В фильме «Матрица» главного героя по имени Нео вожак повстанцев Морфеус приветствовал словами: «Добро пожаловать в реальный мир!» Точно так же обстоит дело с нашей адаптацией и умением жить в реальном мире. В мире, который нам дан как действительность, с которой надо считаться и в которой надо уживаться с теми, у кого вы вызываете отторжение и неприязнь. «Надо жить, прощая людям наше мнение о них!» (И. Губерман)
Адаптивность – основа успешного выживания. Точнее, успешного проживания . Проживания, которое дает душе возможность развиваться «несмотря на», «вопреки» и «благодаря». Проживания везде. В социуме, в общественной и личной жизни. Естественно, во время процесса активной адаптации мир не сразу становится бесконфликтным. Нет. Он остается прежним. Но полученные и закрепленные новые навыки дают дополнительный шанс. Если их нет в наличии, то человек их пытается найти везде и повсюду. Прежде всего в своих неудачах и неприятностях.
Для иллюстрации приведу слова средневекового мастера адаптации сеньора Макиавелли: «Успех или неудача зависят от умения приспособиться к своему времени» . Именно так: «…к своему времени» !
В качестве примера рассмотрим позицию Адама, как ее описал Марк Твен в книге «Дневник Адама» . Это эпитафия на могиле Евы: «Там, где была она, – там был рай» . Многие ли, после того как их прокляли, обрекли «…в болезни… рождать детей… в поте лица твоего будешь добывать хлеб свой…» , способны так относиться к той, которая, по мнению многих богословов, лишила его рая? Это и есть путь совершенствования – принятие любых новых условий и использование их себе на пользу. Не было бы их, нас тоже не было бы. В натуре![1]
Процесс самосовершенствования – движение в сторону индивидуальности. Любое творчество предполагает свободу. Свобода – это прежде всего умение смотреть на события с разных точек зрения, навык создания своих «точек сборки», многообразие способов взаимодействия с миром.
Главная помеха – внутренние барьеры. Они – как очки со стеклами разного цвета, обычно темного и серого – искажают и ограничивают восприятие общей и частной картины мира, что резко понижает возможность индивидуальной адаптации и приспособляемости к стремительно изменяющемуся миру.
Детеныш обезьяны вырастает только в обезьяну, поросенок – в свинью, осленок – в осла, козленок – в козла… Человеческий младенец может вырасти в любого из вышеперечисленных!..
Полезно помнить об этом, когда идет обсуждение проекта с неясными перспективами.
Осенью 2004 года был распространен доклад Всемирного банка, посвященный гендерным и возрастным проблемам в России на протяжении последних 15 лет. В докладе говорится о том, что самая неприятная особенность демографической ситуации в России – это колоссальный, 12–15‑летний, разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин и то, что основная доля сверхсмертности мужчин приходится на трудоспособный возраст. Основная причина такой картины кроется в так называемом психологическом суициде. В нежелании, в отсутствии смысла жить хорошо и долго.
К тотальному ухудшению здоровья и преждевременной смерти приводит избранный человеком стиль жизни . То есть дезадаптация! В обычном понимании это неумение выстроить активную жизненную позицию и осмыслить свою жизнь. Обращаю внимание на тот факт, что смысл найти нельзя, его можно лишь создать самостоятельно. Именно это и имеют в виду те, кто говорит о нахождении «смысла жизни». Нахождение – это обретение, создание.
Как‑то раз три приятеля, приговоренные к смертной казни, поспорили, кто из них умнее. Вызывают первого, усаживают на электрический стул, включают ток, что‑то не срабатывает, и его осуждают по иной статье. Вызывают второго, и повторяется та же история. Он открывает рот, пытается что‑то сказать, но его обрывают новым приговором – каторга. Приводят третьего, опять двадцать пять… И тут он вскакивает со стула и, никому не давая сказать ни и слова, возбужденно заявляет: «Вы что, ничего не понимаете? Надо соединить вон тот черный проводок с клеммой желтого провода!» Ему сказали: «Спасибо!» и привели приговор в исполнение.
Что важнее – быть умным или правым? Байка пригодится, когда надо указать на то, что в стереотипных ситуациях люди изо всех сил стараются быть правыми, даже если их поведение деструктивно. Особенно в межличностных взаимоотношениях, в которых более ценится житейская мудрость.
