщая сказанное
Суть проблемы
В распоряжении современных детей и подростков находится такое количество высокотехнологичных устройств, что все свои проблемы они могут решать с помощью техники. Родители, в свою очередь, сосредотачивают все свое внимание на успеваемости и обеспечении детей преимуществами в этом направлении, вместо того чтобы использовать возможности сензитивного периода для развития исполнительных функций, которые являются основой навыков, чрезвычайно важных для становления уверенным, самостоятельным и мыслящим человеком.
Ловушка
Родители легко попадают в ловушки и действуют так, что ограничивают возможности развития исполнительных функций: они бросаются на выручку своим детям, решают их проблемы, дают им то, что они просят, не требуя приложения каких‑либо усилий, и к тому же слишком полагаются на доступность и удобство технологий.
Альтернатива
Поддерживайте ребенка в его усилиях самостоятельно находить решения проблем и мыслить критически, даже если предлагаемые им решения кажутся не вполне продуманными. Помните, что ребенок не всегда осознает сложности социальной и эмоциональной обстановки. Но если вы предоставите детям возможность тренировать соответствующие умения, вы обеспечите их инструментами, которые будут служить им в течение всей жизни.
1. Подчеркивайте тот факт, что ошибки – это часть процесса обучения решению проблем.
2. Хвалите ребенка, когда он пытается сделать что‑то самостоятельно.
3. Обращайте внимание на процесс достижения цели и на усилия, которые ваш ребенок прикладывает к этому, а не на результат, даже если он не оправдал ваших ожиданий. То есть говорить нужно о том, как именно дети пытались достичь цели и почему это получилось или не получилось. И если все завершилось неудачей, то что можно изменить в следующий раз?
4. Старайтесь не сосредотачиваться чрезмерно на конечной цели, например такой как «стать первым учеником в классе» или «попасть в лучшую спортивную команду». Вместо этого лучше сфокусироваться на том, какую работу надо провести, чтобы достичь цели.
5. Не ставьте в списке приоритетов учебные достижения выше приобретения навыков решения проблем; пусть ребенок сам составляет свое расписание и пробует себя в новых видах деятельности.
В случае с подростками, особенно с такими, которые считают, что знают все лучше взрослых, нет лучшего способа помочь развить их навыки, чем позволить им учиться на естественных последствиях собственных поступков.
1. Не надо выполнять за подростка всю работу; пусть он столкнется с разочарованием, виной и последствиями плохой подготовки к экзамену или безответственности в выполнении домашней работы.
2. Если вы знаете, что ваш ребенок нуждается в особом оборудовании или предмете для выполнения школьного задания, не стесняйтесь спросить, нужна ли ваша помощь, чтобы получить необходимое. Если ребенок вас проигнорировал, оставьте его и позвольте ему столкнуться с последствиями лени и плохого планирования. Ему будет над чем подумать. Если результат будет сопровождаться эмоциональным дискомфортом и стрессом, возможно, в будущем ребенок не допустит такой ситуации. Не стоит попадаться на приманку и делать что‑либо за ребенка, если он не просит вас об этом.
3. Заранее предупреждайте ребенка о том, каким будет наказание за тот или иной проступок, чтобы он представлял последствия, с которыми ему придется столкнуться, если он, например, опоздает домой, получит плохую оценку, прогуляет уроки, выпьет спиртное, поведет себя несдержанно и агрессивно, соврет родителям о своем местоположении и т. д.
25
Rachel Keen, «The Development of Problem Solving in Young Children: A Critical Cognitive Skill,» Annual Review of Psychology 62, no. 1 (2011): 1–21.
|