Сотни миллионов людей в мире исследуют вопрос: «Кем были Иисус, Будда, Мухаммед?» И только десятки тысяч задаются вопросом: «А кто я сам?»
Сомнения обычно маскируются под логику, осторожность, житейский опыт, благоразумие, скрываясь под психосемантическими построениями. Вместо того чтобы сказать: «А как сделать?», мы проговариваем извечное: «Что делать?» Это тоже проявление сомнений.
Сомнения – это глубоко законспирированный внутренний процесс, уверенность в котором стараются подкрепить какой‑либо психологической защитой. В категорию «сомнения» входит все многообразие психологических теорий и парадигм – от родового сценария до незавершенного гештальта, от незадачливой судьбы до отрицательной зрелой кармы.
Сомнения поддерживают в том числе народные верования и установки: «Всяк сверчок знай свой шесток», «Я – последняя буква в алфавите», «Молод еще…». Плюс отсутствие мотивированного нахальства, плохо выделенная я‑концепция, незрелая или нарушенная картина мира. В категорию «сомнения» входит такая особенность психики, как довольно четкое и точное понимание, чего индивид не хочет , и очень плохое осознание, чего он хочет . К этому добавляется полное неумение вдуматься в «простой» вопрос: «А чего, собственно, хочу я сам?»
Человеку свойственно веровать, и можно сказать, что самый глубинный, базовый слой нашей жизни образуется посредством верований. Это та почва, на которой мы трудимся в поте лица. Если в этой области то там, то тут вдруг начали зиять провалы, то это и есть наши сомнения. Сомнение – это, как правило, способ существования нашей веры. У сомнений и верований имеется общая черта: они не являются идеями, о которых можно думать, а можно не думать. Они есть, и все!
Поэтому сомнения – вовсе не безобидные вещи. Они помещают нас в неясную ситуацию. Главная ошибка проистекает из непонимания природы веры и сомнения. Удобно: усомнишься в чем‑то – и это перестает быть актуальным. Но так не бывает, сомнение ввергает нас в сферу неопределенности, а реальность от этого никуда не исчезает и создает ситуацию непостоянства, сталкиваясь с которой мы не знаем ни что думать, ни что делать.
Сомнение сродни пребыванию в нестабильности как таковой. Оно напоминает момент наводнения или кораблекрушения. В эти мгновения нам может помочь или вера в то, что на самом деле все не как, так кажется, или осознание реальности и, как вариант, здравый смысл.
Сила языка в этом случае играет с нами злую шутку. Определение «сомнительный» означает текущую реальность, в которой человек не может отыскать опоры и падает. Отсюда выражение «пребывать в пучине сомнений», что противоположно по смыслу фразеологизму «твердо стоять на ногах». Синонимом слова «сомнение» является «неустойчивость». Мир сомнения – марина[1], вызывающая опасение кораблекрушения. Или еще поговорка: «Обжегшись на молоке, дуют на воду». Сомневаться – значит пребывать в подвешенном состоянии.
Естественная человеческая реакция – желание быстро вынырнуть из пучины сомнений. Что нужно сделать для этого? Для области сомнений характерно, что мы этого не знаем. Что предпринять, когда мир колеблется и нет точки опоры? В такой ситуации человек начинает заниматься странным делом, которое и на дело почти не похоже. Он старается активно думать, осмысливать, осознавать. Думать о вещи – это самое малое из того, что можно с ней сделать. Когда все вокруг рушится, у нас остается возможность задать себе вопрос: «А что, собственно, рушится?» Из доступных средств остается интеллект. Вот и начинают пользоваться им, хватаясь за него, как за спасательный круг.
Сомнения вторгаются в прорехи в вере. Их назначение в какой‑то мере состоит в том, чтобы заменить нестабильный, неочевидный мир на тот, в котором все предельно ясно. Это достигается с помощью воображения, веры в себя и свои силы.
Сомнение – это предатель, который всегда рядом с нами, внутри нас. Он заставляет нас проигрывать там, где мы могли бы выиграть. Более того, он активно мешает нам даже попытаться выиграть.
Единственная рекомендация, которую можно дать в этом случае: «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком и, наконец, в исполнении принятых вами решений – флегматиком» (В. Вундт).
