Вторник, 26.11.2024, 06:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Электронная библиотека здоровья

Учиться никогда не поздно

Возможно, читая эту книгу, вы видели в людях, описанных на ее страницах, себя и своего ребенка. Ошибки были допущены с обеих сторон, и, вероятно, далеко не всегда ребенку предоставлялась возможность потренироваться в самостоятельном решении проблем и применении критического мышления. Все это – необходимая часть процесса воспитания детей из поколения, признающего только сиюминутное удовлетворение. Возможно, теперь, когда ваш ребенок уже почти взрослый, вы ломаете голову над тем, что делать. Не опускайте руки. Будет непросто изменить некоторые черты характера подростка, если они уже укоренились и развились, однако это осуществимо. Если ребенок учится в последних классах школы (или если он не добился успеха в «одиночном полете», когда покинул дом в первый раз), можно воспользоваться несколькими способами обучения его навыкам планирования и принятия решений и умению действовать, исходя из поставленной цели.

Вождение автомобиля

Вождение предоставляет идеальные возможности для того, чтобы научить ребенка навыкам, необходимым взрослому для сознательной и самостоятельной жизни. Подумайте о тех качествах, которыми нужно обладать, и действиях, которые требуется выполнять, чтобы управлять машиной.

• Проявить инициативу, записаться на водительские курсы и успешно их закончить.

• Подготовиться, назначить сроки сдачи экзамена, успешно сдать его и получить права.

• Так организовать свое время, чтобы успевать выполнять и другие обязанности (например, учиться, посещать тренировки и музыкальные репетиции, выполнять домашние дела).

• Принимать в расчет других участников движения.

• Уделять внимание множеству разных факторов одновременно.

• Использовать навыки планирования и решения трудностей в процессе определения направления движения и расчета времени.

• Практиковать отложенное вознаграждение. Если водитель во время движения слышит звонок телефона, он не должен тотчас отвечать на вызов.

• Зарабатывать деньги на бензин, страховку и техническое обслуживание транспортного средства.

• Поставить условие перед своими друзьями: пока они не имеют права водить машину, за рулем всегда будет он.

Когда речь заходит об обучении ребенка вождению, родители, как правило, реагируют очень эмоционально (в частности, беспокоятся). Они вспоминают, как сами, примерно в пятнадцатилетнем возрасте, впервые получили разрешение водить на правах ученика. А потом – на шестнадцатилетие или немного позже – им выдали права. Прежде, одно или два поколения назад, все было гораздо проще: вождению обучали в школах и соответствующие занятия были частью расписания подростка. Сегодня желающим приходится самостоятельно записываться на водительские курсы, выбрав наиболее подходящую фирму. Догадались, к чему мы клоним? Эти действия требуют от подростка умения планировать и распределять свое время, а также проявлять инициативу для достижения цели.

Родителям важно понимать, что, если у подростка отсутствуют навыки, позволяющие упорядочивать информацию, необходимую для записи на курсы вождения, их прохождения и успешной сдачи экзамена, значит, он не обладает нужной для управления автомобилем степенью ответственности.

Не спешите с получением водительских прав

Если подросток не проявляет ответственности, необходимой для самостоятельной записи на водительские курсы и успешного завершения обучения, родителям не стоит его подталкивать, стимулировать, донимать и вообще каким‑либо образом на него воздействовать. В большинстве случаев это объясняется недостатком организованности или даже ленью. Благоразумнее будет подождать, пока ребенок не проявит инициативу и не сделает все сам.

Если подросток эмоционально готов сесть за руль автомобиля, но слишком ленив и зависим от других и потому никак не может получить права, родители должны перестать упрощать ему задачу. Не стоит потакать подростку и возить его всюду, куда бы он ни попросил. Если вы перестанете быть личным водителем для своего ребенка, тому придется самому получить права, чтобы иметь возможность бывать там, где хочется.

Что предпринять

• Подвозите ребенка только в школу и обратно и только в том случае, если пешком идти далеко, в ином случае пусть ребенок несколько раз в неделю добирается самостоятельно. Как правило, родителям удобно подбрасывать ребенка до школы, но не всякий раз удается вовремя его забрать. Поэтому, если взрослый приехать не может, а дорога до дома безопасна и не занимает много времени, пусть ребенок идет домой сам.

• Чтобы попасть на то или иное публичное мероприятие, необходимо добраться до места его проведения. Не имея возможности доехать на машине, ребенок не сможет принять участия. Опять же, время от времени родитель вполне может подвозить ребенка, в этом нет ничего плохого, но это не должно войти в привычку.

