Вторник, 26.11.2024, 14:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Электронная библиотека здоровья

То, о чем желательно помнить во время чтения текстов

Основа обучения – наблюдение за действиями других, их имитация и поиск понимания их мотивов и смыслов. Общая закономерность – интерес к тайнам внешнего мира и страх познания себя. В раскрытии тайн природы человек всегда был более продвинут, чем в познании тайн собственной личности и своего окружения. Ошибки в расчетах во время стройки сразу видны, очевидны и плачевны, а ошибки в самоопределении далеко не так ясны. Они становятся заметными лишь спустя много лет!

Когда иллюзии заводили в тупик и жизнь беспощадно разрушала заблуждения, идеалы и низвергала идолы, на помощь приходили мудрецы и пророки. Именно они пытались помочь людям найти себя, разобраться в хаосе внутри и вовне. К ним шли за советом и правдой. Они отвечали – часто притчами, историями, за которым стоял их огромный жизненный опыт.

В жизни, как вы уже заметили, «каждый считает себя не каждым» и, сталкиваясь с некой новой ситуацией, рассматривает ее как уникальную, единственную и неповторимую. Жизненный опыт включает в себя помимо прочего неимоверный духовный опыт. Человек, попав в какие‑либо обстоятельства в первый раз, воспринимает их как неординарные и исключительные, а на деле они, как правило, сводятся к определенному набору стандартов.

Во все века мудрецы говорят об одном и том же, апеллируют к сердцу и разуму людей, проповедуют им одну и ту же Реальность, борются с одними и теми же предрассудками. Это и есть те самые вечные вопросы, на которые каждому поколению нужно самостоятельно находить свои правильные ответы.

Советы в виде притч, историй подобны камню, брошенному в стоячую воду тупика. От него разбегаются круги, которые заставляют двигаться все, что в нас находится. Камень приводит нас в движение. Мы как‑то реагируем. Начинаем несколько иное взаимодействие с окружением, друг с другом. Выходим из порочного круга. За краткий миг происходит масса событий, которые невозможно зафиксировать.

Так действует на нас произнесенное слово. Всегда! Слово, запавшее в ум или в сердце, вызывает движение, проявляет ряд ассоциаций, извлекает из подсознания мысли, эмоции, образы, воспоминания, представления и заставляет мечтать. Этот процесс связан с опытом и памятью, с воображением и бессознательным. Разум вхолостую не работает. Он все время что‑то производит, контролирует, принимает, отвергает, созидает или разрушает. Мудрецы, зная, какие «волны» нам наиболее полезны, выбирают тот «камень», который можно и нужно бросать в наш «стоячий пруд» тупика.

Истории любят слушать все. Многие любят их рассказывать, однако мало у кого получается, чтобы их суть шла прямо от сердца к сердцу. Еще меньше тех, кто умеет правильно слушать. Видимо, поэтому общество беспрестанно пытается найти замену живому общению – и постоянно неудачно. С ним поочередно конкурировали граммофон, радио, синема, телевизор, видео, DVD, IT‑технологии… Есть уверенность, что ничто не сможет заменить со вкусом рассказанной притчи, к месту вставленной цитаты из бородатого анекдота, рассказа, идущего от сердца, который окажет гораздо большее воздействие, чем десяток специальных книжек или телепередач.

Более того, сила слова неимоверно возросла. СМИ именуют четвертой властью, потому как именно они создают и Слово, и слова, и словеса. Все большую важность приобретает проблематика, связанная с созданием Диалога, полноценным общением, умением понять суть ситуации. Для массы профессий важнее убедить клиента, чем принудить его совершить единственную покупку/воспользоваться услугой, после чего он больше никогда не обратится к вам. В этом состоит основа истинного успеха. Тогда мы все становимся не винтиками индустрии или общества, а союзниками, сотрудниками, теми, кто может всерьез помочь и работает не за страх, а за совесть.

В поддержку обучения этому делу и была написана данная книга.

Для чего нужна такая книга? Чем она может быть полезна?

Она поможет:

• не растрачивать себя на длительный и ненужный анализ того, что нам неподконтрольно;

• не ждать того времени, когда наше вмешательство будет бессмысленным и бесполезным;

• не совать свой взнос куда попало;

• уметь находить единомышленников;

• разобраться в себе и своих основных запросах.

Она поддержит, когда вам надо принять решение, при этом помня:

• не просят – не помогай;

• не можешь – не обещай;

• с другими нужно поступать только так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Эта книга:

• систематизирует те знания и опыт, которые у вас уже есть;

• позволит получить навык и инструменты для отстаивания своей точки зрения без унижения и манипулирования собеседником, поможет превратить его в единомышленника, со ‑трудника;

• научит переводить информацию, факты, события в знание, то есть вы приобретете умение ими активно пользоваться.

Это не «поп‑психология», а, можно сказать, «правильная» психология, которая и является знанием. Когда я говорю о ней, я материалистичен, как каменщик. Мы, в общем, имеем в своем запасе примерно равное количество слов родного языка. Около пяти‑семи тысяч. Но и неудачники, и так называемые успешные люди используют их с разным эффектом.