Однажды лорд Честерфилд, не помню точно, который именно из благородного семейства, сказал: «Советы редко принимаются с благодарностью. Те, кто больше всего нуждаются в них, реже всего ими пользуются» .
Почему? Потому! Происходит такая ситуация по нескольким причинам:
• мы считаем, что мы «сами с усами» и способны все смочь‑превозмочь;
• мы уже несколько раз обжигались на неумных советах, а также на том, что доброхоты влезают в нашу жизнь «грязными сапогами». Иногда такие советчики попадают в десятку, но чаще городят откровенную чушь. Подумайте, вспомните, представьте: вы – взрослый, грамотный, трезвомыслящий человек и не способны дать совет? Да такого быть не может! А почему не может? Все потому же… Чужую беду руками разведу… Как взрослому признать некомпетентность? Это же капитуляция перед своими проблемами. Тревога, неуверенность, маскируемый перед самим собой страх. Чаще всего суть – в плохо осознаваемом внутреннем конфликте;
• мы не видим проблему – мы видим ситуацию, в которой нам стандартно не везет, потому что… (впишите сами 15 самых важных объяснений, но не больше, а то запутаетесь).
Главное – озадачиться вопросом: «Что во мне есть такого, что меня обманывают (не ценят, не любят, подставляют…)?»
В среде преферансистов есть целый блок советов‑присказок. Одна из них гласит: «Плачь больше! Карта слезу любит». Вам это ничего не напоминает?
Вызывание жалости к себе – одна из самых любимых игр людей, которые не желают брать на себя даже малую долю ответственности. Еще можно вспомнить присказку «безнадежно больного» из кинофильма «Операция “С Новым годом!”», который он все время повторял: «Вам‑то хорошо!..» После чего излагал повод, по которому кому‑то было хорошо. Нас учит всё вокруг!
Не увлекайтесь иностранными переведенными книгами – они отражают иную действительность, иную культуру, и обычно в них очень важен контекст. Всегда необходима адаптация к существующим реалиям. Кроме того, этот пример иллюстрирует наше стереотипно‑стандартное реагирование, то есть все ту же неадаптивность.
Гений манипуляции и приспособления Никколо Макиавелли давным‑давно вывел формулу личного успеха и адаптации: «Успех или неудача зависят от умения приспособиться к своему времени» .
Неумение адаптироваться, приспособиться к существующим сейчас условиям – самый верный путь в тупик. Неадаптивность по своей сути – это активное стремление к тому, чтобы стать несчастным без посторонней помощи. Общий принцип формулы Макиавелли: «Не падай духом где попало».
«Времена не выбирают…» Строки А. Кушнера знают все, мы их цитируем, мы ими утешаемся, предполагая, что живем не в самые лучшие времена. Следовательно, нам, так же как и древним грекам, кажется, что были времена, максимально благосклонные к людям. В них можно было гармонично развиваться, заниматься со всем усердием «транссерфингом».
Это такой современный и модный метод, позволяющий достичь всего на свете за неделю. Правда, я не видел таких людей, но в книгах об этом пишут. А у нас просто так ничего не пишут! Этот термин можно заменить любым другим методом или направлением: йогой, дзен‑буддизмом, бизнесом, изучать «дао денег», трансцендентально медитировать, посещать одитинги, совершенствовать духовно‑душевный мир или полировать чакры… Все, что вам больше всего понравится! Нужно лишь обращать все внимание на тело и душу… Золотой век, одним словом!
Практика жизни доказывает, что это не так – не было таких времен! А если и были, то подобные тепличные условия вряд ли могли способствовать духовно‑душевному росту. Когда все хорошо – чего можно еще желать?
Лучше задумаемся и поблагодарим наше время за то, что оно заставляет нас развиваться, умудряться мудростью мудрых, просвещаться и просветляться в меру своих потребностей.
Вспоминается один случай, произошедший во время моего нахождения на действительной воинской службе. Как‑то в роту охраны приехал новый начальник штаба. Подполковник. Его водили по объекту, знакомя с техникой и личным составом. И как‑то невзначай заметили:
– Вы, товарищ подполковник, с этим солдатом поосторожнее. Он у нас дурак!
– Дурак, говорите?! Сахар ест? Масло ест? Мясо ест? Да? Какой же он дурак?!
