Диалогу с миром нас учит ее величество жизнь. И она это делала всегда, в частности с детства. Учила книгами, событиями, поведением героев кинофильмов. Пример – «Волшебная лампа Аладдина» . В ней Наимудрейший (артист Г. Милляр) поучал юную царевну Будур: «Есть время проявлять стыдливость. А есть время, когда, к‑х‑х‑х, надо проявлять бесстыдство». Царевна вместе с нами не обращала внимания на эти поучения, прыгая в это время через скакалку. А зря. В словах Наимудрейшего изложены важнейшие принципы выстраивания диалога с окружающим миром. Он говорит о необходимости обретения умения быть адаптивным, гибким, говорить на одном языке с партнерами, а также чужаками или врагами.
Каждый из нас – буква алфавита: чтобы образовать слово, надо примкнуть к другим. Мир делится на людей, которые рядом с нами, и на тех, кого пока рядом нет.
Один литовский еврей был очень набожным человеком. И попал он как‑то в провинциальный городок, где покушать по‑еврейски было негде. А еврей чтил Закон. Он купил курицу, зарезал ее с соблюдением всех ритуалов, засолил мясо и сделал все по Закону. А потом сварил мясо в некошерной кастрюле. И зачем нужны были все приготовления, если посуда в конце концов оказалась некошерной?
Если что‑то делаешь, доводи дело до конца, не давая себе поблажек. То, что полезно для личности, вредно для сущности, то есть для души.
Приходит как‑то еврей к ребе и говорит:
– Вы знаете, что я набожный человек. И молитвы читаю, и заветы исполняю. Даже дома в кипе хожу. Но вот сейчас, в новогоднее время, нам хочется с семьей зажечь свечи.
– Зажгите, – отвечает ребе.
– Но свечи на елке. Можно ли мне поставить елку?
– Никак нельзя. Это запрещено по нашим законам, божеским и человеческим.
– Как же так, ребе? Шел я намедни вечером, заглянул к вам в окно… А у вас елка сверкает огнями. Какая же разница? Почему вам можно, а мне нельзя?
– Разница большая, – отвечает ребе. – Я ни у кого не спрашивал разрешения.
Права не дают – их берут. Это не наглость, а умение отстоять свою точку зрения.
Вера без дел мертва. Хочешь хорошей жизни – создавай ее самостоятельно.
Это было в давние времена. Царь послал гонца к царю‑соседу. Гонец в дороге задержался и, едва вбежав в тронный зал, задыхаясь, скороговоркой начал излагать поручение владыки:
– Мой господин… Повелел вам сказать… чтобы вы дали ему… голубую лошадь с черным хвостом… А если вы не дадите такой лошади, то…
– Не желаю больше слушать! – закричал рассерженный царь. – Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…
Тут он в гневе стал подбирать слова и запнулся, а гонец, услышав царя, который был другом его владыки, испугался и помчался докладывать своему царю об ответе. Выслушав, царь разозлился и объявил войну. Долго длилась она… Дорого обошлась она им… Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить суть конфликта. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
– Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с черным хвостом, а если не дашь, то…»?
– Пошли лошадь другой масти. Вот и все. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»?
– Непременно послал бы ее в подарок царю‑соседу.
Вот и все. Диалог они смогли выстроить только после того, как исчерпали примитивные способы реагирования на нестандартные ситуации.
Ограниченность мышления очень часто заставляет нас принимать решения, используя только одну обкатанную схему, не позволяя взглянуть на суть проблемы более широко. Вот и воспринимаем мы ситуацию с позиции почтовых работниц, живущих, с нашей точки зрения, на краю мира: «И где только люди не живут!»
Поучительный отрывок из книги Б. Райнова «Тайфуны с ласковыми именами» .
– Дорогая госпожа, представьте себе, что вы идете по улице и на вашу очаровательную головку откуда‑то падает цветочный горшок. Как вы считаете, случайность это или судьба?
– Цветочный горшок, – коротко отвечает немка.
– Ну конечно, но все же какая‑то сила привела его в движение.
– Земное притяжение, – уточняет дама.
– А вот мысль о фатуме вам не приходила?
– Видите ли, господин, если вам на голову свалится цветочный горшок и если вы при этом уцелеете, лучше всего подумать не о фатуме, а о том, как бы вызвать по телефону «скорую помощь». Ну, а если не уцелеете… Что ж, в этом случае вы можете быть уверены: проблема фатума вас больше никогда не будет беспокоить.
