Шестилетний Алеша – поздний ребенок, разница в возрасте со старшей сестрой 18 лет. Дочь живет отдельно, и все внимание родителей сконцентрировано на долгожданном сыне. Естественно, ему позволяется буквально все, даже очевидно неполезные вещи. Например, он может подолгу смотреть мультики, отказываться от еды, ложиться спать, когда ему хочется, а не когда требует распорядок дня.
Чаще подобное поведение ребенка наблюдается при безразличии и попустительстве родителей. В нашем же случае каждый шаг Алешеньки опекается мамой, она охает и вздыхает, когда он показывает чудеса своеволия. Но никогда и ничего ему не запрещает, не делает внушений, не объясняет, что так поступать нельзя, и уж тем более не наказывает его! Ребенку покупают все, что он захочет, выполняют каждое его требование, порой очевидно абсурдное.
Подобный стиль родительского поведения и взаимодействия с ребенком называется «потворствующая гиперопека». Ребенок в нашем примере стал смысловым центром семьи, ее царем, кумиром и властителем дум.
Несколько раз мама бегала по двору и искала соседскую девочку, потому что Алеша соглашался обедать только при условии, что девочка расскажет ему сказку.
Вы спросите: а что же отец, где его мужское влияние на жену и сына? Отношение отца можно охарактеризовать как молчаливое попустительство. Ему жалко супругу, которая едва не потеряла ребенка при родах, и он терпит все происходящее. А разбалованный мальчик ведет себя без оглядки на взрослых, которые не являются для него авторитетом.
Основная характеристика описываемого типа дисгармоничных отношений «родитель‑ребенок» – «тепличное» воспитание, избыточное участие в жизни детей, ограждение их от любых трудностей и неприятных эмоций, а также потакание их капризам и прихотям. Как правило, это бабушки и мамы, которые пассивно «зависают» над ребенком. Обозначим их как родители‑вертолеты.
Тест «Избалован ли ваш ребенок?»
Существует десять признаков, по которым можно определить степень избалованности и безответственности ребенка. Отметьте то, с чем вы регулярно сталкиваетесь.
1. У ребенка систематически и спонтанно случаются истерики. Капризы перерастают в агрессию.
2. Ребенок требует мгновенного исполнения своих капризов и желаний, никого не слушает.
3. Ребенок не хочет убирать свои игрушки, а в более старшем возрасте – вещи по дому, отказывается от выполнения домашних дел.
4. Ребенок не делится ничем и ни с кем, может отбирать игрушки у других детей. В более старшем возрасте неуступчивость перерастает в жадность.
5. Ребенок немотивированно раздражается. Ему быстро надоедают собственные игрушки, требует игрушки, увиденные у других детей.
6. Ребенок игнорирует запреты. Если слышит слово «нельзя», начинает капризничать или становится агрессивным.
7. Ребенок непослушен, взрослые не являются для него авторитетом.
8. Ребенок осознанно ставит взрослых в неудобное положение. Таким образом, он пытается самоутвердиться, требуя исключительного отношения к себе как «к центру вселенной».
9. Ребенок не умеет играть в уединении, требует, чтобы возле него кто‑то постоянно был.
10. Ребенок слушается взрослых только «за вознаграждение». Требует стимулировать свое послушание игрушкой, конфеткой.
Подведем итоги! Если в поведении вашего ребенка вы наблюдаете пять и более из перечисленных признаков, значит он избалован. Исправить ситуацию будет непросто, но в следующем разделе мы наметим главные шаги!
Причины потворствующей гиперпротекции
Для начала разберемся, чем обусловлено желание ограждать ребенка от всего тяжелого и неприятного? Психологические истоки гиперпротекции могут быть различными!
Собственный негативный эмоциональный опыт в детстве
Мама в родительской семье страдала от постоянных запретов, агрессии, невнимания взрослых. Бессознательно она хочет оградить своего ребенка от тех переживаний, которые испытывала когда‑то в детстве сама.
Реальная угроза потерять ребенка
Травма, серьезная болезнь ребенка вызвала у родителей сильный страх потери. И даже после того, как опасность миновала, этот страх не был преодолен.
Долгожданный, единственный или поздний ребенок
Желание иметь ребенка, которое долго не реализовывалось по объективным причинам, привело к гиперценности рожденного малыша, к его идеализации. Накопленный душевный пыл направляется на долгожданное чадо. Про подобное отношение к ребенку часто говорят «слепая любовь».
