Михаил – старший сын в семье, ему уже 15 лет. Подросток собирается на прогулку, мама просит захватить ведро с мусором.
– Миша, вынеси, пожалуйста, мусор, когда пойдешь гулять.
– Не могу!
– Почему? Ты разве не будешь идти мимо мусорного контейнера?
– Я опаздываю к ребятам! Я сказал тебе, что выносить не буду.
– Миша! Я прошу тебя спокойно: вынеси мусор!
– Я уже сказал тебе, что мне нужно идти, я опаздываю. Вынеси сама!
– Что за ребенок! Без крика и подзатыльников ничего не хочет делать!
Миша молча захлопывает за собой дверь.
Знакомая ситуация? Надеюсь, что нет, особенно если ваши дети еще маленькие!
Ни одна мама не хотела бы повторения подобного сценария в отношениях с ребенком. Давайте попробуем разобраться в причинах вызывающего поведения мальчика.
Вы сталкивались когда‑нибудь с людьми, которые не могут за собой ухаживать, не имеют нужных навыков самообслуживания? Наверняка да. Они вообще не считают эти вещи значительными, ведь за них всегда это делал кто‑то другой, например родители. Часто такой перекос наблюдается в воспитании мальчиков. Девочек больше стараются привлекать к помощи по дому, все‑таки будущая хозяйка!
Если мальчик не умеет себя элементарно обслужить (пришить пуговицу или вручную постирать носки), это может привести к конфликтам в его дальнейшей взрослой жизни. Например, в армии. Родителям нужно понимать, что навыки самообслуживания и вообще любая домашняя работа необходима не только с практической, но и с психологической точки зрения.
Многие взрослые сами часто провоцируют бездеятельность своих детей: боятся, что малыши разобьют посуду или поцарапают мебель.
На самом же деле посильная работа прививает ребенку навыки самообслуживания и дает понимание, что его помощь важна. Нет определенного возраста, с которого следует назначать ребенку какие‑либо обязанности по дому. С моей точки зрения, чем раньше, тем лучше!
Первой и самой важной домашней обязанностью должна стать уборка игрушек. Это ребенок может делать сам или с помощью родителей уже в год – полтора!
Далее в возрасте 2–3 лет, в зависимости от уровня развития ребенка, можно начать привлекать его к посильной домашней работе. Именно посильные, но постоянные обязанности: не «иногда помыть посуду», «иногда вынести мусорное ведро» или «иногда убрать игрушки» , а исполнять свои функции регулярно .
Ребенок с самого раннего возраста наблюдает, помогает папа маме или нет. Замечает, насколько обязательны старшие дети, как они ведут себя по отношению к родителям. Личный вклад в семейную работу дает детям ощущение, что они полноценные члены семьи. Помогая по дому, малыш учится приносить пользу окружающим. А также начинает ценить труд – свой и чужой. В конце концов, своей помощью ребенок проявляет заботу о вас!
Проблема заключается в том, что родители хотят все делать сами. Они выполняют работу по дому быстро и качественно, а дети – медленно и не очень эффективно. И если с ранних лет не приучать малышей помогать маме, то обязательность не проявится «вдруг» сама по себе ни в 5 лет, ни в 15 лет.
Недавно я наткнулась на интересный опрос населения, проведенный в 2007 году в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России среди 1500 респондентов.
Один из вопросов звучал так: «Как вы считаете, вести домашнее хозяйство – обязанность жены, мужа, или муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении хозяйства?» Меня удивило, что ни один из вопросов не затрагивал детей . Хотя, может, перед исследователями не была поставлена такая задача.
Ответы не стали открытием. Как спрашивали, так и отвечали. Большинство считает, что муж и жена должны участвовать в равной мере. Но так ли это на самом деле? Вопрос риторический. И где в этом процессе дети? Может, не только мама и папа должны вести домашнее хозяйство, но и дети? И есть ли в сознании современного человека то, что дети с раннего возраста обязательно должны быть вовлечены в домашнюю работу и хозяйство?
Опасные модели воспитания: «избавитель», «Оранжерея», «Попустительство»
Стили воспитания «Избавитель», «Оранжерея», «Попустительство» в целом означают одно и то же: оградить от «лишних» забот!
Родитель‑избавитель все берет на себя: «Мы все сделаем сами, ты пока отдохни. Еще наработаешься в своей жизни!»
Те, кто воспитывают в стиле «Оранжерея» , думают примерно так: «Ты, главное, учись, развивай свои способности, а все остальное сделаю я».