Именно так некоторые окружающие адаптируются в социуме, маскируя отсутствие навыков привычками, особенностями поведения или строения нервной системы, истерией, наследственностью, дурным воспитанием и пр. Хотя на самом деле они никогда себе не причинят серьезного вреда. Думаю, вы можете вспомнить подобные примеры, встречавшиеся и в вашей жизни.
Практика показывает, что сплошь и рядом простые задачи оказываются трудными. Как это «научиться любить себя»? Что, теперь можно не принимать во внимание детей‑родных‑близких‑друзей и Уголовный кодекс? Что, можно потакать себе во всех слабостях, жалеть себя и оберегать от сложностей жизни? Нет, нет и еще раз нет!
Истинная любовь к себе – любовь заботливая и требовательная, это высшее проявление самоуважения. Мы не станем попусту жалеть человека, которого уважаем, оберегать его от сквозняка, потакать его слабостям! Вы уверены, что он сильный, достойный и способен справляться с трудностями. Полюбить себя надо не как слабое, больное и беспомощное дитя, а как сильного, уверенного в себе, уважаемого собой человека.
В книге В. Годгивза «Реальность в ладонях» есть фраза: «В этом мире не так уж трудно выжить, друзья, – просто не доставляйте другим неприятностей или, уж если вам придется делать другим неприятности, делайте такие, которые от вас ожидают».
Как правило, близкие воспринимают нас не во всей полноте, а как некую иллюзию, на которой, как на «невидимой футболке» (Эрик Берн), написан какойто девиз. Например: «Я бедная. Мне плохо!», «Живу, как умею», «Дай я сам все сделаю», «У кого нет коня, садись на меня!» Как только мы меняемся, у нас автоматически меняется и девиз. Для спящего сознания собеседника мы становимся опасными чужаками. Он от нас ждет чего‑то невообразимого. Следовательно, если вы желаете сохранить социальные связи, то старайтесь быть такими, как все. Или ждите неприятностей.
Одна дама несколько дней приходила на работу изможденная, а потом вообще заснула за компьютером. Шеф заметил это:
– Инесса Николаевна, вам плохо?
Она подняла усталое лицо и тихо ответила:
– Я уже третью ночь не сплю, муж из командировки приехал.
И под завистливый стон сослуживиц уныло добавила:
– Он та‑а‑ак храпит… Я уже от его храпа отвыкла.
Завидовать можно только тогда, когда выяснишь, чему именно ты собираешься завидовать!
– Я – луч света в темном царстве, – часто говаривал электрический Фонарик. Но однажды он не зажегся, и Человек, державший его, зацепился за Камень и упал.
Позже, днем, он обнаружил, что в Фонарике отошел контакт. Человек поджал контакт, и о чудо! Фонарик вновь заработал!
Если нужно, не колеблясь оказывайте нажим. Как правило, помогает!
Один мой наставник так говорил по поводу неумения радоваться тихой радостью тому, что вокруг: «Покупая в магазине мясо для шашлыка или модную тряпку, вы радуетесь как ненормальные. А тот факт, что вы вообще появились на свет и живете, не вызывает у вас никаких положительных эмоций. Проходя по дорожке, если на одной ее стороне цветущий куст магнолии, а на другой – дохлая кошка, то вы будете смотреть на кошку. Потрясающе!»
Рассеянное, ненапряженное созерцание прекрасного объекта позволяет вам ощутить вкус жизни, увидеть сквозь тихую радость в обыденном – прекрасное. Это возможность зафиксировать новые полезные и приятные состояния, которые потом можно будет воссоздать. Такая улыбка более эффективна для процесса принятия себя, чем для общения с другими. Она позволяет ощутить мир и свое место в нем.
Запишите на листе бумаги в столбик те понятия, которые у вас входят в группу «ценность минус» , и те понятия, которые входят в группу «ценность плюс» . Таким образом вы поставите себе задачу по переходу с минуса на плюс. Это основной принцип работы над своей картиной мира. Теперь посмотрите на список: вошло ли понятие «жизнь» в столбец «ценность плюс» ? А если нет, то почему?
Приведу одну историю об Александре Александровне Яблочкиной.
Она жила и творила на стыке двух веков – XIX и XX. Жизнь у актрисы была интересная и насыщенная. На своем 70‑летии она подняла бокал и сказала:
– Я приглашаю всех на свое 80‑летие!