Чувство вины
Если ребенок родился не совсем здоровым и уступает сверстникам в росте, в физическом или психическом развитии, гиперопека может быть связана с чувством вины: «Я что‑то не то делала во время беременности, я виновата в том, что он родился больным». И мама своим отношением хочет компенсировать нанесенный «вред». Чувство вины перед ребенком может возникать и по другим причинам.
Гиперопека возникает, если родители испытывают негативные переживания, связанные с ребенком: страх, нереализованная потребность. Гиперопека препятствует гармоничному воспитанию и созидательной любви.
Почему вредно становиться родителем‑вертолетом?
Любое дисгармоничное воспитание приводит к тому, что у ребенка формируются те или иные негативные черты, мешающие ему стать полноценной, счастливой личностью и найти свое место в обществе. Потворствующая гиперпротекция не исключение. И если родители придерживаются подобного стиля воспитания, это сильно искажает личность ребенка и формирует в нем патологические черты, непригодные для жизни в обществе.
Для человека, выросшего в атмосфере обожания, потворства и восхищения, характерна концентрация на самом себе, у него завышенный уровень ожиданий. У окружающих он ищет восторженного интереса, к которому привык в семье.
Попадая в детский коллектив, такой ребенок стремится быть в центре внимания, ему свойственны черты лидера, что само по себе неплохо. Но эгоизм и самомнение портят картину, и детский коллектив такого ребенка не принимает . На неприятие маленький ребенок реагирует эмоциональными срывами и истерикой. В подростковом и юношеском возрасте, когда роль сверстников многократно возрастает, можно ожидать попыток суицида.
Ребенок не способен принять отношение к себе, отличное от установленного в его семье. В лучшем случае конфликт своих притязаний и реального положения дел он решает двумя путями: по возможности избегает участия в коллективных отношениях или пробует «купить» внимание к себе доступным способом.
Помните нашего шестилетнего Алешу, маминого любимца? В случае с Алешей «покупка внимания» нашла буквальную реализацию: мальчик обнаружил место, где родители хранят деньги, вынес приличную сумму во двор и раздал детям!
Исправляем ситуацию!
Мы пришли к тому, что потворствующая гиперопека в основе своей имеет психологические проблемы родителей. Если вы выявляете у себя подобную модель поведения, подумайте, какие проблемы испытает ребенок, когда придет время социализироваться – в детском саду, в школе и во взрослой жизни…
Осознайте, что на кону счастливое будущее любимого малыша, чтобы исправить очевидные промахи в воспитании! С чего следует начать, сейчас разберемся!
В жизни ребенка должны быть определенные запреты и ограничения!
Научитесь запрещать ребенку все, что вредно для него или противоречит общественным нормам. Ваш малыш должен понять, как можно поступать и как нельзя. Сформируйте в нем это представление! Прежде всего это важно для его физической безопасности и здоровья. А также для психологического комфорта ребенка, его спокойствия, уверенности и уравновешенности. Согласитесь, ведь в семье и обществе, которые живут по определенным правилам, гораздо спокойней жить!
Например! Ребенок должен четко понимать, что родители – главные члены семьи , их нужно слушаться. Казалось бы, это базовая вещь, но для семьи с потакающей гиперпротекцией характерна как раз противоположная установка.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ощущал под ногами твердую почву, а не ту зыбкую ложную опору, которую вы создаете ему тепличным воспитанием, постарайтесь измениться и принять необходимость ограничений в жизни ребенка.
Нельзя трогать горячий утюг.
Нельзя лезть в мусорное ведро.
Нельзя засовывать что‑либо в розетки.
Нельзя выбегать на дорогу.
Нельзя обижать людей и животных (драться, плеваться, бить, кричать).
Нельзя выходить на балкон без взрослых.
Нельзя ползать по асфальту.
Нельзя брать деньги без спроса.
Обозначение собственных границ
Вы должны научиться обозначать собственные границы и потребности без ощущения вины. «Сынок, я хочу почитать книгу, порисуй сам!» «Папа читает газету, давай будем вести себя тише» – такие слова невозможно услышать в семье, где «обожествляют» ребенка, закладывая тем самым почву для его эгоцентризма.
Ребенок, выросший в атмосфере с потакающей гиперопекой просто не понимает, что у других людей тоже существуют чувства, желания, что они могут заболеть или устать. Именно поэтому в дальнейшей жизни его будет отторгать любой коллектив, в который он попадет.
