Возможно, употребление наркотиков и алкоголя не является главной характеристикой нынешнего поколения, но запрещенные вещества, вне всяких сомнений, имеют место в жизни современной молодежи. В конце концов, мы говорим о людях, которым сложно откладывать желаемое на потом, а значит, они терпеть не могут ждать. Они зачастую ищут быстрые и, скорее всего, не лучшие решения своих проблем, и многие подростки убеждены, что употребление наркотиков не принесет никакого вреда, несмотря на более чем достаточное количество доказательств обратного. Их стремление к быстрому достижению целей вынуждает их действовать необдуманно или – если они все же задумываются о том, что собираются сделать, – игнорировать собственную совесть.
Неспособность обдумывать действия
Мы воспитали поколение молодежи, требующее и ожидающее немедленного решения проблем, что неоднократно было продемонстрировано на страницах этой книги. Наши дети не считают необходимым что‑то обдумывать, и как результат у них возникает склонность к импульсивному поведению.
Поскольку современные дети и подростки привыкли получать желаемое быстро, они редко тратят время на то, чтобы подумать о возможных последствиях своего поведения, своих действий. Сегодня, когда о вреде наркотиков известно больше, чем когда‑либо прежде, и когда сами наркотики стали гораздо опаснее, молодежь все равно не прекращает их употреблять{47}. Стремление получить желаемое оказывается сильнее необходимости ждать и думать, прежде чем действовать. Молодые люди обращают внимание лишь на те возможности, что открываются перед ними в данный момент. Если что‑то позволяет получить желаемое, они тут же начинают действовать. Подростки вообще довольно импульсивны, а у нынешнего поколения это осложнено еще и склонностью к немедленному удовлетворению, так что в наше время молодежь крайне предрасположена к употреблению наркотиков из‑за желания не отстать от сверстников, развеять скуку или проявить протест.
Ко мне на прием пришел семнадцатилетний парень. Он был расстроен тем, что родители наказали его за употребление спиртного. Он все твердил мне, что его нельзя так сильно наказывать, поскольку он выпил всего одну кружку пива. Это все, что родители знали о том вечере, к этому сводились все их претензии. Затем он рассказал мне, что на самом деле выпил пять кружек пива, потом с компанией друзей поехал на машине, за рулем которой был «самый трезвый» из них, на другую вечеринку. Он с гордостью сообщил о том, что его друзья всегда предусмотрительно выбирают в качестве водителя того, кто выпил совсем чуть‑чуть. Он ни на секунду не задумался о возможных последствиях. Подросток не обратил внимания на несколько важных нюансов. Во‑первых, его так расстроили воспитательные меры, которые приняли его родители всего из‑за «одной кружки пива», что он забыл о том, что в реальности выпил гораздо больше. Во‑вторых, возможность повеселиться представлялась ему настолько важной, что он и не подумал о том, к каким серьезнейшим последствиям может привести езда в нетрезвом виде.
Доктор Дарлин Свитленд
Удивитесь ли вы, узнав, что этот молодой человек учится на одни пятерки и посвящает много времени общественной работе? Он талантливый подросток, думающий не только о себе. Почему же он повел себя так опрометчиво? Во многом само общество поощряет такое качество, как скорость мышления. Начинается это еще в школе: на вопрос учителя отвечает тот ребенок, который первым поднял руку, а кто первым добежит до детской площадки, тот и устанавливает правила. Родителям следует учитывать этот факт и учить детей тому, что иногда полезнее всего сделать паузу и подумать о возможных вариантах развития событий. И напротив, если родители замечают признаки и симптомы злоупотребления алкоголем и наркотиками, нужно немедленно отреагировать и пресечь это. В этой главе мы расскажем о том, как выявить эти симптомы и ввести необходимые ограничения.
Работая с детьми и подростками, мы часто используем стратегию под названием СТОПП. Это простой метод, с помощью которого можно помочь детям разобраться в ситуации, прежде чем принимать важное решение. Аббревиатура СТОПП расшифровывается так: С той, Т щательно обдумай, О цени обстановку, П ланируй, П риступай. Задача состоит в том, чтобы научить ребенка взвешивать все положительные стороны решения до того, как его принимать. Для начала крайне важно сделать так, чтобы он взял за привычку задумываться. Неоспоримый плюс метода СТОПП в том, что родители могут активно использовать его в домашних условиях.
