Способность к творчеству не связана напрямую с интеллектом, хотя истинно творческие личности обычно обладают довольно высоким коэффициентом IQ. Но не все и не всегда. Принципиальное отличие творческой работы от интеллектуальной состоит в том, что они решают абсолютно разные задачи.
Интеллект пытается усвоить то, что уже есть. Творчество создает нечто принципиально новое. Один совершенствует паровоз, а другой разрабатывает реактивный двигатель. Проще всего работать с первой позицией. Не всем же сеять разумное, доброе, вечное. Должен кто‑то и пахать!
Творчество всегда нуждается в толчке. Только тогда человек в стандартных условиях начинает делать нестандартные выводы. Напоминаю, что стандарт – это набор всех известных ранее путей выхода из ситуации. Нестандарт – прыжок мышления в новую область, который позволяет найти выход из тупика.
«У него было обычное качество талантливого человека – он всегда делал обычное дело необычным способом и всегда отлично» , – так писали ученики о своем Учителе.
Творчество – это не умение рисовать, плясать, играть и пр. Творчество – это в первую очередь одухотворение материи. Самореализация – перевод таланта в навык. Четко, ясно и понятно, как лозунг к очередной годовщине чего‑нибудь. Теперь уточнение и нюансы, которыми так богата наша жизнь и которые саму жизнь и определяют.
Решение задач предполагает развернутый анализ алгоритмов поиска решения по уточненным критериям качества. Такой поиск расширяет поле зрения индивида, в отличие от пошагового выполнения задачи. Расширение поля сознания способствует развитию креативности, формирует умение видеть в неудачах новые шансы, а главное – способность смотреть на мир и свою жизнь с точки зрения «ценность плюс». Обогащая творческое мышление, индивидуум приучает себя смотреть на проблемы и задачи всесторонне.
Безграмотным является не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться. Поэтому расширяйте кругозор как только можете, ведь решения, как правило, находятся за пределами обыденности. И торопитесь! Время не ждет. Жизнь очень динамична. Как говорилось в книге про Алису в Стране чудес, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда‑то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
При традиционном способе обучения условия задачи обычно формулируются сразу и в таком виде предлагаются учащимся. Составитель уже решил для себя сложную проблему выделения и постановки задачи. Работа с такими материалами учит стереотипным решениям и не дает возможности самостоятельно сформулировать задачу. Мы не можем видеть весь мир целиком ! Когда мы ставим задачу, мы ее анализируем, когда мы обозначаем проблему, мы ее переживаем.
Больше всего вознаграждает нас и обогащает нашу жизнь критический пересмотр тех идей, которые дольше всего считались бесспорными. Пока мы погружены в стихию творчества, мы ничего не ищем и не познаем. Мы даже не думаем об этом, потому что в этот момент не может быть ничего вреднее посторонних вопросов.
Творчество подразумевает внимательность, чуткость и быстроту реакции, иначе говоря – готовность приступать к делу с таким чувством, словно ты заново родился. Дискомфорт тоже присутствует, поскольку в противном случае необходим высокий уровень самодисциплины, чтобы настраивать себя на достижения.
Разграничение творчества индивидуального и трансцендентального идет по линии размежевания эго и самости. Самость – божественная искра, центр психики, стремление к внутреннему развитию, к совершенству, к проявлению в себе Его образа и подобия.
– Что бы ты сделала, если бы узнала, что твоя жизнь вечна? – спросил я у шестилетней девочки.
– Я бы все время дразнила кукушек, – ответила она и убежала.
Так просто решается проблема долголетия?
В конце книги любимого мной М. Успенского «Там, где нас нет» герои встретились с колдунами, и они хвалились друг перед другом тем, как напакостили в мире:
– …Четвертый изыскал способ гасить звезды на небе – правда, пока лишь в уме.
Вам это ничего не напоминает? Такие игры ума (mind games, как их называют в англоязычной литературе) отлично помогают нескучно провести свободное и не только время.
Когда Никита Хрущев в ООН стучал по трибуне ботинком, обещая показать Америке «кузькину мать»[1], он был одет в костюм от итальянского модельера Анджело Литрико, ботинок тоже был итальянский. В 1957 году итальянец, будучи в СССР, преподнес Хрущеву модное пальто и потом шил ему одежду. После сцены на трибуне папарацци разузнали о ситуации всё, даже имя модельера, а он как бонус получил бесплатную рекламу. Да еще какую!
Прав был умный человек, который сказал, что любое упоминание о тебе – уже реклама. XX век в этом очень преуспел. Эти примеры рекомендуются в качестве иллюстраций к темам «Самопрезентация» или «Ты – это то, что ты сам о себе говоришь», а также как тезисы к теме «Мотивированное нахальство».
