В последней главе мы для удобства читателей хотим перечислить все ключевые рекомендации, которые мы в разном виде давали на предыдущих страницах этой книги. Данные стратегии по прошествии двух десятков лет работы с сотнями семей представляются нам самыми эффективными.
Радуйтесь возможностям столкнуться со сложностями
Нынешнему поколению живется значительно проще, чем всем предыдущим. Современная молодежь получает необходимое быстрее, в ее распоряжении больше средств, упрощающих решение проблем, и в повседневной жизни она сталкивается с гораздо меньшим числом затруднений или испытаний, чем представители прошлых поколений. Хотя все звучит очень позитивно, это означает, что современные дети и подростки тем самым очень многое упускают. Они лишаются возможности потренироваться в решении проблем и получить опыт, который позволит обрести уверенность в себе. В большинстве они вступают во взрослую жизнь неподготовленными, потому что научились не думать .
Как мы подробно обсуждали в этой книге, технологические достижения и давление со стороны родителей способствуют закреплению представления о том, что желаемое должно достигаться безотлагательно. К этому надо добавить, что технические новшества являются очень притягательными для людей. Они позволяют родителям, придя на выручку детям, легко и эффективно решить их проблемы и уберечь их от разочарования. И с этой точки зрения далее ситуация будет только усугубляться, все будет еще больше упрощаться. Мы восхищаемся нынешним временем. Но что касается детей и подростков, им для решения проблем во взрослой жизни понадобится соответствующий опыт, для получения которого они должны испытать на себе трудности детского периода.
Мы призываем родителей пересмотреть свое отношение к неудачам детей. Воспринимайте их как возможности потренироваться в применении навыков, которые непременно пригодятся ребенку в течение жизни. Радуйтесь ошибкам и узнавайте о своем ребенке новое и важное, наблюдая за тем, как он преодолевает трудности.
Прививайте умение ждать детям всех возрастов
По всем указанным в книге причинам нынешнее поколение молодых людей живет с установкой, что они все получают быстро и без усилий. Эта установка поддерживается современной технологичной культурой, но она может быть изменена взрослыми.
Родители нередко делятся с нами своими тревогами касательно проблем, с которыми сталкивается молодежь, и чувством неуверенности, которое вызвано тем, что они не знают, что делать. Наша первая рекомендация, как правило, заключается в том, чтобы сделать ожидание повседневной практикой. Поскольку в наше время очень многое можно получить быстро, задача родителей – развивать навыки ожидания, регулярно предоставляя детям возможность для практики.
Прививать умение ждать можно детям всех возрастов. Когда человеку приходится ждать, он начинает задумываться о своих действиях, обращать внимание на свое окружение, замечать людей, находящихся рядом. У него возникает возможность размышлять. Многие дети начинают испытывать беспокойство даже через несколько секунд ожидания. Если же ожидание становится частью повседневной жизни, у детей вырабатывается способность нормально переносить этот опыт и даже извлекать из него пользу. В противном случае переход во взрослую жизнь, где это качество крайне востребовано, может оказаться довольно сложным. Так что чем раньше вы начнете, тем лучше.
Приведем несколько несложных способов введения практики ожидания.
• В ответ на большинство просьб ребенка, касающихся повседневных дел, просите его подождать. Малыши могут подождать от 30 секунд до двух минут, прежде чем вы включите им телевизор или дадите какое‑нибудь угощение, а подростки могут ждать столько, сколько потребуется.
• В магазине никогда не покупайте ребенку что‑то лишь потому, что он проявляет заинтересованность. Иначе он приучится получать желаемое незамедлительно.
• Пусть ребенок сделает что‑то, чтобы заслужить желаемую вещь. По итогам его трудов можете подарить ему то, что он хочет, а можете дать ему деньги на покупку.
• Не поддавайтесь искушению отвлекать свое дитя электронным устройством всякий раз, когда ему приходится чего‑либо ждать. Пусть найдет другие способы занять время.
Помогите детям почувствовать себя частью семьи
Чтобы дети состоялись как личности, стали достойными членами общества и эффективными сотрудниками, они должны научиться принимать в расчет интересы окружающих. Учителя, административные работники и тренеры, с которыми мы общались, единогласно называли среди самых важных качеств успешного студента, спортсмена и зрелого человека умение общаться, способность понимать других и взаимодействовать с ними.
В основе развитых социальных навыков лежит способность понимать других. У некоторых детей эта способность есть от рождения, а некоторые в связи с этим нуждаются в обучении и практике. Один из способов обучения этому заключается в том, чтобы помочь ребенку понять, что он является частью семьи. Это значит, что в принятии решений должны участвовать и взрослые, и дети.
Обратите внимание на разницу между двумя формулировками, с которыми подростки обратились к родителю: «Мам, мне нужно, чтобы ты сегодня отвезла меня к Джейн» и «Мам, есть ли у тебя время подбросить меня к Джейн сегодня?». В случае если мама ответит, что у нее другие планы на этот день и что она не сможет помочь, первый подросток, скорее всего, рассердится и, возможно, почувствует разочарование. А второй подросток, скорее всего, попытается решить проблему совместно с мамой. Второй подросток учел как мамины, так и свои обстоятельства, что является важным условием благополучных отношений в семье.
Фокусируйтесь больше на процессе, а не на результате
Родители современных детей испытывают сильное давление в связи с тем, что считают себя обязанными обеспечить своим детям достижение высоких результатов. Обычной практикой становится проведение сравнений между семьями, сравнение учеников и спортсменов друг с другом. В результате на первый план выходят объективные критерии, такие как оценки, награды и заслуги, а работа, которую проделывает ребенок ради достижения цели, остается без внимания.
Объективные критерии привлекательны для родителей, потому что они конкретны, поддаются измерению и их легко описывать. С другой стороны, именно благодаря труду, планированию и усилиям ребенок получает возможность развить в себе те навыки, которым посвящена эта книга. Это ключевые условия развития у детей способности думать . В действительности дети, которые сталкиваются с трудностями, научаются их преодолевать и компенсировать негативные последствия, обретают более развитые жизненные навыки и выносливость, нежели те дети, которым все достается легко. Непосредственно работе должно уделяться больше внимания, чем ее результатам.
Научите детей прикладывать усилия для получения желаемого
Поскольку многое достается детям и подросткам легко, они привыкли получать желаемое без каких‑либо усилий. У них развивается низкая устойчивость к фрустрации, что становится заметно, когда все складывается не так, как они ожидали.
Мы убеждены в том, что дети должны получать подарки не просто так, а заслуженно. Даже малышей можно обучить тому, что для получения желаемого нужно помогать родителям. Порой полезно рассматривать «желаемое» (игрушки, видеоигры, одежду, смартфоны) как цель. В зависимости от возраста ребенка можно либо помочь ему найти способ достижения этой цели, либо попросить его разработать план ее реализации самостоятельно и поделиться им с вами. Чтобы заслужить некую вещь или деньги на нее, ребенок может помогать по хозяйству, экономить на карманных расходах, брать на себя дополнительные домашние обязанности, исправить школьные оценки или добиться прогресса в том виде деятельности, которым в данный момент увлекается и которому посвящает время.
Суть в том, что вещи, которые мы заслужили, представляются нам более ценными, нежели то, что мы получаем без какой‑либо очевидной причины. Дни рождения, праздники и другие особые дни предоставляют много возможностей, чтобы дарить детям подарки просто так. А между тем, возможно, лучший подарок, который ребенок может от вас получить, – это уверенность в том, что он способен сам составить план достижения цели и добиться желаемого самостоятельно.
|