Родители должны быть бдительны
Один из выводов, который мы сделали на основе своей многолетней работы с подростками, таков: родители не всегда могут адекватно оценить друзей своего ребенка. Мы постоянно выслушиваем рассказы родителей о том, что их ребенок лишь посмеялся, когда узнал, кому из его друзей родители склонны доверять, потому что, по его словам, именно те, кого родители считают ответственными, пьют и курят больше остальных. Важно помнить, что самые дружелюбные и ответственные дети далеко не всегда следуют правилам. Мы с радостью научили бы вас определять, каким друзьям можно верить, а каким – нет, но подходящих для этого методов не существует. Лучше всего как можно чаще наблюдать за тем, как ребенок общается с приятелями. Ради этого можно чаще приглашать друзей ребенка в гости и подвозить всю компанию туда, куда им нужно.
Родители, помимо этого, должны знать эвфемизмы названий наркотиков. Большинству из нас известны широко распространенные обозначения, например, такое как «травка» для марихуаны, но есть множество новых наркотиков, многие из которых синтетические и их можно найти в винных магазинах и магазинах курительных аксессуаров. Дети часто упоминают такие вещества, как К2, спайс[1], «шалфей»[2], «соль для ванн» или просто «соль»[3], «Молли»[4] и другие, в присутствии взрослых, потому что те просто не понимают, о чем идет речь. Родители легко могут разобраться в том, о чем говорит молодежь, обратившись к интернет‑ресурсам (например, www.drugfree.org), где можно узнать о наркотиках практически все{48}.
Вы всегда должны знать, с кем дружит ваш ребенок и что происходит в компании, где он вращается. Постарайтесь выяснить это непосредственно у ребенка и будьте готовы принять то, что услышите. Однако не относитесь к сказанному им как к чему‑то само собой разумеющемуся. Независимо от того, станет он делиться с вами происходящим в его жизни или нет, важно дать ему понять, что вам это небезразлично.
Веселье должно продолжаться
Я слишком часто выслушиваю истории о том, как ребенок скуки ради отправился в местную аптеку, чтобы заполучить таблетки от простуды. За лекарство дети не платят, они просто вскрывают пачку прямо в аптеке и съедают таблетки в надежде «словить кайф». Лекарства от простуды, как правило, обезвоживают организм, и, по словам детей, от достаточного их количества можно ненадолго начать галлюцинировать. Некоторые из тех, кто рассказывали мне подобные истории, угодили в больницу: скука и стремление к острым ощущениям привели к передозировке.
Доктор Рон Столберг
Нынешние дети с самого раннего возраста непрерывно получают поток стимулирующей информации, из‑за чего у них формируется потребность в постоянной эмоциональной стимуляции. Мы очень часто слышим истории о том, что у детей и подростков, с которыми нам приходилось работать, пристрастие к наркотикам и алкоголю возникло потому, что в момент, когда им стало скучно, наркотические вещества оказались доступны.
Поскольку дети и подростки склонны действовать импульсивно, они при возможности могут обыскать весь дом и найти, скажем, бутылки с алкоголем в незапертом баре, в аптечке – родительские таблетки, которые отпускаются только по рецепту, а также обычные лекарства, способные вызвать наркотический эффект при превышении допустимой дозы. Мы рекомендуем всем родителям учитывать, что в доме есть алкоголь и особые лекарства, и периодически проводить «инвентаризацию». Если в вашей аптечке хранится пузырек с таблетками викодина[5], оставшийся от курса лечения, проводившегося после операции, постоянно проверяйте, не опустел ли он. Другой вариант – убрать все опасные лекарства из домашней аптечки и хранить в месте, недоступном ни вашему ребенку‑подростку, ни его друзьям.
Самолечение
Родители привели ко мне на прием своего пятнадцатилетнего сына. Причина обращения была следующей: взрослых тревожил тот факт, что подросток пьет. Они узнали, что несколько раз в неделю он употребляет алкоголь дома и в школе. Они просили дать им направление в наркологический центр, на программу реабилитации подростков от алкогольной зависимости, а также несколько советов касательно того, что им следует предпринять. Я пришел к выводу, что в основе проблемы лежат взаимоотношения со сверстниками и что подросток употребляет алкоголь, чтобы избавиться от негативных мыслей о себе и от страха ухудшения отношений с друзьями. Поскольку опыт решения таких проблем у подростка отсутствовал, он выбрал спиртное в качестве «лекарства», как наиболее подходящий способ справиться с эмоциями. Однако он прекратил заниматься «самолечением» и с некоторой помощью смог овладеть несколькими эффективными методами управления стрессом и научиться регулировать взаимоотношения с друзьями, не нанося вреда своему здоровью. Теперь у него есть план действий на случай, если его будут одолевать негативные мысли, касающиеся взаимоотношений с ровесниками.
