Молодежь активно использует социальные сети для того, чтобы следить за событиями в жизни друзей (заодно сравнивая их жизнь со своей), ежедневно делиться своими переживаниями, демонстрировать свои достижения и заводить новые знакомства. Во многом эта деятельность становится мерилом их социального статуса, подобно тому, как итоговый балл за успеваемость считается показателем развития интеллекта ребенка, о чем мы говорили в главе 6. Однако этому виду коммуникации свойственна неискренность.
Информация, публикуемая в соцсетях, не имеет ничего общего с реальностью. Зачастую текстовые сообщения и фотографии не отражают того, как у человека действительно обстоят дела. Скорее, с их помощью он формирует у своих друзей по общению выгодное ему представление о своей личности и своей жизни. В этом смысле образ человека и его активность в соцсети напоминают реалити‑шоу, в котором люди вроде настоящие, но все, что они говорят и делают, – это игра на публику. Если подросток видит сообщение одноклассника о намечающейся вечеринке, он начинает переживать по поводу того, что его туда не пригласили. Мы постоянно выслушиваем подобные жалобы: «Всех пригласили на вечеринку, а меня – нет», хотя на самом деле там просто собрались вместе трое приятелей. Это только создается впечатление, что на вечеринке были «все», поскольку новость об этом появляется в социальной сети. Получая подобного рода информацию, подростки, не привыкшие ждать, моментально делают необоснованные выводы. Не разобравшись в ситуации, не обсудив ее, не задав никаких вопросов. В такой ситуации, как и при обмене СМС‑сообщениями, когда нужно дать немедленный ответ и человек предпринимает действия, реагирует или выражает эмоции, не имея всей информации, велик риск неверной интерпретации происходящего.
Еще одним типом обманчивой информации, представленной на страничках соцсетей, является количество друзей или подписчиков. Когда подросток рассказывает нам о друге по социальной сети, зачастую он имеет в виду не друга в привычном для нас смысле, а кого‑то, входящего в круг друзей человека, который дружил с его другом из числа одноклассников. При этом ему все же приходилось общаться с этим человеком.
Ребенок: О, это же один из моих друзей!
Родитель: Не хочешь подойти поздороваться?
Ребенок: Нет, мы с ним почти не общаемся, я его даже не знаю, просто он состоит у меня в друзьях на Facebook.
Итак, понятие «друг» оказывается расплывчатым, теперь это скорее «знакомый», а то и просто имя, которое появляется на мониторе.
Набрать как можно больше друзей и подписчиков является важной задачей для нынешнего поколения, главным образом потому, что это – символ статуса. Они хотят иметь как можно больше онлайн‑друзей, чтобы прослыть популярными. Еще одна причина в том, что большее число друзей формирует более насыщенную новостную ленту, которую можно просматривать в свободное время. При большом количестве друзей проще получить быстрый отклик на опубликованный пост. Если человек выложил фотографию или обновил свой статус, он начинает постоянно проверять, не оставил ли кто‑то комментарий или отклик «нравится». Если он не получает желаемой реакции, ему начинает казаться, что социум его не принимает. Например, девочка‑подросток поделилась с нами следующими переживаниями: «Я опубликовала два новых поста, но Джен их не прокомментировала, думаю, она обиделась на меня». Она не подумала о том, чтобы позвонить Джен и спросить ее прямо или поговорить с ней лицом к лицу. Вместо этого она сделала выводы о положении дел в реальности, основываясь на оторванных от действительности, неверно интерпретированных фактах, имевших место в виртуальной социальной сети. Она придумала свою версию произошедшего и, реагируя импульсивно, незамедлительно сделала предположение, не дожидаясь объяснений подруги. Такая схема, допускающая влияние происходящего в социальных сетях на реальную жизнь, становится все более распространенной. Привыкая к существованию в виртуальном пространстве, недосягаемом для реальности, дети обнаруживают, что так жить значительно комфортнее.
Целенаправленное пользование социальной сетью
Если ваш ребенок, используя социальные сети в качестве основного средства взаимодействия с людьми, попадает в своеобразную зависимость от этого, нужно найти возможность ограничить количество времени, которое он проводит в интернете. Посредством социальных сетей удобно договариваться о месте и времени встречи или поддерживать связь с друзьями и быть с ними на одной волне. Но если сети становятся опорой или фундаментом отношений, мы рекомендуем перенаправить внимание ребенка. Чтобы просмотреть свои странички и блоги, вполне достаточно 10–15 минут, поэтому при определении того, сколько времени ваш ребенок может посвящать онлайн‑общению, можно исходить из того, что 15 минут в день – подходящая отправная точка. Рассмотрите возможность увеличения допустимого времени присутствия ребенка в интернете пропорционально продолжительности его реального общения с людьми. Таким образом вы сможете установить баланс между живым и сетевым общением.