Как применить ресурс слова с наибольшим успехом для дела? Ответ известен. Хороший оратор умеет говорить убедительно, понятно, образно. С помощью одной только речи можно отстоять свое мнение в трудных переговорах, вызвать гнев или светлую радость, пробудить надежду или желание мечтать, подвигнуть к труду… С учетом современных реалий – что‑то противопоставить «троллю», отстоять себя, свое мнение в социальной сети не грубостью или хамством, а с помощью сравнений, примеров, метафор, забавных историй, лаконичных фраз и, конечно, притч.

Приведу пример того, как метафора предотвратила международный конфликт.

1922 год. Армянская ССР принимает конституцию, которая включает описание герба с изображением горы Арарат. Почти сразу соседняя Турция, в которой еще свежи воспоминания о резне армян, в крови бурлит революционный дурман, выражает резкий протест: «Армения не имеет права изображать на государственном гербе территорию, а именно гору Арарат, не принадлежащую ей. Арарат хотя и рядом с границей, но расположен на турецком берегу реки Аракс». Ответ наркома Чичерина был таков: «А почему на флаге Турции помещен полумесяц? Луна ведь ей тоже не принадлежит». Турецкие дипломаты сразу же успокоились.

Можно сказать, что это инструкция о том, как умело использовать метафору, чтобы снять крайнюю напряженность при угрозе конфликта.

Метафоры считаются открытием известного американского психотерапевта Милтона Эриксона, который является одним из основателей нейролингвистического программирования. Почему? Потому что он смог привлечь внимание к тому, что уже было известно, «научно обосновал», описал, систематизировал, дал «новый» взгляд на явление, известное со времен Адама. Получилось так, что он, а не Конфуций или Христос является основателем навыка использования текстов в работе. Это уже притча про Эриксона и про то, как важно не упустить свой шанс, момент.

Истории со скрытым смыслом именуют тройной спиралью Эриксона. Используя такой метод, рассказчик начинает одно повествование, в середине переходит ко второму, а потом к третьему, после чего заканчивает второе и первое. Этот прием был распространен на всем Ближнем Востоке, и мы его знаем с детства по сборнику сказок «Тысяча и одна ночь» . Другой яркий пример – незавершенный роман Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе» , где истории пересекаются по пять‑семь раз. Вот вам и Эриксон!

Историю можно приводить в пример, когда вы желаете намекнуть собеседнику на то, что процесс открытия чего‑то нового – вещь интересная, но «столбить участок» тоже надо. А. С. Попов изобрел радио, но Г. Маркони его запатентовал, и весь мир знает Г. Маркони, в то время как А. С. Попов знаменит лишь на родине. Лауреаты Нобелевской премии, которые получили ее за «открытие» бактерии хеликобактер, вызывающей язвенную болезнь желудка, «опередили» (не хочу говорить о краже) наших исследователей…

Притчи как форма иносказательного рассказа, наводящего нас на те или иные новые мысли, часто используются в религиозной деятельности. «И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им» (Мк. 4:2). Притчи и басни были литературой базаров, площадей, излюбленным видом поучений странствующих проповедников. Метафоры и притчи – любимый метод учителей, наставников и мудрецов. Люди, которые обращаются к ним с проблемами, с интересом слушают «не относящиеся» к делу истории, находя в них решение своего вопроса, успокоение либо пример для подражания. Притчи помогали переводить проблемы в задачи и решать их на бессознательном уровне. Метафора, рассказанная учителем или мудрецом, сама работает с проблематикой, часто «не ставя в известность» сознание человека.

Нужно ли объяснять человеку смысл метафоры? Лучше действовать по обстановке.

– Гуи Дзы вечно говорит загадками, – как‑то пожаловался один из придворных принцу Ляну. – Повелитель, если ты запретишь ему употреблять иносказания, то он ни одной мысли не сможет толково сформулировать.

Принц вызвал к себе Гуи Дзы.

– Отныне оставь, пожалуйста, свои иносказания и высказывайся прямо!

В ответ он услышал:

– Хорошо, но представьте человека, который не знает, что такое катапульта. Он спрашивает, что это такое, а вы отвечаете, что катапульта – это катапульта. Как вы думаете, он вас поймет?

– Конечно нет.

– А если вы скажете, что катапульта напоминает лук и сделана из толстых стволов бамбука, ему будет понятнее?

– Разумеется, – согласился принц.

– Чтобы было понятнее, мы сравниваем то, чего человек не знает, с тем, что он знает.

Какой бы вы ни выбрали вариант, на вашей стороне будут авторитеты Великих, на которых вы и ссылаетесь, заодно помогая собеседнику получить новое понимание интересующей его темы, выйти за пределы привычных границ. Именно там обычно и находится решение.

Нежелательно навязывать собеседнику свою волю, не заставляйте его идти против собственных желаний, если вы хотите видеть его союзником!

Вы, как и масса других людей, уже умеете пользоваться всеми подобными средствами, осталось отточить навык, сделать умение осознанным, полезным и целенаправленным.