Смысл «собственных границ» заключается в том, что это вы должны управлять ребенком, а не он вами! По отношению к родителям ребенок любого возраста должен придерживаться определенных правил поведения. Наша задача состоит в том, чтобы ввести эти новые правила и не поддаваться детским попыткам переломить ситуацию в свою пользу.
Например, вам стоит выделить для себя определенное время, в течение которого никто не должен вас беспокоить. Пусть всего 30 минут, но это «только мамино время». И в отношении других членов семьи надо «узаконить» право на отдых, тишину, внимание, заботу.
Первый шаг в устранении последствий гиперопеки – установка запретов, второй шаг – определение личных границ родителей. Это два важных условия для структурирования жизни ребенка, формирования у него чувства ответственности за свое поведение и внимания к окружающим.
Поощряйте самостоятельность!
Ребенок‑«царь» привыкает к тому, что за него все делают взрослые.
Помните кадры из старого фильма‑сказки, где пухлощекого великовозрастного царевича кормят кашей мамушки и тетушки? По сути, это форма тотальной власти над ребенком, ведь без близких он беспомощен, слаб, неуверен в себе, нуждается в них, как в воздухе. Без преувеличений – это преступно по отношению к ребенку!
Если вы встали на путь исцеления, постепенно учите ребенка проявлять самостоятельность. Поощряйте его в том, чтобы он сам себя обслуживал в соответствии с возрастными нормами, помогал по дому, ухаживал за домашними животными. Позволяйте ему делать самостоятельно работу, с которой он может справиться. Но оказывайте ребенку помощь только там, где необходимо!
Такие разные темпераменты
Темперамент – что это такое? Всем известно слово «темперамент», однако совсем немногие точно могут определить его значение и роль в поведении человека. Родителей еще в роддоме следует просвещать о различии в темпераменте детей. Ведь очень часто первые конфликты начинаются именно из‑за разности темперамента родителя и ребенка.
Иногда родители путают понятия «темперамент» и «характер». Кто‑то считает, что и то и другое не поддается корректировке, а кто‑то, наоборот, берется исправлять и темперамент, и характер.
Чтобы не было недоразумений, нужно запомнить несколько постулатов:
Темперамент – это врожденное и неизменное строение нервной системы.
Темперамент не может со временем стать другим, точно так же как не может измениться сама по себе форма вашего носа.
Темперамент – вещь сугубо индивидуальная. У каждого человека есть свой набор черт определенного темперамента.
Характер же, наоборот, можно корректировать различными способами, хотя он и обладает определенной направленностью.
Чтобы понять разницу характера и темперамента, представьте детскую игрушечную пирамидку. Ее стержень – это темперамент. Он всегда одинаковый. А разноцветные диски, которые мы нанизываем на стержень – это черты характера. Их можно нанизать в определенном порядке или произвольно. Последовательность черт и даст нам характер, который мы хотели бы заложить в ребенке.
Представление о различных типах темперамента поможет вам избежать ошибок в воспитании, вам будет проще понять ребенка. Ведь именно темперамент задает поведение: как ребенок ведет себя в обществе, как играет, учится и т. д. Не пытайтесь изменить темперамент ребенка, постарайтесь изучить его и принять! Родителей, стремящихся изменить темперамент своих детей, ждет неудача: в условиях неоправданного давления ребенок начинает капризничать, проявляет непослушание, упрямство, тревожность.
Как правило, если мама с ребенком имеют одинаковый темперамент, то они легче находят общий язык. Проблемы же возникают тогда, когда взрослые требуют от детей того, на что дети не способны в силу своего темперамента. Поэтому будьте внимательны, в этом случае взрослому приходится подстраиваться под ребенка.
Различие темпераментов родителей и детей очень часто становится причиной конфликтов.
Как избежать конфликта при разнице темпераментов
При разговоре с ребенком следите за темпом и интонацией своей речи. Они должны подходить к темпераменту малыша, особенно если он капризничает. Родителям эмоциональных детей нужно научиться контролировать свои эмоции – не кричать, проявлять терпение. Важно не что вами сказано, а как это сказано! Одна и та же фраза может вызвать разные эмоции у детей с различным типом темперамента.
Соотносите темп своих движений с темпом движений малыша. Если ребенок медлителен, лучше не делать торопливых резких движений.
Помните, что в природе почти не встречается людей с чистым, то есть с одним выраженным темпераментом. Почти всегда в одном и том же человеке сочетаются черты разных темпераментов.
Не забывайте, что многие конфликты связаны с несовпадением типа темперамента малыша и взрослого. И только чуткое отношение к ребенку поможет разрешить все противоречия.
