Поговорим о различных периодах становления детей от рождения до подросткового возраста. В частности, о детских кризисах: для чего они нам даны, как к ним готовиться, как преодолевать и выходить из них.
Греческое слово «кризис» имеет несколько значений: решение, разделение, раздвоение, сужение, выбор и испытание. В китайском языке есть иероглиф, одновременно обозначающий опасность или шанс.
А в медицине слово «кризис» связано с решающим этапом развития болезни: либо человек пойдет на поправку, либо болезнь зайдет на новый виток.
Кризисы сопровождают нас всю жизнь, и они очень важны для человека, в том числе в вопросах воспитания и развития. Кризис – отправная точка последующего прогресса. С этой позиции мы и будем подходить к их преодолению.
Взрослый человек испытывает кризисы, связанные с рождением детей, замужеством и женитьбой, с профессиональной деятельностью. Существуют кризисы, обусловленные средним возрастом, климаксом и наступлением старости. Кстати, и смерть тоже относится к кризисам. Но сегодня нас интересуют дети, и мы выделяем такие детские кризисы:
• рождение;
• кризис одного года;
• кризис трех лет;
• кризис шести‑семи лет (перед школой);
• кризис пубертата (полового созревания);
• кризис примерно восемнадцати лет, на стыке окончания школы и поступления в следующее учебное заведение или ухода от родителей.
Кризис рождения
Рождение является кризисом для всех участников события: для ребенка, сменившего «место жительства», для мамы, у которой кардинально изменилась вся жизнь; для папы, который обзаводится многочисленными обязанностями и частично лишается внимания жены.
Время, когда детки совсем еще маленькие, когда им от нуля до двух лет, очень запоминающееся для всех окружающих, но только не для самих детей. Все, что с ними происходит, записывается в бессознательную память.
А для родителей именно в этот период происходят самые яркие и волнующие моменты : первая беззубая улыбка, на которой много всего написано, первые эмоции, первые шаги. Многие малыши уже в два‑три месяца начинают различать своих и чужих, отдают предпочтение членам семьи. Хотя до года дети очень благодушно относятся ко всем окружающим, они добры и открыты.
В шесть‑семь месяцев можно различить множественные оттенки детского плача, в то время как в первые месяцы жизни плач монотонный. Появляются первые сложности: родителей начинает волновать сон, режим, приучение к горшку.
На что следует обратить внимание родителям?
Самое главное, что мы должны дать ребенку, – это терпение и ласку. К сожалению, порой этих вещей очень не хватает и мамам, и бабушкам.
Ко мне обращаются с вопросом: «Ребенку 3,5 месяца. Он не хочет лежать сам, а хочет все время находиться с мамой. Это нормально?» Естественно! Ведь в это время младенец еще не отделяет себя от мамы: он и мама – одно целое. Поэтому во многих странах женщины носят ребенка на себе при помощи слинг и прочих приспособлений. Они так поступают для того, чтобы ребенок постоянно чувствовал и слышал мамино дыхание. Такая потребность до года – это норма.
Если же такая зависимость продолжается после годовалого порога, то это уже не совсем нормально. Когда ребенок начинает ходить, он должен отрываться от мамы и познавать мир. С каждым шагом он все дальше и дальше уходит и познает границы дозволенного.
Кризис одного годика
С года до двух лет в лексиконе взрослых неожиданно для детей появляются слова: «должен», «должна», «тебе надо». Бывает и хуже: многие родители не справляются с множеством своих дел, и ребенок терпит первые шлепки, как выход родительской агрессии.
Не нужно употреблять таких серьезных слов в этом возрасте, тем более бить детей! Нужно понимать, что для такого малыша наказанием является само отношение к нему родителя. Эмоциональная окраска, с помощью которой мы доносим до них наше сообщение. Дети очень чутко и четко идентифицируют энергетический тон взрослого, болезненно воспринимают отсутствие родительской улыбки, ограничение объятий, поцелуев и внимания. Ему очень важны ласка, нежность и объятия. Обязательно помните и заостряйте на этом внимание!
Не требуйте ничего от детей. Любите их – это единственная рекомендация в период между младенчеством и ранним детством!