Стиль «Попустительство» связан не столько с заботой, сколько с безразличием к ребенку: «Можешь ничего не делать, Бог с тобой!»
На фоне таких воспитательных подходов во взрослой жизни ребенка могут возникнуть сложности. В его будущей семье обязательно начнутся скандалы.
Что может делать трехлетний малыш? Помочь маме накрыть стол, положив ложки и вилки, поставив салфетки и специи. Может поливать цветы, убирать свои игрушки. Не очень ловко, но все же сумеет прикрыть свою кроватку покрывалом.
В 4–5 лет ребенок уже вполне может убраться в своей комнате, помочь вам пропылесосить и помыть полы.
К 7–9 годам желательно, чтобы у ребенка на домашние дела уходило 30–40 минут в день и он мог минимально обслужить себя сам. Это особенно важно, если после школы ребенок предоставлен сам себе, пока родители на работе.
В 15–16 лет человек уже должен уметь полностью и комплексно убирать дом, готовить себе завтрак, обед или ужин. Одним словом, к этому возрасту ребенок должен быть полностью самостоятельным.
Запомните, у детей непременно должны быть домашние обязанности! Для этого с самого раннего детства приучайте их к делам и вводите обязанности, которые они должны выполнять. Не сделав это в 2–3 года, не поддержав в 5–6 лет и окончательно не закрепив в 10–12, вы отобьете у детей всякий интерес к домашним делам. Если вы в свое время не поддержали инициативу ребенка в помощи вам по дому, то повторное желание из ниоткуда уже не появится.
Постепенно мы должны научить ребенка обходиться без помощи взрослых. В пошаговом привлечении малыша к домашним обязанностям главное не результат, а процесс. Поэтому очень важно не оценивать и не критиковать его действия , а приобщать к жизни в вашей семье.
Сегодня вы помогаете дочке покормить рыбок или обуть сапоги, завтра она сделает это сама, а послезавтра к работе прибавится качественное исполнение. И через полгода она будет кормить рыбок лучше вас.
Очень хорошо работает совместное планирование деятельности и выполнение намеченных планов. Можно выбрать конкретный день и время, для того чтобы организовать, например, «семейный час чистоты», когда каждый из домочадцев уже знает свой фронт работ и выполняет его: ребенок выносит мусор, папа пылесосит, мама протирает пыль.
Планируйте свои дела вместе, составляйте список и расписание ваших обязанностей . Планы могут быть долгосрочные – генеральная уборка и заготовки на зиму или ежедневные – стирка, мытье посуды и полов.
Если ребенок упрямится и не хочет работать, на помощь приходят так называемые детские помощники: маленькие венички, ведерки, тряпочки, леечки, швабры и так далее, чтобы малышу было интересно овладеть своими орудиями труда.
Не следует давить на детей. Но в то же время не надо делать за детей ту работу, которая вменена им в домашние обязанности. Даже если они устали, если у них нет времени, не практикуйте «избавление» с вашей стороны. Объясняйте: «Это твоя работа, это – мамина. Это делаешь ты, а то – делает мама».
За качественно выполненную работу надо поощрять! А наказывать за несделанную обязанность не нужно.
Лучше находить механизмы, благодаря которым вы можете вовлечь ребенка в процесс. Придумайте, как это сделать с помощью игры. Пусть работает ваш юмор. Например, уборка комнаты может стать миссией спасения другой планеты, а мытье посуды – одним из заданий Золушки.
Хорошо работают такие безличные фразы: «Я заметила, что мусорное ведро как стояло, так и стоит», «Я вижу, что игрушки еще не убраны». Вместо повелительного: «Иди вынеси мусор!»
С 7–8 лет можно организовывать какие‑то наглядные пособия, чтобы ребенок знал точно, что ему нужно делать. Это могут быть таблички на холодильнике, альбомы или плакаты. Их можно нарисовать совместно с ребенком. Как вариант – использование доски с магнитами «Сделал», «Не сделал».
Как приучить ребенка собирать игрушки?
Самое главное правило – никогда, никогда, никогда (!) не убирайте сами детские игрушки! С самого раннего возраста (год – полтора) делайте это вместе с ребенком, иначе упустите время.
Сначала нужно помогать малышу и наводить порядок совместно. Можно в форме игры: «Давай вместе уберем игрушки. Кто это сделает быстрее: мама или Вася? Победитель получит приз».
