В связи со стремительным увеличением количества юных владельцев мобильных телефонов важно понимать, какое влияние – как положительное, так и отрицательное – оказывают на детей эти устройства. Из‑за того, что эти телефоны стали неотъемлемым элементом жизни нынешнего поколения, большинство людей считают, что они исключительно полезны. Однако исследования доказывают, что мобильные телефоны могут негативно влиять на способность детей воспринимать и обрабатывать информацию.
Это действительно так, с усилением зависимости от технологий у детей и подростков исчезает возможность самостоятельно справляться с задачами и в конечном итоге думать. Недавно в одной статье, посвященной обзору большого исследования, была высказана идея, что слишком активное использование технологических средств крайне негативно сказывается на функционировании рабочей памяти{34}. Рабочая память – это способность удерживать информацию в кратковременной памяти, пока она находится в обработке и пока определяется, как она будет использована. Поскольку смартфоны позволяют находить и хранить большой объем информации, детям и подросткам почти не приходится ничего запоминать (например, номера телефонов). Поэтому соответствующий навык у них ослабевает. Технологии необходимы им для того, чтобы планировать свой день и напоминать о том, что они должны сделать, а не для формирования полезных навыков. Технологии – чудесный инструмент, помогающий управлять временем и планировать, но, когда дети и подростки начинают полагаться только на них, исключая любую личную ответственность, возникают трудности. Когда им не удается выполнить обещанное из‑за того, что телефон не напомнил им об этом, они скорее станут обвинять технику, нежели признают свою ошибку.
Особенность памяти такова, что лучше всего мы помним самые недавние события. Последний разговор или прочитанная информация помещаются в кратковременную память и сохраняются там, пока новые события их не вытеснят. Если подросток каждые несколько минут достает телефон и набирает сообщения, заходит в социальную сеть, смотрит фотографии и проверяет почту, то именно эти действия и заполняют его краткосрочную память. Это значит, что подросток, скорее всего, забудет, о чем вы его попросили, сразу же, как только возьмет в руки телефон, потому что буквально за несколько минут его память заполнится десятками новых событий. И если вы просили ребенка вынести мусор, покормить собаку или убрать комнату в тот момент, когда он играл со своим телефоном, то лучше на него не рассчитывать. Когда дети увлечены телефоном, они отгораживаются от окружающего мира и всего, что в нем происходит, и не в состоянии воспринимать и запоминать ваши просьбы, также как исходящие извне сигналы и реплики, напоминающие о том, что они должны сделать.
Всему свое время
Смартфоны имеют множество полезных опций, которые могут оказать неоценимую помощь при выполнении домашнего задания. Но в большинстве случаев, однако же, лучше не использовать смартфон в этом процессе. Дети слишком часто отвлекаются на те функции, которые никак не связаны с выполнением уроков, и перестают заниматься. Им гораздо интереснее проверить почту, посмотреть, что нового в социальной сети, или поиграть в игру, чем делать уроки. Для большинства детей соблазн оказывается слишком сильным. А потому будьте внимательны и следите за тем, чтобы телефон был в стороне от ребенка во время занятий.
Смартфоны против навыков решения задач
Зависимость нынешних детей от мобильных телефонов оставляет им все меньше возможностей для обучения тому, как разрешать жизненные дилеммы. Как мы уже неоднократно упоминали на страницах этой книги, приобретаемый детьми опыт решения проблем имеет для них чрезвычайно важное значение, поскольку так они обучаются преодолевать трудности, возникающие в жизни. Однако зависимость от технологий, в данном случае от смартфонов, которые решают за детей все проблемы, лишает подрастающее поколение важнейшей практики.