Справившись таким образом с трудным философским вопросом, Флора берет только что налитый бокал «Дюбоне»… и отпивает большой глоток.
Его полезно вспоминать, когда нужно прервать пустопорожнюю беседу о влиянии случайностей на нашу жизнь.
Шли по дороге два путника: Иван да Фома – их деревни были по соседству. Шли они, шли и нашли два куска золота, или слитка, если хотите. Иван решил разделить свой кусок на равные части и раздал их всем жителям деревни поровну, чем заслужил почет и славу среди всех селян. Гулянка была на славу!
Фома же пожелал распорядиться нежданно свалившимся на него богатством иначе. Он нашел выгодного покупателя, продал золото, вложил полученные деньги в землю, завел племенную скотину, выстроил добротный дом, стал хозяйствовать, жить‑поживать да добра наживать. То есть поступил так, как поступает большинство из нас – в меру эгоистично, в меру заботясь о своих родных и близких. Ему, как и полагается, завидовали: «Дуракам везет!» А во всем прочем он не привлекал к себе внимания – человек как человек.
Но вот как‑то случился неурожайный год, а за ним и голод, и деревня Ивана вымерла полностью, так как его золото давно проели‑пропили. Кто и во что был горазд. А вот Фома, денег не растративший, приумноживший их, имел достаток и излишки, которыми поделился с селянами (под процент, конечно, но, допустим, под разумный). И они выжили, а Фома на этом даже разбогател.
До сих пор ходит множество историй про Ивана, про его милосердие и чистоту души, а вот про Фому почему‑то никто не говорит, хотя он и сам не умер от голода, и людей спас, и заработать сумел.
Как поступили бы вы? Ответ можете сформулировать сразу, а можете всерьез примерить ситуацию на себя и заодно обдумать: «А зачем и для чего, собственно, мне нужны деньги?» Все не так просто и однозначно, как может показаться на первый и даже на третий взгляд. «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота» , – гласит Книга Притч (Прит. 3, 13–14). Прошло более двух тысяч лет, и мало что в этом мире поменялось всерьез.
Есть одна короткая история.
– Ты как меня ударил – в шутку или всерьез?
– Всерьез!
– Смотри! Я таких шуток не люблю!
Налицо великолепно структурированный выход из конфликтной ситуации с помощью юмора и общепринятой фразы: «Я таких шуток не люблю».
У меня была мечта: в разгар рабочего дня вырваться из душного и шумного офиса на морской пляж… Вдохнуть свежего, соленого воздуха, насладиться шелестом волн… Мечта сбылась – меня уволили.
Бойтесь своих нечетко сформулированных желаний, так как они имеют обыкновение сбываться самым неожиданным образом.
«Как‑то раз один молодой человек остановил машину на перекрестке перед светофором, на котором зажегся красный свет. В такие минуты все мы невольно посматриваем по сторонам, ожидая зеленого света. Так же повел себя и наш молодой человек. За рулем соседней машины он увидел не девушку, а воплощенную мечту. Именно ее он всегда и искал. Как завороженный, он смотрел на нее. Их взгляды встретились. Оба поняли: это судьба. Но светофор не знал о том, что случилось в двух метрах от него. И красный свет сменился зеленым. Поток машин бросил влюбленных вперед, и они потеряли друг друга, казалось, навсегда.
Молодой человек искал ее годами, но не мог найти. Однажды спустя много лет он проехал тот самый перекресток на красный свет. Водились за ним и другие грешки, обычно сходившие ему с рук, но на этот раз он был пойман дорожной полицией и доставлен в суд.
“Встать. Суд идет!”
Сердце героя сжалось, распахнулись высокие двери, и вошла женщина в судейской мантии. Это была она, та прекрасная незнакомка! Полицейские не могли понять, отчего подсудимый так рад: ему грозила тюрьма. “Пусть суд, пусть приговор! Нам‑то что?! Мы встречаемся с Возлюбленным[1], Которого так давно искали. Пусть судит, главное, что мы рядом!” Таковы реалии нашего иллюзорного бытия. Не ужас перед приговором наполняет трепетным напряжением, а ощущение близости Возлюбленного».
Когда ребе Шлоймеле рассказывал эту историю, раздался сердитый голос:
– Разве не имеет значения, в каких обстоятельствах встречаются двое? Одно дело, когда это свидание, иное – когда один провинился перед другим и предстал перед судом.