Кто‑то искренне пообещал, кто‑то грустно усмехнулся.
На 80‑летии она сказала:
– Спасибо, что пришли, собрались, почтили. Я рада, что вижу многих из тех, что были у меня десять лет назад. Давайте соберемся и выпьем через десять лет на моем 90‑летнем юбилее.
Опять скепсис среди приглашенных. На 90‑летии Яблочкина заметила:
– Видите, кто улыбался тогда радостно и благодушно – те сейчас с нами. А тех, кто хмыкал, их, к сожалению, среди нас уже нет.
Что мы себе сами «намечтаем» от души, то у нас и выходит в жизни. Мечта – пропуск в будущее.
Обсуждая способы продвижения по службе для инженеров авиакосмической промышленности, тренер упомянул о значении умения создавать имидж и правильно одеваться. Кто‑то из инженеров громко заметил:
– Вы действительно так думаете?
– Несомненно. Руководство обычно ищет на высокие должности людей, которые выглядят уверенными и достигшими успеха профессионалами. Если ты претендуешь на высокий пост, то надо одеваться так, как будто ты его уже получил.
Инженер хмыкнул еще громче:
– Я, вообще‑то, стремлюсь в космонавты!
Далеко не все, что пишется в умных книгах или внушается на популярных семинарах, является чем‑то полезным. Сомневайтесь – и вы придете к уверенности. В меру, конечно.
Великий комбинатор говорил: «Ловить такие мизерные шансы не в моем характере». И добавлял: «Всегда так – миллионное дело приходится начинать при ощутительной нехватке денежных знаков»
Мешают сомнения. Комбинатор знал 400 относительно честных способов изъятия денег у населения, но кормили его идеи ! Есть идея – есть средства для ее реализации. Деньги и люди всегда даются/находятся только под идею.
Приведу в пример японское стихотворение из цикла «Мои маленькие радости» (Таясу Мунэтакэ). Оно посвящено тому, что выпал снег, а никто не смотрит на него и не любуется, а все суетятся впустую.
Им бы сейчас,
Попивая сакэ, любоваться
Дивной картиной –
Нет, бродит зачем‑то народ,
Топчет на улице снег.
То, что не зафиксировано сознанием, или переводится в сферу бессознательного, или теряется, проходит без пользы мимо. Даже в традиционном обществе, где любованию природой обучают с двух‑трехлетнего возраста. Что же говорить о нас? Вот европейское общество как умеет наверстывает упущенное. Активно и, что характерно, некритично внедряет восточные психотехники. Им невероятно хочется «остановить мгновенье», зафиксировать состояние, которое человек получает «здесь и теперь». Суть – умение жить в таком процессе постоянно – упущена. В погоне за внешним упущено внутреннее содержание традиции.
О вопросе преодоления стереотипов в мышлении и поведении. За достоверность не ручаюсь, но легенда красива!
Жил‑был непобедимый воин, который всегда при каждом удобном случае демонстрировал свою силу. Он вызывал на бой всех богатырей и всегда побеждал. Однажды он услышал, что в горах живет непобедимый отшельник, Мастер рукопашного боя. Отправился богатырь к нему, чтобы доказать всем, что сильнее него в мире нет. Добрался богатырь до хижины отшельника, увидел его и удивился. Старик как старик, довольно живой и ловкий, делает дыхательную гимнастику, стоя на большом камне. Далеко не богатырь, но дело есть дело, и пришедший богатырь заговорил первым:
– Так это ты и есть тот самый непобедимый? Что‑то не бросается в глаза! Да ты не сможешь сдвинуть даже камень, на котором стоишь.
– Внешность обманчива. Ты знаешь, кто я. Тебе обо мне уже рассказали. Ты знаешь, зачем ты сюда пришел, а я про тебя ничего не знаю. Прояви себя вот к примеру. Каждое утро я такой камень разбиваю головой. Сего дня, на твое счастье, я только выбрал этот камень, но разбить, как видишь, еще не успел. Если ты хочешь меня вызвать на поединок, то разбей его для начала головой, а там посмотрим.
Богатырь подошел к камню и со всей силы стукнул лбом о камень (стандартный ход). После чего свалился без сознания. Отшельник вылечил его, взял в ученики и долгие годы обучал его редкому искусству побеждать соперников неожиданными решениями.
