Вторник, 26.11.2024, 06:52
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Электронная библиотека здоровья

Когда лучше отдавать ребенка в спортивную секцию?

Может, вас это и удивит, но каждый год около 35 млн пятилетних детей начинают заниматься спортом{44}. Судя по всему, современные дети приобщаются к спорту раньше и активнее, чем представители прошлых поколений. Можно выделить четыре основные ступени детского и юношеского спорта. В этой главе мы будем называть их так: спорт для самых маленьких, детский спорт, спорт для юниоров, спорт для старшеклассников.

Спорт для самых маленьких

Этот уровень обычно считается начальным, и речь в данном случае идет о совсем юных спортсменах, детях, которые еще ходят в детский сад. В этом возрасте они активно играют в такие командные игры, как футбол, бейсбол для малышей[1] и софтбол[2]. На этом этапе тренеры, как правило, стараются включать друзей в одну команду, потому что главной целью является приобщение детей к спорту и пробуждение желания продолжить заниматься им в будущем. Большинство игр и соревнований на этом уровне проводятся исключительно ради развлечения, так что подсчет очков ведется редко. В результате участники обеих команд возвращаются домой с чувством, что победили именно они, и это замечательно. Основная задача в данном случае – обучить основным правилам и повеселиться. Иногда тренеры даже помогают детям из команды соперников.

Навыки, которые дети усваивают, приобщаясь к спорту в столь юном возрасте, будут востребованы в течение всей жизни, и речь не только об умении отбивать и бросать мячи. Очень вероятно, что ребенок, обнаружив, что тренировки оттачивают и улучшают его спортивные навыки, перенесет этот принцип и на другие сферы жизни. Это время идеально подходит для того, чтобы отдать ребенка в спортивную секцию, потому что тренировки помогут ему развить навыки, которые пригодятся в школе. Современным молодым людям не всегда понятна важность упорного труда, тренировки и дисциплины, но, приобщив ребенка к спорту в раннем возрасте, вы сможете привить ему эти ценности.

Детский спорт

Границы этого периода – 8–12 лет (3–6‑й классы). Есть несколько моментов, отличающих этот уровень от предыдущего. Самое важное отличие состоит в том, что выбор деятельности у данной возрастной группы значительно шире. Такими видами спорта, как футбол, лакросс[3], волейбол, хоккей, водное поло и баскетбол, можно начинать заниматься уже в этом возрасте. В эти спортивные секции приходит огромное число детей, так что возникает конкуренция.

Существенной особенностью этого уровня является то, что тренеры формируют команды с расчетом на победу. Победы в соревнованиях теперь приносят трофеи, а при наборе спортсменов в команды наставники руководствуются не дружескими отношениями игроков, а их навыками, а также стремлением добиться баланса сил. Тренировки становятся сложнее, а тренеры начинают требовать больше от детей.

Кроме того, в это время детям выпадает замечательная возможность узнать о себе нечто новое. Теперь для спортивных занятий становятся необходимы терпение и умение планировать – навыки, чрезвычайно полезные современным детям, которые часто импульсивны и легко отвлекаются. Тем, кто хочет преуспеть в каком‑то виде спорта, нужно осознать это и овладеть навыками, необходимыми для достижения успеха. В спорте необходимо представлять, что вскоре произойдет, и соответственно планировать свою жизнь. Для этого нужно обращать внимание на множество деталей, учитывать шаги, предпринимаемые окружающими, и действовать с опережением. Поскольку представителям современного поколения редко выпадают соответствующие возможности, спорт предоставляет хорошие шансы для подобной практики.

Сперва попробуйте

По достижении детьми подходящего возраста родители находят множество причин, чтобы не записывать их в секции. Одна из наиболее популярных – что зачисление в команду требует больших финансовых и временных затрат, при этом нет никакой гарантии, что ребенку понравится играть. В этой связи мы советуем отправить ребенка в спортивный лагерь, где он сможет, прежде чем записываться в секцию, ознакомиться с правилами игры, разобраться, что она собой представляет и какое для нее требуется снаряжение, а также узнать, во что это обойдется. Степень ответственности здесь значительно ниже, и если ребенку понравится данный вид спорта и он решит им заниматься, у него будет отличная база для усвоения некоторых базовых умений, что укрепит его уверенность в себе.