Улыбнулся раввин своей грустной улыбкой неисправимо доброго человека и ответил:
– Вы правы. Так говорит разум. Но сердце все равно радуется. А ведь оно есть не только у подсудимого, но и у Судьи. Он любит нас. Он не будет жесток в день суда.
Но почему Он нас любит? Порой наше избрание кажется Его странной прихотью. Чем мы так хороши?
Какая разница, где, как и когда происходит просветление?
Вспоминается цитата из пьесы А. Н. Островского «Доходное место» :
Вышневский. Какая неблагодарность! Какая злоба! (Садится.) Пять лет вы за мной замужем, и в пять лет я не могу ничем заслужить вашего расположения. Странно! Может быть, вы недовольны чем‑нибудь?
Изумительная иллюстрация. Муж, разочарованный и обозленный непониманием в его семье, спустя пять лет решил выяснить: может, его супруга чем‑то недовольна? В цитате прекрасно показано принципиальное неумение понять сам принцип выстраивания диалога с близкими людьми.
Для оживления сухого материала я расскажу одну историю.
В конце учебного года четвероклассников тестируют психологи. Вопросы – из разряда тех, на которые должен знать ответы десятилетний ребенок. Далее диалог:
– Дима, с какой стороны восходит солнце?
– А вам нужен точный ответ?
– Ну… как сможешь.
И тогда Дима выдает:
– Солнце не встает и не садится. Оно на месте стоит. Это Земля вертится!
Вот так выглядит рационализация уже в юном возрасте.
«В данном случае у меня были все признаки болезни печени (в этом нельзя было ошибиться), включая главный симптом: “…апатия и непреодолимое отвращение к всякого рода труду”» (Дж. К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки).
Именно так обычно объясняют внутреннее сопротивление те, кто хочет, чтобы их проблемы и задачи решали другие люди, при этом им своим решением особо не досаждая.
Юность умет идеализировать жизнь, поэтому она так прогрессивна духом и способна к росту. Одновременно юноши и девушки – максималисты. Милтон Эриксон, знаменитый психолог, рассказывал:
«Моего сына Ланса совершенно серьезно беспокоило отсутствие у меня ума, он так и заявлял, что я глуп! Затем он уехал учиться. Позднее он признался: “Мне хватило двух лет, чтобы заметить, что ты как‑то вдруг перемахнул от идиотизма к развитому интеллекту”. Чуть позже он сообщил: “Папа, считай себя отмщенным. Мой старший наконец открыл, что у меня есть кое‑какие мозги, и заявил мне об этом! А у меня еще трое таких “открывателей”!»
Конфликт отцов и детей существует столько, сколько человек чувствует себя человеком. Так что не слишком переживайте по поводу взаимного непонимания. Ваша история стара как мир. Может, это вас хотя бы немного утешит?
Вот отрывок из германской новеллы о горном духе.
«Поднявшись однажды из толщи горных руд на поверхность, горный дух по имени Рюбецаль был поражен красотой купающейся в струях водопада девушки. Чтобы в полном объеме насладиться созерцанием женской красоты, этот дух воплотился в ворона и перелетел на ближайшее дерево. Однако, устроившись поудобнее на ветвях и приготовившись к увлекательному зрелищу, вдруг он почему‑то начал прислушиваться к карканью собратьев и принюхиваться к доносящемуся издали запаху падали. Дух быстро понял, в чем тут дело, и превратился в цветущего юношу».
«Подобное притягивает подобное» – следовательно, если я успешен, то вокруг меня… Неправильно! Вокруг могут быть любые люди, потому как успешность – не более чем вывеска. И если за ней скрываются тревожность, неуверенность в себе и партнерах, то такие люди вокруг и будут. «С тобой происходят такие вещи лишь потому, что ты такой» – так и выстраивается диалог.
Недавняя история о том, как поссорился американский фонд по борьбе с наркоманией с украинской рекламной фирмой.
Фонд задумал акцию, заказал оформление, посмотрел на то, что получилось, и мигом выдвинул претензии фирме: «Что вы такое наделали? Это все за наши деньги?! Что у вас написано на рекламных щитах?» Их весьма огорчил щит, на котором был начертан рекламный слоган «Скажи наркотикам “Нi”!». На украинском «нi» читается как «ни», то есть «нет». Американцы прочитали это слово на английском как «хай», что означает «привет». Приняли украинскую «мову» за английский язык.
Прежде чем обидеться или рассердиться на собеседника, зачислить его в разряд злодеев, убедитесь, что вы его правильно поняли. Если вас задела какая‑то фраза, переспросите лишний раз, что именно человек имел в виду. Быть может, он хотел сказать вам комплимент, а не огорчить. Быть может, вы не поняли его языка?