Поэт А. Васин написал:
Знаю, легче всего память носит грехи.
Знаю, даже во сне бередят неудачи.
Разве только из них состоит наша жизнь?
Сколько раз все бывало иначе?
От вас требуется активно и регулярно вспоминать: «Сколько раз все бывало иначе?» Буквально заставлять себя делать это, особенно когда совершенно не хочется.
Много дней шел по пустыне путник и однажды увидел огромное раскидистое дерево. Дойдя до него, он сел отдохнуть в тени.
«Я совсем без сил, и мне так хочется пить», – подумал он. Вдруг рядом появился кувшин с холодной водой. Путник испугался. Но жажда сделала свое дело, и он осторожно сделал несколько глотков: вода.
«А неплохо бы еще и поесть чего‑нибудь!» – стал мечтать он.
И тут же возник стол с сытной и вкусной едой.
Перекусив, человек захотел отдохнуть и сразу же обнаружил рядом диван. Удивился, а потом подумал: «Не к добру! Чего от меня захотят в оплату?» И в голове завертелись картины одна страшнее другой…
И они все до одной сбылись.
Мир добрее, чем нам кажется. На что настроен, то и получишь…
Если всерьез не задумываться над своей жизнью, не исключено, что по ее окончании, когда вы пройдете по коридору и встретите ангела, то у вас может произойти примерно такой диалог.
– Пойдем, я провожу тебя туда, где ты будешь ждать решения о своем дальнейшем существовании.
– Послушай… Я лежал, умирал, умирал и все думал… думал… В чем же был смысл моей жизни?
– Да не бери в голову. Лучше пойдем поскорее… Чего теперь уж?
– Нет, ну все же. Ты же наверняка знаешь, ну скажи мне, не мучай!
– Ты действительно хочешь знать, зачем ты жил?
– Да, да! Скажи мне! В чем был смысл моей жизни?
– Ну ладно… Сам напросился… Помнишь, лет двадцать назад тебя послали в командировку на химзавод в Череповец?
– Хм… Да. Что‑то такое припоминаю.
– А как ты сидел с приятелем в вагоне‑ресторане, помнишь?
– А… наверное. Что‑то такое припоминаю…
– И за соседним столиком сидела пара молодых людей, вспоминаешь?
– Хм… вроде да… Кажется, помню…
– Помнишь, один из них попросил тебя передать ему перец?
– М‑м‑м… ну, наверное… Ну так и что?
– Ну так и вот!
Вот так можно из‑за повседневной суеты утратить саму жизнь и наполняющий ее смысл, а из всех свершений останется услуга в вагоне‑ресторане совершенно постороннему человеку. Жизнь не удалась, но попытка засчитана… В мире все существует не само по себе и не просто так, а для чего‑то… В погоне за большим и сложным мы часто не видим малого и простого. Осознание простого постулата «смысл жизни – в повседневной жизни» помогает в погоне за великими целями не потерять главного – свою жизнь и ее смысл.
Рассказывают, что когда король предложил одному из семейства Роганов[2] герцогский титул, тот гордо отказался:
– Герцогов много, а Роганы одни!
И вновь вопрос: «Есть ли жизнь до смерти?»
Один монах монастыря в Стеце (Болгария) совершил ошибку, и судить его позвали отшельника. Перед судилищем он взял ведро и сделал в днище несколько отверстий. Затем наполнил ведро песком и пошел в монастырь. На вопрос: «Зачем?» он ответил: «Я иду судить другого, а мои грехи идут за мной как песок из ведра, но я не смотрю назад и не могу их видеть. Значит, я могу судить?» Монахи отменили суд.
Прежде чем кого‑то осуждать, посмотрите на себя и подумайте: «А я бы хотел, чтобы так поступали со мной?»
Жили‑были два брата. Один – жизнерадостный и оптимист, другой – грустный пессимист. Однажды на Новый год им подарили два мешочка с презентами. Тот, который мизантроп и пессимист, решил подшутить, как умел, над братом. Он достал его подарок и положил в мешочек конский навоз, а свой подарок так и не распаковал, чтобы заранее не расстраиваться.