Вспоминаются далекие 1990‑е. Тогда прежняя система обучения общественным наукам пришла в упадок, и никто толком не знал, чему и как теперь учить студентов. А в стандарт обучения предмет «общественные науки» входил. Студентам разрешалось отвечать то, что хочешь, только доказательно. И вот один студиозус ошибся в шпаргалке. Ему попался вопрос о философии Жан‑Жака Руссо, основным постулатом которой, если кто забыл, был следующий: «Человек по натуре добр» . Студент что‑то напутал, когда писал шпаргалку, и у него получилось: «Человек по натуре бобр»! Его «пытали» около 40 минут, а он упорно стоял на своем, рассказывая, что бобры занимаются общественным трудом, строят хатки, детенышей воспитывают сообща, лес валят, плотины строят, выступают как мелиораторы и т. д. Попробуйте дополнить список.
Главное – пытаться решать задачу, несмотря ни на что, и тогда завоюешь приз «За волю к победе»! Кстати, когда‑то шутили про глобус Украины, так ведь его создали. На одной стороне – карта в проекции Меркатора, а на другой – изображение местных денег, флага, текст и ноты гимна и другие полезные в обиходе вещи. Точно так же выпустили продукт под анекдотичным названием «Сало в шоколаде». В нем много горького шоколада и мало пряного сала, но продукт уже стал брендом и пошел на ура.
Существует четыре вида дружбы. Есть друзья как еда – каждый день ты нуждаешься в них. Есть друзья как лекарство – ищешь их, когда тебе плохо. Есть друзья как болезнь – они сами ищут тебя. Но есть такие друзья – как воздух: их не видно, но они всегда с тобой.
Полезно для анализа и определения того, кто есть кто в вашей жизни.
Насколько изобретателен человек! Как бы вы рекламировали свой бизнес по подделыванию документов? Ни одна газета не примет объявление: «Продаем поддельные документы». Учитесь. Объявление в русскоязычной газете Нью‑Йорка: «ВОССТАНАВЛИВАЕМ И ПЕРЕВОДИМ ВОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА И ДИПЛОМЫ. ОРИГИНАЛ НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН»!
Вот история, которая произошла с великим В. В. Налимовым, автором книги «Спонтанность сознания» .
Когда ему потребовалось найти марксистско‑ленинское обоснование названию книги, то он усадил аспирантов за полное собрание сочинений В. И. Ленина, и они в каком‑то 35‑м томе нашли пометку на записке, сделанную «основоположником». В контексте пометки присутствовало слово «спонтанейность». Впоследствии именно ссылка на труды В. И. Ленина дала ученому возможность спокойно разрабатывать тему, не опасаясь обвинения в антинаучности.
Как вы уже поняли, важно правильно поставить задачу, что и сделал В. В. Налимов, а не переживать из‑за не решаемой с наскока проблемы.
Как‑то раз у Насреддина украли ишака. Пришли соседи и принялись сочувствовать:
– Если бы у тебя был забор повыше…
– Калитка очень низкая и без надежного запора…
– Ты что, мертвый? Неужели ты не смог услышать шума?
Так они долго его «утешали», пока не пришли к выводу, что молла сам во всем виноват. Он их слушал, слушал, а потом не выдержал:
– Все вы правы и говорили мне правильные слова, хотя они не стоят и выеденного яйца. Но будьте справедливы – хоть слегка. Разве только на мне лежит вся вина? Неужели вор ни в чем не виноват?!
Идея виновности каждого человека за все, что с ним происходит, имеет давнюю традицию. Достаточно заглянуть в Алмазную сутру, Дхаммападу, Книгу Ману или Ветхий Завет. Они наполнены моралью, которую доброхоты используют как повод для морализаторства: «Сам виноват!» Народному уму известна мудрость: «Прежде чем показывать на меня пальцем, вымой его». Нам необходимо быть в чем‑то агностиками и признать за собой право чего‑то не знать и не уметь. Тогда – «Сам виноват», а с вас как с гуся вода.
Говорить приятные слова в глаза мы не умеем. Даже хвалим то, что сделано, а не того, кто это сделал. Перспективнее всего одобрять то, что человек сам в себе ценит: деликатность, умение дать добрый совет, слушать, связывать концы с концами, коммуникабельность… Тяжело. Чтобы так похвалить, надо приглядеться, внимательно прислушаться, оценить. На праздники мы ограничиваемся «оригинальным»: «Желаю тебе того, чего ты сам себе желаешь!» Хорошо, если у вас развито чувство юмора. А если оно подведет? Что вы от души пожелаете в ответ десятому такому «оригинальному» поздравителю? И еще. Если бы вы знали, чего вам хочется по‑настоящему, то вы и без подсказок уже бы это сделали.
Попробуйте выполнить такое упражнение по развитию креативности в жизни. Присмотритесь к людям. Сможете ли вы пожелать им того, чего они себе желают сами по‑настоящему? Одобрение действеннее всего тогда, когда оно исходит от души, а не из Интернета, где есть поздравления на все случаи жизни!
Приведу шутку о том, как можно использовать любую, даже неприятную, ситуацию с пользой.
Как‑то к Генри Форду, который глубоко размышлял о расширении и модернизации производства, явились одновременно пять любовниц. Он сначала опешил. Потом расстроился. Потом устал.
