Как много нужно делать, чтобы не быть несчастным, и как мало, чтобы быть счастливым.
Чем неизменно занимаются все люди? Постоянным выяснением отношений и взаимоотношений. Эта тема бесконечна, и она присутствует везде. В произведениях искусства, литературе, учебниках по психологии. Понимание и принятие отношений и взаимоотношений – жизненно необходимый элемент всего происходящего в нашей жизни. Без него мы не состоялись бы ни как индивидуумы, ни как Homo sapiens. Клод Леви‑Стросс, основатель сравнительной антропологии, считал, что первобытные люди смогли выжить вовсе не благодаря агрессии, использованию орудий труда или объему головного мозга, а прежде всего благодаря своей способности находить общий язык, умению кооперироваться, выстраивать взаимоотношения, навыку доверять соплеменнику, умению не терять голову во время катаклизмов.
В ранних человеческих сообществах активно использовался принцип групповой деятельности. Для них общей чертой была готовность делиться добытыми ресурсами. Среди них процветал здоровый альтруизм, проистекающий из необходимости уживаться вместе.
Вспомните рассказанную ранее историю с яхтой. Когда желают не самоутверждаться, а жить, это весьма серьезная мотивация! Правильная. Недавно я с большим удивлением узнал, что наши предки жили в одной пещере не десять, не сто, а тысячу лет! При этом они умудрялись не погибнуть и не перебить друг друга в ссорах! Человеческая кооперация и умение ужиться на маленькой территории могли реализоваться только благодаря тому, что предкам удалось выстроить взаимоотношения в том виде, который был описан В. В. Маяковским: «Я гайки делаю, а ты – для гаек делаешь болты!» Взаимность и точный расчет есть основа согласия и прочных дружеских отношений.
Если не удовлетворяется важнейшая потребность в социальных связях, то имеет место изоляция, и тогда наступает одиночество. В этом случае человек начинает задумывается о своей тотальной ненужности, полной несостоятельности, горькой доле и невостребованности талантов и способностей, а в голову ему приходят навязчивые мысли о суициде как единственном выходе из тупика одиночества.
В случае удовлетворения потребности в общении и взаимодействии с себе подобными человек развивается и самореализуется. Общение помогает расширить сознание за счет обогащения новыми идеями, суждениями и мыслями. Именно так мы получаем практические навыки более успешного существования.
Подлинные отношения включают в себя радости и страдания в связи с реальными событиями в жизни. Обмен эмоциями, чувствами, мыслями, состояниями и информацией составляет ткань равноправного контакта. Это понятие динамическое, так как в процессе психика преобразуется разнообразно и разносторонне.
Переоценить значение собственного и выстраданного отношения к явлению, проблеме, задаче, человеку, работе, процессу выстраивания диалога практически невозможно. Пример Тома Сойера, заставившего ребят поверить в то, что покраска забора – привилегия, должен быть у вас в памяти.
Если не можешь бороться с процессом – возглавь его. Основной навык – приобретение инструмента, который поможет сознательно трансформировать неудачу, нежелательную ситуацию, отрицательную эмоцию во что‑то приемлемое или приятное.
Как‑то пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить. Он знал, что пастух пасет животных в отдаленном месте, где почти никто не ходит, решил воспользоваться этим и выкопать там глубокую яму, чтобы тот упал в нее. Поздней ночью он начал копать. Копая, он представлял, как его обидчик попадет в нее и, может быть, что‑нибудь сломает себе и даже умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или по крайней мере в яму упадет его корова, овца либо на худой конец коза. Он копал долго и упорно, мечтая о мести, не замечая, что яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. И каково было его удивление, когда он увидел, что за это время он выкопал такую глубокую яму, что сам уже не может вылезти из нее.
Прежде чем даже мысленно рыть яму другому, вспомните, что вам самому придется в ней оказаться, ибо первым в ней оказывается тот, кто ее роет. Прежде чем облить кого‑то грязью, сначала придется испачкать свои руки. Теперь сразу прочтите следующий абзац.
Настоятельно рекомендую запомнить, что в повседневной жизни окончательных побед не бывает !
Действительно, если вы окончательно и насовсем «победили» мужа или жену, то как вы с ним/ней, раздавленными морально, будете жить еще лет 10–20? Вся история общества доказывает, что бывают победы только на некоторое время. В Крымской войне Россия утопила флот, потеряла земли, расстроила свою финансовую систему. Но войск французов, турок, англичан в Крыму больше никогда не видели. Все так называемые победы – временное явление. Умение находить общий язык и вести диалог – вот что остается с вами навсегда.
