О. Генри выиграл конкурс на самое короткое произведение, которое имеет все составляющие рассказа – завязку, кульминацию и развязку. Он написал: «Шофер закурил и нагнулся над бензобаком посмотреть, много ли в нем бензина. Покойнику было двадцать три года» .
Для приобретения знаний у взрослых людей есть много путей: СМИ, специализированные издания, консультанты, справочники. Можно прослушать лекции, поучаствовать в семинарах. Можно поговорить с друзьями… Все это требует наличия неких навыков – умения читать и обобщать материал, а также способности внятно и убедительно излагать свои мысли. Такие навыки нам не даны изначально, они приобретаются с опытом.
Как быть, когда речь идет о получении не знаний, а навыка? Навыка, который А. де Сент‑Экзюпери обозначил как «роскошь человеческого общения». Как и чем помочь? Дать рекомендацию – пойти на тренинг общения? Но для тех, кто общаться умеет плохо, это уже стресс! Что можно посоветовать?
Для начала прибегнуть к неким играм и воображению. Игра – единственный способ научиться чему‑то всерьез. Именно в играх и звери, и люди овладевают самыми основными навыками, которые потом им помогают выживать и жить.
Игры учат перевоплощению, позволяют прозондировать чувства и исследовать различные варианты. Благодаря им мы можем увидеть новый и непознанный мир безопасным, ресурсным и полным возможностей. Все это вполне реально изучить и применять с пользой для себя.
Если мы хотим научиться передавать некую важную мысль, послание миру или соседу, то это нужно делать так, чтобы они были узнаваемы, приемлемы и понятны. Если мы хотим что‑то объяснить китайцу, то надо или говорить на китайском языке, или воспользоваться неким дополнительным ресурсом (рисунками, жестами), или выяснить, может ли он общаться на каком‑то другом языке. Необходимо найти общий язык. Без этого ни понимания, ни диалога не будет.
С китайцем, полагаю, более или менее понятно. А как быть с теми, кто вроде бы говорит с нами на одном языке, живет в одной стране и… нас не понимает? Здесь на помощь приходят инструменты, знакомые нам с детства. Это рассказы, анекдоты, байки, притчи, сказки. Именно они всегда были самым эффективным средством передачи опыта, обучения навыкам общения и взрослых, и детей. Прочтите и улыбнитесь.
Когда у Четвертого Патриарха было особо плохое настроение, он начинал жаловаться на горький свой удел:
– Как обмельчали ныне люди! Раньше, чтобы человек достиг просветления, достаточно было ударить его палкой по голове. А сейчас? Читай им проповеди. Говори наставления! Рассказывай притчи! Откуда мне их взять столько?
Так и мы. Не каждый из нас способен написать сказку. Хорошо, что они уже созданы до нас и за нас, наша задача – научиться пользоваться наследием предыдущих поколений. Сказки, притчи, легенды, истории передавались и передаются веками. Они помогали и помогают не только детям, но и взрослым преодолевать страхи и стрессы, находить утешение, улаживать конфликты и снижать тревожность.
В них отражаются важные для всех бытийные и бытовые проблемы, а также описываются способы их успешного разрешения. В них противопоставлены добро и зло, отчаяние и надежда, лень и трудолюбие, смелость и трусость, сострадание и жестокость, упрямство и упорство. Да, мир сложен. В нем есть масса плохого, но есть и много хорошего. Они учат, как различать это, как использовать опыт наших предков, как можно и нужно жить дальше, несмотря на то, что окружающий мир далеко не идеален.
Они говорят нам, что если мы не будем изменять своим духовным ценностям и даже в безвыходном положении не поддадимся искушению решить задачу быстро, то мы обязательно станем победителями. Наши собеседники volens‑nolens[1] найдут в них отражение собственных жизненных ситуаций. Они могут воспользоваться чужим примером и преодолеть в себе то, что мешает им всерьез.
«Сказки не говорят детям о том, что есть драконы, – дети сами об этом знают. Сказки говорят, что драконов можно убить» (Г. К. Честертон). Простая фраза, которая может вселить в нас и наше окружение уверенность в том, что почти все, что случается с нами, преодолимо. Без такого убеждения жить неимоверно трудно.
Истории, притчи, байки в легкой и доступной форме помогают преодолевать внутренние барьеры, основы которых были заложены не одно поколение назад. Это некие невидимые границы, поставленные для того, чтобы избежать неприятностей, для ощущения относительной безопасности. Если есть на окнах решетки, то нам как‑то спокойнее.