Наутро он открыл мешочек и начал ворчать:
– Лего… Да мне теперь его до следующего Нового года надо собирать… Детальки такие маленькие, теряться будут, а глаза‑то как будут уставать… Очки буду носить, как бабушка…
Второй заглянул в свой мешочек и обрадовался:
– А ко мне лошадка приходила, пока я спал!
Этот рассказ – намек на то, что сомнения в благополучном исходе собственной жизни способны уничтожить любое начинание буквально на корню. Даже самое хорошее и полезное.
Сейчас я скажу одну простую вещь. Все ваши проблемы, по сути, не что иное, как попытка преодолеть внутренние сомнения. Только они и именно они вам больше всего мешают.
Учитель наших вождей изрек: «Подвергай все сомнению» . Учитель наших учителей сказал: «Самый страшный грех – сомнение» . До большинства последнее высказывание как‑то не доходит. «Да, наверное, правильно…» – и не более того. А вот подвергать все сомнению, переводить «пар в гудок» – на это все мастера. «Как же без сомнений?» Сомнение – главное препятствие на жизненном пути у всех и всегда.
Жила‑была одна весьма истеричная и невротичная, правда, очень обеспеченная американка. Она имела обыкновение в день по два‑три раза звонить своему психоаналитику с самыми разнообразными вопросами, которые касались ее плохого внутреннего состояния. И вот как‑то раз она влюбилась и отправилась с любимым в путешествие в Европу. Через пару недель она позвонила психоаналитику с претензией:
– Я уже две недели чувствую себя очень хорошо. Даже нет, просто великолепно! Объясните – почему?!
Власть сомнений сильна, и человеку, охваченному ими, проще всего связать свои достижения с чем угодно, только не с собой.
Замечательный русский художник Александр Куинджи твердо верил в свои способности. Три раза он пытался поступить в Академию художеств, и каждый раз был отвергнут. В третий раз из 30 конкурсантов были приняты 29. Куинджи снова остался за бортом. Чтобы не повторять ошибок, за которые его не принимали, он написал пейзаж и отнес его на академическую выставку. Пейзаж повесили на стену, а никому не известный автор получил за него две почетные награды и был принят без экзаменов. На своем опыте зная, как трудно пробиться, Куинджи тем не менее считал, что никакие препятствия не могут помешать человеку в его истинном призвании: «Если вам суждено стать художником, то вы станете им даже в тюрьме» .
Ничего нового: нам мешают сомнения и неумение делать привычные дела непривычным для нас способом!
Семья Б. разбирала на кирпичи остатки стен довоенного дома. Когда они добрались до фундамента, в подвале, о существовании которого и не подозревали, в бидоне из‑под молока была найдена старая фаянсовая посуда и примерно с ящик довоенного вина. То, что семья разбирала развалины, – показатель уровня ее благосостояния. Одна бутылка найденного вина на аукционе стоила не менее 2200 долларов. Вы правильно подумали. К моменту выхода репортажа на телевидении они распили уже пять бутылок – их годовой доход. Можно ли таким людям помочь деньгами? Не уверен.
Суть ситуации – неумение воспользоваться случаем, принципиальный не‑настрой на деньги! Распространенный миф: деньги – мусор, бумага… И это началось не сегодня.
Вот еще пример.
«Три дня погуляли мы в Астрахани, а потом были в Баку, Тифлисе, Владикавказе, хорошо заработали, а деньги привез домой только скупердяй Ильков» (В. Гиляровский. Мои скитания).
Речь идет о капитализме конца XIX века! Помочь никому всерьез нельзя. Каждый умирает в одиночку! Сам и только сам! Внутренне. Сущностно.
Радуйтесь тому, что есть, и тогда у вас будет то, о чем вы пока даже и не мечтаете. Все то, что доказано сегодня, когда‑то было только плодом чьего‑то воображения. Сомнение! Вот главный тормоз.
Судха Чандран – современная индийская танцовщица классического танца – прекратила танцевать в расцвете карьеры, ибо врачи были вынуждены ампутировать ей правую ногу. После того как ей сделали протез, она вернулась к танцам и вновь стала лучшей среди танцовщиц. На вопрос, как ей это удалось, она ответила:
– Для того, чтобы танцевать, ноги не нужны!
