Вторник, 26.11.2024, 06:31
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Электронная библиотека здоровья

Жалобы на учителей

Одна мама рассказала мне, что ее дочь в первый год после перехода в старшие классы столкнулась с трудностью. По ее словам, большинство преподавателей были «неплохими», но двое из них не обновляли информацию о домашних заданиях на своей страничке в интернете. Мама спросила у меня: «Как быть моей дочери, если она пропустила один учебный день и не знает, что было задано?», на что я ответила: «То же, что делают другие. Пусть позвонит кому‑нибудь из друзей или поговорит с учителем, когда вернется в школу, чтобы решить, как можно отработать невыполненное задание». На самом деле необходимость пообщаться с преподавателями по поводу домашнего задания может стать наиболее значимым событием в школьной жизни этой девочки в этом году. Такой возможностью следовало бы воспользоваться, чтобы получить навыки выполнения устных инструкций. Ей пришлось бы записать их, составить календарь и спланировать свой день соответствующим образом. Необходимость адаптироваться к разным стилям преподавания в старших классах как нельзя лучше готовит ребенка к взаимодействию с разными людьми в будущем.

Доктор Дарлин Свитленд

Для нас как психологов рассказы родителей о негативном опыте общения их детей с учителями всегда являются тревожными симптомами. Мы говорим не о единичном эпизоде негативного взаимодействия, но о тех случаях, когда родители детально критикуют каждого преподавателя, который работал с их ребенком.

Мы понимаем, что желательно, чтобы дети имели позитивный опыт общения с педагогами, чтобы их обучали те люди, которые способны развить их сильные стороны и компенсировать их слабости. Однако учителя – это тоже люди, каждый со своим характером. Учитель не может нравиться всем ученикам. У каждого ученика свой стиль восприятия и усвоения информации, а у каждого учителя – свой стиль ее подачи. Неизбежно будут возникать ситуации, в которых взаимодействие учителя с учеником будет проходить неидеально. Может быть, учитель окажется строгим, а ребенок учится лучше, если используется мягкий подход. Возможно, учитель будет очень внимателен к деталям и его система оценивания покажется ребенку несправедливой. Это применимо не только по отношению к конкретному школьному периоду, но и к жизни в целом. Стиль управления, принятый руководством, как правило, устраивает далеко не всех подчиненных.

На страницах этой книги мы постоянно говорим о том, насколько важны для детей и подростков возможности, позволяющие отрабатывать необходимые для жизни навыки в период взросления. В этом смысле неидеальное взаимодействие с учителем – это великолепный шанс научиться толерантности, терпению и принятию индивидуальных различий. В любом случае гораздо важнее научиться работать вопреки возникающим сложностям во взаимоотношениях с педагогом, чем добиться хороших оценок.

Когда родители высказывают вслух свое несогласие со школьными преподавателями, ребенок получает удобный повод избежать ответственности. Ребенок может начать обвинять систему оценок, принятую учителем, заявлять, что он придирается к нему или плохо преподает и т. д. Тем самым ребенок будет оправдывать свое безделье. Он может выставить все в таком свете, что именно из‑за учителя он получил не четверку, а тройку (что крайне несправедливо, ведь он заслуживает пятерки), из‑за учителя его оставили после уроков, именно учитель – причина всех его проблем. А далее, поскольку обвинить другого всегда проще, чем взять ответственность на себя, это быстро войдет у ребенка в привычку. У детей есть выбор, как именно повести себя в подобных ситуациях, а вы как родитель можете помочь им справиться с этими непростыми жизненными коллизиями, если научите их общаться и решать проблемы.

Независимо от того, действительно ли с ребенком поступили несправедливо или нет, родители никогда не должны ставить его в положение жертвы. Как только ребенок почувствует себя пострадавшим, он тут же снимет с себя всякую ответственность и будет считать, что во всех его проблемах виноваты другие. И напротив, если родитель поможет ребенку справиться с ситуацией, у того появится опыт действий в условиях сложных межличностных отношений. Разного рода несогласия с учителями возникают у большинства детей, особенно если они изучают много предметов и общаются со многими педагогами. Все люди разные, и то, что они иногда не соглашаются друг с другом, абсолютно нормально. Мы призываем родителей использовать такие моменты в воспитательных целях.

