Суфийский мудрец Шир Гаширим Раба сказал: «Не относитесь к притчам пренебрежительно. Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой или жемчужина, так с помощью притчи отыскивается истина». Фраза произнесена в XIV веке, а актуальна до сих пор! Особенно для тех, кто работает с людьми. Желание быть правильно понятым – залог успешности. Умение убедить в собственной правоте обычно похоже на чудо, а вера без дел мертва! Желание работать – это и есть активная реализация веры.
Людьми понимаются и принимаются только отстраненные от них, но насыщенные эмоциями тексты притч. Такая форма изложения позволяет и вовлечь в сферу разговора, и отойти от массы мелочей, которые мешают восприятию смысла общения.
В обществе всегда можно вычленить так называемое «Великое Среднее», и мы с ним живем рядом, общаемся, терпим его, сотрудничаем. Оно включает в себя некие усредненные показатели развития человека, его отношение к жизни и своему положению в социуме, круг интересов, ценности, смыслы, умения, навыки достижения целей. «Великое Среднее» всегда в большинстве, и вам после любого обучения, приобретя новые навыки и умения, придется в нем жить и с ним работать.
Утренняя планерка в больнице. Выступает главврач:
– Средняя температура по больнице +36,8 °C. Средние показатели превысили хирургические и реанимационные отделения +37,8 °C и + 39,4 °C соответственно. Но зато нас всех выручил морг: –4 °C. Так что, коллеги, мы с вами четко придерживаемся последней директивы Минздрава.
Статистика всегда обманчива. Так что вы должны говорить только от своего лица, без обобщений! Это первое. Второе. В окружающих вас будет многое активно раздражать. Вспомните еще раз о «Великом Среднем» и живите с поправкой на него. Они – такие, а вы – такой. Не хуже и не лучше. Просто – другой. И не забывайте о «средней температуре по больнице».
Давным‑давно, в середине XIX века, великий математик Лобачевский организовал лекцию под названием… «Мода и математика».
Собралось довольно много публики. Лобачевский вышел на сцену и сказал:
– Для удобства расчетов я предлагаю принять человеческое тело за шар. Тогда производное от dx в значении интеграла…
Спустя несколько минут в зале остался он один.
Хотите, чтобы вас поняли, – говорите понятно. Узкий специалист хотя и произносит очень правильные вещи, широкой публике непонятен в принципе! Чтобы вас поняли, желательно осознавать, что и кому вы говорите. И еще. Кто‑то мудрый сказал: «Если ты не в состоянии объяснить семилетнему ребенку смысл того, чем ты занимаешься, то ты занимаешься ерундой». Эта мысль чудо как хороша.
Некто В. Сидоров, будучи в Индии, был приглашен в дом Рерихов. Святослав Николаевич рассказал такую историю. Как‑то раз у жены Рериха разболелось ухо, и они обратились к Саи Бабе. Тот сказал, что если болезнь не лежит в области зрелой кармы, то он ее вылечит, что и сделал. В благодарность Рерихи пригласили его к себе в гости. Саи Баба пришел, они поговорили, потом Девика, жена Рериха, поинтересовалась: «Говорят, что у вас в ордене есть какой‑то необыкновенный алмаз. Это правда?»
Саи Баба подтвердил это и материализовал его. Рерихи восхитились им, после чего Саи Баба его дематериализовал. Затем ему предложили выпить кофе, и Саи Баба материализовал любимый сорт напитка. Попили.
– А потом что? – спросил донельзя заинтересованный Сидоров.
– Дальше? Ничего. Мы больше не общались. Нам это было неинтересно…
С точки зрения европейцев, умение творить чудеса – это нечто великое и волшебное. С точки зрения духовных традиций Индии, так как Саи Баба – глава ордена факиров[1], умение творить чудеса – это его работа и необходимый в профессии навык. А вот с точки зрения Саи Бабы, приглашение в дом Махатмы, который несет Свет всем, в том числе и факирам, и магам, и йогам, – это оказанная ему честь… Мир идей (духовный) более важен, нежели мир физический.
Приведу пример из жизни детей, иллюстрирующий то, как они обучают нас своим поведением.
Папа купил ребенку DVD‑диск с мультфильмом «Красавица и чудовище». Он его просмотрел, а вечером папа интересуется:
– Как тебе мультик, сынок?
– Ну, там чудовище говорит: «У‑а‑а‑а!!!», а красавица кричит: «А‑а‑а‑а‑а‑а!!!!», а он – бах вниз! А она опять, да громко так: «А‑а‑а!!!»
– Нет, малыш, расскажи‑ка мне все подробно. По порядку, с самого начала.
Ребенок, нахмурившись, выдает:
– Студия «Уолт Дисней» представляет…
Если есть эмоции, то не следует упрощать и переводить их в логические умопостроения. Тогда впечатление подменяется умозаключением, и именно так обедняется наша с вами эмоциональная сфера.