Вот пример того, как, правильно поставив вопрос, вы можете получить то, что хотели.
Читаю книгу в стиле фэнтези, а в ней согласно сюжетной линии добрый молодец допытывается у Бабы‑яги о месте, где схоронена кощеева смерть.
– Место, где погибель его запрятана, никому не покажу и всячески охранять буду.
– Это, бабуль, не проблема. Зачем нам знать, где его погибель? Это лишнее. Нам достаточно знать, где ее нет…
«Нет» в определенном контексте есть не что иное, как «да». Достаточно, если вы будете смотреть на происходящее с точки зрения «ценность плюс» . Кроме того, очень важно уметь выстраивать диалог.
Оптимизм (от лат. «наилучший») и пессимизм (от лат. «наихудший») – два противоположных взгляда на мир, два противоположных подхода к событиям, информации, проблемам. На тему правильного мировоззрения размышляли поколения философов – от Платона до Дж. Селли. То, что они не могли прийти к общему знаменателю, означает, что прав агент Малдер: «Истина где‑то рядом» .
Главное в оптимизме то, что вы сами берете ответственность за себя, тогда как при пессимизме вы стараетесь прибегать к помощи других, вам хочется, чтобы вас ободрили, похлопали по плечу или погладили по голове. «Истина рядом» – встанем рядом с проблемами и посмотрим на них критически.
– Все ерунда, кроме пчел, – сказал медведь. – Да и пчелы, если вдуматься, тоже ерунда.
Все проходит. Вечны только мы и наше отношение к происходящему.
Во время плавания Тура Хейердала на судне «Тигрис» была обезьянка, любимица экипажа. На третьей неделе путешествия она захандрила, и кто‑то из членов экипажа устроил ей домик в ящике из‑под бананов. Она уединялась на 40 минут в день и опять стала веселой и беззаботной.
Пояснение. Каждому человеку необходимо выделять в своей жизни пространство и время, когда он может гарантированно побыть один. То есть его покой никто без его желания не нарушит. Важное правило! Оно поможет вам успешно восстанавливаться и при этом совершенно не чувствовать себя виноватым из‑за безделья. На стройке подобное отношение к отдыху особенно заметно. Сидят рабочие. У того, кто курит, – перекур, а тот, кто просто сидит, – лентяйничает?
Для более эффективного существования в нашем мире желательно учиться рационально использовать время, которое тратится на всякую ерунду.
Транспорт: «Глаза закрою… мысли разгоню… улыбнусь себе… Расслабилась… Думаю о приятном… Надо выходить, смотрю и вижу: вокруг хмурые лица, наморщенные лбы, усталые глаза, а ведь еще утро! А я такая… отдохнувшая, бодрая, способная горы свернуть!»
Вот уж точно: «Все люди как люди, а я красивая, здоровая, успешная и умная!» Великолепный образец аффирмации для самовнушения!
Как‑то раз один учитель, глядя на реку, спросил у учеников:
– Река как жизнь. Она меняется с каждым мгновением, никогда не повторяясь. А как бы вы хотели плыть, достигая своих целей?
Один поторопился:
– Я бы боролся с течением, может, даже плыл против него, достигая своего.
– Неплохо. Но ты сильно рискуешь переутомиться и утонуть. До того как плыть против течения, стоит выяснить – лежит ли цель по течению или наоборот.
Второй успел продумать ответ:
– А я бы плыл по течению. Скользи себе, не тратя сил, смотри по сторонам и учись.
– Неплохо. Если течение несет к твоей цели, иначе ты с каждым мигом удаляешься от нее.
Третий схитрил:
– А я бы плыл с умом, постоянно меняя тактику. То по течению, то против… Так я преодолевал бы опасные повороты, выбирая места для отдыха, чтобы, восполнив силы, продолжить путь.
– Тоже неплохо. Но тоже не то, – произнес учитель.
Ученики задумались. Никто не сказал того, что хотел услышать от них учитель. Потом, набравшись храбрости, они спросили:
– А каков твой путь по реке жизни?
– Я бы, возможно, и не пустился бы в плаванье. Не ко всякой цели можно добраться вплавь.
А как вы стремитесь к целям? Насколько разнообразны ваши способы их достижения? И как часто вы думаете: «А где, собственно говоря, моя цель?»
Молодых людей учили летать. У каждого был свой учитель. Но один из учеников выбрал всех трех учителей. На экзамене все полетели, а он упал и разбился.
Когда предлагают три решения одной проблемы, то стоит внимательно к ним присмотреться. Не исключено, что есть и четвертое решение.