Потом задумался и выдвинул идею конвейера, а также изобрел поточное производство автомобилей.
Налицо нестандартное решение в стандартной ситуации. Благо необходимая информация находится всегда рядом. Абдурахман Джами, великий среднеазиатский поэт, так высказался в XV веке на эту тему: «Лишь тот в делах своих подружится с удачей, кто пользу видит в них, а от невзгод не плачет» .
Когда появились первые каталоги товаров, их продавали в книжных магазинах, а не рассылали по почте. Каталогов было слишком много, и торговцы складывали их стопкой. Эти издания были одного формата, покупателям было даже неловко ворошить их ровные стопки, и они брали верхний журнал. Подметив это, издатель 3Suisses вдвое уменьшил формат своих каталогов, и продавцы были вынуждены класть их наверх каждой стопки.
Учитесь! Благодаря этому нехитрому трюку дела компании 3Suisses пошли в гору.
Повторяя чужие ошибки или пунктуально следуя чьим‑либо советам, платишь за них как за свои. Жизнь есть имя существительное, прилагательные к которому мы отыскиваем или создаем сами.
Ко всему новому человечество всегда относилось с опаской. Яркое подтверждение – железная дорога.
Не успел первый серийный поезд встать на рельсы, как тут же оброс самыми невероятными слухами. Утверждалось, что поезда превратят страну в пустыню, рельсы будут мешать пастись стадам и нестись курам, дым из трубы умертвит всех птиц, от искр будут гореть дома и поля, лошадей изведут из‑за ненадобности, продукты подорожают из‑за полчищ строительных рабочих и разорившихся крестьян, котлы будут взрываться, а сам вид несущегося поезда будет вызывать головокружение у народа, кроме того, человеческий организм не в состоянии выдержать такой скорости передвижения. Кроме того, пассажирам грозит гибель души, оттого что они пользуются «адским способом передвижения»!
А что было бы, если бы общество прислушалось?
Как‑то раз на мыловаренном заводе один из чанов продержали на огне дольше обычного. В мыльной массе образовались пузырьки, отдушки выпарились. Мыло оказалось непривычно белым, нейтральным по запаху и очень легким. Думали его вылить, но на стадии охлаждения оказалось, что мыло не тонет в воде. Тогда была создана новая марка мыла Ivor. Благодарные хозяйки, уставшие ловить на дне раковин обмылки, тут же отправились в магазины за новинкой. «Ошибка» принесла заводу около 7 млн долларов!
Умейте извлекать пользу и выгоду из собственных ошибок.
Не так давно ко мне обратились с весьма своеобразной просьбой:
– Вы не могли бы меня сфотографировать?
Если бы меня попросили на улице, в кафе, то я бы не удивился. Но просьба прозвучала возле примерочной в магазине одежды. На мое недоумение мне было сказано:
– Я шубу покупаю, вышлю подружке фотку, пусть посоветует!
И тут меня осенило. Ведь так можно, скажем, сфотографировать себя в примерочной нижнего белья, а потом выслать любимому фото с подписью: «Целую. До вечера!» Пусть настраивается на лирический лад.
Очень полезно приводить этот пример, когда вы работаете над развитием креативности, умением успешно решать задачи или социальной адаптацией.
Рассказывают, что, когда товарищу Сталину демонстрировали только что снятый фильм «Незабываемый 1919 год» , атмосфера в зале с каждой минутой сгущалась и к концу просмотра стала предельно напряженной. На экране товарищ Сталин неторопливо переходил из кадра в кадр, из одной сцены в другую, одаряя революцию единственно верными решениями, и тут же рядом с ним суетился Владимир Ильич, то и дело озабоченно произносящий: «По этому поводу вам надо посоветоваться с товарищем Сталиным» . Кинолента подходила к концу, а лицо Сталина, сидевшего в заднем ряду с погасшей трубкой, порождало у присутствующих все более тревожные предчувствия. И когда фильм закончился, товарищ Сталин с трудом поднялся и, ни на кого не глядя, произнес с напором:
– Нэ так всо это было. Савсэм нэ так.
Но премию фильму дали. Чуть ли не Государственную!
Убедились, что зачастую непредсказуемо как будущее, так и прошлое? Рекомендую взять на вооружение эту историю и рассказывать ее, когда вы слышите, как что‑то неверно интерпретируют.
«Те одноногие или полупарализованные инвалиды, которые катаются на лыжах, играют в баскетбол и, разъезжая по всему миру, завоевывают кучу медалей на Параолимпийских играх, отличаются от точно таких же одноногих и полупарализованных, которые годами не покидают свои квартиры, гния в них и всем своим видом демонстрируя, как жестока и несправедлива к ним жизнь, только одним – первые сказали себе: “Я это смогу”, а вторые – “Я человек конченый”…»
Это цитата из романа Р. Злотникова «Генерал‑адмирал» . Она о том, что с нами делают только то, что мы сами позволяем с собой делать.