• Не стоит идти на поводу у ребенка и менять свое расписание из‑за внезапно возникшей необходимости куда‑то поехать – на некое мероприятие, в магазин за покупками, на встречу с приятелем, – если только это не связано с выполнением обязанностей ребенка.

Родительская реакция

«Я понимаю, ты хочешь, чтобы я отвезла тебя туда, но я занята. Подумай, может быть, стоит пойти на водительские курсы и сдать экзамен? Тогда ты получишь собственные водительские права».

Управление собственным бюджетом

Тринадцатилетней девочке подарили первый мобильный телефон. Для экстренных случаев и для связи с родителями. При этом были установлены ограничения на объем скачиваемой информации и время пользования телефоном. Через месяц родители обнаружили, что общая продолжительность телефонных разговоров превысила лимит и девочка, кроме того, стала активно переписываться с друзьями. В результате взрослые увеличили время на разговоры и разрешили отправлять неограниченное количество сообщений. Они побеседовали с дочерью и установили строгие ограничения на объем скачиваемой информации. Но, несмотря на их указания, девочка загрузила так много программ, что объем данных в несколько раз превысил оговоренные лимиты. Родители уступили и сняли все ограничения. По истечении полугода $20 – именно столько родители изначально планировали тратить на связь – превратились в $100.

Доктор Рон Столберг

С полной ответственностью можем сказать вам, опираясь на собственный опыт, что одним из основных факторов, влекущих за собой развитие безответственности, является отсутствие или недостаток ограничений в отношении расходов. Это особенно заметно, когда тратятся большие суммы денег: на шестнадцатилетие ребенка покупается новая модель автомобиля, ежемесячно приобретаются дорогостоящие дизайнерские вещи, ребенку выдается неограниченное количество денежных средств на удовлетворение любых желаний и потребностей. Однако далеко не все люди могут позволить себе подобную роскошь. В большинстве случаев родители, просто регулярно давая ребенку деньги на разные покупки, приучают его к тому, что трудиться и стараться заслужить желаемое совсем не обязательно. Чем раньше ребенок узнает цену деньгам и научится разумно ими пользоваться, тем лучше.

Подумайте о том, какое количество детей имеют телефоны, пользование которыми требует ежемесячной оплаты. Большинство подростков знают, что это делают родители, но известно ли им, сколько денег они расходуют? Они просто принимают как должное, что всегда могут воспользоваться телефоном. Программные приложения, которые они устанавливают на мобильные телефоны и другие устройства, тоже могут быть платными, и тогда деньги списываются с родительской кредитной карты, поэтому подростки, как правило, понятия не имеют о том, сколько они в действительности тратят. Кроме того, посмотрите, какое количество подростков регулярно покупают себе какие‑нибудь напитки или каждый день после школы ходят с друзьями в кафе. Эти траты не так велики, но они имеют свойство накапливаться, а молодежь никак не контролирует расходы и не знает, какие суммы в итоге тратятся.

Мы настоятельно рекомендуем родителям обучать детей тому, что деньги имеют ценность, например всегда рассказывать, сколько стоят вещи, которые для детей приобретают. Очень важно доводить до сведения подростков, сколько пришлось заплатить за пользование телефоном, сколько – за загрузку данных, сколько – за использование платных приложений и прочие услуги, такие как прослушивание музыки и просмотр фильмов. Затем посчитайте, сколько нужно работать человеку с минимальной почасовой оплатой труда, чтобы оплатить все эти расходы.

Если в раннем детстве ваш ребенок не получил те уроки, на которых мы делаем упор в этой книге, правила управления собственным бюджетом помогут ему наверстать упущенное независимо от возраста. От вас зависит, сколько денег получает ребенок и на каких условиях. Вы устанавливаете определенный лимит, и когда он оказывается превышен, деньги больше не выделяются. Молодые люди лучше всего обучаются на естественных последствиях, так что ограничение денежных расходов – это замечательный механизм контроля. Давайте рассмотрим несколько сценариев, с которыми нам часто приходится сталкиваться.

• Подросток опоздал, потому что использовал банковскую карточку, чтобы купить что‑нибудь поесть по дороге к месту назначения, и когда он хотел оплатить покупку картой, у него ее не приняли.