Представьте себе следующую ситуацию: утром отец говорит дочери‑пятикласснице: «Когда вас отпустят с занятий, жди меня на ступеньках школы». Около половины третьего уроки заканчиваются и девочка приходит на условленное место, ждет, когда отец заедет за ней. Ровно в 14:30 она в нетерпении начинает звонить и писать ему, чтобы выяснить, почему его все еще нет. Отец отвечает ей в сообщении, что опаздывает, и велит ждать его на том же месте. В конце концов девочку благополучно забирают. Тревоги и беспокойства и с той и с другой стороны удается избежать.
Однако в данной ситуации девочке не представилась возможность использовать критическое мышление. Не будь у нее телефона, она вынуждена была бы проявить терпение и подождать несколько минут, подумать о вероятных причинах, по которым мог задержаться ее отец, а по прошествии некоторого времени сообразить, что делать дальше: продолжить ждать, рассказать кому‑нибудь в школе, что за ней не приехали родители, позвонить бабушке с дедушкой или соседу или, возможно, отправиться домой пешком. Это гораздо сложнее, чем посмотреть на дисплей телефона и последовать инструкции родителя, полученной в сообщении. В этом‑то и дело. У девочки была возможность самостоятельно найти выход и решить проблему.
Детство – замечательное время для того, чтобы оттачивать умение мыслить и вырабатывать стратегии решения проблем. Мы считаем, что ребенок, не получающий шансов на практике осваивать эти навыки, в итоге не сможет развить их до такой же степени, как его сверстник, которому приходилось в своей жизни сталкиваться с необходимостью находить варианты решения проблем и выбирать наилучший. Мы не против того, чтобы оповещать ребенка посредством СМС‑сообщений в том случае, если внезапно изменились планы или возникли непредвиденные обстоятельства. В таких ситуациях предупреждать свое дитя, конечно, необходимо. Мы лишь предлагаем попытаться сделать так, чтобы ваш ребенок не стал слишком зависим от вашей помощи и не оказался лишен возможности по крайней мере задуматься о том, что он мог бы предпринять в данной ситуации.
Обсудите свои сообщения
Мобильный телефон дает нам возможность оперативно связаться с ребенком, в частности в тех случаях, когда неожиданно меняются планы. Однако мы настоятельно рекомендуем при любой возможности обсуждать с ребенком, что ему необходимо будет сделать, если он не получит от вас сообщения о произошедших изменениях.
Давайте вернемся к примеру с девочкой, которую забрали из школы с задержкой. Если вы оказались в аналогичной ситуации и для вас на первый план выходит вопрос безопасности и спокойствия вашего ребенка, отправьте ему сообщение и приезжайте за ним, как только сможете. Но потом поговорите с ним о том, как можно было бы поступить, забудь он, скажем, телефон дома (в таком случае можно, например, уведомить школьное руководство или попросить помощи у учителя). Пусть роль ребенка в этом разговоре будет ведущей, не подсказывайте ему и не давайте советы. Это хорошая возможность проверить, способен ли он проанализировать и оценить ситуацию. В зависимости от его реакции можно в дальнейшем запланировать и провести несколько «тренировок» для отработки навыка принятия решений в безопасных условиях.
Проблема не в мобильном телефоне как таковом. Она в том, что с его помощью ребенок может легко и быстро устранить проблему, ни о чем не задумываясь. Необходимую информацию можно получить моментально, на то, чтобы хоть что‑то осмыслить, почти не остается времени. Нынешнее поколение, зависимое от технологий, нуждается в том, чтобы получать желаемое немедленно. Мобильный телефон идеально удовлетворяет этим требованиям. Как и многие из вас, мы тоже питаем нежные чувства к своим аппаратам и не собираемся от них отказываться. Мы не осуждаем наше пристрастие к технологиям, мы лишь напоминаем, что возможности для обучения преодолению трудностей оказываются упущенными, потому что телефоны во многом упрощают нашу жизнь.
В субботу в 22:40 подросток 17 лет выходит из дома своего приятеля и собирается ехать домой. Подойдя к своей машине, он обнаруживает, что одно из колес спущено, но не сильно. Он звонит домой и говорит: «Папа, одна шина у автомобиля, кажется, слабо накачана». Отец отвечает: «Я сейчас же звоню в сервис и выезжаю к тебе».