Обычно в критических или непредвиденных ситуациях мы не сразу способны найти нужное слово, оригинальное сравнение и тем более актуально высказывание: «Лучшее, что может быть, – заранее подготовленный экспромт». Предлагаю потренироваться.
Подберите/создайте/подслушайте/найдите в Сети сравнения, которые могут охарактеризовать ваше отношение к тому, что вам не нужно. Вот примеры. Остальное – сами! Итак.
Мне это надо:
• как собаке пятая нога;
• рыбе зонтик;
• зайцу «Гербалайф»;
• дельфину акваланг;
• гудок на бане…
Если это так, то я:
• директор балетной школы;
• дилер Монпарнаса;
• клин улетающих на юг журавлей;
• умывальников начальник и мочалок командир…
Или: «У меня с ним столько же общего, сколько у амебы и акулы, – только то, что обе живут в воде».
Иногда такое эмоциональное выражение хорошо показывает, что при внешнем сходстве между объектами есть огромная разница и внутренняя дистанция.
Как‑то раз жена отправилась в теплые края на отдых. Муж с ней поехать не смог. Через некоторое время ей приходит телеграмма: «Где столовые приборы?» Она в ответ: «Дома ночевать надо!» И так несколько раз. Когда она приехала, муж бросился к ней с упреками:
– В чем дело? Где вилки‑ложки‑ножи? И что значит «дома ночевать надо»?
– Милый, если бы ты ночевал дома, то выяснил бы, что они в наволочке.
Приведу известный диалог из замечательной книги В. Соловьева про Насреддина.
– Гуссейн Гуслия!.. Неужели ты и есть сам Гуссейн Гуслия!..
– Чему ты удивляешься, – продолжал старик. – Ну да, я и есть тот самый знаменитый Гуссейн Гуслия, равному которому нет ни в мудрости, ни в умении вычислять звезды, ни в искусстве излечивать болезни. Но я совершенно лишен гордости и самодовольства – видишь, как просто я разговариваю с тобой, ничтожным .
Гордыня и самодовольство всегда себя проявляют. Иногда прямо, но чаще в виде оговорок, описок, косвенно. Будьте внимательны, и никто вас не проведет своими лживыми словами.
Вот пример применения формальной логики.
Как‑то осенью одному мужику срочно потребовались деньги. Он пришел к ростовщику и говорит:
– Уважаемый, мне нужен рубль.
– Хорошо. Я тебе его дам, но по весне ты отдашь мне два, – ответил ему ростовщик.
– Согласен, так и будет.
– Но ты в залог того, что отдашь деньги, оставишь мне топор.
– Тоже согласен.
– Слушай, – вдруг ростовщик сделал вид, что задумался, – ведь потом тебе будет очень тяжело отдавать сразу два рубля. Давай ты сейчас отдашь мне рубль.
– Тоже верно, – сказал мужик и отдал рубль.
Выходит он, озадаченно чешет в затылке и говорит сам себе несколько удивленно:
– Топора нет. Рубля тоже нет. Рубль должен. И все вроде бы правильно.
Формальная логика, если ее не соотносить с опытом, обычно уводит в мистику или становится откровенно шизофреничной. Вывод: надо смотреть шире на вещи, в том числе и на те, которые кажутся незыблемыми.
«Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани непомытым», – писал проникновенный Навои, средневековый поэт, писатель, философ, мистик.
Мы в этот мир приходим, чтобы совершенствоваться, а не «балбесничать» и портить жизнь своим родным и близким. У человека всегда есть повод не просто сходить в баню, как это делали герои фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» , а очиститься от скверны в связи с неким календарным событием… Великолепная «точка сборки». Всем оно дано, и все могут начать в самое ближайшее время, не дожидаясь Нового года.
Формальная логика, если ее не сочетать с личным опытом, обычно уводит от здравого смысла, а порой становится даже шизоидной. Иначе надо смотреть на вещи, особенно на те, которые кажутся однозначными и непротиворечивыми.
Как‑то раз на выходные группу старшеклассников коллективно вывезли на побережье Онежского озера. Их набралось около 40 человек. На одном месте им не сиделось, до поезда оставалось еще пару часов, и их повели кормить и знакомить с городком. С их вещами осталась молодая учительница. Вид одиноко сидящей на ворохе вещей молодой женщины привлек внимание мужчин на катере. Один говорит другому:
– Вот что бывает, если доверяешь жене укладывать вещи в путешествие!