Портрет русского алфавита составил нижегородский писатель Н. Культяпов. В своей работе он опирался на детское восприятие азбуки. Оказалось, что буква «А» – авторитетная, «Б» – броская… Самого писателя узнали, когда он выпустил книгу «Ольгин остров» , в которой 17 000 слов, начинающихся на букву «О». А еще он предложил составлять предложения из первых букв алфавита. Например: «Ах, Бесподобен Вид Горных Далей: Ели, Ёжики, Животные Завораживающе Играют, Кроткие Лисички, Миленькие Норки… Облака Плывут, Реют…» и т. д.
Прекрасный ввод в игровую ситуацию по развитию эвристических наклонностей и способностей.
Когда наш непредсказуемый царь Иван Грозный в очередной раз присматривал невесту и заинтересовался британской королевой Елизаветой, московские дипломаты решили прощупать английских коллег на предмет государственных выгод намечавшегося брачного контракта. Сразу скажу: из сватовства ничего не вышло, царь‑батюшка отвернулся от невесты со словами: «Пошлая девица» (то есть «обычная»). На том дело и кончилось. Но остался великолепный диалог дипломатов. Московиты в процессе переговоров заявили:
– Мы надеемся, что враги нашего государя попадут в список врагов и вашей государыни.
На что британцы ответили:
– Дайте нам список ваших врагов, мы сделаем из них друзей.
Поразительный ответ! Сердца, не занятые нами, мгновенно занимает враг. Отчего‑то дипломаты царя Ивана Грозного не поинтересовались у британцев, как это им удается делать из врагов друзей… Эта история поможет тем, кто встречает врагов на каждом шагу, но не в себе самом.
Мама встречает дочь с дискотеки:
– Пришла?
– Пришла!
– А чего так поздно?
– А ты уже все больницы обзвонила?
– Обзвонила!
– И морги?
– Обзвонила!
– А мне чего не позвонила?
Контроль – попытка предвидеть будущее, стремление управлять им. Как правило, склонны к контролю тревожные люди, которые боятся не справиться с тем, что им может преподнести жизнь. Уверенным необязательно столько сил тратить на профилактику, они просто живут, но в случае необходимости умеют принимать решения. Часть личности, которой свойственно все контролировать, называется «защитник/ контролер», и она развивается с детства до 21 года.
Это наш телохранитель, который следит за нами, определяет опасности и разрабатывает пути выхода из таких ситуаций. У него полно всевозможных правил поведения, усвоенных от родителей и общества, в котором жил ребенок, он устанавливает контроль над поведением, что обеспечивает нам безопасность, одобрение и принятие другими людьми. Он решает, насколько позволяется проявлять эмоции: кому, когда, как улыбаться и сколько. Он решает, как мы должны вести себя, чтобы не выглядеть глупыми и не потерять лицо. В этом защитнике крайне мало чувств, он стремится выполнять свои функции любой ценой, вплоть до карательных мер.
Контроль необходим в жизни каждого человека, он помогает нам выжить разумом и телом – не сойти с ума и не умереть. Но чрезмерный контроль вызывает напряжение, что в свою очередь ведет к проблемам, неудовлетворенности жизнью и стрессам.
Еще один пример принципиального решения задачи.
По берегу Темзы прогуливаются два джентльмена и слышат крик «Спасите!». Один, не раздумывая, бросается в реку и спасает ребенка. Снова детский крик о помощи, и снова он бросается и спасает. Третий крик. Тогда второй джентльмен поворачивается спиной и уходит.
– Куда же вы? Дети тонут!
– Вы пока спасайте, а я пойду и посмотрю, кто их туда бросает.
При решении задач мы или боремся со следствием, или решаем задачу в целом.
Я люблю парадоксы и игру слов. Приведу одну фразу, которой рискую запутать вас, но вы попытайтесь ее воспринять с первого раза. Итак, внимание:
«Опыт – это то, что мы получаем, когда не получаем желаемого результата».
Когда нет результата или результат отрицательный, мы начинаем задумываться над тем, что стандартные решения далеко не всегда приносят успех и пользу. Это и есть любой опыт – профессиональный, житейский, специфический. Именно он является тем сокровищем мудрости и практицизма, которое всегда находится в вас и с вами.
Есть замечательная иллюстрация к правилу о том, что, совершая чужие ошибки, платишь за них как за свои. Это цитата из «Рассказа о царевиче и семи визирях» из сборника сказок «Тысяча и одна ночь» , который читали почти все.
Дошло до меня, что был один человек, который хотел увидеть в своей жизни Ночь могущества. И посмотрел он однажды ночью на небо и увидел ангелов, когда открылись врата небесные, он увидал, как всякая вещь пала ниц на своем месте. И, увидев такое, он сказал своей жене:
– О, такая‑то, Аллах показал мне Ночь могущества, а мне было ниспослано, что если я увижу ее и сотворю три молитвы, они будут исполнены. Я спрашиваю у тебя совета: что мне сделать?