• Девочка‑подросток потратила все выделенные ей деньги, купив вместо необходимой одежды дорогие солнечные очки. Поскольку в этом месяце других денег на то, чтобы приобрести новую физкультурную форму взамен утерянной, не было, ей пришлось позаимствовать на время форму, предоставляемую школой.

• Студентка колледжа использовала выделенные деньги на походы в кафе, вместо того чтобы готовить себе утром перед занятиями ланч и брать его с собой. Деньги, выданные на месяц, закончились уже через две недели.

• Молодой человек не следил за расходами в течение месяца, и когда он пригласил девушку на свидание, обнаружилось, что денег совсем не осталось.

Последствия несанкционированных трат

У детей и подростков не должно быть доступа к родительским деньгам. Им нельзя давать кредитные и дебетовые карты, которые оплачивает кто‑то из родителей. В некоторых семьях заводится особая карта «для чрезвычайных ситуаций», которой можно пользоваться только в экстренных случаях, например если сломается машина, потребуются деньги на лечение и т. д., и исключительно с разрешения родителей. На прочие расходы можно выделять фиксированные суммы и либо выдавать их наличными, либо класть на специальную дебетовую карту. Можно также завести ребенку карту, баланс которой он будет контролировать сам. Так у него появится возможность научиться на своих ошибках, если он будет тратить деньги неразумно.

Естественные последствия

Естественными являются такие последствия, которые возникают сами собой как результат неправильного расхода денег и не зависят от действий родителей. Например, если на карте ребенка не хватает средств, в покупке ему отказывает кассир, а не родители. Если приближается некое мероприятие, а ребенок не может принять в нем участие, потому что плохо контролировал свои расходы, запрет будет обусловлен состоянием банковского счета, а не родительской волей. Такой опыт может быть очень полезным для детей, которые привыкли получать желаемое быстро и ни о чем не задумываясь. К тому же не будет повода спорить и конфликтовать с родителями, потому что запреты и отказы исходят не от них.

Организованные последствия

Родители часто спрашивают нас, что им делать, если дети тратят деньги без разрешения.

Прежде всего, следует предусмотреть вероятность того, что ребенок может расходовать деньги без вашего ведома. В наше время детям и подросткам необходимо иметь доступ к счету и привязанную к нему дебетовую или кредитную карту хотя бы для того, чтобы они могли использовать собственные накопления для оплаты услуг или товаров через интернет. Или, например, ребенок хочет активировать подарочную карту iTunes. Для этого ее нужно привязать к банковскому счету с прикрепленной к нему картой, как правило родительской. Когда средства на подарочной карте заканчиваются, доступ к счету у ребенка остается, и он по‑прежнему может тратить родительские деньги. Зачастую дети даже не думают, что их «мелкие» расходы могут иметь какое‑то значение. Поэтому они должны знать, что существуют ограничения на расходование родительских денег. Кроме того, они должны усвоить, что на любое списание средств с родительской карты нужно получить разрешение, будь то оплата компьютерной программы, видеоигры или услуг связи.

Затем необходимо четко определить, какие могут быть последствия.

• Сообщите ребенку, сколько денег в сумме он «взял» у вас.

• Поставьте его перед необходимостью восполнить эти траты. Если у ребенка нет своих денег, придумайте, что он может сделать, чтобы заработать их. Способ, которым он может заработать деньги, не должен быть легким. Например, нельзя давать ребенку деньги за то, что он один раз вынес мусор, это действие заняло у него всего несколько минут. Лучше дать ему некоторую сумму по истечении недели за то, что он выносил мусор ежедневно. Более того, ребенку не следует предоставлять выбор, что именно делать. Это вы должны решать, как образом он будет компенсировать свои расходы. Например, вы сами можете выносить мусор, а ребенку поручить стирку. Не забывайте, что он взял у вас деньги. Так что решать вам.

• В зависимости от того, какими намерениями руководствовался ребенок, когда тратил деньги, нужно обозначить возможные последствия таких действий на будущее. Последствия случайного приобретения недорогого мобильного приложения должны отличаться от последствий затраты существенной суммы на что‑то неприемлемое для семьи и умышленного сокрытия этого факта.

• Ребенку ни в коем случае нельзя выдавать деньги, пока он не компенсирует свои расходы.

Сбалансированный подход к многочисленным обязанностям

Одно из самых важных качеств, которые вы можете сформировать у ребенка, – это умение справляться с многочисленными обязанностями, которое сродни жонглированию. Научить ребенка этому – значит быть уверенным, что ребенок с ответственностью подходит к выполнению школьных и внеклассных заданий, а также к домашним делам, таким как стирка, приготовление еды и выполнение родительских поручений. Эти дополнительные обязанности следует вводить не сразу, а постепенно, но важно, чтобы ребенок понимал необходимость этого.

