Чаще всего истинная мудрость состоит в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не делать того, чего делать никогда нельзя.
Для более эффективного использования метафор, рассказов, притч необходимо учитывать их многогранность, задавая себе вопросы: «Зачем?», «Кому?», «Как?» и «Что это дает мне и как влияет на общение?».
Ответы на вопрос «Зачем?»
• помогают снять внутреннее напряжение, расслабляют;
• позволяют мягко подойти, а главное – подвести к принятию решения;
• освобождают от цензуры логического мышления и логики, которая привела к стрессу;
• помогают выстроить общее психоэнергетическое пространство;
• дают возможность проявить знание, которое архетипическое мышление обычно приписывает мудрецам и прочим;
• позволяют выстроить новый, более адекватный запрос.
При ответе на вопрос «Кому?» нужно принимать во внимание:
• тип нервной системы;
• профессиональные навыки, предыдущий опыт;
• психотип;
• возраст;
• пол и сексуальную ориентацию;
• биографию, предысторию.
Вопрос «Как?» означает практику эффективного применения притч, афоризмов, метафор и других инструментов общения. При этом вы будете:
• расставлять акценты на том, что вы сами считаете важным и нужным;
• активно использовать технику создания «точек сборки» информации для адресата;
• использовать тембр голоса, помня, что обычно слышат не то, что вы говорите, а то, как вы говорите, то есть то, как вы генерируете состояние;
• применять паузы, которые позволяют собеседнику проникнуться важностью сказанного, а вам сформировать определенный имидж сильного и уверенного в себе человека;
• активно использовать жесты, которые привлекают внимание к эмоциональной составляющей повествования и делают акцент на важнейших моментах рассказа и его смысле;
• создавать ассоциативные цепочки, которые позволят вовлечь слушателей в общее семантическое поле;
• привносить в общение новые смыслы;
• вовлекать собеседника в осознание, анализ и переосмысление актуальных событий;
• помогать ему создавать почву для новых запросов.
Основная нагрузка всегда приходится на вас, зато вы получаете возможность:
• отработать умение выстраивать общение на паритетных условиях;
• отработать умение и навык выстраивать энергоинформационный обмен;
• отработать умение и навык выстраивать общее семантическое поле;
• активно развивать собственный творческий потенциал;
• приобрести навыки и умения для само‑ и взаимообучения путем нестандартного решения самых разных задач;
• отработать умение и навык убеждать других в собственной правоте;
• отработать умение и навык создавать коллектив для решения определенных и неопределенных задач;
• отработать практические навыки создания психокоррекционных технологий в различных областях – от рекламы до продажи услуг;
• отработать умение использовать то, что есть в наличии, а не то, что хотелось бы иметь;
• обучиться полноценному диалогу с людьми, книгами, вещами (например, в качестве метафоры можно использовать любой предмет, явление, событие, процесс);
• отработать навык субъект‑объектного разотождествления.
В первые годы работы в качестве психотехнолога я постоянно удивлялся большому количеству «профессионалов», тративших свое и мое время на долгие дискуссии об эффективности и полезности техник, которые они не опробовали, зато имели свое мнение о том, как они будут/не будут работать и почему это произойдет. Сначала я спорил, потом понял бессмысленность этого и начал требовать, чтобы они проверяли технологии перед обсуждением, что приводило нас к новым спорам.
Потом я понял, что необходимо изменить изложение, его стиль. Тогда я стал рассказывать придуманные истории из моей армейской службы на «дважды Краснознаменной, ордена “Знак Почета имени братьев Люмьер” льдине». Истории захватывали, убеждали их, что все под контролем, пока кто‑то из них не обратил внимания на идиотизм ситуации. Потом мы от души посмеялись – и как‑то диалог наладился. Нечто подобное я предлагаю использовать и вам.
Несколько практических рекомендаций по выстраиванию структуры общения
• Даже если ваше объяснение будет предельно ясным и исключающим всякое иное толкование, то обязательно найдутся те, кто поймет вас неправильно! Это же можно сказать и по поводу вашей манеры поведения, общения, изложения, вашего внешнего вида. Как бы хорошо вы ни делали что‑либо, непременно найдется повод для критики! Помните, что вы не купюра в 500 евро, чтобы нравиться всем.
• Любые ваши предложения люди понимают иначе, чем понимаете вы. Это надо учитывать во избежание недоразумений. Не зря в подразделениях вооруженных сил требуют повторения отданного приказа. Там знают, что если приказ может быть понят неправильно, то его обязательно поймут неправильно!
• Никто не заходит так далеко, как тот, кто не знает, куда идет. Это касается тех, кто что‑то где‑то узнал и теперь выпячивает свою еруНдицию.
• Необходимо внимательно слушать и концентрировать внимание. Общению любого рода всегда сопутствует непреодолимое желание отвлечься.
• Нет невыполнимой работы и безнадежных ситуаций для того, кто сам не должен работать/решать!
• Чаще всего простая и понятная байка предпочтительнее сложной правды. Большинство легче воспринимает то, что ясно, недвусмысленно и рассказано со вкусом, а не то, что правильно.
• Давая конкретные советы, помните, что даже воду пить неприятно, если ее прописал врач. Впрочем, даже вода из‑под крана может помочь при расстройстве пищеварения, если ей запивать антибиотики.
• Не преувеличивайте значения своих слов, рекомендаций и советов. В жизни всегда есть место для лени и игнорирования нужной информации.
• Не спорьте с агрессивным дураком – между вами могут не заметить разницы. Осадите его историей или притчей.
• Все великие открытия и изобретения обычно делаются по ошибке или нечаянно. Не бойтесь импровизаций и озарений. Может быть, именно для этого вам и дана эта ситуация?
• Очищая что‑либо, обязательно испачкаешь что‑то другое. Речь идет о так называемом перфекционизме, поэтому делайте сегодня по максимуму то, что можете. Завтра сможете еще лучше. Стремитесь к совершенству, помня, что оно недостижимо.
• Вы всегда все делаете наилучшим образом из всех существующих!
|