В данном случае нет ничего плохого в том, чтобы позвонить домой. Однако дальнейшие события приводят к утрате возможности. В данном случае в сервис за помощью обращается отец, а не сам подросток. Он упускает возможность получить опыт общения с диспетчером и обрести уверенность в своей способности описать проблему и дать исчерпывающие ответы на вопросы сотрудника сервиса. Ему не пришлось обсуждать, насколько сильно спущено колесо и как далеко от дома он находится. Возможность переночевать в доме у приятеля, а утром еще раз осмотреть колесо, или даже попытаться доехать домой тоже не рассматривалась. Поскольку у подростка был мобильный телефон, ему даже не пришлось возвращаться в дом приятеля, чтобы дождаться прибытия отца и сотрудников сервиса.
Повторимся, идея позвонить домой была абсолютно верной. Возможность оказалась упущенной вследствие того, что родитель тут же решил прийти на выручку своему дитяти. Интересно было бы узнать, что сделал бы подросток, не ответь отец на его звонок. Более того, условия, в которых оказался молодой человек, позволяли потренировать навык решения проблем в полной безопасности. Подросток находился возле дома своего друга, к которому всегда можно было обратиться за помощью. Более подходящего шанса для проявления активности в принятии решений сложно придумать. Что еще более важно, он не только усвоил бы, что нужно предпринять, когда спускает колесо, но и получил бы опыт действий в случае возникновения непредвиденных трудностей.
Необходимость найти выход из сложной ситуации, легкое чувство тревоги, связанное с неуверенностью в дальнейших действиях, и сосредоточенность на поиске возможных решений – ситуация, предоставляющая бесценный для подростка опыт. Благодаря ему подростки начинают гордиться собой и своими успехами и чувствовать уверенность в том, что в будущем они смогут преодолеть и другие трудности. Чем больше у человека опыта действий в сложных ситуациях, тем больше вариантов выхода из них будет у него в арсенале. Для родителя это весьма утешительная перспектива. В следующий раз, почувствовав соблазн выручить ребенка, попавшего в дискомфортную ситуацию, успокойтесь и порадуйтесь тому, что возникла возможность получить ценный опыт.
Потерявшись, ребенок обучается важным навыкам
Навыки ориентирования с помощью карты, умение составить схему маршрута до нужной точки и оценить, сколько времени займет дорога, стремительно теряют свою актуальность. Наши телефоны настолько функциональны, что дети могут так никогда и не узнать, каково это – потеряться. Достаточно сказать или набрать слово «домой» – и на дисплее высветится ваше местоположение. Вам останется выбрать способ передвижения: пешком, на машине или на велосипеде. Мобильное приложение легко проложит маршрут и отметит каждый ресторан, магазин, автозаправку, которые будут у вас на пути, и укажет, сколько времени займет дорога, а также поинтересуется, какой путь вам больше по душе: быстрый или живописный.
А теперь представьте, сколько навыков сможет освоить подросток, если потеряется, не имея при себе телефона. В таком случае ему придется мысленно повторить весь свой путь, шаг за шагом, понять, где он свернул не в ту сторону, и разобраться, как вернуться на прежний маршрут. Это значит, что придется осмотреться, расспросить прохожих, возможно, зайти на заправку или в магазин с той же целью. Также придется решить, как наверстать упущенное время. Если подросток опаздывает, как он может ответственно подойти к решению этой проблемы? К тому же такая ситуация станет хорошим уроком по управлению временем и планированию в нетипичных обстоятельствах, особенно если необходимо попасть на важную встречу. Повторимся, нам очень нравятся приложения вроде «Google Maps» или встроенные навигаторы. Они и удобны, и обеспечивают безопасность, но важно отметить, что активное их использование еще больше ограничивает нынешнее поколение с точки зрения количества возможностей для практики навыков преодоления трудностей.