– Скажи: «О Боже, увеличь мне член!» – посоветовала жена. И человек сказал это, и его член сделался точно тыквенная бутылка, так что этот человек не мог стоять, а его жена, когда он хотел ее познать, бегала от него с места на место.
И муж сказал жене:
– Что же делать? Ты пожелала этого ради своей страсти.
– Я не хочу, чтобы он оставался таким длинным, – сказала жена.
И ее муж поднял голову к небу и молвил:
– О Боже, спаси меня от этого дела и освободи меня!
И человек сделался гладким, без члена. И, увидев это, жена сказала ему:
– Нет мне до тебя нужды, раз ты стал без члена!
И ее муж воскликнул:
– Все это от твоего злосчастного совета и дурного замысла! Было для меня у Аллаха три молитвы, которыми я достиг бы блага в этой жизни и в будущей, и две молитвы пропали, осталась одна.
– Помолись Аллаху великому, чтобы он сделал тебя таким, каким ты был раньше! – сказала жена.
И человек помолился своему Господу и снова стал таким, каким был…
Разруха начинается в голове! Не будем изобретать велосипед или расплачиваться за чужие ошибки, а возьмемся за дело, которое считаем своим мы, а не кто‑то другой.
В связи с этим вспомнился один текст. Довольно запутанный и сложный для европейского менталитета. Так вот, в нем автор, скрывающий европейское образование под именем Абу Силг, изрек как отрезал: «Даже неразумные желания лучше, чем их отсутствие». Ваше мнение? Давайте обсудим.
Когда были проведены исследования на предмет умения россиян генерировать желания, то ученые были поражены. Хотя они тоже были воспитаны на базовой установке – «Хочешь? Да мало ли чего ты хочешь!». Оказалось, что мало. Были даны вводные: «У вас бесконечное количество денег. Ваши действия?» Большинство (97 %) уложилось в 2–3 млн долларов, остальные – в 6–10 млн долларов (данные ВЦИОМ, 2004 год). Выяснилось, что ни желать, ни мечтать россияне не умеют и не хотят. Им мешают так называемый здравый смысл и неспособность захотеть хотя бы чего‑нибудь. И ведь вроде бы каждый знает: «Хочешь летать? Расти крылья!»
«Если вы хотите стать меньшим, чем можете, то несчастная жизнь вам гарантирована». Если вы хотите стать похожим на кого‑то или на что‑то, то и сами не разовьетесь, и всегда будете на вторых ролях («второй» Гейтс, Богданович, Ошо, Брюс Ли, Гребенщиков).
Стандарт крепко связан с эпохой. Комплекс эпохи проявляется у одного поколения и исчезает у следующего. Каждый временной период ставит перед наиболее активными людьми ряд задач. Они качественно отличны друг от друга: если моден вуз, то те, у кого нет его диплома, чувствуют себя ущербно. Задачей может быть создание стандарта: ремонт жилья, получение ученой степени, покупка джинсов или еще что‑то подобное.
Общество не предлагает позитивных образцов, следовательно, их надо предлагать ему. Тогда будут и статус, и деньги, и признание.
Свобода – понятие относительное. Существует несколько моделей свободного поведения. Особо стоит выделить понятие «крутость». Этот термин имеет противоположные значения. Так, авторитет у наркомана, хирурга и солиста консерватории совершенно разный. Не принимая во внимание различия, многие и подростки, и взрослые из‑за неумения фиксироваться на проблеме и своих ощущениях чувствуют себя неполноценными, обделенными и страдают именно из‑за того, что у них нет должного авторитета.
Прошу отметить для себя. П. М. Ершов, великий русский психолог, так сформулировал основную проблему выхода из тупиковых ситуаций: «Где человек творчески подходит к решению определенных задач – именно там его главное “хочу” и “есть”» . Путь в жизненный тупик у всех одинаков. Это неадаптивность, несинхронность с ситуацией, отсутствие созвучия с той сферой отношений, в которую ты попал. Путь выхода из него у всех различен, потому как в его основе лежит творчество.
Где присутствует «надо», «должен», «обязан» – там обычно ждет провал. Потому что абстрактное «надо» чаще всего означает чужое «хочу». Из «надо» творчество не рождается. Оно рождается только из «надо мне», «я хочу», «должен себе».
Для начала замените формулу «я должен» или «мне надо» на «я за это отвечаю», и ничего объяснять не нужно. Ни себе, ни людям.
Плевако защищал мужчину, которого проститутка обвинила в изнасиловании, желая получить отступные.
Она утверждает, что он завлек ее в гостиничный номер и там изнасиловал. Мужчина заявил, что все было по согласию. Слово за Ф. Плевако:
– Господа присяжные, если вы присудите моего подзащитного к штрафу, то прошу из суммы вычесть стоимость стирки простынь, которые истица запачкала своими туфлями.
Проститутка вскакивает и кричит:
– Неправда! Туфли я сняла!
В зале хохот. Подзащитный оправдан.
Это и есть творчество. Нестандартное решение стандартной задачи.
Учитель из Древнего Китая так писал про довольно любопытную проблему, которая присутствует в жизни всегда и везде: «Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, то он не винит других, а ищет вину в самом себе».