Отзывайтесь об учителе положительно

До перехода в старшие классы ваш ребенок, вероятно, уже успеет поучиться как минимум у 20 различных педагогов. И велика вероятность того, что среди них будут учителя, чей метод преподавания не будет идеально подходящим для ребенка. Вместо того чтобы весь год переживать и расстраиваться по этому поводу, воспользуйтесь случаем и помогите своему чаду справиться и успешно подготовиться к обучению в старших классах и колледже, а также к будущей работе. Для этого лучше всего сохранять позитивное мнение об учителе. Ребенок ни в коем случае не должен слышать от родителей жалобы на преподавателя. Как только ребенок почувствует, что вам не нравится учитель, ему не останется ничего, кроме как разделить ваше мнение. В результате его мотивация снизится, он перестанет стараться в школе и упустит шанс попрактиковаться в преодолении трудностей. Сделайте так, чтобы этот год стал одним из лучших в жизни ребенка.

Родители спешат на помощь. Самые распространенные у детей оправдания

Как мы уже говорили в главе 1, родители, стремящиеся оберегать своих детей от совершения ошибок в процессе обучения, попадают в самую распространенную ловушку, известную психологам, – в ловушку помощи.

В результате повседневного общения с учениками, еженедельного – с преподавателями и опыта общения с собственными детьми, мы получили полное и достоверное представление о том, какими путями (иногда сами того не сознавая) дети пытаются получить от родителей помощь, а те соглашаются ее оказать.

Что говорят дети

• «Если ты мне не поможешь, я получу плохую оценку и мой итоговый балл снизится».

• «Это групповой проект, а я работаю над ним в одиночку».

• «Учитель разместил это задание на сайте только вчера».

• «У меня была тренировка по футболу, поэтому я забыл проверить информацию на сайте».

• «Учитель совершенно неорганизованный».

• «Мне никто не говорил, что это задание надо сдать завтра».

Что говорят родители

• «Хорошо, но это в последний раз».

• «Если я не помогу, дома сегодня будет много крика».

• «Мой ребенок меня возненавидит, если я откажусь».

• «Мой ребенок вчера так сильно переживал из‑за того, что не успевает закончить проект, – ему требовалась моя помощь».

• «Преподаватель у него и в самом деле плохой».

К тому же, по словам родителей, им приятно сознавать, что они нужны своим детям и могут что‑то сделать для них. Они чувствуют, что вовлечены в жизнь детей, когда участвуют в решении их проблем. Когда родитель выручает свое чадо, на него обычно обрушивается поток благодарностей. Задумайтесь, часто ли это происходит в обычной жизни, особенно в случае с подростками? Становится вполне понятно, почему родителей так легко заманить в ловушку.

Ловушка и в самом деле невероятно привлекательна, но важно помнить о том, что, по словам учителей, именно это поведение родителей больше всего мешает процессу обучения ребенка. Такие действия никак не способствуют формированию черт характера, которые, по результатам исследований, сообщениям педагогов и самих подростков, свойственны серьезным и успешным ученикам, о чем мы ранее упоминали в этой главе.

Вот что сказали преподаватели из разных регионов страны, отвечая на вопрос о том, как родители могут оказать своему ребенку эффективную поддержку:

• «Нужно дать ребенку возможность преодолевать трудности, наставляя его, но не решая за него проблемы. Необходимо, чтобы дети отдавали себе отчет в собственных действиях. Надо обсуждать с ребенком, что можно предпринять, чтобы достичь лучшего результата. Любите свое дитя таким, какое оно есть, и цените его сильные стороны и таланты!»

• «Запомните: вмешиваться и быть хорошим родителем – это далеко не всегда одно и то же. Пусть ученики самостоятельно общаются с преподавателями и решают с ними возникшие вопросы. Поощряйте в ребенке стремление устанавливать хорошие отношения со взрослыми, которые могут в будущем стать их наставниками, дать хорошие рекомендации или помочь завести полезные знакомства».

• «Поощряйте их совершенствоваться в том, что им действительно интересно, и учите тому, что успех приходит не столько к "умным", "одаренным" или "атлетическим", сколько к старательным, настойчивым и смелым».

• «Развивайте в ребенке способность мыслить самостоятельно, задавайте вопросы, а не делайте все за него».

• «Дайте ребенку возможность приложить усилия, чтобы найти собственное решение».