Доктор Рон Столберг
Употребление опасных веществ в расчете, что они помогут справиться со стрессом, – распространенное явление. Находящиеся в подавленном состоянии люди ищут то, что может придать им сил, а те, кто страдает от социальных фобий, нередко употребляют алкоголь и принимают успокоительные средства, чтобы справиться с нервозностью, спровоцированной нахождением в обществе других людей. Наверное, у каждого из нас есть знакомые, которые принимают таблетку перед полетом на самолете или выступлением на публике, чтобы справиться с тревогой.
Еще серьезней обстоят дела у нынешней молодежи. У современных детей и подростков удивительно низкий порог сопротивляемости разного рода тревогам, они очень остро реагируют на ситуации, негативно влияющие на их самооценку и вызывающие фрустрацию. Это толкает их, несмотря на высокий риск, воспользоваться наркотическими средствами, чтобы «забыть» о проблемах, потому что они не хотят преодолевать их или не знают, как это сделать. Во‑первых, к современной молодежи предъявляются слишком высокие требования. Во‑вторых, как мы уже упоминали в предыдущих главах, у представителей нынешнего поколения нет опыта преодоления трудностей, а следовательно, и уверенности, что они способны с ними справиться. Поэтому, когда появляется возможность на какое‑то время забыть о сложностях, соблазн сбежать от реальности с помощью нелегальных веществ становится непреодолимым.
Идея самолечения привлекательна для представителей поколения, не умеющего ждать, в силу своей простоты. Когда возникает некая трудность, а уверенности, что они смогут с ней справиться, нет, вдруг обнаруживается возможность быстро уйти от проблемы и почувствовать себя лучше. К тому же дети думают только о том, что наркотик может сделать для них, и не учитывают того, что он делает с ними. А между тем наркотическое вещество, однажды избавив подростка от стресса, может оставить неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь, причем так, что он не увидит здесь никакой связи. Если на следующий день он почувствует себя хорошо, то сочтет, что наркотики и алкоголь можно принимать снова и снова. Ложное чувство безопасности, возникающее в силу ограниченности мышления и импульсивности, убеждает детей в том, что все будет хорошо, что бы они ни делали. Более серьезное заблуждение сложно представить, но они пока этого не понимают.
Со мной такого не случится
В ходе исследования, проведенного в 2012 г., почти 25 % подростков сообщили о том, что за прошедший месяц им доводилось ездить в автомобиле с теми, кто распивал спиртное, и почти 10 % признались, что в тот же период сами садились за руль в нетрезвом состоянии{49}. У одной трети молодых водителей, погибших в ДТП, обнаруживают в крови алкоголь, однако подростки убеждены, что в эту статистику они не попадут никогда{50}. Ежегодно примерно у 150 000 подростков случается передозировка наркотиков, и, вероятно, очень немногие из них думали, что это может произойти с ними{51}.
Мы продемонстрировали, что современная молодежь очень импульсивна и предпочитает находить легкие пути решения своих проблем. Еще одно характерное качество, во многом способствующее тому, что молодые люди начинают употреблять нелегальные вещества, – склонность к отрицанию. Человек в состоянии отрицания отказывается учитывать факты. Школы уже пресыщены пугающими сообщениями о последствиях употребления подростками наркотических средств. Старшеклассникам показывают автомобили, искореженные в авариях с участием нетрезвых водителей, у детей уже с раннего, детсадовского возраста формируют негативное отношение к наркотикам. Родители, учителя, религиозные лидеры и сотрудники полиции рассказывают о жутких последствиях злоупотребления наркотиками и алкоголем. Тем не менее подростки искренне верят, что ничто из того, о чем им сообщают взрослые, им не угрожает.
Логическое обоснование
В ходе встречи с одним старшеклассником, учеником престижной частной школы, я узнал, что он покупал аддералл. Аддералл – это препарат, который психиатры прописывают для лечения СДВГ, потому что он повышает способность концентрации. Это средство нелегально продают в кампусах во время сессий студентам, которые пытаются подготовиться к экзаменам. За последние несколько лет мы неоднократно слышали, что это происходит и в старших классах школы. Данному студенту нужно было получить определенное количество баллов, чтобы поступить в выбранный им колледж, и ради высокой отметки он был готов на все. Покупка запрещенного лекарства и употребление его без врачебной рекомендации – огромный риск, но подросток пошел на это, чтобы успешно сдать экзамен.