Спорт для юниоров

Следующая ступень детского спорта приходится на возраст 12–13 лет, который примерно совпадает с периодом средней школы. Большинство детей, интересующихся спортом, или уже выбрали свою лигу, или находятся в процессе выбора. В том случае, если выбранный вид спорта не имеет детских секций, большинство детей будут отрабатывать нужные навыки, играя дома или вместе с друзьями.

В этом возрасте многие талантливые игроки в ходе соревнований получают возможность перейти в команду, участвующую в серьезных матчах, для остальных доступны команды, в которые берут всех желающих, независимо от уровня. В этом возрасте у детей существенно возрастает количество социальных контактов, и если ребенок играет в команде, ему будет проще справиться с этим. К тому же это подходящее время для того, чтобы учиться справляться с множеством обязанностей: выполнять школьные требования, поддерживать социальные контакты и быть полноценным участником команды.

Спорт для старшеклассников

Игра в спортивной команде в период старшей школы – невероятно полезный опыт. Конкуренция часто достигает очень высокого уровня. К этому времени некоторые дети уже более 10 лет посвятили занятиям спортом, чтобы попасть в команду колледжа. Но остаются возможности и для тех, кто раньше либо не занимался спортом, либо до сих пор не определился с тем, какому виду спорта себя посвятить. Некоторые команды принимают всех, независимо от уровня мастерства и продолжительности опыта. В частности, в футбольные команды для новичков обычно принимают всех желающих мальчиков. Доступны и другие виды спорта, например легкая атлетика, велосипедный спорт, плавание и дайвинг – здесь команды могут быть очень многочисленными.

Родители тоже в игре

Хотя играть в команде будет ваш ребенок, у вас как у родителя будут свои обязанности. Мы подчеркиваем, что грань между разумной помощью ребенку и оказанием давления на него очень тонка. Вот несколько важных моментов, к которым родитель должен подойти со всей ответственностью.

Спорт для самых маленьких

Основная обязанность родителя – следить за тем, чтобы ребенок вовремя прибывал на тренировки и соревнования со всем необходимым снаряжением и бутылкой питьевой воды. После игры он ни в коем случае не должен критиковать юного спортсмена. Вместо этого стоит обратить внимание на положительные моменты и обязательно говорить ребенку о том, что гордитесь его успехами. Главное, чтобы у него сохранялось желание заниматься спортом.

Детский спорт

На этом этапе дети должны посвящать время оттачиванию базовых навыков для определенного вида спорта. Как родителю вам следует либо напоминать ребенку о том, чтобы он потренировался вместе с друзьями, либо самому заниматься с ним, если есть такая возможность. Тренировки должны проходить весело и строиться так, чтобы юный спортсмен увидел связь между отработкой навыков и улучшением качества игры. И опять же, после игры нужно оставаться позитивным и при необходимости корректно выделить какие‑то важные моменты, над которыми вашему ребенку, возможно, захочется поработать перед следующим матчем.

Спорт для юниоров

Здесь стоит сосредоточиться на том, чтобы оценить, насколько вашему ребенку интересен спорт, и поддерживать его стремление к совершенствованию. Если ребенок обращается к вам за помощью, будьте готовы потратить время и силы, чтобы он смог достичь своей цели.

Спорт для старшеклассников

Ответственность взрослого в этом возрасте носит совершенно иной характер. Разумеется, необходимо поддерживать ребенка, если он обращается за помощью, но в целом следует прекратить практически все взаимодействия с тренером, если только тому не потребуется что‑то от родителей, например будет проходить сбор денежных средств. Стоит сосредоточить свое внимание на том, хорошо ли спит и питается ребенок, хватает ли у него времени и на учебу, и на спорт.