Метафора является самым изящным внушением. Не надо убеждать, бороться с возражениями, достаточно рассказать историю кстати. Люди любят слушать сказки. Их нам рассказывают с раннего детства и до седых волос. Сначала про Колобка, потом про коммунизм к 1980 году, потом про безработного, который выиграл джекпот, потом про «МММ» и так всю жизнь. А мы внимаем им и невольно представляем повествование в образах, ощущениях, присутствуем «там».

Чем ярче образ, тем большее влияние он оказывает. Образы – язык, на котором бессознательное обращается к нам. Используя образы, иносказания, метафоры, мы адресуем послание бессознательной сфере человека, и наш рассказ синхронизируется с ним, усиливая то, что в собеседнике уже есть. Сообщение достигает цели.

Так работают продавцы и маркетологи. С помощью образов нам продадут любой ненужный товар в условиях искусственно созданного дефицита, когда у нас нет времени на раздумье и принятие здравого решения. Для людей этих профессий манипуляция полезна и выгодна, так как приносит им доход. Приведу несколько примеров.

Продавая что‑либо, удобно использовать сравнения с животными, растениями, явлениями природы: «Машина – зверь», «В этом платье вы как яркий экзотический цветок», «Программа будет работать столько, сколько Земля будет вращаться вокруг Солнца». Для кого‑то приятно сравнение со значимой персоной: «В этом костюме вы вылитый Абрамович!»

Передающиеся из века в век, содержащие в себе жизненную мудрость, разнообразные по содержанию краткие (время повествования – 3–5 минут) притчи – это не просто рассказы. В каждой заложено описание маленькой или большой закономерности мира, и каждая использует прямой доступ к психике. Это искусство, когда слово попадает в сердце, минуя критику сознания.

Как поясняет святитель Иоанн Златоуст, «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти слушающих и самые дела представить глазам» .

Один европейский проповедник в начале XX века служил в Африке. Он много рассказывал местным жителям о том, что Евангелие способно полностью изменить жизнь человека, потому что в нем сокрыта великая сила, и кто‑то задал ему вопрос:

– Если Евангелие действительно имеет такую силу, то почему же у вас в Европе творится столько зла?

На что проповедник ответил:

– Евангелие – как мыло. У вас может быть мыло в доме, вы можете заставить весь дом коробками с мылом, однако это не сделает вас чистым. Чтобы стать чистым, нужно взять мыло, залезть в воду и намыливаться, мыться, намыливаться и снова мыться до тех пор, пока не отмоетесь. Так и Евангелие нужно взять в руки, погрузиться в молитву и читать, читать, читать, пока оно не утвердит вас в истине. Евангелие имеет силу, но каждый решает сам – очищаться ему или жить грязным.

В основе притчи лежит аналогия, устанавливающая связи между различными сферами, создающая возможность найти общее между двумя реальностями: материальной и этической. Связь представлена не в виде книжной истины, она жизненна, близка, переплетена с реальностью. Притча универсальна для всех и сохраняет ценность даже спустя столетия. Человек слушает историю, одобряет ее смысл, а потом вдруг осознает, что в ней говорится о нем, рассказ касается его самого.

Притчи – это «рассказы, освежающие разум и удаляющие из сердца горе и печаль. Притчи служат утешением для страждущих, бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного» (Абуль‑Фарадж). Они помогают найти то, что вы даже не рассчитывали.

Когда Б. Франклин был членом законодательного органа штата Пенсильвания, его беспокоила враждебность коллеги. «Я… хотел завоевать его расположение, оказывая ему рабское уважение, но через некоторое время воспользовался другим способом. Зная, что у него в библиотеке есть очень редкая и интересная книга, я написал ему записку, выразив желание посмотреть эту книгу и попросив его сделать мне одолжение и дать мне ее на несколько дней. Он тут же ее мне прислал, и я вернул ее через неделю, выразив в записке свою признательность. Когда мы в следующий раз встретились в палате представителей, он стал разговаривать со мной (чего он раньше не делал) и вел себя крайне любезно; и впоследствии он всегда высказывал готовность оказать мне помощь, так что мы стали большими друзьями, и наша дружба продолжалась до самой его смерти».

Бенджамин Франклин ушел от позиции лести и показного уважения – видимо, она была ему неприятна – и смог проявить умение уважать себя и другого человека. Он открыл в себе внутреннее понимание того, что «разница во взглядах происходит из‑за неумения найти общую точку во мнениях», и помог коллеге проявить лучшие качества! Немудрено, что он стал президентом США.

Одним из прекраснейших свойств жизни является то, что невозможно, искренне помогая другому, не помогать себе. Мы поддерживаем в первую очередь себя, оказывая кому‑то услугу или протягивая руку помощи. Успешность такой самопомощи прежде всего зависит от чистоты наших помыслов. В этом кроется исток любого альтруизма.

Электричество было открыто не благодаря инвестициям, вложенным в свечи или костры.

Если что‑то должно случиться, то случится обязательно. Иными словами, если надо, чтобы ЭТО случилось, то сделай это необходимым для себя. Хочешь быть успешным – сделай это необходимостью.