Определяем тип темперамента!
Для определения темперамента разработано множество тестов. Родители, не будучи профессиональными психологами, всегда могут применить базовые тесты ко всем членам семьи. Проведем тестирование по возрастным категориям детей!
Тесты для самых маленьких
Можно определять темперамент у самых‑самых маленьких детишек, которые еще не заговорили. Для таких малышей я использую самый доработанный мною тест Н. Л. Крыловой. Выполняем его в таком порядке.
1. Нарисуйте на листке бумаги горизонтальную и вертикальную линии в виде креста.
2. Правые квадраты характеризуют общительность, левые – замкнутость. Верхние квадраты – эмоциональная неустойчивость, нижние – эмоциональная стабильность.
3. Теперь, вспоминая черты ребенка и ваше с ним взаимодействие, надо определить, в каком квадрате находятся преобладающие критерии. Если ваш ребенок общительный, то отмечаем точку справа на прямой «замкнутость/общительность», если же необщительный, замкнутый – отмечаем слева.
4. Аналогичным образом закрепляем на рисунке эмоциональную устойчивость, оцениваем, насколько ребенок стабилен или нестабилен в эмоциональном плане.
5. Проводим прямые линии через точки и смотрим, в каком квадрате они пересекаются. У каждого получится свой квадрат, определяющий темперамент:
• замкнутость и эмоциональная неустойчивость (верхний левый квадрат) – меланхолик ,
• общительность и эмоциональная неустойчивость (верхний правый) – холерик ,
• общительность и эмоциональная устойчивость (нижний правый) – сангвиник ,
• замкнутость и эмоциональная устойчивость (нижний левый) – флегматик .
Тесты для младших школьников
Для детей постарше (дошкольники и школьники до 10–12 лет) проведем небольшой тест по буквам. Возьмите ручку и бумагу, на которой будете записывать ответы на вопросы, соответствующие поведению ребенка.
Вопрос № 1 . Как обычно ребенок реагирует на замечания родителей, воспитателей и учителей?
А) обещает и клянется, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок;
Б) злится, возмущается и в итоге поступает по‑своему;
В) спокойно признает свою вину;
Г) обижается, легко расстраивается и плачет.
Вопрос № 2 . Как ваш ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?
А) его мгновенно охватывает азарт;
Б) действует быстро и энергично;
В) ведет себя спокойно и сосредоточенно;
Г) действует нерешительно, робко.
Вопрос № 3 . Какой поведенческой линии придерживается ребенок в споре со сверстниками?
А) активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения;
Б) горячится, раздражается, никого не хочет слушать;
В) говорит уверенно, но без лишних эмоций; последователен в изложении своих мыслей;
Г) ведет себя очень нерешительно.
Вопрос № 4. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в неизвестной обстановке , в новом месте? Например, в гостях, в кабинете у врача.
А) быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес к окружающему;
Б) быстро возбуждается, иногда или часто нервничает;
В) спокойно присматривается к непривычной обстановке;
Г) робеет, стесняется, нерешителен, скован.
Теперь расшифруем результат по преобладающему варианту ответов .
Преобладание буквы «А» говорит о том, что ребенок ближе к сангвинику, «Б» – к холерику, «В» – к флегматику, «Г» – к меланхолику.
Но не забывайте, что темпераменты в чистом виде встречаются редко. Чаще всего имеет место смешение различных черт и образование промежуточного типа. Хотя даже в таком случае всегда уловимы наиболее яркие свойства. Именно на них стоит акцентировать внимание.
Очень важно знать не только темперамент ребенка, но и свой собственный, и темперамент других членов семьи. Осведомленность существенно облегчит налаживание отношений, вы начнете понимать настроения и чувства ваших детей и остальных членов семьи, перестанете предъявлять к ним завышенные требования.
Чаще всего мы имеем дело со смешанными темпераментами. Например, активная и общительная девочка, смесь холерика с меланхоликом, может быть склонна к истерикам и приступам пессимизма.
Об одном очень активном, но не контактном мальчике родители отзываются так: «Дома бешеный, а на людях очень стеснительный. Любит побеждать, а когда проигрывает, закатывает истерики».
И я тоже очень выраженный холерик. И я очень активна, иногда моя энергия переходит в агрессию. Потому что если холерики не находят выражения своей энергии в позитивном ключе, они всегда переводят ее в агрессию. С другой стороны, у меня есть и черты меланхолика, и свойственная ему ранимость: чуть что, и начинаю рыдать.