Воспользоваться картой в телефоне очень просто, и это совсем не то же самое, что использовать обычную карту или положиться на свою память. Дайте ребенку в руки бумажную карту, и он не сможет понять, как ей пользоваться. Это станет очевидно во время какого‑нибудь дальнего путешествия по местам, где телефон не принимает сигнал и где нет беспроводного интернета. Такое путешествие – замечательная возможность научить ребенка ориентироваться! Тот факт, что дети и подростки обладают доступом к современным технологиям, не лишает вас возможности научить их пользоваться менее «современными» методами. Это поможет компенсировать упущенные шансы для практики важных навыков.
Используйте смартфоны продуктивно
Если ваш ребенок сильно привязан к своему смартфону, пусть использует его для полезных и интересных дел. Например, когда вам потребуется или захочется что‑то узнать, скажем адрес магазина, время показа фильма и т. д., не ищите информацию сами, а попросите это сделать ребенка и рассказать вам потом о результатах. Он будет использовать технику, чувствуя, что приносит пользу. Так у вас будет повод пообщаться со своим дитятей и похвалить его за умение пользоваться техническими средствами, в итоге это для всех будет хорошим опытом. Если вы планируете поехать в отпуск, можно попросить ребенка (или детей) выяснить, есть ли в городе, где вы будете отдыхать, аттракционы или аквапарки. Можно давать простые задания, например такие: «Можешь после ужина посмотреть, во сколько завтра открывается строительный магазин? Я что‑то не могу разобраться». Такие задачи требуют использования памяти, навыков решения проблем и общения, а также сближают членов семьи, которые действуют как одна команда.
Переписка
Девочка‑подросток показала мне сообщение, которое ей прислал ее парень .
По ходу нам пора растацца увидимся в школе ок?
Доктор Дарлин Свитленд
Обмен текстовыми сообщениями – обычное явление в наши дни. Родители постоянно задают нам в связи с этим вопросы. Наш любимый звучит примерно так: «Это нормально, что мой ребенок отсылает в месяц от 10 000 до 20 000 сообщений?» Приведенный выше пример наглядно демонстрирует, что дети сообщают друг другу обо всем. Они влюбляются, расстаются, жалуются на скуку, рассказывают о своих планах и предстоящих встречах и делятся любой мыслью, которая посещает их импульсивный мозг. Эта форма общения стала одной из самых популярных, причем даже в тех случаях, когда адресат сообщений находится рядом.
Вот тревожная статистика: подсчитано, что четвертая часть всех сообщений отправляется детьми во время школьных занятий{35}. Это говорит не только о том, что они не получают необходимый объем знаний из‑за того, что отвлекаются на сообщения, но и о том, что они общаются посредством текстовых сообщений даже в тех случаях, когда легко можно поговорить со сверстниками обычным способом. Они не хотят дожидаться перемены или обеденного перерыва, чтобы пообщаться с друзьями, им хочется поделиться своими мыслями или комментариями немедленно. Желание сделать это как можно скорее становится причиной частого использования акронимов и сокращенных версий слов (например, «спс» вместо «спасибо»). Раньше, когда вводить текст было сложнее из‑за того, что для набора нужной буквы нужно было несколько раз нажать на одну кнопку, а допустимое количество символов не превышало 160, у владельцев телефонов были веские причины сокращать слова. Но сегодня, когда клавиатура стала полноформатной и более удобной и появились возможности автоматического ввода текста, подростки сокращают слова исключительно из‑за того, что им не хочется тратить время. Ввиду этого обмен текстовыми сообщениями соответствует стремлению мгновенно получать желаемое, жертвой которого стало современное поколение.
Возможность отправлять короткие сообщения дает нам ряд неоспоримых преимуществ. С другой стороны, у этой формы общения есть свои недостатки.