Любому писателю, который решился осчастливить мир эпохальной книгой, я настоятельно рекомендую держать рядом с собой не только портреты гениев и «гениев»: Вергилия, Блаженного Августина, А. Кристи, А. Дюма‑отца и А. Дюма‑сына, Л. Фейхтвангера, В. Леви, Д. Донцовой, но и текст байки о загробной жизни одного литератора. Вот она:

Как‑то раз некий литератор попал в ад. Черти варят его и варят. Долго варят. В одном котле с убийцами, ворами, поджигателями, мародерами. И уловил он тенденцию, которая его возмутила: его соседей, всех этих преступников и злодеев, периодически отпускают проветриться и прохладиться, а его варят без перерыва и передышки. Он страшно возмутился, на что черти чертовски вежливо ответили:

– Тех, кого убили, уже оплакали. И более того, о них забыли или вспоминают их добрыми словами. На месте сожженных домов выстроили новые хоромы. То, что украдено, давно возмещено или заново заработано… А твои книги до сих пор читают!

Впрочем, чтобы чувствовать ответственность за то, что пишешь, надо как минимум верить в загробную жизнь…

Существует традиционное мнение, что знание не бывает скучным. Бывает! Еще как бывает! Вся наша практика обучения от детского сада до высшей школы – тому живое и постоянное подтверждение. Не умея правильно подавать информацию, все можно сделать тоскливым, серым, нудным, усыпляющим сознание, тяжелым, внушающим отвращение процессом.

Постоянно повышается «поп‑психологическая» грамотность, все больше тех, кто интересуется, пройдя экспресс‑курсы или начитавшись книг по НЛП, возможностью заставить других делать то, что надо им. Этим людям не важна перспектива, главное – что‑то отхватить сейчас, а потом хоть трава не расти! Им неинтересно то, что вы, раз‑другой столкнувшись с таким отношением к себе, перестанете общаться и другим накажете их избегать. Что у них останется? Набор уловок, без которых они не могут жить, отсутствие умения успешно налаживать деловые контакты и сердечные отношения. Без навыка убеждать, а не принуждать, без навыка что‑то делать совместно НЕуспех гарантирован.

В истории большую роль играл институт рассказчиков, которые поддерживали устои общества, учили, развивали интеллект, расширяли кругозор, развлекали, пересказывали священные тексты[1]. Они заполняли информационную нишу, помогали нравственному и этическому становлению личности, объединяли род вокруг идей и позволяли каждому почувствовать общность мыслей народа, этноса, нации, рода, сходство чувств, единство задач и целей.

Сегодня, когда родоплеменные отношения ушли в прошлое, к категории рассказчиков можно отнести любого человека, который берет на себя ответственность и смелость передавать информацию, наставлять, помогать чему‑то научиться. В широком смысле это мы все, только с разной степенью ответственности за свои действия. Как здесь опять не вспомнить байку про литератора в аду? Людей объединяет уровень ответственности или безответственности за то, что они делают не в намерениях, а по существу. Не надо прятаться за постмодернизмом, когда все течет, все не оформлено, все зависит от точки зрения. Доводы про «относительность всего» исчезают сразу, как только речь заходит о жизненно важном: о либидо или о деньгах. Но важнее всего личная крепость духа и воля.

Если взять потенциал любой развитой страны за 100 % и соотнести его со стоимостью экспедиции на Марс, а потом сопоставить потенциал Испании времен открытия Америки с затратами на экспедицию туда Колумба, то мы увидим, что полет на Марс – более дешевое и менее рискованное предприятие по сравнению с путешествием Колумба. Но мы никуда не летим и ничего не осваиваем. Потому что: «А зачем?» По этой же причине человечество даже Луну не осваивает…

Прибыль – не единственная цель, двигающая горы. Холмы и пригорки – да, но горы двигает только крепость духа. Открывателями новых земель руководила не столько жажда наживы, как пишут в учебниках, сколько высота стремлений, готовность рискнуть жизнью, физическая потребность дышать воздухом движения. Остальное, в том числе и нагруженные золотом каравеллы, было приложением и следствием их качеств.

Общество активно развивает рынок создания лидеров. Есть спрос – будет и предложение. За ваши деньги можно пуделя постричь под льва и получить сертификат, что он «как лев». А будет он львом или нет – ваши проблемы. Как стать лидером и успешно взаимодействовать с коллективом – не всегда кнутом, а чаще пряником?

Конфуций знал: для того чтобы успешно руководить, необходимо уметь подчиняться. Ныне все большую роль играют объединения, группы, корпорации. Время талантливых одиночек, умеющих самостоятельно «переворачивать мир», уходит. Даже в открытых источниках можно найти сведения о том, как команда лидеров в средних по сложности условиях гибла, а команда обычных, не столь подготовленных людей прекрасно выживала. Лидерам внутренняя борьба не давала возможности запасать что‑то впрок, а середняки за счет кооперации копили и умножали имеющийся у них в наличии ресурс. Вот случай из практики.

Литва. Группа друзей решила хорошо провести выходные, взяли напрокат две яхты и устроили соревнования. На одном судне собрались бывалые яхтсмены, на втором – за исключением одного – новички. Результат – 5:1 в пользу «неумех». Почему? Потому что на первой яхте все команды капитана корректировались и оспаривались экипажем, каждый член которого считал себя специалистом. На второй яхте приказы исполнялись сразу же: «Есть!»

