О правильном стиле воспитания можно говорить, когда ребенка принимают таким, каков он есть, когда редко говорят: «должен, смотри не подведи, мне будет за тебя стыдно…» Когда ребенка не бьют, на него не кричат, но в то же время не возносят на пьедестал, чтобы вся семья кружила вокруг него. Когда на нужды ребенка тратят разумные средства.
Существует такое правило: если в семье есть достаток, то средства распределяются по частям, в соответствии с тем, сколько член семьи зарабатывает. То есть если папа зарабатывает больше всех, то и большую часть денег он должен тратить на себя. Прежде всего папа, потом мама и так далее, на детей только все самое необходимое. А если в семье нет денег, нет достатка, то детям достается все самое лучшее.
Правильное воспитание – это воспитание в соответствии с природой человека, ребенка. Как общались со своими детьми первобытные люди? Естественно, они их любили, но не вмешивались в жизнь ребенка. Ребенок много времени был предоставлен себе. Если ему нужна была помощь, родители ее оказывали, но не сходили с ума по поводу его безопасности, потому что работал закон выживания. Рациональное зерно в этом есть. Правильное воспитание, как говорит педагог Т. Ф. Акбашев, заключается в том, что детей надо не воспитывать, а выращивать, помогать детям вырасти, приспособиться к миру. Такое воспитание формирует хорошее отношение к себе, к близким друзьям, к незнакомым людям, отношение к труду и так далее.
Поменьше вмешивайтесь в дела ребенка! Если он чем‑то занят, не надо его отвлекать. Если просит помощи, обязательно ему помогайте! Первые опыты ребенка в том или ином деле требуют вашего участия: первый раз рисует, первый раз собирает конструктор, первый раз смотрит в книжку… Первокласснику на начальном этапе требуется помощь с подготовкой к уроку, но впоследствии предоставьте ему возможность самоорганизации.
Гораздо поучительней результат того или иного поступка ребенка, чем многократное мамино повторение, что не надо этого делать. Дайте маленькому человеку возможность приобретать опыт там, где нет опасности для жизни и здоровья!
Есть замечательная фраза «если хочешь от ребенка каких‑то действий, оставь его в покое!» Правильное воспитание – это оставить в покое . Но пока ребенок материально от нас зависим, он должен соотносить свои запросы с нашими возможностями и жить по нашим правилам. Как только начнет зарабатывать – сможет изменить правила жизни.
В воспитании базируемся на основных потребностях ребенка: потребности в любви, принятии, понимании, познании. Это нельзя блокировать. Пусть ребенок совершает неточные действия, неаккуратно ест или пьет, проливая напитки на себя, главное – учиться. Возникла некая сложность, мы обязательно окажем доброжелательную помощь.
Хочу призвать родителей как можно раньше привлекать в процесс воспитания и развития профессиональных педагогов ! Если ваш ребенок любит плавать, то постарайтесь найти для него опытного педагога, к которому дети тянутся. Не бывает детей, которым ничего не интересно. Важно нащупать интерес, а не записывать ребенка в лентяи.
Ко мне обратился с вопросом папа, как заставить ребенка читать книги. Папе не нравилось, что ребенок читает рэп и катается на скейтборде. Папа считал, что ребенок лентяй, что читать книги разумнее и полезнее.
Почему родители бывают против выбора детей? Потому что не видят перспективности их занятий! Родителям стоит поставить перед ребенком цель: не просто кататься и читать рэп, а достичь высот в каждом занятии. Нужно понимать, что не все рождены писателями и даже читателями, но стремление достичь высоких позитивных целей должно быть у всех.
Способности надо развивать!
Способности обязательно надо развивать максимально! Как это сделать? Мы реализуемся через действия, навыки, через приобретенный опыт. Чем больше будет опыт у ребенка, тем выше способности. Природа человека требует стремиться к первенству, будь то рукоделие, спорт или интеллектуальные занятия. Свои способности мы передаем детям генетически. Развивая себя, мы развиваем будущих детей!
Женщинам, пребывающим в декретном отпуске, я советую продолжать развиваться, в том числе в профессии. И наших детей мы тоже должны подводить к вопросу «в чем ты хочешь стать ЛУЧШИМ? », помочь разобраться, подсказать, пока ребенок сомневается. При этом надо радоваться тому, что достигнуто на данный момент, не ожидать скачкообразного развития! Развиваться надо постепенно и сравнивать своего ребенка сегодняшнего с ним же, но вчерашним. Сравнивать с чужими детьми своего ребенка не надо!
Сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним – это единственно правильное сравнение. Объясните ребенку, в чем смысл такого срав нения!
Влияние бабушек и дедушек
Взгляды на воспитание у родителей и бабушек всегда разнятся. И эта разница столь велика, что часто становится причиной конфликтов в семье.