Прямолинейный подход к любому явлению рано или поздно заводит в логический тупик. Он может выражаться в отсутствии ожидаемого результата при выстраивании отношений, ошибках прогнозирования поведения других людей и пр.
К вопросу о формальной логике, которая может завести в логический же тупик. Итак, вводная. С приемом внутрь каждых сто граммов алкоголя сопротивление человеческого тела уменьшается на 1000 Ом. Вопрос: сколько надо выпить, чтобы достичь явления сверхпроводимости?
Иллюстрация к тому, что нельзя измерить вес в секундах, скорость в килограммах, а расстояние в джоулях. Это очевидно, и в силу этой причины проходит мимо сознания.
Как‑то раз к верблюду прибежал, роняя пот и пену, гепард и закричал, не успев отдышаться:
– Эй, ты! Тебе оказана огромная честь! Падай ниц и слушай! Внимай мне! Тебя хочет видеть сам царь зверей – лев! Собирайся и беги…
Верблюд очень лениво дожевал колючку и медленно сказал:
– Сейчас… Приду… Наверное, опять пошлет в магазин за солью или макаронами…
Не спеши, а то успеешь. Когда нас очень торопят, то, как правило, это необходимо тому, кто подгоняет. В обычной жизни спешка нужна в весьма ограниченном количестве случаев. Зато ей пользуются те, кто продает товар сомнительного качества, навязывает ненужные услуги. Нам же поспешность не дает возможности здраво оценить ситуацию.
К вопросу о применении логики в повседневности. Вот отрывок из книги Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» о допросе Швейка вахмистром.
«Из показаний арестованного совершенно ясно вытекает, что только неимение при себе фотоаппарата мешало ему сфотографировать железнодорожные строения… Не подлежит сомнению, что свои намерения он привел бы в исполнение, если б вышеупомянутый фотографический аппарат… был бы у него под рукой. Только благодаря тому обстоятельству, что аппарата под рукой не оказалось, никаких снимков у него обнаружено не было».
Он мог бы фотографировать, если бы у него был фотоаппарат, но его отсутствие… и т. д. Ситуация парадоксальная. Так можно каждого обвинить и порицать за что угодно.
Цитату хорошо приводить в тех случаях, когда доминирует игра в объяснения и предъявляются повышенные запросы к логике, которая в данный момент не нужна, а также использовать в качестве примера формальной, внутренне непротиворечивой логики в приложении к отношениям, где эффект дают интуиция и чувства. Такая логика, если ее не соотносить с опытом, обычно заводит в тупик. Она хороша там, где взаимодействие строится на формальных договорных обязательствах, и полезна при решении производственных конфликтов. В иных случаях она не приспособлена к реалиям жизни.
Ниже предлагаю вашему вниманию пример формальной логики, которая при выстраивании межличностных отношений может привести к серьезным проблемам и нешуточным хлопотам.
Из разговора двух продвинутых людей, которые всегда знают все обо всем.
– Эти американцы совсем с ума сошли, помешались на политкорректности и правах человека. Соседка вышла замуж за американца, и теперь он учит ее заниматься safe sex[2].
– А как это?
– Очень просто: он спит в одной комнате, а она в другой. То, что это безопасно, он ей уже доказал. Теперь пытается доказать, что это секс.
Формальная логика обычно базируется на единичном факте или постулате, который и заводит ее в тупик, хотя она вроде бы непротиворечива.
Великолепная книга получилась про Пиноккио, а следом и про Буратино! Каждое полено – потенциальный Буратино! Только нужен папа Карло. Труднее всего быть обоими одновременно: «Я и садовник, я и цветок». Еще труднее признать тот факт, что ты пока еще дерево, деревянное необработанное полено. Но полено перспективное. Стучитесь – и вам откроют. В итоге получилась поучительная история‑сказка о том, как творение отблагодарило своего создателя папу Карло, который так и прожил бы остаток жизни, греясь в воображении у нарисованного очага, не решаясь отодвинуть холст.
В этом и есть смысл воспитания детей. Они должны идти дальше нас, и наша задача – научить их жить без нас и самим научиться жить без них. Остальное придет к нам от любви. Страшно. Нас никто и никогда не учил обходиться без детей, точнее, без обязательств перед нами, сопровождающихся мелочной опекой или тотальным контролем. Не привязываясь к ним в виде руки помощи, без которой «они пропадут», и без включения инстинкта спасательства.