Что в голове – то и в жизни. Есть воля – будут победы, свершения, достижения. Если ее нет – никто и ничто не поможет. Кто‑то без ног участвует в Параолимпийских играх, а кто‑то сидит у входа в метро с шапкой.
Как‑то раз персидский царь Дарий послал спартанцам письмо, полное угроз. В нем было сказано примерно следующее: «Если вы не подчинитесь мне, не признаете мою власть, то я завоюю ваши земли, сожгу ваши дома, уведу в рабство женщин и детей, мучительно убью мужчин, засыплю пашни камнями, вырублю сады и леса, а царя Спарты сожгу живьем на медленном огне…»
В ответ спартанцы написали только одно слово, и это слово было: «Если…»
Именно так и становятся узниками «замка If»[3]. Люди любят произносить фразу: «Если бы у меня было…» Бесперспективность этого очевидна. Полезно приводить данный пример, когда вокруг много сомневающихся, у них есть масса возражений и контраргументов на собственные аргументы, они демонстрируют неверие в действие и желают, чтобы все как‑то разрешилось само собой.
Один падишах захотел узнать всю историю человечества. Мудрец принес ему 500 томов. Занятый государственными делами правитель отослал его, повелев изложить все это в более сжатой форме. Через 20 лет мудрец вернулся: история человечества занимала теперь всего 50 томов, но царь был уже слишком стар, чтобы одолеть столько толстых книг, и снова отослал мудреца.
Прошло еще 20 лет, и постаревший, убеленный сединами мудрец принес владыке один‑единственный том, содержавший всю премудрость мира, которую тот жаждал познать. Но царь лежал на смертном одре, и у него не осталось времени, чтобы прочесть даже одну книгу. Тогда мудрец изложил ему историю человечества в одной строке, и она гласила: «Человек рождается, что‑то делает и от этого страдает, а потом умирает».
Можно просто сказать о сложном. Рекомендуется рассказывать эту притчу, когда нужно сбить накал страстей в группе, увлеченной обсуждением чего‑то несущественного или запутавшейся в трех соснах.
Поиск истинного призвания – всегда риск. Многие избегают его, боясь неудач. Мешают сомнения, поэтому люди предпочитают не рисковать. Так их таланты остаются невостребованными. Этого страха, к счастью, лишены дети. Они берутся за рисование, пение, лепку, строительство, за саму жизнь, не опасаясь, что у них ничего не выйдет! Они действуют согласно своим стремлениям. Именно поэтому Рабиндранат Тагор говорил, что каждый ребенок несет в себе «знамение того, что Бог еще не окончательно разуверился в людях».
Хорошо на этом примере разбирать следующую ситуацию. Если призвание заявляет о себе рано, можно просто трудиться. А если оно запаздывает? Тогда к трудолюбию следует прибавить терпение? Приобретение навыков? Или нужно жить «как все»? Или принять за основу то, что талантлив любой человек, особенно когда руководствуешься такой формулой: «Творчество – одухотворение материи». Под материей понимается все – от листа бумаги или пианино до самого себя? Каковы пути самореализации?
Некоего раввина с утра до вечера осаждали люди, так что у него совсем не оставалось времени ни для чтения, ни для созерцания, ни для познания Торы. Тогда он повесил на дверь записку «За два вопроса – тысяча шекелей». Конечно, с того дня времени для дел у него стало гораздо больше. Как‑то один очень богатый человек прочел эту надпись и сказал:
– Рабби, вот тысяча шекелей, но не кажется ли тебе, что это слишком большая сумма за два вопроса?
На что раввин ответил:
– Кажется. А каков ваш второй вопрос?
Молчание – золото. Этот пример подойдет для ситуации, ко гда кто‑то рядом начинает переливать из пустого в порожнее, чтобы утвердиться в том, что он очень‑очень умен и знает все на свете.
К вопросу о том, что вас могут понять совершенно не так.