Вывод. Прошло 2500 лет – и что нового? Ничего. Вечные вопросы – это не те вопросы, которые вечно не решаются, а те, которые мы должны решать вечно.
Пример того, как можно использовать для себя все, что находится вокруг.
Один юноша отважился на путешествие к храму, в котором божество исполняло желания. Он дошел до храма, потер стену ладонями и попросил здоровья, богатства и храбрости, которых ему так не хватало. Когда он, довольный, вернулся домой, то его спросили:
– Ну и как?
– Все просто отлично! Дорога к храму была долгой и трудной, но тяготы закалили и укрепили мое тело. По дороге я помог одному путнику добраться до крова, он оказался богачом и дал мне много золота. В дороге на меня напали разбойники, а мне так было жаль расставаться с золотом, да и я изрядно поздоровел… пришлось их разогнать по кустам.
События, которые мы приближаем к себе мыслями, планами, построением целей, структурируют наше подсознание под их реализацию. В результате происходит самый обычный и банальный ход вещей, а не чудо. Хотя сам процесс вполне может выглядеть чудом расчудесным.
– А еще дайте мне бутылку текилы!
– Текилы нет.
– Что значит нет?
– Это значит то же самое, что есть, только наоборот.
Прекрасный пример того, как можно быстро и доходчиво донести свое «нет» до адресата.
Когда‑то мне подарили замечательную книгу. Она именовалась «Три апельсина» – сборник итальянских сказок. В ней мне запомнилась одна сказка, которая называлась «Фея Кренского озера» . Сюжет бродячий – о благородстве главного героя, спасшего фею, и ее подарках – волшебной палке и мешке. Как‑то главный герой Франческо встретился с самим чертом, а тот предложил сыграть в кости. А дальше я приведу любопытный отрывок: «Вечером того же дня сеньор Санта Франческо играл в кости с сеньором чертом. Он делал быстрые успехи и проиграл двадцать тысяч скудо. На второй вечер Франческо научился играть еще лучше и проиграл тридцать тысяч скудо. Ну, а в третий вечер он овладел игрой в совершенстве и поэтому проиграл пятьдесят тысяч скудо». Внушает?
В отрывке описана четкая схема вовлечения человека в секту, финансовую пирамиду, закрытое преступное сообщество, то есть туда, где психика и кошелек человека находятся под угрозой. Используется классическая, проверенная веками игра в бесплатный сыр и мышеловку, которая сама за мышами не бегает. Выход только один – бросать все и убегать сломя голову.
У А. Грина есть рассказ «Вперед и назад» , и в нем – замечательная мысль: «Жизнь знает не время, а дела и события» . На что‑то уйдет секунда, на что‑то – годы. Предметом приложения творчества может быть все, даже жизнь. Жизнь талантов и гениев служит камертоном.
Вот цитата из книги Ю. Никитина «Возвращение Томаса. Башня‑2» . Итак:
«Зачем из жизней великих убираются эти житейские мелочи? Зачем на портретах такие величавые, что помереть со смеху тем, кто их знавал в жизни? Потому что человек легче катится вниз, чем карабкается вверх. Брякни толпе в сто человек, что Некрасов был бабник и картежник, так все возликуют: ага, и этот такой же, как и мы! Только двое из этих ста призадумаются: ежели он пил да по бабам, но стал таким великим, то, может, и нам попытаться сделать что‑то нужное для общества? Остальные девяносто восемь запьют еще больше: классики пили, и нам можно».
Прежде чем смотреть сквозь призму «ценность минус» на талант, необходимо понять, что бабников много, а гений один! А как ему это удалось? Это и есть «ценность плюс» в чужом примере. Единственная возможность поучиться на чужом опыте. Если он смог, значит нечто подобное смогу и я.
Шторм на море. Отдыхающие наперегонки лезут в воду. Спасатель замучился объявлять, что купаться опасно. У одного отдыхающего не выдержали нервы, он пришел к спасателю и по громкой связи объявил на весь пляж:
– Граждане отдыхающие, вам крупно повезло. Я отец Михаил, настоятель храма, освященного во имя иконы Владимирской Божьей Матери в городе Суздале. Если что – обращайтесь. Я могу устроить отпевание прямо на пляже и недорого!
Больше никто в воду не лез.
Вот что значит правильный и наглядный смысл, выраженный словом!
Новобранец заступил на дежурство по КПП с приказом не пропускать автомобили без спецразрешения. Через час он остановил машину, в которой сидел генерал. Генерал приказал водителю, чтобы тот ехал как ехал, но часовой передернул затвор и, направив на них автомат, спокойно сказал:
– Я первый раз на посту, поэтому не в курсе, в кого первого стрелять – в вас или в водителя?
Самообладание и умение сказать вовремя нужные слова – вот ключ к отстаиванию своих прав, без обид и агрессии.