11 февраля мир отмечает Всемирный день больного. Этот праздник учрежден римским папой Иоанном Павлом в 1992 году. Праздник – отличный повод для конструктивных мыслей по поводу своего здоровья, которое вы сами поддерживаете в нужной вам форме.
Только став бойцом за собственное здоровье и удачу, мы можем преуспеть. Вот пример.
Семидесятидвухлетний кениец голыми руками убил напавшего на него леопарда, вырвав ему язык. Крестьянин Даниель Мбуругу возделывал бобы в сельском районе недалеко от горы Кения, когда из травы неожиданно выскочил леопард и прыгнул на него, вцепился в запястье и выпустил когти. «Но тут я услышал голос, который, казалось, исходил от Бога, сказавшего мне, чтобы я бросил мачете и сунул руку в широко раскрытую пасть. Я послушался, и мне удалось вырвать зверю язык» , – рассказал крестьянин. Местные власти оплатили лечение крестьянина.
Вот что можно сделать, когда действительно хочешь жить, а ведь можно дать себя загрызть, тем самым предоставив шанс редкому и вымирающему зверю!
Выдающийся душевед М. Горький сказал: «В человеческом обществе, в отличие от животного, слабые пожирают сильных».
Скандал – самый безотказный способ выкачать энергию из партнера. Опустошенность, которую потом испытывает жертва, – не следствие обидных слов, а результат потери энергии. Если вы являетесь зачинщиком скандалов, то у вас, скорее всего, неправильный энергоинформационный обмен. А может, вы просто‑напросто не умеете иначе обмениваться энергией и информацией с окружающими? С психологической точки зрения налицо обычные нападки хамоватого человека, который убежден, что его дела и личность превыше всего. И вы должны жизнь положить, чтобы это понять и осознать.
Глядя на бабочку, порхающую с цветка на цветок в поисках нектара, блоха, поводя окровавленным хоботком, удивилась:
– Наверное, она сошла с ума.
Притча заставляет задуматься о том, что все мы разные и наше мнение о других – не более чем наше мнение. Если вы не научитесь вести диалог, то навсегда останетесь в полном непонимании того, что происходит в мире вокруг вас. А также не осознаете, что есть свои, а есть чужие. И ничего с этим не поделаешь. Рядом с нами обязательно найдется кто‑то, кто нас в принципе не понимает. Он‑то и есть наш основной учитель жизни. Как только мы сможем найти общий язык, можно считать, что мы чему‑то научились всерьез.
В книге детства «Винни‑Пух и все‑все‑все» есть изумительная по своей образности фраза.
– Душераздирающее зрелище, – сказал он наконец. – Вот как это называется – душераздирающее зрелище.
Иногда необходимо дать понять, что некто ушел от темы. Тогда вы можете ненавязчиво, с чувством юмора объяснить это.
Новый учитель, придя в класс, обнаружил, что одного мальчика дразнят Мойше‑дурачок. На перемене он спросил ребят, почему они его так обзывают.
– Да он и вправду дурачок. Если дать ему большую монету в пятьдесят агор и маленькую в десять шекелей, он выберет пятьдесят, потому что думает, что она больше. Вот смотрите…
Парень достает две монеты и предлагает Мойше выбрать. Тот выбирает пятьдесят. Учитель спрашивает:
– Почему же ты взял эту монету?
– Так она же больше!
После уроков учитель подошел к Мойше.
– Неужели ты не понимаешь, что пятьдесят агор больше только по размеру?
– Конечно, понимаю…
– Так почему же ты выбираешь ее?
– Потому что если я выберу правильно, они перестанут давать мне деньги!
Адекватность – основа выживания и соблюдения каких‑то правил, которые необходимо постоянно обновлять, апгрейдить.
Вот одна психотерапевтическая байка.
Некая одинокая дама регулярно заглядывала под кровать в надежде на то, что там прячется мужчина. Через пару лет ей надоело это делать, и она купила вторую кровать, чтобы… удвоить шансы.
В байке прекрасно отражено обыденное сознание: «В одном месте вдвое меньше, чем в двух». Ей неясен истинный смысл действия «найти мужчину». Поэтому важнее – удвоить свои шансы и при этом ничего не менять внутри себя. Кстати, именно на этом принципе в большинстве случаев зиждется пресловутая мужская полигамия. Мужчина пытается с разными дамами получить то, что может дать ему единственная женщина. Но, не умея понять суть внутреннего конфликта, он не способен сформулировать мотив. Как пятилетний малыш!