Однажды я была в гостях. У хозяев квартира 120 квадратных метров, в которой одновременно присутствовало пятеро детей. Пока родители сидели за столом, детвора разбросала игрушки везде, где только можно. Хозяйка дома – мама одного из ребят, объяснила, что игрушки нужно убрать, и сделавший это получит торт. Как вы думаете, какая у детей была реакция?
Никакой! Они дружно развернулись и пошли по своим делам, потому что предъявленный торт не являлся интригой .
Я же предложила: «Ребята, кто самый первый уберет игрушки, тот получит приз!» Результат – дети собрали игрушки за три минуты.
Реакцией родителей, которые не слышали, что я сказала, было удивление: «Как так?!»
Надо разжечь интерес ребенка, вызвать желание к действию. Поскольку у детей ведущая форма деятельности игровая, для них будет интересно превратить уборку в игру или даже соревнование.
Как видите, никого насильно приучать не надо, просто превратите рабочий процесс в игру. Можно подойти к этому и по‑другому: «Сейчас мы уберем игрушки и пойдем гулять. Кто первый соберет, тому во время прогулки достанется самая большая лопатка для песка/тот первый катается на качелях/тот будет стоять на воротах».
Ребенок не станет все время за выполнение какого‑то действия ждать приза, потому что применять этот метод вы будете не повсеместно, а только там, где это требуется.
Заинтриговали раз‑другой, а дальше вводите действие в обязанность!
Одна моя подопечная работала со своим ребенком следующим образом:
«Поиграли, а теперь идем гулять! Но перед этим нужно игрушки убрать. Если не было настроения, то предлагала вместе собрать (у нас большая корзина). Сейчас нам 2 года – и у нас все игрушки всегда на местах лежат, ребенок привык убирать за собой сам».
Отталкивайтесь от вашей реальности и понемногу передавайте ребенку ответственность за порядок после игр. Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и по мере взросления передавайте обязанности ему самому.
Перечень обязанностей по возрастам
Один год – это тот порог, когда мы должны начать приучать ребенка к обязанностям. Если мы это не сделаем это в 1–2 года (максимум в 3 года), дальше будет катастрофически сложно.
Многие сомневаются, что в 1 год ребенок воспримет это как обязанность. Возражу! Самое главное – обязанностей не должно быть много, в остальном все полностью зависит от терпения родителей.
Количество обязанностей у детей должно быть примерно равно возрасту ребенка. То есть в 1 год – одна обязанность, в 2 года – две, в 10 лет – десять обязанностей.
Перечень обязанностей по возрастам:
• 1 год – убрать игрушки на свои места;
• 2–4 года – убрать игрушки на свои места, книжки на полки, конструктор по специальным коробкам, самостоятельно одеться и обуться, накрыть свою кровать покрывалом, подмести (пропылесосить) пол, поставить ровно обувь, отнести какие‑то вещи на место, помочь маме накрыть на стол, убрать за собой тарелку, выбросить что‑либо в мусорное ведро, протереть стол, убрать тарелки со стола в мойку. Обязательно приучайте своих детей ставить свою тарелку в мойку , это должно стать привычкой!
• 4–6 лет – в дополнение к предыдущему: полностью самостоятельно накрывать на стол (тарелки, солонку, салфетки и приборы); мыть посуду, протереть пыль, организовать себе элементарную еду без использования ножа, почистить самостоятельно вареное яйцо, помыть фрукты и овощи; убрать в своей комнате, помыть полы;
• 7–8 лет – выбить ковер, приготовить простой завтрак, разогреть готовый обед или ужин, загрузить и выгрузить стиральную и посудомоечную машину, поменять постельное белье;
• 9‑12 лет – сходить в магазин, самостоятельно ходить в школу и из школы, приготовить элементарный обед или ужин, пришить пуговицу, зашить небольшую дыру на одежде, гладить белье и простую одежду;
• 12–14 лет – ребенок должен уметь делать практически все то, что могут взрослые. К 18 годам его навыки улучшаются, но практически не расширяются.
Из опыта моих слушателей и подписчиков
Семья А, младшему сыну 1 год и 7 месяцев
«С младшим ребенком убираем игрушки, заправляем и разбираем стиральную машину, посудомойку, моем полы, подметаем крошки, чистим зубы, кладем одежду и обувь после прогулки на место. Сам относит грязное белье в стирку и мусор в ведро».
Семья Б, дочке 3 года
«Домашние обязанности – уборка игрушек, чистить морковь, мыть с мамой обувь, ставить тарелку в раковину, убирать одежду с прогулки, пижаму после сна, сама одевается».