«Один год» – условное название, так как раннее детство начинается после двух лет. Поэтому не следует подгонять своего ребенка именно под эти возрастные рамки. У кого‑то этот кризис может начаться в 8 месяцев, у кого‑то – в 1 год и 4 месяца. Все «созревают» индивидуально, следовательно, ошибочно придерживаться определенных рамок.
В этот период ребенок начинает говорить. У него вырабатывается воля, и он может очень сильно реагировать, если что‑то происходит не по его сценарию. Малыш делает первые попытки сопоставлять себя с другими людьми, учится слушать взрослых и договариваться с ними.
В этом возрасте часты истерики и капризы. Механизм работы с истерикой нам уже знаком. И важно понимать, что кризисный период малыш перерастет!
Кризис трех лет
Интервал раннего детства колеблется в пределах 2–4 года. Ребенок уже хорошо ходит, отделяет себя от мамы, понимает, что он – самостоятельная личность. В этот период в семье традиционно вводятся наказания. Как правило, родители считают это должным. Но наказания совершенно не нужны, если вы грамотно выстроите свои отношения с ребенком, если вы действительно научитесь любить своего ребенка и договариваться с ним. Нам нужны только правила !
Что в этом возрасте происходит у малыша в голове? Он осознает, что может ходить, бегать, играть, кричать и так далее. И все это самостоятельно! Но тут же сталкивается с ограничениями: его «могу» пересекается с вашим «нельзя».
Ребенок может и хочет бегать, но нельзя, потому что спят мама, папа или соседи снизу. Хочет кричать, а нельзя, потому что кругом люди. Ребенок восстает против ограничений, что и является причиной кризиса трех лет: «Я сам! Я хочу! Я могу!» В этих понятиях заключается становление личности ребенка. Если ребенок не пройдет этот кризис, в его личности не будет стержня. Это очень важно!
Начинают ослабевать узы с мамой. Ребенок понимает, что он и мама – два разных человека. Малыш проявляет самостоятельность, и родители, конечно, должны поощрять его устремления. Если вы блокируете проявления самостоятельности и разумных желаний ребенка, он начинает противостоять вам и высказывать свое мнение. И складывается ощущение, что ребенок специально делает наперекор.
У многих детей в этом возрасте возникают властные черты характера. Им очень хочется подчинить себе других. Нужно понимать, что это нормальное течение их психологической зрелости и психологического становления!
Примерно в три года приходит время утвердить зоны ограничений, о которых мы говорили выше. Ограничения должны быть сформулированы уже до двух лет, а с двух до четырех их надо узаконить. Однако и введение ограничений должно происходить доброжелательно, добродушно. Надо объяснять ребенку, что можно, а что нельзя. И следует обязательно помнить, что кризис вскоре пройдет!
Кризис пяти‑семи лет
Ребенок растет, и его среднее детство приходится на возраст 5–7 лет. Ключевые моменты, слова и мысли в сознании ребенка этого возраста таковы: ложь, школа, я/не я.
Ребенок понимает, что детство вот‑вот закончится, он станет взрослым и пойдет в школу. Заканчивается формирование его личности.
У ребенка возникает внутренний диалог, и он сам себе задает вопросы такого характера: «почему я родился именно у этих родителей?», «почему это мои руки?», «почему я не тот мальчик/девочка?».
В это время родители, как правило, сталкиваются с детскими обманами. Дети начинают что‑то недоговаривать или лгать.
Среди 100 родителей провели опрос каждой возрастной детской категории. Получили такой результат:
33 % родителей трехлетних детей подтвердили, что их дети склонны приукрашивать или говорить неправду;
75 % родителей четырехлетних детей указали на то же самое;
90‑100 % родителей пяти– и шестилетних детей констатировали факты лжи.
Родителей беспокоит детская ложь, но следует знать, что эпизодическое использование обмана или приукрашивания действительности – естественный, неизбежный период детского развития!
Если ваш ребенок начинает обманывать, это прежде всего говорит о том, что он нормально развивается. Многие мамы и папы, не понимая, что это естественно, наказывают за вранье, ругают, шлепают, бьют и придумывают разные варианты страшилок типа «ты будешь лгуном, а значит, преступником».
Для начала, пожалуйста, вспомните себя. Неужели вы сами никогда не обманывали и ничего не приукрашивали?!