Доктор Рон Столберг
«Это органический препарат». «У него абсолютно натуральный состав». «Какая разница, куплю я его в школе или в аптеке по рецепту? Все равно это то же самое лекарство». Вот несколько отговорок, которые мы слышим от детей и подростков, употребляющих опасные препараты. Молодые люди приводят множество доводов в пользу того, что употребляемые ими вещества безвредны, и старательно ищут аргументы, чтобы убедить родителей и других взрослых принять их сторону. Дети и подростки могут подолгу сидеть в интернете, выискивая подтверждения истинности своих убеждений.
Дети, если захотят, найдут множество доводов в свою пользу. Одна из форм такого рода рационализации называется «подкрепление предубеждений». Это означает, что человек принимает во внимание лишь те доказательства, которые подтверждают его теорию. Таким образом, дети в поисках обоснований своего импульсивного и рискованного поведения обращают внимание лишь на факты, которые говорят в пользу их точки зрения, и игнорируют все, что противоречит ей. В интернете действительно можно найти огромное количество статей, оправдывающих употребление наркотиков, но есть и много данных об исследованиях, доказывающих опасность этого увлечения, однако дети просто не обращают на них внимания. Они предпочитают довериться первому же источнику информации, в котором им удается найти подтверждение своим представлениям. Поисковые системы работают так, что в списке предложенных по запросу пользователя сайтов на верхних позициях оказываются те ресурсы, информация на которых больше всего совпадает с формулировкой его вопроса, а мы все знаем, что именно ищет молодежь. Как вы думаете, о чем будет статья, оказавшаяся первой в списке по запросу «марихуана не опасна»?
Помогите подросткам сориентироваться среди фактов
Решив побеседовать с подростками о вреде употребления наркотиков, будьте готовы к тому, что они, скорее всего, станут обвинять вас в том, что ваша точка зрения предвзята, потому что вы взрослый или просто пытаетесь обхитрить их. Подросткам часто кажется, что они знают что‑то лучше взрослых и что их знание – самое достоверное. Если ваши доводы не будут подкреплены доказательствами, они вызовут сомнения. Так что стоит подготовиться и подобрать убедительные аргументы, свидетельствующие о пагубном влиянии наркотических веществ на здоровье человека. В таком случае вы будете не только высказывать свое мнение, но и оперировать фактами. Например, в статье Элизабет Лэндер «Наркотики и алкоголь опасны для мозга подростков» можно найти информацию о разрушительности влияния запрещенных веществ на мозг молодого человека{52}.
Если ребенок приходит к вам с доказательствами безвредности употребления наркотиков, вместе с ним проанализируйте их и обсудите, насколько надежны источники, из которых они почерпнуты. Стоит быть готовым к такой беседе, например ознакомиться заранее с современными авторитетными исследованиями на эту тему.
47
Mark Gregston, «Drug Abuse Starting Earlier than Ever,» OnePlace.com, http://blogs.christianpost.com/parenting/drug‑abuse‑starting‑earlier‑than‑ever‑2997.
[1] К2, спайс – тип курительных смесей в виде травы с нанесенным химическим веществом, имеет ярко выраженное психотропное действие. Запрещен в большинстве стран, в том числе в России. – Прим. пер .
[2] Листья одного из видов шалфея, сальвии дивинорум, обладают галлюциногенным эффектом. – Прим. пер .
[3] Синтетические психоактивные вещества, разработанные в свое время как легальная альтернатива запрещенным наркотикам, по воздействию схожи с амфетамином и кокаином. Не имеют ничего общего с реальными солями для ванн, признаны нелегальными в Великобритании, США, России и более чем 40 других странах. – Прим. пер .
[4] Уличное название метилендиоксиметамфетамина (МДМА), основного ингредиента экстази. – Прим. пер .
48
«Drug Guide for Parents: Learn Facts to Keep Your Teens Safe» (2010), www.drugfree.org/wp‑content/uploads/2010/10/drug_chart_10.25.10_opt.pdf.
[5] Сильнодействующий препарат, который используют для обезболивания, а также для лечения кашля. В больших дозах опасен для здоровья, вызывает привыкание. – Прим. пер .
49
Centers for Disease Control and Prevention, «Injury Prevention and Control,» http://www.cdc.gov/injury/index.html.
50
Там же.
51
Teen Drug Addiction, «Welcome to Teen Drug Addiction,» www.teendrugaddiction.com.
52
Lander, «Teen Brain More Prone to Drug, Alcohol Damage.»
|