А теперь пример того, как не следует ставить цель и как важно четко понимать, что ты хочешь получить.
Как‑то раз одна дама пришла к знаменитому магу‑волшебнику с просьбой:
– Сделай, пожалуйста, так, чтобы мой муж не смотрел на женщин.
– Хорошо, я так и сделаю. Но я хочу уточнить: на всех?
– На всех!
– Договорились.
Маг поколдовал положенное время, и муж на сороковом году жизни сменил сексуальную ориентацию. Дама с претензиями. Маг ее выслушал и ответил:
– Так ведь вы сами мне сказали, что «на всех»! Если бы вы хотели исключить из «всех» себя, то так бы и ответили на мой вопрос.
Неспособность сконцентрироваться на главном уводит в сторону. Неумение четко формулировать цель приводит к синдрому «достижения цели», когда то, что получается, не устраивает человека, так как он, когда хотел что‑то, «имел в виду другое».
Однажды утром Насреддин завернул в платок яйцо, вышел на середину площади в своем городе (где прикидывался сумасшедшим) и обратился к прохожим.
– Тот, кто отгадает, что завернуто в этом платке, получит в подарок яйцо, которое находится внутри.
Люди стали переглядываться между собой, и затем кто‑то сказал:
– Как мы можем знать об этом? Среди нас нет ясновидящих!
Насреддин продолжал:
– У того, что находится в этом платке, желтая сердцевина, как желток, она окружена жидкостью цвета белка, которая в свою очередь заключена в легко разбивающуюся скорлупу. Это символ плодородия, и он напоминает нам о птицах, которые летят к своему гнезду. Кто теперь может сказать мне, что внутри?
Жители думали, что у Насреддина в руках яйцо, но ответ был настолько очевидным, что никто не захотел краснеть перед другими. «Если это не яйцо, а что‑то более сложное? Что там у этих суфиев в закромах мудрости? Желтая сердцевина может означать солнце, жидкость вокруг него – наше бытие. Наверняка этот сумасшедший хочет посмеяться над отвечающим». И никто не рискнул ответить. Тогда Насреддин развернул платок и показал всем яйцо.
– Все вы знали ответ, – сказал он, – и никто из вас не рискнул выразить его словами. Такова жизнь тех, кто боится рисковать: решения нам щедро предоставляются свыше, но люди обычно ищут более сложные объяснения и заканчивают свою жизнь в бездействии.
Ситуация настолько жизненная, что даже нет нужды что‑то дополнительно разъяснять. «Сложно может объяснить любой дурак, а вот просто – только тот, кто очень хорошо разбирается в вопросе».
Все мы в общении пользуемся зеркалами. Здесь подразумеваются зеркала, в которых мы можем увидеть себя не только в физическом облике. В зеркало мы заглядываем в тех случаях, когда нам необходимо понаблюдать за собой со стороны. Смотришь в зеркало – и ведешь диалог. Точно так же мы общаемся с другим человеком. Точнее, мы общаемся не с ним, а с зеркальным образом себя с непредсказуемым результатом. Зеркало небеспристрастно. Оно нас вытягивает, увеличивает, доводит до гротеска, выявляет достоинства (реже) и недостатки (чаще). И мы годами стоим друг перед другом, отражаясь в партнере, и поэтому не видим себя.
Мнение других людей о нас – вот зеркало, перед которым мы позируем. Человек делает себя таким, каким хочет, чтобы его видели другие. О том, каков он есть на самом деле, он забывает. Стремление к самообману настолько сильно, что в жертву ему приносится все, что человек имеет. Когда же кто‑то проявляет себя, мы осуждаем его с завистью – он смог обнаружить что‑то в себе, отличное от нас.
Права не дают, права берут.
Великий Учитель[3] Древнего Китая так описал актуальную и для нашего времени проблему, которая была, есть и будет у людей: «Величайшая слава и успех не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь» .
Умение сделать выводы из неудач – источник мудрости. Об этом писали почти все великие философы и мыслители за последние 2500 лет. Залог успеха в жизни – адаптивность и оптимизм. Пессимизм годен для шуток и острот программы «Кривое зеркало»: «Ну какой же я пессимист?! Я всегда верю в лучшее. Просто я не уверен, что это самое лучшее случится со мной».
На одном праздничном мероприятии девочка лет десяти долго приглядывалась к веселящимся взрослым, а потом начала подходить ко всем с листком бумаги, на котором были изображены какие‑то каракули:
– Что это такое?