Любительские команды против профессиональных клубных команд

Ко мне на прием пришла семья, которой нужен был совет по поводу того, как разумно сочетать учебу и занятия спортом. Их сын, недавно ставший старшеклассником, играл в школьной команде. Однажды родители заглянули в его дневник и обнаружили там несколько троек и двоек. У них возник совершенно справедливый вопрос: что важнее – успехи в учебе или спортивные достижения? Один из самых очевидных шагов, которые они могли предпринять, – это забрать ребенка из команды. Я спросил родителей, удалось ли им обсудить сложившуюся ситуацию с тренером, и если да, то что он предложил? Оказалось, такого разговора не было. На следующий день семья встретилась с тренером, и сын сообщил ему, насколько ухудшились его оценки. Тренер предложил молодому человеку не посещать общие тренировки, а заниматься индивидуально каждый день перед школой, а после уроков восполнять пробелы в знаниях с репетиторами, пока все двойки не будут исправлены на оценки «удовлетворительно» или «хорошо». Он запретил ему тренироваться с остальными, пока успеваемость не повысится, но не выгнал его. Родителям не пришлось забирать сына из команды, это наверняка не обрадовало бы тренера и других игроков, и не пришлось скрывать ситуацию с оценками. Теперь, как нам сообщили, он трудится с небывалым усердием как в школе, так и на тренировках.

Доктор Рон Столберг

Когда принимается решение о том, что ребенок будет заниматься спортом на профессиональном или любительском уровне, нужно обязательно помнить про домашние и школьные обязанности ребенка. Чтобы научить детей соблюдать баланс между множеством обязанностей, нужно учитывать все, а не только приоритетные сферы. Тот факт, что ребенок – талантливый спортсмен, вовсе не обязывает его играть в команде профессионалов, особенно если этого не позволяет его график.

Кроме того, взрослые должны оценить ситуацию и понять, от кого исходит инициатива по занятию спортом – от самого ребенка или от родителя, который любит данный вид спорта или хочет, чтобы ребенок попал в хорошую команду. Нередко взрослые искренне заинтересованы в том, чтобы их дитя занималось тем же видом спорта, которым они увлекались в детстве. Иногда родители с самого раннего возраста привлекают ребенка в тот вид спорта, в котором сами когда‑то преуспели, чтобы детский успех стал продолжением родительского. У ребенка практически не остается выбора: нужно поступать, как хотят взрослые, в противном случае он рискует огорчить маму или папу. Мы рекомендуем родителям позволить детям самим выбрать, чем они хотят заниматься, определить, какой вид спорта соответствует их интересам и склонностям.

Возможно, вы хотите слишком многого

Занятия спортом могут быть чрезвычайно полезными для ребенка по многим причинам, однако существуют разумные ограничения. Приведем признаки, указывающие на то, что занятия спортом могут не оправдать себя.

• Если вам кажется, что вы с бóльшим энтузиазмом относитесь к спорту, чем ваш ребенок, присмотритесь, что мотивирует его заниматься им. Действительно ли ему интересен этот вид спорта или все дело в том, что он подчиняется давлению с вашей стороны?

• Если ребенку не хватает времени и сил на выполнение домашних заданий или если его успеваемость снижается, потому что он очень устает, подумайте о том, чтобы сократить время тренировок.

• Если ребенок часто получает различные спортивные травмы, посоветуйтесь с врачом или тренером. Возможно, стоит прервать тренировки на какое‑то время, чтобы восстановить здоровье.

Занятия спортом могут быть привилегией, то есть, если ребенок не в состоянии соблюдать установленные в семье правила, можно подумать о том, чтобы связать участие в играх с выполнением домашних обязанностей. Например, вы можете сказать так: «Ты сможешь принять участие в выездных матчах футбольной лиги, если будешь регулярно помогать нам по дому».

Не мешайте тренеру выполнять свою работу

Обсуждая роль родителей в спортивном развитии подростков, весьма известный и уважаемый в нашей стране тренер по борьбе, работающий со старшеклассниками, сказал, что просит родителей всецело поддерживать спортивных наставников. Он обратился к родителям со словами: «В следующие четыре года я буду помогать вам воспитывать сына, потому что без меня вы не справитесь». Тренер обладает опытом, благодаря которому может научить ребенка тому, чему его не научат родители, например выносливости, целеустремленности, самоотдаче и дисциплине. Когда родители подходят к выполнению своих задач со всей ответственностью – кормят ребенка здоровой и питательной пищей, следят за тем, чтобы он высыпался и успевал делать уроки, – они помогают тренеру. Работая вместе, одной командой, родители и тренер способны достичь поставленных спортивных целей. Тренер, в свою очередь, может научить ребенка уважать домашние правила, быть ответственным человеком и полезным членом семьи.