При переписке невозможно учитывать некоторые типы реакций собеседника
Умение общаться с людьми и доносить свои мысли и идеи – чрезвычайно важный для подростка навык. В главе 6 мы отметили, что преподаватели считают это качество одним из самых важных для успешного обучения. Способность высказываться четко и ясно помогает устанавливать хорошие отношения со сверстниками, преподавателями, руководством и родителями.
Обмен текстовыми сообщениями считается одним из видов общения. Что же в нем особенного? Важно помнить, что слова – не единственный способ передачи информации. Мы можем пользоваться языком тела, мимикой, жестами, позами, а также интонацией, высотой голоса, темпом и громкостью речи. Каждый раз, когда дети собираются вместе, они получают возможность отточить навыки общения. Подобно тому, как бейсбольные тренировки помогают лучше играть в бейсбол, тренировки общения учат лучше общаться.
Разговаривая по телефону, вы по‑прежнему можете использовать ряд коммуникативных навыков. Вы слышите не только слова, но и нюансы речи, тон собеседника. Вы чувствуете, когда собеседник злится, смущается, восхищается, говорит с сарказмом или уверенностью, флиртует. Когда же мы общаемся с человеком лицом к лицу, мы можем еще и считывать и интерпретировать его мимические реакции. Если после вашего замечания человек закатывает глаза, бросает на вас злой взгляд или встает и уходит, вы получаете немедленную невербальную обратную связь, указывающую, что собеседник не разделяет ваше мнение. Не нужно отличаться особой проницательностью, чтобы понять, что это – сигнал «следовать в этом направлении» или «развивать эту тему не следует». Однако при обмене текстовыми сообщениями или электронными письмами возможность получить такое невербальное предупреждение отсутствует. По тексту сообщения крайне сложно, а зачастую и вовсе невозможно понять тон или настроение отправителя. В результате автор сообщений может продолжить некорректно шутить и высказывать то, что получатель сочтет обидным, значительно дольше, чем в том случае, если он мог бы видеть его реакцию. Это ухудшает отношения и создает проблемы. Такая форма общения не имеет особых преимуществ, поскольку совершенно не способствует развитию полезных навыков. Теперь подумайте о подростках, которые отправляют 10 000 сообщений в месяц. Это огромное количество минимальных по продолжительности взаимодействий. В случае отправки сотен сообщений ежедневно количество упущенных возможностей оказывается слишком велико.
Большинство людей подбирают формулировки исходя из того, к кому они обращаются. Когда мы общаемся с людьми, мы видим наших слушателей и оцениваем, как и что лучше говорить в данной ситуации. Язык, который мы используем, содержание, контекст и уровень остроты наших замечаний обычно соответствуют аудитории. Вы, скорее всего, не станете говорить что‑то неприятное о вашей бывшей девушке, если поблизости находится ее старший брат. Отправляя сообщение, вы предполагаете, что его прочтет один человек – тот, кому оно предназначено. Однако подростки часто показывают фрагменты своей переписки друг другу, и в итоге они становятся доступны публике. Отправляя сотни сообщений в день вместо того, чтобы говорить непосредственно с людьми, дети просто не приобретают навыка взаимодействия со слушателями и адаптации своей речи в соответствии с обстановкой.
Поощряйте ребенка общаться вживую, а не по переписке
Текстовые сообщения – весьма удобное и полезное в определенных случаях средство, например, если на вопрос нужно получить быстрый и однозначный ответ, «да» или «нет». Или срочно известить кого‑нибудь о небольшом опоздании. Также они могут быть полезны, если нужно узнать, может ли человек уделить вам время, удобно ли ему говорить с вами, но многие подростки порой ведут многочасовую переписку. Важно следить за тем, чтобы между разными видами общения – с помощью СМС, по телефону и вживую – был баланс. Призывайте ребенка как можно чаще видеться с друзьями в реальности, поскольку это – бесценная практика. Если вы замечаете, что ребенок постоянно переписывается с другом, который живет неподалеку, – предложите пригласить его в гости или отправиться к нему пешком или на велосипеде.