В моей памяти отложилась фраза неизвестного автора: «Необязательно помнить или знать дорогу. Достаточно того, что вы можете ее отыскать, когда вам это будет необходимо».
Это иллюстрация к тезису о том, что мы живем в век процессов и овладение ими – залог успешности. Каждый день мы нажимаем на какие‑то кнопки, щелкаем тумблерами и клавишами, и сложная техника подчиняется нам. Умнее от этого мы не становимся. Да и не для этого техника создана. Известна деятельность борцов с «повседневными предрассудками» практического разума. Им хотелось, чтобы хлебороб цитировал Аристотеля, а доярка на досуге изучала вопросы, связанные с развитием линейной перспективы у прерафаэлитов.
Преобладание в быту сложных технических устройств, разработанных в результате научных открытий, не приводит автоматически к мудрости потребителя. Наоборот. Сто лет назад владение топором содержало в себе сумму всех навыков плотника, иногда и столяра, что означало не только умение сделать табуретку, корыто, построить дом, но способность и наточить его, оценить дерево, идущее на топорище, металл, из которого изготовлен топор… Владение седлом и хомутом тоже скрывает за собой целый пласт, связанный с культурным контекстом. Вплоть до соответствующих песен и шуток. Именно контекст позволяет человеку владеть вещью.
Владение телевизором – иное дело. Он сложнее топора, но как инородное тело, вросшее в повседневность, требует от владельца знания двух‑пяти операций. Вся суть современной техники обращена не к Мастеру, а к пользователю, которому достаточно усвоить очередность нажатия кнопок.
Наука, представленная в нашей жизни техникой, примитивизирует массу практических навыков. В быту прививка «научности» не выглядит как устранение тьмы предрассудков с помощью знания. За пределами повседневного житейского опыта, там, где с техникой имеет дело уже не пользователь, а инженер и конструктор, технологии подразумевают конвейер. С одной стороны, это очень хорошо, потому что иначе владение компьютером, телевизором, самолетом, метро и диктофоном было бы схоже с владением топором – и наша жизнь была бы сплошным мучением.
Главное в этом процессе то, что нами утрачиваются навыки владения опытом. Особенно в контексте разговора об использовании жестких схем НЛП или гипноза, вбитых на семинарах, где нужно запомнить основной постулат: «Делать так и так! И никак иначе!» В результате исчезает мастерство владения предметом.
Пользователь применяет вырванные из контекста сведения, данные, советы, полученные из третьих рук. Любимое заклинание: «Это доказано наукой». И человек добавляет: «Я сам это где‑то читал!» То ли в журнале «Исцелительные силы», то ли в еженедельнике «Передохни», то ли в отрывном календаре. На смену проверенным практикам приходит непостоянная мода. Пример – диеты. Каталог советов о том, как правильно худеть, обновляется два раза в год. Из этого вывод: ничто так быстро не устаревает, как последнее слово науки. Но ссылка на научный авторитет срабатывает.
В одной фирме у моложавой дамы вышел из строя компьютер. Вызвали мастера. Тот, со слов этой дамы, на входе что‑то очень громко сказал, возвел к потолку руки, покрутил кресло, присел перед ним на корточки, после чего несильно пнул системный блок, и все сразу заработало. Чудеса, да и только!
Мастер рассказал несколько иное:
– Мадам видать с гвоздиком в попе, искрутилась на кресле и намотала шнур на основание кресла, заодно выдернув из гнезда системного блока. Я раскрутил шнур, вставил его и убрал подальше системный блок.
Не только книга, но и любое действие несет в себе несколько смыслов. Один – для мастера, другой – для дамы, третий – для вас, четвертый – тоже для вас.
Одно из прекраснейших свойств нашей жизни состоит в том, что невозможно искренне помогать другому, не помогая при этом себе самому. Парадокс? Не думаю. У вас же было такое в жизни?
Наши действия всегда преобразуют нас. Если же нас мотивирует оказание помощи другим, то придется развивать такие качества, как терпение, сочувствие, умение наладить контакт, взаимопонимание – все то, что заставит нас вести диалог.
Проникновенный Саади писал: «Пусть же тот, кто брезгует поднять упавшего, содрогнется при мысли о том, что когда‑нибудь и он упадет, и никто не протянет ему руки, чтобы помочь ему подняться».
Милосердие – превыше всего, оно даже «стирает карму», как считают индуистские мудрецы. «И милость к павшим призывал…»
В качестве ремарки приведу высказывание У. Джейка: «Единственный грех, который мы никогда не простим друг другу, – это разница во мнениях по интересующему и важному для нас вопросу».