Семья В, сыну 5 лет
«Домашние обязанности сыночка:
• убирать игрушки и наводить внешний порядок в своей комнате;
• самостоятельно мыть руки, лицо, чистить зубы, налить гель на свою мочалку, стелить полотенце для ног перед принятием душа;
• вешать и складывать свои вещи, грязные вещи класть в стирку;
• по мере возможности помогать готовить (принести из холодильника, помыть, нарезать, подать посуду);
• помогать маме нести сумки или пакеты (если их много);
• самостоятельно спускать и поднимать самокат, защиту для роликов (велик носят взрослые);
• ставить тарелки и чашки за собой в раковину;
• выносить мусор (под присмотром кого‑то из родителей);
• еще носить свой рюкзак с вещами на занятия».
Семья Г, старшему сыну 4 года
«Из домашних обязанностей старшего – убирать все игрушки за собой, помогать маме прибирать за младшим. Если хочет, разрешаю мыть посуду, убираем вместе его постель (пока самому немного тяжеловато). Если я убираюсь при нем, помогает пылесосить и вытирать пыль, со стола за собой убирает, конечно. Вроде пока все. Цветы у нас высоко от кота, так что поливать у него не получится».
Семья Д, сын 4,5 года
«1. Убрать игрушки (всегда надо напомнить, иногда доходит до угрозы выбросить).
2. Убрать стол после того, как рисовали, писали и т. д. (всегда надо напомнить).
3. Идя спать, аккуратно сложить одежку на стул (иногда надо напомнить).
4. Отнести тарелку в раковину (только учимся этому, лишь 3 дня это практикуем, еще возражает), если больше нет грязной посуды – помыть свою тарелку, чашку (только учимся этому).
5. Убрать за сбой стол, после того как поел: собрать крошки, вытереть пролитые напитки (всегда надо напомнить)».
Семья Е, дочке 6 лет
«Обязанности:
• убирать за собой посуду со стола (иногда помыть);
• заправлять кровать;
• прибирать в комнате и на парте;
• кормить собаку;
• выводить собаку;
• развешивать белье (любит);
• делать уроки по музыке (давно в обязанностях);
• глажка белья, по возможности;
• поливать цветы;
• заправлять постель».
Семья Ж, сыну 7,5 года
«Подметать на кухне, мыть пол, помогать накрывать на стол (хлеб, ложки, вилки), выгрузить стирку, летом – развесить стирку (мы вешаем только на улице, живем на первом этаже), помыть тарелки, вилки, ложки, вымыть кафель на кухне, протереть мебель, вымыть раковину в ванной, сходить в ближайший магазин, убрать игры и занятия за собой, рассортировать непарные носки, застелить кровать, аккуратно сложить и положить на место свою одежду (тяжеловато дается)».
Семья З, сыну 7,5 года
«Доверяю глажку (но муж бывает категорически против), элементарную готовку еды».
Семья И, сыну 11 лет
«Обязанности старшего (11 лет) – уже были и выполняются, хотя иногда со скрипом:
• подъем, сборы в школу, уроки, школьную форму в шкаф, грязную одежду в корзину, заменить постельное белье, спаровать чистые носки, вынести мусор, помыть посуду 1 раз в день, уборка в своей комнате, зашить дырки;
• составление списков и покупка продуктов, помощь в гипермаркете, разбор продуктов;
• следить за школьной формой и обувью, убирать за собой, гладить свои рубашки, накормить себя, приглядывать за младшим.
Когда провинится – моет унитаз, чистит плиту и СВЧ. Ковров нет, животных нет, цветов нет, помощи на кухне нет – аллергия».
Семья К, сыну 15 лет
«• помыть посуду;
• вынести мусор;
• убраться в комнате: протереть пыль, пропылесосить, снять паутину, протереть пол;
• убрать за собой стол, после того как поел: собрать крошки, вытереть пролитые напитки;
• включить стиральную машину, выбрать и развесить белье (свое белье в корзину с одеждой для стирки скидывает сам).
В основном в его комнате порядок – книги, одежда разложены по местам, но протереть пыль, пропылесосить, снять паутину, протереть пол категорически отказывается. Я тоже этого не делаю в его комнате, так и живет в пыли и паутине».
Вы можете применять этот опыт в своих семьях. Но не стоит делать это насильно. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален. И что может один, не обязательно сможет другой. Возможно, вашему ребенку нужно немного дорасти или созреть. А может быть, просто привыкнуть!
|