Для самых больших детей существует тест‑опросник Айзенка, содержащий более ста вопросов, в укороченном варианте – пятьдесят с небольшим. При необходимости вы можете найти опросник в Интернете.
Свойства темперамента
Теперь я расскажу вам о свойствах всех темпераментов более подробно – каковы же ваши дети?
Сангвиники и холерики – люди‑экстраверты. Им очень важно, кто что сказал, кто как посмотрел, кто как отреагировал. Таким детям очень нужно общение разного качества, они постоянно ищут его. Им нужно посещать садик или развивающие группы.
Сангвиник – общительный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный и инициативный ребенок.
Холерик – активный, чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, непостоянный, импульсивный и оптимистичный.
Меланхолики и флегматики – люди‑интроверты, обращенные внутрь себя. Для них не столь важно общение, как важен их внутренний мир. Они нуждаются в том, чтобы с ними говорили об их чувствах и эмоциях, о том, что они сейчас испытывают. Особенно в этом нуждаются дети!
Флегматики – пассивные, осмотрительные, рассудительные, доброжелательные, управляемые, внушающие доверие, надежные, ровные и спокойные.
Меланхолики – легко расстраивающиеся, ранимые, тревожные, ригидные, склонные к рассуждениям, пессимистичные, сдержанные, необщительные и тихие.
Это основные характеристики темпераментов, которые надо учитывать каждому родителю. Поговорим теперь про детей. Какие у них есть особенности и как мы можем помочь им преодолеть сложности и неудобные проявления их темперамента?
Сангвиники и холерики
«Он постоянно куда‑то бежит!», «У нее в попе «шило»!», «У него совершенно не хватает терпения!» – такие фразы я слышу каждый день от родителей из разных стран.
Скорее всего, их детки – холерики или сангвиники. С них и начнем!
Холерик
Это ужасный непоседа и спорщик. Такой ребенок не способен долго ждать что‑либо. Он непредсказуем, меняет решения буквально каждую минуту. Очень сложно склонить его на свою сторону, поскольку он с трудом идет на компромисс.
Дети‑холерики постоянно куда‑то бегут, постоянно меняют занятия, не могут более 15–30 минут усидеть на одном месте. Если у вас такой активный и общительный ребенок, не стоит привязывать его к стульчику!
Воспользуйтесь предостережениями и советами для родителей детей‑холериков:
1. Ограничение активности или жесткий контроль влечет утрату взаимопонимания с ребенком. Вы должны как можно меньше его ограничивать , при этом направлять его огромную энергию в правильное русло.
Постарайтесь с самого раннего возраста отдать ребенка в спортивные секции: плавание, волейбол, футбол, баскетбол, спортивные занятия, проходящие в игровой форме. Это и есть полезное русло для его энергии.
2. Вам нужно устранить его невнимательность и укрепить тормозные процессы. Для этого необходимо вместе с ним заниматься конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Надо учить его свои дела доводить до конца. Детство – это тот период, за который ребенку нужно опробовать большое количество дел, чтобы понять, чем он в дальнейшем хочет заниматься.
Работайте с ребенком доброжелательно, не давите, не проявляйте жесткости. Будьте терпеливы и настойчивы.
3. Очень важный момент! Не нужно сердиться , грубить и кричать, когда вы видите проявление темперамента. Не страшно, если ребенок отвлекается, если ему тяжело закончить занятие, если он убегает. Пытайтесь наладить с ним отношения по‑доброму и обязательно хвалите его за старательность и терпение. Это очень важно! Похвала будет вам в помощь.
Мой старший ребенок – ярко выраженный холерик. Он очень общительный, неусидчивый, непоседливый, постоянно меняет направление своих занятий. Ему важно чужое мнение, ему нужно иметь кучу друзей и постоянно общаться. Ему надо играть со всеми подряд и во все сразу. Таков темперамент!
Сангвиник
Сангвиники более спокойны, но тоже довольно активны. В отличие от холерика сангвиник не резок, не обуреваем страстями. Сангвиник более постоянный, добродушный, всегда улыбчивый.
Родителям с ребенком‑сангвиником очень легко. Эти дети охотно ложатся спать, быстро засыпают и легко просыпаются. Сангвиники не доставляют хлопот агрессией и истериками, не носятся «сломя голову», в меру активны и спокойны.
Как правило, они не стеснительные и запросто сходятся с новыми людьми.