Как‑то раз Кристофер Рен, архитектор, создатель современного облика Лондона, наблюдал за тем, насколько строительные рабочие прилежно работают. После чего он спросил их о том, что они делают. Как сказали бы мы сегодня – выяснил их мотивацию. Было три основных ответа:
– Надо как‑то зарабатывать на жизнь.
– Кладу ровно и красиво кирпичи.
– Строю прекрасный храм!
Всякое препятствие преподносит нам урок, дает пищу для ума и способствует развитию личности. То, что нас не убивает, делает нас сильнее. Главные ошибки – невыученные уроки. Для обретения дополнительного ресурса необходим смысл, на худой конец – какая‑то важная цель. В противном случае будет унылая и однообразная работа и прозябание, а не воодушевление и прорыв. Только идея включает человека в процесс, а не в бессмысленную и тоскливую пахоту. Говоря современным языком, третий каменщик создавал во время строительства свой проект.
Психея влюбилась в Эроса, сына Афродиты, тот ее бросил, и она, рыдая, пошла к Афродите просить о помощи, видимо, чтобы та повлияла на сына. Ничего нового за 3000 лет! Афродита надавала кучу неприятных заданий (свекровь, однако), выполнив которые Психея получила бы Эроса обратно. Одним из заданий было собрать шерсть золоторунных быков и принести ее Афродите. Психея подошла к реке, за которой находилась поляна, где паслись быки, и увидела, как злобно они дерутся. Подойти к ним было и проблематично, и опасно. Бык он и есть бык и не разбирается, кто перед ним. Тогда Психея решила утопиться с горя, но тут к ней пришла идея. По краю поляны, на которой паслись быки, росло много колючего кустарника. И когда солнце село, а быки уснули, она подошла к кустам и насобирала столько шерсти, сколько ей было надо.
Эрудиция далеко не всегда лежит мертвым грузом и может быть успешно применена. Привожу пример.
Однажды жена барона Ги Эдуарда де Ротшильда заказала свой портрет известному художнику‑абстракционисту Виллему де Кунингу. Знаете такого? Нет? Я тоже. Когда портрет был готов, барон спросил:
– Дорогая, ты собираешься мне его показать?
– Нет, конечно, портрет просто великолепен, поэтому не стоит на него смотреть…
Эмоционально‑чувственная сфера переживаний может быть передана графически, как и логические построения. Вспомните реакцию международных преступников на нарисованный в специфической манере портрет Клетчатого в кинофильме «Приключения принца Флоризеля» . Замечательная иллюстрация!
Гурджиев, наследник суфийских традиций, основатель «четвертого пути», был первым, кто показал «цивилизованной» Европе разницу между календарным и истинным возрастом человека. Он вводил человека в измененное состояние сознания – и присутствующие видели, что перед ними не 60‑летний мужчина, а 10‑летний мальчик. То есть он прожил 60 лет, а с духовной точки зрения – 10. Такую страшную цену люди платят за то, что не желают заниматься саморазвитием. Других денег у человека для вечности нет. Это единственная валюта.
Мы проживаем реально не более 15 минут в неделю . Это то время, когда яблоко сочное, ветер чувствуется всей кожей, а любое утро приносит радость и т. д. Остальное время мы «спим», автоматически решая проблемы, общаясь и ни о чем не думая. Попытка увеличить время бодрствования приводит к тому, что у человека удлиняется жизнь в два‑три‑четыре раза. Он становится более социально успешным в единицу времени. Например, в условиях психологического путешествия‑тренинга или тренинга с погружением его участники переживают за неделю работы два‑четыре месяца субъективного времени.
Приведу пример, может, и не слишком политкорректный, зато запоминающийся.
В дом терпимости пришел клиент и попросил себе кого‑нибудь за 50 долларов. Ему ответили, что у них такса – 100 долларов.
– Ну что же, – соглашается мужчина, – такса… значит, давайте таксу.
Послушно соглашаясь с навязанными условиями, мы начинаем проживать не свою жизнь, играем по правилам, которые не осознаем, но которыми активно пользуемся.
Одно из свойств психики позволяет нам запоминать неприличную частушку с первого раза, а строки «В красоте музыкальности, как в недвижной зеркальности…» – с двенадцатого, и то без гарантии. Перевод объяснения в экстремальную фазу позволяет снизить уровень критичности и достичь взаимоприятия. Внимание! Увлекаться таким способом подачи материала я не рекомендую .
Как‑то раз Г. Данелия снимал фильм. По‑моему, это была картина «Не горюй!» . Так вот, для нее набирали массовку из крестьян ближайших сел. Когда пошел девятый час съемок, режиссер спросил: «А они знают, что мы платим всего три рубля? Скажите им еще раз, чтобы потом не было недоразумений». Услышав об этом, крестьяне… скинулись по три рубля, а староста массовки принес деньги режиссеру!
В то время, пока сознание спит, подсознание послушно соглашается с любыми условиями и сочиняет для себя какие‑то правила. Опасаясь потерять лицо, мы пытаемся жить чужой или придуманной жизнью. Это все о той же таксе (см. выше). Полезно напоминать об этом, когда речь идет о власти стереотипов.