Пояснение. Вспомните, сколько было споров по поводу экранизации «Мастера и Маргариты» . Или можно взять что‑то более актуальное: «Код Да Винчи» Дэна Брауна[1] или нашумевший «Аватар» . В конце концов, вы как наш современник обязаны держать руку на пульсе жизни социума и иметь понятие о том, что происходит в информационном пространстве – от парагвайских сериалов до отечественных и импортных, но все равно дурацких ток‑шоу.
Как‑то раз встретились на дороге Спаситель и сатана. Сатана злорадствует, ликует и громко говорит:
– Ну и к чему все это? Вот ты бьешься‑бьешься, а за тобой идут единицы, а за мной легионы!
– Да, – отвечает ему Спаситель, – но я веду их в гору, а ты – с горы.
Комментарии практически не нужны. Великолепно показано, что опуститься проще и легче, нежели расти и развиваться.
Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, в XVI веке советовал некрепким в вере сознательно преувеличивать ее истинную крепость, призывал к экзальтации, совершенно справедливо считая, что «пока что‑то изображаешь – учишься». В настоящее время на этой особенности психики основываются система Станиславского, психологические и актерские тренинги, трансовые психотехники, боевые искусства.
Знание этого поможет вам в поисках ответа на вопрос: «А как все же что‑то сделать, если я не могу/не умею»? Срабатывает в 90 % случаев.
Улыбнитесь! Судя по всему, вы озадачились проблемой правильного проживания своей жизни. Вот история о том, что правильное и полезное в жизни – не одно и то же.
В одном купе скорого поезда вместе ехали строгий молодой человек в очках и с ноутбуком и священник благообразного вида. «Ботаник» сразу же включил компьютер и начал работать. Священник открыл кейс, достал бутылку хорошего коньяка, лимон, что‑то еще и предложил выпить по рюмке. Молодой человек, не отрываясь от дисплея, отказался. Затем священник пошел в вагон‑ресторан, потом оказался в соседнем купе, откуда слышался женский смех и где было очень весело. Юноша работал и на все предложения священника отвечал отказом. Когда тот, довольный, вернулся, молодой человек спросил его:
– Скажите, я что, живу неправильно?
– Да нет, правильно. Но зря!
Сказка – ложь, да… потехе час. Любому человеку обязательно нужно выделять время и на отдых, и на веселье.
Лао‑цзы в эпохальном труде «Дао‑Дэ‑Цзин» написал фразу, очень важную для нас: «Забираясь по лестнице, ведущей на небо, нет нужды перешагивать через ступени».
Необратимые изменения медленно и насовсем входят в структуру психики. Чтобы изменения прочно и надолго внедрились, необходима ежедневная работа в течение 40 дней. Вообще, это и много, и мало. Когда на кону ваша успешная жизнь, думаю, мелочиться не стоит.
В конце XIX века французская Академия наук, рассматривая факты падения метеорита, категорически заявила: «Этого не может быть! Камни с неба падать не могут». Та же Академия наук обругала и обвинила в шарлатанстве ученого Месмера, открывшего магнитотерапию. Она не признала и высмеяла громоотвод Франклина, вакцину против оспы Дженнера, а паровой котел Фултона обозвали утопией. Чуть позже академики все той же Академии выгнали из зала Эдисона, когда услышали живой голос из изобретенного им фонографа. Прообраз магнитофона был назван «дьявольскими проделками», зато в конце жизни уже ставший великим Эдисон математически доказывал, что летательные аппараты тяжелее воздуха невозможны в принципе. Братья Райт не знали этого и построили самолет. Знаменитый Герц, один из создателей электричества, утверждал, что использовать электросигналы для передачи информации нельзя, так как препятствия их ослабляют. Сегодня мы имеем радио, телевидение и Интернет.
Резерфорд был уверен, что атомная энергия не может иметь практического использования. Когда известный русский хирург Пирогов потребовал, чтобы врачи оперировали в белых прокипяченных халатах, на которых не было микробов, коллеги упрятали его в сумасшедший дом, через три дня, правда, выпустили, не найдя нарушений в его психике.
За открытие закона Ома Георга Ома не только выгнали с работы, но и объявили сумасшедшим и еще 20 лет не пускали в науку. Та же учесть постигла Рудольфа Ланского из Праги, открывшего четыре группы крови, – его тоже объявили помешанным. Когда доктор Ландштейнер доказал правоту Ланского, он получил Нобелевскую премию. Рукопись Ньютона много лет пролежала в архиве Королевского общества невостребованной. Лорд Кельвин, открыватель многих законов, назвал надувательством все опыты с рентгеновскими лучами. Лондонское Королевское общество отказалось публиковать доклад Джоуля и Майера о термодинамике. Майер, не выдержав насмешек коллег, выбросился из окна. Лет тридцать назад покончил с собой ученый, создатель «голубой крови» профессор Белоярцев. В результате искусственная, не подверженная СПИДу кровь изобретена не у нас, а в США.