Следующий пример описывает то, на что имеет право внутренне свободный человек.
Отрывки из интервью, взятого у президента «общества пофигистов». Корреспондент:
– Вам действительно все по фигу?..
– Конечно… Абсолютно все на свете…
– И всемирное потепление?
– Конечно… Почему для него я должен делать исключение?
– И всеобщая глобализация?
– Естественно, и без вопросов…
– Ну, а деньги? А секс? К ним вы тоже равнодушны?
– Нет, конечно!
– Но вы же сами себе противоречите…
– А мне по фигу!
Итак, внутренне свободный человек имеет право:
• время от времени менять свою точку зрения;
• самостоятельно судить о своих мыслях, поступках, эмоциях и отвечать за них;
• чего‑то не знать и не хотеть чего‑то знать, хотеть, иметь;
• не давать объяснений по поводу своих поступков, мыслей, эмоций, стиля жизни;
• совершить ошибку, принять любое нелогичное решение и нести ответственность за это;
• не интересоваться чем‑то в принципе.
Многие жалуются на отсутствие ума и сообразительности у своих начальников, при этом совершенно не понимая, что если руководитель «поумнеет», то они лишатся работы. Полезнее не критиковать и не искать то, что у кого‑то плохо, а заняться собой и решением своих задач.
Как‑то раз я консультировал одного мужчину и в числе прочих заданий рекомендовал ему:
– После всего этого вам необходимо принять ванну и рюмку коньяка.
Он замялся и затем сказал:
– А мне столько не выпить…
Любые ваши предложения масса народа понимает совершенно не так, как понимаете их вы. Это надо учитывать обязательно. Во избежание недоразумений. Лучше перестараться, чем недоделать.
В связи с этим мне вспоминается короткий, но любопытный диалог.
– Доктор, я буду жить?
– А смысл?
Чем короче байка, тем остроумнее вы выглядите и тем быстрее вас поймут. С помощью короткой шутки проще одергивать особо рьяных, которые хотят «всего, сразу и можно без хлеба». Шутка проиллюстрирует идею о том, что только то, что наполнено смыслом, достигается быстро, успешно и приносит наибольшую долгосрочную пользу. Тогда к фразе наподобие вопроса «А смысл?» можно будет неоднократно возвращаться.
Таким нехитрым способом вы можете прервать любую затянувшуюся дискуссию, обсуждение, пустые разговоры, демагогию, софистику и пр. Поиск смысла – одна из самых сложных тем. В ней легко и просто утопить и похоронить все, что мешает вам трудиться.
При проведении корпоративных тренингов, особенно тех, которые касаются воспитания корпоративной культуры, весьма полезно рассмотреть воззрения Конфуция. Дополнительно могу порекомендовать ознакомиться со «стратегией голубого океана».
«Когда жизнь складывается наперекор нашим желаниям, мир вокруг нас подобен лечебным иглам и целебным снадобьям: он незаметно врачует нас» , – так писал Хун Цзычэн в книге «Вкус корней» (XVII век).
Как правило, новая жизнь начинается со слов: «Мне плохо». Если вы начали что‑то делать, то вы активно реализуете свой шанс «на излечение».
Один молодой человек, весьма образованный и начитанный, решил, что пришла пора искать себе идеального учителя. Да и как иначе, ведь он такой особенный. Он прочел много объявлений, использовал Интернет, делал свои рассылки, посещал один ашрам за другим, слушал, обсуждал и практиковал, но всегда оставался в сомнении или неуверенности. Кто‑то для него казался неудачным в одном, кто‑то – в другом. В одном учителе ему не нравилась речь, во втором – поведение, в третьем – манера обучать.
Так он искал лет 20 и почти потерял надежду, но вдруг повстречал человека, каждое слово и поступки которого соответствовали его представлению об идеальном учителе. Он не стал тратить время напрасно и подошел к нему:
– Мне кажется, что вы – идеальный Учитель, умоляю вас, возьмите меня в ученики.
– Действительно, так меня называют, – сказал Учитель, – но я не могу вас взять для обучения, так как мне нужен идеальный ученик.
Каждый хочет иметь в учителях Христа, но каждому достается тот, кого он заслуживает. Сейчас более ценно умение владеть процессом, и во многом роль личности преподавателя нивелирована. Важнее овладеть искусством научения, а не подбирать себе учителя по принципу «нравится – не нравится». Никто не встречает свой идеал дважды в жизни. Да и один раз редко кто его находит.
– Господа хорошие! Мы с вами – как легендарный матрос Железняк с отрядом. «Он шел на Одессу, а вышел к Херсону!» Промашка там была около 200 км. Давайте отыгрывать назад, пока не случилось чего‑то еще более серьезного.
