Первой и самой частой причиной нежелания ребенка помогать родителям служит то, что вы сами его к этому приучили. Вы остерегались того, что ребенок что‑нибудь разобьет, сломает, испортит. Вы считали, что у ребенка должно быть детство, а теперь вдруг «пристаете» со своими упреками.
Если спросить у более старших детей, почему они не помогают, большинство ответит: «Мама сказала, что ей не нужна моя помощь» . У ребенка этот ответ осел в сознании, и впредь предлагать свои услуги ему уже не хочется.
Уборка игрушек должна войти в обязанность уже в 5–6 лет, но приучение к ней имеет предварительный игровой уклон. Никогда не убирайте игрушки сами, всегда делайте это только совместно. Не ругайтесь, не оскорбляйте, не кричите на ребенка, если он этого не делает.
Родители очень часто пытаются взывать к совести ребенка при работающем телевизоре или компьютере. Выключите все раздражители, которые могут мешать, чтобы малыш сосредоточился! Пообещайте ему приз за уборку. К примеру, прогулку.
Но не читайте нотаций. Они являются одной из разновидностей автоматических реакций .
Игрушек не должно быть слишком много, не больше десяти в доступности. Вы можете периодически менять игрушки: одни достали, другие убрали. В противном случае ребенок их не ценит, да и не хочет складывать.
В идеале можно в каждом помещении выделить свой уголок для игр, чтобы все игрушки не были свалены в одном месте. В ванной комнате игрушки для игр в воде, в прихожей – для улицы, в зале – музыкальные и развивающие, в детской – мягкие. Тогда в каждом месте их количество сократится и уборка станет проще.
Серьезная ошибка некоторых родителей – введение оплаты за домашние обязанности.
Никогда не платите за домашние обязанности ваших детей. Вы вырастите манипулятора: заплатишь – сделаю, нет – тогда и делать ничего не буду.
Обязанности ребенка – это его вклад в семью и приобретение навыков самообслуживания, а не оплачиваемая работа!
В качестве примера оплачиваемых обязанностей расскажу вам личную историю.
Мой сын с ранних лет заинтересовался возможностью дополнительного заработка, поскольку карманных денег ему не хватало. Мы придумали варианты дополнительных оплачиваемых обязанностей. Он стал иногда (не больше одного раза в два месяца) подметать и мыть подъезд. Это не является его обязанностью, он стал делать это по желанию. Его основные дела по дому никуда не делись, они так и выполняются регулярно и в полном объеме.
Поскольку уборка подъезда – внесемейная обязанность, как житель подъезда я решила денежно вознаграждать хорошего работника!
Подводя итог главы о домашних обязанностях, хочется поделиться с вами интересным опросом россиян. Опрос называется «Домашняя работа: в радость или в тягость».
46 % всех опрошенных ответили, что домашняя работа им нравится. Из опрошенных женщин удовольствие от этого занятия получают 55 %, а из мужчин – 36 %. Причины удовольствия от работы – разные. Это и любовь к чистоте, и забота о близких и родных, и отвлечение от проблем, и осознание, что это просто необходимо. Но только 2 % людей сказали, что любят заниматься домашней работой потому, что были так воспитаны и это привычка с детства. Не показательна ли эта статистика? Может, если бы детей больше приобщали к домашним обязанностям и делали это в положительном ключе, то и процент тех, кто любит домашние дела, был бы выше?
Вопросы‑ответы
Вопрос:
«Мы не можем сообразить, как и куда складывать мелкие детали конструктора? Как сделать так, чтобы части “лего” не валялись по всей квартире? Хорошо, что детали “лего” выдерживает вес папы и мамы!»
«Я всегда прошу младшего сына убрать за собой игрушки. Но как быть, если его основные игрушки – это огромная куча деталей “лего”, причем среди них с десяток уже почти готовых конструкций. Просто свалить их в коробку – значит, эти конструкции сломаются. Пробовали решить вопрос с полочкой, чтобы работы ставились на нее, не удалось. И каждый раз убирать эту хрупкую кучу тоже долго (и конструкции рушатся). И вот у нас в зале всегда лежит клеенка, на которой целая мастерская конструктора. Это досаждает, но что делать – не придумала!»
Ответ:
«У нас двое мальчиков, которые любят играть с конструктором. “Лего” имеет много мелких деталей, начали с одного набора, через год уже было наборов шесть, и, самое главное, дети строили по инструкции раза два. Потом были постоянные перестройки и переделки. Купили низенький короб из пластика 60×40 см с крышкой‑подносом и с бортиками на случай, если разбирать творчество не захочется. Короб на колесиках, поэтому поднимать его не надо. В результате “лего” нигде не валяется и дети довольны!»
Вопрос:
«Я поняла, что в некоторых вещах мои дети уже сильно отстали от графика домашних обязанностей. Хотя в чем‑то и наоборот. Возник вопрос: Как быть?»
Ответ:
«Главное, не винить себя и детей за это – все уже произошло, начинаем исправляться! Если дети уже имеют какие‑то домашние обязанности, старайтесь потихоньку вводить новые. Здесь нет определенных правил или графика. Есть только общие формы организации помощи по дому. Поэтому отталкивайтесь от собственного опыта и здравого смысла. Постепенно все наладится!»
|