Текстовые сообщения могут быть неверно поняты
Девушка: Можешь сегодня прийти один, без друга?
Парень: Не знаю.
Девушка: Я просто хотела с тобой поговорить.
(Нет ответа.)
Девушка: Ты обиделся?
Парень: Нет.
Девушка: Точно?
Он не отвечал ей несколько часов, хотя она отослала еще множество сообщений. Девушка в панике прибежала ко мне в офис, ее мучил вопрос, нравится ли она еще своему парню или он решил ее бросить. Через час она отправила ему сообщение, в котором извинялась и разрешала прийти с другом. В конце концов ей пришел такой ответ: «Милая, успокойся, что случилось?» Оказалось, что парень ходил со своими родителями ужинать в ресторан и не видел ее сообщений. А тем временем девушка сделала множество умозаключений, и все они не соответствовали действительности. Когда я спросила ее, почему же она ему не позвонила, она ответила: «Мне было неудобно».
Доктор Дарлин Свитленд
Активный обмен текстовыми сообщениями – это культурный феномен нашего времени. Благодаря смартфонам этот обмен стал настолько прост, что подростки часто отправляют сообщения не подумав. Результаты одного исследования показали, что 47 % опрошенных подростков могут набирать СМС‑сообщения с закрытыми глазами{36}. Это делает процесс обмена текстовыми сообщениями зависимым от импульсивности подростковой натуры.
Как психотерапевты мы вновь и вновь становимся свидетелями того, как общение посредством переписки приводит к конфликтам между подростками из‑за того, что они пытаются через текстовые сообщения вести полноценный диалог. В результате возникает риск неверных истолкований, импульсивных ответов и использования более бесцеремонных и резких комментариев, чем в случае непосредственного общения лицом к лицу. Разговор может начаться вполне мирно, и он остается таковым, пока какой‑то комментарий не оказывается неверно понятым. Тогда вместо того, чтобы прояснить ситуацию, собеседник отвечает резкостью. Поскольку никто из говорящих не видит мимической реакции собеседника (по которой можно понять, испытывает ли тот боль, злость, смущение или грусть), они склонны давать грубые и необдуманные ответы, что, в свою очередь, вызывает негативную реакцию. Отношения накаляются, и все вследствие недопонимания. Кажущийся безобидным комментарий может привести к конфликтам и серьезным обидам.
О важном – только с глазу на глаз
Мы знаем, что дети все равно будут общаться посредством СМС‑сообщений. В таком случае они должны придерживаться определенных правил так же, как они делают это, общаясь вербально.
Одно из правил, которое следует установить в семье, таково: все самое важное необходимо сообщать лично, а не через СМС. Например, таким образом нельзя сообщать о намерении прийти домой позднее, выяснять, можно ли пригласить друга в гости, и просить разрешить что‑либо. Так дети и подростки поймут, что формат текстовых сообщений не годится для того, чтобы приглашать человека на встречу или некое официальное мероприятие, заявлять о расставании, обсуждать личные чувства. Также неприемлемо писать СМС начальнику, чтобы взять отгул или сообщить об увольнении.
Еще несколько слов о смартфонах
Родители часто задают вопрос: «Когда можно подарить ребенку первый мобильный телефон?» Решение о том, когда это сделать и какой именно телефон выбрать, должно приниматься всей семьей, и мы рекомендуем подключать к этому обсуждению детей. Существует много источников и интернет‑ресурсов, содержащих информацию, которая поможет выбрать телефон и тарифный план, исходя из нужд семьи и возраста ребенка{37}. Там же можно найти обсуждение платформ разных моделей и всевозможных функций, в частности тех, которые позволяют родителям отслеживать активность своего ребенка и его местоположение, а также ограничивать доступ ребенка к определенной информации. В дополнение к этому аналогичную информацию в помощь родителям предоставляют многие компании, продающие телефоны.