Но минус сангвиников в том, что они непостоянны, их интересы не имеют устойчивости. Если холерик за счет своей энергетики требует постоянной смены деятельности, то сангвиник просто не хочет и не умеет доводить дела до конца .
У него часто возникают поверхностные интересы, так же поверхностно он относится и к важным делам. Если родители не заметят эти качества сангвиника, в будущем сформируются плохие привычки, не способствующие жизненным успехам.
Рекомендации для родителей детей‑сангвиников.
1. Вашему ребенку важен процесс, а не результат. Обеспечьте ему разумную свободу движений.
2. Сделать основной воспитательный упор на умение сосредоточиться . В этом могут помочь конструкторы, рисование, лепка, любое рукоделие, складывание пазлов.
3. Чаще поощряйте и хвалите ребенка, способствуя доведению любого дела до конца.
Флегматики и меланхолики
Переходим к флегматикам и меланхоликам. Как я уже говорила, это люди, устремленные внутрь. Меланхолик – легко расстраивающийся человек, а флегматик – пассивный и рассудительный.
Флегматик
Флегматичный ребенок медлительный, нерасторопный, может быть ленивым. Но он очень усидчивый и спокойный, умеет доводить дела до конца. Флегматик все делает вдумчиво, внимательно, с особым желанием и рвением.
Рекомендации для родителей детей‑флегматиков.
1. Не стоит заострять внимание на медлительности ребенка , иначе он может назло, специально начать совершать действие еще медленнее. При этом ребенок будет думать: «Если я не могу сделать это быстро, то сделайте это за меня сами!»
Не надо подгонять ребенка , его природа – медлительность. Скандалы и крики не изменят природу!
2. Если вы холерик, то нужно подстроить свой быт под медлительность ребенка . Например, утром придется будить ребенка пораньше, чтобы собирался в своем темпе, а не в вашем. Со временем ребенок осознает, что ему надо чуть больше времени, чем вам или другому члену семьи. И научится распоряжаться запасом времени, чтобы не опаздывать.
3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам! Понятно, что иногда нам важно успеть побыстрее, но учитесь жить в ритме своего ребенка. Иначе он вовсе откажется от каких‑либо дел – такой протест часто проявляется у флегматиков!
4. Научите ребенка понимать чувства и эмоции других людей . Для этого вам нужно их озвучивать и пояснять. Тогда ребенок будет относиться к людям с большим доверием, и ему самому будет проще находиться в коллективах.
Меланхолик
Меланхолики – это обидчивые, ранимые дети, часто капризные, всегда стеснительные. Они теряются в незнакомой обстановке, не могут за себя постоять. Если холерики, будучи ярыми спорщиками, могут до конца отстаивать свою точку зрения, то меланхолики вообще редко спорят и часто подчиняются общественному мнению, авторитету более сильных людей или коллектива. Даже если у меланхолика есть своя точка зрения, он не умеет ее отстаивать.
Дети‑меланхолики очень быстро утомляются. Зато у них необыкновенно богатый внутренний мир. Им свойственна глубина и устойчивость чувств, искренние и сильные переживания.
Рекомендации для родителей детей‑меланхоликов.
1. Хвалить, хвалить и еще раз хвалить! Это самое важное, что нужно делать. Необходимо с разных сторон подойти к воспитанию в ребенке чувства своей полноценности. Если ребенок пока не достиг какого‑то результата, хвалите его за то, что он уже взялся за дело.
2. Меланхоликов нельзя стимулировать абстрактной оценкой труда, им необходимо понимать результат труда. Побуждайте детей к действию , указывая на будущий результат.
3. Нужно учить ребенка отстаивать свою точку зрения, уметь постоять за себя .
4. Важно создавать ребенку условия хорошего отдыха и следить за режимом дня.
5. Нельзя игнорировать переживания , проблемы и чувства меланхолика.
6. Не стоит ругать их за лень, пассивность, неспособность постоять за себя. Критика вызовет ощущение неполноценности, сформирует комплекс и повлияет на самооценку.
Хочу подчеркнуть: если у вас с ребенком разные темпераменты, без реальной самооценки и умения подстроиться под ребенка правильные и сердечные отношения выстроить сложно. Поэтому будьте внимательны к детям, к себе и к остальным членам семьи!
Для каждого типа темперамента существуют разные стили воспитания.
Если ребенок слишком активный (то есть холерик), а мама давит на него своими запретами, формируется агрессия, которая провоцирует постоянное непослушание.
Зато флегматики и меланхолики нуждаются в четких регламентах и правилах, чтобы не теряться в той или иной ситуации.
|