Успешный лидер – Личность, способная без магического салона, где ему «нарастят харизму», увлечь или убедить в правильности своих идей, мыслей, решений весь коллектив, озадачить и, не вмешиваясь в детали, координировать процесс, оказывая поддержку. Лидер способен понять, создать и поддержать корпоративную культуру, которая повышает эффективность работы персонала. На это способна только уверенная в себе, уравновешенная, сильная, умеющая решать собственные проблемы Личность. Такой человек постоянно транслирует состояние уверенности на тех, кто находится рядом.

Понятие «команда» далеко не так однозначно. Что такое команда? На ум приходят сюжеты голливудских фильмов. Главный герой, первоклассный специалист в какой‑то области, собирает знакомых, тоже профессионалов, и просит их забыть на время разногласия. Вместе они выполняют «разовый» проект по спасению мира… или ограблению банка. Далее – новый блокбастер…

Команда такого рода вряд ли будет полезна в условиях стабильной работы или семьи. Аналогия со спортивной командой, как представляется, тоже не очень работает. Достаточно вспомнить, как играют наши сборные по футболу и хоккею на чемпионатах. Понятия «община», «семья» гораздо больше подходят для нашего сознания. Именно эти термины более точно отражают процессы, происходящие в большом коллективе, который занимается общим делом. Создание сплоченной семьи, пронизанной атмосферой доверия и уважения, – задача нелегкая, но крайне важная. В такой семье обязательно есть лидеры, способные слушать других, и те, кто реализует проект, работая на общий для всех результат.

Веревочными тренингами, обязательной игрой в снежки во время обеденного перерыва, пением гимна или мозговым штурмом такого результата не достичь. Их явно недостаточно, хотя все это – замечательные вещи при отсутствии цементирующего умения объединить, убедить людей в правильности курса компании. Книга облегчит длительную, кропотливую работу по созданию коллектива, группы, семьи в том числе. Результат окупит усилия. Если добиться совпадения того, кем человек является для фирмы, с его представлением об этом, возникнет резонанс, который преобразит реальность!

Всем нам хочется получить подкрепление не в виде банального: «Делай так и так, и будет тебе счастье!», а с изюминкой, с пользой для саморазвития, в виде игры, участия в реализации совместного дела. Примеры из жизни, притчи, истории здесь будут как нельзя кстати. Они помогают человеку стать более успешным, придают импульс развитию. Они позволяют отточить ум. «Как ни богато естество, играющее в нас, – необходимо мастерство, гранящее алмаз» (И. Губерман). Тогда история в ваших устах будет выглядеть как что‑то наполненное невероятным смыслом и мудростью. Вот пример умения говорить одно для всех, но так, чтобы каждый услышал в этом свое, близкое и адекватное его задачам и целям.

Как‑то собрались ученики и давай Учителя обсуждать.

– Пришел я как‑то к нему, – рассказывал бравый самурай. – Беседа была… Четко так говорит Учитель, ясно, по‑военному, понятно сразу и все. Прямо руководство к действию…

– Ты что? Ты ничего не понял? – возразил другой ученик, купец. – Хитер старик, притчи свои подставляет с нужной стороны – как товар. Да у такого купца я бы и втридорога купил…

– Нет, ничего‑то вы и не поняли, – сказал самый старый из них. – Учитель мудр, как старик, и уж мне‑то слышна в его словах мудрость стариковская, глубокая, бесхитростная – как поучение внукам!

А последний ученик, стоявший у двери, заявил:

– Да был я у него. Говорил с ним… Глупости он говорит. И говорит он их как дурак, и притчи у него про дураков и для дураков, и ведет он себя как дурак! – и вышел. И дверью хлопнул от души.

Вот так доносит до людей Личность, в данном случае Учитель, свои идеи – внятно, ясно, на их языке, в их знаковой системе и понятной для них форме.

Текст предназначен для всех, ведь мы все постоянно общаемся. С пользой или без, но общаемся. Моя задача – помочь вам сделать общение более полезным для всех… Особенно, если к вам обращаются люди, чтобы получить совет, поддержку, помощь, найти в вашем лице единомышленника, получить информацию, купить товар или услугу.

Я изложил то, чему научился практически. Что я почерпнул и приобрел в беседах с учителями и наставниками, из литературы, преподавая в высшей школе и проводя семинары и тренинги, из жизненного и профессионального опыта, своего и чужого. При написании книги были использованы бродячие сюжеты и истории, примеры, взятые из классической ближневосточной и дальневосточной литературы, суфийские и хасидские притчи, случаи из практики, факты всеобщей истории и отрывки из Вечных книг, исторические анекдоты и афоризмы.

Книгу можно читать как непрерывный текст, а можно проработать его, сделать закладки и уже потом открывать в том месте, где необходимо. Тогда ею удобно пользоваться каждый день как пособием, изредка возвращаясь назад, к тому, что ранее представлялось неважным, но потом оказалось нужным и полезным. Единой структуры практически нет, зато есть масса полезной, важной и в то же время разрозненной информации, которую вы сами сможете перевести в знание.

Условно текст разбит на главы, чтобы совсем не заблудиться в притчах и историях, расположенных довольно хаотично. К окончанию чтения вы поймете, почему я называю структуру книги условной.