Легко заметить, что приобщение ребенка к спорту дает ряд существенных преимуществ. Нет никаких сомнений, что спорт способен сыграть важную роль в жизни детей. И главное место в этом отведено фигуре тренера. Тренер требует от своих подопечных многого и зачастую общается с ними не так, как другие взрослые в школе или дома. К тому же его позиция лидера и авторитетной фигуры, вызывающей уважение у игроков, дает ему уникальную возможность быть услышанным. Наш собеседник очень точно сформулировал эту мысль: «Мы, тренеры, даем хороший старт, мы стараемся, чтобы дети получили удовольствие и в то же время сплотились в команду». Хорошие тренеры вносят значительный вклад в развитие детей, великие тренеры помогают их воспитывать. Тренерская работа не сводится к указанию позиции, на которой должен играть ребенок, или объяснению, как бить по мячу. Она представляет собой сложный комплекс взаимоотношений, который становится интенсивнее и шире по мере взросления ребенка. Тренер является примером для подражания, близким другом, источником мотивации и вдохновения. Поэтому мы как родители не должны мешать ему выполнять свою работу.

Родители многих юных спортсменов слишком сильно вовлекаются в процесс и становятся своего рода «дополнительными тренерами», порой противореча тому, что делает или говорит «основной» тренер. Тогда тренировки становятся семейным делом, что оказывается несправедливым по отношению к ребенку. Для ребенка важно следовать указаниям своего тренера, но, если родитель проявляет чрезмерную активность, все, чего достигает ребенок, умаляется. Если у него что‑то получается, он не считает этот успех личной заслугой. А если возникает некое препятствие и родитель принимает слишком активное участие в его преодолении, ребенок не получает возможности самостоятельно справиться с проблемой. И в том и в другом случае он не развивается и не обретает уверенность в себе. К тому же, если родители не предоставляют подростку свободу действий, особенно в период обучения в старших классах, они тем самым выражают свое сомнение в том, что он сможет самостоятельно достичь поставленной цели. Из этого ребенок может заключить, что родители считают его неспособным, думают, что он хуже остальных.

Тренерская работа вне тренировок

Родители часто спрашивают нас о том, как разрешить те или иные проблемы, связанные со спортом. Порой у ребенка ухудшаются оценки и меняется отношение к домашним обязанностям, если тренировки занимают слишком много времени. Иногда между ребенком и родителями возникают разногласия по поводу обязательств, которые он берет на себя, будучи частью команды.

Первым делом мы всегда спрашиваем у взрослых, поинтересовались ли они мнением тренера. Мы считаем, что тренер – один из лучших источников помощи для родителей.

Встреча семьи с тренером, во время которой ребенок излагает свое видение проблемы, может быть очень продуктивной. Если он уже достаточно взрослый, пусть первым выходит с наставником на контакт. Нередко ребенку сложно сообщить тренеру о снижении своей успеваемости, о неуважительном поведении дома или об отсутствии заинтересованности, но подобные встречи – отличная возможность научиться говорить о сложных проблемах с кем‑то помимо членов семьи. Большинство тренеров со вниманием относятся к поведению и отношениям своих подопечных и за пределами игрового поля, разделяя их тревоги и охотно давая дельные советы, как поступить в той или иной ситуации.

Главное преимущество занятий спортом

На страницах этой книги мы много говорим об умениях и навыках, которые детям очень важно развить своевременно, в благоприятный для этого период. Давайте посмотрим, как эти навыки и способности отражаются в занятиях спортом.

Чтобы стать лучшим, нужны время и усилия

Нынешние дети привыкли все получать немедленно, без отлагательств. Упорство и готовность трудиться ради достижения цели – качества, которые современным детям и подросткам привить не так просто. Однако в спорте без этого никуда.