Старение неизбежно, а вот взросление происходит выборочно. Кто‑то пытается упорным трудом, усилиями преодолеть власть стереотипа. А кто‑то – просто умом и мудростью, пытаясь найти нестандартные выходы из стандартных ситуаций. Именно этот процесс является целью развития в себе талантов, умения творить. Не в виде способности читать, плясать, рисовать, музицировать, а в виде одухотворения своей жизни. Именно это и есть так называемый Путь, помогающий нам стать внутренне свободными и ответственными за себя.
Хочу привести вам пример стереотипного поведения.
Когда в Японии появились железные дороги, на торжественное открытие первого железнодорожного сообщения прибыл император в сопровождении свиты. Все чинно сняли обувь перед посадкой, загрузились в вагоны и поехали. По дороге страшно удивлялись скорости передвижения. Действительно, если на рикше дорога из Токио в Иокогаму занимала 8–10 часов, то поезд преодолел это расстояние за 50 минут. Но наибольшее удивление вызвал тот факт, что снятой ранее обуви на конечной станции не оказалось.
Великолепная иллюстрация стандартного мышления, которое обычно ведет в тупик. Люди ожидали, что вагоны будут размером с конный экипаж, а они оказались размером с японский дом. Стереотип сработал. Предмет для обсуждения. Слишком часто привычные, шаблонные решения ведут в тупик. Полезно рассказывать подобные истории, когда обсуждение вопроса не находит логического завершения.
Еще на эту же тему.
В конце XIX века в известной английской газете было размещено объявление: «20‑летняя девушка из хорошей семьи, располагающая состоянием в 2 млн фунтов стерлингов, желает познакомиться с нормальным юношей в целях замужества». В течение короткого времени на почтовый адрес, указанный в объявлении, пришло более 30 000 писем от вожделевших женихов с разных концов света. Но никто не получил ни руку, ни сердце таинственной невесты.
«Заманчивой избранницей» оказались два предприимчивых филателиста, которые одним махом многократно увеличили свою коллекцию почтовых марок. Этот случай считается самым крупным массовым пополнением коллекции марок в истории филателии.
Пример нестандартного решения задачи.
На одном собрании произошел спор о том, что на свете для человека хуже всего. Кто‑то говорил – болезни, кто‑то говорил – смерть, кто‑то говорил – бедность… Много всякого было сказано. И этот вопрос задали Насреддину:
– А ты, молла, что думаешь?
– Плохо, когда не сбывается то, чего хочешь, – ответил Насреддин. – Но куда хуже, когда сбывается то, чего не хочешь, – подумав, добавил он.
На такие совпадения мы не обращаем внимания, а потом живем с девизом «С юных лет в жизни счастья нет!». Полезно вспоминать эту притчу, делая акцент на том, что хорошего в жизни больше. Но заметно оно для нас меньше, потому что мы считаем, что так и должно быть!
Мудрец средневекового Китая Сюй Сэнмо заметил такую закономерность: «Слишком начитанный человек дуреет от книг. Стоит только у него спросить совета, и он ответит заемными словами».
Практика показала, что круглые отличники редко добиваются выдающихся успехов в социуме. Их редко добиваются также двоечники и вечные троечники. Оптимальны и адекватны в жизни хорошисты. Они умеют полностью использовать те знания, которые у них есть. Причем эти знания они способны применять в смежных дисциплинах. Этому посвящено множество анекдотов. В них студент великолепно отвечает на неизвестный ему вопрос, обладая скудными, но твердыми познаниями.
Главное различие между тем, кто заучивает‑зазубривает, и хорошистом только в одном. Первый умеет прекрасно использовать знания в условиях жесткой структуры, определенных правил игры. А хорошист гораздо лучше подстраивается под нестандартные события. То есть он в большей степени адаптирован к условиям жизни. Его реакция связана с пониманием поставленной задачи. Выбор из нескольких похожих, но не равноценных вариантов – одно из проявлений интуиции. А она дана всем, но развита неравномерно. Как умение петь. Один хорош для Большого театра, другой – для кружка самодеятельности, а третий плох и в подземном переходе. Так и интуиция.
[1] На латыни выражение «в натуре» означает «априори».
|