К старшим классам подростки привыкают к структурированному расписанию школьной и внешкольной деятельности. Однако многие из них не имеют навыка успешного совмещения школьных дел с теми, заботу о которых обычно берут на себя родители. Однако данный опыт – важный этап подготовки ребенка к жизни вне дома, где не будет такой роскоши, как родительская помощь.

Мы постоянно слышим от взрослых о том, что последние годы обучения в школе крайне сложны и у ребенка не остается времени на «дополнительные» дела. Действительно, в эти последние два года на учащихся ложится серьезная нагрузка, связанная с подготовкой к академическому оценочному тесту и вступительным экзаменам. Так что этот период лучше всего подходит для того, чтобы научить ребенка уделять внимание повседневным делам. И не только потому, что его мозг уже готов для формирования соответствующих связей (см. главу 5), но и потому, что через год или два, когда он закончит школу, ему в любом случае придется совмещать много разных дел. Если он не начнет практиковаться сейчас, то когда еще?

Подчеркивайте необходимость считаться с другими

К концу подросткового периода за ребенком уже должны быть закреплены определенные домашние обязанности. Так он не только научится умению организовывать и планировать свои действия, которое пригодится ему во взрослой жизни, но и будет помнить о том, что он – часть семьи и что в жизни нужно не забывать и о других людях. Дети должны знать, что они являются членами семьи, которых ценят и в которых нуждаются, и что их вклад действительно приносит пользу остальным.

Чем старше ребенок, тем выше его занятость. И неизбежно будут периоды, когда ему не будет хватать времени на выполнение всех обязательств, и личных, и семейных. Такие ситуации идеально подходят для того, чтобы научить подростка обращаться за помощью, а не требовать ее. «Мама, мне нужно подготовиться к тесту и закончить проект. Не могла бы ты постирать мою физкультурную форму?» У всех нас порой возникает потребность в помощи, так что нет ничего плохого в том, чтобы выручить ребенка при необходимости. В действительности это только укрепит ваши взаимоотношения в непростой для подростка период. Со своей стороны вы тоже можете поспособствовать этому укреплению. Если вы на самом деле очень заняты и вам нужна помощь, например нужно приготовить обед, постирать или что‑то купить в магазине, спокойно обратитесь к ребенку за содействием. Дети – замечательные помощники, к тому же у вас будет повод похвалить ребенка за ответственное и зрелое поведение.

У моего ребенка проблемы с прокрастинацией или он не готов к самостоятельной жизни?

Ко мне обратилась мама шестнадцатилетнего мальчика, учащегося десятого класса, которая не могла подобрать подходящую школу для своего сына. Она рассказала, что нынешняя школа не годится для ее сына, потому что двое из его учителей – «ужасные» люди. Выяснилось, что ребенок имеет привычку пропускать от 12 до 15 учебных дней в течение полугодия, это его так называемые «дни психического здоровья». По словам матери, он очень устает от напряженной школьной атмосферы и не может в ней заниматься, но с удовольствием делает это дома, в спокойной обстановке. Когда это выяснилось, учителя стали давать ему на дом задания, которые он должен был выполнять. В десятом классе двое из преподавателей отказались сообщать задания матери. Они заявили, что молодой человек должен сам обратиться к ним и получить у них работу для самостоятельного выполнения. Это очень разозлило мать, и она перевела сына в другую школу. Ей казалось, что проблема решена и что нет необходимости приводить сына ко мне на прием. Но наступил выпускной год, и мама снова позвонила. Она сказала, что сын так и не подал заявление [1] ни в один из колледжей и ей нужна помощь, потому что она не сможет сделать это за него.

Доктор Дарлин Свитленд

Даже если показатели академической успеваемости ребенка позволяют поступить в выбранный им колледж, это вовсе не значит, что он готов взять на себя ответственность, необходимую для того, чтобы стать успешным студентом. Нам приходилось принимать множество звонков от родителей, ребенок которых успешно закончил школу и поступил в избранный университет. Но после одного или двух семестров у него вдруг возникло желание вернуться домой. То, с чем он столкнулся во время учебы, было для него неожиданностью, он почувствовал, что перегружен академическими требованиями и не в состоянии с ними справиться, или возникли трудности социального характера, или он не смог адаптироваться к проживанию в общежитии или на съемной квартире. Некоторые родители пытаются найти оправдания: «Этот колледж ему не подходит» или «Не сложились отношения с соседями по комнате». Но в действительности чаще всего причина кроется именно в неподготовленности студента.