Конечно, если вранье входит в хроническую фазу, то с этим придется бороться. Но сейчас мы говорим о том, что свойственно рассматриваемому нами возрасту: в ситуационной лжи ребенка нет ничего страшного.
В пяти‑семилетнем возрасте еще очень сильна связь с родителями. И если вы хотите стать вашему ребенку другом на всю оставшуюся жизнь, то нужно в период с пяти до семи лет как можно сильнее упрочить ваши связи. Потому что после семи лет идет разрыв эмоциональных и всяческих других нитей с родителями.
По большому счету в семь лет человек является уже сформированной личностью, имеет свое мнение, самооценку, которые в дальнейшем будут меняться. Есть такое выражение «если у вас нет детей до семи лет, то у вас нет детей». После семи лет с детьми надо общаться на взрослом языке, на равных.
Тревожной новостью для родителей этой возрастной группы оказываются опасные эксперименты детей над своим телом. Дети могут прикасаться языком к железу, особенно холодному, засовывают руки во все щели, прищемляют кожу и пальцы прищепками и так далее.
Многие взрослые припоминают подобные опыты из своего детства: съесть невероятное количество сладкого, выпить много воды, пожевать траву, чтобы понаблюдать, не случится ли чего… Действительно, хочется проверить, как сработает тот или иной эксперимент. И это нормально!
Мой ребенок проглотил железный шарик. Сначала он говорил, что это вышло случайно, но потом выяснилось, что он хотел посмотреть, что будет дальше.
А вот примеры от моих слушателей и подписчиков: засовывание железных спиц в розетки, поедание подорожника, лизание сосулек, запихивание в нос мозаичных деталей – море разнообразных идей!
Еще один важный момент развития: в 5–7 лет решается задача половой идентификаци и. Дети и в более раннем возрасте определяют свой пол, но именно сейчас статус закрепляется. Это проскальзывает в таких заявлениях, как: «Не буду одевать розовые колготы, я же мальчик, а не девочка!»
Темпы развития у детей разные. Не всегда в 6–7 лет ребенок готов к школе физически, мотивационно, психически – все это важные составляющие развития. Если вы сомневаетесь, что ваш ребенок достаточно развит и готов к обучению, лучше будет перед первым классом пройти специальное обследование. Потому что школа – это очередной кризис.
Многие родители отмечают, что если до 5–7 лет их ребенок был послушен и адекватен, то в предшкольный период происходит неожиданное перерождение: ребенок пробует не слушаться. И вы должны осознавать, что это нормально, поскольку в этом проявляется кризис.
Подготовка к кризису
В переломный момент кризиса разрываются тесные связи с родителями, когда ребенок понимает, что, кроме мамы и папы, есть огромный мир. Дети проявляют непосредственность, переживают эмоции уже осознанно. Они хорошо идентифицируют свои чувства и эмоции : радуюсь, злюсь, огорчаюсь.
Родителям нужно быть готовыми к каждому детскому кризису и понимать, что это способ развития. Ребенок развивается и переходит на следующий этап жизни. Нужно проявлять внимание, чуткость и находить с ним общий язык. Помнить, что главный ваш советчик – любовь к ребенку.
Кризис выражается в резкой смене поведения ребенка. Из послушного он становится неуправляемым. Это время нужно просто перетерпеть и выждать, постепенно все наладится. К конфликтам также могут приводить разные темпераменты и разный ритм жизни детей и родителей. Выход один – подстраиваться друг под друга.
Может иметь место соперничество между детьми в семье за родительское внимание, за игрушки, за равноправие, за справедливость. Нужно стараться много времени уделять старшему ребенку.
Очень большую роль в непослушании играет неправильно выбранный стиль воспитания в семье и связанные с ним проблемы.
1. Отсутствие внимания со стороны родителей . Когда ребенок может получить внимание? Только если он плохо себя ведет, иначе его просто не замечают!
2. Гиперопека со стороны родителей. Особенно в кризис трех лет, когда они хотят делать все сами и требуют от нас признания их самостоятельности.
3. Месть со стороны ребенка, если мы не выполняем своих обещаний. И здесь лучше не обещать, чем обещать и не выполнять .
4. Потеря веры в себя . Иногда дети себя плохо ведут, когда родители постоянно упрекают их в плохом поведении, постоянно недовольны детьми. Когда дети очень часто слышат критику в свой адрес.
|