Вы изучили свое окно убеждений, определили основные ценности и написали личную конституцию. Вы подумали о том, как важно проводить время с целью и жить на пенсии содержательно и успешно, в соответствии с тем смыслом, который вы вкладываете в эти понятия. Вы готовы определить приоритетные, наиболее значимые для вас дела, которые принесут окружающим пользу. Что дальше?
Дальше лучшая часть. Теперь пора обдумать свои возможности и перейти к формированию замечательных идей, которые сулят вам замечательную пенсию. Пора действовать.
В основе наших поступков лежат три базовые эмоции. Они выстраиваются в иерархию по отношению друг к другу, и при любых обстоятельствах мы ведем себя в соответствии с одной из них. Это:
• страх;
• долг;
• любовь.
Страх – эмоция самого низкого уровня. На уровне страха мы действуем лишь потому, что нас вынуждают. Полагаю, мы все когда‑то в жизни это испытывали.
«Я вынужден ходить в школу, потому что иначе у меня будут проблемы дома…»
«Я вынужден ходить на работу, потому что иначе у меня не будет денег, чтобы…»
«Я вынужден сводить жену в ресторан, потому что иначе наши отношения испортятся…»
Страх – это сильная, мощная мотивация.
На следующем уровне нас мотивирует действовать чувство долга. Тут мы совершаем поступки, потому что должны. Опять же, вы наверняка с этим знакомы.
«Я должен ходить в школу, потому что это правильно…»
«Я должен ходить на работу, потому что это правильно…»
«Я должен сводить свою жену в кино, потому что это правильно…»
Любовь – наивысшая мотивация. Когда мы руководствуемся ею, мы действуем, потому что любим и испытываем желание. Это наша страсть.
«Я люблю ходить в школу, потому что это интересно и важно…»
«Я люблю ходить на работу, потому что это интересно и важно…»
«Я люблю проводить время с женой, потому что это интересно и важно…»
И каждый день при выполнении разных задач мы задействуем все эти три эмоции. Мы можем застилать постель, боясь реакции жены, которая последует, если мы не сделаем этого. Мы можем сидеть с ребенком, потому что нас заставляет чувство долга, потому что невозможно поступить иначе. И мы можем путешествовать с женой, потому что любим делать это вместе.
Итак, вернемся к вашей пенсии. Отбросьте страх и долг. Планируйте делать то, что вы любите. Когда мы действуем любя, свершаются чудеса. Что вы любите делать? Если вы этого не знаете, если не можете ничего выбрать, последствия будут ужасными. Вы не будете делать ничего. Вы будете сидеть на одном месте в депрессии и ждать своего смертного часа.
Когда я в прошлом брался за новую работу, я говорил: «Буду заниматься ею, пока интересно. Как станет неинтересно, брошу». Мне кажется, у некоторых людей такой же подход к жизни: «Буду жить, пока интересно. Как станет неинтересно, брошу».
Что для вас интересно? Я не говорю о состоянии непреходящего восторга.
Когда в прошлом году наводнение достигло нашего района, я провел целый день, вычерпывая грязь из подвала соседа. Но это было полезное дело, и я делал его с удовольствием. И, оглядываясь назад, могу сказать, что тот день прошел интересно.
Так что вы хотите делать?
– Вокруг столько хороших людей, – как‑то сказал мне один друг. – Я не устаю удивляться тому, как люди щедры, насколько они готовы помогать другим.
Но в отношении людей своего возраста он не столь щедр на похвалу. Его удручает, что многие пенсионеры ограничиваются лишь советами, а за дело не берутся.
– Времена, когда можно было стоять в сторонке, смотреть, как другие работают, и «руководить», давно прошли. Пенсионеры должны тоже напрягаться. Вкладывать достаточно времени, энергии и денег, чтобы помочь решить проблему, а не просто ее комментировать. У нас слишком много советчиков и мало дельных людей, – сказал он. – Многие пенсионеры обожают вспоминать и рассказывать о том, что они сделали в прошлом. Не застревайте в былом. Ваши истории интересны, но не столь полезны, как помощь в настоящем. Я знаю пенсионеров, которые некогда достигли очень больших высот. Они были успешными, даже счастливчиками, и накопили замечательный опыт. Но потом решили почивать на лаврах и раздавать советы. Они забыли, что могут сделать гораздо больше, чем просто поговорить.
Представьте, что вы приходите в библиотеку, где нет ничего нового. Более того, все книги в этой воображаемой библиотеке датируются 1890 г. и ранее. Конечно, если лично вы предпочитаете литературу этого периода, вам там, возможно, понравится. Но я люблю узнавать что‑то новое не меньше, чем копаться в прошлом. Если бы я попал в такую библиотеку, я бы вряд ли задержался там надолго.
Не нужно выбирать из одних только старых историй. Не нужно обращать взор только на былые достижения. Вы можете закрутить новые сюжеты. Можете написать новые истории. Вы еще не умерли!
Так что займитесь чем‑то – и желательно чем‑то новым. Если вы способны лишь рассказывать, чего добились когда‑то в жизни и профессии, вы не совершаете ничего в настоящем, вы не живете.
Я отходил от дел, возвращался и отходил снова на протяжении последних десяти лет. И выяснил: самое трудное в том, чтобы НИЧЕГО не делать, – это… понять, закончил ты или нет.
|