Прокрастинация и ничего более?

Родитель: Доктор Свитленд, нам нужна ваша помощь. Уже ноябрь, а Сью еще не начала заполнять заявление на поступление в колледж.

Необходимость заполнять эти заявления большинство подростков пугает. На деле многие учащиеся нуждаются в помощи взрослых, чтобы разобраться, как систематизировать информацию, составить план по сбору всех необходимых сведений и заполнению документов для каждого из колледжей. Если ваш ребенок предрасположен к прокрастинации, вы заметите это по его отношению к выполнению данной задачи.

В то же время если ваш ребенок не готов на четыре года покинуть дом и столкнуться с трудностями обучения в колледже, он может замаскировать эту неготовность под мнимую прокрастинацию. Как отличить одно от другого?

Признаки прокрастинации

• Ребенок до последней минуты тянет с завершением работы.

• У ребенка есть план, и он полагает, что все пройдет гладко, даже если план не продуман.

• Ребенок демонстрирует неспособность правильно распределять время.

• Ребенок пропускает мероприятия, потому что не завершил проекты.

• У ребенка возрастает стресс, поскольку ему не хватает времени на завершение работы.

• Ребенок не может объяснить непредвиденные задержки в процессе выполнения работы.

Обратите внимание: у тех, кто склонен к прокрастинации, есть план, и они абсолютно уверены в том, что все успеют сделать. Такие учащиеся убеждены, что им хватит времени, чтобы выполнить работу, и с этим осознанием они каждый раз откладывают ее выполнение. Они просто неправильно оценивают количество времени, необходимое для выполнения задачи, и не учитывают непредвиденных обстоятельств, и потому вынуждены в спешке доделывать все в последнюю секунду.

Признаки, указывающие на то, что ребенок не готов

• Ребенок проявляет слабый интерес к поиску информации о будущем месте учебы, с неохотой посещает дни открытых дверей.

• Родителям постоянно приходится напоминать ему о необходимости заполнить заявление.

• Подросток говорит: «Да знаю я! Сделаю!», но продолжает бездействовать.

• Подросток обращается к родителям за помощью при заполнении каждого пункта заявления, и если ему не помогать, вообще ничего не делает.

• Подросток оказывается неспособен перейти в следующий, последний класс без родительской помощи.

• У подростка нет возможности сделать все необходимое, чтобы заполнить заявление вовремя, без существенной помощи со стороны других людей.

• Во время обсуждения этой темы подросток начинает заметно нервничать.

Обратите внимание: при общении с учащимся, не созревшим для обучения в колледже, вы можете почувствовать сопротивление с его стороны. Как правило, родители начинают паниковать и пытаются решить вопрос в принудительном порядке, но подростки просто еще не готовы к этому шагу. Мы регулярно слышим от родителей, что они должны помочь своим детям в последний учебный год, потому что убеждены, что с поступлением подростка в колледж цель будет достигнута. На деле же чаще оказывается, что, если ученик внутренне не готов к обучению, он оказывается не способен закончить даже первый курс. Тогда он покидает колледж, чувствуя себя неудачником, и ему приходится решать, что делать дальше. Если упомянутые нами признаки очевидны, стоит поискать иные пути.

Обсудите все альтернативы

Поступление в колледж – это привилегия, а не право. Это нужно ясно донести до учеников, лучше всего – в период подачи заявлений. Осознав, что поступление в колледж отнюдь не гарантировано, подростки активно берутся за дело и проявляют значительно бóльшую ответственность, если они, конечно, действительно готовы.

Поэтому обсудите с будущим выпускником школы все возможные варианты. Обговорите, в чем будет заключаться родительская поддержка в случае, если ребенок будет учиться далеко от дома, если поступит в местный колледж или устроится на работу. Тогда станет понятно, что поступление – лишь один из вариантов.

 

[1] Для поступления в колледжи и университеты США требуется подать специальное заявление, в котором указывается информация о личности и школьной успеваемости абитуриента. Как правило, абитуриенты начинают писать заявления и собирать всю необходимую информацию заранее. – Прим. пер .

Категория: Электронная библиотека здоровья | Добавил: medline-rus (28.12.2017)
Просмотров: 226 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%