– Наверное, лошадка, да? Вот грива, вот хвостик, вот травка, на которой она пасется, – предложил разъяснение один.
– Это поляна, покрытая ромашками, – ответил второй гость.
– Да это же бабочка. Ах, какая красивая. Только почему у нее только одно крылышко? Кажется, она больная или ракурс такой? – спросил третий.
Были еще ответы четвертого гостя, и пятого, и шестого…
После чего девочка звонко рассмеялась и сказала:
– Да вы что, заболели? Это же тест Мидлтона!
«Не ищи там, где ничего не прятали», – сказал схоласт Оккам по поводу того, что нет нужды умножать число сущностей сверх необходимого.
Приведу свой любимый пример.
Один талантливый выпускник Академии художеств на вопрос: «Хочешь ли ты быть таким скульптором, как Микеланджело?», не задумываясь, ответил: «Да!» Но на предложение: «Тогда живи, как он», он сказал: «Нет! Что я, сумасшедший?»
Происходит обычный перенос. Рассматривая жизнь и творчество великих и гениальных, мы оцениваем их с очень субъективной точки зрения: «Он же был бабник!.. А пил он как!.. Да он же наркоман! Он сидел на таких дозах!» Особенно отличаются психиатры, озадаченные поиском и объяснением в научных работах причин гениальности и таланта: «Творчество гениальное, но в истоке лежит душевная болезнь!» Блестяще игнорируется тот факт, что человек, несмотря на все это, стал знаменитым. Мы принимаем плоды их творчества (книги, трактаты, картины, скульптуры). Но не образ их жизни. За все надо платить. Платить собой. Это и есть единственная валюта, которую принимает к оплате жизнь.
Вязкая трясина невер ия засасывает, подавляет в зародыше желание что‑либо изменить. И мы утрачиваем веру. Вера подразумевает активность: вера без дел мертва. Надежда – пассивна. Самое страшное – утратить веру. Именно поэтому и говорят, что единственная помеха на нашем пути – неувер енность! Корень в этих словах – «вер».
Извините за банальность, но если мы живем, то, наверное, нам стоит жить хорошо. И в этом случае речь идет о том, как сказать «нет» неверию и «да» вере. Это будет конструктивно.
Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают ситуации, выход из которых нас не устраивает.
ООН, проводя всемирный опрос, задавала представителям разных стран вопрос: «Выскажите, пожалуйста, ваше мнение насчет нехватки продовольствия для людей из других стран». Во всем мире возникли проблемы с ответом на вопрос по самым разным причинам. К примеру:
В Африке мало кто знает значение слова «продовольствие».
В Западной Европе мало кто знает значение слова «нехватка».
В Восточной Европе мало кто знает значение слова «мнение».
В Южной Америке мало кто знает значение слова «пожалуйста».
И наконец, в США мало кто понимает, что означает «люди из других стран».
Это еще одна замечательная иллюстрация тезиса о том, что все люди разные и думают по‑разному!
Один слепой долгое время провел на пороге храма, молясь за себя и людей. Его жизнь катилась к закату, и к старику обратился Господь:
– За твою веру, милосердие и терпение Я выполню одно твое желание.
На вопрос: «А почему одно?» – Господь ответил:
– Вы, люди, жестоки и алчны… Одно!
Задумался старик: что просить? Богатство? Славу? Здоровье? Подумал – а он был мудр – и ответил:
– Дай мне, Господи, зрение, чтобы я мог увидеть, как растут мои правнуки в саду дворца.
Возликовал Господь! И исполнил желание.
Правильная постановка вопроса/формулировка желания – залог того, что об этом не будешь жалеть.
Школа. Урок литературы в младших классах. Преподаватель рассматривает тему «Христианские аспекты сказки Г. Х. Андерсена “Снежная королева” ». Потом педсовет.
– В каких методических рекомендациях написано о христианском духе сказки?
– Но ведь Андерсен не только Ганс, он еще и Христиан!
– А‑а‑а, это совсем иное дело.
Глупость? Ум, в отличие от глупости, – явление сверхчеловеческое. Так, компьютер может зависнуть, но не сойти с ума. Это надстройка.
Австралийские аборигены, когда их заставляли против обычного много думать, засыпали во время разговора.
[1] Именно так именовали Истину, которая находится в руках Творца, в иудейской традиции.
[2] В переводе с английского языка – «безопасный секс». Новая выдумка, которая, к счастью, не получила широкого распространения.
[3] Под Учителем, конечно, понимается Конфуций.
|