После приобретения устройства необходимо коллективно установить разумные правила его использования, которые должны соотноситься с уже принятыми в семье традициями. Если пользоваться телефоном разумно, он сможет стать хорошим помощником и будет способствовать развитию навыков общения, мышления, решения проблем, а не вредить им.
Обобщая сказанное
Суть проблемы
Смартфоны – замечательные устройства, способные выполнять множество актуальных для нас задач. Фраза «для этого есть специальное приложение» в полной мере характеризует сегодняшнюю реальность. Если говорить о детях и подростках, то телефоны удовлетворяют все их потребности – в получении моментальных ответов и откликов, постоянной связи с друзьями, статусе и интенсивной визуальной и звуковой стимуляции. Смартфоны играют важную роль в жизни многих детей.
Ловушка
Родители в наше время убеждены в том, что их дети должны иметь телефоны для разных непредвиденных случаев. По этой причине они обеспечивают ими детей все в более раннем возрасте и не рискуют их забирать. Многие дети не заслужили привилегии иметь телефон и ничего не вложили в его приобретение. В представлении современной молодежи обладание смартфоном – это их право, и это убеждение ежедневно получает подкрепление. Возможность в любой момент связаться с ребенком – весомый инструмент, но это еще не все. Мы, родители, хотим, чтобы наших детей приглашали на вечеринки и различные мероприятия, чтобы у них было много друзей, чтобы они были в курсе популярных увлечений и следовали модным тенденциям. Сотовые телефоны позволяют нам надеяться, что они всегда будут с нами на связи и не будут белыми воронами.
Альтернатива
Когда вы задумаетесь, не пора ли подарить ребенку мобильный телефон, определитесь, для чего ребенок будет его использовать и какая модель будет больше отвечать интересам семьи. Как мы уже отметили, существует множество надежных источников, которые обеспечат родителей всей необходимой информацией по этой теме. Выбрав телефон, обсудите с ребенком, заслуживает ли он его и при каких условиях он может его получить: за хорошие оценки, за старание, за похвальное поведение или помощь по дому. Учтите, ваш ребенок должен заслужить его.
Как только ваш ребенок получит телефон, важно сразу установить четкие ограничения и озвучить ваши требования, касающиеся его применения. Родители должны основательно обсудить с ребенком, для чего он может использовать устройство, а для чего – нет. Помимо этого, должны быть установлены семейные правила, касающиеся того, когда и как долго ребенок может пользоваться телефоном.
Обсудив все важные моменты, дайте ребенку возможность насладиться своим смартфоном, весело проводя время с друзьями, но не нарушая при этом оговоренных условий и норм безопасности. Делайте акцент на активном, позитивном взаимодействии со сверстниками, а не на пассивном общении. При любой возможности давайте ребенку шанс узнать что‑то новое с помощью телефона и поделиться узнанным с другими членами семьи. Помните, что ваш способ обращения с телефоном служит ребенку образцом для подражания.
34
Carolyn Gregoire, «How Technology Is Warping Your Memory,» The Huffington Post , December 11, 2013, www.huffingtonpost.com/2013/12/11/technology‑changes‑memory_n_4414778.html.
35
Packer, «Are Teenagers Becoming Too Attached to Their Cell Phones?»
36
Там же.
37
«Back to School: Choosing a Cell Phone for Your Child,» ABC News, August 30, 2010, www.abcnews.go.com/GMA/Parenting/choosing‑cell‑phone‑child/story?id=11510255; Suzanne Kantra, «Android vs iPhone for Kids: How to Choose,» USA Today , September 16, 2013, www.usatoday.com/story/tech/personal/2013/09/16/how‑to‑choose‑android‑vs‑iphone‑for‑kids/2820029/; Miles Brignall, «Mobile Phones for Children: A Buyer's Guide,» The Guardian (London), June 6, 2013, www.theguardian.com/money/2013/jun/06/mobile‑phones‑children‑buyers‑guide.
|