• «Родители, конечно, могут помочь ребенку, если тот "завяз", решая задачку по математике, но они также могут позволить ему самостоятельно выполнять задачи, связанные с работой по дому, а не делать за него абсолютно все».

• «Читайте, читайте, читайте».

• «Нельзя подавлять ребенка и выполнять за него всю работу. Детям необходимо создать такие условия, чтобы они могли без страха вступать в борьбу и сталкиваться с неудачами. Не нужно отстранять их от дел, просто окажите им поддержку, когда понадобится».

• «Цените навыки грамотного письма и чтения. Установите дома время, которое вся семья будет посвящать чтению».

• «Лучшее, что может сделать родитель, – это не отстраняться от процесса обучения ребенка, то есть знать, кто его учит, чему учит и т. д., но без чрезмерного контроля. Нужно поощрять в детях самостоятельность».

• «Я считаю, что трудолюбие, организованность, внимание к деталям и другие качества можно воспитать».

• «Родительская роль иногда заключается в том, чтобы быть "плохим" и отказывать ребенку, задача же преподавателя в том, чтобы воспитывать и укреплять детей на пороге взрослой жизни».

Мы не исключили ни одного учительского высказывания и не пытались выбрать только те, которые соответствуют нашим взглядам. Результаты исследований, опыт преподавателей, руководителей школ и психологов указывают на то, что самыми важными способностями и умениями, которые мы можем развить в наших детях, являются те характерные черты, которые формируются, когда ребенок обучается тому, как решать реальные жизненные задачи и в то же время учитывать интересы других людей, а также последствия своих действий.

Обобщая сказанное

Суть проблемы

Многим родителям легче фокусироваться на конечном результате, поскольку он поддается объективной оценке и становится доказательством способностей их ребенка. Взрослые не хотят, чтобы их дети отставали от других, и стремятся развить их сильные стороны, в результате чего на первый план выходят объективные показатели их достижений, такие как оценка за чтение и средний балл.

Ловушка

Родители иногда становятся участниками разговоров, в которых обсуждаются успехи других детей. В результате взрослые могут начать оказывать на своего ребенка слишком сильное давление или же сосредоточиться на малозначимых деталях, а не на процессе обучения (который включает планирование, организацию, инициативу, решение проблем, промахи и ошибки и их исправление). Лишившись возможностей обучиться этому, дети все же могут добиться нужных оценок и тестовых баллов и поступить в колледж своей мечты, но навыков, необходимых для самостоятельной жизни и обучения в том же самом колледже, у них не будет.

Альтернатива

Необходимо понять, что результаты тестов, оценки и другие учебные достижения являются скорее результатом приложенных усилий, чем силы интеллекта. Обращайте внимание на работу, которую проделывает ребенок, чтобы достичь успехов, и поощряйте его в этом. Присмотритесь к тому, какие усилия он прилагает, как планирует и организует свою работу, проявляет ли инициативу, соглашается ли обсуждать полученные результаты.

1. Помогите ребенку выработать положительную академическую самооценку – обсудите с ним соотношение его сильных и слабых сторон. Избегайте разговоров об умных сверстниках. Вместо этого лучше отмечайте индивидуальные способности некоторых знакомых. Например: «Надо же, у Джона и правда талант к математике», «Сью очень хорошо читает» или «У Мэтта здорово развита координация». После этого не забудьте выделить сильные стороны собственного ребенка.

2. Формированию положительной самооценки ребенка может способствовать обсуждение трудностей, с которыми он сталкивается. Здесь важно не проводить обобщений и не соотносить возникающие проблемы с уровнем интеллекта ребенка.

3. Говоря об оценках и учебных показателях, следует избегать словосочетания «хорошие оценки», вместо него лучше использовать фразу «положительные оценки» (баллы). Так акцент будет поставлен не на цифрах, а на усилиях, приложенных ребенком.

4. Пусть ребенок сам поставит перед собой цели в обучении (учтите, что эти цели могут не совпадать с вашими). Самый подходящий момент для этого наступает, когда учитель выдает на руки сведения об успеваемости детей. Такой выбор под силу даже маленькому ребенку. Когда полученные оценки находятся прямо перед глазами, информация становится более наглядной, но не подавляющей. После того как ребенок определится с целями, поддержите его и обсудите с ним детали, которые он мог не учесть.

Категория: Электронная библиотека здоровья | Добавил: medline-rus (28.12.2017)
Просмотров: 232 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%