Такая форма отступления в речи позволяет снять агрессию, напряжение, разрядить атмосферу в коллективе в тех случаях, когда общение становится неуправляемым или наиболее активный участник пытается проявить себя в роли доминирующего, «самого умного» звена. Тогда он выступает за то, против чего выступают остальные, и наоборот. Есть и такие. Вот еще одна история.
Приведу пришедшие на память слова политинформатора, проводившего весной 1984 года беседу в помещении станции скорой и неотложной помощи г. Череповца. На вопрос о том, что если в США так плохо живут, то почему они не бегут к нам в страну, он задумался, потом понизил голос и с «откровенностью и душевностью» бывалого политработника сказал: «Надо, товарищи, признать, что хорошо живут трудящиеся штата Айова… И ничего‑то нам с ними пока не поделать».
Вот слова Иоанна Златоуста.
Праздник есть явление благих дел, благочестивое состояние души, умиротворенность и радость. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый, и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, – потому что день ото дня ничем не разнится, – но по нашему усердию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, если ты согрешил, то худ и неразлучен с наказанием.
Высказыванию уже 16 веков, а все наши проблемы в нем отражены. Какие? Мысли? Соображения? Как вы умеете с пользой для себя отмечать праздник? Неумение фиксировать состояния приводит к тому, что любой праздник традиционно превращается в будни. «Точка сборки» лежит в нашем отношении к себе, в неумении радоваться тому, что есть, и тому, что еще должно быть! Слова Иоанна Златоуста звучат очень современно.
Обычно мы пребываем в уверенности, что понимаем мир, и никто из окружающих не имеет шанса развенчать эти убеждения, поскольку просто не было случая усомниться в обратном. «Если веришь – то можно закусывать» (Л. П. Андреева).
Единственный человек, уцелевший после кораблекрушения, был выброшен волной на необитаемый остров. Он молился о том, чтобы Бог спас его. Каждый день он с надеждой смотрел на горизонт. Обессилев окончательно, он построил небольшой шалаш из плавника, чтобы укрываться от непогоды. Однажды, вернувшись домой после поиска еды, он увидел, что шалаш окутан пламенем, а гарь поднимается к небу. Его дом был потерян!
– Боже! Как Ты мог так поступить со мной! – рыдая, закричал он.
Рано утром его разбудил выстрел с корабля, который приближался к берегу.
– Как вы узнали, что я здесь?
– Мы увидели твой дымовой сигнал, – ответили матросы.
Легко упасть духом, когда все вокруг плохо. Но мы не должны терять веру, потому что Провидение присутствует в нашей жизни даже посреди боли и страдания. Помните, если шалаш сгорит дотла, это может быть дымовым сигналом, свидетельствующим о Его милости. Не падайте духом! Все, что ни делается, то делается для нас. Для обучения. А еще для памяти.
«Сжав зубы до скрипа, сцепив пальцы до хруста, радуйся, ибо ты живешь. Радуйся бирюзе неба и рубиновым лучам рассвета. Радуйся жемчугу капель дождя, потому что по‑другому нельзя. Радуйся отчаянной радостью израненного воина. Пусть битва проиграна, но флаг не спущен, и оружие не брошено в грязь, и ты не бежишь с позором, потому что нечем бежать. И остается только стоять насмерть. А когда ничего не осталось, радуйся высшей радостью за ближних своих. Радуйся чужой любви и звонкому смеху не своих детей. Даже когда свинцовые тучи – радуйся. В дождь и слякоть радуйся. Радуйся и ликуй, презирая боль, ибо имя тебе человек!» (Епископ Лонгин (Жар))
Когда мы говорим о ком‑то, что он глупец, мы забываем об аксиоме Коула – наблюдении середины XX века: «Количество разума на земле – величина постоянная. А население растет». Проблема глупости – проблема интернациональная.
Если вы во время «сезонных обострений» будете чаще обычного на них наталкиваться, то не злитесь, а проявите сочувствие. Такие люди внутренне глубоко несчастны в жизни. Все им мешает, все их раздражает, и они не в состоянии даже задаться вопросом: «А почему?» Нужно отнестись к ним с пониманием, похвалив себя за то, что «вы – не такой!». Повезло вам, знаете ли.
Вот одна из старых китайских притч о Конфуции.
Некто спросил Учителя:
– Правду ли говорят, что за зло нужно платить добром?
– А чем же тогда платить за добро? – удивился Учитель. – Нет, за зло нужно платить по справедливости.
Адаптивность как раз и заключается в том, чтобы определить для себя , что такое добро и что такое зло. Выбор остального будет делаться автоматически. Так что если с вами происходит нечто, что вас тревожит, пугает, вызывает у вас дискомфорт, то это тот самый импульс, направленный на обнаружение внутреннего ресурса. Вы должны его проявить, иначе несчастная жизнь гарантирована.