Исходите из того, что детей воспитывают родители, а не бабушки и дедушки. Это требование времени. Технический прогресс не стоит на месте. И ребенок должен расти вместе с техническими новинками и превзойти своих родителей во многих навыках. Как правило, родители в своих мерах воспитания более прогрессивны, чем бабушки и дедушки.
Но нельзя отрицать и необходимость участия старшего поколения в воспитании детей. Наши родители близки детям, у бабушек и внуков совпадает ритм жизни, бабушки передают детям житейскую мудрость, понятия о жизненных ценностях. Как же преодолевать разногласия между поколением родителей и бабушек?
Оптимальный вариант – договориться о системе воспитания, о том, что приемлемо, а чего делать категорически нельзя.
Если же договориться с бабушками и дедушками не получается, то перестаньте волноваться по этому поводу! Это взаимоотношения бабушек и внуков, и вас они не касаются.
Конечно, разные правила – это не очень хорошо для ребенка, но нервничать из‑за этого не стоит. Ребенок понимает, что у вас в семье одни правила, а у бабушки – другие!
Не стоит стараться привить свою систему воспитания другому человеку. Убедить может только наглядная эффективность ваших методов.
Круги общения
Каждый человек, будь он взрослым или ребенком, нуждается в полноценном общении, которое, наряду с едой и сном, является естественной потребностью. Лишенный общения человек может заболеть и даже погибнуть. При этом жизнь ребенка, как и взрослого, полна конфликтов, и это нормально!
У любого человека есть притязания на «свою территорию». Ребенок хочет управлять другими детьми, хочет внимания, согласия или подчинения. На почве несогласия возникают конфликты в любом круге общения.
У вас и у ваших детей должно быть минимум три круга общения. Если мы не хотим общаться с одним кругом, в котором произошел конфликт, то нам всегда помогут два других.
Приведу варианты кругов ребенка только в качестве примера, в действительности они могут быть более разнообразными.
• Круг друзей во дворе и на улице.
• Коллектив в детском саду или в школе.
• Товарищи по интересам: спортивная секция, музыкальная школа, кружки.
Если возникнет конфликт в одном сообществе, то ребенок может находить общение в других кругах. Это очень важно! Ведь круги общения взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга.
Семья – это тоже круг общения. Однако для взрослых людей очень важны супруги и дети (равно как и для дошкольников важны родители). А у детей старшего возраста фокус общения перемещается в сторону сверстников, ничего не поделаешь!
Что нужно сделать вместе с ребенком, чтобы его воспоминания о детстве были яркими и счастливыми
1. Пускать солнечных зайчиков.
2. Наблюдать, как прорастает лук на окошке.
3. Вместе кататься на санках.
4. Повесить самодельную кормушку за окном.
5. Вырезать Джека из тыквы.
6. Рассматривать созвездия на ночном небе.
7. Заштриховывать монетки, спрятанные под бумагой.
8. Помещать вареное яйцо в бутылку.
9. Дырявить льдинки под струей воды.
10. Приготовить жженый сахар в ложке.
11. Вырезать замысловатые снежинки.
12. Показывать театр теней.
13. Пускать «блинчики» на воде.
14. Рисовать «бегающие» фигурки на полях тетради.
15. Устроить жилище в большой картонной коробке.
16. Плести венки.
17. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
18. Электризовать расческу и собирать ею листочки бумаги.
19. Писать под копирку.
20. Слушать пение птиц.
21. Смастерить копилку и собирать монетки.
22. Построить шалаш.
23. Запутывать следы на снегу.
24. Наблюдать восход и закат.
25. Запускать воздушного змея.
26. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
27. Искать в реке или море разноцветные стеклышки.
28. Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.
29. Сходить на рыбалку.
30. Прыгнуть в центр лужи.
31. Кормить уток и чаек хлебом.
32. Делать секретики.
33. Строить дом из мебели.
34. Печь картошку в костре.
35. Запускать в лужах бумажные кораблики.
36. Искать клад по карте или запискам‑указателям.
37. Построить замок из песка.
38. Сидеть в темноте, при свечах.
39. Взбивать в ванне пену и делать из нее бороду.
40. Лепить снеговика, а потом раскрашивать его красками.
41. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
42. Печь печенье.
43. Придумать свой секретный язык.
44. Делать записи молоком.
45. Устроить бурю в стакане воды.
46. Закопать сокровище в тарелке с кашей.
47. Объясняться знаками.
48. Делать из песка русалочий хвост вместо ног.
49. Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.
50. Ловить бабочек и стрекоз.
51. Устроить дом на дереве.
52. Наряжать елку.
53. Выпустить в небо воздушный шар.
54. Петь хором.
55. Связать игрушку.
56. Пускать мыльные пузыри.
57. Рисовать на запотевшем стекле.
58. Свистеть через стручок акации.
59. Смастерить кукольный домик.
60. Прыгать в кучи осенней листвы.
61. Играть в прятки.
62. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
63. Мечтать вместе.
64. Организовать детский праздник.
|