Нам представляется, что эти границы нас оберегают. Точно‑точно? Неужели правда, что любой возводимый нами заслон является надежным препятствием для стресса, катастрофы, невзгод или стихийного бедствия? Однако чаще всего нам только кажется, что мы им защищены. «Позиция страуса» дает спокойствие лишь на какой‑то период. Границы, созданные нами или для нас, – не более чем временная постройка. Они помогают, но и мешают видеть то, что за их пределами. И хорошее, и плохое. Не дают воспользоваться тем, что за ними.
Что останется, если их убрать? Что будет с нами, если пойти поверх границ? Не знаю. Каждому свое. Но точно будет лучше. В старых границах вы уже исчерпали свой потенциал, свой ресурс, выполнили все, что могли. Все, что поможет жить далее более успешно, находится за пределами прежних условий, привычек, навыков. Разумеется, сразу отказываться от старого нет нужды. Приведу свой любимый пример, который мне часто приходилось рассказывать в 1990‑е годы тем, кто решил, что жизнь была прожита зря.
Представьте, что вы лет 10–20 шли по полю. Научились выживать, разводить костер, ловить сусликов и тарбаганов, укрываться от непогоды, холода и жары… И вот вы подошли к лесу. Почти все прошлые навыки вам, скорее всего, больше не понадобятся. И не потому, что они плохие или бесполезные. Они иные, но время, потраченное на овладение ими, не израсходовано зря. Они помогли вам выжить, дойти до леса, и теперь пришла пора приобрести новые умения, чтобы сначала выживать, а потом уже и жить благополучно и хорошо. В противном случае вы рискуете разбить себе лоб или выколоть глаз уже у пятого‑шестого дерева.
Меняться необходимо. Меняться нужно вам. Вы меняетесь для себя. Это залог адаптивности, успешности, удачливости, социальной адаптации. Как выйти безопасно и комфортно за границы привычного и что нам в этом поможет?
Вариантов масса. Это и психологи, и тренинги, и семинары, и видеоконференции. И, разумеется, книги. То, что в них содержится, – тот ресурс, который создали талантливые люди для нас. Для нас всех вообще и для каждого в отдельности.
Умение четко и правильно формулировать мысли, способность донести их до окружающих играют главную роль в любом общении: дружеская беседа, деловые переговоры, желание убедить или дать совет. Не столь важно то, о чем вы говорите, намного важнее – как! Обычно непонимание возникает из‑за неумения грамотно оформить мысли. Расплывчатое, нечетко сформулированное и неясно изложенное мнение неправильно воспринимается и понимается. Вы не только не получаете желаемого результата, но и дезинформируете собеседника. Как научиться лапидарно[2] излагать материал? Просто – благодаря чтению умных книг.
Книги помогают нам с детства. Они позволяют не теряться в трех соснах, не тонуть в чувстве вины («не так», «надо было иначе», «куда глаза глядели…», «все люди, как люди, а мы…» ), легко переводить негатив в ноль. Они дают нам возможность посмотреть сверху на сходную ситуацию и примерить к себе ее решение, уже найденное кем‑то. Отчасти досочинить. Мы можем представить себя на месте того, кто преодолел, победил, решил, превзошел. Отождествить себя с несуществующим героем/героиней и пережить те состояния, в которых он находился…
Рассказывая собеседнику так называемые терапевтические истории, мы заодно решаем и свои задачи. Они есть у всех, потому как «если у вас нет проблем, то пощупайте свой пульс» . У каждого есть прожитая жизнь, в которой мы не всегда были успешны и мудры. Отчего же не воспользоваться чужим опытом? Не один в один, а с умом. Побасенки, байки, истории, притчи помогают приобрести и накопить первичный, но необходимый для перемен опыт. Жизненные сложности, как правило, не что иное, как набор стандартных ситуаций из разряда «вечных». «Вечных» не потому, что они неизменно неразрешимы, а потому, что каждое поколение и каждый человек обязаны их решать из века в век. Лично. Индивидуально.
Чужой опыт и полученные при его восприятии переживания для нас гораздо полезнее, чем не подкрепленные эмоционально нотации. Нам могут без конца твердить, что нужно делать добро без надежды на награду и что с тобой происходит то, что ты сам разрешаешь с собой делать. Чаще всего это разговоры «ни о чем». Если же эти мысли упаковать в обертку дзенской притчи, анекдота, истории, приключившейся недавно, то они станут проще для понимания. Если не для души, то для ума точно. Далее почти все уже зависит от повествователя: «Покажи мне, и я увижу. Расскажи мне, и я услышу. Вовлеки меня, и я научусь». Личность всегда была основой и научения, и поучения, и воспитания. Рассказывая что‑то, вы имеете возможность проявить то, что доселе было скрыто в вас. В этом и состоит одна из радостей жизни.