Давно, примерно в 1997 году, мне в руки попала замечательная книжка. Как пример креатива я приведу ее название: «Во что одеваться и как себя вести во время Страшного суда»[2] . Блеск! Не нужен даже текст внутри! Купят за одно название на обложке.
А теперь выполняем задание. Во время Страшного суда ни во что одеваться или как‑то особенно себя вести не нужно. Все произойдет как должно. Вероятно.
Глядя на ситуацию, мне вспомнилось одно произведение, близкое к индуизму. В нем была такая фраза: «Каков сам – таков лингам» . Чем не первоисточник для доктора Фрейда?
Фраза может использоваться как иллюстрация к поведению агрессивного собеседника, особенно если он демонстрирует поведение «доминирующего самца».
Все духовные люди говорят так: «Настоящий архат не бывает богат». То есть или ты духовен, или ты состоятелен. Странный подход, не так ли?
В родовом сценарии многих людей, идущих в духовность, в эзотерику, стоит наказ: «От трудов праведных не обретешь палат каменных» , или «Горбом богат не будешь» , или «Бедный, зато честный» . Естественно, при таком убеждении мотивация к успешности и состоятельности практически отсутствует. Собственная слабость трансформируется в силу духа. Иное дело, что все первоисточники говорят об обратном.
Суфийский шейх поэт Аль‑Газали писал в XI веке: «Аскетизм заключается не в отказе от роскоши и богатства, а в очищении сердца от всего, что ниже Всемогущего. Нищего, влюбленного в мирское, при всей его бедности не назовут аскетом. А пророка Сулеймана – мир ему! – называют аскетом». Он знал, о чем говорил.
До аскетизма надо дорасти.
Вот подтверждение тому, что мы слушаем то, как говорят, а не то, что именно нам говорят.
Седьмой Патриарх всегда произносил свои проповеди шепотом.
Однажды его спросили, для чего он это делает.
«Вот странно, – подумал Седьмой Патриарх, – 70 лет я рассказываю свои проповеди, 70 лет меня спрашивают, почему я их рассказываю шепотом, но никто еще не спросил, о чем они!»
Чаще всего воспринимают не то, о чем говорят, а интонацию, ритм фраз, тембр голоса. Фактическая сторона остается за рамками общения.
Любая проблема – эмоционально‑чувственная реакция, располагающаяся в правом полушарии и отвечающая на вопрос «Что делать?». Задача – это исключительно логическое построение, находящееся в левом полушарии и отвечающее на вопрос «Как сделать?». Таким образом, переводя и фиксируя внимание на чувствах и разуме, мы активно учимся более адаптивно проживать нашу жизнь.
Ученики застали Наставника за поеданием курицы.
– Учитель! Ведь вы говорили, что мясная пища несовместима с просветлением! – воскликнули они.
– Вот я вам ее и не предлагаю! – многозначительно ответил им Настоятель, с удовольствием доедая птицу.
Зачастую мы считаем, что если нам нельзя, значит нельзя никому. Тогда собственное поведение объясняется внешними факторами, а поведение других людей – их внутренними качествами.
Напоминаю, что дал слово – крепись. Взял слово – держись установленного регламента.
«Точность – вежливость королей и милосердие снайперов». Так что говорите только от своего имени и только по существу.
«Если хочешь без труда быть богатым – стань нетребовательным», – так советовал Кабус, мудрец из Средней Азии.
Или трудишься и получаешь, или снижаешь уровень запроса и тоже получаешь. Количество и качество получаемого – дело вкуса.
Рассказывают про одного проповедника, работавшего в глухих провинциях Китая и умевшего так проникновенно убеждать людей, что слушать его приходили со всех уголков страны. Как‑то раз его проповеди услышали коммерсанты, и им понравилось, как пастор умеет убеждать людей. Ему предложили работу в фирме с доходом в полмиллиона долларов в год за то, чтобы он рекламировал их товары. Проповедник поблагодарил коммерсантов и отказался.
– Неужели такая зарплата мала для вас? – удивились они.
– Нет. Зарплата не маленькая. Дело маленькое! – ответил проповедник.
Не продешевите и вы. Если вы с Ним, то кто же тогда против вас?
Может быть, мои слова прозвучат громко и пафосно, но рулевой не стремится достичь Полярной звезды, он всего лишь правит по ней руль, и именно поэтому он всегда попадает туда, куда нужно. Имея недостижимую мечту, всегда сможешь выстроить успешное настоящее. Мечта – пропуск в будущее. Цель и смысл – разные вещи. Дом, жена, дети, цветущий сад, путешествия по миру, роскошная машина… – цель . А мечта иметь еще не одну мечту – смысл личного бытия.
[1] Это выражение переводчики перевели буквально: «мать Кузьмы». И еще долго политические лидеры выясняли: «Кто такой загадочный Кузьма, что его матерью угрожают?» Вот вам очередной наглядный пример!
[2] Спешу отметить, что данное название защищено копирайтом. Я специально узнавал.
|