Чтобы добиться успехов на спортивной стезе, ребенок должен часами отрабатывать навыки и тренироваться, чтобы стать лучше. Не важно, хорошо ли у него с координацией и насколько он быстр, он должен научить свои мышцы работать так, как того требует данный вид спорта. Это приходит с продолжительной практикой. И здесь все зависит от ребенка, в этой работе он может положиться только на себя. Легких путей не существует.

Есть физически одаренные дети, которые могут хорошо проявить себя практически в любом виде спорта. Но вы заметите, что даже таким детям нужно упорно трудиться, чтобы стать совершеннее. На практике стремление стать сильным игроком в команде настолько мотивирует детей, что тренировки доставляют им радость.

Прямые межличностные коммуникации (никаких устройств)

Как мы выяснили в предыдущих главах, современные дети и подростки общаются преимущественно с помощью электронных устройств, в частности посредством обмена СМС‑сообщениями, тогда как во время тренировок им приходится говорить друг с другом напрямую. Им необходимо осознавать свои невербальные сигналы – тон голоса, движения тела, жесты, – поскольку их ответы и реакции должны быть поняты верно, и им нужно уметь общаться так, чтобы ясно понимать друг друга во время игры, чтобы вырабатывать единую стратегию и затем следовать ей. Кроме того, спортсмены должны проявлять уважение в общении с тренером. Также они имеют возможность научиться поддерживать товарищей по игре, когда те совершают ошибки, и чувствовать себя при этом – что очень важно – комфортно.

Принятие небольших рисков

Представители нынешнего поколения привыкли к тому, что всякий раз, когда на их пути возникает препятствие, к ним кто‑нибудь приходит на выручку. Поэтому они неохотно идут на риск, и не только в повседневной жизни, но и в спорте. Когда дети с раннего возраста начинают заниматься спортом, им предоставляется замечательная возможность испытать нечто новое, принимая на себя незначительные риски. Они могут попробовать себя в разных видах спорта и понять, какой им больше нравится.

К тому же, если при первой попытке ребенок не достигает успехов, он часто испытывает желание порвать со спортом навсегда. Преданность команде заставляет ребенка продолжать тренировки, даже если ему захотелось все бросить. Никто не разрешит его проблемы, он вынужден будет справляться самостоятельно. Если не учитывать жалобы, которые можно услышать от детей, негативных последствий самостоятельного разрешения трудных ситуаций крайне мало, значительно больше – позитивных итогов.

Состояние разочарования и намерение бросить спорт у большинства детей длятся один или два дня, после чего обычно все приходит в норму. Когда у них снова пробуждается любовь к занятиям спортом, они понимают, что не стоит отдаваться первому эмоциональному порыву. Это учит их также тому, что они способны пережить дискомфорт и что родители не дадут им отказаться от чего‑то только потому, что они столкнулись со сложностями.

Соблюдая баланс обязательств

Занимаясь спортом, дети и подростки могут научиться уравновешивать взятые на себя обязательства. Как мы уже упоминали, домашние и школьные обязанности должны стоять на первом месте. Потом – все остальное, на выбор ребенка. Занятия спортом отлично мотивируют детей к тому, чтобы хорошо выполнять школьные и семейные обязанности, потому что при этом условии в качестве награды они могут заниматься тем, что им действительно нравится.

Следует использовать любую возможность, чтобы помочь детям развивать навыки организации, планирования и принятия решений. И занятия спортом предоставляют множество таких возможностей.

Если ваш ребенок не интересуется спортом

В этой главе мы сфокусировались на той роли, которую может сыграть в жизни ребенка физическая активность, а также на благотворном влиянии регулярных тренировок. Однако существуют и другие виды деятельности, позволяющие получить подобный опыт. Если спорт не увлекает вашего ребенка, можно применять наши советы и рекомендации в другой, более близкой ему сфере деятельности.

• Совершенствование в игре на музыкальном инструменте тоже требует длительных занятий и упорства. Здесь также необходимо наставничество взрослого. Игра в оркестре, группе или ансамбле сопровождается тем же чувством совместной работы и ответственности, что и участие в спортивной команде.

• Членство в организации скаутов или в любом другом движении может предоставить те же возможности. Скауты упорно трудятся, чтобы заслужить значки, участвуют в общественно полезных делах, много общаются с окружающими (со сверстниками, взрослыми, членами сообщества).