Дело было в XIX веке. Одна провинциальная газета сделала предположение, что Шаляпин собирается писать мемуары. Он был в Италии и опровержения этому не дал. Другая газета пожелала сделать маленькую сенсацию и написала о том, что мемуары будут на итальянском языке. Третья газета решила, что раз на итальянском языке, то и издавать их будут в Италии, и от себя добавила название книгоиздательства. Четвертая справедливо рассудила, что если мемуары издают, то должен быть гонорар. Примерно в 100 тысяч лир. Пятая газета сообщила, что рукопись украдена, а горе автора не поддается описанию.
Крупные издания по поводу заметок в этих газетенках напечатали буквально следующее: «До чего доходит тяга к саморекламе у знаменитостей! Они могли бы добавить, что рукопись не только похищена, но и то, что при похищении было убито десять человек. Стыдно!» Дело дошло до того, что одна московская газета начала публиковать эти «мемуары». Когда Шаляпин возмутился таким поворотом, ему пригрозили очной ставкой!
Прекрасная иллюстрация игры в испорченный телефон, когда при передаче информации более чем через три пары ушей ее смысл искажается. Не зря в армии требуют повторить распоряжение. Если что‑то можно понять неправильно, то это обязательно поймут неправильно. Особенно если слушающий поставлен в жесткие временные рамки.
Давным‑давно высоко в горах жил очень бедный человек. У него была одна коза и такой ветхий дом, что за него не хотела выходить замуж даже одноногая усатая вдова. Однажды ему все это надоело, и он отправился за советом к даосскому мудрецу.
– Скажи, мудрец, ты не знаешь, как мне стать богатым, уважаемым и успешным человеком?
– Отдай мне лучшую козу из твоего стада, и я тебе отвечу на вопрос.
Бедняк отдал ему свою единственную козу, благо ему не надо было решать проблему выбора, и мудрец, погладив длинную бороду, изрек:
– Понятия не имею!
Просветившийся бедняк удалился на соседнюю гору. И вскоре у него было много‑много коз, прекрасная жена и новый большой дом.
Великолепная иллюстрация к тезису: «Избавься от страхов – и успех придет к тебе». Мудрец точно ответил ему: делай все для себя сам, не ищи чужого опыта и не привязывайся к тому, что тебя к успеху не привело (одна коза и ветхий дом), а найди силы начать сначала. Как? Никто не знает, кроме тебя самого.
А еще это урок смирения для специалистов, которые всегда «знают» источник проблем клиента, даже если не имеют об этом понятия. «Будьте проще, и люди к вам потянутся!»
Приведу цитату из замечательной книги детства «Старик Хоттабыч» . В ней есть примечательный диалог. Обозленный Хоттабыч грозится:
– Я задумал наказать их, о Волька… поразить громом!
– Что ты, Хоттабыч! Удар грома… никого поразить не может. Поражает людей разряд атмосферного электричества – молния. А гром не поражает. Гром – это звук.
Очень‑очень хороший мальчик. Выявил правду, вместо того чтобы спасать ничего не понимающих официанток. Точно так же нередко выглядят наши желания быть умными и правильными наперекор всему, в том числе и здравому смыслу!
Вспоминается история об одной женщине.
Она, делая с утра гимнастику, думала о том, как она пойдет в душ. В душе она представляла, как она попьет вкусный чай. Во время чаепития она думала о макияже. Делая макияж, она думала о том, как поедет на работу. Во время поездки она думала… И так до самого вечера вплоть до отхода ко сну! В итоге: ничего и нигде!
Вопрос: «А где вы находитесь… сейчас?»
Фиксировать «сегодня и сейчас» тяжело, но учиться этому надо – для более успешного проживания своей жизни. В противном случае жизнь откладывается на потом, и в конце – бессмертные есенинские строки: «Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?» И вся жизнь – как во сне. То ли была, то ли приснилась, то ли растрачена неизвестно на что. И вспомнить нечего, кроме массы мелких и несущественных деталей.
Со стороны всегда виднее. Прекрасная тема для обсуждения и активного пресечения жалоб и поиска жилетки, а также выявления людей, склонных к такому проявлению эмоций. Людей можно поделить на две категории: тех, кто способен двигаться, и тех, кто не способен. Первые получают результаты, а вторые – проблемы. Первые – живут, вторые – выживают. Вот и вся разница.