Все значимое видится на расстоянии. Приведу пример из жизни.
Жил‑был один мой знакомый. Он был весьма продвинутым йогом. До перестройки у него была мечта – помедитировать с настоящими просветленными монахами в монастырях Индокитая и Дальнего Востока.
Громыхнула перестройка, и у него оказалась такая возможность. Он уехал, и года три от него не было ни слуху ни духу. Мы уже решили, что его приключения имели трагический исход. После чего он вдруг появился. Осунувшийся, переболевший там какими‑то местными хворобами и болячками. И вот сидит он перед нами, а мы задаем вопросы.
– Ну как? Просветленных видел? И как там они?
– Да люди как люди. Народ как народ, со своими делами и делишками. В общем, те же самые проблемы, только с другими людьми.
Мы опешили. Как?! Уехать за пять тысяч верст, чтобы изрекать банальности?!
– А кто тебе мешал все это здесь увидеть? Отъезжай от города на электричке километров тридцать, в Пурдошки‑Черемушки, и наблюдай вволю и на здоровье!
А он так грустно улыбается и говорит:
– Да кто же знал?
Налицо эффект расстояния. Когда отходишь от проблемы, точнее – от ее эмоционально‑чувственного переживания, то включается второе полушарие – левое, а проблема (или переживание) превращается в задачу, которую необходимо решать спокойно, без эмоций. Именно поэтому так хорошо думается в дороге. От проблем ты уже отъехал, а к другим проблемам еще не доехал. Впрочем, от себя не убежишь. Все свое всегда и упорно носишь с собой. Это первое.
Второе. Что на Западе, что на Востоке, я имею в виду настоящий Восток, а не Восток из сказок «Тысяча и одна ночь» , все проблемы схожи с нашими – это самоуважение, унижение, обиды, тревоги, радости и много‑много чего еще.
Мало кому известно, что накануне войны Гитлер поймал золотую рыбку и загадал ей одно желание:
– Хочу парад на Красной площади с немецкими знаменами.
Желание, как вы знаете, было выполнено в точности.
Бойтесь неправильно сформулированных желаний – они исполняются в точном соответствии с тем, как вы их произнесли, а не так, как вы подразумевали. Подсознание намеков и иносказаний не принимает и реализует загаданное желание буквально. Сие проверено на бесконечном множестве и умных, и глупцов.
Ибн Хазм заметил, глядя на оживленную дорогу у города Коканд:
– В разлуке три четверти горя берет себе остающийся. Уходящий же уносит с собой всего одну четверть.
Думаю, что с этим сталкивался каждый: стоит куда‑то уехать – и проблемы, которые терзали дома, начинают казаться совсем незначительными.
В дороге, неважно какой, у нас иное состояние, мы в ином месте, вокруг нас иные заботы. Это можно сказать и об отъезде физическом, и о «поездке» внутренней, в которой мы утрачиваем что‑то (молодость, свежесть и яркость восприятия, красоту, азарт, боевой настрой), взамен приобретая что‑то новое (зрелость, опыт, осторожность, достаток, трезвый взгляд на вещи).
Если сомнения заставляют взять нас более одной четверти, например три четверти в виде сожаления («Вот бы тогда…»), упреков в свой адрес («Каким же дураком я был!»), жалости к себе («Кто же мог знать!») и т. д., то тогда вы не живете там или здесь, а находитесь посередине. Это тяжело воспринимается подсознанием, и оно начинает подталкивать нас к неразумным поступкам, за которые потом будет стыдно: «Седина в голову – бес в ребро», «Связался черт с младенцем». Так обычно и описывают эти «три четверти».
В начале XX века русский философ Соловьев разрешил вопрос, который мучил мыслителей три тысячи лет. Он звучал так: «Может ли Всемогущий Бог создать камень, который Он не в состоянии сдвинуть?» Соловьев на него ответил: «Такой камень создан – это человек».
Если человек чего‑то не хочет всерьез, то даже Господь ничего не сможет с этим поделать. Люди изобретают невероятное количество причин, прибегают к огромному числу уловок, проявляют изобретательский талант, чтобы избежать действия. Важно донести до ума собеседника простую мысль: дело – не в «объективных» причинах, а в простом нежелании что‑либо делать! Это тяжело. Формально это все понимают, и для всех это «общее место». И все же. Никто за вас ничего не может и не сможет сделать никогда и ни при каких обстоятельствах! Сам человек и является тем камнем, который сдвинуть никто не в силах! Прекрасная иллюстрация к объяснению внутреннего сопротивления и описанию способов его преодоления.
[1] Факир в Индии – это не фокусник, которого мы можем увидеть в цирке, а чудотворец.
|