Любая книга – не догма, а всего лишь повод задуматься над собой.

Я не стал досконально прописывать реплики, моделировать предполагаемые ответы на вопросы, которые вы будете задавать и которые будут задавать вам. Бессмысленно.

Если вы женщина, то историю о службе в армии вы вряд ли будете рассказывать от первого лица. Вы, скорее всего, начнете ее так: «Я от мужа/брата слышала одну армейскую историю…» Если ваш личный опыт не позволяет использовать текст дословно, то вводная часть будет звучать, например, так: «Как‑то я слышал…», «Тут вспомнилась мне одна байка…», «Недавно мне рассказали об одном случае, который напомнил сегодняшние недоразумения…», «Когда я работал в одной маленькой районной психиатрической больнице…» и пр.

«История учит, что все люди и все народы без исключения брались за ум не раньше, чем испробовав все другие альтернативы» (А. Эвен) – эти слова актуальны всегда. Понимания без личного опыта не бывает, ваши собственные пути преодоления однотипных ситуаций, в которых вам привычно «не везет», подтверждают нехитрую истину. Что еще мешает? Сомнения, находящиеся в нас , а не вне нас. Пример из жизни:

95 % проблем, происходящих с компьютером, сидят рядом с ним.

Знакомо?

Внутреннее сопротивление

Каждый из нас в своей жизни проходит через мучительные отношения с человеком, который ему точно не нужен.

В. Годгивз

В процессе внедрения прочитанного в практику обязательно возникнет ответная реакция в виде внутреннего сопротивления. Оно невероятно многообразно и всячески отвлекает человека от использования приобретенных навыков, работы с упражнениями, ведения дневника… От всего того, чему его обучают и чему он сам учится. В быту сопротивление именуют словом «текучка», к которому обычно добавляют «заела!».

Вы не замечали, что, когда занимаешься ерундой или бездельничаешь, тебе в этом ничего не мешает?

Проявления внутреннего сопротивления маскируются под обычные, объяснимые, понятные и социально признаваемые события, которые постоянно происходят неподалеку. Их можно очень условно объединить в семь основных групп:

1) высокая, по сравнению с базовым фоном, тревожность;

2) повышенная утомляемость, усталость, мешающая заниматься каким‑либо делом или даже приступать к его реализации, а иногда и просто думать об этом;

3) ощущение собственной беспомощности, неверие в себя и свои силы; убежденность в том, что дело, которым вы занимаетесь, выполняется просто так, вхолостую, без пользы и результата;

4) ощущение выключенности из жизни, внутренней пустоты, бессмысленности дела и безысходности (следующий этап после неверия в себя и свои силы: «У меня ничего не получается!»);

5) ирония, особенно самоирония, – очень деструктивное явление, особенно во время выполнения каких‑либо заданий;

6) отвлечение внимания на другие мысли и дела (нужно сейчас же подмести пол, просмотреть телепередачу, закрыть форточку, позвонить подруге, погладить кошку, навести порядок на столе), при этом каждый раз причина объяснима с точки зрения логики;

7) эйфория, которая появляется, когда что‑то только‑только начинает получаться.

Логика в виде убеждения в том, что если чего‑то не было вчера, то этого не будет и завтра. Выгодная и удобная позиция, которая позволяет всегда найти причину и неудачи, и поражения, и бездействия, и многого другого.

В основе сопротивления лежит страх перед изменениями не только в жизни, но и в позиции по отношению к вопросу, событию, процессу. Рекомендуется отслеживать и фиксировать их. Фиксация очень помогает получить новые навыки.

Суть сопротивления – в отвлечении внимания от реализации своих планов. Вот цитата из книги И. Мерцалова «Три дня без чародея» .

«При мысли, что нужно сейчас опять засесть за бесчисленные бумаги и перечитывать все, что накопилось за долгие годы Надзорного, – все грехи купцов, слухи, догадки, подозрения, – Упрям испытал чувство, которое знакомо всем без исключения, когда‑либо чему‑либо учившимся. Смесь тоски, лени, жажды деятельности (любой, лишь бы не учебной) и глубочайшей самоуверенности, настоянной на вере в то, что времени впереди еще битком и все успею».

Как видите, все описано, причем в книге в жанре фэнтези.

Постепенные изменения наиболее оптимальны. Менять/изменять свою жизнь следует мягко, поступательно и, как следствие, навсегда. «Взбираясь по лестнице, ведущей на небо, нет нужды перешагивать через ступени» (Лао‑цзы).

Ни одна структура не может оставаться неизменной более семи‑восьми лет. Это обнадеживает, если есть возможность ждать естественного завершения хода событий. Не то время, не тот ритм работы, коммуникаций, применения новых навыков. Мы не можем ждать того момента, когда изменения произойдут сами собой. Выстраивание полноценного диалога – насущное требование современности. Элвин Тоффлер говорил: «Главный навык нашего времени – умение разучиваться и переучиваться. Лучше – быстрее, чем конкуренты» .

Принципы выстраивания повествования

Если хочешь, чтобы получилось, – изучай, почему получается. Если хочешь, чтобы не получилось, – изучай, почему не получается.

