Маленьким, да и подросшим детям бывает трудно определить, что можно делать, а чего делать нельзя, где грань между плохим и хорошим. Особенно им трудно, если родители сначала разрешают, а под настроение запрещают им что‑то. Поэтому детям нужны точные конкретные правила. Например, закрывать за собой дверь; убирать игрушки в определенной последовательности; сначала надевать ботинки, а потом – шапку. Ребенок сам требует правил, потому что они облегчают ему жизнь!
Запреты должны присутствовать в жизни каждого ребенка, но в малом количестве! И при этом быть гибкими и сообразными с возрастом ребенка.
В раннем возрасте бегать, прыгать, шуметь по нескольку часов для ребенка совершенно нормально. Этого требует его природа. Позднее необходимо вводить правила разумного поведения в обществе.
Основная цель правил – уберечь ребенка от неприятностей и несчастных случаев, с одной стороны, и привить ответственность за свои поступки, с другой стороны.
Бывают ситуации, когда мама что‑то разрешила, а приходит папа и запрещает это. Такие ситуации разрушают все устои и правила, по которым живет ребенок. Для ребенка это произвол, против которого он обязательно будет протестовать единственным доступным ему способом – рыданием и истериками. Родителям обязательно нужно договариваться о едином стиле воспитания.
Когда вводятся общие правила, обязанности для всей семьи, они должны быть согласованы, в том числе и с детьми. Детям нужно обязательно объяснить, почему вводится то или иное правило!
Четыре цветовые зоны поведения ребенка
Для облегчения работы правил и запретов для ребенка можно использовать цветовые зоны.
Все просто: есть четыре зоны поведения ребенка, которые для удобства выполнены в цветовом решении – зеленая, желтая, оранжевая и красная .
В зеленую зону помещаем все действия ребенка, которые ему разрешены беспрекословно, без согласия родителей.
Например, он может играть в те игрушки, которые хочет, дружить с теми детьми, которые ему нравятся, он может делать уроки в любое время, какое считает нужным. Ребенок может надевать любые вещи, предназначенные для прогулки. В зеленой зоне нет запретов, это личная зона ребенка.
В желтой зоне действует относительная свобода. К примеру, ребенок может делать уроки в любое время, но закончить должен к семи часам. Он может гулять в своем дворе, но не уходить на другую улицу. Может смотреть телевизор в то время, когда захочет, но до какого‑то определенного времени и только в течение одного часа.
Оранжевая зона – это зона исключений из правил. Здесь действуют ограничения, которые время от времени нарушаются родителями. Например, ребенок может поздно лечь спать, если у него день рождения и гости долго не расходились. Или он испугался ночью грозы, и мама взяла его в свою постель. Ребенок не должен выходить из двора, но иногда возможны исключения, которые согласованы с родителями.
Желтая и оранжевая зоны приучают ребенка к внутренней дисциплине и потому очень важны. Ведь гуляя, ребенок иногда захочет уйти со двора с другими старшими ребятами.
А чтобы закончить уроки к семи часам, нужно уйти с прогулки пораньше. А как хочется еще погулять!
Ребенок подчинится ограничениям только в том случае, если примет их добровольно и безоговорочно. Это должно стать вашей особой заботой. Нужно объяснить, чем вызваны ограничения, и подчеркнуть, какие удобства для него остаются. Например, в нашем конкретном случае он может гулять во дворе в любое время. И у него будет гибкий режим дня, который он сам может для себя составлять, при определенном условии.
Красная зона – это зона безоговорочного запрета. В этой зоне пребывают действия, которые грозят здоровью, а иногда и жизни ребенка и окружающих. Нельзя кусаться, щипаться, кидать камнями, играть с огнем или острыми предметами. Для более старших детей – нельзя переходить улицу на красный свет. Это те категорические «нельзя», которые присутствуют в жизни каждого ребенка.
Действия из красной зоны подводят ребенка к социальным запретам и нормам, которым подчиняемся все мы. Ребенок воспринимает, что можно, а чего нельзя делать в разных ситуациях. Он становится более способным к ответственности за свои поступки.
И наконец, наступает время, когда может взять на себя ответственность за всю свою жизнь. А это значит, мы выполнили родительскую задачу и дали своему ребенку путевку в жизнь, которую он сможет прожить комфортно и в соответствии со своими представлениями.
Действия из трех последних зон с ростом ребенка постепенно перемещаются в первую, зеленую зону, где ребенок сам может определять, как ему поступать. С возрастом у него запретов становится меньше, а разрешенных действий – больше.
Правила. Установление бесконфликтной дисциплины
Чтобы распорядок жизни в семье основывался на правилах, придется сформировать атмосферу дисциплины и ответственности! Наметим три шага до желаемой атмосферы.
1. Доверительные отношения . Всегда воспитание начинаем с этого шага.
2. Затем закрепляем дисциплину на базе доверительных отношений , семейных традиций и т. д.
3. Вводим правила . Обязательно в каждой семье должны быть правила. Иначе ребенок теряет ориентацию, он не понимает, что нужно делать, что нельзя. Правила дают чувство защищенности ребенку, элемент спокойствия.
Правила должны обязательно вводиться дружелюбно, их необходимо прививать и озвучивать в спокойном тоне, без криков. Если вы кричите: «Иди мыть руки! Не лезь сюда!» – ребенок не будет вас слушать. Когда вы вводите какое‑то правило, ребенку необходимо его объяснить. Например, если ему очень хочется залезть на стол, а вы запрещаете, необходимо объяснить, почему нельзя этого делать. Сколько бы раз ни приходилось объяснять любое правило, каждый раз мы объясняем спокойно и говорим, что это нужно запомнить. Детям необходимы правила, порядок, они сами это поддерживают.
Правила должны быть одинаковые для всех членов семьи. Первоначально обсуждать правила, договариваться нужно без ребенка. При нем вообще нельзя выяснять отношения. Если при общении с ребенком один из супругов делает что‑то не так, второму супругу не надо делать замечание тут же, необходимо это обсудить без ребенка.
Правила не должны вступать в конфликт с природой ребенка. Если ему хочется бегать, попытайтесь организовать его распорядок дня так, чтобы была возможность бегать.
Правила растут вместе с ребенком, чем старше ребенок, тем строже правила и тем их больше. Понятие «гибкость правил» значит, что есть правила, которые нельзя нарушать, а есть правила, которые можно нарушить ситуационно. Если вам сложно держать в уме зоны запретов, сделайте для себя какие‑то таблички, памятки.
Когда мы начинаем что‑то менять в семье, в отношениях, больше ласкать или, наоборот, снижать гиперопеку, очень часто ребенок начинает вести себя хуже.
Это случается на первых порах, в начале нововведений. Ребенок вас проверяет «на прочность». Переждите этот момент с пониманием!
|