Вот почему Макс Планк с горечью писал: «Обычно новые научные истины побеждают так, что их противников убеждают, но чаще так, что эти противники постепенно вымирают, а новое поколение усваивает истину сразу» . Это высказывание не утратило актуальности и в наши дни.
Блаженный Августин, один из Отцов Церкви, возносил к небесам молитву: «…Даруй мне чистоту сердца и непорочность воздержания, но не спеши, о Господи». Он понимал, что если на него снизойдет «сразу и все» из того, о чем он просит Бога, то он не выдержит – слишком кардинально ему надо меняться.
Сценаристы и режиссеры обожают помещать своих персонажей в такие ситуации – внезапное увеличение роста, умение читать чужие мысли, смена пола, удивительные способности, ведь зрителям интересно смотреть на то, как персонаж будет выкручиваться.
Именно выкручиваться, а не жить. Когда дело касается нашего внутреннего мира, при изменениях будут меняться структура психики, модель мира и этика. А вы должны не умереть, не сойти с ума, а жить. Что тяжело.
Вспоминается диалог.
Один мужчина говорит другому:
– Ты утверждаешь, что чем больше человеку дается, тем больше ему хочется?
– Да, конечно и всегда!
– А тебе никогда не давали восемь лет с конфискацией?
Такие вещи не относительны – они конкретны.
Когда отец известного в будущем фотографа Эдварда Стайкена увидел, что из 50 отснятых кадров получился один хороший снимок, он сказал: «Сынок, это не для тебя. Смотри, сколько брака!» Зато мать Эдварда расценила происходящее совсем иначе: «Какая разница, сколько плохих? Этот один стоит остальных 49. Если команда выигрывает со счетом 98:96, то это означает не то, что в ее кольце побывало 96 мячей, а то, что она смогла забить на два мяча больше!» Ободренный поддержкой и похвалой матери, Эдвард продолжил занятия фотографией, и теперь все галереи мира считают честью проводить его выставки у себя.
А часто ли мы так же ободряем своих близких? А детей? А самих себя? Вот и выходит из нас и из них то, что получается. А не то, что могло бы быть! Можно рассказать аналогичную историю, произошедшую с одним из самых великих актеров Голливуда Робертом де Ниро. Он регулярно игнорировал школу, зато усердно посещал детскую драматическую студию – единственное место, где он удостаивался похвал.
Попросите собеседников вспомнить, когда и как их поощряли, обсудите произошедшее с ними, предоставьте им возможность поставить «якорь»…
Вот одно из правил жизни очаровательного Карлсона: «Если человеку мешает жить только ореховая скорлупа, попавшая в ботинок, он может считать себя счастливым». Что способно нам помочь? Конечно, модный фэншуй. Это учение о гармонизации человека с миром, судьбой и здоровьем. Помню фразу: «Конечно, у меня еще долго не будет денег! У меня на полке тигр смотрит на запад! А я, как дура, денег жду!»
Искусству фэншуй более 5000 лет. В принципе это важная и полезная штука. Но когда по всем углам расставляют кошек, собачек, тигров, монеты с отверстиями… И как можно многовековую традицию иной культуры вместить в 100–150 страниц? А большинство фэншуистов на таких текстах и обучаются.
Вот они и воспринимают древнее учение как пособие по расстановке мебели и развешиванию колокольчиков. У кого‑то срабатывает. «Если веришь – можно закусывать» . Но таких расстановщиков мебели может спасти только вера и ничего более. Что же такое фэншуй? Это искусство, развивающее в человеке чувство гармонии и своего дома. Для этого надо думать самостоятельно: «А как сделать наш дом хорошим и комфортным для нас ?» Думать надо самому , а не приглашенному «специалисту», который видит вас в первый раз и, держа в руке компас, заботится только о стоимости проведенного ремонта. Как только вы решите, что для вас означает комфорт в вашем доме, приступайте к совместной реализации этого проекта. Что‑то передвинуть, что‑то выбросить, что‑то переклеить, а что‑то оставить. Совместный труд для совместной жизни творит с людьми чудеса!
[1] В момент написания книги эти «шедевры» и фамилии были на слуху. Комментарий на латыни: Sic transit Gloria mundi («Так проходит мирская слава»). Точнее не скажешь.
|