В. Годгивз

Представьте себе приказ по вооруженным силам: «Личному составу в связи с недостатком финансирования в свободное время разрешено участвовать в боевых действиях на стороне противника». Несусветная глупость?! Но мы же так и воюем внутри себя с самими собой! Мы безоговорочно принимаем правоту доводов оппонентов, видим их справедливость, мнимую и истинную, и сражаемся на их стороне!

Люди лучше запоминают/воспринимают информацию, если она эмоционально окрашена и включена в эмоциональный фон слушающего. Сказка, метафора, рассказ или притча, описывая реальную ситуацию, побуждают к соучастию, вызывают резонанс с тем смыслом, который в них вложен, активизируют воображение, включают ассоциативный план и обеспечивают эффективное усвоение полученных сведений. Будучи эмоциональным камертоном, рассказы порождают состояние, близкое к тому, которое мы испытывали в детстве, когда умели активно перерабатывать информацию и переводить ее в знание.

Теперь небольшое задание для тех, кто желает с успехом развивать в себе дар убеждения.

Первое задание

Встаньте туда, где, по вашим прикидкам, будут находиться слушатели, и вообразите одного из тех, с кем вам надо будет подобным образом общаться. Как можно ярче представьте, что он – это вы и что вы в его «шкуре» слушаете себя.

Ну и как? Только «не воюйте на стороне противника»! Видите, байка вам уже пригодилась!

Сделайте вывод, откорректируйте свое поведение, разнообразьте повествование чем‑то еще, творите!

Второе задание

Оно похоже на первое, и вам точно так же нужно вообразить в помещении всех тех, кто придет к вам на учебу/заседание, и представить, что вы им что‑то рассказываете, активно стараясь быть как можно более убедительным.

Откорректируйте ход своих мыслей и составьте примерный план, как вы поступите в случае форс‑мажорных обстоятельств.

Вам в этом поможет:

• корректность суждений, мнений и умение проявлять адаптивность;

• вежливость;

• немедленное признание своей неправоты;

• оперирование только теми аргументами, которые воспринимает аудитория/партнер;

• наглядность;

• использование схем, графиков;

• использование наглядных и эмоциональных примеров, метафор, аналогий;

• личностная нацеленность;

• учет целей и нужд партнера;

• умение не перечислять факты, а излагать их преимущества для всех;

• быть с аудиторией/партнером в состоянии резонанса.

Вам просто необходимо научиться не брать на себя больше обязательств, чем вы способны выполнить без ущерба для себя. С утопающими нужна особая осторожность – чтобы и их спасти, и самому не утонуть.

Во избежание проявления синдрома спасательства вам надлежит:

• не помогать без четко оформленной просьбы или договоренности, кроме тех случаев, когда невмешательство может привести к тяжким последствиям (их не так много, для перечисления хватит пальцев одной руки);

• никогда, за исключением крайне редких случаев, не верить, что человек совершенно беспомощен;

• помогать людям, которые ощущают себя беспомощными, воспользоваться той силой и ресурсом, которые у них уже есть;

• не брать на себя более 50 % работы, добиваться, чтобы вторая сторона брала на себя остальные 50 %;

• не делать ничего, что делать по‑настоящему не хочется, не переступать через свои этические и нравственные нормы и принципы;

• помощь – это не вместо, а вместе !

Обычно человек находится в состоянии внимательного слушания не более трех‑пяти минут, поэтому помните, что для изложения текста у вас есть это время. Байка, рассказанная к месту в начале дня, поднимет настроение и задаст хороший темп работы. У вас будет возможность апеллировать к ней довольно долго. Притча, поведанная в середине дня, создаст атмосферу доверия, поможет расслабиться и снять напряжение. История, удачно рассказанная в конце дня, поставит точку в напряженном рабочем режиме.

Заучивать тексты необязательно, особенно когда дело касается трудных цитат из наследия мудрецов, но всегда допустимо иметь с собой цитатник/распечатки, обращение к которым тоже можно обыграть: «Как сейчас помню, но проверить надо. Вот. Слушайте!»

Непременно фиксируйте рассказ паузами и жестами. Именно они придают словам вес и значимость, подчеркивают знание вами жизни и предмета изложения. Пауза – показатель силы, и она играет даже большую роль, чем то, что вы произносите. Пауза задает ритм и темп усвоения материала, позволяет слушателю достичь резонанса с вами и с тем, что вы хотите до него донести. Кто‑то такой прием именует подстройкой, кто‑то – синхронизацией, а кто‑то – единением. Данной технике уже много тысяч лет, и неважно, как ее сегодня называют. Важнее то, что вы говорите, и то, как вас слышат.

История, притча, вскользь брошенная фраза, вовремя поданная реплика, пауза, сделанная кстати, – мощные инструменты воздействия на участников диалога, способствующие суггестии, более глубокой мотивации, осознанию человеком того, что решение любой задачи уже заложено в нем.