Когда воздвигали Медного всадника на Исаакиевской площади, произошла одна поучительная история. При обработке пьедестала от него был отколот огромный кусок гранита. Подрядчики просили за его вывоз около 800 рублей. По тем временам огромная сумма. Тогда за его уборку взялся крестьянин – всего за 150 рублей. Удивились, но согласились. Крестьянин не стал его вывозить. Он вырыл яму и закопал камень на площади. Излишек земли пошел на укрепление набережной.
Суть такова. Можно идти на поводу стереотипов и магии слова «убрать». Что нам надо? Увезти, чтобы освободить место, или все‑таки убрать? Крестьянин подошел к ситуации как к задаче, а не как к процессу, который переживается эмоционально‑чувственной сферой. Он нашел новую карту маршрута решения. Наличие трудностей в жизни – нормальное явление, и бороться с ними надо азартно. Не каждый согласится расстаться с привычной маской мученика, который сродняется с хмурыми мыслями, экономит энергию, укладывая в складки кожу на лбу. Экономим энергию на новизне.
Что сулит перевод проблемы в задачу? Решая задачу, мы движемся от дискомфорта к комфорту. В процессе достижения цели у нас могут сложиться нереальные представления о результате. Кажется, что титанические усилия перевернут всю жизнь и откроют врата в рай. Надо реально оценивать масштабы побед и будущий успех, чтобы не падать без сил перед новой задачей. Любовь, встречи, удачи поджидают на дорогах жизни. Хотите отказаться от всего этого – откажитесь решать проблемы, а точнее, задачи .
Разговаривают двое мужчин кавказской национальности.
– Валико, ты помидоры любишь?
– Если кушать, то да. А так – нет.
Валико очень хорошо владеет методом субъектно‑объектного разотождествления. Иными словами, он понимает, что он любит конкретно, а не вообще. Именно из‑за того, что путают понятия «люблю за/потому» и «люблю по факту», происходит большинство проблем и трагедий в жизни, а они в свою очередь неплохо кормят целую армию психологов‑экстрасенсов‑магов‑психоаналитиков‑колдунов‑чародеев.
В прикладной психологии есть выражение «мотивированное нахальство». Именно оно позволяет без особых страхов браться за новые и неизвестные ранее дела. Дает возможность ошибаться, не погружаясь в чувство вины и поддерживая самооценку на высоком уровне.
На эту тему есть замечательный исторический анекдот.
Когда морской офицер Жан Барт был представлен Людовику XIV, король сказал ему:
– Я назначил вас командиром эскадры.
– И очень хорошо сделали, ваше величество! – ответил Жан Барт.
Придворные засмеялись.
– Господа, – сказал им король, – этот ответ достоин человека, который чувствует свое собственное достоинство.
Сомнения, заложенные в родовой сценарий и неудачно опробованные в жизненных ситуациях, мешают нам чувствовать себя комфортно. Отсутствие мотивированного нахальства заставляет нас забыть о поговорке «Глаза боятся – руки делают» и не позволяет нам ходить с прямой спиной. Именно из‑за этого на вопрос: «Умеете ли вы играть на скрипке?» мы не можем спокойно, без внутреннего смущения ответить: «Не знаю. Не пробовал».
Вспомните сцену из кинофильма «Кин‑дза‑дза», где главный герой, прораб, играл на скрипке песенку «Мама‑мама…». Играл отвратительно. Но на всей планете не было ни одного скрипача, и никто не мог с ним конкурировать. Даже будучи таким , он действительно был лучше всех! Что мешает нам, обладающим определенными талантами, быть в чем‑то лучше всех? Сомнения! И как долго? И насколько успешно для нас/вас?
Видя, что сын ленив до невозможности, отец заявил, что, пока тот не заработает рубль (тогда это была приличная сумма!), он ему ничего не оставит. Мать, которая очень любила дитятко, дала ему рубль, еды и проводила за околицу. Пришел сын вечером, отдал рубль, а отец его взял и бросил в печь. Сын пожал плечами и лег спать. На следующий день мать посоветовала сыну побегать, перед тем как войти в дом, чтобы вспотеть, как после работы. Но отец не поверил, снова бросил рубль в печь, а сын опять лег спать.