В социальных сетях не существует такого понятия, как «приватность»
Социальные сети становятся зоной комфорта для многих детей, это виртуальная реальность, дающая стимулы для чувств, позволяющая получить моментальный отклик и при этом очень простая в использовании. Они привлекательны также тем, что при их использовании нет необходимости в реальном общении с людьми, а значит, не нужно задумываться о своем внешнем виде, да и вообще подниматься с дивана. Тревогу вызывает то, что события сменяются очень быстро, и ребенок часто вынужден реагировать импульсивно. При этом однажды опубликованная запись потенциально сохраняется здесь навсегда. Даже удалив ее, вы не сможете узнать, кто ее увидел и как с ней поступил (например, кто‑то мог сделать скриншот). Некорректные высказывания и комментарии известных персон тут же удаляются их агентами. Однако это, как правило, случается слишком поздно. После публикации запись уходит в мир, и контролировать ее распространение оказывается невозможно. Дети и подростки находятся в такой же ситуации. Они используют социальные сети для выражения импульсивных эмоциональных реакций, вызванных их переживаниями. Взгляните на пост, опубликованный четырнадцатилетней девушкой.
«Всем тем, кто притворяется моими друзьями (те, к кому я обращаюсь, поймут): если не можете дружить по‑настоящему – удалите меня из списка своих друзей! Если не удалите, я добьюсь того, что вам придется сделать это!»
Вскоре она получила сообщения от двух своих подруг, которые спрашивали, все ли у нее в порядке, и заверяли ее, что действительно являются ее друзьями. Однако она также заметила, придя на следующий день в школу, что ребята избегают ее и осуждающе на нее поглядывают. Она опубликовала эту запись после инцидента с участием двоих людей, но прочли ее четыре сотни онлайн‑друзей, а также их друзья. Это лишь один из примеров, но мы можем привести множество аналогичных. Многие дети и подростки не могут повременить с импульсивным желанием опубликовать запись, чтобы прежде оценить, насколько она уместна. Они просто не понимают, к каким последствиям может привести их импульсивность.
Записи видят не только ровесники, но и множество других людей, среди которых есть те, кто занимается сбором данных. Рекламные агенты анализируют размещаемую вами информацию, чтобы понять, что они могут вам продать. Работодатели просматривают ваши записи, чтобы определить, насколько вы благонадежны и компетентны. Социальные сети хранят все ваши фотографии, так что любой может их использовать, не получая вашего разрешения или одобрения{41}. Наиболее неприятный факт в том, что в Сети за вами могут наблюдать мошенники и люди с перверсиями, выясняя, есть ли у вас слабости, которые можно использовать в своих целях. Очень важно научить детей задумываться о том, какую информацию и где они размещают, прежде чем сделать это.
Вы тоже должны это попробовать
Когда вы решите, что пришло время позволить ребенку завести собственный блог в социальной сети, предпримите некоторые дополнительные действия.
• Если ваш ребенок регистрируется на сайте, подобном Instagram, Twitter, Tumblr или Facebook, вам следует сделать то же самое. Так вы сможете познакомиться с сайтом и понять, как он устроен. В данном случае принцип «счастье в неведении» не соответствует реальности.
• Независимо от возраста ребенка, вы должны заводить аккаунт вместе с ним, чтобы у вас были логин и пароль от его странички, а также права администратора. Нужно регулярно проверять, не изменился и не обновился ли пароль. Логин и пароль обеспечат вам доступ к аккаунту в целом. Исходя из того, как ребенок пользуется своей страничкой, может возникнуть необходимость в той или иной мере отслеживать его поведение в Сети.
• С самого начала выберите в настройках аккаунта самый высокий уровень защиты из предложенных. Существуют опции, регулирующие, с кем ребенок может общаться и какие пункты личной информации будут открыты для других пользователей.
• Пусть ребенок добавит вас в друзья независимо от того, насколько его смущает этот факт. Помните: в социальных сетях не существует приватности, и знайте, что ваше присутствие в списке друзей будет способствовать более серьезному отношению ребенка к своим публикациям.
• Перед размещением любых фотографий ребенок должен получить на это ваше разрешение. Таким образом, вы сможете предупредить появление слишком импульсивных, неуместных записей. Со временем дети начнут лучше понимать установленные вами правила. Когда вам покажется, что они действуют осмотрительно и самостоятельно осуществляют отбор, можно снизить степень своего вмешательства, чтобы дать детям возможность проявить и почувствовать ответственность.
Во многих школах предусмотрены бесплатные лекции для родителей о мерах защиты при пользовании социальными медиаресурсами. На них можно узнать много полезного. Важно учитывать, что каждые несколько месяцев появляются новые сайты и родители должны держать руку на пульсе.
41
Oliver Smith, «Facebook Terms and Conditions: Why You Don't Own Your Online Life,» The Telegraph (London), January 4, 2013, www.telegraph.co.uk/technology/social‑media/9780565/Facebook‑terms‑and‑conditions‑why‑you‑dont‑own‑your‑online‑life.html.
|