• Игра в театре очень схожа с игрой в спортивной команде. Театральным занятиям требуется уделять много времени, к тому же ребенку приходится учиться сочетать выполнение личных обязательств с репетициями. Взрослые наставники здесь обучают актеров мастерству и подают пример. И опять же, для того чтобы вашему ребенку удалось стать лучше и получить роли, о которых он мечтает, ему непременно требуется практика.

Все учителя, родители и тренеры, с которыми нам довелось общаться, практически единогласно утверждали, что участие детей в том или ином организованном виде деятельности, например в спорте, имеет много плюсов. Такие занятия, являющиеся конструктивной альтернативой многочасовому времяпрепровождению с электронными устройствами, помогают обрести уверенность в своих силах, установить внутриличностный баланс, выработать комфортный и эффективный способ взаимодействия с другими в разных условиях. Кроме того, они обеспечивают позитивное влияние других взрослых наставников, присутствующих в их жизни. Такое сочетание возможностей выпадает детям и подросткам нечасто.

Обобщая сказанное

Суть проблемы

Мы желаем нашим детям счастья, успеха, популярности. В спорте это выражается в образе знаменитого спортсмена, играющего в успешной команде под руководством лучшего тренера и выступающего в красивой форме. Это подразумевает победы в крупнейших соревнованиях, завоевание престижных наград и кубков и обретение друзей в лице членов команды. Родители очень любят поговорить о спортивных достижениях своих чад.

Ловушка

Взрослым нетрудно сделать так, чтобы спортивные занятия стали для их ребенка исключительно положительным опытом, особенно если они сами в детстве много времени посвятили спорту. Вы, возможно, захотите выяснить, команда какого тренера чаще становилась победителем, и постараетесь пристроить в нее своего ребенка. Возможно, вы также сочтете необходимым купить ребенку самую дорогую, самую лучшую экипировку, хотя она и не поможет ему лучше бить по мячу или быстрее бегать.

Альтернатива

Если ребенок маленький, командный спорт научит его многому из того, о чем мы говорили ранее. Друзья окажутся в одной команде, дети всегда будут возвращаться с игр с чувством, что они победили, их часто будут хвалить. Если для вас и вашего ребенка все это значимо, тогда следует начать заниматься спортом с раннего возраста, с 5–6 лет. Для этого есть множество возможностей.

По мере взросления ребенка требования становятся серьезнее. Здесь важно удержаться от искушения вмешаться и прийти ему на помощь. Если ребенок успешно проходит отбор в команду, где у него нет друзей, вдохновите его на знакомства и поддержите его в процессе установления новых отношений. Если юный спортсмен посчитает, что тренер отвел ему в команде не ту роль, у него будет отличная возможность обратиться к тренеру лично и обсудить эту проблему без посредничества взрослых. Скорее всего, тренер выслушает и предложит варианты достижения желаемого, вероятнее всего через упорный труд и практику. Помните: если команда ребенка не выигрывает, ничего страшного в этом нет. Члены таких команд, как правило, работают усерднее и больше радуются победам, чем те, кто выигрывает постоянно за счет того, что в команде есть очень сильные игроки, а не благодаря собственным усилиям.

И, наконец, позаботьтесь о том, чтобы для вашего ребенка тренер стал наставником и примером для подражания. Учите относиться к тренеру с уважением, выдвигайте перед ребенком требования, не противоречащие тем, что устанавливает тренер. Не менее важно не критиковать перед юным спортсменом его наставника, поскольку это подрывает авторитет последнего и грозит тем, что подобное отношение распространится и на будущие отношения ребенка с любыми другими руководителями.

 

44

«Youth Sports Statistics,» Statistic Brain RSS, www.statisticbrain.com/youth‑sports‑statistics.

[1] Упрощенная, «учебная» разновидность бейсбола. – Прим. пер .

[2] Игра, родственная бейсболу, главное отличие которой состоит в том, что здесь используются менее травмоопасные, «мягкие» мячи. – Прим. пер .

[3]

Категория: Электронная библиотека здоровья | Добавил: medline-rus (28.12.2017)
Просмотров: 176 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%