Шло время. Стало понятно, что отец не шутит. Тогда мать сказала:
– Делать нечего. Иди и зарабатывай.
Сын и отправился куда глаза глядят. Работал – когда, где и как придется. Через месяц вернулся домой – осунувшийся, усталый, с пригоршней медяков. Отец и их в печь. Тут сын не выдержал. Бросился к огню и начал голыми руками оттуда медяки выгребать, закричав:
– Ты что, отец?! Я за них месяц пахал, недоедал, недосыпал, а ты их в печь?!
Рассмеялся отец и говорит:
– Вот теперь я вижу, что ты их действительно сам заработал!
Мораль? То, что досталось своим трудом, ценится выше того, что досталось легко. Прочитайте вслух притчу самому себе. Вы это все, конечно, знаете. А когда вы в последний раз всерьез над этим задумывались? Если задумывались, то используете ли вы это в воспитании собственных детей? Или у вас совершенно особые условия? Тогда, конечно…
Если тебе кто‑то нравится, то лучше всего просто подойти к нему и сказать: «Ты мне очень нравишься». То, что будет после, уже его проблемы. Сам понравился, пусть сам и выпутывается.
Прекрасный ответ, когда кто‑то пытается манипулировать вами, используя хорошие отношения или оказанные услуги: «Сам сделал – сам и выпутывайся».
– Встречал ли ты в жизни людей, чья мудрость превосходила твою? – спросили ученики Ходжу Насреддина.
– Встречаю каждый день, – ответил Ходжа. – Однако не всегда хватает ума это понять.
А как с этим дела обстоят у вас? Хватает ли вам мудрости найти ее в других? Надеюсь, что уже – да. Хотя бы и не так часто, как могло бы быть.
На израильские самолеты установили новые программы, и вот F‑16 на бреющем заходит в район Мертвого моря, и вдруг – Reset, то есть перезагрузка, скорость около 600 км/час. Начали разбираться. Долго. Упорно. До тех пор пока кому‑то в голову не пришла простая до гениальности мысль: высота Мертвого моря минус 500 метров над уровнем моря! Полет бреющий, и когда самолет пролетал отметку «0», бортовой компьютер попросту делил все данные на ноль, неизменно перезагружая всю аппаратуру!
На тесты/приборы надейся, но индивидуальный подход лучше.
Проходил как‑то раз тест по Люшеру подросток. Выдает раз за разом первым черный цвет, а по внешнему виду, манере поведения, выражению лица ни за что такого не скажешь. Начали спрашивать: «Почему?» Он в ответ: «А моя любимая группа “Кино”, а у них фирменный цвет – черный и белый». Был бы фанат «Алисы» – выдавал бы нам красный и белый… Вот и весь смысл тестирования без индивидуального подхода.
Для иллюстрации роли сомнений в нашей жизни приведу житейский пример.
Один многообещающий выпускник консерватории сразу не нашел себе места под солнцем, начал выпивать и уже подрабатывал во второразрядной забегаловке да в подземных переходах. И вдруг случайно в метро он столкнулся с немецким продюсером. Разговорились, и тот его спросил:
– Вы какую‑нибудь партию из Вагнера знаете на немецком языке?
Музыкант, не моргнув глазом, ответил:
– Конечно. И не одну!
Ударили по рукам. У него в запасе была неделя времени, а немецкий он знал примерно так же, как и приемы вязания крючком. Тем не менее он в себе не сомневался. Побежал к преподавателю немецкого, ударно поставил произношение, сутками зубрил непонятный текст. Выучил его так, что от зубов отскакивало, и… уехал. Там и работает до сих пор. Поет в опере. На жизнь не жалуется.
Вывод прост. Герой истории не стал сомневаться в том, сможет ли он петь на незнакомом ему языке. Он сразу ухватился за шанс и замечательно им воспользовался.
[1] Картина с изображением морского вида или событий, происходящих на море.
[2] Роганы – один из самых знаменитых и гордых бретонских родов.
[3] Слово If в переводе с английского языка означает целый блок понятий: «если бы», «если», «всякий раз, когда…», «как будто» и частицу «ли» во фразах с предположением или сомнением.
|