Ученые бьются над проблемой, что первично, а что вторично. Хотя вроде бы ответ дан: первично Слово . Еще не было ничего, а Слово уже было, и оно дошло до нашего времени. Все в этой жизни определяется словом, интонацией, ритмом. Словом можно похвалить, обругать, очаровать, заколдовать, передать чувства и эмоции. С помощью слова можно достичь того, что невозможно. При этом мозг более восприимчив к ритму, мелодике голоса, состоянию, в котором говорят, а потом уже вникает в смысл сказанного.

Обратимся к сфере музыки. Без учета текстов. Возьмем, к примеру, рок‑исполнителя Оззи Осборна. Ни внешнего вида, ни пластики, ни голоса, а заслуженно популярен с 1970 года! Нужны годы, чтобы тебя начали слушать с доверием. Нужны месяцы, чтобы изменить манеру общения. Нужны дни, чтобы отточить выступление. Нужны минуты, чтобы выразить мысль и быть услышанным, и секунды, чтобы вспомнить то, что ты хочешь сказать.

С помощью модуляций голоса можно построить доверительные отношения. Голосом мы привлекаем внимание, можем расшевелить человека, усыпить его бдительность, очаровать, оттолкнуть. По голосу, так же как и по внешнему виду, мы оцениваем человека в течение первых секунд знакомства, и эта оценка устойчива.

Внешний вид играет ключевую роль, когда мы находимся в поле зрения человека, на которого можем влиять. Но что делать, если нас не замечают? Обратить на себя внимание голосом, который влияет, когда нас не видят. Главное, чтобы голос был слышен и доходил до того, с кем мы ведем диалог.

Приводя в порядок свой внешний вид, на голос, как правило, обращают мало внимания. Однако голос и манера говорить характеризуют нас гораздо больше, чем нам кажется. Голос отражает внутреннее состояние, характер, темперамент, самооценку. Любые изменения в состоянии проявляются в модуляциях. Голос сообщает о неуверенности, заниженной самооценке, незрелости, внутреннем конфликте. Самооценка показывает наше отношение к себе в первую очередь и напоминает, что с таким человеком считаются или не считаются. Это полезно знать всем и прежде всего – нам.

Мы говорим в разном темпе: кто‑то быстрее, кто‑то медленнее. Скорость речи в большинстве случаев соответствует темпераменту и темпу жизни. Когда мы говорим скороговоркой, не завершая мысль, мы напряжены и невнимательны, сначала делаем, а потом думаем. Торопясь и форсируя смысл сказанного, мы хотим, чтобы на нас обратили внимание, быстрее оценили. Спешка отражает неуверенность говорящего, а неуверенность – это сигнал для всех. Когда мы говорим медленно, взвешенно, с паузами, то и отношение к тому, что мы сказали, иное. Мы выглядим обстоятельными, анализирующими ситуацию, сильными и мудрыми, уверенными в себе. В процессе диалога доминирует тот, кто ведет речь неторопливо, размеренно, делая уместные акценты и интервалы. Темп речи, интонация, обертоны, состояние оратора – глина, из которой можно вылепить все, что нам нужно.

Как окрасить свою речь интонациями? Несколько раз прочтите вслух часть текста, отрывая взгляд от него, направляя внимание на ощущения, чувствуя каждое слово на вкус, наполняя чтение разными интонациями. Вспомните, как в школе требовали читать с выражением. Именно его и необходимо добавить в речь. Обязательны паузы. Чем насыщеннее пауза между словами и предложениями, тем значительнее воспринимается текст, а каждое слово становится словом силы!

Мужик пришел в церковь и обращается к священнику:

– Батюшка, вот как лучше попросить Его, чтобы Он послал мне денег. Как и когда я их получу? Что Он ответит?

– Слушай, вот что ты делал на Рождество?

– Пил с друзьями, подрался с ними, вроде бы что‑то подожгли по пьянке.

– Однако. А теперь представь, что ты пригласил на свой день рождения сына, а он говорит тебе, что не придет, потому что ему интереснее проводить время с друзьями. Через пару месяцев он обратится к тебе с просьбой дать денег. Что ты ему скажешь?

– Прогоню его. Скажу, чтобы шел к своим друзьям!

– Вот теперь тебе и известен Его ответ на твой вопрос.

Вот так ненавязчиво доказывается правота. И лучше всего, чтобы и ваше состояние, и смысл сказанного были едины.

Для подбора текста, если у вас еще нет навыков, рекомендую подготовить экспромт заранее – наподобие «белого рояля в кустах» (это метафора, придуманная А. Аркановым и ставшая народной).

В процесс подготовки экспромта входят:

• определение аспекта проблематики;

• решение того, как и каким образом вы сможете его успешно рассказать;

• выбор, заучивание и репетирование того, что вы будете рассказывать;

• адаптация истории к современности или к конкретному человеку;

• закрепление материала.

Как‑то раз знаменитый и великий Сенека сказал великолепные слова: «Многому я научился у своих наставников, еще большему у друзей и соратников, но больше всего я научился у своих учеников». Учитесь учиться/ обучаться у всего того, что происходит с вами, всегда и везде.

Обучать – значит учиться вдвойне.

 

[1] Институт начетчиков у старообрядцев прекрасно описал М. И. Мельников‑Печерский.

Категория: Электронная библиотека здоровья | Добавил: medline-rus (30.12.2017)
Просмотров: 392 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%