Общаться надо. Также надо уметь понимать друг друга. Доверять. Общаясь с себе подобными, мы всегда смотрим в зеркало. Мы можем себе в нем нравиться или не нравиться. На способности нравиться основаны техники манипуляций. По словам Д. Карнеги, «единственный способ оказать воздействие на окружающих – говорить о том, чего они хотят», «всем нам нравятся люди, которые восхищаются нами» . О том, как «антиманипулировать», прекрасно рассказал Э. Шостром в книге «Анти‑Карнеги, или Человек‑манипулятор».
Люди все время занимаются тем, что постоянно, везде и всегда выясняют отношения или ищут ответы на свои вопросы. Тема бесконечна, как космос, и перманентно присутствует во всем. Немудрено, так как взаимопонимание и принятие себе подобных людям жизненно необходимы. Без этого мы не состоялись бы ни как Homo sapiens, ни как личности.
Вот пример того, как обыденная ситуация может научить чему‑то нужному и важному.
Как‑то раз ко мне в гости заглянул мой давний приятель‑фотограф. Поздоровавшись, не снимая верхней одежды, он прошел в дом. Я сказал ему:
– Ты бы хоть куртку снял.
Он снял ее, повесил на стул, открыл кофр, достал фотокамеру и при моем ошарашенном молчании начал снимать, приговаривая:
– Зачем тебе? Какой ракурс тебе нужен? Где тут можно найти переноску?
Я не сразу понял, что слово «снять» для меня и него имеет разный смысл. Заодно бросилась в глаза так называемая профессиональная деформация моего товарища.
Я прекрасно знал о таком явлении, даже когда‑то реферат писал по этой теме, но, когда получил наглядный пример, сразу и по‑настоящему понял его глубинный смысл. Теперь я иногда привожу эту историю для иллюстрации тезиса о тех, кто в силу излишней специализации не видит сути проблематики.
Мы очень разные, и в этом мы одинаковы! Человек как существо социальное не может существовать без полноценного энергоинформационного обмена с себе подобными. Только в романе Д. Дефо Робинзон Крузо мог оставаться человеком в одиночестве долгих 23 года. На практике – максимум год‑полтора. Поэтому мало что сравнится по значимости со сферой человеческих взаимоотношений, умением вести диалог, устанавливать контакты, отстаивать свою правоту и способностью договариваться, идти на компромисс, не теряя своего лица.
Все сталкивались с таким явлением, как «остроумие на лестнице». Когда мы находим правильный и адекватный ответ спустя некоторое время, после того как все уже случилось. Переживания по поводу нерешенной ситуации могут мучить не один день. В результате возникают так называемые связки, привязки, иногда навязчивые состояния. Выход – состояние «ноль».
Состояние «ноль» ассоциируется со спокойной силой, уверенностью в себе, умением держать удар. В этом состоянии мы невозмутимы. Яркий пример можно найти в басне И. А. Крылова «Слон и Моська». Чего добивается Моська, рыча и лая на Слона? Хочет испугать его до смерти или всего лишь хоть как‑то сравняться с ним по рангу? В любом случае ей нужно получить от Слона какую‑то реакцию, чтобы можно было хвастаться: «Слышали, как вчера Слон шумел? Вот‑вот. Разногласия у нас были… А что? Пусть не ходит по нашей улице…»
Если Слон начнет волноваться, пытаться хоботом отбиться от шавки, то это будет душераздирающее зрелище… Наблюдатели решат, что Моська сильна, коль заставляет Слона защищаться! Единственно правильное решение – состояние «ноль». Это и есть проявление силы. Можно ее, фигурально выражаясь, «убить», лениво так, походя. С юмором. Третьего не дано.
* * *
Нам с детства твердят: «Думай», между тем сфера чувств, которая востребована и наиболее важна для души, нам знакома менее всего. Притом что все, что бы мы ни делали, мы делаем для получения полноценных эмоций, чувств, состояний. Притчи, истории, байки и истории помогают войти в прямой контакт со страдающей областью души, с эмоционально‑чувственной сферой, которая на суррогатах ощущений и эрзаце состояний сидит на «голодном пайке»!
Внимательно прочтите последний раздел, в нем есть ключ к использованию материала, размещенного в книге, а затем и вашего собственного.
[1] Волей‑неволей (лат .).
[2] Предельно кратко, но при этом ясно и понятно (об изложении чего‑либо).
|